Новости фильмы про школу советские

ТОП фильмы списка «Советские фильмы про школьников»: Пропало лето (1964), Точка, точка, запятая. Список лучших советских фильмов про школу переносит на много лет назад. Среди кинолент легко найти и мелодрамы, и комедии. Пусть некоторые сюжеты могут показаться наивными, каждое кино несомненно имеет особенное очарование. Смотреть Советское кино про школу онлайн в подборке на KION. Теперь любимые фильмы и сериалы в хорошем HD качестве доступны бесплатно на всех устройствах без регистрации. Сегодня, в день учителя, захотелось вспомнить старые советские фильмы про школу.

Школа из фильма «Приключения Электроника»

  • Лучшие фильмы и мультфильмы про школу
  • Музей СССР в ЭТНОМИРе
  • Лучшие художественные фильмы о педагогике
  • Советские фильмы про школу - список лучших фильмов и сериалов
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Девять советских фильмов о школе, учениках и учителях

30 лучших советских фильмов о школе. Любим до сих пор!

реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. классика кинемотографа эпохи СССР для детей. Смотреть фильмы про школу онлайн бесплатно в хорошем качестве на Tvigle. Список лучших советских фильмов про школу, отобранных посетителями нашего сайта: В моей смерти прошу винить Клаву К., Сто дней после детства, Школьный вальс, Республика ШКИД, Первоклассница, Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные. Тяжелые молодежные фильмы СССР, которые легко воспринимались в 90-е Фильмы, 90-е, СССР, Факты, Яндекс Дзен, Скриншот, Длиннопост. 30 лучших советских фильмов про школу и школьников.

Молодёжь в СССР: топ-15 советских фильмов про подростков

Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому! Джульетту- Юльку пришлось заменить на Катю. Фильм от этого ничего не потерял.

Никакой затянутости, никаких розовых соплей. Исполнитель главной роли Никита Михайловский — прекрасен. Музыка к фильму — волшебная.

Фильм - настоящая трагедия подростковой любви в условиях спального района в большом городе. За прогулку с мальчиком в лес соседи за глаза называют главную героиню гадким словом, а мать дает тумаков перед толпой. А дальше «помощь» начинают оказывать педагоги, вызывая на ковер влюбленную пару.

С целью профилактики. Подавить волю юных людей очень легко. Мораль: там, где есть ханжество, нет места любви.

Работа Юлия Райзмана для 1961 года — необычайно смела. Дебютантка Жанна Прохоренко мила и обаятельна. Финал тяжелый.

Четырёхлетний Серёжа перестал плакать, увидев Клаву. Он полюбил её уже тогда. И пронёс эту любовь из детства в юношеские годы.

Клава дала ему клятву, но полюбила другого. И Сергей решил свести счёты с жизнью.

Доживём до понедельника. Да и между учителями нет согласия в приёмах и методах воспитания. В фильме показаны всего три дня жизни обычного 9 класса обычной советской школы. В эти три дня удалось вместить переживания первой влюблённости, сложные вопросы смысла жизни, романтика юношества. Показаны и людские пороки. Нет смысла пересказывать сюжет, но фильм стоит посмотреть, особенно в моменты, когда необходимо разобраться в себе. Кинолента была признана лучшим фильмом 1968 года, а также получила множество наград и премий.

Большая перемена. В них получали среднее образование те, кто по разным причинам начал в раннем возрасте работать на производстве. Фильм, состоящий из 4-х серий, снят по повести Георгия Садовникова «Иду к людям», который сам преподавал в вечерней школе. Создателям удалось прекрасно передать атмосферу того времени, а главное взаимоотношения и переживания учащейся рабочей молодёжи и их взаимоотношения с преподавательским составом. К тому же, фильм с успехом прошёл в зарубежном прокате. Детсадовский полицейский. Главный герой Джон Кимбл, которого сыграл легендарный Арнольд Шварценеггер, не провалил задание, и прекрасно выполнил обязанности воспитателя. Настоящий фильм о педагогике, ведь ничего не смысля в воспитании, Джон сумел найти подход к детям. Его группа становится лучшей по всем показателям, а коллеги по достоинству сумели оценить его старания.

Учитель года.

Настанут каникулы — и Муха все-таки создаст свою музыкальную группу, только вот Ира уедет из города, и очень нужно успеть ее увидеть. Все радости и трудности школьников в фильме советских лет. А если это любовь Могут ли в 1961 году десятиклассники самой обычной советской школы любить друг друга и планировать взрослые, серьезные отношения? Почему взрослым эти отношения — нежные, только зарождающиеся — кажутся вызовом, чем-то категорически неправильным, преждевременным и странным? И имеют ли право эти взрослые так уж активно вмешиваться в то, что еще только пускает первые ростки? Фильм отвечает на эти вопросы.

Ключ без права передачи Стоит ли молодой и талантливой классной руководительнице слишком тесно общаться со своими подопечными десятиклассниками, если всех остальных взрослых они считают врагами? Стоит ли новому директору школы, бывшему военному, активно вмешиваться в эту теплую дружбу? И так ли уж хороши эти прогрессивные взгляды учительницы, если дети больше не верят никому из взрослых? И на эти вопросы есть ответы в этом прекрасном советском фильме о школе и школьниках. Чудак из пятого «Б» Первоклассники — это такие веселые, шумные и довольно бестолковые люди. Их пионервожатый Боря уже совсем взрослый — пятиклассник, и сначала он не понимает, зачем ему эта мелюзга, а потом будет готов стать им старшим товарищем, примером и лидером, хотя сам тоже хулиган и выдумщик. Отличное советское кино для первоклассников и пятиклассников!

Друг мой, Колька! Троечники в этом классе советской школы объединились в тайное общество — чтобы «Помогать обиженным и слабым, мстить зубрилам и выскочкам! Внимание, черепаха! Милый и трогательный советский фильм про школу, первоклассников и живой уголок, за обитателей которого дети изо всех сил несут ответственность. Черепаха окажется довольно выносливой, учительница — терпеливой, а дети — дружными! Сказка о потерянном времени Чтобы четверо злых волшебников вернули себе молодость, им нужно найти четырех школьников-прогульщиков и разгильдяев. Дальше вы знаете: школьники не только перевоспитаются, но и найдут способ перевести стрелки волшебных часов назад, чтобы опять вернуть все как было.

Фильм, по праву считающийся классикой советского кино о школе. Москва-Кассиопея Идеальный образец фильма научно-популярного жанра: конечно, только команда советских школьников пионеров, разумеется может придумать, как звездолету добраться до планеты, откуда пришел радиосигнал «мы разумные существа, давайте вступим в контакт». Лететь придется долго — так что полетят тоже пионеры, которые по дороге получат все необходимые знания.

Фильм стал дебютом для актера Владимира Шевелькова «Гардемарины, вперед! Watch this video on YouTube «Вам и не снилось» 1981 Список 7 лучших университетов и академий мвд россии для девушек после 11 класса Щемящая история о первой школьной любви и предательстве близких, над которой рыдали все подростки Советского Союза в 1981 году фильм посмотрело в кинотеатрах 26 миллионов зрителей. По сюжету старшеклассница Катя Шевченко переезжает в новый дом и в новой школе знакомится с одноклассником Ромой Лавочкиным. В мир двух школьников приходит настоящая первая любовь. Однако мать Ромы стремится всеми силами разлучить детей.

В дело идут обман и вероломство самых близких людей. Фильм стал экранизацией прекрасной одноименной повести Галины Щербаковой. А Никита Михайловский еще учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнерша». Фильму «Вам и не снилось» повезло с саундтреком. Композитор Алексей Рыбников создал для этой истории красивейшую песню «Последняя поэма» на слова Рабиндраната Тагора, которая на много лет стала хитом, продолжившим жизнь вне фильма.

Лучшие фильмы и мультфильмы про школу

Топ списки» Фильмы» Список топ 10 лучших советских фильмов про школу. Отношения учеников и учителей, первая подростковая любовь, детский буллинг и настоящее насилие — как в советских фильмах показывали школу и школьников. Классика советских фильмов о школе и подростках. Фильм, рассказывающий о школе послевоенных лет.

Школьный вальс (1977)

  • 5 лучших советских фильмов про школу - Workingmama
  • Топ 50 советских фильмов про Школу - список лучших фильмов времен СССР
  • Советские детские фильмы: список для детей т 7 до 12 лет (детское кино СССР)
  • Тэги статьи
  • Чудак из пятого «Б» (1972)

Фильмы про школу

А еще, вынеся за рамки партийную идеологию, он без нравоучений показывает детям, что такое хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как нельзя, что значит быть вежливым и добрым. Как и в книжке, речь в ней о брате и сестре Снежане и Алеше Сероглазовых — двух первоклассниках маленького роста, которым в первый же школьный день придумали прозвище «Двапортфеля», — и милом щенке Кыше, который нуждается в заботе и воспитании. В фильме много веселых приключений и забавных ситуаций, которые учат доброте и дружбе, заботе о ближнем и ответственности, смелости и умению дать отпор. Конечно, некоторые ситуации, показанные в картине, в наше время невозможны, потому что изменилось время и страна.

Именно поэтому ленту смотреть лучше вместе с детьми, чтобы не только самим получить удовольствие и зарядиться положительными эмоциями, но и объяснить своему первоклашке, почему сейчас все-таки не стоит бегать одним по улице и разговаривать с незнакомцами. Юлий Файт В основе этого популярного в свое время советского фильма не менее популярная повесть Софьи Могилевской, которая рассказывает о дружбе трех мальчишек-первоклашек Пети, Паши и Кириллки. В центре сюжета — не учеба и связанные с ней трудности, а взаимоотношения между одноклассниками и старшим школьником Левой, который решил обмануть Петю.

Он подговорил обменять его ценную «шведскую серию» марок на одну, но какую — великой пиратской страны Гонделупы! Конечно, авантюра открылась, друзья пришли на помощь и помогли юному доверчивому филателисту вернуть пропажу в свою коллекцию. Увлекательные повороты сюжета, близкие и понятные образы мальчишек, их характеры и неоднозначные поступки, вопросы честности и порядочности, привлекут к просмотру и современных детей.

Вот только, как это писать пером и что такое промокашка, а также значение еще парочки незнакомых уже в наше время вещей придется объяснить родителям. Яков Сегель Насыщенный день выдался у героя картины, первоклассника Вити Синицына. Он застрял головой в чугунке, познакомился с девочкой и влюбился в нее, научился свистеть, правда, во время урока, устраивал спектакль и с достоинством справился с остальными превратностями судьбы, выпавшими на его долю аккурат 1 сентября.

Этот фильм подкупает своей теплотой и наивностью.

Казалось бы, какая цель двигала ребятами, чтобы отсрочить контрольную, используя при этом обман? Вопросы постановки целей в жизни и средств по их достижению красной нитью идут через всю ленту.

В классе два неформальных лидера, один физик, другой лирик: Игорь Грушко и Олег Комаровский. Первый сколачивает вокруг себя музыкальный коллектив, вкрадчиво объясняя партнерам, что «на гитаре многие играть умеют, но настоящих гуру по пальцам пересчитать». Ну а Олег Комаровский — расчетливый циник, победитель олимпиад по математике, на голову опережающий своих сверстников в учебе, четко следует к своей цели.

При этом никакая подлость не остановит его перед этой целью: «стоящее дело требует от человека поступиться чем-то. Иногда даже достоинством». Из таких ребят вырастают честолюбивые и часто успешные люди — они любят поговорки, что «победителей не судят» и «деньги не пахнут».

Фильм как иллюстрация необходимости преподавать в школе не только математику, но и нравственность. Ведь если каждый педагог будет стараться воспитывать своих учеников сильными личностями, то они действительно не спасуют перед жизненными трудностями. Например, хрестоматийным примером школьного буллинга принято считать фильм «Чучело».

Дети невероятно жестоки и копируют все оттенки поведения родителей, наносят сверстникам непоправимые психологические травмы. Учителям же следует быстро распознавать случаи неоправданного жестокого поведения. Это подтверждает финал произведения, когда учительница с ужасом в глазах и прикрывая ладонью рот, слушает, как дети обсуждают, что зря травили Бессольцеву.

Не уследила и не усмотрела. Педагогическая ошибка. В другом советском фильме «Два капитана», снятом по сюжету романа Вениамина Каверина, учитель географии Кораблев, наоборот, вовремя замечает трудную жизненную ситуацию у своего ученика Сани Григорьева, и в условиях травли подсвечивает ему путь.

Вместо эпилога Все наши фильмы объединены риторическим вопросом «что такое хорошо и что такое плохо?

В нашем списке фильмов про школу есть и подростковые фильмы про любовь, и напряжённые триллеры, и недетские драмы. Русские фильмы про школу, а также ленты про американскую школу порадуют любителей подростковых картин.

Истории о первой любви, которые вскружат голову любому, а также разобьют ваше сердце.

Несмотря на то, что наставник моложе многих своих учеников, ему приходится выполнять не только роль преподавателя. Герой советской комедии изо всех сил пытается привить интерес к наукам хулигану Григорию Ганже и помогает ветреному Геннадию Ляпишеву влиться в график занятий. Но труднее всего Нестору Петровичу дается разрешение личных отношений с ученицей Нелли, которая в него влюбилась. Ко всему прочему, отец девушки учится в том же классе, что существенно осложняет ситуацию. Девочка переезжает к своему деду в другой город и попадает в новый 6-ой класс. Новенькую принимают холодно, а после того, как она принимает на себя вину одноклассника Димы, и вовсе начинают презирать и издеваться. Юноша не находит в себе смелости признаться коллективу в своей вине. Более того, он принимает сторону обидчиков, предав привязанность Лены. Сможет ли девочка достойно пройти все испытания судьбы и не упасть в грязь лицом — остается только догадываться.

Мальчики учатся в одном классе, поэтому практически неразлучны. По иронии судьбы ребята влюбляются в свою одноклассницу Марию Старцеву. Вася первым пытается завоевать внимание девочки, но терпит неудачу. Петя вызывается помочь приятелю, но в душе тоже питает теплые чувства к Маше.

Злые розыгрыши, жестокие дети. Лучшие советские фильмы про школу

Самый лучший советский фильм. #136. Зрителям при просмотре фильма предстоит узнать, где проходить тонкая грань между детской ложью и неуемной фантазией. «Расписание на послезавтра» Игоря Добролюбова Расписание на послезавтра Один из немногих советских фильмов про вундеркиндов, учащихся в специализированной школе. Прекрасное далеко: ТОП-10 ностальгических фильмов про школу. Зрителям при просмотре фильма предстоит узнать, где проходить тонкая грань между детской ложью и неуемной фантазией. Фильмы про СССР.

Откройте свой Мир!

Предлагаем подборку советских фильмов о школьных учителях. Смотрите с детьми, учите их честности и добру! Классика советских фильмов о школе и подростках. ТОП фильмы списка "Советские фильмы про школу": Дневник директора школы (1975), Весна на Заречной улице (1956), Вам и не снилось (1981), Точка, точка, запятая. Жанровый канон «школьного фильма» появляется в картине «Красный галстук» (1948 г.), поставленной по сценарию Сергея Михалкова. 5 лучших советских фильмов про школу. Эти фильмы видел, наверное, каждый советский школьник, у которого дома был телевизор.

С днем учителя! Советское кино: фильмы про школу

Дебютная работа режиссёра Марлена Хуциева прекрасно передаёт быт тех лет, хотя в ней мало о стремлении к идеалам коммунизма — это кино для людей и про людей. Вечерняя школа — обычное дело для той поры. Именно она стала тем местом, где встретились два мира, которым суждено было дополнить и обогатить друг друга. Выпущенную чёрно-белой, картину спустя полвека перевели в цвет. Снятая Станиславом Ростоцким история уже о почти взрослых старшеклассниках и учителе Илье Мельникове. Многие кинокритики сходятся во мнении, что это лучшая роль Вячеслава Тихонова. Картина, конечно, о любви в историка влюблена его бывшая ученица , но больше — о сложности и несовершенстве учебного процесса, а также о необъективности общественного мнения.

Именно в этом фильме мы впервые услышали сакраментальное: «Счастье — это когда тебя понимают». Фильм Наума Бирмана состоит из трёх новелл. Но особого внимания заслуживает третья, «Волшебная сила искусства» — она скорее не о школе, а о благодарности, о трепетном отношении к педагогу.

Рейтинг Кинопоиска: 8. Подкидыш Детские фильмы всегда обладают особым шармом и непосредственностью, и одним из наиболее ярких представителей жанра в советском кино является легендарный фильм 1939 года «Подкидыш». Фильм рассказывает историю маленькой Наташи, которая благодаря недосмотру своего старшего брата Юры, "отправляется в прикючение" одна в большом городе, встречая на своем пути разнообразных и интересных персонажей.

Не потеряется ли она в этом огромном городе и сумеет ли найти путь домой?

Лидер 1984 В период взросления каждый ищет себя, желая чем-то выделиться. И если твои интересы лежат за пределами понимания окружающих, то тратить время на объяснения не хочется. Однако, такое обособление не добавит взаимопонимания и придется защищать свои интересы.

Магия белая и черная 1983 Два друга-одноклассника порядком надоели всем своими выдумками. С появлением новенькой в классе ситуация изменилась. Да еще угроза не пойти со всеми в поход из-за того, что у ребят нет дела по душе, заставляет их перепробовать разные занятия. А результат оказался простым, самое главное — это их дружба.

Утро без отметок 1983 Шестилетнему мальчишке неохота тратить свою жизнь на походы в детский сад. Он решает пойти сразу в школу. И для этого выменивает у своего приятеля форму и идет вместо него учиться. Если верить Лопотухину 1983 Что можно подумать об ученике, который опаздывает на контрольную по математике и при этом заявляет, что встретил инопланетян?

Конечно, что он все придумал. А если нет? Витя Глушаков — друг апачей 1983 Увлеченному человеку жить интересно. И таким интересом стали для наших героев мужественные апачи.

Не хочу быть взрослым 1982 Многие родители готовы делать из своих детей эрудитов и не оставлять свободного времени. И как раз свобода поможет нашему герою совершить самостоятельное путешествие и получить настоящую радость.

Он снимал самые разные картины — и неизменно добивался успеха; уже его дебют в полном метре, драма «Земля и люди» 1955 года, стала прокатным хитом. Ну а затем в его карьере появились «Дело было в Пенькове», пронзительные «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Чёрное ухо», которые номинировались на «Оскар» и заслуженно попали в «золотой фонд». И, конечно, «Доживем до понедельника», которая больше сосредоточена на работе учителей — и особенно историка-фронтовика в исполнении Вячеслава Тихонова. Но одновременно поднимает все темы, которые много позже станут сюжетами новых фильмов, от безответной школьной любви до бойкотов, которые ученики устраивают друг другу и учителям.

Снял ее Владимир Меньшов — актер, незадолго до этого получивший ещё и режиссерское образование, который выбрал для своего первого самостоятельного фильма давно лежавший на «Мосфильме» сценарий Семёна Лунгина. Ну а на главную роль — девятиклассника Грушко — Меньшов выбрал 15-летнего Дмитрия Харатьяна, для которого такой старт карьеры оказался очень удачным. В самом фильме две линии — это история обмана пожилой учительницы Евгения Ханаева учениками, которые не подготовились к контрольной, а также история противостояния неформального лидера класса его играл молодой, но уже опытный актер Андрей Гусев и амбициозного новичка Харатьян. В этой картине звучит песня «Когда уйдём со школьного двора... В эту школу приходит на работу учительница литературы Маргарита Терехова , которая сталкивается с тем, что у учеников-«физиков» не в почете предметы, которые они относят к «лирике» — эта тема была актуальной ещё в 1960-е, но её решения, кажется, так и не нашли.

5 лучших советских фильмов про школу

реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Вспоминаем лучшие советские киноленты про пионеров, уроки и хулиганов, по мнению корреспондента Gornovosti Елены Лейман. Советское школьное воспитание и его отображение в кинематографе 1960-х — 1980-х годов. В конце фильма Паша говорит, что ему надоело в школе “изображать комсомольского деятеля” ради оценок. В фильме есть эпизод, который показывает двойственность советской морали.

ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме

  • Советские детские фильмы: список для детей т 7 до 12 лет (детское кино СССР)
  • Эволюция «школьного фильма» в советском кино | Уроки истории XX век
  • «Доживем до понедельника», 1968
  • С днем учителя! Советское кино: фильмы про школу
  • Приключения белой вороны: Эволюция «школьного фильма» в советском кино – Журнал «Сеанс

Банкет в учительской: Топ-5 лучших советских фильмов про школу

Теперь Майк становится звездой баскетбольной команды, мечтой девушек и одноклассником своих собственных детей. Он преобразился из беспечного отца в надежного друга. Рейтинг: Кинопоиск 7.

Их антипатия возникла после того, как Федю выбрали на одну из важных ролей в школьном спектакле. Петя влюблен в одноклассницу Машу Горошкину, которая питает интерес к ученику 9-ого класса Коле Кристаллову. Копейкин из глубокого благородства соглашается передавать Маше от старшеклассника любовные стихи, которые пишет он сам. Желая отомстить за срыв спектакля, Ласточкин дает понять Маше, кто является истинным автором стихов. В педагогический коллектив приходит новый учитель — Нестор Петрович Северов. Несмотря на то, что наставник моложе многих своих учеников, ему приходится выполнять не только роль преподавателя.

Герой советской комедии изо всех сил пытается привить интерес к наукам хулигану Григорию Ганже и помогает ветреному Геннадию Ляпишеву влиться в график занятий. Но труднее всего Нестору Петровичу дается разрешение личных отношений с ученицей Нелли, которая в него влюбилась. Ко всему прочему, отец девушки учится в том же классе, что существенно осложняет ситуацию. Девочка переезжает к своему деду в другой город и попадает в новый 6-ой класс. Новенькую принимают холодно, а после того, как она принимает на себя вину одноклассника Димы, и вовсе начинают презирать и издеваться. Юноша не находит в себе смелости признаться коллективу в своей вине. Более того, он принимает сторону обидчиков, предав привязанность Лены.

Копейкин из глубокого благородства соглашается передавать Маше от старшеклассника любовные стихи, которые пишет он сам. Желая отомстить за срыв спектакля, Ласточкин дает понять Маше, кто является истинным автором стихов. В педагогический коллектив приходит новый учитель — Нестор Петрович Северов. Несмотря на то, что наставник моложе многих своих учеников, ему приходится выполнять не только роль преподавателя. Герой советской комедии изо всех сил пытается привить интерес к наукам хулигану Григорию Ганже и помогает ветреному Геннадию Ляпишеву влиться в график занятий. Но труднее всего Нестору Петровичу дается разрешение личных отношений с ученицей Нелли, которая в него влюбилась. Ко всему прочему, отец девушки учится в том же классе, что существенно осложняет ситуацию. Девочка переезжает к своему деду в другой город и попадает в новый 6-ой класс. Новенькую принимают холодно, а после того, как она принимает на себя вину одноклассника Димы, и вовсе начинают презирать и издеваться. Юноша не находит в себе смелости признаться коллективу в своей вине. Более того, он принимает сторону обидчиков, предав привязанность Лены. Сможет ли девочка достойно пройти все испытания судьбы и не упасть в грязь лицом — остается только догадываться. Мальчики учатся в одном классе, поэтому практически неразлучны.

Речь идет, конечно же, не о том, казнить Кольку, столь непохожего на других детей — или миловать. Речь идет о том, что мерой вещей теперь становится человек. И, как мы теперь понимаем — на дистанции исторического опыта, сутью фильма является шестидесятническая утопия об идеальном обществе, о гармонии Частного и Целого. История шла очень быстро. Это сейчас мы живем, завалив ухо — он опять поспал немножко, и опять взглянул в окошко, а с платформы говорят…это, дорогие россияне, у нас все еще нулевые… А тогда что ни год, то погребали эпоху. Оттепель, начавшись в 1955-ом или 1956-ом году, закончилась уже в начале 60-х. Позорище с Пастернаком и голосованием писателей, выступление Хрущева в Манеже, процесс над Синявским и Даниэлем, высылка Бродского, «Застава Ильича» на полке — это мы только про культуру сейчас… Пришли люди в одинаковых шляпах и добротных макинтошах в пол — начался застой. Но прежде него на каких-то несколько лет дана была странная передышка — не то, что глоток воздуха, а словно форточку забыли прикрыть. В кино не было, пожалуй, периода более плодотворного и богатого на шедевры — достаточно назвать «Крылья» Шепитько, «Андрей Рублев» Тарковского, «Долгие проводы» Муратовой, «Июльский дождь» Хуциева, «Друзья и годы» Соколова, «В огне брода нет» Панфилова… И нужды нет, что «Комиссара» или «Скверный анекдот» не выпустили на экран; поразительно, что вообще попустили их снять и завершить! И «Звонят, откройте дверь! Действие одного происходит в шестидесятые, второго — в двадцатые. Но оба фильма можно считать прощанием с шестидесятыми, а через них — и с двадцатыми. Как вы знаете, вся оттепель прошла под знаком рифмы с двадцатыми годами. Осуждение сталинизма и тоталитаризма проходило под знаменем возвращения к т. Шестидесятники одалживались смыслом и пафосом у двадцатых так же, как, скажем, Юрий Тынянов обращался за ними в двадцатые века девятнадцатого. Это потом Окуджава споет: Только топот мерный флейты голос нервный да надежды злые. А тогда еще надежды не были «злыми», и не нервный голос флейты, а труба из незапятнанного как тогда казалось прошлого звала в светлое будущее. В фильме «Звонят, откройте дверь! Как и в предыдущем фильме, здесь возникает пионерская тема. Но за прошедшие пять лет многое изменилось. Пионеры относятся к этому заданию как к докучливой обязанности. Главная героиня озабочена не больше других, но влюблена в пионервожатого Сергей Никоненко. Поразительным образом двенадцатилетняя девочка исполняет сложнейшую сюиту усилий любви во всей ее полноте и глубине — первый восторг, желание заслужить взаимность, первое разочарование, готовность принять человека таким, как он есть, готовность принести себя в жертву и, наконец, окончательная утрата иллюзий. Человек, которого она любит, — герой нового времени. Это забегавшийся и суетливый юный карьерист, который усердно пытается исполнять обязательную программу «правильного» комсомольца: учеба, спорт, общественная нагрузка. Он издерган, ничего не успевает, а тут несчастное дитя с челкой и бездонными глазищами путается под ногами. Никому не интересно, белая она ворона или серо-буро-малиновая в крапинку. Да и сама она вряд ли осознает свою исключительность. Просто жизнь в школе, на улице, в актовом зале движется непересекающимися потоками: она сама по себе, и те, кто рядом, вокруг, навстречу — сами по себе. Мы не запомним в этом фильме учителей, быстро забудем и одноклассников Лены. В памяти останется маленькая фигурка с портфелем и мешком для сменной обуви, непреклонная в своем одиноком поиске Настоящего: настоящей любви, настоящего первого пионера, настоящего взрослого, который вот сейчас войдет в эту дверь и ответит на все вопросы. Важно, что этот настоящий взрослый, которого она все-таки найдет, не имеет никакого отношения к школе — это один из тех случайных людей, которых встречает Лена в своих безуспешных поисках. С точки зрения общественной пользы он — «никто», папа знакомого мальчика, рядовой музыкант из оркестровой ямы. И вот он соглашается пойти на собрание вместо первого пионера. Тем более, как ему кажется, ему есть, что рассказать: «Вот прошло много лет, может быть, больше прошло, чем осталось. Может, я ошибаюсь. Но наша жизнь — она ведь не продолжается непрерывно, нет, В конце концов, ее составляют какие-то минуты, какие-то годы — это кому как повезет — когда мы что-то очень сильно чувствуем, кого-то любим или работаем, если, конечно, работа по сердцу. Остальное время как бы не в счет. Когда я смотрел и слушал, как этот парень трубит свои сигналы, то вот это и были эти минуты моей жизни. Но мы, к сожалению, не помним этих минут, потому что мы не замечаем их, вот в чем беда». Этот сбивчивый монолог — монолог музыканта, а не оратора, перебиваемый нервными жестами и неловкими паузами, завершается гимном молодости и прощанием с молодостью. Чистому и сильному звуку трубы, заполняющему небольшое помещение актового зала, некуда улететь — он упирается в стены школьного здания. Но маленький человек, до этого неуклюже вскарабкавшийся на сцену, вытягивается в одну поющую струну — на глазах у девочки с заплаканными глазами, взрослеющей в одно мгновение не на одну жизнь. Действие «Республики ШкИД» происходит в двадцатые годы. Организовывается школа для беспризорников. Ее возглавляет Виктор Николаевич Сорокин по прозвищу Викниксор. Уже самим выбором актера на главную роль авторы заявляют концепцию фильма. Этим актером становится Сергей Юрский. Весь его облик и нелепый вид говорит зрителю о том, что это тот самый «человек с прыгающей походкой», неуместный, несвоевременный, человек из прошлой эпохи, о котором говорил Юрий Тынянов в романе «Смерть Вазир-Мухтара». Это «белая ворона», но теперь в ее роли выступает Наставник. Это «белая ворона», которая собирает в стаю других «белых ворон»: его воспитанники — подростки, по разным причинам выброшенные из жизни. Уточнение: поскольку на дворе — начало двадцатых, а Викниксор очевидно из «бывших», то он не просто «белая ворона», а классический недобиток. А его подопечные, дети революции, гражданской войны и красного террора — тоже недобитые «белые вороны», подранки. Среди них есть бывшие дворянские дети, бывшие крестьянские, дети священников, интеллигентов, мирных обывателей, у них у всех разное происхождение, разное прошлое и разные обстоятельства. У многих погибли или пропали родители, они голодали, они воровали, они грязные, немытые, дикие и страшные. Педагогическая концепция Викниксора заключается не в том, чтобы сделать их всех одинаковыми, а создать Сообщество Белых Ворон под предводительством Белой Вороны. Он великий идеалист и утопист. Викниксор считает, что человек уникален, а коллектив уникальных людей может представлять собой объединение творческих индивидуальностей, которым не надо поступаться собой и свободой, чтобы быть вместе. Он смешной человек в высоком смысле этого слова. Он прекрасен и он обречен. Это видно в финале фильма, когда на фоне всеобщей эйфории выясняется, что он своевольно нарушил предписание вышестоящего начальства: «Если надо, я дойду до Феликса Эдмундовича».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий