Новости советская лунная программа

Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе.

Советская Луна

Запуск осуществлялся по траектории сближения без использования старта с орбиты. Итоги миссии Аппарат «Луна-2» не обладал собственной двигательной системой — на нем были установлены научные приборы, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов. Важнейшие научные достижения «Луны-2»: прямое измерение солнечного ветра; превышение аппаратом второй космической скорости. Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов. Отдельный вымпел был подготовлен на случай удачной посадки — из-за неудачных попыток их пришлось изготовить в пяти вариантах для разных дат старта. В итоге один из них действительно был доставлен на Луну в память о достижении. Сколько раз в СССР пытались высадиться на Луну Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С.

Королева и КБ имени В. Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М.

Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию и использованию в лунных экспедициях тяжёлого лунохода Л2 и лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1 — Л3, был составлен новый проект Н1Ф — Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности в 1980 -х гг. Глушко , назначенный в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы вместо В. Мишина, своим приказом с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году формально программа была закрыта в 1976 году.

Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован. Провал советской лунной программы главным образом отразился на карьере В. Мишина , которого 22 мая 1974 г. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1 , издав при этом приказ о её полном уничтожении. Уже в октябре 1974 года он предоставил правительству план работы НПО «Энергия» и развития советской космической отрасли в целом на ближайшие годы.

В этом документе Глушко изложил собственный план освоения Луны и создания там поселений, предлагая разработать специально для полётов к ней новую сверхмощную ракету-носитель, сначала в документации она имела название «Вулкан». Её общая концепция, как теперь очевидно, во многих своих положениях целиком повторяла конструкцию королёвской ракеты Н1 , против которой Глушко активно выступал в течение многих лет. В целом же историки отечественной космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии. Случилось же это в тот самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована, и потому лидерам державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто политических решений: или доводить проект до логического конца, или чётко отказаться от его продолжения.

В тезисах к докладу «Эскизный проект лунной ракеты — ЛР», датируемых 20 августа 1958 года, Сергей Павлович Королев представляет основные варианты разработки лунной ракеты и возможные технические проблемы, стоящие при ее создании. Согласно нему, необходимо создание «автоматической научной станции на Луне или в ее районе для проведения исследований на Луне и передачи данных наблюдений на Землю», а также «космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере с изучения их физических свойств и наличия на них жизни с передачей результатов исследований на Землю».

США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле.

Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Сергей Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей, и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по лунной ракете окончательно разошлись во взглядах относительно силовой установки для данной ракеты. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чертёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Н-1 в сборочном цеху Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка.

В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков.

У вас отключен JavaScript.

Советская лунная программа — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. «Луна-16» - смогла побывать на Луне, взять с её поверхности 101 грамм грунта с поверхности и вернуться на Землю. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. В рамках лунной программы с 1963 по 1965 год было осуществлено 11 запусков. Смотрите онлайн Лекция "Советская лунная программа" 41 мин 53 с. Видео от 30 января 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте!

Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии

Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией. Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией.

В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа

Ru Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться комментарии 0.

После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника.

На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники.

Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет.

В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В. Однако проект был отложен и в конце концов превращен в современную "Луну-25" — посадочный аппарат, которому впервые в истории предстоит сесть у лунного полюса и "попробовать на вкус" лунную воду. Российская лунная программа "Луна-25" является частью российской лунной программы, рассчитанной на период 2021—2040 годов. Осенью 2021-го президент РАН Александр Сергеев заявил, что приоритетом в освоении космоса для России в настоящее время должно стать возвращение и освоение Луны, поскольку без этого невозможно освоение дальнего космоса.

В 77-м на Землю собирались доставить грунт с обратной стороны Луны; в 78-м — запустить новый луноход. Эти намерения тоже остались только на бумаге.

Всего было 4 попытки запуска Н-1. Все закончились неудачно. Вот это было разочарование! Не чета сегодняшнему. В 1970 г. Он был доставлен на Луну и проработал там 10, 5 месяца.

Исколесил больше 10 километров. Но уже следующий запуск к Луне в 1971 г. А вот последняя советская «Луна-24» в 1976 г. Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет. И вот — «Луна-25» ударилась о лунную поверхность, как и многие её предшественники. Так что для специалистов это не стало трагедией. Осталось ответить на пару-другую вопросов. Но сначала предоставим слово Виталию Александровичу Лопоте.

Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года. При нём ни один космический корабль не потерпел аварию. Были заложены новые ракеты-носители и спускаемые аппараты, идеей которых воспользовался Илон Маск и довёл свой «Драгон» до полётов. У нас же со скандалом сменили руководство НПО «Энергия», а «Роскосмос» на долгие годы погрузился в «серую зону». Вот что сказал «АН» Виталий Александрович. Лавочкина, где собирают спутники, не занималось межпланетными полётами. Сменилось несколько поколений сотрудников.

СССР — США: гонка за приоритетом

  • Почему космонавты СССР не полетели на Луну? -
  • «Луна-16»: триумф после поражения / Offсянка
  • Размах лунной программы
  • Что случилось с «Луной-25»? - Аргументы Недели

За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне?

Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База». Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе.

Как прошел старт и последующие этапы программы

  • СССР — США: гонка за приоритетом
  • Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР
  • "Лунная гонка" СССР и США
  • Как прошел старт и последующие этапы программы

Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы

Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек».

Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу.

Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы.

Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту.

Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы.

Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять. Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство.

Должна получиться лунная МКС. С Россией тоже шли переговоры, но они ничем не закончились. В 2022 году «Орион» с манекенами и роботами на борту совершил первый испытательный облёт Луны и успешно вернулся на Землю. Обратите внимание: США не пытались сразу сажать технику на поверхность Луны. Спустя полвека они начали с наработки компетенций по облёту Луны, отработке связи и других базовых вещей. Сейчас совсем другие технологии, раньше была аналоговая связь с очень низкой пропускной способностью, теперь же все в цифре и надо передавать десятки мегабит в секунду, это совсем другая задача. В 2024 году к Луне отправятся первые астронавты, но сначала они тоже просто облетят Луну. Посадка запланирована только на третий полёт в 2025 году, если всё пойдёт по плану. Китайская лунная программа. Битва за ресурсы И хоть сейчас очевидным лидером в пилотируемой программе являются США, именно Китай стал инициатором новой лунной гонки в 2004 году. Лунную программу, основанную на добыче полезных ископаемых титан и гелий-3 как топливо для термоядерной энергетики будущего , начали разрабатывать ещё в 1998 году. А в 2004 году утвердили «Программу Чанъэ». Начал Китай тоже с облёта Луны: аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» в 2007 и 2010 года соответственно вышли на окололунную орбиту и приступили к сбору информации и созданию топографической карты Луны высокого разрешения. Прилунение было вторым этапом программы. В 2014 и 2020 году китайские аппараты «Чанъэ-5Т1» и «Чанъэ-5» произвели забор лунного грунта и доставили его на землю. Параллельно шло изучение спутника земли с помощью луноходов. Модуль «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершил мягкую посадку в декабре 2013 года. Это была первая посадка на обратной стороне Луны. Китайский луноход "Юйту-2" изучает обратную сторону Луны Фото: universemagazine. В мае 2024 года туда должен отправиться первый аппарат — «Чанъэ-6». Он произведёт забор грунта и доставит его на Землю. Следом в 2026 году туда же должен отправиться «Чанъэ-7» с луноходом на основе роверов серии «Юйту». А на 2028 год запланирована миссия «Чанъэ-8», которая должна отработать технологию 3D-печати с использованием местных ресурсов. Отправлять людей на Луну Китай не планирует — он идёт путём практического освоения Луны. И в этом направлении Поднебесная явно опережает США и демонстрирует наименьшие сдвиги сроков. Индийская лунная программа Индия пока не ставит перед собой задачи освоения дальнего космоса человеком, как США, или превращения Луны в источник энергоресурсов, как Китай. Но всё равно прочно закрепилась в лунной гонке и планомерно проводит собственные исследования. В 2008 был совершён удачный пуск аппарата «Чандраян-1». Он вышел на окололунную орбиту, провёл исследования, затем отправил к поверхности Луны ударный зонд, который должен был врезаться в поверхность, и исследовал выбросы грунта с орбиты.

Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года. И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна». Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой. Потому что, если рассматривать отдельно взятую миссию «Луны-25», то она закончилась провалом. Но если рассматривать лунную программу в целом, то авария «Луны-25» — неприятный, но абсолютно не критичный эпизод. Но не критичный только в том случае, если лунная программа будет продолжаться дальше, а не будет поставлена «на паузу» из-за этой аварии. Покорение космоса всегда было и будет сложным процессом, требующим времени, терпения и, конечно же, стабильного финансирования. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Не всё гладко шло и у американцев, да и любая другая страна, решившая покорять космос, должна быть готова к долгой и тяжелой работе, в которой будут как успехи, так и аварии с катастрофами. Это может прозвучать странно, но есть во всей этой истории и положительный момент. Прилуненение «Луны-25» хоть и окончилось аварией, но Роскосмос показал, что в состоянии создавать автоматические межпланетные станции после погромных девяностых годов, нашествия «эффективных менеджеров», утраты многих ценных кадров и, как следствие этого, — потери ряда компетенций.

Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. Второй этап подразумевал экспедицию космического комплекса "Л-3" на Луну и высадку на поверхность одного космонавта в 1969—1970 годах. В задачи "Л-3" входило "осуществление посадки на поверхность Луны лунного аппарата с космонавтом, проведение комплекса работ на поверхности Луны по исследованию свойств поверхности, фотографированию района посадки, научным наблюдениям и сбору пород лунного грунта", говорится в документе. Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий