Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости. Сам Господь в последних словах этой краткой притчи истолковывает ее: всякий возносящий себя смирится, и всякий смиряющий себя вознесется, будет оправдан Богом. Завершается же притча утверждением Иисуса, согласно которому "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей.
Значение недели
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ПРО ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ.
- Кого Бог не может спасти? Евангелие в Неделю о мытаре и фарисее
- Притча о мытаре и фарисее
- Построим каркасный дом вашей мечты
- Не пропустите другие православные праздники в феврале:
- Блж. Феофилакт Болгарский
Кого Бог не может спасти? Евангелие в Неделю о мытаре и фарисее
Толкование притчи о мытаре и фарисее Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над. В конце притчи сказано, что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей, ибо сердце его было наполнено сокрушением о грехах, а не бахвальством. (притча о мытаре и фарисее). Притча о мытаре и фарисее: «Те, кто возвышают себя, будут унижены». Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту — времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Это вам не монетка, брошенная просящему пьянице и тунеядцу, посредством которой мы хотели бы себе дорогу в Рай проложить: подавали, дескать, не жадничали! Ну вот, бросили мы алкоголику монетку и тем, несомненно, ускорили его нравственную и физическую погибель. Но дело даже не в этом, а в том, что на близких своих, на родственников, на соседей, на сотрудников наших, на тех, кого Бог рядом с нами поставил, — на них ни денег, ни душевного тепла, ни времени у нас не хватает! И по одной только причине: очень хорошо каждому из нас известно, что монеткой тут не отделаешься, тут нужно кусок души потратить! Мы уже читали с вами о том, как поступает грешник, сердце которого сокрушено раскаянием и жалостью к тем, кого он обидел. И понятно, что жалость к обиженным возникает вслед за раскаянием, за осознанием того, что и сам-то тоже нуждаешься в милосердии и прощении. Доброе дело только после того становится по-настоящему добрым и душеспасительным, когда совершается в духе смиренном, сокрушённом сознанием собственной греховности.
Никакими монетками, никакими грошовыми свечками мы себе дорогу в Рай не проложим, если не будем помнить о тяжком и великом нашем греховном долге Богу и людям. Не тем людям, которыми мы пользуемся для того, чтобы потешить собственную гордыню, поучая их, небрежно бросив им монетку, «праведной» и «чистой» жизни, а тем, с кем нам трудно, кто, как «ангел сатанин» апостола Павла, «пакости нам деет» 2. Нам нужно творить добро тем людям, общение с которыми требует от нас нешуточного смирения. И если мы будем поступать таким образом, тогда, может быть, нам удастся совместить несовместимое: праведность фарисея и покаяние мытаря. Только в этом случае и над нами грешными будет произнесён благой Суд Божий: «…сей пошел оправданным в дом свой» Лк.
Церковь вообще в каждый воскресный день призывает верующих оставить все заботы за бортом сознания и прислушаться к очередной истории божественной мудрости. А сегодня она посвящена поучительной притче о мытаре и фарисее. Прежде, чем перейти к повествованию, нужно немного погрузиться в контекст истории и пролить свет на сущность каждого из описываемых в притче персонажей. Итак, мытарь — это сборщик налогов с населения. Во времена Иисуса Христа Иудея, в которой и происходили описываемые события, находилась под властью Римской империи. Проще говоря, страна была оккупирована. Мытари же собирали налоги в пользу римлян-оккупантов, выступая неким синтезом и налоговиков, и рэкетиров. Среди иудеев сборщики податей были крайне презираемы, а общение с ними считалось, ни больше, ни меньше, грехом. Естественно, в мытари шли далеко не лучшие сыны еврейского народа, что сказывалось и на отношениях с согражданами. Отправляясь на мыт место сбора податей , сборщики не просто брали установленную налогом сумму сбора, а бессовестно обирали местное население, не разбираясь в уровне достатка и социального положения своих жертв. А поскольку мытари назначались на сбор налогов территориально, а не, скажем, только среди своих братьев по крови, то им приходилось общаться с представителями язычников. У иудеев активное общение с другими народами считалось грехом. Иерей Максим Массалитин Сюжет притчи о мытаре и фарисее. Роспись стены в притворе храма. Валаамский монастырь, Карелия Что мы имеем? Мытарь — это человек очень низких моральных устоев, предатель своего народа, рэкетир-вымогатель, запятнавший себя общением с язычниками, в общем, грешник, изгой, которому в лицо могли ничего не говорить, но люто ненавидели в иудейском обществе. Теперь к фарисею. Фарисеи представляли собой религиозно-политическое движение, и буквально их наименование переводится как «обособленные». Среди фарисеев было и иудейское духовенство, и просто набожные граждане. Во времена Христа они не занимали каких-то значимых постов во власти, но пользовались уважением среди простого народа. Фарисеи скрупулезно соблюдали религиозные предписания закона пророка Моисея и к тому же призывали остальных иудеев.
Авторитет их был фактически непререкаем. Порой мы представляем себе фарисеев как людей озабоченных исключительно личным спасением. Это верно лишь отчасти. В ту эпоху в Иудее были очень сильны мессианские ожидания. Угнетенный римским владычеством народ жаждал пришествия избавителя, Мессии. Казалось, не за горами то время, когда Бог вмешается в историю и восстановит былое величие царства Давида. Но иудеи прекрасно понимали, чтобы Бог призрел на Израиль и исполнил мессианские чаяния своего народа, необходимо соблюдать Закон. Но закон Моисеев необычайно обширен и трудноисполним. Предписания Закона в том виде, в котором они даны в Торе, не охватывают всего многообразия жизни. Поэтому примерно со II века до Р. Формируется так называемое «предание старцев» Галаха , которое пытается регламентировать поведение благочестивого иудея в самых разных жизненных ситуациях. На этом историческом фоне и возникает партия фарисеев. Ими двигала не только жажда личного спасения. Свое служение они воспринимали как миссию: ревностно, до тонкостей, до мелочей исполнять Закон, чтобы приблизить пришествие Мессии. Они называли себя благочестивыми, праведными, богобоязненными, нищими и чаще всего отделившимися и осознавали себя как образец для подражания, как закваску, которая должна была привлечь милосердие Божие к Израилю. Трагедия фарисеев в том и заключалась, что пришедшего истинного Мессию — Господа Иисуса Христа они так и не узнали. Подлинно исполнились слова Христовы: «видящие стали слепы» Ин. Напротив, прозревали те, кого традиционно в иудейском обществе считали погибшими для Бога: блудницы, мытари и прочие грешники. Разделить трапезу с мытарем — все равно, что прикоснуться к прокаженному: и то, и другое считалось религиозным осквернением. Мытарей считали национал-предателями. Ведь они собирали налоги в пользу ненавистного языческого Рима, обирая своих соотечественников с нескрываемым цинизмом. К этому подталкивала форма вознаграждения их труда. Мытари не получали какой-то фиксированной платы от своих работодателей. Они брали сбор податей в аренду, и все то, что они собирали сверх того, что было оговорено в арендаторском контракте, становилось их доходом. Естественно, они были кровно заинтересованы в том, чтобы выколотить из налогоплательщиков как можно больше в свою пользу. Считалось, что с мытарями грешно было даже разговаривать. Бойкот распространялся и на их семьи. Мытари были лишены гражданских прав: не могли занимать никаких выборных должностей и выступать в суде в качестве свидетелей.
Это Интерено Евангельская притча о мытаре и фарисее Ангела хранителя вам! Там вы найдете самые интересные вырезки из интервью батюшек, редкие молитвы, интересные факты о православии. Переходи быстрее и подпишись на нас! Библейская притча про мытаря и фарисея наполнена глубоким смыслом о том, что все люди грешники и праведные, и те, кто ведет аморальную жизнь. Она не теряет актуальности независимо от времени, изменений в политике и истории. Толкование притчи о мытаре и фарисее Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над Израилем. Мытаря можно сравнить в настоящее время с коллектором. В давние времена этот человек занимался сбором налогов и долгов, которые отдавал в римскую казну, получая доход в виде процентов. Этот бессердечный вымогатель забирал у людей последний хлеб при этом даже незаконными методами. К тому же он работал на языческих римлян, покоривших Израиль. За это еврейский народ его презирал. Фарисей — это: примерный прихожанин, который регулярно посещает храм; убежден, что живет по божьим законам и регламенту священного писания.
Настоящий фарисей: какой он?
В конце притчи сказано, что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей, ибо сердце его было наполнено сокрушением о грехах, а не бахвальством. Поэтому мытаря и фарисея с одной стороны, а Каина и Авеля с другой, можно сравнивать. Притча о мытаре и фарисее изрядно вынесла мозги тогдашним слушателям, поскольку Бог смотрит на человека и на его дары не так, как смотрим мы.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году. Первый зов великопостной весны | Притчей о мытаре и фарисее Спаситель призывает нас искоренить фарисейство, которое есть в каждом из нас. |
Кого Бог не может спасти? Евангелие в Неделю о мытаре и фарисее | Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту — времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее. |
Кого Бог не может спасти? Евангелие в Неделю о мытаре и фарисее
Посему-то Он не сказал: «человека два пришли в церковь», но сказал: — «взошли в церковь». Фарисей же и Мытарь взошли в церковь, потому что у обоих у них была одна цель: помолиться, хотя Фарисей, после того, как взошел, однако свел себя вниз по той причине, что извратил направление свое; итак, цель восхождения у обоих была тождественна, но направление в молитвенном устроении было взаимно-противоположное. Ибо один взошел сокрушенным и смирившимся, научившись у Псалмопевца-Пророка, что сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит: поскольку и сам о себе, конечно, по опыту зная, Пророк говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь» Пс. И что говорю — пророк, — когда Бог Пророков, ради нас ставший тем, что — мы, смирил Себя, почему Бог Его и превознес, как говорит Апостол Фил. А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то — пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ; так поступал Фарисей, ибо он не послушал, говорящего: «Нечист пред Богом всяк высокосердый» Притч. Не только же нрав и направление, будучи различными, разделяли их, но — и самая форма молитвы: ибо и она также была двояка. Потому что молитва есть дело не только прошения, но и благодарения: так, один молящийся входит в церковь Божию, славя и благодаря Бога за те блага, который восприял от Него; а другой — вымаливает себе то, что еще не получил и в чем у него особенно недостаток в данное время; к этому же относится и прошение об отпущении грехов. Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.
И если я вижу в другом человеке, что он не такой, как я, я его уже осуждаю.
Если я замечаю, что он совершает небольшой проступок, так это же я вижу сучец в его глазе, а бревна в своём глазу не замечаю см. Почему я постоянно всех оцениваю? Да это же я всегда хочу, чтобы кто-нибудь, но был хуже меня. Вот эта оценка и осуждение, дорогие, от неправильного устроения, от неверной христианской жизни. Дело в том, что мы с вами, братья и сёстры, призваны полюбить всякого человека. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою Ин. И если я кого-то не люблю, то это моё преступление, мой грех. Виновен не тот, кого я не люблю, а виновен я, потому что во мне нет любви. Я должен иметь такую любовь, чтобы полюбить даже врага Мф.
И обратите также внимание, дорогие братья и сёстры, когда Господь предлагает любить человека? Он нам показал: ни в тиши, ни в кельях, ни в спокойной обстановке, но — с Креста. Необходимо заставить себя оправдать другого человека, что бы ни происходило. Да, он причиняет мне боль. Но именно с креста я его прощаю. Мы же даже своих родственников, ближайших нам людей, не любим. Мы не можем преодолеть себя, «свои немощи», как мы их извинительно называем. И если мы любим, то любим за что-то. Мы никогда не любим так, как любит Христос — в о п р е к и человеческой логике.
Мы всегда ищем справедливости. Но давайте, дорогие братья и сёстры, зададимся вопросом: мы согрешили, Христос на Кресте, — где справедливость? Она — на Кресте. Где правда? Не утруждай себя вопросом, человек: для чего? Лучше скажи сам себе: «Я знаю, для чего, я знаю: не за что, а именно для чего совершается надо мной это чудо, — чудо моего восстановления, чудо моего спасения». Когда в сердце оскудевает Божественная благодать, человек настолько становится подвержен власти диавола, что для него раскрываются все тайны человеческого падения. Он видит тогда своим сердцем в каждом человеке свои же недостатки и грехи. Эжен Бернанд.
Мытаря привела в Храм на молитву внутренняя необходимость покаяния, он давал себе жесткую оценку и не пытался оправдаться. Сознавая себя грешником, он не хочет быть отвергнутым Богом и просит лишь о милости и снисхождении. Молитва же фарисея большей частью состояла из восхваления себя перед Богом, и, хотя он действительно совершал дела праведности, он умалил их своей гордыней. По слову Иисуса, мытарь оказался «более оправданным» пред Богом, чем фарисей. Эту притчу Христос адресовал тем, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» Лк 18:9.
В своей молитве он абсолютно забыл о том, что эти его добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим, а его ошибкой было то, что он считал свою Цель жизни уже достигнутой. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди Эти слова нельзя считать молитвой, но утверждением своего «я», своей гордости. Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь Фарисей, таким образом, унижает ближних и бесстыдно превозносится, он уже стоит на последней ступеньке своей гордости, которая приводит к отвержению Бога. По сути, ему уже Бог не нужен, ведь он пришел просто похвалиться своими внешними достижениями.
Второй человек, кто был в храме — мытарь, то есть сборщик налогов. В древние времена к сборщикам налогов относились с презрением, поэтому мытарь стоял себе скромно в сторонке и, осознавая свои грехи, молился простыми словами: «Господи, помилуй мя, грешнаго! Он «не смел даже поднять глаз на небо» — настолько было глубоким его раскаяние в своих грехах и огромнейшее желание очиститься от них. Фарисей думает, что он лучше многих, свое мнение — правильным, других людей он желает подстроить под себя, свои недочеты он не видит, зато очень внимателен к слабостям людей.
Евангельская притча о мытаре и фарисее
Смысл притчи о мытаре и фарисее. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришел в Храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. Притча о мытаре и фарисее рассказывает о важности искреннего покаяния и образно выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания Апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед соответствующей дню притчей из Евангелия от Луки? одна из тех притч, которые заканчиваются не так, как могли бы ожидать слушатели. Притча о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14) также раскрывает, какой должна быть молитва.
Проповедь о мытаре и фарисее
Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие – притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство фарисея. При́тча о мы́таре и фарисе́е — одна из известных притч Иисуса Христа, записанная в Евангелии от Луки. Перейдем непосредственно к анализу притчи о молящихся фарисее и мытаре Лук.18:9-14. В сегодняшнем воскресном видео с Протоиереем Олегом Стеняевым мы рассуждаем о притче о мытаре и фарисее и касаемся следующих тем:Для кого эта притча?Об о. Гордый и самопревозносящийся фарисей, относивший все свои добродетели к своим собственным заслугам, ушел из храма менее оправданным, чем мытарь. Притча о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14) также раскрывает, какой должна быть молитва.
Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году: когда начинается подготовка к Великому посту?
Поскольку она более всех страстей смущает умы людей, постольку Господь и учит о ней часто и много. Так и теперь Он врачует худший вид ее. Ибо много отраслей самолюбия. От него рождаются: самомнение, хвастовство, тщеславие и пагубнейшее всех высокомерие. Высокомерие есть отвержение Бога.
Ибо когда кто совершенства приписывает не Богу, а себе, тот что иное делает, как не отрицает Бога и восстает против Него? Сию-то богопротивную страсть, против которой Господь вооружается, как неприятель против неприятеля, Господь обещает уврачевать настоящей притчей. Ибо Он говорит ее к тем, кои уверены были о себе и не приписывали всего Богу, а поэтому и других уничижали, и показывает, что праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую степень и уподобляет его бесу, иногда принимающему на себя вид равного Богу. Начальные слова фарисея похожи на слова человека признательного; ибо он говорит: благодарю Тебя, Боже!
Но последующая его речь исполнена решительного безумия. Ибо он не сказал: благодарю Тебя, что Ты удалил меня от неправды, от грабительства, но как? Совершенство приписал себе и собственной своей силе. А осуждать других, как это свойственно человеку, знающему, что все, что ни есть, он имеет от Бога?
Ибо если бы он был уверен, что он по благодати имеет чужие блага, то без сомнения не стал бы уничижать других, представляя себе в уме, что и он, по отношению к собственной его силе, равно наг, а по милости облечен даром. Поэтому фарисей, как приписывающий совершенные дела собственной силе, высокомерен, а отсюда дошел и до осуждения других. Господь обозначает высокомерие и отсутствие смиренномудрия в фарисее и словом: "став".
Это единственная возможность спасти свою душу. А гордыня — это один из самых больших грехов, который толкает людей на путь в ад. Молитва и пост будут иметь пользу только в том случае, если они не запятнаны самолюбием и превозношением. Поэтому перед Великим постом каждый верующий христианин должен покаяться в совершенных грехах и сделать это искренне. Начиная с 22 февраля в храмах читается Евангелие, проходит всенощное бдение, и верующие приходят, чтобы помолиться. Поститься вплоть до начала Великого поста не нужно.
Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. Мытарь не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, награда дается за смирение, а не за труды.
Точно также, как человек привыкает и к человеческой любви, что уже не замечает её: так родители не любят детей, дети родителей, жёны мужей, мужья своих жён… И везде предательство, обман, ложь, корысть. Итак, притча: два человека входят в храм. С каким настроением они туда вошли? Господь показывает нечто традиционное: редко кто смиряется до мытаря, напротив, как часто мы, входя под своды храма, бываем фарисеями. Люди не понимают главного, что прежде всего необходимо человеку, входящему в дом Божий, так это осознание собственного недостоинства. Поразительный образ: фарисей пришёл, встал поближе к святыне и кичится: «Благодарю Тебя, Господи, что я делаю всё то, что Ты заповедал: я и десяти ну отдаю, и молюсь, и пощусь». А мы не так разве рассуждаем: «Мы ходим в церковь, мы постимся, молимся утром и вечером, мы ожидаем праздников. Что ещё нужно? Ведь я же всё делаю! Смирение, которое награждается Богом благодатью, и благодать действует в человеке как любовь. Вот об этом-то и забыл фарисей! И все те, кто фарисействуют. Самое главное забыли: Бог есть Любовь 1 Ин. Как часто мы, дорогие братья и сёстры, входя в храм, не испытываем этой любви. Но что ещё страшнее, мы уходим из храма, вновь не осознав необходимости подвига в своём сердце, преодоления себя, жертвы собою по любви к другому человеку. И обратите внимание, нет любви в человеке, нет благодати — и он уже превозносится по факту всего, что он делает... Разве может человек быть довольным собою? Неужели пост, молитва и другие аскетические упражнения могут нас приблизить ко Христу? Преподобный Серафим Саровский чётко разъяснил: пост, молитва и вообще всякая даже добродетель — всего лишь средства, но отнюдь не цель. Что же происходит с христианами, с нами, коли мы становимся фарисеями? Когда кончается любовь, начинается нелюбовь. И я тогда уже полагаю, что главное — исполнить, ведь Сам Бог, как я тогда ошибочно уверяюсь, всего этого от меня требует. Бог меня ни к чему не обязывает — ни к молитве, ни к посту: Сыне, даждь Мне твое сердце Притч. Всего лишь! Всё, что нам надобно — преодолеть себя. Здесь, в нашем храме святого Романа Сладкопевца, упокоен святитель Пётр Екатериновский. Он написал книгу «Указание пути к спасению. Опыт аскетики».
Первая подготовительная неделя Великого поста. Притча о мытаре и фарисее.
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости. Притча о мытаре и фарисее. Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он будто осужден Самим Христом. одна из тех притч, которые заканчиваются не так, как могли бы ожидать слушатели. о мытаре и фарисее - записана в 18-ой главе Евангелия от Луки. При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ПРО ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ.
- Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году: 25 февраля - 02 марта, что можно кушать
- Боковое меню
- К истинному Православию
- Построим каркасный дом вашей мечты
- 24 февраля. Притча о мытаре и фарисей
- Неделя о мытаре и фарисее: Богу понты не нужны
Значение и смысл притчи о мытаре и фарисее, что собой представляет эта неделя
Вот и иные его изречения: «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей — это тот, кто «по бороде Авраам, а по делам Хам». Так они говорят. А Бог слушает и отпускает их в домы свои ни с чем, говоря им: «Как таковых Я не знаю вас». И на Страшном Суде Он скажет им: не знаю вас. Ибо Бог распознает друзей Своих не по языку, но по сердцу; и оценивает Он смоковницу не по листьям, но по плодам. А вот как должен молиться истинный молитвенник: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Истинный молитвенник не проталкивается вперед, на первые места в храме. К чему ему это?
Бог видит его в притворе точно так же, как и близ алтаря. Истинный молитвенник всегда является истинным покаянником. Стоя вдали. Он чувствует свое ничтожество пред Богом и весь преисполняется смирения пред величием Божиим. Иоанн Креститель, величайший из рожденных женами, устрашался близости Христа, говоря, что недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Жена грешница умывала ноги Христовы, обливая их своими слезами. Итак, истинный молитвенник глубоко смирен и полон радости, если Бог допустит его хотя бы к ногам Своим. Не смел даже поднять глаз на небо. Почему он не поднимал глаз своих на небо?
Глаза — зеркало души. В глазах можно прочесть грех души. Не видите ли вы каждый день, как человек, совершивший грех, опускает глаза пред людьми? Как же грешнику не опустить глаз пред Богом Всевышним? Се, всякий грех, совершенный против людей, совершен против Бога; и нет на земле греха, который не был бы направлен против Бога. Истинный молитвенник осознает это, и потому он, кроме смирения, исполнен и стыда пред Богом. Посему и говорится: не смел даже поднять глаз на небо. Почему он ударял себя в грудь? Дабы тем показать, что тело есть повод к человеческому греху.
Телесное вожделение приводит человека к самым тяжким грехам. Чревоугодие рождает похоть; похоть рождает гнев; а гнев — убийство. Попечение о теле разлучает человека от Бога, обедняет душу и убивает в человеке ревность по Боге. Потому мытарь на молитве и ударял свое тело, ударяя тем самым виновника своего греха, своего унижения и своего стыда пред Богом. Но почему он ударял именно в грудь, а не бил по голове или по рукам? Потому что в груди находится сердце; а сердце является источником и греха, и добродетели. Сам Господь сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека Мк. Вот почему мытарь ударял по сердцу своему.
Ударяя себя в грудь. Он говорил: Боже! Он не перечисляет ни добрых, ни злых дел своих. Бог знает все. И Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем. Этими словами сказано все. Ты, Боже, — Врач, а я — больной. Ты Единый можешь исцелить, и к Тебе Единому припадаю. Ты Врач, а милость Твоя — лекарство.
Говоря: Боже! Никто в мире не может излечить меня, кроме Тебя, Боже.
А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то — пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ; так поступал Фарисей, ибо он не послушал, говорящего: «Нечист пред Богом всяк высокосердый» Притч. Не только же нрав и направление, будучи различными, разделяли их, но — и самая форма молитвы: ибо и она также была двояка. Потому что молитва есть дело не только прошения, но и благодарения: так, один молящийся входит в церковь Божию, славя и благодаря Бога за те блага, который восприял от Него; а другой — вымаливает себе то, что еще не получил и в чем у него особенно недостаток в данное время; к этому же относится и прошение об отпущении грехов. Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее. Феофилакт Болгарский См. Толкование на Лк. Михаил Лузин два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь Вошли в храм: т.
Толковое Евангелие.
Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. И вообще, зачем ему было в храм приходить, если Бог отправляет его домой ни с чем! Господь показывает ложное благочестие — то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Оно — как высокое, до времени зеленое дерево, не имеющее плода и гнилое внутри. Как научиться молиться?
Вот как надо молиться: мытарь, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоял вдали. Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма. Подлинно, молитва — всегда молитва покаяния. Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает себя? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, говорят святые отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов.
Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить.
Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже!
Лк 18:9-14 Не пропустите другие православные праздники в феврале: Кто такие мытари, кто такие фарисеи? Фарисеями называли представителей иудейского религиозного течения и политической партии. В новозаветные времена они являлись духовными авторитетами для простого народа. О фарисеях говорится в текстах Библии в основном как о тех, кто не принял учение Христа. В большинстве своем они превозносились, гордясь своей так называемой праведностью.