С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Будучи философом по образованию и призванию, С. Л. Рубинштейн через несколько лет официально становится психологом. Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет.
Карьера и научные работы
- Содержание
- РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ.
- Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений
- Рубинштейн, Сергей Леонидович
- С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии
- Детство и юность
Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии
Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой , не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование. О достоинствах и недостатках творчества С. Л. Рубинштейна можно судить, знакомясь с его научным наследием: идеи не умирают, а новый контекст изменяет характер их прочтения. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
Советский психолог и философ, автор учебников по психологии. Развивал ряд идей, ранее высказанных Иоганном Фихте. Выпускник Марбургского университета, одного из центров неокантианства, славного такими именами, как Г. Коген т. Наторп и Э. Кассирер , Рубинштейн перед Первой мировой войной успел 1913 защитить там докторскую диссертацию. Её тема - «Исследование проблемы метода» во многом объясняет то большое место, которое в его «общей психологии» занимают вопросы гносеологии». Бирюков Б. В, Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, М.
Рубинштейн — исследователь и организатор психологических достижений Новость 8 мая 2020 Сергея Леонидовича Рубинштейна мы знаем как выдающегося психолога и философа, автора фундаментальных университетских учебников по общей психологии, исследователя с разносторонними интересами и основателя крупной научной философско-психологической школы. Начало Великой Отечественной войны он встретил уже немолодым человеком, ему было за пятьдесят, поэтому, когда в августе 41-го Ленинград начал подвергаться непрерывным бомбежкам, Рубинштейн был включен в первый список эвакуируемых научных работников. Однако он не уехал, а остался в городе и, работая проректором Ленинградского педагогического института им. Герцена, взял на себя руководство процессом эвакуации его сотрудников. Он оформлял документы, морально поддерживал своих коллег. В суровых военных условиях организовывал лекционные занятия. Вспоминая об этом времени, Андрей Владимирович Брушлинский отмечал, что с первых дней войны Сергей Леонидович, немолодой и слабого здоровья человек, начал ходить в тир, чтобы научиться владеть оружием. В годы войны Рубинштейн проявил незаурядное мужество. Блокадной зимой 1942 г. Внешне очень сдержанный, Рубинштейн всегда очень заботился о своих учениках, а нуждающимся студентам давал деньги без отдачи.
За проявленное при обороне Ленинграда мужество и отвагу С. Рубинштейн был награжден несколькими правительственными наградами. Когда Ленинградский пединститут был эвакуирован, Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск. Находясь в эвакуации, вместе со своими коллегами по институту он занимался психолого-педагогическим обследованием средних школ, проводил показательные уроки, регулярно организовывал конференции для учителей, лекции для населения, выступления в госпиталях. Здесь же, в Кисловодске, он узнал о присуждении ему Сталинской премии за фундаментальный труд "Основы общей психологии". В военные годы психологическая наука укрепилась и организационно. Осенью 1942 г. Рубинштейна вызвали в Москву и назначили директором Института психологии. Он внес большой вклад и в восстановление деятельности кафедры психологии в МГУ он создал отделение психологии на философском факультете МГУ. К работе на кафедре психологии С.
К работе на кафедре психологии С. Рубинштейн привлек крупных ученых Москвы — прежде всего из Психологического института, а также из других научных институтов. На кафедре в ее первом составе работали: А. Леонтьев, Б.
Теплов, А. Смирнов, П. Гальперин, К. Гуревич, С.
Кравков, Н. Ладыгина-Котс, А. Запорожец, А. В 1943 г.
По его проекту в Институте философии были построены специальные помещения для проведения экспериментов, оснащенные новейшей аппаратурой, полученной по репарациям из Германии. Благодаря его усилиям, была открыта аспирантура, в которой, среди других аспирантов, обучались Е. Будилова, Л. Анцыферова и М.
То есть в это время С. Рубинштейн возглавлял три крупных психологических центра в Москве, а также был председателем Ученого совета в ЛГПИ им. Герцена в Ленинграде. Соболев, автор труда о деятельности ленинградских ученых в годы войны, указывает, что работники педагогического института, в первую очередь, профессора В.
Он рассматривает сознание в динамике, усложнении, связанной с изменением форм активности субъекта, условий и характера его взаимодействия с действительностью. И доказывает, что через организацию практических действий путем их включения в систему осмысленной предметной деятельности, побуждаемой конкретной потребностью, можно воздействовать на психофизиологические и двигательные функции. Например, восстановление и компенсация нарушенных в результате ранения двигательных функций руки объем подвижности пораженных звеньев руки достигались не путем механической тренировки например, по инструкции поднять руку как можно выше , а через изменение психологического характера задачи за счет изменения инструкции — достать высоко расположенный предмет. Оказалось, что максимальная величина объема движения, которой достигает испытуемый в первом случае, не является для него предельной.
При изменении задачи он демонстрирует значительное увеличение объема движения. В статье С. Рубинштейна "Советская психология в условиях Великой Отечественной войны" 1943 г. Среди них: исследование путей повышения перцептивных возможностей военнослужащих; психологические исследования методов обучения и подготовки кадров военных специалистов, особенно в технических, специальных родах войск и, прежде всего, в авиации; психологические проблемы управления войсками, решения тактических и стратегических задач; психологические вопросы дисциплины, эмоционального поведения бойцов, воспитания воинского духа и воли; отбор людей для технических воинских специальностей и изучение их способностей; восстановление боеспособности и трудоспособности раненых бойцов; мотивация боевых действий военнослужащих.
Известно, что, благодаря психологическим исследованиям под руководством С. Геллерштейна, А. Запорожца, А. Леонтьева и С.
Рубинштейна в годы войны были разработаны методы и средства восстановления движений раненых бойцов и скорейшего возвращения их в боевой строй или в народное хозяйство. Особое внимание исследователи уделяли мотивационным аспектам деятельности бойцов, и главным образом — моральным мотивам, имеющим общественную значимость. По словам С. Рубинштейна, моральные мотивы — это "самое человеческое в человеке".
Причем речь идет не о противопоставлении личного и общественного, а об их органическом единстве. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. По материалам книги "Выдающиеся психологи Москвы". Книга лежит в свободном доступе на портале психологических изданий psyjournals.
МГППУ, 2024
- Рубинштейн, Сергей Леонидович —
- Бытие и сознание. Биография C. Л. Рубинштейна[13] (С. Л. Рубинштейн, 1957)
- Рубинштейн, Сергей Леонидович — Википедия
- Рубинштейн С. Л. - выдающийся советский психолог и философ
- Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии
Биография С.Л. Рубинштейна - реферат
В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа тейна. Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в.
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии | Лит.: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, восп., материалы: К 100-летию со дня рождения. |
Сергей Рубинштейн - Sergei Rubinstein | Издано: нский, анова «Философско-психологическая концепция тейна. |
Сергей Рубинштейн - Sergei Rubinstein
С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии). Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. О достоинствах и недостатках творчества С. Л. Рубинштейна можно судить, знакомясь с его научным наследием: идеи не умирают, а новый контекст изменяет характер их прочтения.
С.Л. Рубинштейн
С.Л. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого. 5) Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму.
Бытие и сознание
Принцип единства сознания и деятельности выступает в "Основах общей психологии" в конкретизированном виде. Раскрытие их единства осуществляется в аспекте функционирования и развития сознания в деятельности. Проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование. Генетически последовательные стадии развития получают свою качественную определенности не в зависимости от их случайно складывающегося соотношения, а во взаимодействии с действительностью. Применительно к человеку это и является формированием сознания в деятельности в зависимости от активности субъекта деятельности. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейн дает методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе Рубинштейн дает развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Он раскрывает сознание через диалектику индивидуального и общественного, показывает его соотношение и с общественным сознанием, и с реальным бытием индивида. Сознание выступает как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции - регуляции самих психических процессов, регуляции отношений субъекта к миру и регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание, таким образом, выступает как высшая способность действующей личности. По переезде в Москву Рубинштейн снова оказывается поставленным перед задачей организационно-теоретической интеграции психологии, но уже в качестве директора Института психологии АПН СССР.
Одновременно он создает кафедру психологии в Московском государственном университете им. На эту кафедру им были приглашены А. Леонтьев, А. Лурия, ученица К. Левина Б. Зейгарник, П. Гальперин и др. Трудно переоценить роль этой кафедры в деле подготовки отечественных психологов, которая теперь могла опираться на разработанные С. Рубинштейном основы психологии. Научные исследования, развернутые на кафедре, непосредственно смыкались с подготовкой новых кадров, образуя целостный цикл развития и воспроизводства психологической науки.
В 1943 году С. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. У него возникает замысел создания нового современного психологического института, в котором можно было бы реализовать теоретически и эмпирически новые принципы психологического познания, которые оказались несовместимы с эмпирическими челпановскими традициями. Своих учеников С. Рубинштейн ориентирует на изучение истории отечественной психологии, психологического наследия И. Сеченова, линию которого им постепенно восстанавливается. Сам Рубинштейн, завершив в середине сороковых годов подготовку второго издания "Основ общей психологии", продолжает методологическое осмысление проблем мировой психологии, осуществляет анализ основных направлений американской и западно-европейской психологической мысли, определяет дальнейший курс развития отечественной психологии, ее первоочередные задачи. В сороковые годы под влиянием требованием войны начинается становление связи психологии и практики.
Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии». В его творческой биографии выпукло отпечатался непростой и противоречивый путь становления отечественной психологической науки ХХ века. В свою очередь, этот путь во многом и был проложен благодаря его научнотеоретическим исканиям. Жизненный путь и научная деятельность С. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектнодеятельностным.
В 50-е гг. Библиография работ Не теряя мужества, Р. Завершающая работа Р. Идеи Р. Другие его труды: «О мышлении и путях его исследования», М. Рубинштейн С. Брушлинский, М. Под общ.
При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта.
База рефератов
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Будучи философом по образованию и призванию, С. Л. Рубинштейн через несколько лет официально становится психологом. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Тегижизнь и творчество а г рубинштейна, произведения рубинштейна список, рубинштейн с л рассматривал психику как тест, рубинштейн с л проблемы общей психологии 2015, рубинштейн клиническая психология. В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму.