США пытаются использовать тайваньский вопрос против Китая, в подобных манипуляциях кроется причина кризиса в Тайваньском проливе, заявили в МИД КНР.
Второй кризис Тайваньского пролива - Second Taiwan Strait Crisis
Этот конфликт был продолжением первого кризиса Тайваньского пролива, который разгорелся после окончания Корейской войны. В марте 1996 президент США Билл Клинтон принял решение о направлении в зону Тайваньского пролива двух авианосных групп, с целью продемонстрировать поддержку Тайваня. Все прошлые кризисы в Тайваньском проливе (1954–1955, 1958 и 1995–1996 годов) были достаточно затяжными – от трех до более чем восьми месяцев. Кризис в Тайваньском проливе, спровоцированный поездкой в Тайбэй спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси, не утихает. Второй кризис в Тайваньском проливе напоминал первый, но имел принципиальное отличие, заключавшееся в том, что Советский Союз участвовал в публичных заявлениях о ядерных угрозах от имени союзника, фактически занимавшегося тем, что унижал его. Кризисы Формозского пролива, или кризис Тайваньского пролива, были двумя международными кризисами 1950-х годов, в которых участвовали Китайская Народная Республика и националистический Китай Тайваня (Формоза.
Власти Тайваня выступили за мирное решение проблемы с Китаем
Вопрос Тайваньского пролива должен быть урегулирован мирным путём, сообщила 20 мая журналистам глава администрации Тайваня Цай Инвэнь в Тайбэе. Первый и Второй кризис Тайваньского пролива, острова Кемой и Мацу на Тайване из Музей холодной войны. Глава МИД Китая Ван И назвал ситуацию в Тайваньском проливе спокойной, но указал на разрушительное влияние извне.
Кризис в Тайваньском проливе станет главной угрозой интересам США — CFR
Он подчеркнул, что Соединенные Штаты не готовы признать свое поражение: — Во-первых, необходимо проявлять настороженность к тому, что США не смогут смириться с поражением. Они объединяют отдельных партнеров для того, чтобы подлить масла в огонь, наращивают военное присутствие в регионе и будут содействовать эскалации ситуации, а также вынашивают планы по созданию нового, еще более масштабного кризиса, — сказано в сообщении китайского внешнеполитического ведомства. Глава МИД КНР также обратил внимание на то, что "выступающие за независимость Тайваня силы" могут продолжить устраивать провокации и "зайдут еще дальше".
В возглавляемой американцами системе она уже не просто пассивная "помощница", а более инициативный и активный "лидер" в тактическом и стратегическом отношениях. Кроме того, страна отказалась от своей концепции "исключительно обороны", которой придерживалась 70 лет с момента окончания Второй мировой войны. В "Белой книге" Японии ежегодный доклад Минобороны Японии. ИноСМИ на 2022 и 2023 год говорится о "возможности нанесения ударов по вражеским базам". В марте Токио объявил о создании к концу этого года на территории государства единого американского командования для более эффективного и оперативного реагирования на кризис в Тайваньском проливе. В будущем при поддержке Вашингтона он возьмет на себя больше активных стратегических игр и задач в области безопасности, помогая таким образом США продвигать строительство и совершенствование их "минилатералистской" системы некоторые видят в этих событиях знак того, что Япония встает на ноги, но на самом деле это признак полного ее падения.
Политика "держаться одной стороны", которую Филиппины проводят под руководством Фердинанда Маркоса президент Филиппин. Исторически связи между этими двумя странами очень глубоки: Вашингтон всегда оказывал на Манилу существенное влияние, особенно в плане отношений в области безопасности. Однако это взаимодействие не ускоряло внутреннее развитие Филиппин. С 1970-х годов государство не слишком активно действовало в области экономики, долгое время оно находилось в так называемой "ловушке среднего дохода" ситуация в экономике, когда страна достигла определенной стабильности в развитии, но остановилась на этом уровне и не может двигаться дальше. Ради развития экономики правительство страны также стремилось к углублению торговых связей с Китаем. Что касается дипломатического курса Филиппин, он часто менялся в зависимости от поведения лидеров островного государства, от обстоятельств и вопросов на повестке дня. Бывший президент Родриго Дутерте придерживался жесткого стиля в управлении: во время пребывания на посту он проводил агрессивную борьбу с наркотиками, за что зачастую подвергался критике со стороны западных правозащитных организаций. Чтобы сохранить собственный политический статус и легитимизировать внутреннюю политику, Дутерте пошел на отдаление от США и Европы и сближение с Россией и Китаем.
Однако Маркос, пришедший к власти в конце 2022 года, очень отличается от экс-президента: он ратует за "возвращение к норме" во внутренней политике и проводит дипломатическую стратегию "держаться одной стороны" в отношении Соединенных Штатов. У Филиппин есть два основных средства противостояния Китаю. Во-первых, это объединение с США во имя борьбы с Поднебесной. В целом, правительство Маркоса отказалось от "равноудаленной дипломатии" времен Дутерте и склоняется к Соединенным Штатам в области безопасности и даже экономики. Манила подписала с Вашингтоном договор о взаимной обороне — из этого очевидно, что она — главный военный союзник американцев в Юго-Восточной Азии. Филиппины полагали так: если США сильнее вмешаются в вопрос Южно-Китайского моря, заключенное соглашение может оказать сдерживающий эффект на действия Поднебесной в спорном регионе. После избрания Байдена президентом в 2021 году американо-филиппинское военное сотрудничество на море стало еще более тесным. Жесткая позиция Маркоса вытекает из того, что он заручился поддержкой Соединенных Штатов.
За первый квартал 2024 года США выполнили уже три миссии по "обеспечению свободного судоходства" в Южно-Китайском море — это число приближается к итоговому количеству всех операций в 2023 году их было пять. В значительной степени современные Филиппины стали "миной", подброшенной американцами Китаю. В случае эскалации конфликта Соединенные Штаты могут, исходя из конкретной ситуации, избирательно осуществлять дипломатическое, экономической или военное вмешательство, делая из Южно-Китайского моря стратегический свой опорный пункт для переформирования всего индо-тихоокеанского порядка. Во-вторых, Филиппины продвигают так называемую "добровольную пропаганду прозрачности", пытаясь представить западному общественному мнению образ себя как жертвы "травли" со стороны Китая. Во времена предыдущего президента Дутерте страна отказалась от споров по Южно-Китайскому морю. Но нельзя не отметить, что компромиссная позиция Дутерте тоже обуславливалась американо-филиппинскими отношениями. Тогда под руководством Трампа США стремились выйти из различных многосторонних соглашений и даже пытались отказаться от своих обязательств по оборонной помощи союзникам. В связи с этим Манила и была вынуждена пойти на уступки Пекину в Южно-Китайском море.
При этом, для видимости придерживаясь компромисса с Китаем, она отнюдь не отступилась от пропаганды легитимности арбитражного дела по спорным территориям. Каждый год в разных странах мира филиппинское правительство проводит собрание, посвященное этому вопросу, чтобы повлиять на общественное мнение посредством дискуссий между учеными, СМИ и дипломатами. Кроме того, правительство страны активно выставляет себя жертвой, а Китай — "мучителем", создавая этот негативный образ с помощью международных СМИ. Вот как выглядит послание, передаваемое Филиппинами глобальному сообществу: острова уже пробовали пойти на компромисс с Китаем, но усиливающийся "буллинг" со стороны Пекина не оставил Маниле выбора. Во многом в современном общественном мнении мира слово "задира, хулиган" уже стало ярлыком, определяющим статус и имидж Поднебесной. Что Япония, что Филиппины, что некоторые страны Юго-Восточной Азии — все они позиционируют свои отношения с Соединенными Штатами, отталкиваясь от угрозы, представляемой подъемом Китая. Это вполне объяснимо, ведь так все получают свое. В случае с Соединенными Штатами на это есть несколько причин.
Когда люди говорят, что Соединенные Штаты — "экстерриториальное государство", они не имеют в виду, что у США нет интересов в западной части Тихого океана, а лишь подразумевают, что географически эта страна расположена не там. Вашингтон ошибочно опасается, что сильный Пекин вытеснит их с тихоокеанского Запада. В то же время ему трудно самостоятельно противостоять там Поднебесной на расстоянии, а значит, США необходимо вступать в союзы со странами региона, чтобы не позволить сопернику подорвать их обширные экономические интересы и интересы безопасности. Во-вторых, Соединенные Штаты считают, что "два медведя в одной берлоге не живут", то есть попадают в "ловушку Фукидида". Чтобы сохранить собственную гегемонию и не дать Китаю заменить Америку, США должны сформировать максимально широкий альянс для сдерживания Поднебесной. Это соображение распространяется не только на Индо-Тихоокеанский регион, но и на любой другой. Понятно, что где бы ни были интересы Пекина, Вашингтоном последние рассматриваются как угроза для себя. Третья причина — американская идеология.
Этот конфликт был продолжением первого кризиса Тайваньского пролива , который разгорелся после окончания Корейской войны. Ещё в 1954 году НОАК начала артиллерийский обстрел спорных островов. В свою очередь, тайваньская сторона заявила о том, что в воздушных боях было сбито не менее 25 МиГ-17 , из них 4 — ракетами AIM-9B. Китайская сторона подтвердила потерю пяти самолётов всех типов. Поскольку на острова Мацзу и Цзинмэнь не распространялось действие « Китайско-американского договора о взаимной обороне », заключенного в 1954 г.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011 года. Тайваньский пролив. Спорные острова показаны как Quemoy и Ma-tsu. Второй кризис тайваньского пролива Война пушек — военный конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе.
В Китае обвинили США в кризисе в Тайваньском проливе
Американское правительство усиливает военное присутствие в регионе для провоцирования еще более серьезного кризиса в Тайваньском проливе. Второй кризис в Тайваньском проливе начался 23 августа 1958 года ("Война пушек" или «Артиллерийский бой 23 августа»), когда артиллерия Народно-освободительной армии Китая обстреляла острова Цзиньмэнь. Вопрос Тайваньского пролива должен быть урегулирован мирным путём, сообщила 20 мая журналистам глава администрации Тайваня Цай Инвэнь в Тайбэе.
Ван И: ситуация в Тайваньском проливе стабильна, но там есть серьёзные вызовы
Знакомо, не так ли? Говорят, что В. Ленину принадлежат слова: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность». Похоже, что американские политики изучали его наследие тщательнее нас и используют с циничной виртуозностью. На этом вооружённые конфликты с боевым применением оружия в Тайваньском проливе закончились. Очередной кризис произошёл в 1995—1996 годах на фоне подготовки и проведения прямых выборов президента Китайской Республики и заявлений официальных лиц о том, что Тайвань является отдельным государством. Возвращение силовым путем?
Практически аналогичная ситуация сложилась и в этом году, за исключением того, что возбудитель спокойствия находился не внутри китайской проблемы, а оказался снаружи и ещё не исчерпал себя. Похоже, что серией визитов на Тайвань США намеренно провоцируют кризис в этом регионе на фоне проблем в Европе. Масштаб привлекаемых сил и войск с обеих сторон для демонстрации силы стал больше и носит пролонгированный характер. Остаётся надеяться, что из искры не возгорится пламя. Вариантов возвращения Тайваня в «родную гавань» силовым путём не особо много в силу его географического положения. Вариант военной операции по возвращению Тайваня.
Внешняя политика Почти сразу после завершения Второй мировой войны начинается Холодная война. США берут курс на противодействие коммунизму как внутри страны политика Маккартизма , так и в мире. Китай тут сыграл значительную роль, приход к власти коммунистов на материке стал для американских элит ударом. Это привело к изменению политики по оккупации Японии и сформировало отношение США к Тайваню, задача двух стран состояла именно в сдерживании коммунистического Китая. Может возникнуть вопрос, почему коммунисты не завоевали Тайвань и не добили убегающий Гоминьдан. Тут все довольно просто, в 1949 году у них не было флота в том числе и потому, что на кораблях и лодках бежали 2 миллиона человек. А уже в 1950 началась Корейская война, где Китай прямо участвовал и было не до острова. Первое время изгнанное правительство берет курс на милитаризм и еще тешит себя надеждами вернуть власть над всей страной. В мире же именно Гоминьдан считается легитимным правительством. То есть остров с населением в 8 миллионов человек, управляемый диктатором-милитаристом, представлял в ООН весь "большой" Китай, где на тот момент проживало уже 500 миллионов человек.
Естественно, де-факто Гоминьдан был марионеткой и голосовал так, как голосует США. Материковый Китай в 1954 году предпринимает попытку вернуть Тайвань в родную гавань. По итогам боевых действий удалось вернуть два небольших острова Тайвань контролирует еще ряд мелких островочков вокруг себя. Второй конфликт случился в 1958 году, к территориальным изменениям не привел. К середине 50-х годов Гоминьдан уже отказывается от идей реваншизма, понимая, что власть над Китаем не вернуть. Большинство мировых стран отзывают признание Тайваня и признают КНР. Экономика И вот, на мой взгляд, самое интересное. Как же Тайвань достиг своего уровня развития, на чем основано благосостояние, откуда взялись знаменитые микросхемы и сколько зарабатывают жители острова сейчас. Первоначальный капитал Гоминьдана составило золото, вывезенное с материка больше ста тонн и национализированные предприятия, оставшиеся с японской оккупации, полученные еще до эвакуации. Первый их серьезный шаг - аграрная реформа, проводившаяся американцами по аналогии с Японией.
Вообще, Тайвань в целом развивался похожим путем, используя опыт и наработки их реформ. Тогда землей владели крупные бизнесмены, местное население работало за зарплату или огромную аренду. В 1953 году государство принудительно выкупило землю и отдало ее мелким фермерам в рассрочку. Бывшие крупные землевладельцы получили на руки большие суммы денег, которые они смогли инвестировать в другие сферы экономики. США тогда же открыли свои рынки для Тайваня и направили на остров инвестиции, в первую очередь, в легкую промышленность, чтобы реализовать преимущество дешевой рабочей силы. Много общего тут что с Японией, что с Кореей, что с Гонконгом - фабрики по пошиву одежды, изготовление игрушек и другого ширпотреба, это то, чем занимался Тайвань в 50-60-е годы и то, чем займется материковый Китай в 80-90-е. Руководили процессом реформ как напрямую американские экономисты, так и местные чиновники, обучавшиеся в США и Японии. И вот здесь сталкиваемся с популярным мифом, что рост экономики произошел благодаря тому, что "Атлант расправил речи". Нет, совсем нет. Все это происходит в разгар Белого террора.
Если ты где-то вечером, напившись пива, упомянешь что-то про Маркса, нормированный рабочий день и профсоюзы - утром тебя не найдут. Мелкого предпринимательства тоже почти нет, кроме фермеров. Экономику двигают крупные предприятия, открытые на иностранные инвестиции, потогонка и ненормированный рабочий день за небольшую зарплату. И перенимание передового опыта коммунистов в плановом управлении. Государство выдает очень дешевые кредиты фабрикам в обмен на свое участие в управлении, которое касается не собственности, а именно руководства курсом развития фабрик и заводов. То есть капитализм под чутким надзором партии на основе дешевой рабочей силы и тяжелого труда населения с ненормированными переработками — вот основа успеха экономического чуда. Плюс прямой доступ на рынок сбыта в США. Второй этап развития экономики приходится на 70-е года. Экономика уже накопила средства, а политические события исключение из ООН заставляет Тайвань продумывать запасные варианты, как жить без поддержки США. Промышленность выходит на новый технологический уровень, вместо легкой, развивается тяжелая промышленность и наукоемкие производства.
Бизнес переориентируется на Азию, в страну привлекают сборочные цеха японских и корейских компаний. Все еще дешевая рабочая сила позволяет удешевить процесс сборки готовых изделий, взамен Тайвань получает возможность изучать технологии. В 80-е экономисты ищут сферы, в которые можно вкладывать излишки и которые могут выстрелить в скором времени. Одним из таких направлений становится микроэлектроника. В 1980 году открывается первая компания UMC, деньги на нее выделяет государство. В 1987 году появляется более известная TSMC. А на материке уже идут реформы Дэна Сяопина, Китай избавляется от наследия Мао, переходит на рыночные рельсы. Открываются свободные экономические зоны, одна из которых прямо ориентирована на Тайвань. На острове постепенно растет уровень жизни и компании открывают свои филиалы на материке, так как там заметно ниже зарплаты и это выгодней. Экономики Китая и Тайваня намертво связываются между собой.
Тогда же Дэн провозглашает принцип «Одна страна — две системы», изначально он касается внутренних дел, тех самых СЭЗ. Потом распространяется на отторгнутые территории.
Об этом заявил министр иностранных дел Китая Ван И. Глава китайского дипломатического ведомства заявил, что Пекин с настороженностью относится к реакции США, которые «не смогут смириться с поражением», а также опасается возможных провокаций со стороны «выступающих за независимость Тайваня сил». Как «политическую провокацию и фарс» Ван И охарактеризовал и визит на Тайвань спикера палаты представителей американского конгресса Нэнси Пелоси.
Неофициальное прекращение огня вступило в силу, когда 25 октября КНР заявила, что они будут обстреливать Цзиньмэнь только в нечетные дни, что позволило Китайской республике пополнять запасы своих вооруженных сил в четные дни. Кризис был значительным, поскольку он привел к высокой напряженности и рисковал втянуть Соединенные Штаты в более широкий конфликт, потенциально даже ядерный. США столкнулись с дипломатическими проблемами, включая риск отчуждения таких ключевых союзников, как Франция и Япония. Одна заметная эскалация произошла в июне 1960 года, когда президент Эйзенхауэр посетил Тайбэй;КНР в ответ усилила бомбардировки, что привело к жертвам с обеих сторон.