Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых писателей 163 Начертание славянской мифологии. Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона.
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством.
К этому дню относится пословица «вздел Ярило бог весны и солнца зиму на вилы». Организация поминок Кощей Образ Кощея дошел до современности благодаря сказкам, где он предстает исключительно как злой персонаж. Кощей изображался как костлявый старик, похищающий молодых и красивых девушек в свой дворец. Славяне считали, что Кощей — это повелитель Нави и все обитающие в подземном царстве существа полностью ему подчиняются. Ему также приписывали мудрость и отличное владение мечом. Доспехи Кощея же заговорила сама Морана. По одной из версий, Кощей был сыном Чернобога — воплощения всего разрушительного и злого в этом мире. По другой версии, Кощей и был Чернобогом. Чернобог — противоположность Белобога, между ними постоянное противостояние. Эти два начала можно сравнить с тьмой и светом, инь и ян.
Несмотря на свое прозвище, Кощей все же смертен. Только смерть его была глубоко спрятана: она заключалась, как мы с детства знаем из сказок, в игле, которая находилась в яйце, спрятанном в утке, а та была в зайце, закрытом в железном сундуке под дубом на острове в море-океане.
Мифологическая трактовка В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Ее считали угрозой, чем-то неподвластным человеческому духу и безжалостным.
Поэтому из чувства страха перед богиней смерти ее не описывали практически никак. Особенно интересным остается вопрос о власти Мары над временем, о течении которого древние знали намного больше, чем современные люди. Эта богиня одна из немногих, обладающая властью над сроком жизни не только простых смертных, но и бессмертных богов. Власть ее была бы практически абсолютна, но она все-таки воплощение темной стороны, тревожной и непредсказуемой, тайной власти над судьбами.
Границы влияния у Мары есть — властвование ее периодично, временно, только во время переходного состояния из одного качества жизни в другое. В старину люди носили специальные обереги, чтобы не злить Морену, не провоцировать ее преждевременный приход. Обычно защитные пентаграммы вышивали на одежде нитями. И это было не случайно, так как по преданию Мара любила вышивать и ткать, она играет жизнями всего живого как нитями, обрезает их тогда, когда приходит время.
Этой богине не принято было поклонятся. Чтобы принести ей дары, сооружали идол, обкладывали его камнями и приносили дорогое сердцу. После ритуала все сжигали или предавали воде, помолившись. У богини по легенде есть слуги, которых называли маары.
Согласно мифам, они имели право в ночную пору ходить по жилищам людей и шептать их имена. Если кто-то отозвался, значит, скоро он должен был умереть. По другим сказам, место маар было за печью, откуда они приносили зло и несчастья в дом. Если верить русским народным сказкам, которые очень символичны и полны древнеславянских образов, Мара была супругой Кащея Бессмертного.
Роль ее заключалась в принесении всяческих препятствий и преград на пути русских богатырей. Семейные узы Мары Здесь много версий и разных вариантов.
Одеяния всегда длинные, всегда волнистые, всегда светлые, как будто высечены изо льда. Несмотря на красоту и обаяние, не смогла Богиня Мара найти свое счастье. У нее было много мужей. Один из самых известных — Кащей. Опять же, здесь есть несколько вариантов. По одному — она пленила древнего мага своей неземной красотой, а по другому — вынудила его жениться на себе, обменяв на жизни нескольких прекрасных небесных дев и знаменитых богатырей. Но в итоге она обманула Кащея и попыталась присвоить себе его богатства и заслуги.
Вторым мужем славянской Богини Морены был Дажьбог. Она долго его добивалась, и по легенде именно это была ее любовь. Семью получилось создать, но счастья так и не было. Не верил муж своей прекрасной супруге, постоянно искал в ее действиях подвох.
Полезные советы,интересные и необычные идеи и многое и многое интересное другое. Translate воскресенье, 26 марта 2017 г. Славянская мифология: богиня смерти и зимы Морана. Имя Морана происходит от двух славянских слов мор и мрак символизируя губительные для человека природные явления, которые следовали после наступления зимы. Морана же считалась богиней отвечающий за зиму и смерть, ее боялись и почитали все славянские племена, и в тоже время ее также ненавидели.
Морана: Славянский гороскоп
Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. Discovery написал 16 января 2023 в 05:30: "Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.". Богиня Мара Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. В древние времена Морана у славян воплощала всевозможные нечистые силы.
Мара - богиня смерти
Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Мара считается одной из самых старых богинь славян, она является неотъемлемой частью славянской мифологии и культуры. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда?
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Кто знает, быть может в этой на первый взгляд, совершенно просто народной присказке, скрыто великое таинство смены времён года, как соитие зимнего холода и огненного солнца, рождает новую жизнь. Очищение льдом и пламенем, так сказать. В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни. Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления. Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скорое потепление. С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой.
Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы. Родословная богини Мары и её мужья. Разобраться в хитросплетениях родственных связей славянских богов вообще кажется нереальным. Но всё же давайте попытаемся немного разгрести завалы из доводов и убеждений. Итак, миф первый — Мара дочь Кощея бессмертного.
Ну не страшно, подумаешь папа некромант и вообще очень тёмный тип, так и дочурка не лыком шита, вообще богиней смерти заделалась. Продолжает семейное дело, так сказать. А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной. Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна. Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно.
Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе. Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего. Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня.
В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами. Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно. Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно.
Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире.
Таким образом она позволяет природе отдохнуть и восстановиться. Для людей и других живых существ она является проводником в мир смерти. В назначенный час она обрезает нити жизни и сопровождает умерших на ту сторону Калинового моста. Кроме того, образ символизирует справедливость и воздаяние. Серп в руке богини обозначает жатву, что связано с плодородием и хорошими урожаями, а также — с вечными циклами перерождения. Ее влияние на сознание людей велико: Морана заставляла помнить о быстротечности времени и неизбежности смерти, не позволяя тратить отпущенный срок впустую. Известную колдунью Моргану также ассоциируют с Мореной.
Нетрудно заметить созвучие со словами «мор», «морок», «морочить», а также связь с такими понятиями как «смерть» и «тьма». Внешний вид В зависимости от времени года Марену описывают в двух ипостасях. Начиная с осени, это красивая девушка с бледной кожей, длинными волосами и глазами цвета ночи. Одета она в белоснежное или лазурное платье. В конце зимы богиня обретает вид ветхой старушки в черных одеждах. Место проживания Морена обитает в царстве потустороннего. В культуре древних славян его называют «навью». С конца осени и до начала весны богиня властвует в нашем мире, который именуют «явью».
Способности Кроме вышесказанного Морена связана с болезнями и их исцелением. К ней часто обращались с просьбами о выздоровлении, особенно — от сезонных зимних заболеваний.
Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» kralovna , и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья см.
Деревце обрядовое. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko словац. На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара призрак. Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами.
Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде.
Это событие символизирует возрождение тепла или, как полагают, богини Костромы, также известной как Лада или Весна, которая олицетворяла приход весны. Имя и этимология Имя Марзанна имеет протоиндоевропейский корень, где «мар» или «мор» означает смерть. По мнению некоторых славянских фольклористов, имя богини могло быть первоначально связано с римским богом войны Марсом, имя которого можно встретить в различных формах, таких как Мамерс, Мармор или Мамуриус. Схоластические индоевропейцы связывают Марену с Марсом, поскольку он изначально был земледельческим божеством. Корень названия также связан с латинским «mors», что означает «смерть», и русским «mor», что переводится как «мор». Другие теории связывают богиню Мару с германским и славянским злым духом «кобылой», который, как полагали, вызывает ночные кошмары и сонный паралич.
Вам может понравиться: Самые распространенные страшные сновидения — ТОП-10. Слово «мара» означает «сон» на украинском и белорусском языке. Но термин также может интерпретироваться как «видение» или «галлюцинация». Сжечь или утопить? На территории Польши, Словакии, Литвы и Чехии существовал традиционный ритуал утопления и сжигания чучела Марены в конце зимы. Этот языческий обряд присутствует и сегодня. В прошлом день этого славянского народного обычая приходился на четвертое воскресенье Великого поста. Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке а иногда и то, и другое.
Богиня Морена в славянской мифологии
- Ритуалы и Праздники, Посвященные Богине
- Морена: славянская Богиня Зимы и Смерти
- Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн
- Марена | Mythological Creations | Fandom
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян
Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Богиня Морана в славянской мифологии. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы.
Содержание
- Морана – богиня смерти
- Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
- Богиня смерти Мара
- Представление богини Мары у славян
Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.
Но Смерть, которую дарует Морана, не рассматривается как окончание Жизни как таковой, богиня позволяет перейти к новому Началу, к другой Жизни. Ведь так и должно быть, что после Зимы, которая уносит с собой все умершее, всегда приходит обновленная Весна. Согласно легендам, Морана, вместе со своими злыми подручниками Марами, каждое утро поджидает Солнце, дабы погубить его, но каждый раз она откидает эту затею, испугавшись могущества и лучезарной красоты величественного Солнца. Несмотря на то, что Морана приносила беду и несчастье, древние славяне понимали, что без нее жизнь в этом мире была бы невозможна, ведь она является важнейшей частью процесса поддержания равновесия. Они воспринимали смерть как положительное явление, в некоторой степени, ведь это не завершение путешествия для души, а всего лишь его продолжение. С помощью смерти люди обретали свободу в другой реальности.
Предки понимали, что Морана совершает немаловажное дело и позволяет душе очиститься и начать все заново. Она также может приостановить течение времени, как во всем мире, так и в определенной местности. Богиня обладает властью над жизнью не только людей, но и богов, чем и вызывала трепет и благоговение у древних славян. Она — невероятная волшебница, которая может, хоть и ненадолго, но все же изменить окружающий нас мир. Древние славяне даже придумали праздник в честь Мораны — богини смерти, который сохранился и по сей день.
Богиня Мара описывалась высокомерной, суровой и властолюбивой, желающей править вечно. Все это конечно так, но помимо этого Мара —Богиня справедливая и благоволящая тем, кто её уважает. Символы Мары — это в первую очередь серп или коса, которыми она жнет жизни. Помимо этого у Мары есть своим символы и обереги — зигзаг волны Мары — главный символ богини. Мара тесно связана со стихией воды, отсюда слово «марь» — мертвая вода. Оберег обладает большой силой, но подходит далеко не всем, также символом богини является знак Мара-Вий, изображенный как два треугольника направленные углами друг к другу, символизирующие неизбежность конца каждой жизни. Существует также отдельный крест Мары, символизирующий жертву богине, взамен чего получают её присмотр. Также существует несколько атрибутов — таких как, например, ель, сосна, которые в славянской мифологии считались деревьями смерти, коза, ворон, черный лебедь и чаша. Символы Мары Куда уходит Мара после зимы? В свои владения, которые находятся за рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов мост.
В подчинении у Мары все духи воды и холода, а её владения — это ледяной замок. Правит она как в Нави, так и в подземном мире вместе с чернобогом. Мара водила дружбу и с Ягой. Все это удивительно, ведь рождена Мара среди светлых Богов. По некоторым версиям так случилось из-за того, что еще в детстве сестер, дочерей Лады, похитил посланник Хаоса, которому они должны были служить, пока он не был повержен и их не освободили, но расколдовать получилось всех сестер, кроме Мары, сердце которой так и осталось темным.
Београд: Алма, 2016. O paganskim bogovima u nepaganska vremena. Beograd: Alma, 2016. Поэтические воззрения славян на природу.
Москва: Индрик, 1994. Moskva: Indrik, 1994. Лома, Александар. Гура, О. Белова et al. Slavica Svetlanica. Язык и картина мира. К юбилею Светланы Михайловны Толстой. Москва: Индрик, 2013, 56—75.
Loma, Aleksandar. Gura, O. Belova et al. Slavica Svetlanica Iazyk i kartina mira. Moskva: Indrik, 2013, 56—75. Хронике славеносрпске. Ана Кречмер прир. Hronike slavenosrpske. Проблеми на българския фол- клор.
София, 1980, 108—113. Sofiya, 1980, 108—113. Язык и миф. Москва: Индрик, 2005. Iazyk i mif. Moskva: Indrik, 2005. Мифология славянская и российская. Москва, 1810. Moskva, 1810.
Начертание славянской мифологии. Костомаров ред. Kostomarov red. Василь Пачовський. История славянской мифологии в XX веке. Москва: Индрик, 2017. Moskva: Indrik, 2017. Словенски фолклор и фолклористика. Slovenski folklor i folkloristika.
От составителя, Рукописи, которых не было. Подделки в об- ласти славянского фольклора. Москва, 2002. Ot sostavitelia, Rukopisi, kotorykh ne bylo. Moskva, 2002. Святилища и обряды языческого богослужения древних сла- вян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков, 1848. Мифы славянского язычества.
По одной версии, она была изначальной богиней тьмы, из которой возникли свет и жизнь. В индийских источниках упоминается бог Мара как демон тьмы, так что имя могло быть заимствовано. Другая теория связывает Мару с Кощеем, но эта версия вызывает сомнения, так как упоминается брак между ними. По третьей версии, Мара — дочь Сварога и Лады. Хотя это и возможно, но её сила оказалась слишком велика для младшей богини. Наиболее распространённая версия гласит, что Мара — сестра Лады и Живы. Они были сотворены из искр при ударе молота Сварога. Мара была богиней зимы и смерти. Её влияние ощущалось в мифах и обрядах. Она сопровождала души усопших и помогала возвращаться душам младенцев, также обладала целительскими свойствами и наказывала нарушителей клятв. Имена богини смерти в разных культурах Богини смерти разных культур часто имеют похожие имена. Например, Мара, Морена, Мордва — в славянской мифологии, а также Мара в индийской. Эти имена связаны с праславянским корнем «мор» или «мар», означающим смерть, увядание. Такие слова как «морок», «смерть» имеют корень «мор». В санскрите «мара» означает «убивающий», а «мритью» — «смерть». Это указывает на схожесть представлений о смерти в разных древних культурах. Богини смерти возглавляли свиту духов — мар, кикимор и пр. Эти существа несли функции страха и болезней, что указывает на рассмотрение смерти не только как естественного процесса. Места поклонения богине Морене — древние капища — располагались в лесах и болотах.