Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм.
У истоков русской сатиры
Сатирическое произведение — это произведение литературы или искусства, которое использует сатиру, чтобы высмеять иррациональные и абсурдные аспекты человеческой жизни или общественной действительности. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов. Из художественных средств в сатирических произведениях искусства и литературы используется также гипербола, сарказм, аллегория, пародия, гротеск. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта.
Sorry, your request has been denied.
Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов). «Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки. Я считаю, что сатира необходима, она показывает минусы и недостатки в характере каждого отдельного человека и всего общества в целом. К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. «Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
Ключевые слова
- Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя
- Смотрите также
- Значение слова «сатира» в 13 словарях
- Что такое сатирическое произведение основные черты жанра и примеры
- Сатирические произведения – что такое? 🤓 [Есть ответ]
- Сатира в произведениях русских классиков
Словарь Ушакова
- Что такое сатира? - YouTube
- Значение слова САТИРА. Что такое САТИРА?
- Сатира: история и особенности жанра
- Сочинение Нужны ли сатирические произведения?
- Сатира определение в литературе
- Особенности жанра
Сатира как жанр
То немногое, что сохранилось от устной поэзии трудового народа в записях XVII в. Антикрепостническая народная поэзия XVII в. Сатирическая «Комаринская», по убедительному предположению исследователя Г. Исторические очерки города Севска и его уезда. Сборник Орловского церковно-историко-археологического общества, т. II, 1906, стр. Современник записал острую пословицу, заклеймившую «боярского царя» Василия Шуйского: «Хотя бы нам чорт, только бы нам не тот». Запретительные указы правительства с осуждением вспоминают «позорища» — разные виды народного театра, в том числе и кукольного, привлекавшие зрителей, между прочим, и сатирическими выпадами по адресу властей, господствующего класса. Другой способ сатирического изображения безудержной эксплуатации феодалами трудового парода — показ ее через ироническую характеристику, которую даст своему положению сам обездоленный труженик.
Примеры подобной сатиры XVII в. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. Меткие и острые, такого рода пословицы и поговорки были одним из способов выразить протест против все усиливавшейся феодальной эксплуатации. Сатирическая пословица не только прямо обличает, но она и высмеивает: тунеядцев, живущих чужим трудом, — «Мяхки руки чужие труды поедают». Сатирическая пословица не щадит и отрицательные явления семейного быта: «Мачеха пасынку надвое волю дала: наг ходи либо без рубашки», «Горе мачехино, что пасынок сметаны не ест, а временем и сыворотке рад», «Свекровь снохе говорила: невестушка, полно молоть, отдохни — потолки», и т. В богатом сказочном репертуаре XVII в. Адрианова - Перетц. Социально-бытовая народная поэзия XVII и.
Эти художественные средства служат выявлению смешных сторон жизненных фактов, осуждаемых сатирой. В былинном героическом эпосе выработался в XVII в. Сказание о киевских богатырях по списку XVII в. Богатырское слово в списке начала XVII века. ГИМ, собр. Повести о Мамаевом побоище. Именно эта особенность народной поэзии XVII в. Эти указы имели целью искоренить «бесчинства», мирские забавы», т.
Социальная острота, антикрепостническая направленпость народной сатиры XVII в. В начале XVII в. Самый дух «подметных писем» и патриотических воззваний этого времени с наибольшей ясностью усвоен литературной «Новой повестью о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», а сатирическая направленность обличений господствующего класса в народной публицистике отражена в осудительных характеристиках феодалов, которым уделил много места неизвестный автор «Сказания кних ради грех попусти господь бог праведное свое наказание и от конец до конец всея Росия, и како весь словенский язык возмутися и вся места по Росии огнем и мечем поядены быша». Автор «Новой повести» не случайно тщательно скрыл свое имя, как скрывали его и составители «подметных писем», не случайно придал своему памфлету против правительства «семибоярщины» форму этого вида подпольной народной литературы. Сатирическая острота этого памфлета сосредоточена в едких характеристиках предателей и изменников из господствующего класса, в язвительных насмешках по адресу короля Сигизмунда и польской шляхты, хозяйничавшей в Москве. Каламбур — одно из излюбленных средств автора, когда он выражает свое презрение, негодование, описывая поведение пособников оккупантов. В его изображении московские власти «славою мира сего прелстилися, просто рещи подавилися и к тем врагом приклонилися и творят их волю. А сами наши земледержьцы, яко же и преже рех — землесъедцы...
XIII, вып. Л, 1925, стлб. В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках. Автор иронически изображает состояние Сигизмунда, нетерпеливо ожидающего осуществления своих замыслов: «... Он, как жених, которому невеста не дает согласия, стремится подкупить «сродников и доброхотов невестиных», т. Однако современникам и не было необходимости называть их имена: предателей-«земледержцев» знали хорошо. Есть основание предполагать, что Сигизмунд, против замыслов которого направлена «Новая повесть», знал ее и пытался оправдаться в тех обвинениях, которые здесь были высказаны против него. Отвечая боярам на известия о том, что в Москве много толков против поляков, Сигизмунд упоминал не только об устных толках, но и о том, что «о нас пишут», и утверждал, что «то все за злосердие и неправду делают» Собрание Государственных грамот договоров, т.
Следовательно, с воздействием на читателя таких произведений нельзя было не считаться. Ценность такого рода обличений не только в том, что они раскрывали предательство представителей господствующего класса — «начального губителя» М. Салтыкова и Ф. Андронова, но прежде всего в том, что они на путь открытой борьбы с врагами, «здешними и тамошними», требовали «единодушия» против врагов, будили национальное самосознание. Из «Новой повести» видно, что изменники боялись народного мнения: поссорившись с Гермогеном, Салтыков «побояся множественного християнского народа: такое слово об этой ссоре, — В. Такая же ирония, издевка над богатыми, которые своим поведением довели народ до восстания, над «перелетами», пытавшимися сохранить связи и с московским правительством, и с тушинским лагерем, окрашивает их характеристики в «Сказании киих ради грех попусти... В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках Презрительной иронией проникнуты в этом «Сказании» описания жадности, лицемерия, корыстолюбия «имущих», т. Ни в малой мере не сочувствуя антифеодальному движению, автор возлагает вину за него на богатых, которые гонят от своих дверей бедных, отказывают в «судилищах», в «правосудии».
Мастерски описаны, например, различные оттенки внимания к гостям, определяемые ценностью подарков, которые эти гости несут хозяину, степенью знатности и влиятельности гостя. Им же входящим в домы, давно уже стрегомым и изо окон назиряемым почасту, от коих стогн кто придет и кто что несет, и иже мало вечного томления приносящаго — худейшими рыбы стретают, а иже болши — того первыми, иного же и сынове. Внове же кто в честь вшед, или в судии, или в болярство и хотяще в мире сем добрым имянем ославитися и дабы честну были от всех, паче же бы наполнити лицемерным обычаем дом всякаго блага тленнаго, и той и сам наскачет яко орел лехко... С такой же осуждающей иронией раскрывает автор психологию «перелетов», которые из «царских палат» в «Тушинские таборы прескакаху». Эти люди «мысляще лукавые о себе: аще убо взята будет мати градов Москва, то тамо отци наши и братия, и род и друзи, тии нас соблюдут. Аще ли мы соодолеем, то такожде им заступницы будем» 402. Преследования властей не дали возможности такой литературе получить широкое распространение, она осталась чем-то вроде «тайных сказов», какие слагал народ и какие он хранил лишь в памяти, передавая тем, кому доверял. Не случайно «Новая повесть» сохранилась лишь в одном списке, «Сказание киих грех ради...
В конце того же второго десятилетия XVII в. Авраамий Палицин, перерабатывая текст «Сказания» для своего повествования о «смуте», исключил или сгладил самые острые обличительные эпизоды, направленные против господствующего класса. Блестящий сатирический талант угадывается в литературной манере протопопа Аввакума Цит. I, вып. Русская историческая библиотека, т. K, 1927. Этот талант развертывается во всю мощь, когда Аввакум рисует ненавистное ему никонианское духовенство. Говоря о самом патриархе Никоне, Аввакум лишь иронизирует над поведением его в Москве перед избранием, когда он старался угодить всем — «яко лис: челом да здорово».
Но давая сатирические портреты никониан духовного звания, которых Аввакум называет «губителями, а не целителями душам нашим» 311 , «ворами, пьяницами, блудниками», — он применяет разнообразные художественные средства: черты, выхваченные прямо из жизни, заостряются с помощью постоянного сравнения даже высших церковных чинов то с «чреватой женкой», то с «девкой», их пышных одежд — с «подклейками женскими»; гиперболически, с явной издевкой Аввакум описывает толщину своих врагов, которые «вид весь имеют от главы и до yог корпуса своего насыщенной, и дебелой, и упитанной в толстоте плоти их сыростной... Обличая никонианское духовенство за новшества, Аввакум рисует никонианина, переменившего «ризы священные и простые» а «камилавки-подклейки женские и клобуки рогатые»: «Богом преданное скидали з голов, и волосы расчесали, чтобы бабы блудницы любили их; выставя рожу свою да подпояшется по титкам, воздевши на себя широкий жюпан!... Всегда пиян и блуден, прости, не то тебе на ум идет, как душу спасти... На женскую подклейку платишко наложил, да и я-де-су инок, Христовым страстем сообщник!... Чему быть! И в твоем брюхе том не меньше робенка бабья накладено беды тоя — ягод миндалных, и ренсково, и романеи, и водок различных с вином процеженным налил: как и подпоясать. Невозможное дело: ядаемое извредит в нем! Никонианское духовенство, в изображении Аввакума, предано мирским делам, а не церковным: «...
Посмотри-тко на рожу-то, на брюхо-то, никониян окоянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь! Аввакум напоминает архиепископу рязанскому, что библейский Мельхиседек «прямой был священник: не искал ренских, и романиеи, и водок, и вин процеженных, и пива с кордомоном, и медов малиновых и вишневых, и белых всяких крепких... На вороных и в каретах не тешился ездя. Да еще был и царские породы! А ты кто? Воспомяни о себе, Яковлевич, попенок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу на площаде, чтобы черницы-ворухиннянки любили» 303.
А вот митрополит Павел еще попенком «по боярским дворам научился блюды лизать» 304. Язвительной иронией проникнуты эти характеристики представителей высшей церковной власти. Вместе с антиклерикальными сатирами второй половины XVII в. В ином тоне иронизирует Аввакум, описывая свою горестную судьбу. То он горько вспоминает, как его «жаловали-подчивали» никониане 41 , то — как в Москве — «зело употшивали палками по бокам и кнутом по спине 72 удара» 248 ; то иронически наставляет сам себя: «Любил протопоп со славными знатца: люби же и терпеть, горемыка, до конца» 28 ; то подсмеивается над тем, как он в Андроньевом монастыре, в «темной палатке» сидя «на чепи», «во тме», «кланялся» — «не знаю на восток, не знаю — на запад» 16. В этих сценках Аввакум особенно близко подходит к свойственной народной поэзии иронии бедняка над своей судьбой. В другом направлении развивались сатирические элементы литературы «европеизирующегося» дворянства второй половины XVII в. Абстрактная морализирующая критика в сочинениях, например, одного из крупнейших представителей этой литературы Симеона Полоцкого обращена на осуждение пороков «вообще».
Если подобная литература попутно и затрагивает господствующий класс, то делает она это, стремясь «исправлением» недостатков укрепить его положение, а не расшатать, что открыто преследует антифеодальная демократическая сатира. Сатирическое направление в литературе XVII в. Уже в первой половине века сатирическая тенденция в демократической, преимущественно посадской, писательской среде стала определяющей в целой группе произведений, которые и своими темами, и художественным их выражением особенно сблизились с народной сатирой. Появление в литературе демократических слоев посада антифеодальной в своем основном направлении сатиры именно в XVII в. Восстания в Москве в 1584 и 1587 гг. Политическая активность его еще резче обнаружилась в годы первой крестьянской войны и борьбы с польско-шведской интервенцией, когда именно города взяли на себя инициативу объединить и организовать народные силы для защиты независимости Родины. С середины XVII в. Вместе с тем внутри самого посадского населения в течение всего XVII в.
В обстановке резкого обострения классовой борьбы посада, то принимавшей форму открытых восстаний, то выражавшейся в подаче коллективных челобитных жалоб правительству, в выступлениях на земских соборах, слагались навыки своеобразных приемов описания тех «неустройств» феодально-крепостнического строя, против которых были направлены все виды народного протеста. Во время восстаний распространялись «воровские письма» — агитационные воззвания, которые называли главных виновников, описывали их злоупотребления или прямые измены. Челобитные, пытавшиеся мирным путем отстоять права жалобщиков, с большой выразительностью, с характерными подробностями быта изображали тяжелое положение челобитчиков. Изложенные ярким живым языком, соблюдавшие обязательные нормы деловой документальной речи, эти челобитные нередко обнаруживают незаурядное литературное мастерство их составителей. Документы XVII в. Здесь были группы профессионалов, которые получали от властей разрешение «кормиться письмом». Есть все основания полагать, что именно эта профессиональная среда и выдвинула новый тип писателей, создателей своеобразной демократической светской литературы XVII в. Демократическая сатира XVII в.
Демократическая, по преимуществу посадская, сатира XVII в. Порожденная самой жизнью, назначенная воздействовать на нее в определенном направлении, эта демократическая посадская сатира представляется качественно новым явлением, подготовленным и традициями сатирического изображения, складывавшимися в русской литературе всего предшествующего периода, и бурным расцветом сатирической поэзии в тех слоях трудового народа, которые активно участвовали в антифеодальных движениях XVII в. Демократическая часть посадского населения в этих движениях была на стороне противоправительственной; народная сатира, сопровождавшая восстания, была особенно близка этой части населения по самому своему духу, поэтому закономерно, что и литературная сатира начала формироваться именно здесь, в непосредственном соседстве и органическом родстве с сатирической народной поэзией. Однако у творцов посадской сатиры были и свои, нередко профессиональные навыки, которые определяли особые, отличные от народно-поэтических, способы художественного воплощения сатирических тем. Юмор и сатира в народном творчестве и в старинной литературе представляют их своеобразные национальные черты, порожденные исторической действительностью и сформировавшимся в ее условиях русским народным характером. Во второй половине XVII в. Поэтому историю русской сатиры как особого вида литературы есть все основания начинать именно с той группы произведений, которые созданы преимущественно посадской, демократически настроенной средой в XVII — начале XVIII в.
Она помогает людям увидеть смешное в окружающем мире, отвечает за сознание и аналитические способности читателей или зрителей, позволяя им видеть вещи, которые они раньше не находили забавными. Сатира также может быть полезной в качестве предупреждения или для изменения негативных поведенческих моделей в обществе. Сатира — это жанр с историей, который часто используется в литературе для выражения критических и социальных идей. Его особенность — в комический подход, который помогает автору доставить на свои мысли и идеи читателю. Авторы сатиры зачастую формируют культурные и политические тенденции. Что такое сатира? Сатира — это литературный жанр, который использует юмор и иронию для высмеивания недостатков общества, политических и социальных явлений, а также отдельных людей. Она нацелена на возмущение и вызов изменений путём осмеяния тех аспектов жизни, которые считаются несправедливыми, негативными или аморальными. Сатирические произведения часто содержат яркие образы и смешные ситуации, которые используются для заострения внимания на проблемах и ошибкам общества. Они могут быть написаны в любом жанре, включая поэзию, прозу и театральные пьесы. Сатира способна вызывать различные эмоции у читателей — от улыбки до возмущения — и может быть остроумной, интеллектуальной или даже жестокой в своём выражении. Она помогает людям осознать проблемы общества и может стать мощным инструментом, который побуждает изменять мир к лучшему. Задача сатиры — выявить и описать проблему; Сатира привлекает внимание к проблеме с помощью юмора и иронии; Цель сатиры — изменить то, что не нравится автору; Часто сатира — это критика поведения или убеждений конкретных людей. История возникновения сатиры Сатира — это литературный жанр, описывающий реальность с иронией и юмором, и раскрывающий в ней все её недостатки. Этот жанр возник в Древней Греции, где на театральных постановках раскрывались не только политические и социальные проблемы общества, но и личные недостатки лидеров страны. Кроме Греции сатира была популярна и в Римской империи, где наибольшую популярность получил поэт Ювенал, который писал о коррупции и тирании в Риме. В средние века сатирический жанр имел свою область — это были духовные поэты, которые использовали иронию и сарказм для показа недостатков церковной власти. Она используется для политической критики и критики общества в целом. Сатиры часто используются для обличения коррупции, жестокости и невежества. Особенности сатиры Сарказм и ирония Сатира — это жанр литературы, который использует сарказм и иронию для критики общественных недостатков и проблем. Сарказм — это особый вид юмора, который используется для высмеивания нежелательных явлений. Ирония — это воспроизведение слов или мыслей в обратном, противоположном смысле. Оба стиля используются с желанием унизить, высмеять, критиковать тех, кто заслуживает этого. Необходимость баланса Важным аспектом сатиры является баланс между критикой и юмором. Сатира, которая подразумевает только критические замечания, может выглядеть агрессивной и неуместной. Также, юмор, который не выражает критических взглядов на общественные проблемы, может показаться бессмысленным и бездейственным. Многозначность Еще одной особенностью сатиры является многозначность высказываний, что дает возможность для интерпретации читателем. Автор, используя сатиру, может оставить у читателя два варианта — или раскрыть конкретный символизм, или просто оставить все за внимательностью и размышлениями читателя. Это вызывает у него интерес и стимулирует к анализу, ведь в сатире всегда находят отсылки к реальным явлениям и событиям в обществе. Виды сатиры Сатира — один из жанров литературы, который основан на искажении реальности и раскрытии негативных сторон жизни. Существует несколько видов сатиры: Юмористическая сатира — главная задача данного вида сатиры заключается в отражении смешных и неожиданных сторон жизни, заставляя читателей улыбаться и смеяться. Критическая сатира — цель данного вида сатиры заключается в раскрытии недостатков общества или отдельных людей.
Салтыков- Щедрин тоже не остался в стороне. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», раскрывает данный вопрос как нельзя лучше, сатира здесь присутствует буквально в каждом предложении, а сюжет доведен до абсурда. Писатель использует антитезу: противопоставляет беспомощность и невежество двух генералов трудолюбию и смекалке простого народа в лице мужика. В абсолютно нереалистичной картине отображается власть правящих классов и положение простых крестьян после отмены крепостного права. Не зря автор выбрал именно такой вид рыб: пескарь сама по себе рыба маленькая, ничем не примечательная, скрывающаяся за камнями или в песке, это уже первичная характеристика главного персонажа. Его позиция заключается в том, что без даже малейшего риска жизнь не имеет смысла, страх может сильно испортить её качество и не дать насладиться лучшими моментами, стать счастливым.
Они могут вызывать эмоциональное вовлечение и сопереживание с персонажами или ситуациями, что делает чтение более интересным и запоминающимся. В целом, сатира и ирония в литературе играют важную роль в формировании мировоззрения читателя, развитии его критического мышления и эмоциональной отзывчивости. Они помогают нам лучше понять и оценить мир вокруг нас и стимулируют нас к дальнейшему развитию и изменениям. Критика и контрпродуктивность сатиры и иронии Оскорбления и уязвимость Одним из основных аргументов против сатиры и иронии является их потенциальная способность оскорбить или уязвить людей. В процессе использования сатиры и иронии, авторы могут намеренно или ненамеренно обидеть или унизить определенные группы людей или отдельных индивидуумов. Это может привести к конфликтам и негативным эмоциональным реакциям со стороны аудитории. Недостаточная объективность Сатира и ирония часто основаны на субъективных взглядах и мнениях автора. Это может привести к искажению фактов и неправильному представлению ситуаций. Вместо объективного анализа и критики, сатира и ирония могут просто подкреплять существующие стереотипы и предубеждения. Недооценка серьезности проблем Использование сатиры и иронии может привести к недооценке серьезности проблем. Часто авторы используют эти литературные приемы для смягчения или даже искажения реальности. Это может привести к тому, что читатели не воспринимают проблемы с должной серьезностью и не осознают их важность и необходимость решения. Негативное влияние на общество Сатира и ирония могут иметь негативное влияние на общество, особенно если они используются для распространения ненависти, насилия или дискриминации. Они могут способствовать созданию негативной атмосферы и разжиганию конфликтов между различными группами людей. Кроме того, сатира и ирония могут привести к утрате доверия к авторам и их сообщениям. В целом, сатира и ирония имеют свои преимущества и недостатки. Они могут быть мощным инструментом для критики и изменения общества, но при неправильном использовании могут вызывать негативные последствия. Поэтому важно использовать сатиру и иронию с осторожностью и учитывать их потенциальные негативные эффекты. Современные проявления сатиры и иронии в литературе В современной литературе сатира и ирония продолжают играть важную роль. Они используются для критики общественных явлений, политики, культуры и других аспектов современной жизни. Вот некоторые из современных проявлений сатиры и иронии в литературе: Пародия Пародия — это форма сатиры, которая имитирует стиль, тему или жанр другого произведения с целью высмеять или критиковать его. В современной литературе часто можно встретить пародии на популярные книги, фильмы или жанры. Это может быть смешное переосмысление известных произведений или их элементов, которые вызывают у читателя узнавание и смех. Сатирические романы Сатирические романы — это произведения, в которых сатира используется для критики общества и его недостатков. Они часто содержат гротескные и комические ситуации, а также персонажей, которые являются карикатурами реальных людей. Сатирические романы могут быть как фантастическими, так и реалистическими, но их главная цель — вызвать у читателя размышления и осознание проблем общества. Иронические короткие рассказы Иронические короткие рассказы — это небольшие произведения, в которых используется ирония для создания комического эффекта или критики. Они могут содержать неожиданные повороты сюжета или играть с ожиданиями читателя. Иронические короткие рассказы часто используются для передачи определенного послания или идеи, а также для вызова смеха и размышлений. Сатирические стихотворения Сатирические стихотворения — это стихотворные произведения, в которых используется сатира для критики и высмеивания различных аспектов жизни. Они могут быть написаны в различных стилях и формах, но их основная цель — вызвать у читателя смех и размышления. Сатирические стихотворения могут быть как короткими и лаконичными, так и длинными и эпическими. В целом, современные проявления сатиры и иронии в литературе разнообразны и могут принимать различные формы. Они помогают авторам выразить свою критику и осмысление современного мира, а также вызвать у читателей смех и размышления.
У истоков русской сатиры
Использование иронии и сарказма Сатирическое произведение часто использует иронию и сарказм, чтобы выразить свое отношение к тем или иным явлениям общества. Автор с помощью этих стилей показывает нелепость, глупость или неадекватность ситуаций, людей или общественных стереотипов. Критика общества и власти В сатирическом произведении автор часто критикует общество, его проблемы, недостатки и предрассудки. Власть и властные структуры также часто становятся объектом сатирической критики, демонстрируя их силу, коррупцию или глупость. Пародия и перекличка Автор может использовать приемы пародии и переклички, чтобы изобразить ситуацию, явление или персонажей в комическом или преувеличенном свете. Это помогает подчеркнуть их абсурдность или создать юмористический эффект.
Гротескные образы и события Сатирическое произведение часто использует гротескные образы и события, чтобы показать разрыв между реальностью и иллюзией, карикатуризировать какие-либо явления и вызвать у читателя удивление или смех. Умение автора и аудитория Сатирическое произведение требует от автора особых навыков владения словом, умения найти изюминку в реальности и ярко выразить свою мысль. Аудитория также должна быть готовой к восприятию сатиры, быть открытой к критике и готовой смеяться над собой и своими недостатками. Все эти особенности делают сатирическое произведение не только интересным и забавным, но и позволяют автору передать свои мысли и идеи, побудить читателя задуматься над реальностью и посмеяться над ней. История развития сатирической литературы Сатирическая литература имеет долгую историю развития, начиная с древних времен.
Первым подобным изданием принято считать «Всякую всячину». Она была создана в 1769 году по инициативе Екатерины II, которая втайне редактировала и составляла большую часть статей. Впрочем, как таковой сатиры во «Всякой всячине» не было — проблемы общества игнорировались. Такие темы предоставлялись антиправительственным журналам-однодневкам вроде «Трутня» и «Пустомели», подпадавших под императорский ценз. Первым сатирическим журналом в более современном представлении был «Будильник», который появился в 1865 году в Петербурге и проработал вплоть до 1917 года. В разные периоды тут уживался самый разный юмор: от злободневной оппозиционной критики до легких и безобидных шуток. В лучшие годы «Будильника» для него писал Антон Павлович Чехов, который отличился в жанре «комического календаря» — коротких пародийных заметок с вымышленными новостями и выдуманными фактами. Вот как это выглядело: Астроном Бредихин в математическом обществе сделает сообщение о двух евреях, виденных им на планете Сатурн, которые, по его мнению, бежали на эту планету от воинской повинности.
В Тамбове извержение вулкана.
В современной литературе и эпоху Интернета сатира также широко используется. Сатирические статьи и рассказы часто публикуются на сайтах и блогах, а видео- и аудиоматериалы посвящены критике и пародии на различные явления и личности. Сатира в литературе является важным инструментом критики и выражения негативного отношения к действительности. Она способна воздействовать на публичное мнение и вызывать у читателей или зрителей эмоциональную реакцию. Страсть к сатире продолжает сохраняться и в современном мире, где это жанр активно используется в разных формах и сферах искусства.
Сатира в журналистике Журналистика и сатира — два разных жанра, но они могут сосуществовать вместе, создавая особое своеобразное сочетание. Сатирические произведения в журналистике отличаются от классической сатиры своей целью и формой представления. В отличие от художественной сатиры, сатира в журналистике чаще всего преследует цель информировать читателя о каких-то проблематичных явлениях в обществе и критиковать их. Журналистская сатира акцентирует внимание на реальных событиях и проблемах современности, при этом используя сатирические приемы и методы. Она позволяет автору не только описать ситуацию, но и донести до читателя свое отношение к происходящему. Сатира в журналистике может быть представлена в различных формах.
Наиболее распространены сатирические статьи, в которых автор с помощью иронической или саркастической манеры излагает свою точку зрения на тот или иной вопрос. Также сатирическую форму могут иметь комментарии, опубликованные в разделе «Отзывы читателей», или колонки, рассказывающие о повседневных событиях сатирическим образом. Одной из особенностей сатиры в журналистике является использование юмора и иронии. При этом целью сатиры в журналистике является не только развлечение читателей, но и передача определенной информации и критика событий и лиц. Журналистическая сатира способна выявить и подчеркнуть недостатки и противоречия в обществе, вызвать обсуждение и изменить мнение людей. Сатирическая журналистика является важной составляющей нашей современной информационной среды.
Она позволяет способствовать взращиванию критического мышления, помогает осознать и принять реальные проблемы общества. Кроме того, сатирические произведения обладают высокой коммуникативной ценностью, их часто делят в социальных сетях, обсуждают и превращают в мемы. Влияние сатирических произведений Сатирические произведения играют значительную роль в обществе и оказывают влияние на различные сферы жизни. Ниже представлен список основных областей, на которые оказывается влияние сатирических произведений: Политика: Сатира позволяет высмеивать и критиковать политические деятели и систему в целом. Она помогает обнажить коррупцию, несправедливость и недостатки в политической сфере. Общество: Сатира раскрывает социальные проблемы, несправедливость и глупость общества.
Она способствует возникновению дискуссий и осознанию проблем общества, влияет на его развитие и трансформацию. Культура: Сатирические произведения критикуют различные аспекты культуры, включая искусство, литературу, кино и музыку. Они позволяют смотреть на культуру с иронической и критической точки зрения. Мораль: Сатира подвергает сомнению общепринятые нормы и ценности, показывая, что они могут быть нелогичными или несправедливыми.
Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности. Сатирики XIX века С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие. Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н.
Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей. Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности. И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь. Чего стоило произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», его до сих пор называют прямым призывом к революции. Салтыков-Щедрин Огромную роль в формировании и становлении этого жанра в нашей стране сыграл писатель-сатирик Салтыков-Щедрин. Критики называли его творчество хронологией событий Российской империи XIX столетия. Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование.
Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет. Сатира XX века Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная.
Сатира в России.
- Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие
- Познавательная роль сатиры в произведениях
- Основные особенности сатирического произведения
- Сатира. Большая российская энциклопедия
- Сатира - что это такое, определение термина в литературном словаре Эксмо
- Разнообразие сатирических приемов в литературе
Что значит сатирическое произведение
Сознательное искажение реальности, особый взгляд на действительность, а персонажи — содержательные фигуры, которые словно зеркало, отражают пороки — всё это характерно для жанра сатиры. Что ещё особенного? Здесь многие выделают уникальные черты — негативная оценка действительности и использование литературных приёмов — гротеск и гипербола. Русские сатирики за образец брали образы, созданные ещё раньше древнегреческими писателями. Позже, самым ярким примером и мотиватором для остальных становится И.
До него ещё никто так не пытался так тонко и грамотно создать сатирических образ дворянства и их быта. После, многие писатели стали обращаться к жанру, а газеты и журналы просто пестрили комедиями, баснями и памфлетами, которые показывали реальность пол другим углом. С началом Золотого XIX века русской литературы сатира выходит на новый уровень: теперь смех становится по-настоящему грозным орудием, нацеленным не исключительно в «изъяны» людей, но и в политическую сферу, императора и приспешников. Пьеса Н.
Гоголя «Ревизор» получила «отражение» в сердцах у народа и очевидное негодование у императора и его приближенных. Писатели-сатирики XIX века оказались под «надзором» вышестоящих. Император понимая, что подобные пьесы — «камни в его огород » боялись. Сатирики бывали в ссылках, сидели в тюрьмах и столкнулись со сложностями в привычной литературной нише.
Здесь писатель показывает своё время: маленький городок, в котором творится произвол, а власть — сборище мошенников..
Гротеска , ироничный , саркастичный , смешной и комичной используются в качестве средства выражения по сатириков. То, что находится в центре критики, может быть самым разным. Прежде всего, это культурные и экономические явления, политические события или социальные проблемы. Это могут быть как художественные произведения, так и общие условия или отдельные лица. Дени Дидро. Значение термина Что означает термин «сатира», можно определить, посмотрев на его латинское происхождение. Латинское название «lanx satura» происходит от латинского слова «satur». Слово означает «переполненное блюдо», так что термин вполне уместен, потому что сатира может принимать самые разные формы, затрагивать все темы, приобретая резкий характер критики той ли иной актуальной темы, либо действий человека и общества. Сатирические формы в искусстве объединяют разные области жизни и изображают проблемы из всех сфер жизни.
Пересечение с полемикой и пародией Полемика называли ранее искусством спорить и спорить между двумя учеными. Однако со временем этот термин расширился. Сегодня он подразумевает острый обмен мнениями в форме дискуссии о политике, литературе или науке. Здесь должно стоять ваше собственное мнение, даже если оно не имеет фактических доказательств. Сопутствующее прилагательное «полемический» используется сегодня, среди прочего, когда кто-то утверждает «необъективный» или «агрессивный». С другой стороны, пародия — это преувеличенное или искаженное подражание человеку, группе, художественному произведению или целому жанру приключенческие романы, кинокомедии, любовные стихи, абстрактное искусство и т.
В них авторы использовали различные сатирические приёмы. Содержание: Сатирические приемы и их особенности Что такое сатира?
Сатира считается острой формой комического. Слово латинского происхождения называло «блюдо, полное разных фруктов». Философы Древнего Рима именовали им стихи. Со временем значение слова изменилось. Оно соединилось со смыслом греческого глагола satyros — «высмеивать». А в эпоху Средневековья было заимствовано французским языком, в котором приобрело значение «всякая всячина», «поэтическая смесь». Сейчас данным словом называют несколько понятий: жёсткая критика общественных и человеческих пороков; литературный жанр, в котором используются приёмы комического; «злой» смех, направленный на высмеивание недостатков действительности. Литературоведческие справочники формулируют определение сатиры как острое проявление комического, которое служит обличению пороков людей, общества, государства.
Сатирические приемы и их особенности У истоков литературного жанра стояли древнеримский писатель Апулей, древнегреческие творцы Аристофан, Эзоп. Они начали использовать особые языковые средства, которые сейчас называют приёмами сатиры. Сарказм Это язвительная насмешка, вид сатирического изобличения. В его основе лежит усиление контраста того, что предполагается, имеет скрытый смысл и того, что выражается, демонстрируется.
В мультфильме высмеивается лень, а также избалованность нынешнего поколения. В итоге зайцы остались с носом. Карикатура на план Маршалла! Является насмешкой над алчным капиталистическим обществом. Мультсериалы [ править ] « Mr.
Freeman » — сатира на человеческий быт и современную власть. Постапокалиптический мир который населяют антропоморфные мутировавшие животные, люди же покинули планету и живут в космосе. В мультике неоднократно затрагивают злободневные темы человеческого общества, такие как смысл жизни, проблемы гомосексуалии, цензуры, молодёжи, науки и религии. Главный же герой пытается исправить это положение. Главные титаны мультипликационной сатиры на американское и не только общество. Аниме и манга[ править ] Shimoseka — на удивление данное аниме ещё в далёком 2012 году смогло проехаться по политкорректным трендам. Основа сюжета — лишение вообще упоминаний и намёков о сексе, а также запрет на непристойности и брань. Да-да, задолго до того как на Западе начали бороться с объективацией персонажей и сексуализированным контентом, который может не дай бог навредить «снежинкам». Разве что не было упоминаний о репрезентации меньшинств.
Серия игр GTA. Рокстары успели высмеять многие реалии американской жизни. В пятой игре серии, к примеру, мы видим предвыборную борьбу двух кандидатов в губернаторы, а именно — Джока от республиканцев, и Сью от Демократов. А теперь вспомните президентские выборы 2016 года! И Bully от тех же авторов! Только тут высмеиваются школьные реалии и её стереотипы. Да и сама игра является карикатурной пародией на ванильные подростковые фильмы о школе. Серия игр Persona , особенно пятая часть. Тут разработчики успели проехаться по всем реалиям современного общества.
Тут Япония не пригламуренная, как в аниме категории Б, и авторы не стесняются показать все её пороки. Но при этом почему-то стесняются высмеивать радикальных феминисток. Postal 2.
Sorry, your request has been denied.
Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором. Сатирическое стихотворение – это стихотворение, которое высмеивает какой-либо пример порока, глупости, несправедливости или морального падения. Решил все же сделать видео, сценарий к которому уже был написан ранее. Прошу воспринимать материал как есть (без поиска подтекста).В этом видео я расскажу пр. Сатира---высмеивает, вышучивает пороки, недостатки, упущения, едко и очень зло. Однако в России XVIII века сатирическая стихия охватила множество жанров – это и собственно стихотворные сатиры, и басни, и эпиграммы, и прозаические произведения, и пародии.
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?
Жванецкий, М. Задорнов и др. Памфлет — сатирическое произведение, нацеленное на разоблачение, осмеяние и осуждение образа мыслей героя, которого автор считает носителем опасного общественного зла «Пчёлы» Д. Писарева, «Русский царь» М. Горького, «Тень Барбароссы» Л.
Эпиграмма — это малый сатирический жанр, который предполагает высмеивание отдельных черт характера или неблаговидных поступков. К эпиграмме обращались А. Пушкин, Е. Баратынский, Н.
Языков и т. Одна из эпиграмм А.
Эпиграмма — это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова. В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения. А вот пасквиль — не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия. Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки: недостатки не просто называются, но и высмеиваются иногда с помощью гиперболы преувеличения или литоты преуменьшения ; насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная; цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового; задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества; нельзя представить сатиру вне жизни общества; сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния. Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности. Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов. В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза — это сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.
Чем отличается сатира от юмора Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики.
Они стремятся к максимальному пониманию своего сообщения, поэтому предпочитают простоту и выразительность приемов, чтобы они были доступны как можно большей аудитории. Искажение реальности: Сатирические произведения часто используют искажение и переобразование реальности для достижения своих целей. Это может включать создание выдуманных персонажей, сюжетов и событий или карикатуризацию реальных людей и явлений.
Особенности сатирического стиля делают его уникальным и важным жанром, способным привлечь внимание к социальным проблемам, вызвать улыбку и заставить задуматься о мире вокруг нас. Юмор и ирония в сатире Юмор в сатире может принимать различные формы — от остроумной игры слов до простого смехотворного описания ситуации. Он позволяет автору привлечь внимание читателя и показать ему насмешливую картину реальности. Ирония является одним из важнейших приемов в сатире. Она заключается в использовании выражений, которые имеют прямое значение, но подразумевают саркастическую или противоположную их смыслу интерпретацию.
Такая игра слов и мыслей способна подчеркнуть и оголить абсурдность или гипокризию изображаемой ситуации. Юмор и ирония в сатире играют важную роль не только в создании развлекательного эффекта, но и в возбуждении и понимании социального и политического критицизма, который часто вкладывается в сатирические произведения. Они позволяют автору высмеивать недостатки и противоречия, вызывая у читателя смешок и, в то же время, задумывая его об отображенных явлениях. Таким образом, юмор и ирония являются неотъемлемой частью сатирического произведения, делая его более эффективным в передаче общественных и политических проблем и позволяя автору проявить свободу творчества и критического мышления. Карикатурность и сарказм Карикатурность — это прием, при помощи которого автор выделяет и преувеличивает некоторые признаки или черты объекта или явления, создавая искаженное, смешное или гротескное изображение.
Карикатура может быть визуальной нарисованной или вербальной описанной в тексте.
С XVII века начала формироваться так называемая смеховая литература. Авторы сатирических произведений того времени во многом подражали скоморохам. И вышел к ним лихой понамарь, стал у них на молебен просить: Ерема в мошну, Фома в калиту, у Еремы в мошне пусто, у Фомы ничего. Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее. Существует целый ряд литературных жанров, для которых сатира является основным признаком: басня, фельетон, эпиграмма, бурлеск, сатирический роман, пародия, комедия этот драматический жанр в наши дни существует не только на страницах книг и театральной сцене, но и в кино.
В изобразительном искусстве сатирическими средствами пользуются при создании карикатур и жанровых сцен.
Что такое сатирическая поэзия?
Характерная особенность сатиры — отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена, И. В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А.
Сумароков, Д. Фонвизин, Н. Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д. Ювенала, Н. Сатиры А.
В общем, читайте на здоровье! Можно сравнить эти произведения с книгами Чехова, Зощенко, Жванецкого и Довлатова.
Несмотря на то, что стилистика разная, все же повествование легкое и искрометное, как и у признанных классиков мира литературы. Мы смеемся над глупостью и пошлостью, но и немного над собой. И это нисколько не обидно, ведь мы сами многое понимаем про нас самих. А смех, как известно, полезен для здоровья. Читая книгу, на каких-то моментах можно хохотать, на каких-то улыбаться, а на каких-то — откладывать книгу, размышлять о быстротечности времени. Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ 8.
Среди видных сатириков римской литературы — Гораций и Ювенал, которые творили в первые века Римской империи. Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий. Первым, кто в Риме охарактеризовал сам жанр сатиры, был Квинтилиан , который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Арабская сатира[ править править код ] В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в IX веке. Создавая сочинения о науках, которые мы назвали бы сегодня антропологией , социологией и психологией , он пользовался сатирическим подходом, «основанный на предпосылке, что хотя рассматривается серьёзный предмет, он может стать интереснее и таким образом достичь большего эффекта, если разбавить громаду серьёзности несколькими забавными историями или какими-нибудь остроумными или парадоксальными наблюдениями» [6]. Так, в одном из его трудов по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса была поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам » племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед. Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык « Поэтика », которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби , Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа сатирическая поэзия. Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе. Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы. Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза , Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади.
Сатира в русской литературе В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А. Сумароков, Д. Фонвизин, Н. Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д. Ювенала, Н. Сатиры А. Кантемира делились на философические и живописные. Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т. Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом. Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И.
Писатель-сатирик, зачем ты нам?
Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо. Однако в России XVIII века сатирическая стихия охватила множество жанров – это и собственно стихотворные сатиры, и басни, и эпиграммы, и прозаические произведения, и пародии. Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм. Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм. Я считаю, что сатира необходима, она показывает минусы и недостатки в характере каждого отдельного человека и всего общества в целом.
Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
Однако в России XVIII века сатирическая стихия охватила множество жанров – это и собственно стихотворные сатиры, и басни, и эпиграммы, и прозаические произведения, и пародии. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. В одном сатирическом произведении можно найти различные стилистические приемы. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. Сатирическое произведение — это литературный жанр, который использует сатирические приемы и стили для исмеивания негативных явлений в обществе.