Задача «Синий кит» – это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. В статье рассмотрена виртуальная детская интернет-игра «Синий кит» как актуальный деструктивный девиантологический феномен и механизм манипулятивного воздействия на сознание и поведение личности подростка, приводящий его к суициду. «Синий кит» может превратиться в «Синего лиса», «Розового пони» или «Красную сову». Напомним, об игре «Синий кит» стало известно в 2016 году, когда в неё оказалось вовлечено множество подростков. Суть суицидальной игры «Синий кит» в том, что подросткам дают разные задания, а в итоге заставляют покончить с собой.
«Правда или действие» и «группы смерти»: что вообще происходит? Комментарий психолога
От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет.
С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще!
Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме.
А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает.
Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел?
Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует.
Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны.
Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все.
Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят.
То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать.
Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры.
Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд.
Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально. И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея. Одним из первых средств борьбы с суицидальными играми было создание профилактических игр, выстроенных по той же схеме, но с другими заданиями — вызывающими не желание умереть, а желание жить.
В Бразилии придумали «Розового кита», например. Но это оказался не очень удачный формат. Классический «Синий кит» и его аналоги опираются на естественные психологические потребности — возрастную потребность в риске и потребность выражать свои негативные переживания. Вдобавок «Розовый кит» со своим утрированным позитивом не учитывал суровых реалий жизни игроков, в контексте которых предложение «полежать в ванне с пеной» зачастую звучит как издевательство. Я предположила, что мы могли бы поиграть в словесные ролевые игры и таким образом развивать навыки кооперации, мышление и позитивное самовосприятие. Ну и актуальные переживания отыграть заодно. Это тоже не сработало — оказалось, что отыгрывать воображаемую ситуацию способны буквально единицы, а для остальных это неподъемная задача. До приключения как такового мы даже не дошли — запоролись на симуляторе таверны. Я сделала вывод, что сильно переоценила уровень развития игровой деятельности в целом по сообществу, и опустила планку.
Мы попробовали поиграть в простые словесные игры. Выяснилось, что поиграть в ассоциации китовые подростки в принципе могут и даже с некоторым удовольствием, а вот игра в города уже оказывается недоступной — не хватает эрудиции. Если собирается компания, то ребята успешно самоорганизовываются на Мафию, но только при помощи бота. Кроме Мафии, по собственной инициативе они еще играли в «правда или действие», но путались в правилах и быстро уставали. Итак, элементы КПТ не зашли, игры — тоже. Я решила проверить, не получится ли внезапно плюс из двух минусов и запустила для желающих пилотную группу на основе поведенческого тренинга DBT диалектической поведенческой терапии. DBT изначально была создана для работы с пациентами, имеющими пограничное расстройство личности, суицидальную и парасуицидальную симптоматику. Соответственно, ее методы должны были подходить нам больше, чем классическая когнитивно-поведенческая терапия. Согласно канону, за выполненные задания участникам поведенческого тренинга полагается выдавать наклейки.
Поскольку в условиях чата подкрепление наклейками не имеет никакого смысла там наклейки выполняют роль мимики и пантомимики, а не поощрений , я решила вознаграждать игроков очками опыта и волшебными предметами. В самом начале программы мы создали игровых персонажей, и в дальнейшем все поощения прилетали в профиль персонажа.
Тут присутствует какой-то психический феномен, наподобие маниакальности, цель которой — неизбежная смерть жертвы. Кураторы игры Синий Кит Надо сказать, что за последний месяц задержано несколько кураторов игры Синий Кит. Не вдаваясь в детали можно лишь подчеркнуть, что это, как правило, ущербные типы, ничего не добившиеся в жизни. Впрочем, как и все известные миру маньяки. Чем обусловлена деструктивная деятельность создателей групп смерти вообще и игры Синий Кит в частности - до сих пор неясно. Ведь, как мы уже сказали, никаких особых выгод они не получают. Если наркодилер имеет доход от продажи наркотических веществ, грабитель от того, что похищает, вор — от украденного, то в данном случае прямых выгод нет никаких. Так неужели все кураторы игры Синий Кит настоящие маньяки?
Или они сами завербованы? Так может это заговор против страны? Хотя подобные группы замечены и на территории других стран бывшего СССР. Тут впору вспомнить технологию уничтожения - Окно Овертона. Конечно, мы не являемся сторонниками теории заговоров, но суицидальные истории подростков, в которых замешана игра Синий Кит или Тихий Дом являются слишком серьёзными, чтобы их просто игнорировать. Остается надеяться, что рано или поздно правоохранителям и законодателям удастся найти управу на виртуальных маньяков, жаждущих реальной крови. То есть, это одно и то же. Такое название происходит от того, что раннее утро, а именно 4:20, является сакральным временем для участников смертельного общения. В такую пору в доме тихо, так как все еще спят. Коварное использование близких каждому человеку понятий «дома» и «тишины» ассоциируется с уютом и спокойствием.
Хотя на самом деле, речь идет о могильной тишине и «вечном доме». Синий Кит — игра из 50 заданий Неужели же нет никакой реальной возможности остановить суицидный беспредел, набирающий обороты в социальных сетях?
Кто и как играл в «Синего кита» Новая суицидальная игра представляет собой немного более законспирированную вариацию «групп смерти», о которых «Лента. Материалы по теме: 17 мая 2016 На этот раз назвавшие себя кураторами администраторы создали сразу несколько фейковых аккаунтов и пабликов во «ВКонтакте». Во многих сообществах требовалось подписаться на резервную группу, которая активизировалась в случае блокировки основной. После того как подросток размещал у себя на стене хештеги, подписывался на паблики и добавлялся в групповой чат, выходивший с ним на связь куратор последовательно выдавал ему 50 заданий и требовал фотоотчеты об их выполнении. В финале игрока якобы заставляли совершить суицид. Снимки необходимо было присылать ровно в 4:20 утра, так что любимое время растаманов приобрело новый зловещий контекст.
Сами задания нередко балансировали на грани безумия и идиотизма — кураторы просили нарисовать на листочке кита, вырезать лезвием на руке символы f40 и f57, выйти встречать рассвет на крышу или весь день колоть себя иголкой в руку. Впрочем, делать все это было совсем необязательно, ведь анонимные собеседники удовлетворялись оперативно найденными в Google скриншотами. В одной из вариаций «Синего кита» подростку еще на 22-м задании сообщали дату его смерти, после чего он должен был «смириться» и дать клятву верности игре, а затем в течение 20 дней просыпаться в 4:20, смотреть психоделические ролики и оставлять порезы на руке. Чтобы запугать игроков, кураторы кидали игроку ссылку со сниффером — программой, позволяющей узнать IP-адрес и примерный район проживания пользователя. Ссылки на снифферы легко найти в Google, и в мае 2016 года «Лента. Из-за этого некоторые дети действительно не решались прекратить игру, хотя и доказательств того, что кто-то из них в итоге дошел до 50-го задания и совершил самоубийство, пока нет. Более того, в этот раз наученная горьким опытом администрация «ВКонтакте» оперативно перекрыла доступ к самим группам, страницам их администраторов и тематическим хештегам.
Это настоящее «промывание мозгов» и манипулирование сознанием , на которое ведутся неокрепшие детские личности. Если раньше причиной суицидов выступали психические и соматические заболевания, хронические, а также острые психотравмирующие ситуации, потребность сохранить честь, самообвинение, страх осуждения или подражание кумиру, то в случае с группами смерти — это чужое волеизъявление, которому покорно подчиняются запуганные и неокрепшие психически молодые люди. Практически все суицидальные группы в своем названии имеют аббревиатуры f46, f57, f58, няпока, , тихийдом, морекитов, ринапаленкова. Рина Поленкова у «китов» является неким идолом. Эта девушка из Уссурийска в 2015 году легла под поезд. Фанаты данных групп сравнивают себя с китами. Эти животные ассоциируются у них со свободой. Данный вид млекопитающих — это один из немногих, который добровольно сводит счеты с жизнью и именно поэтому у всех сторонников «тихих домов» и «моря китов» в личных страницах можно увидеть видео с летающими китами под зомбирующие звуки. В закрытых «группах смерти» ведется открытая пропаганда суицидов , облеченная в некую форму квеста, что и сделало привлекательными эти опасные паблики для детей. Напомним, что такое квест. В квестах предлагается задание, в котором требуется что-то разыскать — подсказку, предмет, сообщение для того, чтобы двигаться дальше. Слово квест имеет перевод на русский язык как «поиск». Интерес к таким играм подогревается еще тем, что достаточно сложно вступить в смертельную группу. Необходимо свое желание доказать конкретным действием, например, причинить себе изобретательно легкие телесные повреждения. Далее от администратора смертельной группы «Синий кит» ребенок методично получает в течение 50 дней 50 различных заданий, которые требуется выполнить. После попадания в такую группу ребенок идет по пути потенциального самоубийцы, и остановить суицидальную игру он не может из-за получаемых угроз уничтожить его родителей. За отказ выполнить очередное задание ему приходит на страницу предупреждение и таким образом, психологически подросток становится заложником игры и загнанным в угол от безысходности ситуации. Но это не означает, что можно родителям расслабиться и перестать контролировать своих детей, то, чем они занимаются и как проводят досуг. Администраторы групп смерти затаились и риск, что они начнут заманивать детей через фотографии Instagram, предлагая поиграть, продолжает существовать. Синий кит - как уберечь детей? Отгородить от них подростка, который пребывает и учится в большом коллективе, подверженном популярным, определенным тенденциям, не удастся. Поэтому в настоящее время актуальным остается вопрос, как уберечь ребенка от негативного влияния интернета, в частности игр со смертельным исходом. Такая возможность в настоящий момент имеется благодаря научному подходу к проблеме пубертатного периода в школах и психологических центрах. И именно психологи и социальные педагоги могут помочь подросткам преодолеть негативные последствия формирования личности в пубертатном периоде. Психологи убеждены, что причиной участия молодежи в суицидальных интернет-играх является совокупность некоторых проблем, к которым относят: — отсутствие родительской любви; — дефицит социализации подростка в обществе; — недостаток внимания со стороны близких. При всем притом, что родители относительно детей выполняют все функциональные обязанности: одевают, кормят и т. Если этого нет, то подростки принимаются искать необходимую поддержку вне семьи. Ранее поддержкой выступала улица, сейчас это интернет. Причины, по которым тянет подростка в суицидальную игру «Синий кит», выступает также — азарт, любопытство, личная самоуверенность, что в любой момент существует возможность прекратить игру. Также психологи отмечают, что причиной попадания детских личностей в смертельную игру «Синий кит» является нахождение в тяжелом кризисном периоде. Особенно тяжелым критическим, переломным возрастом выступает 12-14 лет. Но это не значит, что преодолев этот возрастной рубеж, психоэмоциональные проблемы не коснутся больше подростков в будущем или их можно благополучно избежать. Без помощи взрослых с кризисными моментами взрослеющим личностям самостоятельно не справиться, поэтому важно родителю своевременно распознать у ребенка «острые» черты характера и не допустить их трансформации в патологическую, необратимую форму. Подростковый возраст рассматривают как переходный между детством и взрослостью. Хронологические границы данного возраста не имеют строгую определенность, зачастую его помещают между 11 — 12 и 16 — 17 годами. Поэтому родители должны знать, что у подрастающих личностей подростковый возраст начинается не одинаково, у одних — раньше, у других — позже. Это зависит от многих факторов, отсюда следует, что к своим детям необходимо быть внимательными на протяжении всего периода взросления.
"РГ" провела расследование в связи с появлением "игр смерти" для детей
Два дня назад полиции удалось спасти от суицида двух школьниц из Киева, которые собирались спрыгнуть с крыши многоэтажки, выполняя последнее задание игры "Синий кит", пишет Сегодня. Уже известны задания, которые должен выполнить участник игры «Синий кит»: На руке лезвием вырезать f57. Согласно одной из версий, название «Синий кит» связано с тем, что эти животные выбрасываются на берег и погибают. 13 февраля, судя по ленте новостей во «ВКонтакте», игра приняла характер эпидемии: подростки размещали обращения «забери меня кит». «Группы смерти» не ушли из России даже после громкого дела администратора «Синего кита» Филиппа Будейкина в 2017 году. Организатором массового суицида названа игра “Синий кит”, в последнее время набирающая популярность в Интернете. Отличие от печально известных «групп смерти» «Синий кит» состоит в том, что «ролки» основаны на увлечении анимэ и игровой смене пола.
Памятка для родителей. Синий кит.
У них вообще закрытая жизнь, одна из составляющих которой — чёткое«понимание, что взрослые — это чужие. Так называемые взрослые в лице Роскомнадзора, правоохранительных органов, депутатов разных уровней и педагогов с этим «питательным бульоном» сражаются как могут. Но несмотря на потраченные миллиарды рублей эффективной я эту борьбу назвать не могу. То есть у мира взрослых в этом плане пока вообще ничего не получается. Например, «эффект Моргенштерна».
Известного и сверхпопулярного в молодёжной среде рэпера признали виновным в пропаганде наркотиков. Все дети знают, кто это такой. Все дети знают его песни. Для Моргенштерна суд — прекрасная реклама, особенно в подростковой среде.
Он становится нечто большим, чем просто популярным рэпером. Он становится для подростков героем, символом противостояния с этим жестоким и одновременно таким грубым миром взрослых. При этом Моргенштерн ещё и финансово успешный исполнитель, что тоже сработало на него и против представителей мира взрослых. Конечно, это не значит, что виновных в нарушении законодательства не надо привлекать к ответственности.
Но часто наши с вами действия не совпадают с пониманием хорошего и плохого у подростков. Иногда с точностью до наоборот. Эти часто пользуются злоумышленники, реально плохие взрослые без всяких кавычек. Пример — пресловутый «Синий кит».
Здесь мы сталкиваемся с тем самым интернет-феноменом, когда бескомпромиссная борьба с явно отрицательным явлением раскачивает это явление до огромных размеров, делая его сверхинтересным для подростков. Посудите сами. Вначале была микрогруппа, которую средства массовой информации раскачали до федеральных масштабов. Как и интерес к ней подростков.
Я знаю целые классы в калининградских школах, которые побывали в «Ките». Кто-то из ребят был в суицидальной опасности, кто-то нет. Это была коллективная игра, мода, замешенная на интересе, спровоцированном многочисленными публикациями в СМИ плюс реакцией законодателей. И у подростков, и у взрослых коллективные действия считаются более безопасными, что ли.
Ответственность за последствия делится на всех. Вспомните классическое: «Все побежали, и я побежал…» Как-то мне на приём привели девочку. Она страшно, до бессонницы боялась, что люди из «Синего кита» за ней следят. И что её ждёт наказание, если перестанет играть.
Люди из «Синего кита» часто присылали девочке сообщения, подтверждающие факт слежки. Например, сообщали ей, в какой одежде она была в тот или иной день. На самом деле, никакой слежки не было. Просто полезли, промониторили её фотографии в интернете, посмотрели, в чём она ходит зимой, и попали, что называется, пальцем в небо.
Всё так примитивно. Но для этой калининградской школьницы всё было более чем серьёзно. И ещё один важный момент. Если родители столкнулись с тем, что их ребёнок увяз в пресловутом «Синем ките» и его подражателях, обязательно надо обращаться в правоохранительные органы.
Что нужно об этом знать? В России с ноября 2015-го по апрель 2016 года случилось более 100 детских суицидов — почти все погибшие были членами одних и тех же групп в интернете. Этот материал должны прочесть все родители, чтобы защитить своих детей от рокового шага, чтобы научиться распознавать малейшие симптомы надвигающейся трагедии, чтобы подсказать другим родителям и педагогам в школе.
Игра стала настолько популярной среди российских подростков, что приобрела масштаб эпидемии. Бьют тревогу и родители Казахстана, где тоже прокатилась волна детских суицидов, вызванных вступлением в смертельную игру. И если раньше группы смерти были распространены ВКонтакте, то теперь они перекочевали в Инстаграм.
Суть и правила «Синего кита» до ужаса просты Игра длится 50 дней. Именно столько времени модераторы отводят участникам на то, чтобы покончить со своей жизнью. Начав играть, подросток регулярно получает различные задания.
Первое из них — нацарапать на руке острым предметом кита или надпись «синий кит» и прислать кровавое фото в качестве доказательства прохождения этапа. Далее модераторы дают более сложные задания, и при этом всегда требуют фотоотчёта, чтобы убедиться, что подросток целенаправленно движется навстречу своей смерти. С каждым днём задания, которые получает ребёнок от администратора суицидального паблика, носят всё более депрессивно-ориентированный и суицидальный характер.
Последним указанием в игре будет самоубийство.
Из-за синего кита, вырезанного на коже жертвы. Задача «Синий кит» — это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. Игра рекламирует, что последний страх людей — смерть.
Вот почему последняя задача — самоубийство. Выжившие с синим китом О проблеме «Голубой кит» известно мало, поскольку она почти всегда заканчивается самоубийством. На самом деле нет никаких физических доказательств того, что игроки должны выполнять задания или даже татуировка членовредительства. Однако в 2017 году 17-летнюю девушку спасли.
Она была одной из первых, кто когда-либо достоянием общественности о том, что игра действительно повлекла за собой. С тех пор в этой ужасной игре выжило еще несколько человек. Во всех случаях жертву спасали бдительные родители, братья и сестры или друзья. Похоже, история в том же духе.
Как работает задача Blue Whale Испытание Blue Whale начинается невинно с сообщения, предлагающего вам сыграть в смелую игру. Первоначально считалось, что жертвы на самом деле не знали, в каком направлении разворачивается игра, однако после того, как игра получила широкое освещение в СМИ, власти теперь считают, что жертвы добровольно принимают в ней участие. Будь то давление со стороны сверстников или шантаж, жертвы соглашаются на игру и должны предоставить личные фотографии и другие личные данные о себе «куратору» игры. Как только они это сделают, куратор начинает давать игрокам инструкции о том, как выполнять свои задачи.
После арестов Роскомзазор активно блокирует все группы, ссылки и людей с подобными никами или посты с такими хештэгами. Убедиться в этом можно и самому попробовав набрать один из хэштегов в VK или инстаграме. ФСБшный VK просто почти моментально все чистит и блокирует подозрительные группы и личности, а инстаграм выкидывает менюшку «Мы можем чем-то помочь», с кнопкой поддержки и предупреждению о том, что последствия могут привести к причинению вреда или даже смерти. Хайп на «Синем ките»[ править ] На ютубе стоит ввести один их вышеприведенных хештегов и ты увидишь кучу блоггеров, пытающихся обрести дополнительную популярность, обозревая эту новость, но зачастую даже не удосуживаются разобраться в деле до конца. Общественный резонанс[ править ] В феврале 2017-ого года интернетах начали появляться новости и статьи по теме «групп смерти» ВКонтакте. Это вызвало много шумихи, родители ужасно испугались, группами занялась полиция, в результате чего многие из них были заблокированы. Разумеется, вся эта тема с «группами смерти» не обошла стороной и днищенское рашинское ТВ.
На разных телеканалах КремльТВ выходило множесто телепередач, посвящённых этой теме. На таких телепрограммах и ток-шоу, давно всем известные, специально подобранные медийные мерзкие ватные долбоёбы , вместо предложений реальных решений проблемы, обычно обсуждают то как бы ещё посильнее подзакрутить гайки и втюхивают безмозглым лохам у телеэкранов, что эти репрессивно-цензурные меры просто необходимы, мол, их надо всячески поддерживать, а не противится им, как учат «проклятые враги народа либерасты ». У нормальных людей в цивилизованном мире почему-то таких проблем не возникает, а в ебаном Мордоре все хотят себя убить и постоянно убивают. КремльТВ постоянно рассказывает, что на Расее жить становится лучше и веселей , но россиянцы несмотря не на что не хотят жить в этом говне и всё равно массово себя убивают, не взирая на весь насаждающийся патриотизм и духовность , в то время как зажравшиеся чиновники со своими заграничными домами и рублёвскими особняками, их приближённые подсосы и чекисты думают как бы посильнее подзакрутить гайки, которые скоро слетят с резьбы. Какие бы ещё репрессивные и ограничивающие свободу законы принять. А может просто ввести в вашем блядотском ФСБшном помоешном контакте нормальную модерацию, как в том же Facebook? Тогда и не будут никакие группы смерти создаваться.
Практика показывает, что всего лишь обычная хорошая модерация решает большинство проблем на популярных интернет-ресурсах типа Facebook или YouTube. Но Расея не ищет лёгких путей. Нет, ты что, так просто нельзя решить проблему, Раися не приемлет простых решений. Надо обязательно ввести новые ограничительные законы, посадить за просто так ещё тысячи людей, чтобы члены армии полицаев себе звания, премии и зарплаты заработали, и под шумок ещё позакрывать оппозиционные политические сайты, которые пишут о политзаключённых, бандитском беспределе со стороны властей, роскошной заграничной недвижимости коррупционеров-чиновников и о их богатых детишках, как тот же сайт Грани ру , который вообще ничего не нарушает, но запрещён за просто так за правду. Вся эта история с «группами смерти» специально раздута до колоссальных размеров. Случаев суицида из-за «групп смерти», по данным МВД, 1 процент. Вся драматичность ситуации с этим явлением вызвана федеральными каналами из-за которых о различных группах смерти узнало огромное количество людей , чтобы впоследствии использовать блокировку многих политических оппозиционных ресурсов, якобы для защиты от проклятых интернетов и защиты детей от самоубийств.
Тенденции на суицидальные настроения в Этой стране [ править ] В 2017-ом году статисты отмечают, что в Хуйлопии за последнее время подростки стали более склонны к депрессии в переходном возрасте. В основном, причиной тому служат непосильные для родителей финансовые потребности детей. Из-за «нищебродства» идёт настрой на пессимизм. А далее замкнутость, неуверенность в себе, плохое настроение и со всеми вытекающими — накручивание в голове нехороших мыслей. Кто виноват и что делать? Виноват тоталитаризм при котором государственная машина плюют на народ и делает то, чего желает правящая элита. Всем очевидно, что в конечном счёте приведёт это к полному краху системы и гражданской войне.
Вечно жить в увеличивающейся нищете и без человеческих прав люди долго не смогут. Все тоталитарные строи быстро разрушаются, особенно при внешнем давлении, если они кому-то ещё и мешают извне, помимо того, что такой строй мешает самим гражданам страны спокойно существовать и радоваться жизни. Виноваты во всём, естественно, коммунисты. Это они не хотят жить по-человечески, хотят рвать жопу и противостоять загнивающему Западу и капиталистической Америке. Их не осудили в 1991-ом году после Августовской революции , так они продолжили портить людям жизнь.
Умри или беги: «Синий кит» продолжает охоту на детей
Этот период, с точки зрения Г. Холла, связан с хаосом, основанном на противоречиях, присущих подростковому возрасту. Он называл подростковый период в развитии человека периодом бунтарства и бурь. В целом подростковый период насыщен стрессами, конфликтами, пограничными напряженными ситуациями, нестабильностью для человека.
Этот период связан с кризисом самосознания подростка, но, преодолевая такой период, человек приобретает индивидуальность [7]. В этой связи, наряду с поднятой нами проблемой, актуальным является скорейшее возрождение разрушенной системы социальной, психологической и специальной профилактики девиантного и противоправного поведения подростков и молодежи. Эта система должна быть ориентирована на создание психолого-педагогических условий, способствующих осуществлению профилактики суицидального поведения в образовательной среде, которая должна включать: проведение диагностики в области прогнозирования суицидального риска, анализ динамики, результатов профилактики и коррекцию всей профилактической деятельности, профилактику суицидов в образовательных учреждениях на основе внедрения единой комплексной программы по формированию навыков адаптивного поведения, совместную деятельность образовательных учреждений и отдельных социальных институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи О.
Ефимова, В. Салахова, Н. Сероштанова, Н.
Синягина, 2015. Эта система должна быть направлена также и на создание реальных условий для полноценного и интересного досуга детей, подростков и молодежи, развития у них способностей в творческой, познавательно-образовательной, спортивной, художественной и иной деятельности, условий, адекватных новым реалиям развития действительно демократического, правового и цивилизованного государства. Литература: 1.
Буева Л. Человек: деятельность и общение. Берн Э.
Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.
Грачев Г. Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration.
References: 1. Bueva L. Chelovek: deyatelnost i obschenie.
Bern E. Igryi, v kotoryie igrayut lyudi. Psihologiya chelovecheskih vzaimootnosheniy; Lyudi, kotoryie igrayut v igryi.
Psihologiya chelovecheskoy sudbyi. Grachev G.
В случае смерти их участников так называемым кураторам грозит до 15 лет лишения свободы. Владимир Путин. Откуда они берутся?
Я, когда первый раз с этим столкнулся, даже не мог представить, что такие люди существуют. Мразь такая! Но, как только в МВД этим занялись, как только полиция пришла — сразу в штаны наложили в буквальном смысле слова. Ловцы неокрепших душ Меры по зачистке Интернета от преступников, охотящихся за детьми, дали ощутимый эффект, и последние несколько лет "группы смерти" практически вышли из общественной повестки. Однако последние события в разных регионах России показали, что такие сообщества ещё действуют.
Эксперты поясняют, что кураторы "групп смерти" стали осторожнее, хитрее, злее, поэтому представляют серьёзную опасность. Они придумывают новые методы вовлечения, но тем не менее остаётся то же психологическое воздействие — расшатывание детской психики. И как бы группы эти ни назвались, они используют тактики вовлечения террористических организаций. Эти поклонники хайпа кураторы "групп смерти". Лайфа , как наркоманы без дозы, даже после отсидки не могут успокоиться.
Они подогревают определённый интерес. Возобновление подобной деятельности начинается, когда в государстве происходят значимые события, для того чтобы внести дезорганизацию в обществе, — рассказал руководитель Центра спасения детей от киберпреступлений Сергей Пестов. Сергей Пестов. Сначала всё выглядит необычно и забавно, но по мере погружения в игру вдруг оказывается, что из неё уже почти не выбраться.
Нередко подобные явления оказываются призывом подростка обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения. Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя "на грани риска". Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска. Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят "в три горла". Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют. Изменение режима сна. Подростки начинаю спать целыми днями или, напротив, теряют сон и превращаются в "сов": допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины. Изменение успеваемости. Многие учащиеся, которые раньше учились на "хорошо" и "отлично", начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы. Внешний вид. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят. Раздача подарков окружающим, приведение дел в порядок. Предварительно раздают близким, друзьям свои вещи, которые раньше очень любили и ценили. Угрозы покончить жизнь самоубийством. Они могут быть прямые и косвенные. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является, напротив, снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, к жизни. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают.
Причиной игры, по словам девушки, стала банальная скука. Ничего лучше игры в смерть для того, чтобы занять свое время, юная жительница Новочеркасска не нашла. Что же заставляет российских подростков играть в смертельные игры и как можно свести опасность «синих китов» к минимуму? Этот вопрос «Свободная пресса» и решила выяснить, обратившись к известным российским ученым. Профессор Нечипуренко: Интернет и социальные сети меняют психику наших детей Доктор философских наук Виктор Нечипуренко, специалист по социологии молодежи и социологии Интернета, считает, что даже само название игры «Синий кит» выбрано совсем не случайно, так как синие киты часто выбрасываются на сушу, то есть совершают самоубийство. Ученые установили, что интернет и компьютерные игры усиливают одни нейронные цепи и ослабляют другие, поэтому вызывают психологическую зависимость, поскольку развитые участки мозга требуют функциональной загруженности. Американский профессор психиатрии из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе Гэри Смолл, опираясь на экспериментальные данные, утверждает, что «пяти часов в интернете было достаточно, чтобы перепрограммировать мозг». Интернет и компьютерные игры перепрограммируют нейронные сети, вызывают быстрые и глубокие изменения в человеческом мозге. Это оказывает колоссальное трансформирующее влияние на образ жизни и модели поведения современного человека, и, особенно, молодежи. Человеческий мозг чрезвычайно пластичен, легко перепрограммируется при решении адаптационных задач, его нервные клетки и синапсы изменяются, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Такой адаптационный эффект приводит к «зависанию» на заданиях, поступающих из виртуального и игрового пространства, зависимости от них и рабскому их выполнению. Нечто подобное наблюдается среди подростков, зависших на разрушительных играх и, в частности, на «Синем ките». Эти механизмы имеют социально-биологическую природу, они играют важнейшую роль в социализации человека, но могут эксплуатироваться и деструктивным — антисоциальным и саморазрушительным образом. Виртуальное сообщество в частности, суицидальное представляет собой особого рода социальный мир, который, согласно социальному психологу Тамотсу Шибутани, следует рассматривать как референтную группу. Ее участники конструируют общую перспективу, лежащую в основе коллективных и индивидуальных действий. Эта группа — «сообщество аффекта» формируется вокруг определенной цели с помощью социального воображения, коллективных переживаний, которые могут, как говорит современный социолог Арджун Аппадураи, «создавать братства, сосредоточенные вокруг культа и харизмы». Эти «суицидальные братства» рекрутируются из числа молодых людей с уже патологической психикой, которые, привлекая новых участников, переформатируют соответствующим образом их психику.
Что делать, если ребенок попал в "группу смерти"
Но это можно отследить только при условии хорошего, доверительного контакта с ребенком. Когда вы достаточно внимания уделяете ему и можете заметить, что что-то изменилось в поведении и пора бить тревогу. Наталья Надольская, ведущая ток-шоу: А мне вот интересно, кто стоит за этими группами? Кому выгодно, чтобы подростки заканчивали жизнь самоубийством? Ведь выгоды от этого не получают. Как вы считаете, что это за организация, что это за челленджи и кто за этим стоит? Дмитрий Мелешко, начальник инспекции по делам несовершеннолетних ГУВД Мингорисполкома: В основном весь этот контент приходит из-за границы.
И пользователи интернета зачастую вовлекают различные категории детей, как конкретно пользователей этой игры, так и администраторов игры. Поэтому здесь возраст однозначно назвать нельзя: начиная от несовершеннолетних детей и заканчивая взрослыми кураторами. Денис Северов, магистр психологии: На самом деле в психологии есть такой простой термин, который характеризует человека, который наносит вред своему партнеру — либо ребенку, либо другим людям — в надежде получить власть.
Как итог — десятки детских суицидов. Через несколько лет уже в топе другой челлендж, который называется «Беги или умри». Эти так называемые группы смерти вводят в ужас всех родителей, потому как они захватывают умы их детей. Как понять, что твой ребенок попал в такую неприятную группу? Ольга Кондаревич, адвокат: Наверное, по каким-то внешним признакам, когда меняется поведение вашего ребенка, он непонятно чем занимается. Опять же, мы как родители должны знать, где в течение дня находится ребенок и с кем он общается. Это идеальная ситуация. Если у нас доверительные отношения, вечером за чашкой чая мы обсудим с ребенком, как прошел день, он расскажет. Если он становится каким-то скрытным, у него какие-то непонятные знакомства, он больше времени проводит в интернете, у него какие-то свои задачи, о которых он вам не рассказывает, тогда есть смысл задуматься, что что-то идет не так. Но это можно отследить только при условии хорошего, доверительного контакта с ребенком.
Последним указанием в игре будет самоубийство. Как подростки находят группы смерти и вступают в этот кошмар? Очень просто — достаточно лишь проставить соответствующие хештеги «синий кит», «море китов», «тихий дом», «киты плывут вверх», разбуди меня в 4. После этого с ними связываются организаторы сообщества. Многих родителей, которые обеспокоены распространением групп смерти в социальных сетях, интересует, можно ли выйти из этой смертельно опасной игры. Как показывает практика, это возможно только на начальном этапе. Если подросток не решается выполнить первое задание и предъявить фотоотчёт, его банят. А если он уже в игре, то должен дойти до конца, обратного пути нет. Участников начинают шантажировать тем, что вычислили их IP-адреса и личные данные, и угрожать неминуемой смертью родных и близких в случае отказа от самоубийства. Кто выполняет роль «ведущих», подстрекающих к смерти? Детьми в социальных сетях манипулируют взрослые. Системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Что ими движет — вопрос второстепенный.
Время от времени в тематические чаты приходят колумбайнеры, наркодилеры или распространители детской порнографии. Иногда приходят педофилы, прикидывающиеся кураторами. В большом немодерируемом чате педофил, парадоксально, несколько менее опасен, чем на ВК. Если он у кого-то в личке начинает просить фотографий с обнаженкой, и барышне такой поворот разговора не нравится, через две минуты скрин этого разговора попадает в общий чат, а через пять минут педофила дружно матерят все, кто в это время оказался в онлайне. Более опасный вариант — это когда куратор в первую очередь занимается подталкиванием к суициду и у игрока не возникает сомнений, что это настоящий куратор , а побочно занимается сексуальной эксплуатацией игрока, требуя от него фотографий в рамках заданий. Тут к рискам от самой игры добавляются типичные риски, связанные с пересылкой фотографий — шантаж обнародованием фотографий, собственно обнародование. Поскольку многие из игроков в дополнение к проблемам с самоповреждением имеют еще проблемы с пищевым поведением, в тематических чатах довольно часто можно встретить фотографии анорексичных барышень на стадии глубокого физического истощения и описания экстремальных диет. Для игроков с расстройствами пищевого поведения в ремиссии такой контент является триггерным и может провоцировать рецидивы. То же касается обмена фотографиями порезанных рук — тех, у кого сформирована зависимость от порезов, эти фотографии побуждают резаться чаще и глубже, поскольку срабатывает эффект соревнования. Слухи о том, что кто-то в сообществе все-таки совершил суицид, на некоторое время повышают суицидальный риск для всего сообщества — может запускаться волна подражаний. Причем необязательно это будут непосредственно суицидальные попытки: могут быть угрозы, анонсы, демонстративные акции или какие-нибудь очень странные выходки, про которые человек потом не может объяснить, что на него нашло. Например, среди зимы пойти гулять в одной футболке на ближайшую заброшку. Таким образом, для людей с не очень устойчивой психикой сам факт нахождения в суицидальной тусовке является небезопасным, даже если они там ни во что не играют, а просто сидят и общаются. Поиски путей помощи В каком-то смысле суицидальные игры оказались не только вредными, но и полезными — во всяком случае, группу повышенного риска теперь хорошо видно, она собирается большими компаниями в тематических чатах, и ее легко находить по ключевым словам. На этом месте, собственно, с группой риска надо было бы начинать как-то работать — осталось понять, как это делать. Исторически одним из первых способов работы было перенаправление группы риска на кризисные линии. В 2017 году, когда на ВК начали активно банить по ключевым словам суицидальные группы, на месте закрытой группы размещалась ссылка на проект «Твоя территория» — чат доверия для подростков и молодежи. Количество обращений в службу резко возросло — многие ребята открыли для себя возможность обратиться за помощью. Консультанты не справлялись с наплывом обращений и эмоциональной нагрузкой — стало приходить много суицидентов. Недостаток финансирования, ограничивающий количество консультантов, до сих пор является основной проблемой службы. Вот так выглядит статистика обращений на проект «Твоя территория» за 2013-2020 годы. Можно видеть, что на данный момент консультанты успевают принять примерно одно из четырех обращений. На остальные просто не хватает рук. Почему формат чата, а не более привычный телефонный? Потому что, как оказалось, в старшем подростковом возрасте спрос на телефоны доверия резко падает. Не потому что проблем становится меньше, а потому что разговаривать по телефону на личные темы становится психологически некомфортно. А вдруг родители что-нибудь услышат? Чат в этом смысле безопаснее, ты можешь сидеть в одной комнате с мамой, и она не узнает, о чем именно ты в этот момент переписывался с консультантом. Есть, с другой стороны, и ограничения. Во-первых, на кризисную линию ты в любом случае должен обратиться сам. То есть тебе как минимум нужно дозреть до обращения за помощью. Это отсекает очень многих ребят с тяжелой депрессией, которые убеждены, что помочь им уже нельзя. Во-вторых, формат кризисной линии позволяет поговорить об актуальных чувствах, но к работе по формированию недостающих функций и навыков он не располагает. И если, например, обращается одинокий подросток, у которого нет друзей, потому что он не умеет общаться и боится это делать, то за час с ним можно поговорить про его страхи, но нельзя выстроить у него коммуникативные навыки. В-третьих, консультант на кризисной линии так же анонимен, как ты сам, и с ним не получиться выстроить настоящих отношений. Вопрос отношений особенно важен в ситуации текущего суицида — когда человек, например, уже успел вылезти на крышу и решил напоследок с кем-то поговорить. Отношения — это последняя вещь, за которую можно ухватиться, когда больше тебя ничего не держит, и если собеседник говорит: «Я не хочу, чтобы ты уходил», — то есть разница, произносит ли эти слова человек, которого ты знаешь и любишь, или человек, с которым ты познакомился только что. Из этих соображений логически вытекает второй ранний формат помощи — а именно, шефство. Шефством над конкретными подростками практически с самого начала занимались волонтеры, основной задачей которых была идентификация кураторов суицидальных игр. Когда волонтер сидит в чате и общается с подростками, то естественным образом выстраиваются какие-то отношения, и с кем-то из ребят они будут особенно близкими. У подростка появляется надежный объект привязанности, человек, которому он доверяет, и когда возникают какие-то проблемы — любые проблемы, начиная от насморка, заканчивая желанием выйти в окно, — то он обращается со своими проблемами именно к этому человеку. Ограничение здесь понятное — отдельно взятый волонтер не может дружить таким образом с большим количеством подростков. И времени не хватит, и эмоционально тяжело. По опыту группы «Китобой» потолок, после которого начинается стремительное выгорание, — это два-три постоянно нуждающихся в контакте кризисных подростка на одного волонтера. Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов. Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий.
Игра «Синий кит» в ВК правила: как попасть в игру, задания, можно ли выйти
Например, игра «Синий кит» приобрела сейчас огромную популярность. В статье рассмотрена виртуальная детская интернет-игра «Синий кит» как актуальный деструктивный девиантологический феномен и механизм манипулятивного воздействия на сознание и поведение личности подростка, приводящий его к суициду. Игра "Синий кит" вызывает серьезные опасения среди родителей, педагогов и психологов из-за своего потенциально негативного влияния на подростков. Новости об игре «Синий кит» появлялись и за рубежом. Мы собрали информацию о том, что известно о «синих китах», «группах смерти» и игре «Правда или действие» на сегодняшний день, и спросили врача-психотерапевта, как общаться с подростками, чтобы избежать худшего.
Информация для читателей
- Синий кит – задания, правила игры
- Игры со смертью: родители боятся “Синего кита”, а дети проходят опасные квесты (18+)
- Форма поиска
- Чем опасна игра «Синий кит»?
- Почему все вновь заговорили о суицидальных сообществах в соцсетях
- Кто связал игру «Синий кит» с массовыми самоубийствами подростков
СИНИЙ КИТ / САМОУБИЙСТВО ДЕТЕЙ [ВСЯ ПРАВДА, СПИСОК ЗАДАНИЙ]
а «синие киты» расползлись уже по всему постсоветскому пространству - закон еще не переписали. О «Синем ките» уже практически успели забыть. Многие родители думали: раз виновные арестованы или отправлены на принудительное лечение, то смертельная игра осталась где-то позади. Громом среди ясного неба прогремели новости из маленького поселке в Липецкой. «Группы смерти» не ушли из России даже после громкого дела администратора «Синего кита» Филиппа Будейкина в 2017 году. В статье рассмотрена виртуальная детская интернет-игра «Синий кит» как актуальный деструктивный девиантологический феномен и механизм манипулятивного воздействия на сознание и поведение личности подростка, приводящий его к суициду. О «Синем ките» уже практически успели забыть. Многие родители думали: раз виновные арестованы или отправлены на принудительное лечение, то смертельная игра осталась где-то позади. Громом среди ясного неба прогремели новости из маленького поселке в Липецкой. Кажется, игре "Синий кит" приписали какие-то магические свойства.
Игра Синий Кит
А в-третьих, они преподносят самоубийство как уход от всех проблем в жизни, помощь и облегчение. Мошенники знают, что ребята помладше расскажут о таких играх взрослым. Те, кто постарше, включат критическое мышление и не поверят преступникам. А вот ученики 5-7 класса еще не понимают, что угрозы от кураторов игры, скорее всего, пустые, и из страха выполняют их приказы". Психолог отмечает, что в популярности этой игры косвенно виноваты сами родители. Многие дети рассказывали о ней родителям, но те только отмахивались, не воспринимая их рассказы серьезно. Это вообще большая проблема родителей подростков — часто они настолько заняты, что уделяют слишком мало внимания детям. И те думают: "Ну что ж, может, если я умру, то хоть тогда они обратят на меня внимание". Опасность вовлечься в такие игры особенно велика у детей, чьи родители находятся в состоянии развода или в семье есть другие неурядицы.
Также проблема многих родителей в том, что они не научили детей думать самостоятельно. Они всегда все решали и выбирали за них — и на выходе получили подростка, который просто не умеет принимать решений сам. Многие дети начинают участвовать в игре с мыслью "Попробую, а потом брошу", но бросить не так легко — именно потому, что отвечать за свои действия их никто не научил.
Самое главное, что должно быть принято родителями, как аксиома — вы должны стать близки со своим ребенком. Нужно быть с ним на одной волне, чтобы никакой куратор и наставник не смог занять эту пустующую нишу в его душе. Старайтесь находить время для совместных походов в кафе, в спортзал, на природу. Там, где обстановка располагает для спокойных и доверительных разговоров, старайтесь их ненавязчиво заводить.
Поговорите с ребенком на волнующие вас и его темы: об опасных группах в интернете; о жизни и смерти; о виртуальном и реальном общении; об ответственности за близких. Чем громче ваши слова, тем хуже вас услышит подросток Следите, чтобы это были именно разговоры по душам, а не нравоучения. Старайтесь слушать и слышать своего ребенка — для него это очень важно! Скажите, что в молодости все люди проходят через период поиска смысла жизни, всем свойственно сталкиваться с определенными проблемами и ошибаться. Отлично сработает, если вы вспомните эпизоды из своей личной жизни, но не с подтекстом «а вот в наше время было так…», а в виде интересного повествования. Можете поделиться своими горестями на тот период. Кстати, вспомнив свои переживания молодости, вы лучше сможете понять и эмоции своего ребенка!
Расспросите ребенка о его друзьях — виртуальных и реальных, но ненавязчиво, по-дружески. Поддержите его там, где это возможно. Скажите, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь. А еще лучше действиями покажите, что вместе вы обязательно справитесь с любыми проблемами. Можно напрямую спросить у ребенка, что его волнует, в какой помощи он нуждается. Если он почувствует ваше искреннее желание его понять и помочь в трудную минуту, а не в очередной раз «воспитывать» — он непременно откроется. А находясь с ребенком на одной волне, вы уже оба будете защищены от такого страшного в наше время явления, как «Синий кит».
Дайте понять, что вы всегда на стороне своего ребенка Важно: Чтобы защитить ребенка от смертельной игры «Синий кит», станьте для него другом! Родители должны понимать, что в подростковый возраст происходит гормональная перестройка организма. Но также этот период не терпит духовной пустоты! Поэтому для каждого ребенка крайне важно иметь рядом старшего друга, который говорит с ним, как с равным, а не считает его ребенком! Часто нравоучения и толкают детей на социальный или даже жизненный бунт. Если бы каждый родитель мог легко и убедительно рассказывать о разных сторонах этой весьма непростой жизни — этих трагедий не было бы, а игра «Синий кит» не смогла бы по определению состояться. Но, к сожалению, наша любовь к детям зачастую ограничивается только заботой о том, чтобы они были сыты, одеты, обуты и хорошо учились.
Духовная сторона вопроса часто не рассматривается. А если от случая к случаю мы и пытаемся поговорить по душам со своим ребенком, то такой разговор, как правило, не получается. Ведь слишком сильными оказываются стереотипы, о чем можно говорить с детьми, а о чем не принято. Не отворачивайтесь от подростка, даже если он вам нагрубил Советы, как защитить и уберечь ребенка от смертельных игр Всегда находите время на общение с ребенком и внимательно слушайте, когда он что-то рассказывает, делясь с вами проблемами Просите прощение за своим ошибки Забудьте о стереотипах — перед вами практически взрослый человек. Лучше о всех тонкостях взрослой жизни ему расскажете вы, чем друзья со двора Выражайте свою любовь и максимально подчеркивайте ценность ребенка в вашей жизни Забудьте манипулирующие фразы «лучше бы ты умер», «ты меня в могилу сведешь» и т.
Все они, по словам девочки, могут умереть. Через три дня не стало 16-летнего молодого человека, спортивного юноши, предпочитавшего вести здоровый образ жизни и пользовавшегося популярностью у сверстниц. Друзья уверяют, что погибшие встречались. Две смерти и одно дело Случившимся занялся СК на транспорте. Информацию о возможных жертвах, о чем девочка упомянула на видео, проверяют.
Состоящих в группах смерти школьников, уверяют педагоги, пока установить не удалось. Родителей попросили проверять соцсети детей, чтобы уберечь их от опасности. Позже их соединили в одно производство. Следствие установило, что погибшая девочка состояла в четырех закрытых сообществах в Теlеgrаm под названием «Синий кит». В ее телефоне сотрудники СК нашли подтверждение тому, что 14-летний подросток выполнял задания куратора одной из таких групп. По словам источника, действия лиц, из-за которых погибли дети, квалифицируют по статье «Убийство двух лиц». Предположительно, причастный к смерти подростков находился на месте их гибели.
В качестве примера журналисты привели громкую историю 21-летнего Филиппа Будейкина, который действовал в Сети под ником Филипп Лис. Его обвиняли в гибели 15 подростков.
Однако следствию так и не удалось установить прямую связь между самоубийством и действиями Будейкина по большинству эпизодов — дети удаляли переписку в соцсети, как требовал их куратор. В итоге создателя «группы смерти» признали виновным только по двум эпизодам дела и приговорили к трём годам и четырём месяцам заключения в колонии-поселении. В марте 2019 года Будейкин вышел на свободу. Он просто хотел себя пропиарить и не думал никого к чему-то склонять. Он просто дурачок. После освобождения Будейкин со мной не связывался. Я уверен, что он стал жертвой своей глупости. Считаю, что суд вынес ему слишком суровое наказание. Будейкин думал, что всё это шуточки, а когда его арестовали, то был сильно напуган.
Не думаю, что после освобождения он взялся за старое. Страх перед тюрьмой сильнее пиара», — выразил своё мнение ForPost адвокат Будейкина Ростислав Губенко. Читайте также: Интернет — зло? Обсуждаем с врачом-психиатром Александром Пугачёвым Борьба за жизнь По словам руководителя Центра спасения детей от киберпреступлений Сергея Пестова, за последние три года в России был достигнут прогресс в борьбе с группами «Синий кит». В беседе с корреспондентом ForPost он отметил, что их организовывают люди вроде Будейкина, которые хотят поиграть на чувствах подростков или пропиариться на этой теме. По мнению Пестова, сейчас практически не осталось людей, которые целенаправленно доводят детей до самоубийства. В основном под чьим-то контролем их курировали дети. Принятые на государственном уровне меры борьбы с «Синем китом» дали свой положительный результат. Групп смерти стало значительно меньше», — уверен Пестов.
По его словам, прогресса удалось добиться благодаря поправкам, внесённым в Уголовный кодекс РФ. Их инициировали родители, чьи дети попали под влияние групп смерти и покончили жизнь самоубийством. Руководитель Следственного комитета России пошёл навстречу общественным активистам и попросил депутатов Госдумы проработать этот вопрос. В результате в 2017 году в Уголовный кодекс РФ внесли изменения. Появились ст. За эти преступления законодатели решили наказывать тюремными сроками — вплоть до шести лет заключения. Однако некоторые эксперты уверены, что данные поправки оказались нерабочими, так как организаторы групп смерти продолжают оставаться на свободе. По мнению руководителя региональной общественной организации «Молодёжная служба безопасности» Леонида Армера, во время самоизоляции число желающих стать кураторами групп смерти увеличилось. В беседе с журналистами РИА Новости он отметил, что последние два месяца наблюдается активность в интернете.
Армер предположил, что люди идут на такой шаг от безделья. Сейчас правоохранители изучают информацию по 30 подросткам, оказавшимся в зоне риска.
Оставшиеся в живых участники игры «Синий кит» рассказали о жутких правилах
Создатель игры взят под стражу в России, но «Синий кит» добрался и до нескольких арабских стран. Новости об игре «Синий кит» появлялись и за рубежом. Например, игра «Синий кит» приобрела сейчас огромную популярность. Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интернет, факты на развлекательном портале С 2016 года заговорили о «Синем ките».
Что это за игра «Синий кит»?
- Кто связал игру «Синий кит» с массовыми самоубийствами подростков
- Что это за игра «Синий кит»?
- «Синий кит», или Игра со смертью
- «Синий кит»: опасная игра, о которой лучше не знать
- «INFORMING»