Записывается музыка с помощью энцефалограммы, которая снимает индивидуальные альфа-ритмы мозга. Однако куда сложнее понять, что происходит в мозге, когда мы слышим музыку без каких-либо слуховых стимулов. Предыдущие представления о том, как человеческий мозг обрабатывает музыку, предполагали, что музыкальные фразы воспринимаются при вспоминании музыки. Через полгода ученые обнаружили, что у добровольцев увеличился объем серого вещества в четырех областях мозга, отвечающих за когнитивные функции, в частности, в области. Врач отметила, что «музыка мозга» никогда не надоест – ее практически невозможно запомнить.
Как музыка влияет на психику и мозг: 6 выводов ученых
Ученые научились слушать музыку, которая звучит в головах людей | Записывается музыка с помощью энцефалограммы, которая снимает индивидуальные альфа-ритмы мозга. |
Ученые нашли любимый тип музыки для головного мозга | Специалисты Китайской академии наук установили, что занятия музыкой развивают мозг и сохраняют его молодость. |
Музыка мозга. Что такое метод биоакустической коррекции
За последние годы ученые создали десятки нейроинтерфейсов, трансформирующих активность мозга пациентов в устную или письменную речь. Моцарт в смысле воздействия на мозг не уникален, нужно просто найти ту музыку, которая будет действовать именно на вас. Выяснилось, что мозг участников использовал одни и те же нейроны для оценки качества высоты тона как в речи, так и в музыкальном произведении. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды. Почему так происходит и как использовать влияние музыки на наш мозг, читателям Synergy Times рассказала исполнительный директор Центра интеллекта «Синергия» Ольга Зеброва.
Музыка мозга. Что такое метод биоакустической коррекции
Кроме того, определяясь в дальнейшем с музыкальным жанром, мы неосознанно стремимся предугадать ощущения, опираясь на предыдущий опыт, поэтому поклонник Вивальди, скорее всего, заскучает под ненавязчивый поп-мотив. Для холериков с сильной нервной системой характерна высокая амплитуда этих биоритмов, а для чувствительных меланхоликов — низкая. Нетрудно догадаться, что первые предпочтут более быстрые треки — например, хард-рок, вторые же способны на протяжении долгого времени следить за развитием гармонии в джазе и классике. Точно так же флегматик в хорошем настроении может наслаждаться гитарными перегрузами, а сангвиник — усилить свои чувства минорной балладой. Темп и характер композиции тоже способны влиять на наши биоритмы. Поэтому энергичная музыка, как правило, повышает настроение, а медленная заставляет грустить. Из этого следует, что удачно составленный плейлист поможет настроиться на нужный лад. Подобный вывод ограждает любителей классики от обвинений в снобизме, поскольку доказывает, что все музыкальные жанры одинаково важны.
Таблетка от печали Одна из важных функций музыки заключается в том, что в значимые моменты жизни она является своеобразным спусковым механизмом для выхода эмоций. И хотя такие качества, как доброжелательность и эмоциональная неустойчивость, не влияют на жанровые предпочтения, они могут предсказать, как мы будем использовать музыку. Исследования показали, что коммуникабельные люди и экстраверты обычно испытывают при прослушивании более интенсивные эмоции, чем интроверты — в особенности от позитивных композиций. В то же время те, кто находится в эмоционально нестабильном состоянии, используют музыку как таблетку, способную регулировать их чувства. Психика экстравертов легче подстраивается под особенности композиции, поэтому они способны глубже почувствовать музыку и понять исполнителя, а также острее реагируют на грустные композиции. Британский психолог Джон Слобода установил, что наиболее сильное впечатление на взрослого человека производит музыка, которая обманывает наши ожидания, сочетая в себе ожидаемое с неожиданным. Мелодии, вызывающие интенсивные эмоции, запускают выработку дофамина в центрах мозга, отвечающих за удовольствие.
Тот же самый эффект оказывает шоколад.
Автор 6 монографий по неврологии и сомнологии, более 330 публикаций в отечественной и зарубежной печати и 3 патентов на изобретение. Левин Я. Окончил медицинский институт в 1981 г. В течении 10 лет работал врачом в ряде клиник, специализировался в области реабилитации, рефлексотерапии, сомнологии. Имеет ряд международных публикаций. Генеральный Директор научно-производственной компании "Мелитта".
Его цель - проследить, как меняется и меняется ли вообще мозг у детей, которые с ранних лет поют в хоре, играют на различных инструментах, танцуют. Планируется сравнить их данные с показателями сверстников, в силу разных причин не вовлеченных в творчество. Считается, что у творчески заряженных мальчиков и девочек когнитивные цепочки лучше развиты и по мере взросления этот процесс активизируется.
Поэтому начали исследование с самых юных артистов Детской филармонии, которым 6-7 лет. Биомаркеры покажут, в каких областях мозга что меняется. Данных подобного рода изучений мы не нашли.
По итогам исследователи обнаружили шесть вариантов нейронных реакций на звуки. Доктор Норман-Хэйнер сказал, что на музыку реагирует та часть коры головного мозга, которую называют центральной бороздой, и музыкой считается «соло барабанщика, свист, поп-музыка, рэп, практически все, в чем можно найти музыкальность, хоть мелодичные композиции, хоть ритмичные». Результаты данных исследований вызвали одобрение коллег по нейроцеху. Джозеф Раушеккер, глава лаборатории интегральной нейронауки и познания в Университете Джорджтауна, объяснил: «Факт того, что мозг особым образом воспринимает музыку, уделяет ей так же много внимания, как и речи, воодушевляет меня.
Как музыка влияет на психику и мозг: 6 выводов ученых
Для поиска зон мозга, ответственных за восприятие музыки в широком смысле этого слова, в мозг 29 пациентов были имплантированы по 2268 электродов. Ученые из университетов Орхусского (Дания), Лондонского (Великобритания) и Макмастера (Канада) исследовали механизм обработки человеческим мозгом прослушиваемой. Ранее американские ученые провели исследование и выяснили, что чашечка кофе по утрам и прослушивание любимой музыки улучшают когнитивные функции мозга.
Ученые впервые обнаружили участки мозга, которые распознают музыку
Песню Pink Floyd воссоздали по сигналам мозга: что получилось | Классическая музыка влияет на мозг, улучшает сон и повышает IQ. |
Услышать музыку мозга — Новые Известия - новости России и мира сегодня | – Мы анализируем электроэнцефалограммы (ЭЭГ) людей, проходящих сеансы прослушивания биоэлектрической активности собственного мозга, – говорит учёный. |
Музыка нашего мозга похожа на джаз
Как музыка влияет на психику и мозг: 6 выводов ученых | PLOS Biology: ученые исследовали процесс восприятия музыки мозгом человека. |
Бинауральная музыка для эффективности мозга | Выяснилось, что мозг участников использовал одни и те же нейроны для оценки качества высоты тона как в речи, так и в музыкальном произведении. |
Science Advances: музыка активирует в мозге особые нейроны прогнозирования | Специалисты из Общества нейробиологии сумели определить любимый тип музыки для головного мозга. |
Занятия музыкой могут сохранить молодость мозга
Учёные использовали данные, записанные напрямую с коры головного мозга при помощи внутричерепной электроэнцефалографии ещё в 2008 и 2015 годах. Американские ученые установили в мозг людей электроды и услышали, какая музыка звучит в их головах. В этом им помог искусственный интеллект, изучивший активность разных. Это открытие расширяет наше понимание сложной реакции мозга на музыку и открывает возможности для изучения эмоционального и терапевтического воздействия музыки.
Музыка мозга. Что такое метод биоакустической коррекции
Тогда специалисты поменяли тактику. К методу электроэнцефалографии они добавили процедуру МРТ, которая помогла создать более полную картину мозговых волн с дополнением данных о волнах кровотока. Ученые записали "музыку" мозга двух человек - 14-летней девочки и 30-летней женщины, находившихся в состоянии покоя, пишет Wired. Они соотнесли амплитуду мозговых импульсов подопытных с высотой музыкального звука и его продолжительностью и отделили их от фонового шума. В сотрудничестве с 10 профессиональными музыкантами им удалось переложить сигналы мозга на ноты и получить музыкальные композиции, которые оказались довольно благозвучными и похожими на джаз.
Дело в том, что она воспринимается всей корой головного мозга, а не только левым полушарием, отвечающим за речь. Однако им удалось достичь успеха — мелодия звучит глухо и искаженно, но, тем не менее, это все равно гигантский прорыв для медицины.
Развитие этой технологии позволит в прямом смысле читать мысли. Ученые полагают, что в будущем подобные исследования лягут в основу разработки мозговых имплантов, которые помогут людям с ограниченными возможностями общаться без барьеров.
Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше. Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга.
Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга. Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать. Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается. Многие ученые считают, что занятия музыкой сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях. Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше. Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание.
Участникам сказали, что потом будут проверять, насколько хорошо они запоминают мелодии. Это позволило исследователям использовать время, в течение которого участники слушали каждый тон, как косвенную меру своего понимания музыкальной фразировки. Во втором эксперименте 31 участник прослушали одни и те же музыкальные фразы, а затем оценили, насколько полно они звучали. Участники оценили мелодии, которые заканчивались на высокоэнтропийных тонах, как более полные - и задерживались на них дольше.
Это фундаментальное исследование, которое позволяет нам лучше понять, как человеческий мозг приобретает новые знания не только из музыки, но и когда дело доходит до языка, движений или других вещей, которые происходят с течением времени», - сказал Хейли Крагнесс, научный сотрудник Университет Торонто в Скарборо и второй ведущий автор статьи.
Песню Pink Floyd воссоздали по сигналам мозга: что получилось
Люди с низкой тревожностью и с развитым навыком управления вниманием, почувствуют более сильный эффект. К такому выводу пришли ученые из Германии. Поскольку предыдущие исследования показали, что музыка помогает расслабиться и снять стресс, они предположили, что прослушивание песен и пение благотворно скажется на самочувствии матери и ребенка. Влияние музыки и пения во время беременности на материнское благополучие и связь между матерью и младенцем: рандомизированное контролируемое исследование — PubMed Немецкие исследователи попросили 172 женщин на седьмом месяце беременности принять участие в эксперименте. Участниц разделили на три группы. Первой группе выдали диски с музыкой Моцарта, Вивальди и других классических композиторов. Участницы должны были слушать классическую музыку дома не менее 10—15 минут в день до момента рождения ребенка. Вторую группу попросили выучить несколько колыбельных и детских песенок и напевать их своему нерожденному ребенку также по 10—15 минут ежедневно.
Третья группа не получила специальных указаний от исследователей. До начала эксперимента у участниц измерили уровень кортизола и окситоцина — «гормона привязанности». Также женщины рассказали, как часто они испытывают тревогу, стресс и негативные эмоции. После родов замеры повторили. Результаты показали, что и музыка, и пение положительно сказываются на эмоциональном состоянии беременных: уровень кортизола у них был ниже, чем у контрольной группы, а уровень окситоцина — выше. Но, конечно, требуются дальнейшие исследования, чтобы подтвердить благотворное воздействие музыки на беременных. Пока для того, чтобы это утверждать наверняка, не хватает данных.
Скромная научная работа благодаря американским медиа превратилась в сенсацию: за пару лет в массовом сознании закрепилась идея, что музыка этого композитора повышает уровень IQ в целом — это назвали «эффектом Моцарта».
Результаты этих исследований, составляющих доказательную базу применения этого метода, опубликованы в профессиональных и популярных изданиях, таких как: Journal of Neurotherapy, Journal of Sleep and Sleep Disorders Research, Журнал неврологии и психиатрии, Neuroscience and Behavioral Physiology, Российский медицинский журнал и другие. Автор 6 монографий по неврологии и сомнологии, более 330 публикаций в отечественной и зарубежной печати и 3 патентов на изобретение. Левин Я.
Окончил медицинский институт в 1981 г. В течении 10 лет работал врачом в ряде клиник, специализировался в области реабилитации, рефлексотерапии, сомнологии. Имеет ряд международных публикаций.
Выводы были сделаны благодаря проведенному исследованию, результаты которого были опубликованы в журнале Science Advances. Старение способствует снижению когнитивных способностей. Однако ученым удалось найти способ замедления этого процесса.
Но ясно было только одно: музыкальные нельзя путать и смешивать с другими галлюцинациями, типа голосов и видений, так как человек может слушать мелодии без какого-либо иного искажения реальности. Первое масштабное исследование музыкальных галлюцинаций было проведено в японской психиатрической больнице в 1998 году. Там обнаружилось, что слышат музыку в голове 6 из 3 тысяч 678 пациентов. Это соотношение, впрочем, не отражает реального положения дел, так как все пациенты имели серьезные психические расстройства. Так вот, японские психиатры и их немногочисленные последователи выяснили, что наш мозг обрабатывают музыку через уникальную сеть нейронов. Сначала звуки при входе в мозг активизируют область около ушей, названную первичной слуховой корой, которая начинает обрабатывать звуки на самом основном их уровне. Затем слуховая кора передает собственные сигналы другим областям, которые могут признать более сложные особенности музыки, типа ритма и мелодии. Оказалось, что эта сеть нейронов в слуховой коре может начать работать не так, как надо, не затрагивая своим «сбоем» никаких других областей мозга. Продолжил работу в данном направлении Тимоти Гриффитс, британский эксперт по расстройствам слуха из медицинской школы университета Ньюкасла. В прошлом году он изучил шестерых пожилых пациентов, у которых музыкальные галлюцинации появились вместе с глухотой. При помощи позитронной эмиссионной томографии ученый обнаружил несколько областей в мозге, которые стали более активными во время музыкальных галлюцинаций. Результат доктора озадачил: «Я увидел почти то же, что и у нормальных людей, которые слушают музыку», — признался Гриффитс. Главное отличие, по его словам, в том, что музыкальные галлюцинации не активизируют первичную слуховую кору, а используют только части мозга, ответственные за превращение простых звуков в сложную музыку. Согласно гипотезе Гриффитса, обрабатывающие музыку области мозга непрерывно ищут образцы в сигналах, поступающих от ушей. Поскольку этим областям нужна мелодия, они усиливают определенные звуки, которые соответствуют музыке, и минимизируют посторонние шумы. Когда в уши не поступает никаких звуков, части мозга могут попытаться ухватиться хоть за что-нибудь, за случайные импульсы и сигналы, попробовать создать из них некую структуру, копаясь в воспоминаниях. Так несколько нот могут внезапно превратиться в знакомую мелодию. Для большинства из нас это может закончиться производством песни, которая с трудом, но выйдет из нашей головы, поскольку постоянный поток информации, входящий в наши уши, подавляет эту музыку.
Почему человек воспринимает музыку и речь разными полушариями мозга?
Музыкально натренированный детский мозг более активен в областях, которые связаны со слуховым кодированием информации, контролем внимания и исполнительными функциями. Интересные рецензии пользователей на книгу Музыка мозга. Это открытие расширяет наше понимание сложной реакции мозга на музыку и открывает возможности для изучения эмоционального и терапевтического воздействия музыки.
Новости по теме
- Любимая музыка помогает бороться со стрессом
- Песню Pink Floyd реконструировали на основе активности мозга слушателей
- Ученые впервые обнаружили участки мозга, которые распознают музыку •
- Как влияет музыка на мозг человека и зачем её слушать
Россиянам посоветовали слушать "музыку мозга" для борьбы со стрессом
В январе 20 мальчиков и девочек вместе с родителями прошли через исследовательские методики, в основе которых современные программы диагностики, дающие скрин развития ребенка во всех сферах: логика, мышление, все виды памяти, моторика, лексико-грамматические основы, причинно-следственные связи, образность мышления. Как отмечают авторы идеи, в Екатеринбурге такое исследование предпринято впервые. Про Россию пока сказать сложно потому, что отсутствует реестр, где бы можно было посмотреть все исследования. Сейчас идет анализ полученных данных и подготовка новой группы детей. Обо всем расскажем», - обещают в детской филармонии. Есть новость — поделитесь!
Когда ученые удалили электроды из этой области, звуковая реконструкция значительно пошатнулась. Исследователи во главе с Людовиком Белье из Калифорнийского университета считают, что изучение субобластей в височной доле головного мозга особенно важно. Результаты их работы с песней Pink Floyd будут полезны для будущих исследований и разработок интерфейсов мозг-компьютер. Посмотрите на лучшие изобретения и гаджеты мира по версии Time: 55фотографий.
Дальнейшие эксперименты подтвердили, что чем больше музыка нравится слушателям, чем сильнее увлекает их концерт, тем явственнее прослеживается эта незримая связь. Теперь ученые хотят выяснить, от каких еще факторов зависит эта связь и можно ли на нее повлиять. Например, почему конкретная мелодия или манера исполнения нравится одним людям, но вызывает отторжение у других, хотя к стараниям музыкантов и качеству исполнения композиции претензий нет. Возможно, это откроет новые способы создания музыки, с искусно настроенными параметрами воздействия на человеческий мозг. Понравился пост?
Напомним, что так делают для того, чтобы узнать, где именно прячется эпилепсия и как именно она себя ведёт: электроды позволяют проследить за активностью различных групп нейронов и найти те, которые виноваты в эпилептических припадках. Но, раз уж у нас в мозге есть электроды, то почему бы не понаблюдать — разумеется, с согласия самого пациента — за какой-нибудь посторонней его активностью, не относящейся к эпилепсии? Сначала пианиста просили сыграть на электрическом пианино, одновременно считывая активность его нейронов через электроды. Затем у пианино отключали звук, и пианист снова играл ту же пьесу, представляя ее звуки у себя в воображении. Звуки в воображении, очевидно, соответствовали тем клавишам, которых касались пальцы, так что тут можно было точно сопоставить воображаемые звуки с нейронной активностью которую снимали с мозга теми же электродами. В статье в Cerebral Cortex говорится, что в случае с воображаемыми звуками активность мозга была той же самой, что и с настоящей музыкой.