Однако на самом деле тематические опросы только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога. Исследование тенденций и прогнозирование Аналитик-социолог также исследует текущие социальные тенденции и делает прогнозы о будущих изменениях. Подробнее расскажем, кто такой социолог, чем он занимается и где можно учиться. «Говорим сегодня» о профессии социолога. Чем занимается современный социолог? Как провести качественное социологическое исследование?
Социолог — профессия любознательных граждан
Социолог – это специалист, который занимается изучением общества и социальных явлений, анализирует различные социальные процессы и их влияние на людей. Органы власти всегда обращались к социологам, но в 2008 году социология «шагнула» в органы власти на официальной основе. Социолог сегодня свободнее идейно, но более зависим экономически.
Социолог — профессия любознательных граждан
В данной статье вы рассмотрите значение социологии и ее роль в современных условиях. Социолог: что это за профессия и что делает социолог? Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается где работает зарплата. Вместе с экспертами рассказываем, кто такой социолог, чем он занимается, какая у него зарплата, как им стать в 2024 году. Что делает социолог. Социолог – это специалист, который занимается изучением общества и социальных явлений, анализирует различные социальные процессы и их влияние на людей.
Что делает социолог?
Еще одна важная ниша на этом рынке — изучение репутации компаний, которая возрастает по мере усиления идеологем устойчивого развития. Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований, Самара, Россия Рынок в регионах сформировался под воздействием запроса из центра в эпоху традиционных методов. Так на рынке сложилось разделение функций: региональные компании чаще всего выступали полевыми подрядчиками федеральных. По мере развития региональных рынков компании выходили уже на полный цикл, появлялось больше местных игроков. В 2001 г. С развитием инструментов исследований телефонные опросы, онлайн-исследования географические границы стираются и меняется конфигурация.
Сегодня у региональных компаний нет даже той условной монополии на региональные исследования, которая была в период доминирования квартирных опросов. Но и у федеральных компаний нет монополии на исследования по России в целом. Пандемия усилила этот эффект — региональные различия социологических служб стали условными. Но остаются и отличия, главное из которых — это близость федеральной компании к крупному заказчику. Россия — очень централизованная страна даже на уровне бизнеса, не говоря уже о госуправлении.
Например, если раньше сотовый оператор проводил исследования в регионе, решение об этом принималось в регионах; сейчас такое решение принимается на уровне федерального менеджмента. Лишь в немногих городах Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Самара располагаются офисы крупных компаний. Это очень не характерная для других стран организация рынка. Тем не менее у региональных компаний остается лучшее знание местного социума, возможность более глубокого погружения в проблематику. Так, сегодня исследования рынка недвижимости проводят именно региональные компании.
Мне представляется, что у региональных компаний будет расти инструментальная специализация исследований: кто-то будет использовать преимущественно телефонные опросы, кто-то — качественные методы, кто-то сохранит приверженность традиционным опросам face-to-face. Кроме того, данные социологических исследований дают материал для диалога бизнеса с властью в условиях, когда принимаются влияющие на бизнес решения. Станислав Наумов, профессор департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ, обращает внимание на эту функцию исследований: «Власть ориентирована на общественное мнение, и бизнес вправе обратить внимание как минимум на возможные негативные социальные последствия, на неоднородность восприятия разными социальными группами того или иного проекта решения, которое имеет потенциальные негативные последствия для бизнеса. Различия в отношении к проекту должны быть основанием для оценки рисков и поиска альтернативных вариантов. Чем меньше поддержка решения, тем выше должна быть страховая премия за ущерб той группе, чьим интересам принятое решение менее всего соответствует.
Поэтому социологи — это аудиторы управленческой справедливости». Особенность рынка во всем мире — его закрытость, большинство исследований не носят публичного характера, являясь собственностью заказчика. Это не позволяет оценивать качество работы компаний извне и строить рейтинги — даже опытные заказчики видят лишь тех, с чьей работой непосредственно сталкивались. Большинство потребителей не могут оценить качество профессионального продукта и в ряде случаев даже составить корректное техническое задание. Все это — закрытость, отсутствие профессиональных стандартов и института внешней экспертизы, низкая компетентность заказчика — остро ставит проблему качества исследовательских работ.
На рынке есть довольно большой поток исследований низкого качества, приводящий, с одной стороны, к потерям для заказчиков, с другой — портящий репутацию профессионального социологического сообщества и исследовательской отрасли в целом. Рынок продавца: Как сегментированы социологические фирмы Действующие на рынке компании различаются по предметно-тематической специализации: есть социальные исследования, политические и маркетинговые. Но граница условна — в конце концов есть общность объекта человек и предмета социальные аспекты поведения , общий рынок кадров и их перетекание, общие методы и источники данных. Специализация — один из показателей развитости рынка, его обеспеченности заказами. Поэтому любая попытка его деления неизбежно наталкивается на размытость границ: все участники пытаются играть на всех рынках при этом сегмент маркетинговых компаний обладает большей специализацией.
Положительные моменты: Поскольку работа тесно связана с постоянным общением, это позволит научиться работать с людьми, получать полезную информацию, а умение справиться с человеческим фактором может пригодиться в других сферах и в различных жизненных ситуациях. Профессия социолога является востребованной на рынке труда и социально значимой. Позволяет работать в различных исследовательских сферах.
Отрицательные стороны: Недостаточно высокий уровень подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях. Необходимость в изучении большого количества других сфер, таких как экономика, психология, философия, математика. Заработная плата напрямую зависит от места работы.
Если это занятость в социальных службах, то заработная плата будет низкой, если в центре аналитики, издательстве или рекламной сфере, то высокой. Специалист, практикующий в данном направлении, должен быть наделен чертами характера, без которых работа в этой сфере будет затруднительной и неинтересной. При некоторых заболеваниях сердца работа социологом противопоказана.
Социология: что за профессия? Маркетолог, аналитик, руководитель отдела управления информацией — в этих специалистах высокая потребность у современных работодателей. И это все профессиональные социологи.
Для них область применения познаний безгранична. Знание о разных социальных группах и слоях общества, владение системами оценок статистической информации, полученной в процессе исследования социального объекта, умение разработать социологическую программу исследования и применить полученные знания для оценки социального явления — это лишь небольшая зарисовка о специфике трудовой деятельности специалиста в области под названием «социология». Что за профессия и какое будущее у этой специализации, красноречиво говорят рейтинги профессиональной востребованности.
В топ 10 входят специальности, для которых необходим диплом социолога. Интерес к познанию общества и закономерностей его развития — это элемент общей культуры человека. Поскольку без этого знания невозможно адекватно оценивать перспективы развития в нем личности.
И роль социолога благородна по своей сущности. Его знания — золотой ключик к тайнам социума и стратегии успешности! Науку об обществе называют социологией.
Она проясняет многое происходящее в нашей жизни и способна предсказывать отдельные события. Таким образом, социолог — это специалист, анализирующий социальные процессы. Появление социологии Эта наука существует очень давно, над возникающими проблемами в социуме задумывались еще античные ученые.
Однако как наука социология сформировалась уже в XIX веке и её основоположником считают Огюста Конта. Он не занимал наблюдательную позицию, а эмпирическими методами изучал социум. Огюст Конт был уверен, что общество необходимо изучать с использованием тех же методов, которые стоят на вооружении социальных наук, лишь так можно будет решать социальные проблемы.
Так была создана новая наука, изначально называемая социальной физикой , и лишь со временем получившая название «социология». Предмет изучения социологии Социология изучает общество и абсолютно все социальные явления , от моды и предпринимательства, до семьи и государства. Существует расхожее мнение, что социолог — это специалист, изучающий анкеты.
Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму. Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии. Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя: проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников — материальные и духовные — были максимально удовлетворены. Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства; проведение социологических исследований от этапа их разработки до анализа полученной информации и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда; участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации; участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее ; совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения; при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы. В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, "раскручивают" продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность. Какими личностными качествами должен обладать социолог По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации. Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины.
Нужно также, чтобы он имел способность оценивать данные, выделять закономерности и частные случаи. Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость. Нельзя переоценить и такую черту характера, как ответственность. От того, насколько качественно специалист по изучению общества выполнит свою работу, зависит успешность всех проектов, ради оптимизации которых и проводятся социологические исследования. Для данного специалиста важно уметь находить нестандартные способы решения нестандартных ситуаций, а также понимать психологию человека.
Research Got Talent: НКО и социологи работают в парах Цель международного конкурса молодых исследователей Research Got Talent — поддержать третий сектор в разных странах и показать НКО, как исследователи могут помочь им своими знаниями и компетенциями. За четыре года более 150 социологов провели 67 бесплатных исследований для более 50 НКО. Все исследования открыты, любой желающий может ознакомиться с ними на сайте конкурса.
В России конкурс проводится с 2020 года. Чтобы стать участником, необходимо подать заявку на сайте Research Got Talent. Сбор заявок от команд исследователей и некоммерческих организаций команды работают в парах ежегодно открывается в феврале или марте. НКО в заявке указывает название организации, дату основания, специфику деятельности и контактные данные, формулирует задачу для исследователей, какую проблему организация хочет решить с помощью исследования, как планирует использовать его результаты в своей работе, а также есть ли у НКО результаты предыдущих исследований или ресурсы, которыми она может поделиться с исследователями. Как выбрать тему исследования. Что нового вы хотите узнать Ориентируйтесь на результат и знания, которые вы хотите получить — что исследование может дать организации нового, полезного и как она применит это в работе, советует один из организаторов конкурса Research Got Talent, директор фонда Future Research Ольга Стрелкова. Для этого лучше всего устроить обсуждения и мозговые штурмы внутри организации: В чем, как считает команда организации, актуальная проблема НКО, в чем чувствуется дискомфорт? Какие есть точки роста?
Возможно, что-то в организации например, стратегия не работает, а возможно, есть потребность расширяться в каком-то направлении и хочется понять, как это делать. Важно на этом этапе изучить уже имеющиеся исследования по интересным НКО темам. Возможно, многое уже было сказано? Как в этом случае сформулировать тему так, чтобы она покрывала еще не освещенные зоны? В 2023 году, выбирая тему своего исследования, сотрудники сайта «Милосердие. Для этого решили изучить мотивацию молодых людей к участию в благотворительности и их предпочтения в медиапространстве. Коллеги согласились, и мы приступили к работе. Как взаимодействовать с социологами.
Делитесь экспертизой Исследование обычно длится несколько месяцев.
Социология как наука о здравом смысле
Социологу нужно составить выборку людей, мнение которых важно. Начинает работу закон больших чисел, который позволяет понять, каким будет ответ большинства. То есть социологи занимаются и подсчетом История Сама наука социология появилась сравнительно недавно — только в XIX в. Ее основоположником стал философ Огюст Конт, а родиной — Франция.
Именно первая социально-научная концепция впоследствии стала именоваться социологией. Отмечать в России день социолога было предложено в 1994 году Асалханом Бороноевым, деканом социологического факультета СпбГУ. Дата 14 ноября была выбрана, поскольку в 1901 году в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук.
И, воздействуя на эти начала «магическим» образом, он может менять мир вокруг себя. И обычно считается, что их число со временем должно уменьшаться. В этой схеме, которой руководствовался в том числе и Конт, наука и религия противопоставлены друг другу именно по этому познавательному основанию. Но разве религия — это только способ познания мира? Как быть с этими элементами религиозного опыта, если мы концентрируемся только на познавательной стороне религии? Одну из наиболее интересных и влиятельных идей по этому поводу высказал французский социолог Эмиль Дюркгейм в начале XX века. С точки зрения Дюркгейма, самое главное, что мы можем сказать про все элементы религии, состоит в том, что религия упорядочивает нашу жизнь, она вносит в нее некоторую стройность. Это верно как в отношении символического элемента, так и в отношении эмоционального, и в отношении познавательного элемента тоже.
Раз она вносит стройность и порядок, то этот порядок противостоит некоторому хаосу. Поэтому самое важное, что делает религия, — учит нас различать. И самое важное различение связано с выделением сакральных вещей. Первое, что она учит делать, — это отделять вещи сакральные от вещей профанных, от всего, чему не присваивается возвышенное значение. Если посмотреть на любую религию, то она в своем основании действительно имеет выделение некоторых сакральных вещей. Мы не можем просто так употреблять в разговоре слова, которые являются священными, даже переходить к темам, которые являются священными. Если подумать об этом определении религии и попытаться развить его, то выяснится, что разделение на сакральные и профанные вещи, это базовое религиозное разделение, актуально не только для тех обществ или тех людей, которых мы привыкли называть религиозными. На самом деле это разделение характерно абсолютно для всех нас.
И мы все принимаем в нем некоторое участие, независимо от того, считаем мы себя людьми религиозными или нет. Например, есть ряд вещей, которые мы никогда не будем есть, хотя знаем, что они, в принципе, могли бы быть съедобными, и на свете существуют люди, которые готовы их есть. Наконец, самый очевидный опыт — мы все участвуем в праздниках. Праздники обозначают воспроизводство сакрального в нашей жизни. Расшифровка Казалось бы, социология ничего не может сказать о происхождении нашего знания. Социология способна объяснять, откуда берется наше мнение, наше представление, почему люди верят в те, а не другие вещи, — но разве может социология что-то сказать по поводу того, что мы надежно знаем? Мы познаем окружающий мир опытным путем, ставим над ним какие-то эксперименты и в дальнейшем совершенствуем понимание того, как мир вокруг нас устроен. Кажется, социологии нет здесь никакого места.
Давайте подумаем, как устроена такая модель знания. Во-первых, она является кумулятивной, то есть знание понемногу накапливается. Мы знали когда-то гораздо меньше, потом знаем все больше и больше и понимаем, что в дальнейшем будем знать еще больше. На вопрос, каким образом устроено это познание, всегда отвечала философия науки. Важной поворотной точкой в середине XX века стала идея австрийского философа Карла Поппера о том, что верификационизм — это очень неудачная модель объяснения того, каким образом мы познаем, и на самом деле через верификацию невозможно ничего познать. Подумаем, как устроен принцип верификации. Допустим, мы говорим: «Все лебеди белые». Дальше мы идем и встречаем белого лебедя.
Именно таковой и является социология. Общество не может быть безразличным к науке, которая это общество изучает и которая служит его так сказать «зеркалом». На социологию сегодня возлагается особая миссия — с одной стороны, помочь обществу… с другой стороны, помочь человеку более успешно адаптироваться к этому сложному и постоянно меняющемуся миру. И знают точно лучше других». Из беседы В. Путина с участниками 10 Всероссийского молодежного форума «Селигер — 2014» «Изучать и анализировать общество — это побольше, чем читать ему мораль». Винсент Ван Гог «Фактов не существует — есть только интерпретации». Фридрих Ницше Что такое «социология» Анисья Хохлова, к. Так чем же в реальности занимаются социологи и какова специфика их профессии? Самое общее определение гласит, что социология — это наука об обществе.
Общество же понимается не просто как механическая сумма не взаимодействующих друг с другом людей, но как форма объединения людей, предполагающая существование у них общих интересов и ценностей. Более того, общество определяет и отражает наш жизненный опыт — особенно опыт общения с окружающими людьми. Общество проявляется в том, какие решения мы принимаем и какие выборы делаем, в наших действиях и нашем бездействии, в правилах, регулирующих наше поведение в школе и дома, на работе и на отдыхе. Мы говорим языком общества, когда обсуждаем теракты во Франции и полученную на экзамене двойку, когда спорим с друзьями или признаемся в любви. Мы, разумеется, живем в обществе, но одновременно общество живет в нас в виде представлений о том, как устроена повседневность, что такое справедливое общественное устройство, как относиться к неравенствам. Оно живет в нашем сознании в виде ожиданий о том, как будут вести себя окружающие родители, друзья, преподаватели, прохожие на улице и соседи по отелю на отдыхе и в виде наших собственных предполагаемых реакций на их поведение. Одних социологов интересуют общие закономерности формирования и изменения человеческих обществ. Они считают, что в фокусе внимания социологии должен находиться социальный порядок, организующий и координирующий жизнь всех членов общества без исключения. Другие социологи, напротив, исходят из того, что каждый член общества уникален, и задаются вопросом о том, как, несмотря на глубокие личностные различия, люди все же способны понимать друг друга. В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению.
Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям. Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ. При этом они руководствуются двумя основными принципами. Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда — ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы. Во-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам».
Поскольку данная наука охватывает чрезвычайно широкий спектр общественной жизни, она имеет множество отраслей, например: гендерная социология, социология религии, моды, искусства, семьи, образования, маркетинга и так далее. Социологи разрабатывают исследовательские проекты, собирают и анализируют статистические данные, на основе которых выявляют закономерности. Они могут посвятить себя научной деятельности, устроиться на работу в госучреждение или в частную фирму. В коммерческих организациях социологи главным образом изучают потребности покупателей и эффективность рекламных кампаний, чтобы улучшить показатели продаж. Кто такой социолог? Социолог — квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах. Можно сказать, что социология зародилась в глубокой древности: еще древнегреческие философы Платон и Аристотель рассуждали о проблемах общества. Однако же как самостоятельная наука она оформилась только в XIX веке. Ее основоположником стал Огюст Конт, который первым перешел от созерцая общественных явлений к их изучению посредством эмпирических методов. Науке об обществе Конт изначально дал название социальная физика. И лишь спустя время ее стали называть социологией. Этот термин произошел от двух греческих слов: socio общий и logos слово , что можно трактовать как слово об общем. Кстати, официальной датой возникновения науки об обществе считается 27 апреля 1839 года — день, когда Конт впервые использовал новое слово "социология".
Социология
МИССИЯ СОЦИОЛОГА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки». Сначала социологи получают данные, потом их подсчитывают с помощью математических методов. Мы кратко рассказали лишь о части работы социолога, ведь социология способна анализировать прошлое, изучать настоящее и делать предположения о будущем. Социолог изучает общественное мнение по совершенно разным вопросам в разрезе культуры, образования, предпринимательства, политики, моды, рынка труда |. Если социолог работает в консалтинговых компаниях и аналитических центрах или в государственных органах, то его должностные обязанности несколько иные.
Подробное описание профессии социолога от поступления до уровня зарплат и мест работы
Статья расскажет о том, кем может работать социолог. Профессия Социолог в вузах России: где получить профессию Социолог, чем занимаются специалисты (обязанности), зарплаты, перспективы и многое другое о профессии Социолог. Социолог как профессия Профессия социолога сейчас на слуху – СМИ часто ссылаются на данные.
Что на самом деле делают социологи (не только звонят с опросами)
Кому подходит профессия Социология подходит любознательным, пытливым людям, способным воспринимать любую информацию критически. Было бы ошибкой относить эту науку к числу сугубо гуманитарных. Студенты-социологи осваивают математические методы, изучают статистику, алгебру, теорию чисел. Вместе с тем они проходят философию, логику, историю, изучают как минимум один иностранный язык. Зарплаты и перспективы Заработок социолога зависит от той сферы, где он работает. У выпускника вуза есть 2 основных карьерных пути — наука и прикладная социология.
От того, насколько качественно специалист по изучению общества выполнит свою работу, зависит успешность всех проектов, ради оптимизации которых и проводятся социологические исследования. Для данного специалиста важно уметь находить нестандартные способы решения нестандартных ситуаций, а также понимать психологию человека.
Это необходимо, поскольку одна из основных задач социолога — предлагать варианты того, как решить проблемы сотрудников компании. Преимущества профессии социолог Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем. Она также является социально значимой специальностью. Социолог может выбирать между научной деятельностью и карьерой в государственной или коммерческой организации. В первом случае он получит больше возможностей для творческой самореализации, во втором — более высокую заработную плату. Социологические исследования обязывают практически постоянно общаться с респондентами, и в процессе этого общения специалист учится взаимодействовать даже с самыми сложными людьми. А это умение может быть полезно социологу и вне работы.
Недостатки профессии социолог Для того чтобы быть востребованным специалистом, социолог должен хорошо разбираться не только в социологии, но и в таких областях науки, как философия, политология, психология, математика, статистика и т. Считается, что уровень подготовки специалистов по социологии в ВУЗах России недостаточно высок, поэтому за пределами страны найти работу по профессии достаточно сложно. Не смотря на то, что социолог владеет всеми навыками, необходимыми для того, чтобы открыть свое дело, данный специалист не может работать на себя по специальности. Где можно получить профессию социолог?
Соответственно, любой социолог в некоторой степени занимается научной работой, хотя зачастую она представляет собой просто сбор и систематизацию эмпирических данных. Пользуется при этом он опросами или анкетированием населения. Суть работы социолога заключается в нескольких этапах: Постановка вопроса по требованию заказчика; Определение выборки сколько человек требуется опросить ; Разработка метода опроса населения. Это может быть как анкетирование, так и различные комбинированные методы; Определение сроков исследования; Систематизация и подсчет первичных данных. Как правило, обработка происходит на компьютере при помощи специальных программ; Внесение корректив замена формулировок вопросов, расширение или наоборот сужение анкеты ; Получение окончательных результатов и их систематизация. Конечной целью практически всех социологических исследований является выяснение настроений общества по той или иной проблеме.
Не будь этого, управленческие решения будут приниматься не в том ключе, какими их ожидали бы видеть люди. Так что это очень важно для всех и каждого. Такой метод сбора информации уместен при комплексном исследовании, но не более. Да, в таком случае интервьюерам удается опросить много людей — сто или даже тысячу за день. Но если не соблюдать определенные правила, то может получиться так, что результатом их опроса будет лишь мнение опрошенной тысячи респондентов, но отнюдь не мнение жителей страны в целом. Подходят к вам на улице ведь только потому, что, предварительно заглянув вам в глаза, сделали вывод, что вы человек добрый и культурный, а значит, не пошлете человека с анкетой подальше. Будете отвечать на поставленные вопросы. Но это ведь, согласитесь, неправильно. Каждый гражданин страны должен иметь равное с другими право попасть в так называемую выборочную совокупность. Я вам опишу простейший вариант: на первом этапе берутся все населенные пункты страны — большие, малые и средние города, села. Составляются списки и методом случайного отбора в каждой области определяются такие точки на карте. Чаще всего это делается путем жеребьевки. Определили — дальше в каждом отобранном населенном пункте такой же жеребьевкой, или по сочетаниям первых букв, либо еще как-то случайным образом определяются улицы, потом также случайным образом — номера дома и квартиры. А уж там опрашивается только тот человек, день рождения которого по дате ближе всего к тому моменту, когда интервьюер позвонил в дверь. Если человека не оказалось дома, интервьюер не имеет права звонить к соседям и проводить опрос у них — он обязан следовать по маршруту далее, а к хозяину квартиры, которая была определена в результате выборки, вернуться позже. Вот тогда мы действительно случайно выбираем человека, с которым затем работаем. А теперь представьте: для любого исследования нужно опросить не менее тысячи респондентов. Меньше никак нельзя — тогда не будут работать законы вероятности, а случайность отбора крайне важна. Соблюдение всех правил означает, что каждый человек из всей страны мог попасть в эту выборку и что ошибки при подведении результатов исследования не будет. Опрошенных разбивают по группам — по полу, возрасту, образованию. Эти данные сравнивают с данными последней переписи населения. При качественно проведенном опросе они должны быть примерно одинаковыми, допускается погрешность максимум плюс-минус 5 процентов.