Новости что такое эмоциональный интеллект простыми словами

Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать. Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами. Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими.

Эмоциональный интеллект и способы его улучшения

В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.

Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.

Придумайте себе свои ритуалы. Это ваша жизнь и ваши правила. Внутренняя мотивация Internal Motivation По словам Гоулмана, руководствоваться только деньгами или материальным вознаграждением не является долгосрочной мотивацией. Страсть к тому, что вы делаете, является лучшей подпиткой для укрепления вашего эмоционального интеллекта. Это приводит к устойчивой мотивации, четкому принятию решений и лучшему пониманию целей организации. Рекомендация: Однажды мой близкий друг рассказал мне про важность «shared values» — это ценности, которые ты разделяешь с партнером, друзьями и компанией, в которой работаешь. Это некий компас твоего счастливого пути. На своем примере, могу сказать, что моя высшая ценность — свобода, поэтому я отталкивалась от нее при принятии решения, в какой компании работать. Попробуйте проанализировать свои ценности и сопоставить их с ценностями своего окружения. Эмпатия Empathy Вы надо не только понимать свои собственные эмоции, но и понимать и экологично реагировать на эмоции других. Выявление определенного настроения или эмоций у коллеги или близких людей и реагирование на них может иметь большое значение для развития ваших отношений. Рекомендация: Признаюсь, это самый сложный пункт лично для меня в этой модели. По заданию психолога, я регулярно практикую день «активного слушателя». Я убеждена, что, если вы хотите понять, что чувствуют другие люди, первый шаг — обратить внимание. Потратьте время, чтобы послушать, что люди пытаются вам сказать, как вербально, так и невербально. Изучайте реакции, язык тела, интонацию собеседника, задавайте вопросы. Постарайтесь не давать оценку, а просто изучать. Социальные навыки Social Skills Социальные навыки — это больше, чем просто дружелюбие. Гоулман описывает их как «целеустремленное дружелюбие», имея в виду, что со всеми обращаются вежливо и с уважением, но здоровые отношения также используются для личной и организационной позитивно подкрепленной выгоды. Рекомендация: Ходите непроторёнными дорожками. Кажется, какая здесь связь и что имеется ввиду? Попробуйте прожить день наоборот: принять ванну с утра, а вечером вместо того, чтобы смотреть сериал, позвоните другу и предложите спонтанную встречу. Пробуйте новые вкусы откажитесь от заказа салата «Цезарь» и пасты «Карбонара» в ресторане , сходите на фильм в оригинале с субтитрами.

Что дает эмпатия? Например, для руководителей — умение давать нужные инструменты для роста и развития сотрудников, помогать им реализовывать свой потенциал, видеть их слабые места, не сталкивать конфликтующие стороны и т. Все компоненты эмоционального интеллекта приводят нас к главной цели: умение лучше понимать окружающих, не требовать от себя или от других, больше, чем мы можем на самом деле, не поддаваться влиянию толпы. Мы не ждем, что наши эмоции будут угаданы, умеем словесно обозначать свои приоритеты, не уходим в пассивно-агрессивную оборону, осознанно относимся к конфликтам, не боимся их, уверены в себе. Диагностика эмоционального интеллекта Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика Исследований в области эмоционального интеллекта достаточно много. Проблема диагностики играют большую роль, как в прикладной психологии, так и в психолого-педагогической сфере. Все методы диагностирования можно условно разделить на две группы: методы решения задач и методы самоотчета самооценки. Давайте более подробно рассмотрим эти две группы. Методы решения задач В основе этих диагностических методов лежит решение задач на определение эмоций, которые предлагаются испытуемым описание эмоций, понимание их состава, взаимосвязи, умение управлять ими. В задачах может быть несколько вариантов ответов, которые будут оцениваться по балльной шкале. В него входят определение эмоций, их понимание и управление ими, повышение эффективности мышления. Методы самооценки Методы данной группы работают с абстрактными ситуациями, с которыми соглашается или нет, испытуемый. К таким методам относятся: Опросник «EQ-i» Р. Холла N. Hall Emotional Intelligence Self-Evaluation — выявляет способность понимания отношений и управлении эмоциями. Self-ReportIndex — оценивает компоненты эмоционального интеллекта. Опросник эмоционального интеллекта Trait TEIQue — с помощью этого опросника можно оценить коммуникабельность, эмоциональное состояние, самоконтроль и эмоциональность.

Они учат клиента замечать, что с ним происходит и какие решения должны из этого следовать. Также хорошо работает развитие эмоционального интеллекта в группе — на курсах или тренингах. Там можно делиться мыслями, проверять свои гипотезы. Медленный путь — саморазвитие. До определенных пределов можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект. Важно: делать это нужно в первую очередь в отношении себя, своих эмоций. А потом — в отношении эмоций других людей. Если человек не научился разбираться со своими эмоциями, ему будет сложно обрабатывать эмоции окружающих. Если он не знает, как выглядит его стыд, то не разглядит это чувство в коллеге или сотруднике. Другая возможная проблема — человек умеет замечать свои эмоции, но не умеет с ними обходиться. Например, плохо переживает чувство вины, и, соответственно, плохо понимает того, кто испытывает вину. Как разобраться, какие эмоции вы сейчас испытываете, почему это часто не получается и представляет сложность для многих? Распространенные причины: в семье не принято признавать чувства, развита культура подавления. Или просто нет привычки понимать свои чувства. А еще на это могут влиять психологические травмы, связанные с этапами взросления. Например, в детстве случилось что-то неприятное, связанное с этим чувством пристыдили перед всем классом. И теперь человек не хочет иметь дело со своим стыдом. Как в этом случае развивать эмоциональный интеллект: Хороший способ получить информацию о своих эмоциях — сканировать свое тело. Тело сложнее игнорировать, чем чувства, вы заметите, что у вас всегда есть телесные ощущения, например: бабочки в животе, трясутся руки. Когда вы что-то чувствуете, но не можете назвать, простой путь — заметить, что происходит в этот момент с телом. Сначала вы научитесь замечать телесные ощущения, а со временем начнете эти состояния узнавать. Тогда будет проще определять и ситуации, в которых они приходят. Например, перед прямым эфиром мое дыхание учащается и дышу я тяжелее. Это волнение. Осознав телесное ощущение, я могу его снизить. Есть один закон работы с эмоциями: если эмоция замечена, осознана или названа, то у нее есть тенденция снижать свою интенсивность. То есть, она более понятна, объяснима, принимаема и с ней можно что-то делать, в том числе, выражать. Знайте, какие бывают эмоции. Часто люди затрудняются их назвать, например, у той же агрессии много оттенков: недовольство, раздражение, ярость, гнев. И это все разные чувства, которые базируются на одной эмоции. Если вы чувствуете, что вам сложно называть эмоции свои и окружающих , используйте справочники эмоций и чувств, например, «Колесо эмоций» Роберта Плутчика. Придется тренироваться, чтобы научиться называть то, что с вами происходит. Анализируйте, какая потребность стоит за эмоцией. Так, осознав «я злюсь», хорошо бы разобраться, почему это происходит.

Софья Шматова

  • Что такое эмоциональный интеллект
  • Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами
  • Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
  • В подкасте вы узнаете
  • Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать
  • Содержание

Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни

Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент). Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций.

Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой)

И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой.

Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов. Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу. Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций.

Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции.

Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи. Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну».

С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги. Раскрасьте его. А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок. Подсказка Голова Большая голова — большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова — чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза Большие глаза — подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Маленькие глаза или закрытые — тенденция к интроверсии и самопоглощенности. Уши и нос Большие уши — чувствительность к критике. Акцент смещен на нос — наличие сексуальных проблем. Хорошо прорисованные ноздри — склонность к агрессии. Рот Отсутствие рта — депрессия, иногда вялость в общении. Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот — возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции. Руки Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Хрупкие, слабые руки — физическая, иногда психологическая слабость. Скованные руки — замкнутая, обязательная, жесткая личность.

Вяло опущенные руки — неэффективность. Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки — отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги Длинные ноги — потребность в независимости. Большие ноги — нестабильность и отсутствие основы. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей.

Как развить эмоциональный интеллект? Прислушивайтесь к интуиции и будьте наблюдательны Развитие эмоционального интеллекта помогает не только понимать собственные эмоции и управлять ими, но и эффективнее общаться с другими людьми. Чем лучше вы понимаете эмоции других людей, их намерения и мотивы поведения, тем адекватнее реагируете на них и взаимодействуете с ними. Простыми словами, чем быстрее вы поймёте, что ощущает ваш собеседник и каковы его потребности прямо сейчас, тем легче вам будет выстроить с ним диалог: вы поддержите его, если нужно, и он будет вам за это благодарен. В определении эмоций другого человека не обойтись без интуиции — способности постижения чего-то на бессознательном уровне. Она объединяет сознательную и бессознательную часть разума, связывает эмоцию и мысль — в общем, лежит в основе эмоционального интеллекта. Бывали случаи, когда вы принимали решение основываясь на некоем предчувствии того, что выбранный вами путь верен? Это и есть интуиция. Оно использует эту информацию, чтобы мгновенно предупредить нас о том, что нам следует остановиться или, напротив, двигаться вперед, поскольку набор обстоятельств правильный.

Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Исследования показывают, что тело всегда говорит за нас больше, чем язык. С одной стороны, это усложняет ситуацию, с другой — создаёт отличную «базу данных» нашей интуитивной части. Осознав это, попробуйте понаблюдать за собственным «языком тела» и движениями собеседника. Следите за тем, чтобы ваши слова сочетались с жестами, выражением лица и так далее, иначе собеседник может почувствовать себя неуютно. Например, не стоит заламывать руки и хмуриться, когда вы хвалите друга или делитесь идеей стартапа с инвестором. Освойте набор невербальных сигналов жесты, мимика, тембр и «привяжите» их к соответствующим эмоциям — тогда целей в общении будет достигать гораздо проще. Эмоциональные триггеры и стресс — как справиться? Разбилась любимая кружка. Встали в пробку и опоздали на экзамен.

Нашли муравья на кухне. Во всём районе внезапно выключили воду на сутки. Всё это — эмоциональные триггеры, внезапные события, которые выбивают нас из состояния покоя. Они могут толкать на плохие поступки разной степени тяжести, от самобичевания до оскорблений ни в чём не повинных людей. Большинство из нас может справиться с одной вещью, которая провоцирует стресс. Разбилась и ладно. Опоздал — что ж, надо было раньше выходить. Но когда трудности наваливаются скопом, бороться с ними бывает нелегко. В таком случае стресс захватывает разум, мешая мыслить ясно.

Для того чтобы найти выход, управлять своим стрессом и уменьшить его, вам нужно успокоить эмоциональную часть мозга и задействовать его рациональную, думающую часть. Келли Макгонигал, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» Келли Макгонигал в книге «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» рассуждает о природе стресса, его происхождении и пользе. Вывод, который делает автор, может показаться неочевидным: стресс полезен, хотя массовая культура убеждает нас в обратном. Стресс в разумных количествах помогает человеку оставаться в тонусе, интересоваться жизнью, совершать новые открытия. Макгонигал ссылается на исследования, согласно которым среди людей, периодически переживающих стресс предприниматели, главы семей, обычные люди с непростой судьбой в среднем выше процент удовлетворённых жизнью. Почему так происходит? Всё дело в переосмыслении и принятии стрессовых ситуаций. Мы не сдаёмся, а анализируем, что произошло и что стоит сделать, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем, благодаря чему повышаем качество жизни.

Способы развития Существуют два способа развития эмоционального интеллекта: быстрый и медленный.

Быстрый — работа со специалистом. Этим, на мой взгляд, очень много занимаются психологи, психотерапевты. Они учат клиента замечать, что с ним происходит и какие решения должны из этого следовать. Также хорошо работает развитие эмоционального интеллекта в группе — на курсах или тренингах. Там можно делиться мыслями, проверять свои гипотезы. Медленный путь — саморазвитие. До определенных пределов можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект. Важно: делать это нужно в первую очередь в отношении себя, своих эмоций. А потом — в отношении эмоций других людей.

Если человек не научился разбираться со своими эмоциями, ему будет сложно обрабатывать эмоции окружающих. Если он не знает, как выглядит его стыд, то не разглядит это чувство в коллеге или сотруднике. Другая возможная проблема — человек умеет замечать свои эмоции, но не умеет с ними обходиться. Например, плохо переживает чувство вины, и, соответственно, плохо понимает того, кто испытывает вину. Как разобраться, какие эмоции вы сейчас испытываете, почему это часто не получается и представляет сложность для многих? Распространенные причины: в семье не принято признавать чувства, развита культура подавления. Или просто нет привычки понимать свои чувства. А еще на это могут влиять психологические травмы, связанные с этапами взросления. Например, в детстве случилось что-то неприятное, связанное с этим чувством пристыдили перед всем классом.

И теперь человек не хочет иметь дело со своим стыдом. Как в этом случае развивать эмоциональный интеллект: Хороший способ получить информацию о своих эмоциях — сканировать свое тело. Тело сложнее игнорировать, чем чувства, вы заметите, что у вас всегда есть телесные ощущения, например: бабочки в животе, трясутся руки. Когда вы что-то чувствуете, но не можете назвать, простой путь — заметить, что происходит в этот момент с телом. Сначала вы научитесь замечать телесные ощущения, а со временем начнете эти состояния узнавать. Тогда будет проще определять и ситуации, в которых они приходят. Например, перед прямым эфиром мое дыхание учащается и дышу я тяжелее. Это волнение. Осознав телесное ощущение, я могу его снизить.

Есть один закон работы с эмоциями: если эмоция замечена, осознана или названа, то у нее есть тенденция снижать свою интенсивность. То есть, она более понятна, объяснима, принимаема и с ней можно что-то делать, в том числе, выражать. Знайте, какие бывают эмоции. Часто люди затрудняются их назвать, например, у той же агрессии много оттенков: недовольство, раздражение, ярость, гнев. И это все разные чувства, которые базируются на одной эмоции. Если вы чувствуете, что вам сложно называть эмоции свои и окружающих , используйте справочники эмоций и чувств, например, «Колесо эмоций» Роберта Плутчика.

Есть разные диагностические инструменты, которые выглядят как шкалы оценки. С помощью них и специальных тестов мы можем предположить, насколько у человека развиты коммуникативность, сотрудничество, стрессоустойчивость. Например, в одном из диагностических инструментов есть шкала осознанности. Если у человека высокий показатель по этой шкале, значит, он умеет рефлексировать и задумываться о том, как его поведение влияет на других людей. Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект. Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах. Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная. Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу. Такой человек умеет работать в команде: например, может заметить, что коллега испытывает трудности, и не критиковать его, а поддержать и помочь. Он умеет разрешать конфликты, так как способен воспринимать другую точку зрения и контролировать реакции. А эмоционально интеллигентные лидеры более убедительны, так как они понимают, какие эмоции вызывают их слова и действия у других. Они умеют мотивировать и вдохновлять команду.

Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы.
Как развить эмоциональный интеллект и почему он важен Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей.
Что такое эмоциональный интеллект, как его развивать Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей.

Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?

Эмоциональный интеллект (EQ) Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.

Эмоциональный интеллект и способы его улучшения

Развитый эмоциональный интеллект отличает всех лидеров от остальных людей: они более продуктивны в любом деле, лучше мотивируют своих коллег. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить, рассказывает психолог Виктория Кейлин. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient, EQ) – это умение понимать, контролировать и использовать свои эмоции для успешной коммуникации с окружающими (для этого также нужно понимать истинные причины возникновения и последствия проявления эмоций других людей). это коэффициент эмоционального интеллекта.

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать

Ответ прост — развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других. 1. Эмоциональный интеллект развивает способность управлять своим поведением. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей. Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом. Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. По словам Чистяковой, эмоциональный интеллект – это когнитивная способность, а не просто наличие эмоций.

Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой)

Фото Далее можно ознакомиться с фото по теме: Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает? Считается, что именно эмоциональный интеллект определяет успешность человека во всех жизненных ситуациях, особенно в карьере и бизнесе. Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией. Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему? Психологические исследования показали, что люди с высоким уровнем интеллектуального развития нередко не могли применить свои способности на практике из-за плохой адаптации в коллективе и слабых межличностных коммуникативных навыков. С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии. Виды и особенности Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра: Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей по внешним признакам — походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т.

Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций как своих, так и у других людей ради достижения необходимого результата. Модель Дэниела Гоулмана В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие: Самосознание — это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. Саморегуляция — умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок.

Вы умеете применять первые для развития компании и управлять вторыми, не позволяя им мешать делу. К примеру, ваш лучший сотрудник, на котором держится конструкторский отдел, абсолютно бестактен. Человек с низким EQ станет обижаться и мстительно уменьшать каждый раз премию некоммуникабельному интроверту. К чему приведет такой подход, очевидно. А руководитель с развитым EQ поможет важному для успешной работы специалисту наладить общения с коллективом. В некоторых случаях достаточно поговорить. Иногда целесообразно привлечь специалиста, который поможет конструктору и другим членам команды научиться общаться. Средства здесь вторичны. Важно понимать проблему и иметь представление о том, как можно ее разрешить; Вы умеете управляться со своими эмоциями. Для этого нужно научиться определять саму эмоцию грусть, злость, раздражение, тревога и ее причины. Если человека тревожит что-то смутное, негативное, но он не понимает, что это и откуда пришло, он не сможет справиться. А значит будет вольно или невольно выплескивать отрицательные эмоции на других людей. При этом важно понимать, что пытаться совсем не реагировать на негатив бессмысленно и неправильно. Мы неизбежно обижаемся, расстраиваемся. Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно. Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства. Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить. Если сотрудники демонстрируют плохо скрываемое недовольство, руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом сможет распутать проблему, а человек с низким EQ только запутает ее еще больше; Вы умеете нейтрализовывать негативных людей. Увы, но без специальной подготовки почти невозможно контролировать ситуацию, имея дело с токсичными людьми. Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций. Руководитель с высоким EQ способен справиться с соблазнами и не реагировать на нелогичное поведение негативного сотрудника; Вы находите возможность заметить окружающих людей, их эмоции, даже если сами очень заняты или торопитесь.

В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения, на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира. Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство. Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть? Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять. Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.

Тревога — тяжёлое дыхание, горящее лицо, тошнота, тяжесть в груди, потные ладони, напряжение в шее, челюсти, плечах, желание убежать. Страх — «бабочки в животе» , сухость во рту, короткое учащённое дыхание, напряжение вокруг рта и глаз. Грусть — ощущение пустоты в груди или животе , комок в горле, желание плакать, чувство, словно грудь сжали. Стыд — повышенная температура, неприятные ощущения в животе, сложно смотреть другим людям в глаза, тяжесть в груди, желание сжаться и стать невидимым. Это поможет вам немного успокоиться.

Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего

Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, в каких сферах жизни он нужен и как его развивать. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни.

Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами

Высокий уровень самосознания, также влияет на уровень стресса и тревожности. Рекомендация: Попробуйте знакомиться со своими чувствами, осознавайте их, ведите дневник чувств. Помочь вам сможет «ромашка чувств» по-научному «Колесо эмоций Роберта Плутчика». Наблюдая за своими эмоциями, Вы сможете прийти к понимаю их природы и разобраться с причиной их появления. А еще даже в самых сложных ситуациях помните, что эмоция не долговечна.

Зная, что самая сильная эмоция длится максимум 12 минут, можно пережить ее и дальше проанализировать сложившуюся ситуацию, исключая эмоциональную реакцию. Саморегуляция Self-regulation Также важно уметь контролировать и управлять своими импульсами и эмоциями. Опрометчивые или неосмотрительные действия могут привести к ошибкам и часто вредят отношениям с клиентами или коллегами. Рекомендация: Попробуйте найти то, что вас наполняет и расслабляет.

Я, к примеру, хожу в студию йоги 2-3 раза в неделю. Важно поддерживать дисциплину через «усилия без насилия». Придумайте себе свои ритуалы. Это ваша жизнь и ваши правила.

Внутренняя мотивация Internal Motivation По словам Гоулмана, руководствоваться только деньгами или материальным вознаграждением не является долгосрочной мотивацией. Страсть к тому, что вы делаете, является лучшей подпиткой для укрепления вашего эмоционального интеллекта. Это приводит к устойчивой мотивации, четкому принятию решений и лучшему пониманию целей организации. Рекомендация: Однажды мой близкий друг рассказал мне про важность «shared values» — это ценности, которые ты разделяешь с партнером, друзьями и компанией, в которой работаешь.

Это некий компас твоего счастливого пути. На своем примере, могу сказать, что моя высшая ценность — свобода, поэтому я отталкивалась от нее при принятии решения, в какой компании работать. Попробуйте проанализировать свои ценности и сопоставить их с ценностями своего окружения. Эмпатия Empathy Вы надо не только понимать свои собственные эмоции, но и понимать и экологично реагировать на эмоции других.

Выявление определенного настроения или эмоций у коллеги или близких людей и реагирование на них может иметь большое значение для развития ваших отношений. Рекомендация: Признаюсь, это самый сложный пункт лично для меня в этой модели.

Но все же специалисты говорят, что все начинается с семьи и внутрисемейного общения. Эмоционально компетентные родители, как правило, выращивают более эмоционально компетентных детей. Также из легкодоступного можно отметить реалистичные книги, фильмы, сериалы - такие, где достоверно показаны эмоции. По сути, это направление группового тренинга, оно может быть эффективным, если после организовать грамотное, правильное обсуждение материала. Если без обсуждения, то у человека происходит расширение фокуса внимания и восприятия, эмоционального репертуара - это тоже может быть полезным. Зачем детям развивать эмоциональный интеллект? Здесь можно применить метафору: чем раньше человек научится читать писать, тем быстрее это перейдет в бессознательный навык на уровне автоматизма, он не будет об этом задумываться и сможет легко работать с письменной и устной информацией. А если человек научился писать в 20-30 лет, то он, очевидно, в жизни столкнется со множеством трудностей.

По сути, эмоция - это та же информация. Причем очень важная информация в общении с людьми, в установлении близких отношений, во влиянии на окружающих, в принятии решений, в конце концов в выборе жизненного пути: "Куда пойти учиться? Друзья предложили сигарету, подросток может осознать, хочет ли он пробовать на самом деле, если хочет, то что им движет. Высокий эмоциональный интеллект у детей обеспечивает возможность противостоять неблагоприятному влиянию окружения. Одним из примеров важности эмоционального компонента может быть нашумевшая история с "Синим китом". Из переписок детей, скриншоты которых публиковались в соцсетях, эксперты делают выводы, что дети не понимали или искаженно воспринимали, что с ними происходит, соответственно, не могли адекватно отреагировать на происходящее. Зачем взрослым развивать эмоциональный интеллект? Если говорить про руководителей, основателей компаний, то невнимание к эмоциональному компоненту может привести к серьезным, вплоть до катастрофических, последствиям. Очень многое зависит от первого руководителя компании: его способности осознать свою эмоциональную реакцию и выбрать наиболее адекватное ситуации поведение.

Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте.

Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку.

Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем.

Испугавшись, Дженнифер начала паниковать, крича на своих друзей, которые были в палатках поблизости. Мысли о выживании наводнили ее разум. Режим выживания — это отсутствие фильтра мыслей. Этот беспорядок сделал медведя более агрессивным, теперь он пытался прорваться, разрывая палатку. Сквозь ужас Дженнифер услышала, как один из ее друзей закричал: «Притворись мертвой, тебе нужно притвориться мертвой! Она помнила все свои тренировки, и в тот момент притвориться мертвой было последним, что ее эмоции, тело и разум говорили ей делать. Как-то она все равно это сделала. Дженнифер тихо лежала, пока гризли рылся в палатке. В конце концов, медведю стало скучно, и он двинулся прочь от лагеря, оставив Дженнифер невредимой. Хотя это крайний пример, с которым вы, вероятно, никогда не столкнетесь, это хороший урок эмоционального интеллекта. Анализ мыслей в мозгу, их наличие и отсутствие — это то, с чем вы сталкиваетесь несколько раз в день. Сдерживание поведения на фоне волны сильных, часто отрицательных эмоций — важнейший элемент EQ. И это то, что нужно для выживания против гризли и успеха в своей профессии. Эмоциональный интеллект и его функции в мозге Ваш мозг запрограммирован на то, чтобы давать эмоциям всю силу. Вот как это работает: Все, что вы видите, обоняете, слышите и касаетесь, проходит через ваше тело в виде электрических сигналов. Они проходят между периферической нервной системой телом и центральной нервной системой вверх по спинному мозгу к головному мозгу. Эти сигналы в конечном итоге достигают лобной доли мозга, исполнительной системы мозга, ответственной за кодирование сложной логики и рациональной информации. Но, по пути, сигналы первого проходят через ваши эмоциональные центры в лимбической системе. В мозгу эмоции имеют приоритет. По шкале эволюции исполнительная система нова. Но лимбическая система древняя. Ему сотни миллионов лет. В результате мозг в тысячи раз эффективнее выполняет свои эмоциональные программы. Но эффективность и быстрота лимбической системы не очень хорошо влияют на эмоциональный интеллект. Управляющие центры мозга нужны ему, чтобы «прокачивать паузы» в нашем поведении и действиях. Обладание эмоциональным интеллектом означает преодоление доминирующих, стандартных реакций нашего древне развитого и плохо спроектированного эмоционального мозга. Другими словами, эмоциональный интеллект — это связь между лимбическими эмоциональными областями и исполнительными рациональными областями для облегчения более взвешенной поведенческой реакции. Согласно этому, эмоциональный интеллект — это не избавление от эмоций. Скорее речь идет о том, чтобы иметь над ними контроль и использовать их в своих интересах. Если эффективное управление эмоциями так важно для успеха, почему люди так плохо с этим справляются? И почему все больше людей и организаций не обращают внимания на эмоциональный интеллект? Ваши логические рассуждения все время захватываются эмоциями. Ваш мозг запрограммирован так, чтобы сначала реагировать, а думать позже — вы мало контролируете эту часть процесса. Но вы можете получить контроль над мыслями и действиями, которые следуют за эмоциональной реакцией. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые подпадают под две основные компетенции: личная компетентность и социальная компетентность. Личная компетентность включает в себя ваше самосознание и навыки самоуправления. В целом, это относится к вашей способности сосредотачиваться на себе, а не на внешних наблюдениях. Ваша личная компетентность — это ваша способность осознавать свои эмоции, когда они возникают, путем соответствующего управления своими действиями и поведением. Социальная компетентность — это ваша способность осознавать настроение других людей, их поведение и причины их поведения. Это скорее внешнее наблюдение, которое позволяет вам улучшить или сохранить качество ваших отношений. Социальная компетентность состоит из социальной осведомленности и навыков управления отношениями. В рамках каждой из компетенций личная компетентность и социальная компетентность мы собираемся сначала проработать навыки осознания что вы чувствуете , прежде чем переходить к навыкам управления что вы делаете. Это поможет вам понять, что вы чувствуете, прежде чем действовать в соответствии с этими чувствами. Развивайте самосознание Самосознание означает вашу способность точно читать свои эмоции и распознавать их влияние. Самосознание включает самооценку своих сильных сторон, ограничений и уверенности в себе. Другими словами, понимание своих эмоций — ключ к их пониманию. Потребуется потратить время на свои чувства, чтобы понять, почему они здесь и что с ними делать.

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать

По словам Чистяковой, эмоциональный интеллект – это когнитивная способность, а не просто наличие эмоций. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект.

9 ступеней

  • Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
  • Как развить эмоциональный интеллект: 6 упражнений, книги
  • 9 ступеней
  • Эмоциональный интеллект (EQ): Компоненты и советы

Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего

Авторы теории способностей, четыре ветви которой были описаны выше, говорят, что это врожденная устойчивая способность, и она не особо развивается. Другие специалисты говорят, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать, как любой другой навык. Для развития эмоциональной компетентности эффективны коучинг и групповой тренинг. Но все же специалисты говорят, что все начинается с семьи и внутрисемейного общения. Эмоционально компетентные родители, как правило, выращивают более эмоционально компетентных детей. Также из легкодоступного можно отметить реалистичные книги, фильмы, сериалы - такие, где достоверно показаны эмоции. По сути, это направление группового тренинга, оно может быть эффективным, если после организовать грамотное, правильное обсуждение материала. Если без обсуждения, то у человека происходит расширение фокуса внимания и восприятия, эмоционального репертуара - это тоже может быть полезным. Зачем детям развивать эмоциональный интеллект? Здесь можно применить метафору: чем раньше человек научится читать писать, тем быстрее это перейдет в бессознательный навык на уровне автоматизма, он не будет об этом задумываться и сможет легко работать с письменной и устной информацией. А если человек научился писать в 20-30 лет, то он, очевидно, в жизни столкнется со множеством трудностей.

По сути, эмоция - это та же информация. Причем очень важная информация в общении с людьми, в установлении близких отношений, во влиянии на окружающих, в принятии решений, в конце концов в выборе жизненного пути: "Куда пойти учиться? Друзья предложили сигарету, подросток может осознать, хочет ли он пробовать на самом деле, если хочет, то что им движет. Высокий эмоциональный интеллект у детей обеспечивает возможность противостоять неблагоприятному влиянию окружения. Одним из примеров важности эмоционального компонента может быть нашумевшая история с "Синим китом". Из переписок детей, скриншоты которых публиковались в соцсетях, эксперты делают выводы, что дети не понимали или искаженно воспринимали, что с ними происходит, соответственно, не могли адекватно отреагировать на происходящее.

Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе. К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым. При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях». Эмоциональный интеллект детей часто определяют с помощью рисунков. Например, психолог просит нарисовать ребенка его семью, где каждый занят своим любимым делом. Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок. К чему приводит низкий эмоциональный интеллект? Из-за низкого уровня эмоционального интеллекта могут возникать недопонимания в общении, трудности с принятием решений, проблемы с самооценкой, что приводит к общей неудовлетворенностью жизнью. При этом ЭИ — это набор навыков, и их можно развить. Как развить эмоциональный интеллект? Для развития эмоционального интеллекта ребенка Яшин рекомендует говорить с детьми о чувствах, спрашивать, как прошел их день, и задавать предметные вопросы на тему эмоций. Например, если ребенок грустит, стоит спросить, что случилось и не ссорился ли он с кем-то. А если у него хорошее настроение — наоборот, поинтересоваться, появился ли у него новый друг, во что они играли и т.

Когда я училась на МВА, у нас в программе был предмет, посвященный лидерству и самоценности. На этом предмете мы разбирали типы лидерства, учились распознавать свои и чужие сильные и слабые стороны. Именно тогда я впервые познакомилась с концепциями «эмоционального интеллекта» и «эмоционального выгорания». Главным открытием для меня стала книга Дэниеля Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Очень рекомендую к прочтению, ведь сейчас эта книга стала моим настольным пособием по прокачке EQ. Гоулман был первым, кто предположил, что «эмоциональный интеллект», термин, разработанный Саловеем и Майером 1989 , в два раза важнее когнитивного интеллекта IQ для прогнозирования карьерного успеха. Ведь высокий уровень эмоционального интеллекта улучшает рабочие отношения, помогает развивать навыки решения проблем, повышает эффективность и результативность и стимулирует разработку новых креативных подходов и стратегий. Эмоциональный интеллект влияет не на результаты экзаменов или составление отчетов, а на то, как мы контролируем свои эмоции и справляемся с отношениями. Обойдусь без спойлеров, но всё же познакомлю вас с моделью, которая представлена в этой книге. Гоулман разработал модель EQ для оценки уровня эмоционального интеллекта сотрудников, а также для определения областей, требующих улучшения. Модель состоит из пяти компонентов. Я также разбавила модель Гоулмана своими рекомендациями из жизни, которые помогают мне удержаться на плаву, изучать свои реакции и объективно распознавать эмоции других людей. EQ Модель Дэниеля Гоулмана 1. Самосознание Self-awareness Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта чувствуют себя комфортно со своими мыслями и эмоциями и понимают, как они влияют на других. Понимание и принятие того, что вы чувствуете, часто является первым шагом к преодолению барьеров и улучшения социальных навыков. Высокий уровень самосознания, также влияет на уровень стресса и тревожности. Рекомендация: Попробуйте знакомиться со своими чувствами, осознавайте их, ведите дневник чувств. Помочь вам сможет «ромашка чувств» по-научному «Колесо эмоций Роберта Плутчика». Наблюдая за своими эмоциями, Вы сможете прийти к понимаю их природы и разобраться с причиной их появления. А еще даже в самых сложных ситуациях помните, что эмоция не долговечна. Зная, что самая сильная эмоция длится максимум 12 минут, можно пережить ее и дальше проанализировать сложившуюся ситуацию, исключая эмоциональную реакцию. Саморегуляция Self-regulation Также важно уметь контролировать и управлять своими импульсами и эмоциями.

Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии. Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий