Интервью с режиссером Андреем Богатыревым о «Золоте Умальты». Режиссер Богатырев: губернатор Дегтярев не снялся в «Золоте Умальты» из-за графика. В одном из интервью Андрей Богатырев, режиссер фильма «Красный призрак», рассказал об истории создания своей работы. Режиссёр Андрей Богатырёв и московская рок-группа «Крематорий» имеют честь и удовольствие анонсировать первый в истории легендарного коллектива краудфандинг на съёмки видеоклипа «Бар “Под дулом револьвера”»! С его режиссером Андреем Богатыревым поговорила Зинаида Пронченко: о тени Тарантино и вечном сиянии Михалкова, вгиковском обучении и маркетинговых провалах, о мистических концепциях и хороших американских тачках, несправедливости большой и малой. С его режиссером Андреем Богатыревым поговорила Зинаида Пронченко: о тени Тарантино и вечном сиянии Михалкова, вгиковском обучении и маркетинговых провалах, о мистических концепциях и хороших американских тачках, несправедливости большой и малой.
Continue Reading
- Андрей Богатырев: «Каждый последующий фильм должен быть вызовом для режиссера»
- Режиссер Андрей Богатырев рассказал, будет ли продолжение фильма "Красный призрак"
- Написать комментарий
- Андрей Богатырев | CoolConnections
Андрей Богатырев: «В русской традиции – диалог со зрителем»
За основу взяты истории троих человек — Василия Ощепкова, Виктора Спиридонова и Анатолий Харлампиев, который объединил два подхода в единую систему. Известно, что Ощепков много лет жил в Японии, изучал джиу джитсу и одним из первых европейцев получил там дан, причём довольно высокий. Позже он вернулся в Россию, где его взяли как шпиона. По официальным данным он умер от сердечного приступа в застенках НКВД. Это конструктивизм, Маяковский, плакаты. Да, там был и 1937 год, который был пропитан политическими вопросами.
Но что сделано, то сделано. Я все равно считаю, что это важный этап.
И для меня это важная работа, которую я готов отстаивать. СВ этом отношении острее «Страсти Христовы» Мела Гибсона, про которые вы где-то говорили, что они для вас образец того, как делать не надо. Не острее, там просто кардинальнее сделаны какие-то вещи. Знаете, когда что-то придумываешь, выбираешь для себя ориентиры. И антиориентиры. Я считаю, что в XXI веке к этой теме нужно подходить с новыми принципами, с новым инструментарием. Гибсон же подошел к ней, так скажем, очень классическим способом.
Более того, он утрировал физику — физические страдания, которым подвергают Христа, проиллюстрировал его искушения в виде какого-то реалистического демона лысого, немного театрально и реалистично одновременно. Мне этот Иисус кажется в каком-то смысле ультраамериканским — чуть подкачанный, побитый, такой вот очень земной. Я не говорю, что это плохо. Кто я такой, чтобы судить Мела Гибсона? Я вообще-то его очень люблю. Кадр из фильма «Иуда» СКакие фильмы на эту же тему вам близки? Есть в нем интересные ходы и действительно новый авторский взгляд.
Кстати, Иуда, сыгранный Харви Кейтелем, там тоже очень выдающийся. Этот фильм для меня стал неким эталоном. СПочему христианство — мягкая и терпимая религия — постоянно оказывается источником раздора? Его адепты очень агрессивно реагируют на любые неортодоксальные трактовки, не только у нас, взять хотя бы истерику, сопровождавшую выход фильма Скорсезе, который вы только что упомянули? На мой взгляд, это абсолютно нормально. Всегда есть традиционная часть общества, которая защищает все. Ни сантиметр не дает переосмыслить.
И это нормально, так и должно быть. Должны быть люди, которые стоят на страже традиционных догм. И всегда должны быть люди, которые пытаются эти догмы в своем творчестве переосмыслить и пытаются двигать общество вперед. В этом и есть гармония мира. То, что церковь защищает свои постулаты, иногда даже слишком, — это нормально. Они традиционалисты, они должны стоять на страже традиций. А прогрессивная часть общества должна идти вперед.
Это противостояние — оно хорошее, в нем высекается искра. СЕсли бы Иисус появился в сегодняшней России, его деятельность сочли бы террористической? Иисус — это всегда некая революция. Сказано было, что Иисус пришел с мечом. Это значит, что он не просто пришел кого-то ударить мечом, он пришел, чтобы разделить, перерубить старый мир и новый мир. И сегодня, конечно, большинство бы это тоже не одобрило. СВы сами Иуду осуждаете или оправдываете?
Фильмом вы точного ответа не даете. Нет, мне кажется, даю. Просто я хотел сделать свою точку зрения не доминантной, чтобы человек мог стать моим соавтором во время просмотра и выходил из зала со своими мыслями. Но у меня по поводу героя очень четкая мысль, которая в фильме есть. Она заключается в том, что Иуда Искариот полностью поверил Иисусу. И для него теперь такая категория, как смерть, не существует.
Андрей Богатырев: Мы делали картину семь лет, а потом долго не могли показать зрителю — три года фильм лежал на полке. Многие дистрибьюторские компании просто не понимают, как работать с каким бы то ни было нестандартным проектом. Некоторые хорошие картины так и не доходят до кинотеатров, до зрителя, в то же время в прокат выходит много фильмов, порочащих имидж нашего кинематографа. Я недоволен кинотеатральным прокатом фильма. Но нашу картину поддержали хорошими отзывами критики и зрители, однако мы не получили поддержки ни от телеканалов, ни от чиновников, хотя фильм профинансировало министерство культуры, за что им огромное спасибо, но, к сожалению, дальше мы бились в закрытую дверь. Однако сейчас «Красный призрак» с успехом идет на платформе КиноПоиск HD, IVI, Wink и iTunes, рейтинг у него очень высокий и уже превзошел рейтинги многих военных фильмов последних лет. Я благодарен зрителям за такие хорошие отзывы, для меня их оценка и признание имеют первостепенное значение. Елена Трусова: В вашем новом проекте — «Легенда о самбо» — задействованы актеры из «Красного призрака». Вам комфортнее работать с теми, кто уже снимался у вас? Не планировали еще пригласить Юру Борисова, который также появился в «Красном призраке», а сейчас является едва ли не главной звездой отечественного кино? Андрей Богатырев: С Юрой Борисовым у нас не установилось таких теплых отношений, как с другими актерами «Красного призрака», к тому же ему фильм не понравился, и он не участвовал в его рекламной кампании. Но он — замечательный актер, и я его очень уважаю. Кстати, Дмитрий Павленко, который сыграл эпизодическую роль в «Красном призраке», в «Легенде о самбо» будет в одной из главных ролей — воплотит на экране Виктора Спиридонова — одного из основоположников самбо. Дмитрий прекрасно владеет различными боевыми искусствами, в том числе айкидо и самбо, поэтому идеально подошел для этой роли. К тому же к новому проекту, помимо актеров, подключились и другие члены команды «Красного призрака» — композитор Сергей Соловьев, цветокорректор и оператор Наталья Кожевникова, продюсерский состав также не изменился. Для меня это огромное счастье работать с единомышленниками. Елена Трусова: В России в спортивное и боевое самбо вовлечены несколько миллионов человек, а фильма про самбо пока не было. Вам важно было взяться за этот проект? Андрей Богатырев: В проект «Легенда о самбо» я интегрировался не с самого начала, а в момент, когда сценарий был уже написан. Затем пришлось адаптировать его и уже приступить к съемкам. Мне всегда важно делать истории о людях, а личности Василия Ощепкова, Виктора Спиридонова и Анатолия Харлампиева, которые стояли у его истоков самбо в России, невероятно интересны сами по себе. Любое произведение искусства, в том числе фильм, в первую очередь — о самом человеке, об эмоциях, переживаниях, судьбах. Елена Трусова: Хорошо, что вы об этом сказали. Я вспомнила, что перед началом съемок вы отмечали, что, даже если фильм основан на реальных событиях, то его «нельзя сделать по документам», он должен быть о «человеке и его личной истории». Что именно вас вдохновило в человеческих историях этих трех людей, какие эмоции вы вложили в проект?
Фильм «Неуловимые мстители». Он реалистичен или нереалистичен? Какое он имеет отношение к исторической правде? Или «Белое солнце пустыни»? Да не должны эти фильмы относиться к исторической правде. Это классика советского кинематографа. Есть очень простая формула: если фильм хороший, если он победил, то никаких претензий к нему нет. Если фильм плохой, если он проиграл, все начинают его критиковать. В том числе сопоставляя киносюжет с историческими фактами. Это чушь собачья! Если вы хотите узнать исторические факты, читайте книги профессиональных историков, которые тоже зачастую не могут между собой договориться о том, как все было на самом деле. Меня постоянно спрашивают: «Ваш фильм снят по реальным событиям? Если кто-нибудь из нас начнет вспоминать, что с ним было год назад, он даже не сможет восстановить события собственной жизни во всех деталях. А как мы можем восстановить события столетней, тем более тысячелетней давности? Когда меня спрашивают: было это или не было? Конечно могло! В «Красном призраке» нет ничего, что могло бы быть неправдой. Но мы рассказали историю не какого-то конкретного исторического персонажа, а собирательного образа. Кино — это прежде всего миф. Историческую реальность исследует документальное кино. Но и оно делают это в социально-политическом контексте: в девяностых нам рассказывали о кровавых Ленине и Сталине, сейчас те же самые исторические персонажи подаются с другим оттенком. Был Ощепков Василий Ощепков —один из основателей самбо. Но о нем осталось всего шесть документов. Есть Спиридонов Виктор Спиридонов — еще один основатель самбо. С ним то же самое, даже еще хуже. С Харлампиевым Анатолий Харлампиев — третий основатель самбо. Название фильма — «Легенда о самбо». Сделан ли фильм по мотивам реальных событий? Каков в нем процент исторической достоверности? Наверное, процентов пятнадцать. Например, Ощепков провел первые годы жизни на Сахалине — его мать была каторжанкой. Оттуда он попал в Японию. Он был очень предприимчивым человеком: организовал киностудию, кружок дзюдо. Спиридонов был человеком скрытным, немногословным. Что-то мы смогли почерпнуть в документах, что-то додумали исходя из стоящей перед нами художественной задачи. Скажу как профессионал кино: типов персонажей не так много. Их не стало больше с тех пор, как написали свои пьесы Еврипид, Софокл и Шекспир. Если мы препарируем фильмы «Дюна» и «Звездные войны», то поймем, что в их основе лежит один и тот же сюжет.
Андрей Богатырев
Главное — это правильные люди и хороший сценарий, в котором есть история и концепция. И важна способность снимать быстро. Каждый съёмочный день это экономия. Например, если брать Никиту Сергеевича Михалкова, он работает долго, несколько месяцев над фильмом. Тот же Тарантино — «Убить Билла» он снимал 100 съёмочных дней.
Каждый съёмочный день это экономия. Например, если брать Никиту Сергеевича Михалкова, он работает долго, несколько месяцев над фильмом. Тот же Тарантино — «Убить Билла» он снимал 100 съёмочных дней. И ещё — почему я беру актёров, с которыми уже работал, с которыми у меня сложились уже творческие отношения?
Потому что мы понимаем друг друга уже быстрее.
У нас, мне кажется, два апостола — это Квентин Тарантино и наш личный апостол Алексей Балабанов. Когда я встретила вашего сопродюсера Ёлкина в Сочи на слете владельцев кинотеатров, он сказал: «Вот у нас «Красный призрак», впервые я доволен фильмом, который у нас выходит».
А я тогда, еще ничего не зная, ответила: «Очередной фильм о войне. Сколько можно…» — Понимаете, в чем дело, мне же все равно, фильм о войне или не о войне. Ко мне приехал мой друг Паша Абраменков, который в фильме ищет упорно самогон.
Он приехал и говорит: «У меня идея…» Он любит Теркина и написал комедию, «Про войну» называлась. Она была довольна абсурдистская, именно комедия. Он рассказал ее очень классно, и с этого момента я понял, что это именно тот фильм, который я хотел бы снять.
И мы стали готовиться к этому фильму. Все в итоге сыграли в фильме. Мы заключили друг с другом дружеский пакт, что вместе напишем сценарий, вместе поставим фильм и снимем его еще и там, где мы задумывали, под Калугой, в деревне Низовское.
И мы полностью это реализовали. Объясню, почему я так думаю. Я считаю, что это перевод просто в другой жанр.
Это отход от пафосного повествования к приключенческому. И, в принципе, как большой приключенческий проект, особенно на тему танков, он, на мой взгляд, вполне адекватный времени и молодому зрителю. Потом очень классный был «Свои».
Который и о войне в том числе. Где-то год мало что смотрю. Смотрю неожиданные вещи сам для себя.
Например, пересматриваю «Вавилон-5» или пересматриваю Карпентера фильмы старые. Фотография со съемочной площадки «Красного призрака» — Кроме этики, есть эстетика. Это же довольно осознанная стилизация под вестерны Корбуччи и т.
То есть это такой наш истерн. Сразу было принято такое решение? Оно диктовалось самим принципом.
У нас был такой принцип: каждый герой, которого мы видим в кадре, как будто главный, как будто под него весь сценарий написан. Поэтому там даже самые маленькие эпизоды насыщены объемными характерами. Конечно, Корбуччи, Леоне и Тарантино тоже — все это понятно.
Но здесь, как ни странно, не велась работа по прямому цитированию. Это просто те фильмы, которые я знаю и люблю. Гораздо больше повлияли сами ветераны.
Когда мы вчетвером писали сценарий, думали: а что нам, собственно… давай возьмем камеру, отыщем всех ветеранов, которые остались под Калугой, и возьмем у них интервью так, как хотим. То есть будем делать акцент на то, что нам интересно. Мы нашли 12 ветеранов, взяли у них интервью.
И потом многое, что они говорили, в итоге включили в фильм. Ситуации, происходившие с ними, были одновременно и жестокие, и комедийные. Вообще, основоположником нашего стиля стал один ветеран, которого мы нашли в интернете, он рассказывал историю про челюсть, которую мы в итоге взяли в нашу картину.
История о том, что он первый раз был в рукопашном бою, увидел, как на него идет огромный немец, и совершенно растерялся. Говорит: «Я совершенно растерялся. Я даже забыл, что мы находимся на поле сражения.
Он сделал удар в мою сторону. И только в эту секунду я вспомнил, что у меня есть тоже карабин со штыком. Знаешь, сколько нужно сил, чтобы убить человека?
И я все силы, которые у меня были, вложил в этот удар. У меня мушка прошла в тело этого немца. И я не могу вытащить свой карабин.
И он смотрит…» Уже начинается ситуация. Она и страшная, это безумно страшно, но она и смешная в каком-то смысле. Человек не может вытащить свой карабин.
На него набегает другой немец, бьет ему прикладом в челюсть, у него челюсть выбивается, и он краем глаза видит свои зубы вот здесь. И тут он так теплеет в этом разговоре и говорит: «Но тут ко мне подоспел мой друг…» Как-то он его называет, не помню… «Иван Тихонович подоспел, убил этого немца. А потом смотрит на меня, недолго думая, как с правой мне зарядил — челюсть на место встала».
Вот такая маленькая зарисовка из войны. Что это, если не Тарантино? Конечно, это Тарантино.
Только это как бы без него было, в 1943 году. Это острожанровые такие вещи. Они впитывают какие-то точности из нашей жизни и делают их как можно более выпуклыми.
Сюжет фильма в одном предложении: один и тот же человек волею судеб или божественным промыслом был спасен «красным призраком» два раза, только «красный призрак» каждый раз был разный. Собственно, этот человек узрел чудо. То ли советское чудо, потому что он «красный призрак», то ли божественное проявление.
То, что на самом деле нас, наверное, роднит с фильмом «Криминальное чтиво» , что произошло какое-то чудо. То ли это шутка бога такая. Вот с ним, с героем Горевого, произошла такая история, его вначале спас один мужик, а потом спас другой мужик.
Вот и весь патриотизм. Само слово разве не захватано, не апроприировано всем тем дискурсом, который имеет место в последние 20 лет? То же самое и патриотизм.
То, что его склоняют и неправильно интерпретируют, все время навязывая такое ложное понятие, как «ура-патриотизм»… Ура-патриотизм — это понятие именно ложное и, я считаю, отрицательное. Сам патриотизм в этом не виноват. Патриотизм — это то, что было свойственно очень многим людям, в том числе и диссидентам.
Даже Высоцкий об этом говорил. Когда его что-то спрашивали, он сказал: «Вы знаете, у нас куча проблем и сложностей, но с вами я их обсуждать не буду». Это что-то в нас такое есть, не знаю что.
Есть в Лермонтове, когда он пишет «Прощай, немытая Россия», но при этом он патриот, сам по себе Лермонтов. Поэтому, мне кажется, это высокое чувство. И не надо его дискредитировать из-за того, что кто-то неправильно его, так скажем, насаждает нашему народу с телевидения.
Почему вы сделали такой выбор? Сначала хотели быть документалистом? Я поступал на два факультета.
Тогда набирал Масленников. Нам еще говорили: «Ни в коем случае не говори про «Шерлока Холмса» Масленникову…» Я поступил в итоге и туда, и туда. Но к Масленникову на игровое кино я поступил на платное отделение, а на документальное — на бесплатное.
Мы снимали в одном месте, но нам не понравилось. Стали переснимать в другом. Небольшой секрет все-таки есть — гримеры мазали его жиром, чтобы было теплее. Это классное, куражное время. Было холодно, но это зима, так и должно было быть. А так, скажу, что никаких трудностей со съемками не было. Он честный, живой, настоящий.
Я давал актерам свободу, чтобы их действия были правдивыми, органичными. Добавлю, что он противостоит всем военным фильмам, которые выходили в последнее время. Это новое неформальное российское кино.
Встреча с режиссером Андреем Богатыревым
Андрей Богатырев: Мы отстало-прогрессивная европейская страна | Андрей Богатырев, режиссер фильма «Золото Умальты», сыграл в своем фильма роль режиссера Андрея Андреевича. |
В искусстве можно все! — Новости Красноярска и Красноярского края - Проспект Мира | Андрей Богатырев. Andrey Bogatyrev. Кинорежиссёр, актёр, сценарист, композитор, монтажёр. В 2007 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. |
Кинорежиссер Андрей Богатырев: "Меня не устраивают военные фильмы, которые выходят" | Оренград | Режиссёр Андрей Богатырёв и московская рок-группа «Крематорий» имеют честь и удовольствие анонсировать первый в истории легендарного коллектива краудфандинг на съёмки видеоклипа «Бар “Под дулом револьвера”»! |
Жители Мосальска рассказали, как проходили съёмки комедии "За Палыча!" | Редакция «» пообщалась с режиссёром картины Андреем Богатырёвым о фильме, дальнейших планах, российском кинематографе, блокировке иностранных фильмов и проблеме современных зрителей. |
Новости и события
Режиссёр Богатырёв: создатели российских фильмов путают патриотизм с агитацией. Новости Оренбурга и области. Первый новостной видеопортал Оренбурга. По словам режиссера картины Андрея Богатырева, губернатор Хабаровского края будет играть положительного героя.
Жители Мосальска рассказали, как проходили съёмки комедии "За Палыча!"
Дегтярев сыграет роль в фильме о Дальнем Востоке | 19 июня 2021 год, 22:02 Режиссер Андрей Богатырев не против привезти в Великий Новгород фильм «Красный призрак». |
Режиссёр «Красного призрака» Андрей Богатырёв: Я ненавижу «ура патриотизм» - «Великий Новгород.ру» | Здесь состоялась встреча с московским режиссером Андреем Богатыревым и актером Константином Симоновым. |
Режиссер "Легенды о самбо" Андрей Богатырев снял фильм о Великой Отечественной войне
Андрей Богатырев: Постановкой трюков занимался мой давний друг – актер и каскадер Александр Давыдов. Андрей Богатырев: Постановкой трюков занимался мой давний друг – актер и каскадер Александр Давыдов. По словам режиссера картины Андрея Богатырева, губернатор Хабаровского края будет играть положительного героя. Режиссер Андрей Богатырев так говорит о "Красном призраке": "Фильм рассказывает историю небольшого отряда и, если так можно сказать, неизвестного солдата. Совет Андрея Богатырёва, режиссёра «Красного призрака».
Для меня кино – это моя жизнь! (Интервью с Андреем Богатыревым)
Режиссёр Андрей Богатырёв и московская рок-группа «Крематорий» имеют честь и удовольствие анонсировать первый в истории легендарного коллектива краудфандинг на. последние новости сегодня в Москве. Андрей Богатырев - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Прочитать интервью Андрея Богатырева «53 новостям» о съемках фильма «Красный призрак» вы можете по ссылке. Режиссер ленты Андрей Богатырев рассказал о работе над следующим проектом — спортивной драмой «Легенда о самбо» о зарождении этого единоборства.
Режиссер "Легенды о самбо" Андрей Богатырев снял фильм о Великой Отечественной войне
И это понятно. Ведь Греция - наша духовная Родина. Написал я эту фразу, и сразу же пришлось уехать из Москвы домой - в Петербург, где с порога подхватил меня вихрь суеты. Вынырнуть из него я смог только через неделю. И уже не вчера я был в Греции, а вместо столичного проспекта за окном узкий питерский переулок. И роднит его со столичным проспектом лишь то, что и по нему бредут граждане, никогда не гулявшие по Афинам. Мир его принял и пришел в восторг.
Казалось бы и нам надо было бы последовать примеру цивилизованного сообщества и возрадоваться успеху отечественного кинематографа. Фильм я посмотрел, а вот с радостью как-то не получилось. Только еще сильнее захотелось понять, в чем же причина такого оглушительного успеха. Некоторые православные публицисты разделяют это мнение и утверждают, что «захожан у нас много, а прихожан — воцерковленных людей, регулярно исповедывающихся и причащающихся — не более двух — пяти процентов.
Тот подход, который ты сейчас озвучиваешь, убивает кино, потому что убивает в нём жизнь.
Один ветеран, которого я достал вопросами, что бывает на войне и чего не бывает, — в итоге ответил мне так: «Пойми ты, на войне бывает вообще всё! Не нужно бояться делать дерзкое кино. Нельзя снимать фильмы о войне со страхом нарушить формализм — мол, всё должно быть серьёзно и пафосно. Некоторые высказывают мне: «Почему в твоём фильме один из бойцов постоянно думает и говорит о самогонке?! Нет, герой прежде всего должен быть живым человеком, чтобы зритель сопереживал ему.
Обрати внимание: фильмы, которые слишком уж впрямую агитируют зрителя, никогда не становятся классикой. И наоборот. У картины «Баллада о солдате» в своё время были проблемы с выходом на экраны. И у картины «20 дней без войны» тоже были проблемы. Или взять, к примеру, фильм «Летят журавли» — он тоже совсем не агитационный.
И все эти фильмы для нас сегодня — главные. А те фильмы, что чрезмерно агитационны, давно забыты. Зритель не удался? С одной стороны, почему бы государству не поддерживать хорошие дела, с другой — а почему наше кино не справляется своими силами? Я понимаю, например, зачем дотировать фермера, — затем, что он не выдерживает конкуренции с крупным производителем.
А ты, стало быть, не выдерживаешь конкуренции с Голливудом? К голливудскому кино наш зритель подходит доброжелательно, расслабленно, настраивается на то, чтобы получить удовольствие, а когда смотрит новый отечественный фильм, то ищет, за что бы его покритиковать. Это в лучшем случае. В худшем — вообще отказывается смотреть фильм, потому что «зачем смотреть, всё равно наши только г…о снимают». Соответственно, и кинотеатры мало крутят российское кино.
Этим я, хочется думать, и занимаюсь. Отвечая на твой вопрос о господдержке: на сегодняшний день она точно нужна. Нужна ещё и потому, что в частном кинопродюсерском секторе решения принимают непрофессионалы.
Выступая во множестве амплуа, как продюсер и сценарист, актер и даже композитор, в 2015 году Богатырев продолжил обучение в академии Никиты Михалкова, cняв в рамках курса короткометражный фильм из цикла «Про войну». На встрече лектория «Перерыв на фильм» с Андреем Богатыревым мы поговорим о причинах, побудивших его обратиться к теме Великой Отечественной войны, о работе над картиной «Красный призрак» и о том, как, делая авторское кино, не забывать о зрителе. В ходе встречи спикер впервые покажет видеоматериалы с бекстейджа своего нового фильма. Вход на мероприятие свободный, но ограничен вместимостью зала до 50 человек.
Некоторым просто он не нравился. Вполне себе прозрачный такой жанровый фильм.
Несмотря на то, что мы делали абсолютно патриотический фильм. Вы сами видели, он такой очень… наш, что называется. Там, наверное, слишком хорошими показаны немцы. Наверное, нет ура-патриотизма в ярко выраженном виде. Я на самом деле не знаю, для меня это является загадкой. И конечно, я эмоционально взбудоражен. Мы семь лет делали фильм… — Почему так долго? Потом Минкульт выделил нам деньги, мы выиграли конкурс, и нам нужно было еще найти денег. Мы нашли инвесторов, которые в нас хотели вложиться.
Они сказали: «Заморозим проект на год, а через год сделаем». Так прошел этот год, мы разморозили, стали делать, а инвесторы деньги нам так и не дали. В итоге съемки у меня были просто рок-н-ролл: развод с женой, у мамы рак груди, дефицит бюджета… Все сошлось. Но при этом прямо счастливейшее время моей жизни. Короче, сняли фильм в 2018-м, а потом просто искали денег. Все в долгах как в шелках. Я до сих пор, честно сказать, нахожусь в такой ситуации, что если фильм не принесет никаких денег, то неизвестно, как дальше будут развиваться дела у меня. До этого я снимал авторское кино. А «Красный призрак» — это абсолютно осознанный жанр.
Потому что меня как зрителя не устраивает российское жанровое кино. Оно излишне формальное. Формальное в плане концепции. Формальное в плане игры актеров. Формальное в плане подхода к сюжетам. У нас даже как говорят: «Мы делали фильм по документам». Ну нельзя сделать фильм по документам. Фильм может быть только о человеческой истории, о каких-то эмоциях. Невозможно сделать по документам.
А потом в итоге они и по документам фильмы не делают. Например, та же «Зоя». Она в итоге и не по документам, и не от души. Она в итоге и ни туда, и ни сюда. То есть это вообще непонятно что. Поэтому если говорить про военное кино, то оно, конечно, в плачевном состоянии. И фишка даже не в Тарантино. На самом деле, когда я готовился к этой картине, мы смотрели очень много советских фильмов. И там юмор, и ирония, и некоторые моменты, тарантиновские как бы, на самом деле из советского кино.
Там куча моментов а-ля Тарантино еще до Тарантино. Один диалог Бондарчука с Тихоновым чего стоит, когда он минут пять ему рассказывает про женщин, а Тихонов просто в этот момент спит. Поэтому мы, скорее, оттуда тянули культурную традицию. Тарантино, понятное дело, нависает над всем кинематографом XX века светлой тенью. Это наш апостол. У нас, мне кажется, два апостола — это Квентин Тарантино и наш личный апостол Алексей Балабанов. Когда я встретила вашего сопродюсера Ёлкина в Сочи на слете владельцев кинотеатров, он сказал: «Вот у нас «Красный призрак», впервые я доволен фильмом, который у нас выходит». А я тогда, еще ничего не зная, ответила: «Очередной фильм о войне. Сколько можно…» — Понимаете, в чем дело, мне же все равно, фильм о войне или не о войне.
Ко мне приехал мой друг Паша Абраменков, который в фильме ищет упорно самогон. Он приехал и говорит: «У меня идея…» Он любит Теркина и написал комедию, «Про войну» называлась. Она была довольна абсурдистская, именно комедия. Он рассказал ее очень классно, и с этого момента я понял, что это именно тот фильм, который я хотел бы снять. И мы стали готовиться к этому фильму. Все в итоге сыграли в фильме. Мы заключили друг с другом дружеский пакт, что вместе напишем сценарий, вместе поставим фильм и снимем его еще и там, где мы задумывали, под Калугой, в деревне Низовское. И мы полностью это реализовали. Объясню, почему я так думаю.
Я считаю, что это перевод просто в другой жанр. Это отход от пафосного повествования к приключенческому. И, в принципе, как большой приключенческий проект, особенно на тему танков, он, на мой взгляд, вполне адекватный времени и молодому зрителю. Потом очень классный был «Свои». Который и о войне в том числе. Где-то год мало что смотрю. Смотрю неожиданные вещи сам для себя. Например, пересматриваю «Вавилон-5» или пересматриваю Карпентера фильмы старые. Фотография со съемочной площадки «Красного призрака» — Кроме этики, есть эстетика.
Это же довольно осознанная стилизация под вестерны Корбуччи и т. То есть это такой наш истерн. Сразу было принято такое решение? Оно диктовалось самим принципом. У нас был такой принцип: каждый герой, которого мы видим в кадре, как будто главный, как будто под него весь сценарий написан. Поэтому там даже самые маленькие эпизоды насыщены объемными характерами. Конечно, Корбуччи, Леоне и Тарантино тоже — все это понятно. Но здесь, как ни странно, не велась работа по прямому цитированию. Это просто те фильмы, которые я знаю и люблю.
Гораздо больше повлияли сами ветераны. Когда мы вчетвером писали сценарий, думали: а что нам, собственно… давай возьмем камеру, отыщем всех ветеранов, которые остались под Калугой, и возьмем у них интервью так, как хотим. То есть будем делать акцент на то, что нам интересно. Мы нашли 12 ветеранов, взяли у них интервью. И потом многое, что они говорили, в итоге включили в фильм. Ситуации, происходившие с ними, были одновременно и жестокие, и комедийные. Вообще, основоположником нашего стиля стал один ветеран, которого мы нашли в интернете, он рассказывал историю про челюсть, которую мы в итоге взяли в нашу картину. История о том, что он первый раз был в рукопашном бою, увидел, как на него идет огромный немец, и совершенно растерялся. Говорит: «Я совершенно растерялся.
Режиссер "Легенды о самбо" Андрей Богатырев снял фильм о Великой Отечественной войне
В России отменили показ иностранных фильмов. Как вы считаете, из-за введённых санкций потеряет ли киноиндустрия? Киноиндустрия и потеряет, и приобретёт. Потеряет какую-то часть зрителей, но люди будут вынужденно смотреть большую часть российских фильмов. Важно то, что российские прокатчики не брали наши фильмы. Проблема российского кино отчасти в нас самих. Мы чаще всего предпочитаем американские фильмы.
Теперь прокатчики будут вынуждены показывать больше русского. Полюбит ли российский зритель кино? Кто-то обратит внимание. Я надеюсь, что мы сможем создать внутри страны более цельный прокат, станем лучше относиться к своим фильмам и попытаемся сделать киноиндустрию более цельной. Это моя мечта. Какие фильмы вы чаще всего смотрите?
Я профессионал в кино — не делю на жанры. Мне важна история про людей, поэтому я смотрю совершенно разные фильмы. Последнее, что мне понравилось, — это мультфильм «Зверопой». Он шикарный! Я плакал минут 40. Нам такие картины надо брать за основу.
Там сильные персонажи, яркая драматургия, которая втягивает в этот процесс. Я становлюсь соучастником этой истории и сопереживаю каждому герою. Это и есть сильная драматургия. Ты сам начинаешь быть внутри сюжета. Драматургия и хороший сценарий — это всегда полдела. Какие ещё киноновинки вам понравились?
Давно на самом деле ничего не смотрел, потому что занимаюсь своими проектами. Мне понравилось «Не смотрите вверх». Это умная и интересная картина. Какие режиссёры являются для вас кумирами? Мой любимый режиссёр — это Балабанов. Почему Балабанов?
Он для меня — певец русской культуры, менталитета и духа. Для меня Балабанов смог выразить поэзию нашего времени и земли. Он честный, сильный автор, чисто русский. Если Тарантино — чисто американец, то Балабанов — чисто наш режиссёр, который сумел ввести метафоры в нашу жизнь. Он сделал культовыми 90-е, нашёл героя нашего времени. До сих пор не могут найти ничего нового.
Мы находимся под большим влиянием Балабанова. Вы уже сняли фильм своей мечты? Всегда все фильмы про людей. Многие говорят: «Есть фильм про космос, про хоккей».
Обрати внимание: фильмы, которые слишком уж впрямую агитируют зрителя, никогда не становятся классикой. И наоборот. У картины «Баллада о солдате» в своё время были проблемы с выходом на экраны.
И у картины «20 дней без войны» тоже были проблемы. Или взять, к примеру, фильм «Летят журавли» — он тоже совсем не агитационный. И все эти фильмы для нас сегодня — главные. А те фильмы, что чрезмерно агитационны, давно забыты. Зритель не удался? С одной стороны, почему бы государству не поддерживать хорошие дела, с другой — а почему наше кино не справляется своими силами? Я понимаю, например, зачем дотировать фермера, — затем, что он не выдерживает конкуренции с крупным производителем.
А ты, стало быть, не выдерживаешь конкуренции с Голливудом? К голливудскому кино наш зритель подходит доброжелательно, расслабленно, настраивается на то, чтобы получить удовольствие, а когда смотрит новый отечественный фильм, то ищет, за что бы его покритиковать. Это в лучшем случае. В худшем — вообще отказывается смотреть фильм, потому что «зачем смотреть, всё равно наши только г…о снимают». Соответственно, и кинотеатры мало крутят российское кино. Этим я, хочется думать, и занимаюсь. Отвечая на твой вопрос о господдержке: на сегодняшний день она точно нужна.
Нужна ещё и потому, что в частном кинопродюсерском секторе решения принимают непрофессионалы. Я сейчас говорю даже не про свои двухлетние скитания по продюсерским компаниям с готовым «Красным призраком» на руках — нашему фильму в конце концов повезло дойти до зрителя. Я говорю о целом ряде талантливых кинематографистов моего поколения, которым есть что сказать зрителю, но у которых нет возможности пробиться к нему. Но почему непрофессионалы оказываются, как ты говоришь, во главе частных компаний? Вроде бы их задача — прибыль приносить. Механизмы рыночной саморегуляции в данной сфере у нас не работают. Видимо, не сложилась та капиталистическая культура, которая есть в Америке и в Европе.
Дальше «Призрак» катался по фестивалям, его хорошо приняли на смотре «Окно в Европу», лента также получила спецприз в рамках ММКФ-2020, а теперь ещё и продана в более чем 100 стран мира. Чего говорить, сам Никита Михалков назвал «Красный призрак» «лучшим фильмом последнего времени о войне, который будет понятен и интересен молодому поколению». Такая непривычно бурная реакция на российское кино и заведомый оглушительный успех объяснимы. Прежде всего в «Призраке» поражает форма — это смелый и бойкий вестерн истерн , помещённый в сеттинг Великой Отечественной войны. Где намеренно в первой половине, сразу после завязки, несколько замедлено развитие событий, происходящих в крайне тесной локации. По сути, из необъятного контекста войны вырван и рассказан в рамках сюжета отдельный крохотный эпизод, небольшой случай с попаданием героев в непредвиденные обстоятельства, который идеально ложится в канон вестернов. Все детали жанра на виду: захудалый городок здесь заменен на вымершую деревню, в ее границах непременно обязаны столкнуться две враждебно настроенные «банды», в каждой из которых найдётся свой архетипичный лидер и набор стереотипных бойцов. Ярче всего персонажи представлены на стороне Красной армии, немцы — традиционно сборище тупиц, пушечное мясо разной степени тучности, из которых выделяется только харизматичный офицер Браун австриец Вольфганг Черни, игравший как в «Собиборе» с «Т-34», так и в «Миссия невыполнима: Племя изгоев» : он хладнокровен, умён и тактичен, выступает кем-то вроде майора Хеллсторма Аугуст Диль из тарантиновких «Бесславных ублюдков». Восходящий российский артист, звезда «Быка» и «Серебряных коньков» Юрий Борисов, которого из-за промоматериалов можно ошибочно принять за главного героя «Красного призрака», является, скорее, найдёнышем, мелькающим преимущественно на втором плане напуганным мальчиком, чудом прибившимся к армейскому отряду.
Его герой не выполняет практически никакой функции, весь фильм почти не издаёт ни звука, а его присутствие в некоторых эпизодах вовсе остаётся незаметным.
В том числе сопоставляя киносюжет с историческими фактами. Это чушь собачья!
Если вы хотите узнать исторические факты, читайте книги профессиональных историков, которые тоже зачастую не могут между собой договориться о том, как все было на самом деле. Меня постоянно спрашивают: «Ваш фильм снят по реальным событиям? Если кто-нибудь из нас начнет вспоминать, что с ним было год назад, он даже не сможет восстановить события собственной жизни во всех деталях.
А как мы можем восстановить события столетней, тем более тысячелетней давности? Когда меня спрашивают: было это или не было? Конечно могло!
В «Красном призраке» нет ничего, что могло бы быть неправдой. Но мы рассказали историю не какого-то конкретного исторического персонажа, а собирательного образа. Кино — это прежде всего миф.
Историческую реальность исследует документальное кино. Но и оно делают это в социально-политическом контексте: в девяностых нам рассказывали о кровавых Ленине и Сталине, сейчас те же самые исторические персонажи подаются с другим оттенком. Был Ощепков Василий Ощепков —один из основателей самбо.
Но о нем осталось всего шесть документов. Есть Спиридонов Виктор Спиридонов — еще один основатель самбо. С ним то же самое, даже еще хуже.
С Харлампиевым Анатолий Харлампиев — третий основатель самбо. Название фильма — «Легенда о самбо». Сделан ли фильм по мотивам реальных событий?
Каков в нем процент исторической достоверности? Наверное, процентов пятнадцать. Например, Ощепков провел первые годы жизни на Сахалине — его мать была каторжанкой.
Оттуда он попал в Японию. Он был очень предприимчивым человеком: организовал киностудию, кружок дзюдо. Спиридонов был человеком скрытным, немногословным.
Что-то мы смогли почерпнуть в документах, что-то додумали исходя из стоящей перед нами художественной задачи. Скажу как профессионал кино: типов персонажей не так много. Их не стало больше с тех пор, как написали свои пьесы Еврипид, Софокл и Шекспир.
Если мы препарируем фильмы «Дюна» и «Звездные войны», то поймем, что в их основе лежит один и тот же сюжет. Это история Дарта Вейдера, которого все считали хорошим, но он, как только получил власть, стал плохим. То же самое в «Дюне».
Да, это разные миры, но герой и тип драматургии один и тот же. Он будет структурировать ее в соответствии с законами драматургии. Мы не будем брать ее всю целиком: что-то будем отсекать, что-то оставлять.
Вы их заранее имеете в виду или подбираете под созданные в сценарии образы? Когда я даю актерам читать сценарий, я с ними обсуждаю роль и слушаю их рекомендации. У меня есть концепция: роль и артист должны идти навстречу друг другу и встречаться или в комфортном месте, или в дискомфортном — иногда это тоже бывает хорошо.