Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки. Великий князь Юрий Всеволодович, бросив город на произвол судьбы, бежал.
Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович
Но Федор, которого отец посадил князем в Новгороде, в 1233 году скоропостижно умер прямо в день своей свадьбы с княжной Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Феодулии после такого резонансного срыва политически важного брака ничего не оставалось, как уйти в монастырь. Сегодня она известна как святая Ефросиния Суздальская. Все дети Ярослава, семеро сыновей и две дочери - родились от брака со второй женой Феодосией-Ростиславой, дочерью харизматичного князя Мстислава Удалого Удатного , а первой супругой Ярослава была половчанка, о детях от нее историкам ничего не известно. Феодосия в конце жизни тоже ушла в монастырь и приняла в иночестве имя Ефросиния. В 1244 году она умерла, и, как утверждают летописи, была похоронена в Георгиевском храме Юрьева монастыря, рядом «об едину страну» с сыном Федором. Загадка в том, в каком городе погребены сын и мать, в Новгороде или Владимире?
Потому что и в том, и в другом городе были одноименные монастыри и храмы. Более того, захоронения подтверждались надгробными надписями, очень схожими по содержанию в обоих храмах. Эти надписи во владимирском варианте можно увидеть в Георгиевской церкви и сейчас. Ярослав при обстоятельствах кончины сына и жены в летописях не упоминается. Но без его участия похороны не могли обойтись. Так где же покоятся его близкие?
Письменные источники либо не указывают, в каком городе расположен тот самый Юрьев монастырь, либо противоречат друг другу. Отец Михаил опубликовал в трудах Владимирской ученой архивной комиссии в 1902 году большую статью на тему о гробницах своего храма. И все-таки он склонился в пользу Новгорода. Во-вторых, при ремонте пола в соборе Сперанский заглянул и в гробницы. В той, где должен был под соответствующей надписью покоиться Федор, оказалось пусто, а на дне - ровный песок. А в той гробнице, которая была под надписью о Ефросинии, нашли женский скелет, а в ногах - еще скелет младенца.
Но Сперанский отнес их к более поздним захоронениям. Однако священник не был профессиональным археологом, не изучил другие захоронения.
К началу битвы русские полки были расположены в следующем порядке. Первый — трехтысячный конный полк во главе с воеводой Дорожем, находился в верховье Сити, в районе селений Могилицы и Божонки, с целью своевременного обнаружения разведки противника и встречного боя с его передовым отрядом.
Второй — центральный отряд — в районе селений Игнатово — Станилово — Юрьевское — Красное. Там был стан командующего, князя Юрия Всеволодовича, с оборудованными для боя позициями, с обозами в районе третьего полка. Третий отряд полк правой руки — в районе Семеновского, Игнатова рядом с Семеновским , Петровского, Ст. Мерзлеева и Великого Села, которого сейчас нет.
Задачи отряда — обеспечение северного фланга русских войск и участие в главном сражении. В соответствии с тактикой русских войск того времени должен быть и запасный засадный полк. Запасный полк князя Юрия, скорее всего и был поставлен на восточном берегу Сити, так как Юрий считал его безопасным даже не вел разводку в сторону востока , а точнее между Семеновским и Красным, чтобы во время битвы полк мог идти на помощь как в стан Юрия, так и к северному полку. Все три отряда к моменту битвы были растянуты на расстояние более 100 километров.
Бурундай, выйдя к Сити, точно знал расположение этих отрядов. Как от своей разведки, так и от пленных он узнал и о проходе полка Дорожа в верховье Сити мимо села Воскресенское, куда он пошел, ожидая встречи передового отряда Батыя от Бежецка, ибо он, как и Юрий, считал, что все силы врага находятся в Твери и Торжке. Итак, выйдя к Сити у села Воскресенское, Бурундай вдогонку Дорожу направил сильный отряд около одной тьмы для его уничтожения у селений Могилицы, Божонки и других. Этот отряд громил, вырезал и сжигал все на своем пути, ибо скрывать уже было нечего.
Вот поэтому долгое время у многих ученых и краеведов, в том числе и у С. Мусина-Пушкина, сложилось мнение, что татаро-монголы пришли с запада — от Бежецка через Красный Холм. В действительности главные силы Бурундая пошли от Воскресенского, вниз по Сити. Второй отряд окружения, надо полагать, Бурундай направил в устье реки Верексы, в 5-8 километрах от Воскресенского, затем вверх по ней, до Ковалевского ручья и далее на север, до соединения с северным третьим отрядом окружения с целью замыкания кольца окружения.
Третий, северный отряд окружения, только что упомянутый, отделился, как надо полагать, от ярославского оперативного отряда при подходе к устью реки Сити и устремился дальше вверх по Мологе на 13 километров выше до укрепленного городища Старое Холопье. Много позже на том месте построено было с. Борисоглеб с усадьбой Мусина-Пушкина. Отряд взял Старое Холопье, пошел вверх по реке Удрусе, рассыпавшись по деревням вплоть до Суминского, а через Новинку, Крутец, Ветрянку, замкнув кольцо окружения, вместе со вторым отрядом устремился через Федорково на Великое Село, Турбаново, Старое Мерзлеево, а с Халева на Покровское.
Именно так, на мой взгляд, должно было произойти окружение войск князя Юрия. Такая схема «облавы» не противоречит летописям, подтверждается народными преданиями всех этих мест, отдельными заключениями ученых и краеведов. Теперь можно представить весь ход Ситской битвы. Поскольку все отряды Бурундая подошли без спешки, скрытно и действия их были заранее согласованы, то больших временных интервалов между сражениями в разных местах не было.
Однако первым сражением надо считать разгром трехтысячного полка Дорожа ночью, под утро, второго марта 1238 года. Надо полагать, нападение на него было сделано тогда, когда основной его состав находился в крестьянских избах селений Могилицы, Божонки и других, ибо князь Юрий и Дорож уже 8 суток ждали нападения. Естественно, много суток Дорож не мог полк держать в седле, имея теплые избы. Сторожили по западным направлениям сотни, а скорее, десятки всадников.
Свой тыл Дорож считал безопасным. Селения с русскими воинами одновременно были окружены. Начался смертный бой около изб. Выскакивавших из изб русских воинов рубили около дверей и окон.
Удалось вырваться из кольца окружения очень немногим.
Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно. Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан. В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами. А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам. Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда — а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам? Как говорится, хрен редьки не слаще… Ещё новости по теме Просто не игрушки: к чему может привести неосторожное обращение с историей Ученик дьяволов: из каких духовных корней вырос феномен Адольфа Гитлера Первые жертвы: как на самом деле начиналась война в Афганистане Когда хата точно была с краю Впрочем, и элита была не более «патриотичной».
Напомню, что во времена феодальной раздробленности удельные русские князья, будучи даже близкими родственниками, с большим удовольствием воевали друг с другом, вплоть до полного уничтожения конкурирующих городов, подсылали к родичам наёмных убийц и отравителей, не стеснялись пользоваться даже услугами внешних врагов, включая кочевников. Можно привести десятки удручающих примеров — причём так было и до Батыева нашествия, и после! И вообще понятие «отчизна» выросло из древнерусского понятия «отчина и дедина» — то есть вовсе не из обозначения единой Руси, а из понятий конкретных феодальных владений, вотчины, принадлежавших отцу и деду. То есть, вот это мой вотчинный город Кострома, его и буду защищать и драться за него, а остальное меня или не колышет вовсе, или колышет только в десятую очередь! Нынешнее понятие отчизны как общерусской земли появится не ранее XVII столетия — скорее всего, во времена Великой Смуты. Впрочем, будем справедливы — Русь ничем особым не выделялась.
А Василька Константиновича ростовского взяли живого и вели его до Шеринского леса, принуждая его к принятию веры их. Но он не послушался их, и татары, муча его, смерти предали. Сие зло учинилось марта 4-го дня. Больших сил собрать не удалось. Этому препятствовало двойственное положение Юрия. С одной стороны ему было необходимо держать место расположения своего лагеря в тайне, с другой — нужно было собирать туда воинов, что предполагало широкое оповещение. Подойти успели из Юрьева — Святослав Всеволодович 1196 — 1252 со своей дружиной, из Ростова и Костромы привёл войска Василько Константинович 1209 — 1238 , из Ярославля и Углече Поля — Всеволод Константинович 1210 — 1238 , из Белоозера — Владимир Константинович 1214 — 1249.
Чудо Святого благоверного князя Юрия Всеволодовича
Лишь великий князь владимирский Юрий Всеволодович решился дать монголам генеральное сражение на реке Сить и проиграл эту битву. 4 марта 1238 г. к северу от Владимира на реке Сити часть войска Батыя во главе с темником Бурундаем неожиданно встретила войско князя Юрия Всеволодовича. сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском князя Юрия Всеволодовича и Бурундая.
Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка.
XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895.
На шитой хоругви сер. Георгий Всеволодович и блгв. Успенского жен. Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св.
Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука в отличие от позы блгв. Александра Невского , возможно, соотнесен с описанием его мощей содержится в Степенной книге и разных вариантах жития , где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» Путь к граду Китежу. В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех св. Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых.
Авраамий Болгарский Георгиевский В. Флорищева пустынь: Ист. Вязники, 1896. Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной после 1724 г.
Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр. Киевский ПЭ. Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч.
Авраамия Болгарского, - образ «Блгв. Афанасьева из собрания Н. Лихачёва: Кат. Особый извод, представленный иконами, вышедшими гл.
Александра Невского в центре, или в 2 ряда, причем Георгий Всеволодович, как правило, крайний слева, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию справа напротив - блгв. Андрей Боголюбский, немного сзади - мч. Авраамий и блгв. Глеб Владимирский : образы кон.
XVIII - нач. ГВСМЗ, частное собрание. Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. На палехской иконе кон.
XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. Забелина ГИМ.
Необычен тип иконографии святого с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. Медведева из с. Новгорода , где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н.
Новгорода у сев. Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить Добровольский. Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г.
Михаила в нижегородском Кремле Храмцовский. НИАМЗ, частное собрание. Икона такого извода кон. В числе избранных патрональных святых Георгий Всеволодович представлен в картуше образа Божией Матери «Прибавление ума» 1833 г.
ГРМ вместе с прп. Евдокией; в клейме на правом поле иконы «Преображение Господне» кон. Дикарева частное собрание. В центре иконы св.
Новгорода 1869 г. Дионисием Суздальским, с преподобными Сергием Радонежским как «миротворцем князей Нижегородских» , Евфимием Суздальским и Макарием Унженским - местными уроженцами Добровольский. Не исключено, что в изображениях кон. Образ Георгий Всеволодович в молении был введен в состав родословного древа русских государей, начиная с росписи 1689 г.
Судя по феноменальной осведомлённости, им удалось привлечь в свои ряды предателей, которые уверенно показывали врагу дорогу на Сить. Сложилась парадоксальная ситуация — монголы застали владимирского князя врасплох на родной земле! Войска степняков вёл тёмник Бурундай, которого Бату-хан считал опытным и дальновидным полководцем.
В русском лагере не знали, что монголы разделили своё войско, поэтому Юрий Всеволодович полагал, что опасаться немедленного нападения ему не приходится. Это была роковая ошибка, за которую ему вскоре пришлось заплатить. На направлении, по которому двигался Бурундай, стоял небольшой отряд воеводы Дорофея Фёдоровича.
Вероятно, удар монголов был настолько стремительным и неожиданным, что русские дружины не успели организовать сопротивление, позволяющее находящимся в главном лагере ратникам собраться в единое войско. В результате Бурундай навязал сражение по своим правилам. Оно чем-то напоминало битву при Калке — монголы по очереди били разрозненные русские отряды, едва успевшие взять в руки оружие.
Сражение произошло во время монгольского нашествия на территории Древней Руси. Абсолютно точных сведений о самом ходе битвы не сохранилось. Остались лишь предположения и догадки. Битва на реке Сити — это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками. Бурундай — монгольский полководец, темник Батыя, наместник в западной части Золотой Орды.
Бурундай достиг больших успехов по завоеваниям в северной части Руси. Обратите внимание! Сражение стало началом монголо-татарского ига. Успех монголов в Руси только разжигал их жажду новых завоеваний. Поэтому войска уходили все глубже на территорию государства, сжигая все города на своем пути.
После того, как монгольские войска вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, князь Юрий оставил в столице сыновей. Пунктом его назначения стала река Сить. Там он планировал собрать войска. Батый , после взятия Владимира, направил свои войска на Торжок и Тверь. Но часть из них с темником Бурундаем он отослал к месту сбора русских войск.
Отряд Бурундая добирался до места назначения около 3-х недель. За это время Батый со своим войском преодолел лишь половину того пути, который преодолел отосланный отряд. Кратко о ходе битвы Большинство источников, в том числе и Википедия, говорят, что сражение состоялось 4 марта 1238 года. Но некоторые историки сомневаются в правильности этой даты. По другим источникам, битва на реке Сить состоялась 1 марта 1238 года.
Есть и те, кто считает правильной датой сражения 2 марта. Такие выводы делаются на основе расчетов и заключениях о движении монгольских отрядов по территории России. Бурундай подобрался к реке со стороны Углича. Монголы перешли в наступление. Русские войска были застигнуты врасплох.
Голову отыскали позже, и она чудесным образом присоединилась к телу. Проведённые в ХХ веке исследования мощей подтвердили, что голова князя находится на своём месте, хотя имеется след отсечения. Великий князь Георгий Всеволодович был причислен Церковью к лику святых, день его памяти 4 17 февраля.
В результате Ситской битвы монголо-татары сломили сопротивление князей Северо-Восточной Руси.
Битва на Сити
С 2015 года день битвы на реке Сить — 4 марта 1238 года входит в календарь памятных дат Ярославской области. На региональном и муниципальном уровнях ведется научно-исследовательская и общественная работа по исследованию и увековечиванию этого малоизвестного, но сыгравшего колоссальную роль в истории нашего государства сражения. Проводятся культурные, спортивные, патриотические, творческие, образовательные мероприятия, нацеленные на сохранение памяти о героях Ситской битвы. Целью проекта, представленного ярославскими общественниками, является активное вовлечение в эту работу молодого поколения, прежде всего студентов и школьников, через научно-исследовательские и творческие конкурсы, клубы исторической реконструкции, походы, экспедиции и экскурсии по памятным местам, связанным со сражением на реке Сить.
Сложилась парадоксальная ситуация — монголы застали владимирского князя врасплох на родной земле!
Войска степняков вёл тёмник Бурундай, которого Бату-хан считал опытным и дальновидным полководцем. В русском лагере не знали, что монголы разделили своё войско, поэтому Юрий Всеволодович полагал, что опасаться немедленного нападения ему не приходится. Это была роковая ошибка, за которую ему вскоре пришлось заплатить. На направлении, по которому двигался Бурундай, стоял небольшой отряд воеводы Дорофея Фёдоровича.
Вероятно, удар монголов был настолько стремительным и неожиданным, что русские дружины не успели организовать сопротивление, позволяющее находящимся в главном лагере ратникам собраться в единое войско. В результате Бурундай навязал сражение по своим правилам. Оно чем-то напоминало битву при Калке — монголы по очереди били разрозненные русские отряды, едва успевшие взять в руки оружие. В результате сражение фактически превратилось в побоище, где русские ратники дорого продавали свою жизнь, не надеясь на победу.
Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий.
Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г.
На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу.
А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ.
Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например.
Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу.
Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка».
Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья».
Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г.
Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников.
В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г.
Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли.
Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию.
Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В.
Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время.
Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно.
И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г.
Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г.
Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке.
И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел.
Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево.
После взятия Владимира 7 февраля войско монголов разделилось на несколько частей, основные силы пошли на Переяславль, а на поиски Юрия были посланы два отряда, один на Городец Радилов и далее по Волге, а другой на Ростов, этот отряд разделился, от Ростова часть пошла на Ярославль, а другая на Углич «и поидоша на великого князя Георгия окаянные ти кровопийцы идоша к Ростову а ини к Ярославлю а ини на Волгу на Городец и ти плениша все по Волзе». Предполагается, что войско Юрия атаковал отряд, который взял Углич и далее пошел к среднему течению реки Сить, из Ипатьевской летописи известно, что в битву с Юрием монголы вступили под командованием темника Бурундая. Прямых данных о численности монголов нет, но известно, что это был один из четырех отрядов на которые было разделено войско Батыя, как уже было сказано командовал этим отрядом темник Бурундай.
Таким образом русские войска на Сити были атакованы одним туменом не самой максимальной численности, так как он находился под командованием темника, а не принца Чингизида, которых в войске Батыя было достаточно. Сведения о численности туменов нам дают арабские и персидские сочинения, повествующие о татаро-монголах в XIII-XIV веках, размер тумена там колеблется от 1500 до 6000 воинов, в среднем 4000 сабель. Тумен Бурундая после двух месяцев непрерывных боев и переходов должен был понести существенные потери и ,вероятно, несколько уступал в численности русскому войску на Сити или был, примерно, равен ему. За то время пока Юрий собирал войска около месяца лагерь для защиты от неожиданного нападения монголов был окружен укреплениями и превратился, по выражению летописи, в «городъ». В конце февраля князь получил известия о взятии Владимира и приближении монголов.
Понимая, что помощь уже не придет, а враг близко и, видимо, узнав о разделении вражеского войска на несколько отрядов, Юрий решил выйти из лагеря и сразиться. В четвертый раз русские, во время монгольского нашествия, повторяли роковую ошибку, выводя войска из укреплений и принимая бой в поле. Вскоре авангард был окружен и разбит Бурундаем, спасшийся Дорож принес весть князю: "а уж, княже, обошли суть нас около Татары! Не ожидавший нападения монголов Юрий "сполчившися, и поидоша противу ихъ", но лишившись основной части войска, был опрокинут Бурундаем, который ворвавшись в лагерь завершил разгром русских «не имеющоу сторожи изъеханъ бысь безаконьнымъ Боурондаема, всь городъ изогна» после кровопролитной схватки Юрий был убит, а русские войска бежали «и бысть сеча зла и побегоша наши перед иноплеменники и ту убиен был князь Юрий».
Благоверный князь Юрий Всеволодович, последний владыка Древней Руси
СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия. Сражение на реке Сить, произошедшее, согласно летописным данным, 4 марта 1238 года между войском великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами Бурундая, стало одной из самых трагических страниц в истории Древнерусского государства. Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки.
Юрий Всеволодович - биография, новости, личная жизнь
Накануне исполнилось 785 лет битве на реке Сить, в котором татаро-монгольское войско разбило русскую дружину великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В бою погиб и он сам. Битва на реке Сить. 4 марта 1238 года корпус монгольского войска под предводительством темника Бурундая внезапно атаковал войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, расположившееся на берегу реки Сити. Великий Владимирский князь Юрий Всеволодович погиб в битве с монголо-татарами 785 лет назад. В поход на реку Сить, расположенную на территории нынешних Тверской и Ярославской областей, владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович отправился в середине января 1238 года, когда стало очевидно, что сражаться в одиночку против Орды невозможно.
Злая и великая сеча
Но он никак не покорился их беззаконию и много ругал их, говоря: О, глухое царство оскверненное! Никак меня не отведете от христиан- ской веры, хотя я и в очень великой беде нахожусь. Богу же как ответ дадите, у Которого много душ погубили без правды? За них мучить вас должен Бог в бесконечные века, ибо спросит Господь за души те, которые вы погубили. Они же заскрежетали зубами на него, желая насытиться кровью его... И когда это сказал, тут же без милости убит был.
И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои. Это зло случилось 4 марта…» [237] В. Татищев: «Князь великий Юрий с племянниками, уведав, что Владимир и другие грады взяты, великая княгиня и князи все побиты и пожжены и татары на него идут […] Он же, ожидая брата Ярослава или помощи от него, но видя, что ни известия нет […] И тотчас велел воеводе своему Жирославу Михайловичу выстроить войско и увещевать, укрепляя их на брань. Вперёд же от войска послал в разъезд мужа храброго Дорофея Семёновича с 3 000, проведать о татарах. Который, недалеко отойдя, увидел множество их идущих, снова возвратился и сказал, что татары обходят полки его. Князь великий, выстроив войско своё, немедленно против них выступил со всем войском. И учинили бой на реке Сите; продолжая, русские весьма храбро бились, лилась кровь, как вода, и долгое время никто не хотел уступить.
Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. Именно к ним и обратился с призывом прислать свои полки князь Юрий Владимирович. Кроме них, можно было рассчитывать еще на помощь угличского князя Владимира Константиновича, чьи полки успели присоединиться к владимирским еще по пути на Сить, и ростовские полки под началом князя Всеволода Константиновича. Но дождаться новгородских ратей князь Юрий так и не успел, пришли только суздальцы. В итоге к началу битвы в его распоряжении, как считает большинство исследователей, оказалось всего около 12-15 тысяч человек против примерно такого же по численности войска Орды, которое привел на Сить монгольский темник Бурундай. При таком раскладе преимущество должно было остаться за русскими полками, ведь большинство в них составляли пешие воины, которым было гораздо удобнее сражаться в лесах и болотах, окружающих реку Сить. Но в действительности битва фактически была проиграна еще до начала, поскольку татарское войско подошло не с той стороны, с которой его ждали русские воеводы, и совершенно неожиданно для них. Враг подкрался незаметно Точное место схватки на берегах Сити до сих пор остается поводом для споров между специалистами. Многочисленные найденные останки русских и монгольских воинов на протяжении практически всей реки, от истока до устья, дают повод предположить, что свои войска князь Юрий Владимирович рассредоточил по прибрежным деревням и селам, чтобы за их счет обеспечивать воинов. И это тоже стало одной из причин неизбежного поражения: ордынцы получили возможность разбить противостоящих им ратников по частям.
Батый хотел взять город хитростью: обещал пощаду осаждённым за сдачу города и обещая при этом освободить пленного князя Владимира Георгиевича сына великого князя Юрия. Получив отказ, на глазах народа и братьев Всеволода и Мстислава татары изрубили Владимира Георгиевича. А во Владимире заперся его сын Всеволод с матерью и с епископом и с братом и всеми жителями». Важное примечание: Возможно в летописи не случайно записано: "река Сить впадает в Мологу". Этим летописец возможно указывал на то, что место битвы на реке Сити находится вблизи от места впадения этой реки в Мологу. Юрий рассчитывал на новгородцев и на помощь брата Ярослава, но который в это время почему то уехал в Киев. Юрий шел к городу Ярославлю через Суздаль и Юрьев - Польский князь Юрьевский Святослав с сыном Дмитрием пошли вместе с ним и участвовали в битве на Сити , затем к Ростову, с ним на Сить пошли его племянники ярославский князь Всеволод Константинович и Василий Константинович, князь Ростовский. Где мог выбрать место для стана великий князь Юрий для сбора дружин? Первые два варианта сомнительны, так как в зимнее время глухими болотистыми, заросшими непроходимыми лесами добираться до реки Сить было бы очень трудно. Скорее всего Юрий направился по Волге к городу Мологе, затем по большой северной дороге отошел к тому месту, где эту дорогу пересекала река Сить чтобы не контролировать обе Волжские дороги. Татары же очевидно шли следом за его дружинами и могли подойти к Мологе по Волге с двух сторон. В летописи отмечено, что ему уже сообщили на Сить: "а татары идут к тебе". Если это предположение верно, то Юрий, отойдя от города Мологи по северной дороге около 40 километров, расположился станом на реке Сить недалеко впадения её в реку Мологу. На расстоянии 5 - 6 километров севернее большой дороги река Сить впадала в Мологу, возможно татары этим и воспользовались и смогли неожиданно напасть на стан великого князя Юрия, подойдя скрытно по льду реки Мологи до устья реки Сить, а затем по ней до русского стана. Юрию Всеволодовичу сообщили, что «княгиня с детьми, со снохами и внучатами от огня скончались». Князь послал на разведку воеводу Дорожа с тремя тысячами воинов узнать о татарах. Дорож вскоре прибежал назад и сказал: «Князь уже обошли нас татары». Скорее всего татары скрытно подошли к русскому стану по льду реки Сить со стороны реки Мологи, откуда их не ждали.
Голова приросла обратно: что поразило учёных, вскрывших гробницу великого князя Юрия Всеволодовича
На Сить под знамёна великого князя Юрия Всеволодовича подошли с дружинами брат Святослав Всеволодович и племянники— сыновья Константина: Всеволод князь Ярославский, Владимир князь Угличский и Василько князь Ростовский. Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Можно попытаться оценить силы, которые были собраны Юрием Всеволодовичем в лагере на реке Сить.
Битва на Сити
К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав. Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно. Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т.
Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан. В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами. А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам.
Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда — а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам? Как говорится, хрен редьки не слаще… Ещё новости по теме Просто не игрушки: к чему может привести неосторожное обращение с историей Ученик дьяволов: из каких духовных корней вырос феномен Адольфа Гитлера Первые жертвы: как на самом деле начиналась война в Афганистане Когда хата точно была с краю Впрочем, и элита была не более «патриотичной». Напомню, что во времена феодальной раздробленности удельные русские князья, будучи даже близкими родственниками, с большим удовольствием воевали друг с другом, вплоть до полного уничтожения конкурирующих городов, подсылали к родичам наёмных убийц и отравителей, не стеснялись пользоваться даже услугами внешних врагов, включая кочевников. Можно привести десятки удручающих примеров — причём так было и до Батыева нашествия, и после!
И вообще понятие «отчизна» выросло из древнерусского понятия «отчина и дедина» — то есть вовсе не из обозначения единой Руси, а из понятий конкретных феодальных владений, вотчины, принадлежавших отцу и деду. То есть, вот это мой вотчинный город Кострома, его и буду защищать и драться за него, а остальное меня или не колышет вовсе, или колышет только в десятую очередь!
А 4 марта 1238 года последовал внезапный удар 30-тысячного корпуса темника Бурундая.
Опытный темник в переводе на русский полковник проведя предварительную разведку и выяснив расположение русских войск, ударил там, где его меньше всего ожидали. Он подошел к русскому лагерю не по льду Сити, где стоял мощный сторожевой полк, а со стороны лесного юга, осторожно снимая русские дозоры. В итоге владимирское войско в большинстве своём даже не успело изготовится к бою.
В отчаянной, кровавой схватке оно было окружено и практически полностью истреблено и пленено. Вместе с другими русскими витязями пал на поле брани и князь Юрий Всеволодович. Его отрубленную голову татары преподнесли в дар Батыю.
Обследуя курганы в 1887 году, исследователь нижегородского края А. Гациский определил, что «Боженковская группа» курганов имеет «чисто этнографический характер». Курганы, исследованные Покровским, он не упоминает, а свою работу строит на «памяти народной, преданиях и географических названиях», определяя место битвы в окрестностях села Боженки, а преследование отступающих русских дружин — до селений Станилова и Юрьевского [13]. В 1932—1933 гг. В отчёте отражено состояние курганных групп на момент их исследования: в районе имеются курганы, датируемые началом XIII века, также отмечено, что большинство курганов раскопано или распахано [11]. Ситуация с археологическими изысканиями изменилась в 2005—2006 годах, когда Институт археологии РАН проводил раскопки на Стрелке , между Которослью и Волгой, где позднее был воздвигнут Успенский кафедральный собор. Находки на месте строительства собора полностью опровергли взгляд на русско-ордынские отношения как на взаимное сотрудничество и отсутствие разрушительных последствий от монголо-татарского набега, а также версию Л. Гумилёва о том, что «богатые приволжские города, находившиеся в составе Владимирского княжества — Ярославль, Ростов, Тверь, Углич и другие — вступили в переговоры с монголами и избежали разгрома» [14] [15]. Археологи обнаружили несколько массовых захоронений, в которых присутствовали останки женщин, мужчин и детей со смертельными ранами от пик, стрел, ножей и прочего оружия. В 2007 году на Стрелке были обнаружены захоронения 18 и 94 человек с травмами от оружия и следами обгорания.
Если тела в первом захоронении были найдены в пределах города, то второе находилось за городским валом и охранными башнями. Общее число погибших в 9 раскопах приблизилось к 500. Новейшие исследования не закрыли вопроса о месте и ходе битвы. Возможно, дальнейшие археологические изыскания смогут закрыть или прояснить их [16]. Вполне очевидно, что далеко не все курганы более 500 на реке Сити относятся к периоду Ситской битвы, но многочисленные находки и археологические раскопки говорят о том, что где бы ни происходила битва, преследование и избиение русских дружин имело, вероятно, довольно большую территорию, и часть курганов могут хранить неожиданные открытия [17]. Последствия Править Верещагин В. Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию [1] и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович , под прямым контролем которого оказались Владимирское княжество и Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество». В целом, силы монгольских войск оказались значительно подорваны после разорения Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств и в преддверии похода на Новгород [18].
Ситская битва в летописях и литературе В Лаврентьевской летописи Ситская битва упоминается дважды. В Новгородскую первую летопись старшего и младшего изводов вошли: «Сказание о разорении Рязани Батыем» наиболее древняя версия рассказа рязанской летописи , сведения из владимирского и ростовского источников рассказ о взятии Владимира и устные рассказы современников [19]. В Ипатьевской летописи , как южном варианте повести о нашествии и событиях на далеком северо-востоке Руси, отражался текст «Летописца Даниила Галицкого» составлялся в 1245—1249 годах. Летописец кратко описывает события нашествия, более подробно отражая взятие Владимира и Козельска. Сражение упоминается в Пермской летописи : «И сступишася обои полцы и бысть сеча злая и великая и побегоша перед иноплеменниками. И ту убиен бысть великий князь Юрий Всеволодович на реце на Сити и вся его много побйша».
Сюда, на Сить, пришли с дружинами его племянники — сыновья старшего брата Константина: Василько — князь ростовский, Всеволод — князь ярославский и Владимир — князь угличский. Вскоре подошел и Святослав Всеволодович с полками из Юрьева-Польского. Больше всего Юрий Всеволодович ждал подхода своего младшего брата Ярослава Всеволодовича из Переяславля, располагавшего довольно крупными силами.
Но время для сбора большого войска уже было упущено. Монгольская разведка сумела установить местоположение русского лагеря, и к нему двинулся ближайший из туменов под предводительством полководца Бурундая. В течение 3-х недель после взятия Владимира он двигался в северо-западном направлении и, добравшись до окрестностей города Углича территория современной Ярославской области , подошёл к реке Сити, которая находилась недалеко от тех мест. Стратегически замысел лагеря на Сити был неплох. Великий князь сумел собрать значительное количество войск, которые в противном случае были бы уничтожены монголами по частям в своих городах. Неизвестность места сбора заставила завоевателей распылить свои силы.
Битва на реке Сить: когда судьба страны решалась на берегах небольшой речушки
Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или. В бою погибли великий князь Юрий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, воеводы Дорож и Жирослав. Юрий Всеволодович.
Юрий Всеволодович
- Navigation menu
- Ситская битва
- Загадки князя Ярослава Всеволодовича
- Предыдущие выпуски