Главная» Новости» Лыкова агафья последние новости на сегодня как поживает. Фото: Илья Питалев /РИА Новости.
Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана
Родителям, помнившим вкус соли, было очень непросто свыкнуться с пресной пищей, поэтому Карп Осипович счел дешевый подарок драгоценностью. Дети тоже быстро пристрастились подсаливать еду. На базе геологов сыновья жадно рассматривали железный лом, сваленный в дальнем углу: изделия из металла на заимке были наперечет. Два топора, сделанных ещё в 1920-х годах, сточились почти до обухов. Поразила отшельников электрическая лампочка. Они тыкали в её стекло пальцами и ойкали, обжигаясь. Знакомство с людьми дорого обошлось Лыковым. Не имевшие никакого иммунитета Савин и Дмитрий заразились пневмонией и в конце 1981 года умерли. Вскоре скончалась обессилевшая от болезни и горя Наталья.
Карп Осипович с Агафьей остались вдвоем. Карп и Агафья Лыковы с Василием Песковым. Источник: peoples. Он написал об отшельниках серию очерков, вызвавших огромный интерес. Лыковы прославились на весь мир, и гости на заимке стали появляться гораздо чаще. Привозили вещи, помогали на огороде… Среди подарков были куры, козы, кошки и собака. Отшельники с интересом разглядывали журналы с фотографиями современных городов, не понимая, как можно жить в таких муравейниках. Телевизор на базе у геологов произвел на Лыковых меньшее впечатление.
Агафью на экране поразили лишь лошади и коровы — таких диковин зверей она никогда не видела. Сперва староверы объявили телевидение греховным, но очень быстро к нему пристрастились. Агафья Лыкова. Полет на вертолете она перенесла на удивление легко, а вот «дом, движущийся на колесах», то есть поезд, её напугал. В поселке староверов Агафью приняли как дорогую гостью, но остаться там она не пожелала — «только в пустыне спасение для истинных христиан». Вернувшись домой, она всё же затеяла переезд поближе к базе геологов, примерно на то место, где Лыковы жили до 1945-го года. Сперва 40-летняя отшельница перенесла на новое место инструменты и припасы. Срубила маленький лабаз на сваях, чтобы звери не достали.
Выкопала погреб, вырубила делянку. За зиму Агафья совершила 33 челночных ходки между старым и новым жильем. Перенесла почти всё своё нехитрое имущество. Весной повела через тайгу отца. Карпу Осиповичу уже стукнуло 80, ноги его ослабели, поэтому шли они четверо суток. Летом пожарные помогли строить Лыковым новую избу, но переселиться в неё Карп не успел — он умер 16 февраля 1988 года. Дочь заперла дверь и на лыжах пошла к геологам. Шла восемь часов, и, добравшись до базы, свалилась с температурой.
Её едва спасли. На похороны Карпа Лыкова съехалось много народу — друзья и родственники.
Вот так. Фото из личного архива О чем молится таежная жительница - А о чем молится?
Она рассказывает? Мы стараемся не обсуждать вопросы веры, но она считает, что надо быть с Богом. Она рассказывает о животных, которые приходят. Регулярно к ней наведываются лисы, росомаха заходила, волк когда-то заглядывал.
Марал, косули. Особенно она серчает на медведя, который раскапывает ее огород. И своей уверенностью. Ну, еще собака у нее есть.
Ее не удивляет, конечно, появление диких зверей — в тайге живет. Но она переживает за домашних животных: за коз, за собачку, за кошек. Куры у нее есть еще. Рыбу она кушает.
Ведь климат холодный, суровый. Нет, говорит, надо самой трудиться. Ну, конечно, ей тяжеловато становится, поэтому необходимо, чтобы рядом был послушник какой-то.
Но в 2017 году такую помощь раскритиковал занимавший тогда пост главы Хакасии Виктор Зимин. Он сказал, что каждый житель его края был бы рад, если бы его снабжали всем тем, что есть у бабушки Агафьи: бесплатное питание, транспорт, мобильная связь. При этом хозяйка лесной заимки на все предложения поселиться в деревне или городе отвечала категорическим отказом. Жить одной в тайге вдали от людей — это личный выбор отшельницы. Но радует то, что сильные мира сего не проходят мимо этой одинокой женщины и помогают ей во всем.
Хорошо, что была связь с Кемерово. Когда Агафья в определенное время не вышла на связь по рации, то в областном центре забили тревогу. На заимку Лыковых вылетел вертолет. Одного бандита схватили был проводником , двое других убежали в тайгу и, скорее всего, заблудились и сгинули. Так как их до сих пор не могут нигде обнаружить. После этого Гаша стала просить губернатора, чтобы он подыскал для проживания с ней какую-нибудь женщину… В областной газете было дано объявление, и вот я откликнулась. У меня никого нету из родных и близких, я на пенсии, она копится в сбербанке города Белово. В горной тайге мне нравится - чистый воздух, красота, снабжение всем необходимым по государственной программе "Сохранение религиозной памяти". Я по женской части, Гаша по органам движения. Врачи говорят, что эффект будет положительным, но через некоторое время. Сам курорт ухоженный, уютный. Кормят нас очень хорошо прямо в палате. Вечером гуляем по территории. Ходила недавно в город, купила фруктов, мороженое. Гаша любит бананы и мороженое, просит напиток "Колу", но врачи запретили. Может от нее живот расстроиться. Цивилев выделил автомобиль. На поезде не поехали, так как моя подруга боится там пользоваться туалетом. Сильно трясет. Вмешалась Людмила Сергеевна: - Обязательно нужно это сделать. Опыт надо передавать. Но при условии, что в аудитории будет прозрачная перегородка и микрофоны, так как Агафья боится прямого контакта с большим количеством людей.
Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова
Агафья Лыкова, перечень новостей на сайте «Русская вера» (последние новости вверху). В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства – Акулина Лыкова, она умерла в 1961 году. Карп Лыков умер во сне 16 февраля 1988 года, 27 лет спустя после своей жены, Акулины. Жена Лыкова Акулина Карповна очень хотела переехать на кордон, ближе к людям.
«Таежный тупик»: как семья Лыковых смогла так долго прожить в изоляции
ТАЁЖНЫЙ ТУПИК | Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет. |
Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова | Агафья одна из трёх детей старообрядцев Акулины и Карпа, мать её умерла в 1961 году, а семья продолжала жить в таёжной глуши. |
Мифы и правда об отшельнице Агафье Лыковой из Хакасии | Последняя представительница заимки Лыковых и героиня документальной повести советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова о семье старообрядцев-отшельников. |
Отшельница Агафья опять осталась совсем одна в хакасской тайге | Самые свежие новости связанные с тематикой Агафья Лыкова со всего Мира и России на сегодня. |
Предыстория семьи Лыковых
Поворот от реки в гору, и мы уже над знакомым болотцем. Так же, как в прошлом году, кидаем из зависшего вертолета мешки, следом прыгаем сами. Знак рукой летчику — и привычный мир жизни вместе с утихающим грохотом исчезает. Находим тропу от болотца, идем по ней минут сорок. По случайному совпадению — тот же июльский день, что и в прошлый приход. Но начало этого лета было холодным. И там, где видели ягоды, сейчас пока что цветы. Запоздало пахнет черемухой. Картошка на лыковском огороде только только зазеленела. Робко синеет полоска ржи. Горох, морковка, бобы — все запоздало ростом едва ль не на месяц.
Возле хижины шаг замедляем… Перемены? Никаких совершенно! Как будто вчера мы стояли под этим вот кедром. Тот же дозорно настороженный кот на крыше. Та же птица оляпка летает над пенным ручьем. Мои забытые кеды с подошвой из красной резины лежат под елкой. Окликать в этот раз хозяев нам не пришлось — в оконце увидели наш приход. Оба, как большие серые мыши, засеменили из темной норы навстречу. Но нет, приветствие прежнее — две сложенные вместе ладони возле груди и поклон. И сразу же оба захотели предстать пред гостями в незатрапезном виде.
Карп Осипович тут же, скинув валенки, надел резиновые сапоги, затем нырнул в дверь, вернувшись в синей, помятой, но чистой рубахе, и, достав из под крыши, надел одну из трех нанизанных друг на друга войлочных шляп, доставленных кем то из щедрых дарителей. Из бороды старик вынул пару соломинок и придал ей двумя пятернями подобающий случаю вид. Агафья тем временем облачилась за дверью в темно бордовую до пят хламиду, сменила платок и тоже надела резиновые сапоги. Красный ковер гостеприимства в виде ржаной прошлогодней соломы был приготовлен нам в хижине. Тесная закопченная конура заметно от этого посветлела. И даже воздух в ней полегчал. Хозяева это вполне понимали. Им было приятно позвать нас под крышу. Агафья явно ждала похвалы. И приняла ее благодарно, ухмыляясь по детски в кончик дареного прошлым летом платка.
На этот раз я привез им главным образом то, что прислали «для передачи в тупик» сердобольные наши читатели. Шерстяные носки, материя, чулки, колготки, плащ, одеяло, шаль, варежки, кеды — принято все с благодарностью, с просьбою «отписать за милость всем добрым людям». Продуктов, кроме крупы, Ерофей посоветовал не везти. Крупу они взяли. К свечам тут успели привыкнуть и уже в них нуждались. Фонарик вначале возбуждал необычным своим свечением подозрение. Старик же не испугался потрогать кнопку, посветил в печку, под лавку, в стоявший возле постели валенок и, к нашему удивлению, не сказал обычного «это не можно». Ночью то славно, раз — и зажег». Не принят был последний из наших подарков. Один из наивных или, может быть, хитроумный читатель газеты прислал в конверте десятку денег — «для Лыковых».
Все вместе попытались мы объяснить, что значит эта бумажка. Такой была встреча. Агафья с отцом торжественно у свечи вкушали кашу из вьетнамского риса. К совету — положить в кашу принесенного в дар медку — прислушались. Услышав жалобы на живот, Николай Николаевич с Ерофеем пропели гимн меду и заодно молоку. Но вдруг встрепенулся; — Имануху козу можно, поди, вертолетом сюды? И все касалось еды, одежи, тепла. Картошка в прошлом году уродилась хорошая. Но в первые дни сентября выпал снег — пошли к геологам, попросили помочь. Те немедля пришли.
Картошку выбрали всю — двести пятьдесят ведер. Собрали также тридцать ведер репы и редьки, пять ведер ржи, мешок гороха в стручках, морковку. Осень, рискуя простыть, старик ловил рыбу и добыл два ведра хариусов. Но впервые жили совершенно без мяса. Старый сушеный запас, сделанный еще Дмитрием, вышел, нового сделать не удалось. Агафья насторожила три ловчие ямы, «но ништо не попалось». Зима, по словам старика, была нехорошая, мокрая, долгая. Сидя лишь на орехах, картошке, ржаной похлебке, репе и редьке рыба кончилась в январе , «вельми ощадали». В марте, зная, что рыба в это время не ловится, старик спустился все же к реке и неделю провел у воды с удочкой, изловив одну случайную «рыбицу чуть побольше ладони». Появляясь в поселке геологов, «таежники» твердо, однако, держались своих запретов — ни хлеба, ни мяса, ни рыбы, ни каши, ни сахара!
И все же первый маленький шаг к запретному сделан. Ерофей с поварихой уговорили их взять, кроме соли, еще и мешочек крупы. Отношения с богом в таежной избе из за гречки, как видно, не осложнились. В очередной приход не упрямились, взяли пшено и перловку. Потом Ерофей познакомил их с рисом. Агафья выглядела сейчас здоровее, чем в прошлое лето, хотя то и дело жаловалась на боль в руке. Лицо из мучнисто белого стало у нее смугловатым. Поняла как намек, побежала с берестяной посудой в погреб. Карп Осипович за год заметно сдал. Ссутулился, тише стал говорить — слышать его можно, лишь сидя в двух трех шагах.
Озабочен видами на урожай таежный и огородный. Картошка обильной быть не сулила. Зато хороший в этом году урожай в кедрачах. Но тоже забота — как орешить? Агафья боится — ну как рука онемеет? Раньше не били, берегли кедры, теперь же и силы для колота нет. Ерофей ободряет: «Поможем! Но эта крайность на виду у него разрастается, становится неизбежностью. И что поделать? В вечерней молитве помянул во здравии Ерофея, и «деток его», и многих людей из «мира», от коего хоронился и без которого, теперь уже ясно, долго не протянул бы.
После беседы с богом старик поменял гостевую рубаху на затрапезную, снял сапоги и, кряхтя, водворился на травяную постель у печки. Умолкла в своем уголке и Агафья. Стеариновая свеча, пока не спим, не потушена. Самое светлое место в избенке — пол, покрытый соломой. На ней мы втроем устроились на ночь, положив в головы мешок с прошлогодним немолоченым горохом… Некрепок был сон. Стонала от боли в руке Агафья. Старик в практическом деле проверил лежавший у него в изголовье фонарик. Освещая себе дорогу около спавших, он скрипнул дверью… Вернувшись, несколько раз включал выключал дареную штуку, проверял надежность необычного света. А проснулись мы утром от ударов кресала о кремень — Агафья испытанным способом добывала огонь для печи. Не терпелось, понятное дело, узнать: ну а как «мирская» волна любопытства и сострадания к этому аномальному закутку жизни докатилась сюда?
И как ее приняли? Кое что в письмах и по дороге сюда Ерофей мне рассказывал. И все же? Старик ведет меня к поленнице, сложенной под навесом избы, достает лежащий между поленьев бечевкой перевязанный круглячок — прошлогодний, уже пожелтевший комплект «Комсомолки». Старик простодушно сказал, что нет, не сумели. Глаза от натуги слезятся». По той же причине, а также по «непонятности слов» не осилила в «миру» нашумевшую публикацию и Агафья. Место хранения газет и два три нечаянных слова дают основание думать: сочли греховным читать. Но содержание «жития» им было, как видно, в подробностях пересказано. Боялась», — смеясь, уличила Агафья меня в неточности.
На снимке — две женщины и два громадного роста бородача. Оказалось, нашлись у Агафьи двоюродные братья по матери. Да нам то не можно. Мирское житье то у них. В избе то лучше бы сохранились. Вот такие оказались дела с печатным «бисерным» словом и со всякими ликами. Чтобы к этому больше не возвращаться, полез я в рюкзак, достал подарок, который вчера не спешил отдавать. В картонном пакете упакованы были снимки и номер журнала «Советское фото» с рассказом о том, как непросто было тут с фотокамерой. Рассчитывал, что увидят карточки и поймут: ничего страшного. И можно будет тогда их как следует поснимать.
Отдельно и очень старательно, с негатива геологов напечатал я снимки умерших: Натальи, Дмитрия и Савина. Показываю фотографии одну за другой. И вижу на лицах Агафьи и старика великое замешательство — не знают, как быть. С одной стороны — дорогие близкие лица, с другой — богопротивное дело: лик на бумаге. Чувствую, путь к фотосъемке это дарение мне не открыло. Аккуратно собрал все в пакет: «Ваше. Делайте, что хотите». Наутро увидел пакет завернутым в бересту. И где же? Все там же, в дровах под навесом.
А вот потрепанную «Псалтырь», присланную мне какой то старушкой с просьбою «Лыковым, прямо в руки», старик и Агафья сейчас же понесли в хижину и битый час у свечи читали, сличали со своей, «истинно христианской» «Псалтырью» и нашли, что книга «испоганена никонианством». Нас, грешных, жалеючи, много всего прислали, без меры много. Хижина Лыковых похожа была в это лето на некий таежный перевалочный пункт. Казалось, вот вот нагрянет сюда трудовая артель, возьмет молотки, топоры, лопаты, гвозди, рубанки, куртки, плащи, сапоги и примется тут за работу. Навес у избы буквально забит был подарками, пришедшими в адрес: «Абаза, Ерофею, для Лыковых». Ерофей все сюда добросовестно переправил, даже керосиновую лампу, даже ожерелье из янтаря тоже хранилось в дровах. Забава или нужное цё? Я показал, как этот прибор открывается, рассказал, для чего он может годиться. Взяв в руки зонтик, Агафья весело захихикала, вполне понимая, что выглядит с этой штукой из «мира» очень забавно… Телевизор — особая тема в этом рассказе. У геологов он появился в прошлом году, и можно представить, с каким нетерпением ожидали очередного прихода в поселок Агафьи и старика.
Все было им интересно: поезд идет, комбайны в полях, люди на городской улице «Господи, много то, как комаров! Агафью взбудоражила лошадь. Тятенька, конь! И вот рассказ подтвердился. Старик же заерзал, когда по реке летела «Ракета». Молиться надо, а они пляшут». В ужас Агафью повергла встреча боксеров. Вскочила и убежала. И можно это понять: полуголые мужики дубасят друг друга огромными кулаками, а кругом люди. Однако сей грех оказался для них непреодолимо влекущим.
Изредка появляясь в поселке, непременно садятся и смотрят. Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу — пошепчет, покрестится и снова высунет голову Старик же молится после, усердно и за все разом. Были у меня поручения двух московских друзей. Историк просил разузнать поприлежней, как Агафья «держит за хвостик время». В ходу ли понятие «солнечный круг»? Книгами в помощь могут ей быть «Устав» и «Псалтырь».
Местные власти всегда поддерживали Агафью Лыкову, доставляя ей бесплатно продукты питания, медикаменты и теплые вещи. Но в 2017 году такую помощь раскритиковал занимавший тогда пост главы Хакасии Виктор Зимин. Он сказал, что каждый житель его края был бы рад, если бы его снабжали всем тем, что есть у бабушки Агафьи: бесплатное питание, транспорт, мобильная связь. При этом хозяйка лесной заимки на все предложения поселиться в деревне или городе отвечала категорическим отказом. Жить одной в тайге вдали от людей — это личный выбор отшельницы. Но радует то, что сильные мира сего не проходят мимо этой одинокой женщины и помогают ей во всем.
Геологи предлагали лекарства для больных, но их отец отказался от помощи, сказав, что каждому человеку определенный срок отмерен свыше. Тогда в живых остались только сам Карп Осипович и его младшая дочь Агафья. Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть. Почему это произошло? Как выяснил Игорь Назаров из рассказов Карпа Осиповича и Агафьи, все они заболели приблизительно в одно и то же время. У всех наблюдались схожие симптомы: жар, озноб, затрудненное дыхание. Исходя из этих признаков, Назаров сделал вывод о том, что причиной смерти Дмитрия, Саввина и Натальи стало воспаление легких. Однако главным фактором, который и повлек за собой преждевременный уход 3-х Лыковых, по мнению академика, явился их образ жизни, а именно изолированность от внешнего мира. В связи с этим обстоятельством в крови Лыковых не сформировались антитела, способные противостоять вирусным инфекциям, в том числе, пневмонии. По утверждению Назарова, организм Карпа Осиповича справился с недугом только потому, что был «натренирован жизнью в миру». Агафья же выжила исключительно благодаря своей молодости.
Из всех детей выжить удалось только Агафье. Следующие семь лет она прожила в хижине вместе со своим отцом, которого горячо любила и ласково называла тятей. Карп Лыков умер в 1988 году, оставив Агафью в полном одиночестве. Попытки вернуться в мир Агафья Лыкова тяжело переживала смерть отца. Она привыкла к отшельнической жизни, так как не знала никакой другой, но при этом никогда не была в полном одиночестве. К тому времени о Лыковых уже было известно и правительству, и волонтерским организациям, они помогли Агафье найти дальних родственников и даже поселиться в старообрядческом монастыре. По словам родственников Агафьи, больше всего в городе ее удивили дети, потому что до этого она никогда не видела «маленьких людей», — они ей очень понравились. Увы, отношения с родственниками и жизнь в монастыре не складывались. Агафья привыкла к тайге, к жизни в лесу, к одиночеству и своему распорядку, который она знала с рождения. Дым, гром, машины — страшное дело», — вспоминает Агафья свою поездку в город. Хотя зимы в тайге очень суровые и холодные, Агафья Лыкова настояла на том, что хочет вернуться в дом, где родилась, и жить там в монашестве. Правительство пошло ей навстречу, помогло построить новый дом и периодически снабжало необходимыми продуктами и медикаментами. Несмотря на преклонный возраст, отшельница самостоятельно ведет хозяйство, читает молитвы и остается в добром здравии. От него ведь молоко и мясо. Но надо сено косить, овинники готовить — если одному все делать, больше ни на что времени не остается. Весной я 40 ведер картошки посадила — и 340 выкопала», — сетует отшельница.
Сибирские отшельники :: Таёжный тупик
Рассказ о семействе Лыковых, проживших в тайге в изоляции, о предках Агафьи Лыковой, об их противостоянии с различными угрозами для семьи по воспоминаниям отшельницы Агафьи Карповны. Пятеро членов семьи Лыковых: отец Карп Осипович, мать Акулина Карповна и трое детей почти пятьдесят лет не встречали людей и жили по старобрядным традициям. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского. Карп Лыков перебрался на Алтай и там познакомился с будущей матерью Агафьи, Акулиной. Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы.
Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой
Одной из самых знаменитых представительниц так называемых анахоретов является Агафья Карповна Лыкова, которая родилась в тайге и провела там всю свою жизнь. Последняя представительница заимки Лыковых и героиня документальной повести советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова о семье старообрядцев-отшельников. последний ребёнок в семье старообрядцев часовенного согласия Карпа Осиповича и Акулины Карповны лыковых. Самые свежие новости связанные с тематикой Агафья Лыкова со всего Мира и России на сегодня.
Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой
Организовать вылет большого вертолета, способного доставить в тайгу и людей, и грузы — визит Антона к родственнице мы объединили с заброской ей припасов на зиму, — непросто, и в этом ТАСС оказал поддержку губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Родня по переписке Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м. Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю.
Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят. Будни отшельницы — это заботы по хозяйству, молитвы и написание писем, которые она передает с приезжающими. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию. Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке.
Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области. Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов. В самом же Лыкове, по словам Антона, о "старой вере" уже почти никто не помнит. Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ.
Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон. Отчего там не жить? Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов.
Климат здесь сложнее, чем в равнинных районах Кузбасса, зима наступает рано даже по сибирским меркам. Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года. Это Шория, она особая". Шорцами здесь называют не только представителей коренного народа, но и просто местных жителей, и от их национальности это совершенно не зависит.
Особенно уважаемых именуют настоящими шорцами. Среди настоящих шорцев немало представителей рода Лыковых.
На заимку Лыковых вышли геологи, исследующие этот район Сибири. На момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи — Наталия.
В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини. Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия.
Недавно на заимку Агафьи Лыковой упал фрагмент ракеты-носителя, так как через этот участок проходит траектория падения ступеней ракет, запускаемых с космодрома Байконур. Отшельница не пострадала. Позже фрагмент демонтировали и вывезли с территории. Кто такая Агафья Лыкова Агафья Карповна Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в глухой тайге в семье старообрядцев. Она выросла, общаясь только со своими родителями, братьями и сестрой, и с детства не пользовалась никакими техническими приспособлениями современной цивилизации. Только уже взрослой ей удалось познакомиться с другими людьми и побывать в городе, однако в результате она все равно вернулась жить в тайгу.
Самое современное, что есть сейчас в ее доме, — это часы и уличный термометр. Уйти в отшельничество семью Лыковых вынудили жестокие преследования староверов, которые начались после раскола Церкви, начавшегося после реформы патриарха Никона. Задолго до рождения Агафьи ее отец Карп Осипович Лыков вместе с братьями перебрался на Алтай, где познакомился с будущей женой Акулиной и обзавелся детьми. Там он надеялся на спокойную жизнь вдали от суеты больших городов и преследователей за веру. К сожалению, и на новом месте семье не удалось избежать трагедии. В 30-х годах на глазах у всей семьи охрана заповедника убила одного из братьев Карпа Лыкова. Это стало сильнейшим потрясением, побудившим семью переселиться глубоко в тайгу и вести отшельнический образ жизни. В семье на тот момент воспитывались трое детей — Савин, Наталия и Дмитрий. Агафья родилась уже после того, как Лыковы разорвали любые связи с внешним миром. Трагедия цивилизации Вплоть до конца 70-х годов семья Лыковых жила в отшельничестве на берегу притока Абакана — реки Еринат.
В ответ, в пресс-службе администрации Кемеровской области заявили, что Власти Кузбасса намерены оказывать помощь, живущей на территории заповедника в соседней Хакасии, отшельнице Агафье Лыковой, несмотря на недовольство главы этой республики. Если бы власти Хакасии оказывали системную помощь, реагировали на проблемы и редкие просьбы Лыковой, то Кузбассу не было бы необходимости вмешиваться», — заявили в пресс-службе администрации. Накануне, 14 ноября 2017 года, в ходе прямой линии с жителями Хакасии глава региона Виктор Зимин назвал пиаром действия властей Кемеровской области, губернатор которой Аман Тулеев в течение многих лет шефствует над Лыковой. Что опять на сайте администрации Кузбасса сообщается, о подарках главы региона сотни килограммов комбикорма, круп и муки, фрукты, свечи и т. Глава Республики Хакасия Виктор Зимин считает несправедливым то, что на помощь живущей в тайге отшельнице Агафье Лыковой и доставку в ее «таежный тупик» всего необходимого государством тратятся крупные деньги. Каждый житель республики хотел бы иметь такие условия для проживания, бесплатные снабжение, полеты, связь, авиация», — заявил Зимин в ходе прямой линии с жителями Хакасии. В 2018 году Тулеев передал отшельнице Агафье Лыковой букет роз и платок к 8 марта Традиционно отшельнице помогают сотрудники Государственного природного заповедника "Хакасский", которые регулярно заходят к ней на заимку во время обходов и другой служебной деятельности".
Инспекторы оказывают Лыковой помощь и доставляют ей корреспонденцию и посылки. Как правило, они навещают ее не реже раза в месяц, а летом — по два раза. В середине 2019 года представители Роскосмоса посетили отшельницу, Цитирую: "на предмет обеспечения безопасности людей и объектов во время запуска космического аппарата с космодрома "Байконур". В ходе облета сотрудники учреждения посетили проживающую на территории заповедника Агафью Карповну Лыкову, которую предупредили о возможном падении в районе заимки фрагментов ракеты и предложили временную эвакуацию, так как "Данные территории находятся в пределах расчетного района падения отделяющихся частей ракеты-носителя.