Террористический акт на улице Гурьянова 1999 год. Террористический акт на Каширском шоссе был частью серии терактов, осуществлённых в российских городах 4-16 сентября 1999 года. Взры́вы жилы́х домо́в — серия террористических актов в российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) 4—16 сентября 1999 года.
В Буйнакске произошел теракт
Осенью 1977 года один из пассажиров на Курском вокзале обратил внимание на бесхозную хозяйственную сумку. Заглянув внутрь, он обнаружил там бомбу, прикрытую спортивной курткой и шапкой-ушанкой. На место прибыли милиция и взрывотехники. В этот раз трагедии удалось избежать. Сыщики обнаружили на шапке несколько тёмных вьющихся волос. Сотрудникам транспортной милиции по всей стране дали указание искать в поездах кудрявых брюнетов без верхней одежды. Вскоре такой подозреваемый нашёлся в поезде Москва — Ереван. Им оказался 28-летний сварщик Акоп Степанян. Под брюками на нём были надеты спортивные штаны из того же комплекта, что и забытая в сумке с бомбой куртка.
Вместе с ним путешествовал его родственник, 23-летний рабочий Завен Багдасарян, которого также задержали. Вскоре появились и другие доказательства их вины: в квартирах подозреваемых нашли элементы взрывных устройств, а сумку, оставленную на вокзале, опознала мать Степаняна. Через задержанных следователи вышли на третьего фигуранта — одного из основателей Национальной объединённой партии НОП Армении Степана Затикяна. НОП ставила целью создание независимой Армении. Ранее Затикян был осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду», а также участие в «антисоветской организации». По версии следствия, именно он был организатором и вдохновителем терактов в Москве, а Степанян и Багдасарян стали исполнителями. Закрытый суд, по итогам которого всех обвиняемых приговорили к расстрелу, состоялся в январе 1978 года. Вскоре приговор привели в исполнение.
В диссидентских кругах серьёзно сомневались в виновности Затикяна, Степаняна и Багдасаряна, считая взрывы провокацией со стороны КГБ. Академик Андрей Сахаров даже написал письмо Брежневу с просьбой приостановить исполнение приговора, но это ни к чему не привело. Взрыв в Волгодонске 1999 19 погибших, 89 раненых. Взрывная волна разрушила фасад дома, привела к обрушению перекрытий и повреждению лестничных проёмов. Кроме того, пострадали больше 30 зданий в радиусе двух кварталов, включая жилые дома, школу, детский сад и отделение милиции. Госпитализация потребовалась 89 раненым, но общее количество пострадавших составило 16 000 человек. На месте автомобиля со взрывчаткой образовалась воронка глубиной 3,5 м и диаметром 13—15 м. Взрыв в одном из крупнейших городов Ростовской области стал последним в серии терактов, которые, по официальной версии, организовали террористы Эмир аль-Хаттаб и Абу Умар.
На фоне столь серьёзных трагедий с большим количеством жертв взрыв в Волгодонске казался наименее разрушительным, поэтому спустя годы местные жители называют события 16 сентября «самым забытым терактом». Следователи объединили дела о взрывах в Москве и Волгодонске в одно производство. В апреле 2003 года Генпрокуратура завершила расследование. Согласно выводам ведомства, в августе 1999 года в поселке Мирный на Ставрополье члены преступной группы Хаттаба и Умара кустарным способом изготовили больше 14 т самодельной взрывчатки и расфасовали их по мешкам. Сначала опасный груз доставили в Кисловодск. Оттуда 10 т вещества под видом сахара отправили в Москву, а остаток оформили как картофель и затем доставили в Волгодонск. Задержать удалось лишь последних двух Батчаев позднее был убит в Грузии. Осуждённые признали свою вину лишь частично.
Деккушев утверждал, что организаторы теракта заставили его совершить преступление, одурманив наркотиками. По словам Крымшамхалова, он не знал, что взрывчатку планировали использовать для взрыва жилых кварталов.
Ему заочно предъявлено обвинение по статьям 171 и 174 УК РФ "незаконное предпринимательство" и "легализация отмывание денежных средств, приобретенных незаконным путем". Официальный взляд и дайджест сообщений прессы 103 из домена www. Его в это время эвакуировали как минимум трижды. Я ни разу не покидал своей комнаты. Из-за того что выключали электричество просто ложился и спокойно спал.
В августе 1999 года тысяча чеченских и дагестанских боевиков во главе с полевым командиром Шамилем Басаевым и его саудовским помощником Хаттабом вторгаются в Дагестан — небольшую северокавказскую республику, граничащую с Чечней и также являющуюся субъектом Российской Федерации. Басаев утверждает, что хочет помочь местным исламистам, готовым к восстанию. Российская армия изгоняет захватчиков, попутно стирая с лица земли несколько сел. Но, главное, Россия заявляет, что стала объектом "атаки со стороны международного терроризма" — угрозы, о которой Кремль говорит все последние годы, хотя и не может убедить в этом Запад. Сохранить статью В Москве Борис Ельцин пользуется ситуацией, чтобы уже второй раз за два месяца сменить премьер-министра. На смену Виктору Черномырдину приходит никому не известный Владимир Путин, официально представленный 9 августа 1999 года как наследник президента. Нехорошая формулировка, на которую никто, кроме чеченцев, не обращает тогда внимания. Между тем этот момент является поворотным в современной российской истории, и ситуация явно примет более драматичный оборот. Когда 24 сентября Владимир Путин обещает "мочить террористов даже в сортирах" и посылает в Чечню бомбардировщики, Россию потрясает серия терактов. Меньше чем за три недели с 31 августа по 17 сентября мощные взрывы потрясли торговый центр неподалеку от Кремля, небольшой городок в Дагестане, а главное — два густонаселенных дома в спальных кварталах Москвы и еще одно здание в южном городе Волгодонске. Более 300 убитых, тысячи раненых. Страна охвачена ужасом, травмирована. Российские власти тут же указывают пальцем на виновных: чеченцы. Что произошло летом 1999 года? Этот эпизод, основополагающий для нового российского режима и ставший отправной точкой для второй чеченской войны, окружен столькими тайнами и противоречиями, что до сих пор остается открытым вопрос: не была ли эта серия терактов заранее подстроенной махинацией? Тогдашние слухи сразу же указывают на подозреваемого "номер один": это Борис Абрамович Березовский, БАБ, серый кардинал Кремля, один из пионеров постсоветского "капитализма", который в то время все чаще выглядит как один из главных организаторов российского хаоса. Его связи с самыми радикальными чеченцами, особенно с Шамилем Басаевым, хорошо известны. Его подозревают в организации большей части похищений иностранцев на Северном Кавказе, после которых он выступал на экранах телевизоров в качестве освободителя. В сентябре 1999 года один из членов его окружения, молодой французский предприниматель, связывается в России с газетой Le Monde. В телефонном разговоре он предает своего друга: "Борис объявляет о новых терактах. Он сошел с ума. Хватит, я не хочу иметь с ним больше ничего общего. Видимо, он думает, что, создав хаос, он сможет посадить у власти своего сильного человека. А заодно урвать новые куски от российского пирога, включая Каспий.
Вся страна направляла в Волгодонск гуманитарную помощь для пострадавших: продукты, одежду, лекарства, стройматериалы. Теперь в нем на два этажа и на два подъезда меньше, чем было когда-то. А еще сменился адрес: здания с адресом «Октябрьское шоссе, 35» в Волгодонске нет. Спустя год на месте взорванных подъездов был разбит Сквер памяти, поставлен памятник с именами погибших и установлен памятный знак. Каждый год 16 сентября на рассвете к мемориалу приходят родственники и друзья погибших, жители пострадавших районов, спасатели и пожарные, прибывшие на место трагедии в первые минуты после взрыва, представители власти и общественности.
В Волгодонске вспоминают жертв теракта 1999 года
Взрывы домов, теракты в метро, Беслан и Норд-Ост: вспоминаем самые громкие теракты в России за последние четверть века. РБК напоминает о самых крупных терактах, осуществленных в российской столице за последние 15 лет. Сентябрь 1999 года навсегда останется в памяти жителей России самым страшным временем. Уже прогремели взрывы в Буйнакске, затем ещё два — в Москве. И вновь трагедия: в Волгодонске 16 сентября снова совершён теракт. Раннее утро буднего дня.
Появились уникальные фото теракта в Ташкенте 1999 года
Сентябрь 1999 года навсегда останется в памяти жителей России самым страшным временем. Уже прогремели взрывы в Буйнакске, затем ещё два — в Москве. И вновь трагедия: в Волгодонске 16 сентября снова совершён теракт. Раннее утро буднего дня. Какое отношение к ваххабитам имел Макс Лазовский, организатор серии терактов в Москве в 1994 году, сотрудник ФСБ, арестованный и осужденный, и стремительно выпущенный из лагеря в феврале 1999 года постановлением Верховного суда России? Геннадий Лифинцев, в 1999 году глава Управы района «Печатники»: «Там порядка 134 человек, которых не опознали».
Этот день в истории: 1999 год — теракт в Буйнакске
Чёрный сентябрь: 20 лет теракту в Буйнакске — РТ на русском | Как установило следствие, взрыв был частью серии терактов, которые происходили в городах России с 4 по 16 сентября 1999 года. |
Теракты 1999 года в Ташкенте: что случилось и как это повлияло на страну | 8 сентября 1999 года в 23.58 Москву потряс страшный теракт: в девятиэтажном жилом доме № 19 по улице Гурьянова прогремел мощный взрыв — два подъезда оказались полностью уничтожены. |
Взрыв на улице Гурьянова
- ФСБ раскрыла теракты 1999 года — в «Интуристе» и «Охотном ряду»
- Серия терактов в Москве (1977)
- Содержание
- По материалам суда: как банда Хаттаба взрывала в России жилые дома. Часть 2
Погибшие в «Крокусе» сестры выжили в теракте в Волгодонске в 1999 году
Террористический акт на улице Гурьянова 1999 год. 19 марта 1999 года во Владикавказе на Центральном рынке прогремел мощный взрыв. В результате теракта 52 человека погибли, 168 получили ранения. Как и взрыв на улице Гурьянова, а также в Буйнакске (4 сентября 1999 года), крушение дома на Каширском шоссе было частью серии терактов, организованных и профинансированных руководителями незаконного вооруженного формирования. Тогда, в сентябре 1999-го, Россия содрогнулась от серии жестоких терактов, устроенных чтобы запугать и расшатать обстановку в стране.
Взрыв в Бунайкске
- Ответы : Кто виновен во взрыве домов осень 1999 года...
- Этот день в истории: 1999 год — теракт в Буйнакске — EADaily, 4 сентября 2019 — История
- Один день: что происходило в Москве (и в России) 13 сентября 1999 года
- Осужденный за теракт 1999 года в Москве Халид Хугуев убит в колонии Приморья –
Как матросы взяли в заложники больше 50 школьников: вспоминаем о теракте в 98-м году на Новой Земле
На розовой гранитной плите стоит корзина с гвоздиками, лежат лилии и хризантемы. Около подножия часовни кто-то поставил иконки, свечи, а еще здесь много детских игрушек. При взрыве дома погибло много детей. Стою у часовенки, молюсь. Каждый год, накануне 13 сентября, ставлю у лампадки фотографию родителей. Мечтаю, чтобы они мне чаще снились. Но это происходит редко. В такие дни просыпаюсь счастливым, кажется, что мама с папой живы, и не сразу понимаю, что это всего лишь сон. При взрыве дома погибли целые семьи. Кобец Арина, Диана, Ирина, Сергей. Никитины Алексей, Елизавета, Наталья.
Жуковы Алевтина, Любовь, Светлана. Его отцу было 58, маме — 50. Но остались до понедельника из-за неудобного расписания электричек. Им нужно было пересаживаться с одного электропоезда на другой. А в пять утра прогремел взрыв. Максим сотни раз прокручивал события того раннего утра в голове. Я очнулся от собственного крика, понял, что лечу. Потом был сильный удар. Открыв глаза, увидел очертания соседних домов, школу. В воздухе висела взвесь из пыли и песка.
Кругом были битые кирпичи, обломки бетонных плит, арматура. Я подтянулся на руках, вылез на гору камней. Ноги у меня были переломаны, закручены. Перелезть дальше через плиты я не мог. Когда пыль стала оседать, увидел выбитые окна в соседних домах, осознал окончательно, что произошел теракт. Тем более что пять дней назад взорвался дом на улице Гурьянова. Стояла тишина. Никто не стонал, не кричал, не звал на помощь. Я спал на одном диване с мамой. Стал смотреть, не выглядывает ли где из-под камней рука или нога.
Ничего не увидел. Все было в пыли, в одном серо-землистом цвете. Эпицентр взрыва был прямо под нашей квартирой, мы жили на втором этаже, мешки с гексогеном взорвались в подвале. Меня приподняло вместе со всем домом. Видимо, довольно высоко подбросило, потому что я помню, как долго летел вниз. Удивительным образом я не попал ни под какую плиту, меня не засыпало кирпичами. В голове стоял гул, у меня была контузия 3-й степени. Несколько человек, заметив, что я шевелю руками, стали тащить меня наверх. Я хотел крикнуть им: «Ищите маму, здесь рядом должна быть мама». Но вместо слов раздался только хрип.
Рот был забит песком, когда летел вниз, я кричал. Меня начали вытаскивать из завала, одна нога была где-то за плечом, когда меня подняли, она болталась, причиняя сильнейшую боль, помню, я сказал: «Поднимите ногу, ногу тоже держите». Двое человек подхватили меня за корпус, третий — за ногу. Так потихонечку и спустили меня вниз. Вынесли к Каширскому шоссе. Я остался лежать почти голым на мокром асфальте. Моросил мелкий дождь. Потом кто-то сверху накинул на меня куртку. Все спешили к завалам, где еще могли оказаться живые люди. Счет шел на секунды.
Мне казалось, что быстро. Но за время ожидания успел простудиться, подхватил воспаление легких. Прибывшие медики сразу вкололи обезболивающее, на лицо надели маску.
Источник: Репортаж первого канала от 13 сентября 1999 года Юрий Сафонцев под развалинами дома. Источник: Репортаж первого канала от 13 сентября 1999 года Дом был построен из кирпича, а не как двое предыдущих - из панелей, из-за этого здание рухнуло полностью - дом был уничтожен.
Взрывчатка для теракта была использована та же, что и при взрыве на улице Гурьянова, в дальнейшем ею же подорвут ещё один дом. Вот ещё передают. По сообщениям из Ростова-на-Дону сегодня ночью был взорван жилой дом в городе Волгодонске. Казалось бы, обычные новости. К сожалению, есть одно НО.
Господин Селезнёв заявит об этой 13 сентября - за 3 дня до теракта, который прогремит 16 сентября 1999 года в 5 часов 57 минут утра. Как потом будет заявлено: сказанное, не более чем оговорка. Каким образом можно было так оговориться - ответа по сей день нет. Но, оказавшись на месте, было обнаружено, что платина тщательно охраняется. Что делать со взрывчаткой?
Адам, Юсуф и Тимур решают купить машину у некого Аббаскули Искандерова, они встречаются вечером 12 сентября для оформления сделки. Террористы отдают задаток в 300 долларов за машину, загружают в неё взрывчатку и просят Аббаскули присмотреть за машиной, чтобы 16 сентября оформить договор купли-продажи Аббаскули отгоняет машину к своему дому и паркует её около подъезда, полночи он сидел в ней, но потом ему стало холодно и он ушёл домой - это спасло ему жизнь. В 5 часов 57 минут утра раздастся взрыв, который унесёт жизни 19 людей, ранения получат 89 человек. После теракта в Волгодонске вся Россия начнёт считать, что это заговор правительства. Появляется ошеломительная версия, что таким образом Владимир Путин хочет прийти к президентской власти, сместив на посту Бориса Ельцина.
Жилец дома, Алексей Картофельников, возвращаясь домой с работы заметил, что у подвальной двери припаркована легковая машина, из которой двое мужчин и одна женщина перетаскивают в подвал какие-то мешки. Придя домой Картофельников вызывает, точнее его дочь, наряд полиции, к их приезду машины уже не было. Пробравшись в подвал, наряд видит мешки с детонатором Эвакуирование дома Приехавшие взрывотехники при помощи газоанализатора заявляют, что это гексоген - взрывчатое вещество. Можно подумать, что это настоящая победа над терроризмом, если бы спустя два дня ситуация резко не обернулась чем-то впечатляющим.. Сразу после инцидента Картофельников даст показания, по которым был составлен фоторобот троицы, вот он: Фоторобот людей, таскавших мешки Фоторобот людей, таскавших мешки Так вот...
Спустя два дня начальство ФСБ Москвы заявляют, что эта троица является их засыльными. Якобы, это всё были учения. Министерству милиции объявляется выговор за неусмотрительность.
Мы на балкон. С балкона в сторону бригады две ракеты: одна выше, другая ниже. И столб пыли. Во всем городе, наверное, окна повыбивало», — вспоминает Зухра. По словам Акимовой, Буйнакск в то время был фактически прифронтовым городом, в котором все было подчинено одной цели — защитить Дагестан и Россию от наступавшей армии чеченских боевиков. Буйнакск словно вымер. Кто в ополчение ушел, кто куда.
Было тревожно, — вспоминает Зухра. Мне предложили уехать вообще из республики, но я не сомневалась, что наша 136-я бригада остановит захватчиков. Я знала всех этих ребят — солдат и офицеров». Военные, милиционеры и ополченцы объединились на передовой, а горские женщины и жены русских офицеров — в тылу. Без команды. Понимали, что воинам кушать надо», — вспоминает собеседница «Ленты. Палатки, в которых поселили жильцов взорванного дома. Началось расследование произошедшего. Акимова помнит, что террорист, который оставил машину со взрывчаткой возле пятиэтажки, некоторое время до этого торговал у дома, чтобы местные привыкли к нему. Люди покупали у него рыбу, овощи, арбузы.
Два других прогремели в Москве, четвертый — в Волгодонске. Жертвами стали в общей сложности 307 человек, почти 2 тысячи пострадали. Однако почему для первой атаки террористы выбрали небольшой дагестанский город? За месяц до взрыва, 7 августа 1999 года, началось массовое вторжение бандформирований под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба в Ботлихский район Дагестана. Это стало началом второй чеченской войны. На самом же деле, конечно, никакого начала не было, рассказывают местные жители. Как не было и прекращения первой войны после подписания Хасавюртовских соглашений. Нападения боевиков на дагестанскую землю и российских военных не прекращались. Зухра Акимова, ставшая известной дагестанской писательницей и поэтессой, написала книгу о 136-й мотострелковой бригаде «Жизнь, отданная Родине», в которой опубликовала собранные астраханцем Борисом Водомским письма его солдат-земляков, погибших в ту вроде бы мирную пору, а также во время августовских боев за Дагестан. Письмо от вас получил.
Большое спасибо. Словно дома побывал. Получил бандероль от бабушки, поблагодарите ее за меня. Хожу в носках, которые она связала. На твою десятку, мама, которую ты прислала в письме, мы с другом купили два лаваша. Папа спрашивает, чем мы тут занимаемся. Да всем. Постоянно ходим патрулировать в город. Если кто-нибудь сбежит, ищем. В основном изучаем уставы, оружие, технику.
Я рад, что попал в эту часть. Вы спрашиваете: "Кто еще из Астрахани служит у нас? В Гералахе это Герей-Авлак есть земляки. Да, в воскресенье сидим в столовой завтракаем, вдруг все застряслось. Оказывается землетрясение. Надо же! Как там бабушка с дедушкой? Привет им огромный. Пусть не беспокоятся за меня. Тете Вере Шкодиной, Ирине и дяде Юре, крестной тоже передавайте привет.
Я сразу всем по привету. Писать времени нет. Сами больше пишите». Автор этого письма, Андрей Сорваков, погиб 28 июля 1999 года. Он сопровождал автоколонну в Цумадинский район. На мосту через реку Андийское Койсу боевики подбили из гранатомета замыкавшую колонну машину, в которой находился солдат.
Погибли 42 человека, около 250 ранены.
Погибло более 10 человек, и еще 50 получили ранения и были госпитализированы. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев. Фото: РИА Новости 12. В результате взрыва погибли 14 человек, ранены 61 человек. Мощность взрывного устройства составила до 2кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб. Еще один взрыв в 8:37 прогремел на станции «Парк Культуры».