Новости гештальт подход в психологии

Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования.

Читайте также

  • Что такое гештальт и как его закрыть
  • Незаконченный или незавершённый гештальт
  • Гештальт – Что Это? (Основы И Методы Гештальт-Терапии)
  • Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход

Гештальт-терапия – мифы и реальность

Самостоятельно либо с терапевтом разобраться в причинах расставания. Понять, что отношения закончены и больше не нужно терзать себя неоправданными надеждами каждое 3 сентября. Пример второй: гештальты из детства. Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети. Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия. Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает. Почему так происходит? Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины.

Как завершить гештальт в этом случае? По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью. Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас. Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас. Это дает тебе уверенность, что ты можешь решить ситуацию — она под твоим контролем, даже если произошла очень давно. А какие отношения у тебя с N сейчас и т. На самом деле, психика человека так устроена, что жить здесь и сейчас нам сложно.

Мы то витаем в постоянных воспоминаниях о прошлом, то живем мечтами о будущем. Машины времени у тебя нет: значит, увы, ничего сделать нельзя, остается только вздыхать об упущенных возможностях. Гештальт терапия предлагает принципиально другой метод управления своей жизнью. И чтобы принять его и найти силы жить здесь и сейчас, да еще и получать от этого удовольствие, нужно немало поработать над собой. Когда стоит обратиться к гештальт терапевту, и как проходит сеанс терапии Гештальт подход подойдет тем, кто хочет: научиться управлять своими эмоциями; разрешить проблему, которая давно беспокоит; быстро справляться со стрессовыми ситуациями, тревогой, эмоциональным выгоранием ; развиваться и перевести свою жизнь на качественно новый уровень; научиться легко принимать решения; избавиться от постоянных сомнений в своих силах; развить в себе творческое начало; избавиться от фобий; справиться с последствиями физического или эмоционального насилия. Особенно эффективна гештальт психология для тех, кто испытывает сложности в общении и эмоциональные проблемы гнев, страх, тревога, депрессия, агрессивность и пр. Терапия бывает индивидуальной и групповой.

Как ты проживаешь тот или иной опыт?

А с другой — сам процесс придания формы. Используя наглядные образы, гештальт можно сравнить, например, с пылесосом.

Прибор будет являться гештальтом, а вот набор запчастей к нему — нет. Что же это за форма, которая имеет определённую структуру? Юлия Ивлева психолог-гештальт-терапевт Смысл нашего существования заключается в удовлетворении потребностей.

Чем больше запросов закрывает человек, тем счастливее и полноценнее он себя ощущает. Как правило, то, что необходимо для удовлетворения потребностей, приходится получать из окружающей среды. А для этого — вступать с ней во взаимодействие.

Процесс взаимодействия с внешним миром и называется гештальтом или циклом контакта. Фото: istockphoto. Человек приближается к объекту, который, как ему кажется, может удовлетворить его потребность, оценивает возможности и его качества, предпринимает определённые действия, направленные на получение необходимого.

После полученного результата делает выводы — насколько взаимодействие было удовлетворительным. Если в результате контакта его потребность была закрыта, то принимается решение взаимодействовать с этим объектом и дальше. Если нет, возникает необходимость искать другие способы реализации запроса.

Можно взять в качестве примера поиск информации о каком-то событии. Человек проявляет интерес к чему-то и хочет узнать больше о нём. Он ищет информацию в интернете или контактирует со знакомыми с целью найти подходящий источник знаний.

Кто-то ему советует посмотреть определённый сайт. Он открывает ресурс, получает всю интересующую его информацию и удовлетворяет возникший у него интерес. Гештальт закрыт.

Начиная с простого утоления чувства голода до сложного ответа по поиску смысла жизни. Но случается так, что человек не умеет определять свои истинные потребности, или обрывает контакт в середине процесса, или не может присвоить себе полученный опыт. В таком случае происходит когнитивный диссонанс.

Человек начинает испытывать трудности, неудовлетворённость жизнью, тревогу, злость. В таком случае необходима терапия, которая поможет развить способности контактировать.

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия.

Вертгеймер 1880 -1943 — родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе — в Вюрцбурге получил в 1904 году ученую степень доктора философии.

Летом 1910 года переезжает во Франкфурт — на — Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте.

А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка 1886 — 1941. Родился К.

Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен.

В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина.

В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года. В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор. Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира.

Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Идеи, законы, принципы Ключевые идеи гештальтпсихологии Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

Гештальт — это единица сознания, целостная образная структура. Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности. Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха — ощущения слуха. Зрительное восприятие — ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.

Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются.

Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться.

Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ.

Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт.

И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий.

И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу.

Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки. Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими. В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу.

Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться.

Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1

Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы.

Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?

После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт-терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Гештальт-терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания [1]. По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт-терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт-терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии.

Между клиентом и гештальт-терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии [1]. Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа гештальта личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять либо нейтрализовать их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности [1].

Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей. В процессе терапии активизируется творческое приспособление, что улучшает способности клиента к адаптации в постоянно изменяющихся условиях внешней ситуации.

Только с тем, что формирует фигуру, можно контактировать. То, каким образом человек устанавливает контакт с миром и представляет собой предмет гештальт-исследований. В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо. Также он отдает, то, что не нужно, делится тем, что необходимо другому. Граница контакта отделяет «я» от «не я».

Она регулирует обмен и считается динамической характеристикой процесса. В случае здорового, естественного контакта с окружающей средой кривая контакта функциональна, проявляя открытость для обмена и прочность для автономии. В различные фазы контакта граница будет разной полное растворение или непроницаемость.

Он, например, носит длинные волосы в хвосте хаер , она ходит с хиппи-рюкзачком, у обоих пирсинг в ушах и чёрные толстовки с металлическими группами, но выглядит это всё никак не стильно, а только уныло и страшно, как Сайлент-хилл, как грязные некачественные книги на букинистическом развале. Почему человек так себя ведёт? Попытаемся разобраться без гештальт псизологии.

У него что совсем нету денег на обновление гардероба? Вещи изнашиваются и мы приобретаем новые. Может быть, он живёт в полной изоляции от информации и не ведает, что вообще сейчас люди носят? Или он настолько обозлён на мир, на молодёжь, деградировал, и уже почти превратился в брюзгливого старика, который считает, что «раньше всё было лучше» и любая современная мода кажется ему загодя отвратительной, никчёмной, оскорбляющей лично его, её? Это уже ближе к правде, поскольку с точки зрения гештальт психологии все мы любим эпоху, на которую пришлась наша юность, но всё равно нет, не совсем так. Есть вполне благожелательные добрые весёлые люди, которые ещё не научились «ненавидеть весь мир», ещё не превратились в «стариков с клюкой, обвиняющих правительство», но тем не менее, глядя на них, мы всё равно констатируем: застрял а в девяностых.

В том времени, когда ему ей было 18-25 лет... Как вы уже знаете, гештальт-психологи объясняют этот феномен просто. В том роковом десятилетии ходячей рекламой которого они и являются осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов. Если вооружиться гештальт психологией и ее методами, начинаем понимать что они и не покидают это место и это время, всё ждут чего-то или кого-то... Всё пытаются разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше... Гештальт расклад: «Снимите это немедленно и двигайтесь дальше» Одежда всё-таки вторична, а мысли — первичны.

Одежда только отражает то, что живёт у нас в голове, об этом нам говорит психология в частности ее гештальт подраздел. Именно они-то и не позволяют нам поменять причёску, гардероб и аксессуары. Худший и самый распространённый вариант развития событий или «Мама сказала, как лучше! Он будет похож на престарелого хиппана или на упоительно комичного «братка в малиновом пиджаке», как будто пришёл на карнавал. Но чаще всего авторитарные родители, подавляющие своей непререкаемой харизмой собственных детей передают детям в качестве Программы свою эпоху незавершённых ими гештальтов. Иногда это тянется от авторитарной прабабушки к правнучке.

И тогда человек отстаёт уже не на десятилетие. С учетом гештальт психологии, уже в реальной жизни человек попросту выпадает из Реальности. Потому что залезть в голову и доподлинно узнать: во что конкретно была «влюблена» прабабушка, чему мама верила и на что полагалась любимая первая учительница мы не можем, но вот выглядеть эклектичным чучелом, составленным из противоречивых, вышедших из моды, деталей, франкенштейном, вообще неприспособленным к живой современности — вполне могём... Итак, Первая Часть Гештальт Расклада. Ниже мы даём Схему и Пример, как проработать одну установку. Подразумевается, что эту установку вы действительно имеете, и что она вам несколько не к лицу...

Вытащите спонтанно 1 карту из колоды " 1000 Дорог ". Это внутренний мир души человека. Его ценности. Изучите карту и постарайтесь понять её подсказки вам: На какого члена вашей Семьи и Рода; близкого, повлиявшего на вас Примера или Воспитателя, карта намекает? Что и кому транслировал этот человек осознанно или же бессознательно? Что вообще прекрасного в этой философии?

А что в ней опасного? Помогла ли «эта философия» тому человеку, как вы думаете? Поможет ли она вам?

То есть проработать ситуации самостоятельно или с психологом. Конечно, мало кто осознает, что незаконченные ситуации мешают жить. И разобраться, какие именно, без посторонней помощи очень сложно. Раз за разом в твоей памяти могут всплывать размытые картинки, терзать подсознание. Научиться жить настоящим тебе поможет гештальт психология. Эта наука не так уж и нова — она зародилась еще в начале ХХ века. Смысл терапии заключается в том, чтобы клиент сам нашел ответы в своем подсознании и закрыл свой личный гештальт.

В основном, человек приходит на прием к специалисту с проблемами, которые лежат в плоскости взаимоотношений с другими людьми. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим — это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь. Она занимает намного больше времени, чем психологические тренинги. Но одно из ее важных преимуществ — фиксированность результата. Это философский подход, который уходит корнями в восточные учения, например буддизм. В начале своего становления гештальт психология была довольно агрессивным методом. Основатель этого направления Фриц Перлз специально вступал в конфликт со своими клиентами, чтобы вызывать у них негативные эмоции. В ходе такого разговора, пациенты меняли текущее восприятие своей проблемы: что-то отходило на второй план, как неважное, другие же моменты, наоборот, становились более актуальными.

Клиенты сами находили ответы на свои вопросы во время эмоционального спора с психологом. Но современные специалисты не придерживаются такой агрессивной методики, считая ее эффективность спорной. Ученые подтвердили, что человек воспринимает мир как единое целое как гештальт , а не набор отдельных хаотичных раздражителей. Что такое незавершенный гештальт: примеры из жизни Итак, надеюсь, ты уже понял: когда гештальт не закрыт — это хреново. Но вот что же это означает на практике. Давай рассмотрим парочку реальных примеров.

Гештальт – Что Это Такое В Психологии?

Психология и коучинг. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология».

Гештальт-терапия

Гештальт-психология на службе корпораций. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий