Скажите,пожалуйста, можно ли кушать в пост макаронные изделия? Ответ на вопрос о том, можно ли есть макароны в пост однозначный – можно, так как настоящие макароны состоят только из двух ингредиентов – пшеничной муки и воды. Когда можно есть рыбу в пост. Как правильно постится в Великий пост, какие дни наиболее строгие и в какие праздники разрешаются послабления в еде — в инфографике журнала «Фома». Разбираемся, какие продукты можно есть в Великий пост — 2020, а какие — нет.
Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
4 Можно ли макароны в пост. 5 Постные макаронные изделия: особенности, состав. Таким образом, макароны едят во время поста, но предварительно следует уточнить список. 2) Во время поста перед причастием можно есть рыбу, если причащаешься не в Великий пост? Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. Какие блюда готовят в ресторанах во время поста. Можно ли кушать сладкое во время поста?
Подскажите
Прошу разъяснить, возможно ли употребление виноградного вина в субботу и воскресение во время Поста? Вопрос, едят ли макароны в пост или иные продукты, разумеется, важен, но ещё важнее, чем заняты помыслы. сейчас в макароны не добавляют ни яиц, ничего такого. так что можно. если сомневаешься почитай состав. Почему, соблюдая пищевые правила православных постов, нужно быть очень внимательными к составу еды, а также избегать посещения незнакомых организаций общепита.
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
Главное, чтобы они были из нежирного теста и приготовлены без добавления животного масла или молочных продуктов. Другой неправильный предрассудок — запрет во время поста на потребление орехов и сухофруктов. На самом деле, они могут быть включены в рацион, так как не содержат животных продуктов и могут быть хорошим источником витаминов и минералов. Некоторые считают, что великий пост требует полного отказа от сладостей. Однако, это не совсем правильно. В пост можно потреблять сладости, приготовленные без яиц, молока, масла и других продуктов животного происхождения.
Сегодня существует множество рецептов безмолочных и безяичных десертов, которые можно использовать во время великого поста. Еще одно распространенное заблуждение — запрет на овощи и фрукты во время поста. На самом деле, они являются основой здорового питания, даже в постящиеся дни. Овощи и фрукты обогащают организм необходимыми витаминами и минералами, а также являются источником клетчатки, которая способствует нормализации обмена веществ и укреплению иммунитета. Некоторые верят, что во время поста можно есть только хлеб и воду.
Однако, великий пост предполагает более разнообразное и сбалансированное питание. На завтрак, обед и ужин можно приготовить разные блюда из злаков, овощей, фруктов, орехов и бобовых. Таким образом, великий пост не означает полное отказывание от определенных продуктов. Важно помнить о главной цели поста — очищении души и тела, и выбирать пищу, которая будет содействовать этому процессу. Рекомендации по правильному питанию во время великого поста Правильное питание во время великого поста играет важную роль.
Определенный вклад в обеспечение человека витамином Е вносят орехи, семечки, маслянистые фрукты и овощи. Потребность в витамине Е взрослого человека составляет 10 мг в сутки. Смена привычного рациона питания во время поста и отказ от определенных продуктов должны быть разумны.
Организм постящегося человека не должен испытывать стресс. Рекомендуется перед началом поста посетить врачей и убедиться, нет ли ограничений в соблюдении поста. В основе здорового постного рациона должны быть зерновые гречка, овсяное зерно, чечевица, киноа, макароны цельнозерновые , их употребляют с каждым основным приемом пищи.
В основе ежедневного употребления - яблоки, груши, цитрусовые до 500 г в день. Несколько раз в неделю допустимы бананы, виноград. Свежие фрукты могут быть заменены сухофруктами 200 г в день.
Овощи должны непременно присутствовать во время обеда и ужина - не менее 500 г в сутки. Не следует пренебрегать разнообразием овощей, имеющихся в продаже. Сейчас доступны не только картофель, морковь и капуста, но и брокколи, тыква, цветная капуста, различные свежезамороженные овощные смеси.
Белок растительного происхождения. Полноценный белковый состав дает совместное ежедневное употребление орехов и бобовых.
На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров.
К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение. Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий.
И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром.
Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской.
Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион.
Главное правило — из рациона исключаются все «скоромные» продукты, то есть продукты животного происхождения мясо, рыба, молоко и молочные продукты , в отдельные дни предписывается воздерживаться от употребления пищи, прошедшей термическую обработку, растительного масла, вина. По пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости»: - «Сухоядение» — употребление холодной, не проходившей термическую обработку пищи без добавления растительного масла. Разрешены хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты, орехи. Во время поста таких дня два: в праздник Благовещения если он не приходится на дни последней недели Великого поста — Страстной седмицы и в Вербное воскресенье. Допускается употребление рыбной икры, но не рыбы в Лазареву субботу.
Согласно каноническим правилам поста в будние дни пища принимается однократно один раз в день , в вечернее время. В субботу и воскресенье пища принимается дважды — в обеденное время и вечером. Соблюдать эти правила можно только после консультации с врачом и священником. Важно понимать, что в правилах поста православной церкви указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон, не допускающий исключений. К посту, как и к любой деятельности, направленной на самосовершенствование, следует подходить разумно и поэтапно. Зачастую начинающие постящиеся, не имея достаточного опыта в соблюдении пищевых ограничений, допускают во время Великого поста ряд ошибок в питании.
Ответы на главные вопросы о Великом посте: что есть, о чем думать и как себя вести
Что можно есть в Великий пост. Что можно кушать в пост и полезно ли это?Всем известно, что питание имеет прямое отношение к нашему здоровью. Тегиможно ли есть макароны в пост рождественский, можно ли есть китекат людям, можно ли курить в великий пост, группа батюшка запрещена в россии, какие постные продукты можно взять в дорогу. Можно ли есть морепродукты во время Великого поста? Напитки, употребляемые во время поста, должны быть натуральными.
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя
Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа. Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития. Смысл в этом видят и современные психологи и коучи разного толка. Даже оставив в стороне сугубо религиозную часть поста, мы вряд ли будем спорить с тем, что живя в определенном достатке и изобилии, мы сегодня перестаем видеть и ценить те самые простые и важные вещи, которыми обладаем — здоровье, крышу над головой, близких и родных, возможность учиться, работать и зарабатывать, и многое другое. Психолог, руководитель Европейской школы психологии Кристина Кудрявцева: - Один из митрополитов как-то сказал "В Пост главное не есть друг друга". Что такое пост? Это практика воздержания, то есть управления своими желаниями. Своей волей я удерживаю желание и не ем кусок мяса. А если я управляю своими желаниями, то я управляю и своей энергией. Когда я вела тренинги личностного роста, я часто вводила практику, которая приносила иногда чудесные результаты нашим участникам.
Я просила их найти что-то ценное в своей повседневной жизни и отказаться от этого — на месяц, два… Не столь важен срок, сколько сам поступок ограничения и воздержания от собственных желаний. Пример: я очень люблю сладкое, и ем его в период любого стресса. А на работе я часто ругаюсь с коллегой. И вот, поругавшись, я прихожу домой, и заедаю стресс сладостями. Если бы я решила себя в этом ограничить, я бы начала искать выход из ситуации другим способом.
Удивительно, что поваренная книга может вызвать столько дискуссий на разные темы. Очень показательно на мой взгляд. Игумен Всеволод19 марта 2024, 12:49 Цитата:"не употребляется растительное масло". По этому поводу свт. При этом на столах у греков Великим постом всегда есть оливки и маслины, лимоны, перцы и т.
У нас же, продолжает святитель, только квас, капуста, репа, грибы. Он предлагает монахам в пост вкушать наши растительные масла: льняное, конопляное теперь и подсолничное , которые делают овощи более удобоваримыми, но по питательности и целебным свойствам значительно уступают греческому елею. Анна18 марта 2024, 23:31 Благодарю за интересные рецепты. Хочу возразить на комментарий Ольги: предложенные рецепты в основном праздничные. В нашей семье большинство дней рождений приходятся на пост: в марте и апреле. В связи с этим много искушений, ведь нужно готовить угощение для гостей, друзей и коллег. Как приготовить постное блюдо, чтоб оно было праздничным, ярким и вкусным? Вот тут и помогут изложенные в подборке рецепты. Ольга18 марта 2024, 22:03 Блюда из рыбы потрясающие! Особенно из стерляди и осетрины.
И те, что готовятся за несколько дней до подачи на стол. И вот это очень понравилось: "ножом нарисовать не прорезая голову, глаза, условный рисунок чешуи", и рефреном:"для украшения". Я вообще не понимаю, как такое можно воспринимать всерьез. Несчастные люди - зацикленные на постном питании. Сколько же времени надо, чтобы выбрать рецепт, найти нужные ингредиенты, приготовить. Неужели наши предки занимались этой ерундой? Или монахи вспомнилась книга "Моя жизнь со старцем Иосифом". Еда должна быть простой, на ее приготовление должно уходить минимум времени, тем более в пост. Ублажать свою плоть постными изысками - разве это пощение? Наталья27 февраля 2023, 08:03 А мирские, тоже обязаны по монастырскому уставу поститься?
Катерина15 марта 2022, 19:45 Галина 8 марта 2022, 13:34 -- может быть, Вам помогут Оптинские старцы? Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского: "Касательно употребления пищи в посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение.
В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы.
Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи.
Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками.
И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи.
Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия.
Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви.
В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов.
Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня.
Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению.
Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья.
Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино.
Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний.
Входите в пост и выходите из поста плавно. Не рекомендуется поститься детям, беременным и кормящим женщинам, пожилым людям, учащимся и студентам. Еда в пост тоже может быть достаточно разнообразна и по вкусу не уступать блюдам для самых изысканных гурманов. Чтобы питание в пост было рациональным и полноценным, следует помнить о том, в каких продуктах неживотного происхождения содержатся источники необходимых витаминов и микроэлементов. Железо можно найти в шпинате и других зеленых листовых овощах, а также и в цельно-зерновом хлебе. Суточная норма потребления железа у мужчин составляют 10 мг, у женщин - 18 мг. Получить такие количества хорошо усвояемого железа с обычным рационом практически невозможно.
Кальций содержится в следующих продуктах питания: брокколи, шпинате, бобах и орехах. Тем не менее, несмотря на ограничения в питании во время Великого поста, необходимо позаботиться о том, чтобы кальций поступал в организм в необходимом количестве 1000 мг для взрослых и 1200 мг для лиц старше 60 лет. Употребление йода необходимо для поддержания функций щитовидной железы и для роста и развития клеток. Йода много в морских водорослях. Стоит обратить внимание на йодированную соль и обогащенные йодированной солью хлебобулочные изделия. Суточная норма употребления йода составляет 150 мкг. Те, кто соблюдают пост, могут найти цинк в орехах, цельном зерне, тыквенных семечках и бобовых.