«Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, — писал музыкальный критик Владимир Стасов, — оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». В своей книге «Музыкальные антидепрессанты» лектор, музыкант и просветитель Михаил Казиник пытается разрушить стереотип о том, что слушать классическую музыку сложно и скучно. Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. Пушкин в музыке». Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах.
Пушкин в русской музыке
Прошло 15 лет. Около 1840 г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института. Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс «Я помню чудное мгновенье». Впервые Глинка исполнил этот романс в кругу друзей.
Глинка очень любил юношескую поэму Пушкина « Руслан и Людмила», восхищаясь богатством и разнообразием ее сюжета, ее образностью. Поэма Пушкина была удивительно созвучна личности самого Глинки, на редкость разноплановой и многогранной. Так у него возникла идея создания оперы «Руслан и Людмила».
Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов.
Через несколько десятилетий Свиридов, будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Рядом с именем поэта прославился его лицейский товарищ Михаил Яковлев, сочинивший музыку к стихам Пушкина — «Признание» и «Зимний вечер».
Модест Мусоргский тоже входит в число этих композиторов. Он написал оперу «Борис Годунов». Мусоргский разумел народ как великую личность, одушевленную единою идеей: это его задача.
Он задумал разрешить её в опере. Всё это как нельзя более соответствовало взглядам Мусоргского на оперу - народную музыкальную драму. Первое и главное лицо в «Борисе Годунове»- согласно замыслам и убеждениям композитора - это народ.
Ни одна отечественная опера не вызвала столь широкого общественного резонанса, как «Борис Годунов». Влияние «Бориса» на современников, на последующее поколение композиторов вплоть до наших дней очень сильно. Художественная же ценность его настолько велика и значительна, что если бы Мусоргский не создал ничего, кроме «Бориса Годунова», то и тогда бы он вошёл в историю мирового искусства как гениальный народный художник.
Композитор Сергей Рахманинов создал в 1892г. В сюжете оперы, лежат пушкинские «Цыганы». Эта опера была написана юным композитором за 17 дней.
Она была представлена к выпускному экзамену и получила самую высокую оценку. А вскоре опера была поставлена на сцене Большого театра.
Эта история легла в основу задуманной Глинкой оперы. Композитор остановился на идее противопоставления двух миров, двух разных музык — русской и польской. Либретто к опере писал Егор Розен — автор исторических драм. Оперу переделывали невероятное количество раз, поэтому самое сложное было — создать из фрагментов единое произведение.
Премьера оперы прогремела в Большом театре Санкт-Петербурга. Ее успех сложился еще до первого показа: многие сольные номера высший свет видел на частных концертах. Произведение быстро влилось во все салоны и не сходило с русской сцены вплоть до 1917 года. Идеальный рецепт шедевра, который не состоялся Иван Билибин. На этой волне композитор решил написать оперу на основе произведения Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Глинка задумал воплотить оперу в новом жанре — сказки, свободной от идеологических задач.
Но в этот момент он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы и над оперой ему удавалось работать только небольшими урывками. Из-за недостатка времени и стремления к новаторскому формату национальной сказки-оперы в произведении было много правок. Они привели к несостыковкам сюжетных линий, усложнили хорошо знакомое публике содержание. Премьера оперы состоялась в 1842 году. Широкая кампания в прессе вокруг «первой национальной сказки» не пошла на пользу «Руслану и Людмиле» — публике спектакль показался длинным, скучным и запутанным.
Гурилёв и другие. Слава Пушкина захватила уже и западную музыку.
Английский композитор Бриттен овладел русскими текстами шести стихотворений Пушкина и написал на них романсы. Анна Алексеевна Оленина А стихотворение «Я вас любил…» существует в семидесяти музыкальных вариантах. В Анну Оленину Пушкин был влюблён, делал ей предложение, но получил отказ. Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделённой любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры - Пушкина и Глинки - стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки.
Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи Анне Петровне Керн.
Асафьев опера «Граф Нулин» 22. Асафьев опера «Скупой рыцарь» 23. Шостакович опера «Сказка о попе и работнике его Балде» Публикации по теме: Детский мастер-класс «Мой Пушкин» 6 июня 2020 года исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии пушкинского. Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» 1. Гайдн Оратория "Времена года". Бетховен «Весенняя соната». Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» К.
Вступление и Королевский марш льва 2.
Дима Билан
- Пушкин в музыке
- «Пушкин в музыке»
- Пушкин звучит в музыке от классики до рока
- «А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику — ХОРОШИЕ НОВОСТИ
- Moscow Show рекомендует
Глинка и Пушкин
Исследование роли музыки в творчестве а и влияния его произведений на музыкальное творчество русских композиторов. Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка.
А. С. Пушкин и музыка ч. 1
Верстовский, А. Алябьев и другие композиторы. Отрывок из трагедии Пушкина «Каменный гость» получил название «Испанский романс». Ночной зефир струит эфир. Музыку к нему писали М. Глинка, А.
Даргомыжский и другие. К стихотворению «Два ворона» «Шотландская песня» музыку написал А.
Митрофанова - Ну, всякое, наверное, бывало. Казанцева - Очень разным. Знаете, мне нравится определение гения, что гений каждое последующее поколение, он становится все более и более нужным, все более востребованным, то есть да, современники, они же ценили Пушкина, и музыканты ценили, они вон писали романсы уже при его жизни, но с каждым последующим поколением он становится нам все более и более нужным, и композиторам, в том числе, то есть в XX веке Пушкин не менее актуален, чем в XIX.
Ананьев - К шести романсам Георгия Свиридова мы обратимся чуть позже, а пока хочется обратить свое внимание на композитора, с которым Пушкин во времени не пересекся, но вот их творчество оказалось тесно переплетено в истории — Сергей Васильевич Рахманинов, он написал четыре романса и две оперы по произведениям Пушкина и надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Александра Сергеевича: опера «Борис Годунов» и «Полтава». Почему Пушкин, почему в XX веке выбор падает именно на Пушкина? Казанцева - Сергей Васильевич Пушкина любил и тут, знаете, еще ведь такой интересный момент какой-то генетической связи: Рахманинов, его часто называют наследником Чайковского, а ведь самые, наверное, знаменитые оперы Чайковского — это «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», то есть вот любовь к Пушкину, она переходит в каком-то смысле от Чайковского и к Рахманинову тоже. Опера «Алеко» - это по «Цыганам» Пушкина, это ведь дипломная работа Рахманинова, он заканчивает консерваторию, начинающий композитор, а Рахманинов довольно поздно начал, ну, как поздно: то есть в консерватории он начал, уже студентом, и эту оперу, никто не мог поверить, он написал буквально вот за пару недель, вот никто не мог поверить, что так быстро и так совершенно. Рахманинов, он, может быть, и поздно начал, но зато он начал в полную силу, у него не было какого-то периода раскачивания или нахождения своего стиля, нащупывания, сразу же, с первых его произведений, с первых тактов — вот это Рахманинов, это его гармония, это его интонации непередаваемые.
И тогда Петр Ильич Чайковский такой сделал прощальный подарок, он не знал, конечно, что это прощальный подарок, а он поспособствовал тому, чтобы одноактная опера «Алеко» Рахманинова шла в один вечер с его собственной одноактной оперой «Иолантой» - это последняя опера Чайковского. И вот представьте, что дипломная работа студента идет в Большом театре, в Мариинском театре, конечно, о Рахманинове заговорили, потому что вместе с Чайковским в один вечер - ну это что-то значит, что это за выскочка такой — Рахманинов? Уже хотя бы поэтому слушали его музыку. Ананьев - Можно ли тогда утверждать, что Пушкин так, не зная о том, дал Сергею Рахманинову путевку в жизнь, в мир большой музыки? Казанцева - Да, и не только Рахманинову, сколько прекрасных произведений написано, если перечислять, то получится долгий список, ведь не только романсы, не только оперы и балеты, которые сейчас, может быть, не самые репертуарные, но между прочим, Галина Уланова ведь выступала и в «Бахчисарайском фонтане», и в «Медном всаднике», то есть «Бахчисарайский фонтан» - это балет Асафьева, а «Медный всадник» - это балет Глиэра, уже XX век.
Митрофанова - Давайте послушаем сейчас фрагмент «Алеко» из Рахманинова. Юлечка, что это будет за эпизод музыкальный? Казанцева - Это маленький любовный дуэт, совершенно прекрасный, знаете, такой острый миг счастья, которое очень быстро проходит, ну а чем заканчиваются «Цыгане» мы знаем, то есть вот это тот миг, который мы знаем, чем все закончится. Звучит фрагмент из оперы «Алеко» А. Ананьев - Фрагмент дипломной работы студента Московской консерватории Сергея Рахманинова оперы «Алеко» в «Светлом вечер» на радио «Вера».
И вот в этом смысле творчество Сергея Рахманинова во многом пересекается с творчеством Георгия Свиридова, свои знаменитые шесть романсов на слова Александра Сергеевича Пушкина он тоже написал, будучи учащимся последнего курса центрального музыкального техникума, ныне Санкт-Петербургского музыкального училища имени Мусоргского и было ему на тот момент двадцать лет. Вот завершить программу хочется именно Георгием Свиридовым, а вот о нем как раз мы и хотим поговорить с кандидатом искусствоведения, замечательным пианистом, Юлией Казанцевой. Юлия, почему Георгий Свиридов, мы опять в XX веке. Казанцева - Ну, наверное, самый яркий символ Пушкина в музыке — это свиридовская «Метель». Не знаю, согласитесь вы или нет, но это произведение, о котором знают все, кто даже далек от музыки, вот эта пушкинская «Метель».
Тут тоже хочется руками развести, потому что ну как так — это не стилизация и слов пушкинских тут нет, в этой музыке, но волшебным образом дух, какая-то атмосфера пушкинского времени вот мы так себе представляем, может, благодаря свиридовской «Метели», по крайней мере, я так представляю себе в общем то время, может быть, даже это не так было, но вот эта сила искусства. И, говоря о силе искусства, я еще небольшое замечание позволю себе в сторону перед тем, как мы к Свиридову уже перейдем: ведь Пушкин еще одно музыкальное слово сказал в истории, я имею ввиду его произведение «Моцарт и Сальери» и то, что он написал о Сальери, вот мы все знаем о Сальери, что это неправда, что Сальери никого не отравлял, что он был прекрасным человеком, очень хорошим музыкантом, что Сальери многим музыкантам помог, у Сальери учились Шуберт, Лист, Бетховен, а мы это знаем, но, читая Пушкина, мы как будто и верим и не верим, то есть настолько сильный художественный образ возникает, что правда как будто бы уже теряет свой вес и на «Моцарта и Сальери» Римский-Корсаков написал оперу, тоже небольшую одноактную оперу, которая звучит, к сожалению, довольно редко и Пушкин, когда писал своего «Моцарта и Сальери», он ничего не выдумывал. Сальери умер в 1825 году и тогда было очень много публикаций, а с чего все началось: санитар в лечебнице, где последние годы своей жизни проводил Сальери, сделал заявление в газету, что вот Сальери признался в том, что он отравил Моцарта, ну и представьте, что тут началось, то есть писали все об этом и, конечно, у нас об этом писали и говорили, то есть Сальери стал на какое-то время просто самой обсуждаемой фигурой, Пушкин не мог на это не откликнуться, потому что, между прочим, он и «Дон Жуана» слышал, и «Волшебную флейту» скорее всего слышал, у нас шли оперы Моцарта. А Свиридов пишет свои романсы, как вы, Саша, правильно сказали, заканчивая свое, тоже была своего рода музыкальная дипломная работа и тоже благодаря этим романсам о Свиридове заговорили, как о подающем большие надежды композиторе, с совершенно своей музыкальной такой физиономией, свой почерк, ни на кого не похож, при том, что Свиридов учился у Шостаковича, а, влияния Шостаковича даже не слышно и Свиридова называют иногда последним классиком XX века. Ананьев - Причем он был даже официально признан, потому что я не припомню случая, когда в Союз композиторов СССР принимали молодых композиторов в возрасте 22 лет, как это случилось с Георгием Свиридовым, стать членом Союза композиторов в 22 года — достижение невероятное, и, наверное, в первую очередь, благодаря вот этим знаменитым шести романсам на слова Пушкина.
Казанцева - Они прекрасны, я так мучилась, какой же нам сегодня выбрать, потому что «Подъезжая под Ижоры» - это просто шедевр, но все-таки другой романс я поставила сегодня, который тоже шедевр, глаза разбегаются, вы знаете, такая концентрация шедевров в одном цикле, это просто невозможно выбрать. Ананьев - Как и у Пушкина сильны народные мотивы, так и у композитора Георгия Свиридова сильны народные мотивы в его музыке, ну, то есть это не такая академическая твердолобая музыка, а она понятна самым простым слушателям и отчасти, возможно, это благодаря тому любопытному факту, что первым музыкальным инструментом, который освоил Свиридов и даже долгое время выступал в оркестре народных инструментов, была балалайка, он очень любил этот инструмент. Казанцева - Тут Пушкин и Свиридов, действительно можно сказать, что есть пересечение: Пушкин действительно любил народную музыку, действительно ей интересовался, он записывал песни, видите, они звучат в его произведениях, те песни, которые мы уже не знаем, то, что утеряно, а Свиридов, он же вообще из глубинки, он из деревни, то есть для него народная музыка — это музыка его детства как раз, это то, откуда он пришел. Свиридов потом написал «Курские песни», то есть это уже взгляд профессионального композитора с такой профессиональной именно точки зрения на народную музыку. И его музыка, действительно, вы абсолютно правы, она настолько понятна, она непроста, это не то, что простенькая музыка, но она понятна, также, как и поэзия Пушкина, мне кажется, любой человек найдет что-то свое у Пушкина, также и слушая Свиридова, сложно остаться равнодушным.
Митрофанова - Вы знаете, не покидает меня сейчас мысль, слушаю наш разговор…Пушкин, как тот самый слон, которого философы обнимают каждый какую-то его часть или ощупывают, изучают и пытаются понять, что же такое слон: один взялся за хобот, другой за хвост, третий за лапу слона, четвертый за ухо и у каждого из них слон получился чем-то своим и все они при этом с завязанными глазами. Вот то же самое у Пушкина: каждый композитор берет какую-то свою грань, вот удивительно, что Римский-Корсаков взялся, например, за оперу «Моцарт и Сальери», сам Пушкин взялся за сюжет «Моцарта и Сальери». Знаете, мне даже попадались такие трактовки литературоведов, что Пушкин сам себя с Моцартом соотносил, не знаю, насколько это справедливо, здесь могут быть разные варианты, но по моим таким дилетантским ощущениям — вполне себе да, музыка Моцарта, она как солнечный лучик такая, стихи Пушкина тоже, как солнечные лучи, и вот эта тема фундаментальная, которую он там поднимает: совместимы ли гений и злодейство или все же это две вещи несовместные? Вот во времена Моцарта уже, Пушкин, собственно, почему этот сюжет берет, препарирует это время и получается так, что оно переходное, вот Моцарт — он еще явление того времени, когда гений и злодейство — две вещи несовместные, но этому времени приходит конец и на смену ему придет то время, когда словосочетание «злой гений», оно вполне уместно, и Пушкин-то сам как раз, наверное, все-таки ближе к той системе координат, где несовместимы гений и злодейство, но, что называется, ход времени никто не отменял. Юля, а с вашей точки зрения, если проецировать, например, вот Моцарта, Пушкин, насколько они, как вы думаете, фигуры сопоставимые каждый в своем жанре, мог он себя с Моцартом соотносить или нет?
Митрофанова - Удивительно, что Свиридов выбрал для себя такую, именно историю любви, из цикла «Повести Белкина», наверное, «Метель», она одна из самых известных и всеми любимых, потому что так и заканчивается хорошо, и история любви там, и счастливый финал, то есть там есть все и вот, казалось бы, когда для крупного композитора взяться за тему полную драматургии, перипетий, трагедии — это проще, чем написать счастливую музыку, а смотрите, как Свиридов, взявшись за свою какую-то часть Пушкина, вот пожалуйста, для «Метели» он создает произведение, которое действительно сейчас практически каждому из нас знакомо. Я не знаю, простая эта задача или нет, может, это и проще — вот такую легкую музыку написать… Ю. Казанцева - Свиридов, он простой, и вот эта музыка, которую мы слушаем, она простая. Ананьев - А я вот задумался над чем: какая часть слона могла бы быть ярким сравнением с романсом «Зимняя дорога» Свиридова, может быть, полные среднерусской тоски глаза слона? Пусть это будут глаза слона.
Вот романсом Георгия Свиридова «Зимняя дорога» мы и завершаем наш «Светлый вечер». Юля, спасибо вам большое. Конечно же, мы не смогли взять и вот так, за час рассказать обо всем Пушкине во всей музыке, мы лишь прикоснулись немножко, но зато получили огромное удовольствие.
Вот каковы были обстоятельства первого знакомства, положившее особую дружбу между Пушкиным и Грибоедовым и правда ли, что поводом для написания двух литературных шедевров «Горе от ума» и «Евгений Онегин» послужило пари между Грибоедовым и Пушкиным — об этом и многом другом мы сейчас как раз поговорим с Юлией Казанцевой. Юля, скажите, пожалуйста, они ведь действительно были дружны? Казанцева - Да, они были знакомы, они часто встречались, и Грибоедов часто музицировал, многие отмечают, и Глинка отмечает, что Грибоедов - прекрасный музыкант, и, конечно, очень обидно, что практически ничего не осталось, я имею ввиду музыку Грибоедова, это было, в общем-то, в духе того времени — импровизировать и не записывать, то есть ведь не относились к этому серьезно, не писали для вечности, а писали просто для сегодняшнего вечера, для услаждения слуха. И у Грибоедова остались всего два вальса, они довольно часто звучат, думаю, вы их услышите, когда они сейчас зазвучат. Грибоедов писал эти вальсы одновременно с «Горе от ума», то есть действительно, это был такой, видимо, пик и подъем всех творческих сил и потом, Александр Сергеевич Грибоедов, он переживал, на самом деле, и в письмах такие строки есть, что не получается больше, и музыка не пишется, и такого, второго по масштабу тоже вот сложно, не пишется, и вот такие горькие слова, что «человек, если талантлив во всем, то, значит, он не особенно талантлив ни в чем». Александр Сергеевич был слишком суров к себе, конечно. Митрофанова - В защиту Грибоедова здесь надо сказать, что он-то прежде всего гениальный дипломат, тот факт его биографии, очень многое определивший и определивший, в конечном счете, и его трагическую кончину, то, что, наверное, у нас, у обывателей, чаще всего в голове не остается, хотя нам об этом, наверное, опять же, чаще всего в школе рассказывали.
У Грибоедова была госслужба, и это то поприще, которому он посвящал всего себя и львиную долю своего времени, а в перерывах между вот этой важнейшей госслужбой на дипломатическом поприще он писал «Горе от ума» и импровизировал на музыкальных инструментах. Действительно, был очень талантливым, даровитым, разносторонним человеком, я уже сбилась со счета, сколько иностранных языков он знал помимо всего прочего, он к пятилетнему возрасту уже был таким, то, что сейчас называют вундеркиндом, удивительный человек, настолько каких-то необъятных горизонтов, что да, наверное, можно предположить, что и в музыке он себя каким-то образом проявил. Юля, ну а что говорят эксперты, музыковеды относительно тех произведений Грибоедова, которые дошли до нас? Насколько высоко их оценивают, каково их место в музыкальном полотне того времени? Казанцева - Вот те два вальса, которые остались, это пример того, как высока была любительская музыкальная культура, то есть это пишет человек, который серьезно не изучал музыку, он брал уроки, конечно, но не изучал гармонию, какие-то теоретические основы, но вот эта квинтэссенция атмосферы XIX века, когда музыка просто красивая, просто очень красивая, она так легко ложится, какие прекрасные мелодии, и это было ведь время фортепиано, многие и любители, и композиторы писали исключительно для фортепиано, такой, знаете, эффект новизны, фортепиано ведь дарит новую палитру красок, после клавесина это как глоток свежего воздуха, это разнообразие звуковое, то есть, конечно же, многие просто с головой окунулись в эту звуковую новую палитру. Митрофанова - Вы знаете, я предлагаю чуть позже к Грибоедову вернуться и послушать обязательно его вальс, но пока мы находимся в теме, какая еще музыка звучала во времена Пушкина. Вот когда мы говорим о музыке пушкинского времени, такое возникает ощущение, знаете, каких-то уже безвозвратно утраченных произведений, композиторов, он слышал, а мы уже не можем, при всех наших безграничных возможностях, казалось бы, а вот все, время ушло и тут, конечно, обидно становится, мы не можем себя поставить на место Александра Сергеевича. В музыкальных салонах того времени еще были очень модными народные песни и тогда издавали песенники именно народные украинские, русские песни, это совершенно точно, что у Александра Сергеевича в библиотеке такие песенники были и в его произведениях ведь очень часто звучат именно народные песни, я специально вот так посмотрела, почитала, столько много упоминаний: «такая-то народная песня или такая-то», прямо вот в тексте, а мы тоже не знаем, что это, как это звучит, я искала в интернете даже специально, ничего не нашла, обидно. Митрофанова - Это правда, да, сейчас это довольно сложно реконструировать. Юля, скажите, когда началась вот эта мода на русские народные песни или украинские народные песни?
Мы же помним, все-таки начало XIX века — это время, когда образованные люди в России, аристократия, зачастую пишут по-французски, думают по-французски и мода скорее на европейскую культуру, а как внедряется и каким образом находит себя и раскрывается русская народная культура на этом фоне? Казанцева - А вот, знаете, в музыке так, очень любопытно пересекается, действительно, мода на все европейское с середины XVIII века, а при этом уже в конце XVIII века самый модный жанр, если посмотреть хрестоматию того времени — это вариации на русские народные песни, причем вариации пишутся в европейском духе, но на русские темы, то есть вот получается такой симбиоз и так органично это все переплетается в музыке и вот, видите, все уживается рядом, то есть исполняются романсы, кстати, о романсах мы еще ведь не договорили исполняются романсы Варламова, Гурилёва, Алябьева. Пушкин их слышал, потому что он их не мог не слышать, любая барышня того времени, она не только играла на фортепиано, но она скорее всего и пела романсы, потому что романсы — это очень важное умение для барышни, может быть, приданого у тебя не хватает или внешность не самая удачная, но если ты хорошо поешь романсы, то скорее всего все сложится хорошо, потому что это такое тайное, секретное оружие. Романсы, они ведь всегда о любви, если барышня ангельским голоском споет романс о любви, то вот это создает особую атмосферу, любовную атмосферу. Ананьев - По поводу романсов и того, как порой причудливо переплетаются судьбы великих людей в истории известен случай сотрудничества Грибоедова, Пушкина и Глинки, представьте себе, вот я вычитал, что в 1828-м Грибоедов сообщил Глинке тему «Грузинской песни», на которую Пушкин впоследствии написал слова романса «Не пой, красавица, при мне». Вот так вот в одном романсе сплелись судьбы великих русских людей. Казанцева - Да, мне тоже очень нравятся вот эти пересечения того времени, для нас они все великие, вот они так общались между собой действительно, так сложно как-то представить это. Митрофанова - А я сейчас знаете, о чем подумала: когда мы сейчас о народной песне говорили: «Во поле береза стояла» - то, что мы все знаем с детства и то, что кажется нам самым простейшим, наверное, музыкальным мотивом, даже я, человек, не закончивший ни одного класса музыкальной школы и никогда туда не ходившая, помню, на ксилофоне с детства «Во поле береза стояла» играла, нас в садике этому учили. И ведь если копнуть чуть глубже: мне попадались упоминания, что Пушкин напевал какую-то песню про белую березу — это могло быть или это, что называется, из области фантастики? Казанцева - Я тоже читала о том, что Пушкин часто напевал, а что именно напевал, тут я уже сказать не берусь.
Ананьев - Ну и нам пришла пора все-таки послушать один из двух вальсов Александра Сергеевича Грибоедова, замечательного пианиста, кстати, вот еще один любопытный факт: может быть, Грибоедов был бы более знаменит, как пианист, как композитор, если бы не трагическая история с его мизинцем: во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки, поэтому карьера пианиста не сложилась у него. На каком вальсе остановился ваш выбор, Юля, что это будет за вальс? Казанцева - Вальс ми-минор. Ананьев - Какое-то неромантическое название для вальса, может быть, у него есть более человеческое название, понятное такому неофиту, как я? Казанцева - Мне кажется, другого названия нет, но вальс — это самый тоже распространенный жанр, тогда все писали вальсы, без названия, называется: дайте простор вашей фантазии, наверное, каждый представляет, что… А. Ананьев - Вот все-таки это несправедливо — называть музыкальные произведения такой красоты такими вот бесцветными названиями, это как назвать рассказ «14 абзацев», неправильно это. Тем не менее, Александр Сергеевич Грибоедов, Вальс ми-минор на светлом радио. Звучит вальс А. Ананьев - Музыка, которую, возможно, слышал Александр Сергеевич Пушкин, а также песни и романсы, связанные с судьбой и творчеством великого русского поэта сегодня на светлом радио. Ровно через минуту мы продолжим наш разговор и самое интересное, как всегда, у нас впереди.
Ананьев - Музыка, связанная с именем «нашего всего», с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сегодня на «Светлом вечере», здесь Алла Митрофанова… А. Митрофанова - Александр Ананьев. Ананьев - И автор уникальных музыкально-просветительских циклов, лауреат международных фортепианных конкурсов, кандидат искусствоведения, который выходит на самую широкую аудиторию, благодаря своему сайту «Yulia. Today» Юлия Казанцева. Юлия, добрый вечер еще раз. Что нового у вас на вашем сайте и с вашими музыкально-просветительскими циклами, с окончанием этого периода самоизоляции? Казанцева - Кстати, в следующий раз у меня будет история музыки по Толстому, в четверг я буду рассказывать, какие музыкальные предпочтения были у Льва Николаевича, какая музыка звучит в его произведениях, то есть такой цикл «Музыка и литература». Митрофанова - Прекрасно, и где же это можно будет услышать и когда? Казанцева - Онлайн, в четверг, в семь вечера.
Ишима 22 марта. Более 100 человек присутствовали на концерте. Учащиеся пришли вместе с классными руководителями и преподавателями русского языка и литературы. Зрители на час окунулись в жизнь и творчество великого поэта, услышали произведения композиторов, которые черпали из огромной золотой чаши поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Прозвучали произведения М. Глинки, П.
«Пушкинские образы в музыке»
Пушкин и Музыка - Google Презентации | Вслед за песнями, романсами, альбомными стихами вошла в музыку и пушкинская поэзия мысли, выраженная в музыкальном жанре элегии. |
ПУШКИН В МУЗЫКЕ | Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга 8 и 9 июля примет участие в фестивале «Пушкин. |
«Пушкин в музыке» | Национальный филармонический оркестр России (НФОР) | Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. |
Форма поиска
- Пушкин в музыке - Детская музыкальная школа № 2 города Владивостока
- Форма обратной связи
- WorldPodium в соц. сетях:
- Лекция-концерт «Пушкин в музыке»
- Пушкин и музыка
- Пушкин в музыке
Георгий Василевич: Пушкинские строки в Михайловском будут петь солисты оперных театров
А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным". «Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях. В Пушкинских Горах состоялся литературно-музыкальный фестиваль «Пушкин. “Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов.
Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии
По произведениям Александра Сергеевича Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. 7 февраля 2023 г. на сцене Городского Дворца культуры состоялась премьера театрализованного концерта «Пушкин по Пушкинской». Главная» Новости» Музей пушкина концерт.
«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта
Глинка задумал воплотить оперу в новом жанре — сказки, свободной от идеологических задач. Но в этот момент он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы и над оперой ему удавалось работать только небольшими урывками. Из-за недостатка времени и стремления к новаторскому формату национальной сказки-оперы в произведении было много правок. Они привели к несостыковкам сюжетных линий, усложнили хорошо знакомое публике содержание. Премьера оперы состоялась в 1842 году. Широкая кампания в прессе вокруг «первой национальной сказки» не пошла на пользу «Руслану и Людмиле» — публике спектакль показался длинным, скучным и запутанным. Обстоятельства казались идеальными: мастерство композитора, гениальный текст Пушкина, готовая к шедевру публика. Но опера провалилась.
Спустя 40 лет после премьеры писатель Фёдор Сологуб подытожил: «Каждый отдельный номер — перл, но ожерелья не выходит». Наставник русских композиторов Илья Репин. Его называют не только «национальным композитором», но и основателем русской вокальной школы. Его труд «Методы усовершенствования голоса для сопрано» вывел на первый план художественные задачи в обучении, предупредив «голую виртуозность» воспитанников. А единственным вокальным циклом композитора стало «Прощание с Петербургом» — сборник романсов на слова Нестора Кукольника. Очередным музыкальным экспериментом Глинки стала симфоническая фантазия «Камаринская» на тему двух русских песен. Чтобы заниматься симфониями всерьез, ему не хватало школы.
Музыка без литературы, как и литература без музыки понесли бы значительные потери — оба эти искусства рождены жизнью и своими в чём — то сходными, а в чём — то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживания людей. Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом. Музыка, в свою очередь, даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, усиливает их выразительность; силу воздействия. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает её более яркой и многолетней.
Русские композиторы, такие как Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский и другие, воспользовались этим наследством и создали прекрасные произведения, любимые во всём мире. Он приступил к этому сочинению в 1877г и назвал его не оперой, а лирическими сценами. Можно ли перенести в оперу всю неповторимую музыку стиха и глубину мысли поэта, тонкое остроумие лирических отступлений и меткие характеристики героев? Чайковский не оперу писал, а музыку к роману.
В этой совсем обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами. А между ними картины повседневного быта действующих лиц. Во всех этих сценах как будто бы мало событий. Но зато в музыке протекает внутреннее действие.
В ней находим мы жизнь человеческой души с её взлётами и падениями. В ней улавливается очарование пушкинского романа в стихах, целый мир тонких откровений, неуязвимых, вечных чувств, переживаний. Для Чайковского Татьяна Ларина была не просто героиней литературного произведения, но живым, родным человеком, судьба которого его глубоко волновала. Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев.
Он видел судьбу Лариных и ждал, что вот-вот откроется дверь и на пороге покажется Татьяна, тревоги которой его неотступно волнуют. Наверное, оттого и музыка «Онегина» так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди близких друзей. В день премьеры на сцене Московского Малого театра публика не только заполнила все места, но сплошной стеной стояла в ложах. То, что услышали, увидели зрители на сцене, многим показалось странным.
Ни принцесс, ни воинов, ни бояр, ни русалок. Таких опер ещё не было. Чувствовалось, что зритель взволнован, ошеломлён обыденностью всего увиденного. Но прошло немного времени, и на всех оперных сценах начали ставить "Онегина".
Следующее оперное произведение «Пиковая дама», стала еще одним крупным шедевром Чайковского, на пушкинский сюжет. Стихи Пушкина отличаются необыкновенной музыкальностью и, естественно, что многих композиторов привлекали они. Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина - это поистине драгоценные жемчужины.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Пушкин - великий русский поэт. Он оставил богатое наследие - стихи, романы - для всего человечества. Александр Сергеевич Пушкин был предельно музыкален в своих произведениях. А могут ли музыка и литература жить друг без друга?
Музыка без литературы, как и литература без музыки понесли бы значительные потери — оба эти искусства рождены жизнью и своими в чём — то сходными, а в чём — то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживания людей. Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом. Музыка, в свою очередь, даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, усиливает их выразительность; силу воздействия. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает её более яркой и многолетней. Русские композиторы, такие как Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский и другие, воспользовались этим наследством и создали прекрасные произведения, любимые во всём мире. Он приступил к этому сочинению в 1877г и назвал его не оперой, а лирическими сценами. Можно ли перенести в оперу всю неповторимую музыку стиха и глубину мысли поэта, тонкое остроумие лирических отступлений и меткие характеристики героев? Чайковский не оперу писал, а музыку к роману. В этой совсем обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами.
А между ними картины повседневного быта действующих лиц. Во всех этих сценах как будто бы мало событий. Но зато в музыке протекает внутреннее действие. В ней находим мы жизнь человеческой души с её взлётами и падениями. В ней улавливается очарование пушкинского романа в стихах, целый мир тонких откровений, неуязвимых, вечных чувств, переживаний. Для Чайковского Татьяна Ларина была не просто героиней литературного произведения, но живым, родным человеком, судьба которого его глубоко волновала. Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев. Он видел судьбу Лариных и ждал, что вот-вот откроется дверь и на пороге покажется Татьяна, тревоги которой его неотступно волнуют. Наверное, оттого и музыка «Онегина» так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди близких друзей.
В день премьеры на сцене Московского Малого театра публика не только заполнила все места, но сплошной стеной стояла в ложах. То, что услышали, увидели зрители на сцене, многим показалось странным. Ни принцесс, ни воинов, ни бояр, ни русалок. Таких опер ещё не было. Чувствовалось, что зритель взволнован, ошеломлён обыденностью всего увиденного.
Разделы сайта
Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения. Пушкин в музыке Музыкальный вечер «Петербург-концерта» посвящен дню рождения великого русского писателя и поэта. Исследование роли музыки в творчестве а и влияния его произведений на музыкальное творчество русских композиторов. Новости. Важные события и обращения. Михаил Глинка изменил русскую вокальную школу, создал первую национальную оперу и заложил основы русской симфонической музыки. Театр имени Наталии Сац начинает цикл «Пушкин в музыке» – серию концертных исполнений опер, написанных на сюжеты Александра Сергеевича.
Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки
Отмечают, что литературное направление повести — яркий юношеский сентиментализм. Центральная тема — взаимоотношения человека и Рока, как по воле судьбы меняются люди, их представление о жизни и стремления к идеалу. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы делают, в том числе, произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки. В программу включены произведения современника великого русского поэта — композитора М.
Её автор Михаил Глинка в русской музыке занимает место, сравнимое с Пушкиным в русской литературе - все последующие композиторы считали его своим учителем. А в этих местах, во время ссылки в Михайловском, Пушкин написал более ста произведений, которые потом стали основой для известных опер - прежде всего «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина».
У меня было много дебютов, вчера было исполнение из «Руслана и Людмилы». Была у меня песня певца за сценой, «Утешься, милая княжна», сегодня уже было три романса на стихи Пушкина», - Виктор Коротич, оперный певец Мариинского театра. А с этим местом нас давнишняя дружба связывает - ещё со времен Семёна Степановича Гейченко, потому что мы дружили, приезжали, жили здесь», - Александр Чернушенко, художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. О, не кляни меня за речи злые… Во время концерта зрители не только услышали арии из известных опер, но и узнали о работе композиторов над музыкальными шедеврами. В программе фестиваля известные произведения и незаслуженно забытые - например, романсы.
Отмечают, что литературное направление повести — яркий юношеский сентиментализм. Центральная тема — взаимоотношения человека и Рока, как по воле судьбы меняются люди, их представление о жизни и стремления к идеалу. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы делают, в том числе, произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
В программу включены произведения современника великого русского поэта — композитора М.
Романсам Цезаря Антоновича Кюи на стихи А. Пушкина «Сожжённое письмо» и «Царско-сельская статуя» присущи искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней. Кюи — автор первой серьёзной книги о русском романсе, которая называлась лаконично «Русский романс» СПб,1896. Пушкинская поэзия вдохновила композитора к написанию одиннадцати романсов. Самыми популярными из них являются: «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Не пой, красавица, при мне», «Что в имени тебе моём», «Анчар», «Пророк», «Поэт», «Эхо». Музыкальный язык этих романсов отличается яркой выразительностью. Например, романс «Анчар» с первых же строк представляет нам зловещее и страшное «древо яда». Композитор доносит до слушателя живое трепетное чувство во всей его полноте и непосредственности. Фортепиано выступает как равноправный партнер исполнителя вокальной партии и между ними возникает задушевная доверительная беседа.
Чайковский любил пушкинскую поэзию, но в основном занимался крупными формами оперы, балеты. Одним из самых блестящих литературно-музыкальных салонов Москвы XIX века был салон княгини Зинаиды Александровны Волконской - писательницы, певицы, композитора. По воспоминаниям Вяземского, она спела для Пушкина его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку композитором Геништою.
Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка
ь истории создания музыкальных произведений по мотивам стихотворений а и средства воплощения пушкинских стихотворений в музыке. В Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» на Поэтической поляне близ центральной усадьбы Пушкиных и Ганнибалов будут даны три концерта классической музыки. На концерте вы узнаете о самых известных музыкальных драмах, в которых наиболее ярко передан дух Пушкина. Сайт Невской централизованной библиотечной системы.
Также рекомендуем
- Пушкин и русский романс.
- Пушкин русской музыки
- Пушкин и Музыка - Google Презентации
- Лекция-концерт «Пушкин в музыке» — Главная
В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское»
Эту же мысль подтверждают и все действия Самозванца. Вступив в сговор с врагами своей родины, и став на прямой путь предательства и политических авантюр, он устремлен к единственной цели — к самодержавной власти. Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии — некоторые линии развил, подчеркнул, укрупнил, а кое-что убрал совсем, исключил, как не отвечающее его замыслам. Главным действующим лицом оперы Мусоргский сделал народ. И очень важно то, что этот народ впервые на оперной сцене был показан как действенная сила, предопределяющая исход исторических событий. Причем отношение к нему композитора было тоже новым, небывалым. Таким образом, главную мысль — о решающей роли народа — он особенно подчеркнул. И потому изменил конец. Если у Пушкина «народ безмолвствует», то у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, является едва ли не главной. Немногим больше года понадобилось Мусоргскому для создания этой оперы — так велико было его воодушевление.
И действительно, каждая картина, каждое действие оперы говорят о высоком порыве вдохновения, необыкновенном подъеме творческих сил. Работал Мусоргский с таким увлечением, что на некоторое время перестал видеться с друзьями. Стасов с добродушной иронией писал: «Мусорянина, разумеется, никакими пряниками не вытянешь из берлоги». Постановка оперы стала событием, которое разделило петербургскую публику на два непримиримо враждебных лагеря. Равнодушных не было. На протяжении лишь двух лет им созданы такие шедевры, как опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром… Но все же наибольшей популярностью пользуется опера «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку входит новый тип оперы. Уже сам подзаголовок определяет особую музыкальную настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы гениального пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». И поэтому в опере прослеживаются только основные сюжетные линии, посвященные главным героям — Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению.
Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир основных пушкинских образов потребовали от композитора большой искренности и увлеченности. И он сумел рассказать особым языком музыки о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский. Центральным в опере является образ Татьяны, которую Чайковский любил больше всех пушкинских героев. Так же лиричен и образ Ленского. Оба эти образа в чем-то близки друг к другу — и это утверждает музыка. Отдельные интонации, подчас очень сходные между собой, пронизывают партии Ленского и Татьяны. Им противопоставляется образ Онегина — то спокойно-холодного, то глубоко страдающего, любящего. Интересно, что в конце оперы в его партию проникают музыкальные интонации из партии Татьяны, что делает его образ теплее, лиричнее. В трех актах оперы семи картинах четко прослеживается жизнь главных героев — Татьяны, Ленского, Онегина — на фоне деревенского быта или картин петербургской жизни.
Музыка оперы отличается большой напевностью, лирической задушевностью, что так присуще и русским народным песням и русским бытовым романсам. Это наиболее типично для партий Татьяны и Ленского, для бытовых сцен. Большое значение имеют здесь и танцевальные ритмы мазурки, экосеза, полонеза. Особенно часто звучит вальс — он пронизывает своим ритмом не только танцевальные, но и лирические сцены оперы, передающие внутренние переживания героев. Однако со временем этот сюжет все более овладевал его воображением. Особенно взволновала его сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвал горячее желание написать оперу. Опера создавалась, по словам композитора, с самозабвением и наслаждением. В «Пиковой даме» Чайковский предстает не только гениальным драматургом, тонко чувствующим законы сцены, но и великим симфонистом, строящим действие по законам симфонического развития. Опера очень многопланова.
Самые большие изменения произошли с образом Германа. У Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, способный из-за денег на любой безнравственный поступок, а композитор наделил героя другими чертами. Движущая сила всех поступков Германа в опере — всепоглощающая страсть к Лизе. Но на пути Германа к счастью — неравенство их положения в обществе: в опере Лиза не бедная компаньонка, а внучка и единственная наследница богатой графини. Так благородная страсть, возвышающая человека, приводит его к низменным, корыстным побуждениям и поступкам. А это, в свою очередь, обрекает его на безумие и смерть. Основная идея оперы — столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности — показана уже в оркестровом вступлении интродукции. Короткие, но ярко очерченные темы-образы последовательно проходят перед нами. Вот в оркестре звучит спокойная неторопливая мелодия. Это тема баллады Томского, сыгравшей в жизни Германа столь роковую роль.
Из этой баллады он впервые узнал о тайне трех карт. Повествовательная мелодия перемежается суровыми, скорбными аккордами в балладе они звучат со словами «О Боже!
В концертной программе, посвящённой памяти Александра Сергеевича, прозвучали гениальное пушкинское слово и музыка русских композиторов. Но, помня об основной целевой аудитории — держателях Пушкинской карты — постановка получилась современной. Наряду с классическими произведениями, со сцены прозвучала и студенческая песня о Пушкине: «Александра Сергеевича застрелил француз». Финальным аккордом концерта стал выстрел, тот самый, что прервал жизнь Пушкина. В этот страшный, судьбоносный февральский день погрузила зрителей музыкально-хореографическая композиция «Черная речка». Школьникам и студентам, которые попали на концерт благодаря федеральному проекту «Пушкинская карта» такая подача материала классической литературы очень «зашла».
Многие зрители выходили из зала с твердым намерением вспомнить, прочесть произведения Александра Сергеевича.
Ананьев - К шести романсам Георгия Свиридова мы обратимся чуть позже, а пока хочется обратить свое внимание на композитора, с которым Пушкин во времени не пересекся, но вот их творчество оказалось тесно переплетено в истории — Сергей Васильевич Рахманинов, он написал четыре романса и две оперы по произведениям Пушкина и надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Александра Сергеевича: опера «Борис Годунов» и «Полтава». Почему Пушкин, почему в XX веке выбор падает именно на Пушкина? Казанцева - Сергей Васильевич Пушкина любил и тут, знаете, еще ведь такой интересный момент какой-то генетической связи: Рахманинов, его часто называют наследником Чайковского, а ведь самые, наверное, знаменитые оперы Чайковского — это «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», то есть вот любовь к Пушкину, она переходит в каком-то смысле от Чайковского и к Рахманинову тоже.
Опера «Алеко» - это по «Цыганам» Пушкина, это ведь дипломная работа Рахманинова, он заканчивает консерваторию, начинающий композитор, а Рахманинов довольно поздно начал, ну, как поздно: то есть в консерватории он начал, уже студентом, и эту оперу, никто не мог поверить, он написал буквально вот за пару недель, вот никто не мог поверить, что так быстро и так совершенно. Рахманинов, он, может быть, и поздно начал, но зато он начал в полную силу, у него не было какого-то периода раскачивания или нахождения своего стиля, нащупывания, сразу же, с первых его произведений, с первых тактов — вот это Рахманинов, это его гармония, это его интонации непередаваемые. И тогда Петр Ильич Чайковский такой сделал прощальный подарок, он не знал, конечно, что это прощальный подарок, а он поспособствовал тому, чтобы одноактная опера «Алеко» Рахманинова шла в один вечер с его собственной одноактной оперой «Иолантой» - это последняя опера Чайковского. И вот представьте, что дипломная работа студента идет в Большом театре, в Мариинском театре, конечно, о Рахманинове заговорили, потому что вместе с Чайковским в один вечер - ну это что-то значит, что это за выскочка такой — Рахманинов?
Уже хотя бы поэтому слушали его музыку. Ананьев - Можно ли тогда утверждать, что Пушкин так, не зная о том, дал Сергею Рахманинову путевку в жизнь, в мир большой музыки? Казанцева - Да, и не только Рахманинову, сколько прекрасных произведений написано, если перечислять, то получится долгий список, ведь не только романсы, не только оперы и балеты, которые сейчас, может быть, не самые репертуарные, но между прочим, Галина Уланова ведь выступала и в «Бахчисарайском фонтане», и в «Медном всаднике», то есть «Бахчисарайский фонтан» - это балет Асафьева, а «Медный всадник» - это балет Глиэра, уже XX век. Митрофанова - Давайте послушаем сейчас фрагмент «Алеко» из Рахманинова.
Юлечка, что это будет за эпизод музыкальный? Казанцева - Это маленький любовный дуэт, совершенно прекрасный, знаете, такой острый миг счастья, которое очень быстро проходит, ну а чем заканчиваются «Цыгане» мы знаем, то есть вот это тот миг, который мы знаем, чем все закончится. Звучит фрагмент из оперы «Алеко» А. Ананьев - Фрагмент дипломной работы студента Московской консерватории Сергея Рахманинова оперы «Алеко» в «Светлом вечер» на радио «Вера».
И вот в этом смысле творчество Сергея Рахманинова во многом пересекается с творчеством Георгия Свиридова, свои знаменитые шесть романсов на слова Александра Сергеевича Пушкина он тоже написал, будучи учащимся последнего курса центрального музыкального техникума, ныне Санкт-Петербургского музыкального училища имени Мусоргского и было ему на тот момент двадцать лет. Вот завершить программу хочется именно Георгием Свиридовым, а вот о нем как раз мы и хотим поговорить с кандидатом искусствоведения, замечательным пианистом, Юлией Казанцевой. Юлия, почему Георгий Свиридов, мы опять в XX веке. Казанцева - Ну, наверное, самый яркий символ Пушкина в музыке — это свиридовская «Метель».
Не знаю, согласитесь вы или нет, но это произведение, о котором знают все, кто даже далек от музыки, вот эта пушкинская «Метель». Тут тоже хочется руками развести, потому что ну как так — это не стилизация и слов пушкинских тут нет, в этой музыке, но волшебным образом дух, какая-то атмосфера пушкинского времени вот мы так себе представляем, может, благодаря свиридовской «Метели», по крайней мере, я так представляю себе в общем то время, может быть, даже это не так было, но вот эта сила искусства. И, говоря о силе искусства, я еще небольшое замечание позволю себе в сторону перед тем, как мы к Свиридову уже перейдем: ведь Пушкин еще одно музыкальное слово сказал в истории, я имею ввиду его произведение «Моцарт и Сальери» и то, что он написал о Сальери, вот мы все знаем о Сальери, что это неправда, что Сальери никого не отравлял, что он был прекрасным человеком, очень хорошим музыкантом, что Сальери многим музыкантам помог, у Сальери учились Шуберт, Лист, Бетховен, а мы это знаем, но, читая Пушкина, мы как будто и верим и не верим, то есть настолько сильный художественный образ возникает, что правда как будто бы уже теряет свой вес и на «Моцарта и Сальери» Римский-Корсаков написал оперу, тоже небольшую одноактную оперу, которая звучит, к сожалению, довольно редко и Пушкин, когда писал своего «Моцарта и Сальери», он ничего не выдумывал. Сальери умер в 1825 году и тогда было очень много публикаций, а с чего все началось: санитар в лечебнице, где последние годы своей жизни проводил Сальери, сделал заявление в газету, что вот Сальери признался в том, что он отравил Моцарта, ну и представьте, что тут началось, то есть писали все об этом и, конечно, у нас об этом писали и говорили, то есть Сальери стал на какое-то время просто самой обсуждаемой фигурой, Пушкин не мог на это не откликнуться, потому что, между прочим, он и «Дон Жуана» слышал, и «Волшебную флейту» скорее всего слышал, у нас шли оперы Моцарта.
А Свиридов пишет свои романсы, как вы, Саша, правильно сказали, заканчивая свое, тоже была своего рода музыкальная дипломная работа и тоже благодаря этим романсам о Свиридове заговорили, как о подающем большие надежды композиторе, с совершенно своей музыкальной такой физиономией, свой почерк, ни на кого не похож, при том, что Свиридов учился у Шостаковича, а, влияния Шостаковича даже не слышно и Свиридова называют иногда последним классиком XX века. Ананьев - Причем он был даже официально признан, потому что я не припомню случая, когда в Союз композиторов СССР принимали молодых композиторов в возрасте 22 лет, как это случилось с Георгием Свиридовым, стать членом Союза композиторов в 22 года — достижение невероятное, и, наверное, в первую очередь, благодаря вот этим знаменитым шести романсам на слова Пушкина. Казанцева - Они прекрасны, я так мучилась, какой же нам сегодня выбрать, потому что «Подъезжая под Ижоры» - это просто шедевр, но все-таки другой романс я поставила сегодня, который тоже шедевр, глаза разбегаются, вы знаете, такая концентрация шедевров в одном цикле, это просто невозможно выбрать. Ананьев - Как и у Пушкина сильны народные мотивы, так и у композитора Георгия Свиридова сильны народные мотивы в его музыке, ну, то есть это не такая академическая твердолобая музыка, а она понятна самым простым слушателям и отчасти, возможно, это благодаря тому любопытному факту, что первым музыкальным инструментом, который освоил Свиридов и даже долгое время выступал в оркестре народных инструментов, была балалайка, он очень любил этот инструмент.
Казанцева - Тут Пушкин и Свиридов, действительно можно сказать, что есть пересечение: Пушкин действительно любил народную музыку, действительно ей интересовался, он записывал песни, видите, они звучат в его произведениях, те песни, которые мы уже не знаем, то, что утеряно, а Свиридов, он же вообще из глубинки, он из деревни, то есть для него народная музыка — это музыка его детства как раз, это то, откуда он пришел. Свиридов потом написал «Курские песни», то есть это уже взгляд профессионального композитора с такой профессиональной именно точки зрения на народную музыку. И его музыка, действительно, вы абсолютно правы, она настолько понятна, она непроста, это не то, что простенькая музыка, но она понятна, также, как и поэзия Пушкина, мне кажется, любой человек найдет что-то свое у Пушкина, также и слушая Свиридова, сложно остаться равнодушным. Митрофанова - Вы знаете, не покидает меня сейчас мысль, слушаю наш разговор…Пушкин, как тот самый слон, которого философы обнимают каждый какую-то его часть или ощупывают, изучают и пытаются понять, что же такое слон: один взялся за хобот, другой за хвост, третий за лапу слона, четвертый за ухо и у каждого из них слон получился чем-то своим и все они при этом с завязанными глазами.
Вот то же самое у Пушкина: каждый композитор берет какую-то свою грань, вот удивительно, что Римский-Корсаков взялся, например, за оперу «Моцарт и Сальери», сам Пушкин взялся за сюжет «Моцарта и Сальери». Знаете, мне даже попадались такие трактовки литературоведов, что Пушкин сам себя с Моцартом соотносил, не знаю, насколько это справедливо, здесь могут быть разные варианты, но по моим таким дилетантским ощущениям — вполне себе да, музыка Моцарта, она как солнечный лучик такая, стихи Пушкина тоже, как солнечные лучи, и вот эта тема фундаментальная, которую он там поднимает: совместимы ли гений и злодейство или все же это две вещи несовместные? Вот во времена Моцарта уже, Пушкин, собственно, почему этот сюжет берет, препарирует это время и получается так, что оно переходное, вот Моцарт — он еще явление того времени, когда гений и злодейство — две вещи несовместные, но этому времени приходит конец и на смену ему придет то время, когда словосочетание «злой гений», оно вполне уместно, и Пушкин-то сам как раз, наверное, все-таки ближе к той системе координат, где несовместимы гений и злодейство, но, что называется, ход времени никто не отменял. Юля, а с вашей точки зрения, если проецировать, например, вот Моцарта, Пушкин, насколько они, как вы думаете, фигуры сопоставимые каждый в своем жанре, мог он себя с Моцартом соотносить или нет?
Митрофанова - Удивительно, что Свиридов выбрал для себя такую, именно историю любви, из цикла «Повести Белкина», наверное, «Метель», она одна из самых известных и всеми любимых, потому что так и заканчивается хорошо, и история любви там, и счастливый финал, то есть там есть все и вот, казалось бы, когда для крупного композитора взяться за тему полную драматургии, перипетий, трагедии — это проще, чем написать счастливую музыку, а смотрите, как Свиридов, взявшись за свою какую-то часть Пушкина, вот пожалуйста, для «Метели» он создает произведение, которое действительно сейчас практически каждому из нас знакомо. Я не знаю, простая эта задача или нет, может, это и проще — вот такую легкую музыку написать… Ю. Казанцева - Свиридов, он простой, и вот эта музыка, которую мы слушаем, она простая. Ананьев - А я вот задумался над чем: какая часть слона могла бы быть ярким сравнением с романсом «Зимняя дорога» Свиридова, может быть, полные среднерусской тоски глаза слона?
Пусть это будут глаза слона. Вот романсом Георгия Свиридова «Зимняя дорога» мы и завершаем наш «Светлый вечер». Юля, спасибо вам большое. Конечно же, мы не смогли взять и вот так, за час рассказать обо всем Пушкине во всей музыке, мы лишь прикоснулись немножко, но зато получили огромное удовольствие.
Ю Казанцева - Да, вы знаете, что я хочу сказать: что, говоря о Пушкине, чувствуешь собственную бессильность выразить, слов вечно не хватает, и ты чувствуешь какую-то убогость свою, а когда слушаешь музыку по Пушкину, вот то, что мы услышим, прекрасный романс «Зимняя дорога», думаешь: вот оно, вот оно, выражение, то есть вот она, поэзия Пушкина, только высказанная не словами, а с помощью музыки. Ананьев - Кандидат искусствоведения, лауреат международных фортепианных конкурсов, автор уникальных музыкально-просветительских циклов Юлия Казанцева, послезавтра у Юлии будет очередной концерт-лекция, обязательно присоединяйтесь, все подробности на сайте «Yulia. Юлия, спасибо вам большое.
Зловещую мрачность второй темы подчеркивает и нервный, судорожный ритм, и звучание мелодии в низком и сумрачном регистре, и ослепительно резкие всплески деревянных духовых инструментов — словно всполохи молний. Постепенно такое неотразимо-наступательное движение, все нарастая, подходит к своей высшей точке.
И когда дальнейшее напряжение кажется уже немыслимым, появляется новая тема — тема любви Лизы и Германа. Контрастируя со всем предыдущим, она утверждает себя могуче и светло, изгоняя мрачные, зловещие образы. Эта прекрасная тема играет большую роль во второй картине, в сцене объяснения Лизы и Германа. Звучит она и в самом конце оперы, возникая в угасающем сознании Германа как воспоминание о Лизе, об их любви. В семи картинах оперы последовательно излагаются полные драматизма события.
Самая яркая, кульминационная — четвертая картина. Ее действие происходит в комнате графини. Еще до возвращения графини с бала пришел сюда Герман. Музыка передает его страх, но и решимость, потому она полна нечеловеческого напряжения: в мрачном низком регистре повторяется одна и та же мелодическая интонация. А на ее фоне, словно жалобный, тоскливый стон, звучит выразительная мелодия скрипок.
Но вот из-за штор появляется Герман. Музыка сразу меняется — она передает сильное душевное волнение героя, мольбу и, наконец, отчаяние. Графиня в оцепенении. И когда Герман, решившись запугать ее, достает пистолет, - она умирает. Снова звучит музыка из вступления к картине, и еще большее отчаяние слышится в ней.
Вбегает Лиза, она в ужасе, но Герман не в силах объяснить ей причину трагических событий… [13] «РУСАЛКА» В основу либретто этой оперы легла неоконченная пушкинская драма, пленившая композитора глубокой жизненностью сюжета, народностью языка и человеческих типов. Но главное для него заключалось в социальной направленности сюжета, в осуждении неправедности существовавшего жизненного уклада. Благодаря этому композитор сумел не только правдиво показать частные факты из личной жизни людей, но и подняться до больших социальных обобщений. Личная трагедия девушки-крестьянки становится частью трагедии народа — угнетенного и бесправного. В «Русалке» заключена целая портретная галерея различных образов.
Каждый из них интересен не только сам по себе, но и как порождение своей среды, своего времени. И потому все они — Наташа, Князь, Мельник — не только конкретные личности, но и определенные социальные типы. В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Арии, ансамбли и хоры интонационно связаны не только с народными песнями, но и с народным говором.
Некоторые песни — подлинно народные, хотя приведены подчас с другими словами, иные же сочинены самим Даргомыжским в народной манере. В опере проходят две драматические линии. Первая из них занимает весь первый акт. Главные действующие лица — Наташа и Мельник — показаны здесь как часть той среды, в которой они живут. Народные хоры, пляски, отдельные хоровые реплики крестьян служат музыкальной характеристикой этой среды.
Им противопоставлен образ Князя, обрисованный музыкой в стиле городских романсов. Правда, в начале и сама героиня оперы — Наташа обрисована такой же музыкой. Но в дальнейшем ее образ приобретает иные черты. В опере «Русалка» нашло свое выражение смелое новаторство композитора, глубокий интерес к социальным проблемам, а также душевная открытость музыки и большая искренность человеческих чувств. Все это, сочетаясь с тонкой психологической и жизненной правдивостью характеров, делает «Русалку» одной из любимейших русских опер.
Впервые поставленная в 1856 году в Петербурге, опера большого успеха не имела. Как и следовало ожидать, аристократическая публика отнеслась к «Русалке» равнодушно. К тому же поставленная небрежно, наспех, с предельной экономией средств даже костюмы были взяты из другой пьесы , «Русалка» не могла не вызвать чувства досады даже у самого композитора. Через одиннадцать представлений опера была изъята из репертуара. В защиту Даргомыжского выступил критик А.
Серов отец замечательного художника Валентина Серова. В большой статье он не только сделал глубокий анализ «Русалки», но и отстаивал право русской национальной музыки на самостоятельное существование. Теперь это звучит странно. В этой «небылице в лицах» композитор стремился нарисовать средствами музыки злую карикатуру на царское самодержавие. Но не только Дадон, — посрамлено и все его царство.
Народа здесь нет — есть лишь забитая и униженная масса, которая в обращении к царю так утверждает цель своего существования: Для тебя мы родились И провожая его в поход, советуют: Ты себя-то соблюди, Стой все время позади. Но царь и без этих советов осторожен сверх меры. Садясь на «боевого» коня, он вопрошает боярина: «Конь-то смирен? Жизненный идеал Дадона предельно прост: «Сласти кушать, отдыхать да сказки слушать». А объевшись лакомствами, он просит приближенных: Чтоб мне сидя не уснуть.
Страной Дадон управляет очень своеобразно.