Принятый Госдумой в первом чтении законопроект о запрете сотрудникам и ветеранам ФСБ разглашать не только государственную, но и профессиональную (которая может угрожать репутации ведомства) тайну может еще больше деморализовать спецслужбу.
Новости Республики Коми | Комиинформ
В России ужесточили закон о защите гостайны 19 июля 2023 43 Госдума в третьем чтении одобрила поправки, ограничивающие право на допуск должностных лиц к гостайне, сообщается на сайте нижней палаты. Кроме того, закон запретит отказываться от оформления допуска к гостайне и разрешит президенту менять критерии доступа к ней. Вместе с тем документ запретит выезд за пределы страны парламентариям с доступом к сведениям, составляющим гостайну.
Больше интересных новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Мелихова акад. РАЕН и Ю. Третьякова акад. Если изучаемое явление сулит значительную коммерческую выгоду, то новые знания о нем засекречиваются, и в течение некоторого времени сохраняются государствами и фирмами как национальное достояние.
Прикладная наука, которая занимается изучением процессов в конкретных производствах, поступает также. Каждая страна имеет собственный запас знаний, из которого общим становится только небольшая часть". Все это еще раз говорит о том, что Россия не сможет черпать требуемые знания лишь из зарубежной научно-технической периодики, а должна содержать собственную науку. Именно наука способна вывести товаропроизводителей на рынок конкурентоспособной продукции. Но в ряде случаев засекречивание осуществляется и вне ВПК. В современном "гражданском" хозяйстве России также немало секретов. Из этого следует что наш "Мосводоканал" не какая-то простая, но очень даже "секретная" фирма. Теперь о том, что в РФ не должно засекречиваться. Обратимся к статье 7 Закона "О государственной тайне". Этo сведения: 1 о катастрофах, стихийных бедствиях и их последствиях; 2 о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуре, сельском хозяйстве, а также о преступности; 3 о привилегиях, компенсациях и льготах для физических и юридических лиц; 4 о фактах нарушения прав и свобод человека; 5 о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах страны: 6 о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; 7 о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Надо прямо сказать, что реализация статьи 7 в любом обществе или государстве является очень не простым делом. Если за реализацией сохранности "государственной тайны" призваны следить, прежде всего, ФСБ РФ и Прокура- тура, то за обеспечение требуемой гласности по статье 7 реально борется лишь "четвертая власть" общества, то есть средства массовой информации, пресса, телевидение, радиовещание. Виновники же катастроф или коррупционеры, напротив, склонны к специфическому "засекречиванию". К счастью, мы живем в том обществе, где пока политической монополизации нет, а в борьбе между влиятельными в политическом и экономическом отношении группировками очень хорошее средство — это "компромат".
Анализ правоприменительной практики в сфере защиты государственной тайны показывает, что всё чаще встречаются случаи допуска к государственной тайне лиц, замещающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях, у которых органами безопасности выявлены основания для отказа в допуске к государственной тайне. Данная тенденция оказывает негативное влияние на обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и способствует возникновению угроз безопасности Российской Федерации, учитывая высокий статус этих должностных лиц, объём и значимость сведений, к которым они имеют доступ. В связи с этим в целях объективного рассмотрения вопроса о допуске к государственной тайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны , Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» законопроектом предусмотрено наделение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны полномочиями принимать решения о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне. В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации возможностей оказания давления на секретоносителей со стороны недружественных государств законопроектом предлагается дополнить основания для отказа должностному лицу и гражданину в допуске к государственной тайне в случае наличия у него и или у его близких родственников недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, счетов вкладов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владения и или пользования ими иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах Российской Федерации. Наряду с этим, законопроектом предлагается наделить органы федеральной службы безопасности правом вынесения по результатам проведения проверочных мероприятий заключения о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае выявления в его действиях угроз безопасности Российской Федерации.
Предполагается, что указанные заключения будут носить обязательный характер для руководителей органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций при решении вопроса о допуске прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне". Они затронут группу граждан, в большинстве своём чиновников, имеющих допуск к государственным секретам, и в условиях новых угроз, с которыми столкнулась наша страна, на мой взгляд, очень важны. О каких изменениях идёт речь? Вводятся, в частности, дополнительные основания для отказа в допуске к государственной тайне.
Защита документов
4 августа был подписан Президентом РФ и опубликован Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 432-ФЗ) с поправками в законодательство о государственной тайне. Группа депутатов комитета Гoсдумы по безопасности и противодействию коррупции внeсла в нижнюю палату проект поправок в законы "О госyдaрственной тайне" и "О порядке выeзда из РФ и въезда в РФ", утoчняющих в том числе нормы о допуске к гостайне. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который вводит дополнительные ограничения на доступ должностных лиц к государственной тайне. Этот закон дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 283.2 «Нарушение требований по защите государственной тайны».
Сведения гостайны о режимных объектах недвижимости будут «стерты» из ЕГРН
Законопроектом устраняется неопределённость, связанная с порядком допуска к государственной тайне должностных лиц, включённых в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне. При этом устанавливается, что необходимость проведения полномочными органами в отношении них проверочных мероприятий определяется Президентом Российской Федерации. Предусмотренные законопроектом изменения наделяют Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка оформления допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации, в том числе имеющих иное гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан, к государственной тайне, их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, порядка обеспечения режима секретности в Российской Федерации, изданию актов по вопросам, связанным с выездом из Российской Федерации граждан, допущенных ранее допускавшихся к государственной тайне. Одновременно законопроектом расширяются полномочия Президента Российской Федерации в части установления порядка обеспечения режима секретности в Администрации Президента Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики в сфере защиты государственной тайны показывает, что всё чаще встречаются случаи допуска к государственной тайне лиц, замещающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях, у которых органами безопасности выявлены основания для отказа в допуске к государственной тайне. Данная тенденция оказывает негативное влияние на обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и способствует возникновению угроз безопасности Российской Федерации, учитывая высокий статус этих должностных лиц, объём и значимость сведений, к которым они имеют доступ. В связи с этим в целях объективного рассмотрения вопроса о допуске к государственной тайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны , Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» законопроектом предусмотрено наделение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны полномочиями принимать решения о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне.
В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации возможностей оказания давления на секретоносителей со стороны недружественных государств законопроектом предлагается дополнить основания для отказа должностному лицу и гражданину в допуске к государственной тайне в случае наличия у него и или у его близких родственников недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, счетов вкладов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владения и или пользования ими иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах Российской Федерации. Наряду с этим, законопроектом предлагается наделить органы федеральной службы безопасности правом вынесения по результатам проведения проверочных мероприятий заключения о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае выявления в его действиях угроз безопасности Российской Федерации.
Единственный документ, который ограничивает распространение этих сведений, — постановление правительства от 1994 года. Оно распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные учреждения. Остальные организации и граждане остаются вне правового поля. В этом сюжете В России вводят служебную тайну в области обороны 1 июня, 11:20 В результате в СМИ периодически появляется служебная информация, касающаяся обороны, в том числе создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности.
В России усилили защиту государственной тайны В России депутаты Госдумы в третьем чтении приняли поправки в законодательство, которые предусматривают усиление требований к защите государственной тайны. Как следует из официального документа, теперь ФСБ сможет давать заключение о нецелесообразности допуска к гостайне, носящее обязательный характер для руководителей органов власти, предприятий, учреждений и организаций при принятии соответствующих решений. В случае отказа будет исключено пребывание на связанной с получением секретных сведений должности. Отмечается, что основанием для такого решения становится наличие у граждан и их близких родственников иностранного гражданства и вида на жительство, а также нарушение требований законодательства страны о гостайне.
Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах; учитываются в книгах и журналах учета документов с пометкой "Для служебного пользования", как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа, содержащего служебную тайну в области обороны, добавляется пометка "ДСП"; передаются работникам подразделений под расписку; пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями; размножаются тиражируются только с письменного разрешения соответствующего руководителя организации или уполномоченного им лица. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно; хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах ящиках, хранилищах.
При необходимости направления документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается руководителем структурного подразделения организации, готовившего документ, или уполномоченным им лицом. Исполненные документы, содержащие служебную тайну в области обороны, группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка "Для служебного пользования". Отбор и уничтожение документов, содержащих служебную тайну в области обороны, утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производятся по акту комиссией в составе не менее трех лиц, в том числе работника, ответственного за их учет. В акте в обязательном порядке указывается состав комиссии по уничтожению документов, содержащих служебную тайну в области обороны, наименования и их учетные номера, количество и номера экземпляров, общее количество листов документов. Акт составляется в одном экземпляре, последний лист подписывается всеми членами комиссии, а остальные листы заверяются подписью председателя комиссии. Акт уничтожения утверждается лицом, назначившим комиссию.
Изменение закона о гостайне: степени «Секретно» больше не будет
Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или учреждения в индивидуальном порядке с учетом результата проверки. В случае несогласия с комиссией гражданин имеет право обжаловать данное решение в вышестоящую организацию или суд. Изначально предлагалось отказывать в «секретности», если у служащего и его родственников есть недвижимость, счета, вклады или иностранные финансовые инструменты. В итоге данную поправку исключили из перечня. Паспорт признается недействительным при предъявлении заведомо ложных сведений и при отсутствии гражданства Новые правила выезда за границу лиц, имеющих доступ к гостайне Россияне, имеющие доступ к государственной тайне, теперь должны будут уведомлять о выезде за границу ФСБ и СВР.
Мера касается в том числе сенаторов, депутатов Госдумы, судей, депутатов законодательных органов субъектов РФ и адвокатов. При нарушении закона гражданин должен будет понести определенную ответственность, это может быть и штраф, и даже лишение свободы. Целью подобных ограничений является сохранение государственных секретов в тайне и обеспечение безопасности лиц, которые владеют информацией. Новая редакция закона предусматривает ряд послаблений, когда граждане с доступом к гостайне всё-таки могут кратковременно покинуть пределы страны.
Имеется в виду, например, смерть близких родственников или необходимость экстренного лечения.
Единственный документ, который ограничивает распространение этих сведений, — постановление правительства от 1994 года. Оно распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные учреждения. Остальные организации и граждане остаются вне правового поля. В этом сюжете В России вводят служебную тайну в области обороны 1 июня, 11:20 В результате в СМИ периодически появляется служебная информация, касающаяся обороны, в том числе создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке. Раздел V. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну. Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 настоящего Закона. Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска. Предприятия, учреждения или организации при проведении совместных и других работ и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут в целях получения доступа к таким сведениям заключать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральных территорий, предприятиями, учреждениями или организациями, являющимися заказчиками этих работ, договоры об использовании на период проведения работ услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается отметка в соответствующих лицензиях при их наличии обеих договаривающихся сторон. В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ услуг по защите сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора. При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством. Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором соглашением. Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются: правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений; органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения; другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Раздел VI. Органы защиты государственной тайны К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и или штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре контракте. Заключение трудового договора контракта до окончания проверки компетентными органами не допускается. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Так, например, такое решение в отношении сенаторов и депутатов Госдумы принимается соответственно Председателем Совета Федерации, Председателем Госдумы в порядке, определяемом соответственно Советом Федерации, Госдумой. Предусмотрен перечень обстоятельств смерть близких родственников, необходимость экстренного лечения и т. Введено понятие "режим секретности", и предусмотрены полномочия Правительства, в том числе по установлению порядка обеспечения режима секретности в РФ, а также по изданию актов по вопросам, связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне.
Ветераны ФСБ оценили законопроект, запрещающий разглашение профессиональной тайны
Отказ в предоставлении допуска будет исключать пребывание на должности, связанной с получением секретных сведений. При этом, в соответствии с законом, основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может стать наличие у гражданина и его близких родственников иностранного гражданства, вида на жительство. Еще одной причиной отказа в допуске к гостайне станет нарушение гражданином требований законодательства РФ о ней. В закон вводится понятие «режим секретности» — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Под инициативой подписалась группа депутатов из разных фракций. В пояснительной записке, кстати, говорится еще и об «участившихся выездах за границу» секретоносителей «с одновременным оформлением документов для постоянного проживания на территории иностранных государств» — эти граждане, мол, сразу попадают в поле зрения иностранных разведок.
Г-н Выборный обратил внимание на то, что законопроект предлагает дополнить перечень оснований для отказа в допуске или прекращения допуска к гостайне новым: наличие у близких родственников недвижимости за рубежом, счетов в иностранных банках или иностранных активов. Близкие родственники в данном случае — это супруги, родители, дети — родные или усыновленные, усыновители, братья и сестры, в том числе неполнородные. Заключение ФСБ о нецелесообразности допуска или о прекращении допуска конкретного человека к гостайне станет обязательным для исполнения всеми работодателями.
Все остальные сведения об объекте в ЕГРН не вносятся в том числе информация о его характеристиках, об обременениях, о заключенных договорах аренды, о предоставлении объекта на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, о предоставлении земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или на праве безвозмездного пользования. В связи с тем, что сделки и права на все режимные объекты за исключением права государственной собственности регистрироваться в ЕГРН не будут, установлены новые правила определения момента возникновения обязательств в отношении таких объектов недвижимости: договор аренды будет считаться заключенным с момента его подписания сторонами; право хозяйственного ведения или оперативного управления таким объектом недвижимости, право постоянного бессрочного пользования или безвозмездного пользования земельным участком будут возникать с момента передачи указанных объектов недвижимости. Если в ЕГРН уже имеется запись о госрегистрации прав, ограничений или обременений на засекреченные объекты, то такую запись можно будет погасить, если об этом заявит лицо, в пользу которого зарегистрированы эти права, ограничения или обременения. Кроме того, отдельно Правительством РФ будет составлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в ЕГРН вообще не попадут никакие сведения даже о праве собственности Российской Федерации. Для таких объектов устанавливается правило, согласно которому право собственности Российской Федерации будет возникать в силу федерального закона и подлежать государственной регистрации оно не будет.
Основные поправки внесены в статью 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена». Они предусматривают увеличение максимального срока лишения свободы вплоть до пожизненного не только за шпионаж и выдачу иностранцам государственной тайны, но даже за финансирование или консультирование тех, кто выступает против безопасности РФ. Ранее за эти преступления было предусмотрено лишение свободы сроком до 20 лет, а также штраф до 500 тысяч рублей. Как сообщают «Новые Известия», за организацию диверсий предусмотрена уголовная ответственность вплоть до 20 лет лишения свободы — ранее наказание за подобные преступления предусматривало до 15 лет колонии. Документом также ужесточается ответственность за акты международного терроризма, за что теперь грозит от 12 лет лишения свободы против 10 лет ранее.
Фигурантам дел о терактах по ст.
Ветераны ФСБ оценили законопроект, запрещающий разглашение профессиональной тайны
«Об утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны». настоящий Закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой государственной тайны, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.". В соответствии с Федеральным законом Федеральная служба безопасности Российской Федерации уполномочена выносить обязательные для исполнения заключения о нецелесообразности допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в порядке. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Что такое государственная тайна
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2023) "О государственной тайне" | К совершенно секретным сведениям относят сведения, «распространение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или отрасли экономики РФ», а к секретным — сведения, распространение которых нанесет ущерб интересам предприятий. |
В законодательство о гостайне внесены изменения | Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки в законодательство, нацеленные на усиление требований к защите государственной тайны. |
Госдума ужесточила допуск к гостайне
Положения законопроекта позволяют соблюсти баланс между необходимостью обеспечения защиты государственной тайны и жизненно важными интересам^ [р^сдан. Госдумой в третьем чтении приняты поправки усиливающие требования к защите государственной тайны. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. защите государственной тайны, о. Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286(ред. от 02.04.2012)"Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны". по защите государственной тайны, о чем делается отметка в соответствующих лицензиях (при их наличии) обеих договаривающихся сторон. (часть вторая в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 432-ФЗ).
Госдума приняла закон о защите государственной тайны
Вещные права на такие объекты недвижимости, ограничения этих прав и обременения таких объектов недвижимости не подлежат государственной регистрации в ЕГРН. Право собственности Российской Федерации иного публично-правового образования на указанные объекты недвижимости возникает в силу данного Федерального закона. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключённым с момента его подписания сторонами, а право хозяйственного ведения, право оперативного управления указанными в настоящем пункте объектами недвижимости возникают с момента передачи соответствующего имущества, отмечается в сопроводительных материалах.
Законопроектом предлагается: Ввести понятие «Режим секретности» и возложить на Правительство РФ установление порядка обеспечения режима секретности. Внести изменения в порядок оформления и организации допуска к государственной тайне. Предлагаемые изменения исключают описание социальных гарантий, детализируют некоторые положения например, перечень сведений о себе и близких родственниках, необходимый для представления при оформлении допуска, порядок оформления допуска для военнослужащих и представителей некоторых органов власти и государственных корпораций, краткий порядок принятия решения об отказе в допуске, а также случаи, при которых порядок оформления допуска может быть изменен Президентом РФ. Дополнить перечень обязанностей должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне, а также скорректировать список ограничений прав допущенных лиц.
Уточнить условия прекращения допуска к государственной тайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос». Уточнить порядок выезда из РФ и въезда для лиц, имеющих или имевших допуск к государственной тайне и другое. Согласно пояснительной записке к проекту, предлагаемые изменения продиктованы возникновением новых угроз безопасности РФ в условиях проведения специальной военной операции. Проект находится на стадии подготовки к рассмотрению Советом Государственной Думы РФ в рамках программы на апрель 2023. С 1 апреля 2023 года с использованием платформы «ГосТех» осуществляется создание, развитие и эксплуатация федеральных информационных систем, а с 1 января 2024 года — региональных. Создание и развитие систем осуществляется по результатам оценки экономической и или технологической целесообразности, которая проводится по ряду критериев перечень приведен в Указе.
Указ содержит также порядок планирования мероприятий по созданию государственных информационных систем, распределения зон ответственности между оператором платформы «ГосТех» и операторами систем. Правительству РФ поручено в 10-тимесячный срок обеспечить внесение в законодательство изменений, необходимых для развития платформы. Документ недействителен с 17 марта 2023 года. Информация о прекращении применения некоторых средств защиты Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ далее — ФСТЭК России опубликовала информационное сообщение от 22. Письмо содержит конкретный перечень средств активной акустической и вибрационной защиты акустической речевой информации, применение которых не допускается с 1 мая 2023 года. Владельцам аттестованных объектов информатизации необходимо заменить указанные средства защиты на иные сертифицированные решения и провести повторные аттестационные испытания.
Ведомство информирует, что использование указанных средств на аттестованных объектах информатизации в течение срока действия аттестата допускается. Однако для последующей аттестации указанные средства защиты необходимо заменить на средства с действующим сертификатом соответствия. Проект включает требования не только к обеспечению защиты информации при осуществлении денежных переводов, но и к порядку осуществления Банком России контроля за соблюдением установленных требований.
В акте в обязательном порядке указывается состав комиссии по уничтожению документов, содержащих служебную тайну в области обороны, наименования и их учетные номера, количество и номера экземпляров, общее количество листов документов. Акт составляется в одном экземпляре, последний лист подписывается всеми членами комиссии, а остальные листы заверяются подписью председателя комиссии. Акт уничтожения утверждается лицом, назначившим комиссию. Передача документов и дел, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, от одного работника другому осуществляется с разрешения руководителя организации или уполномоченного им лица. При смене работника, ответственного за учет документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
В акте в обязательном порядке указываются наименования и номера передаваемых дел, книг и журналов учета документов, содержащих служебную тайну в области обороны, с указанием количества томов и листов в них. Проверка наличия документов и дел, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество документов и дел, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет. Результаты проверки оформляются актом. При необходимости передачи информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в электронном виде в виде файлов , сформированной на машинных носителях информации, передача осуществляется по журналу учета передачи файлов на машинные носители информации, ведущемуся по форме: номер по порядку, учетный номер документа или информации при наличии , наименование краткое содержание документа информации , название, объем и формат файла, фамилия, дата и подпись лица, разрешившего передачу, учетный номер машинного носителя информации, с которого она скопирована, фамилия, дата и подпись лица, передавшего ее, учетный номер машинного носителя информации, на который информация скопирована, фамилия, дата и подпись лица, получившего информацию. Передача информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, на машинных носителях информации осуществляется между подразделениями организации по журналу учета передачи файлов на машинные носители информации, который ведется в структурных подразделениях, которым поручен прием и учет несекретной документации, либо иной определенной в организации форме учетной документации. Передача информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, на машинных носителях информации между организациями осуществляется по сопроводительным документам, в которых указываются необходимые учетные данные передаваемых машинных носителей информации и информации на них и при необходимости условия и ограничения по использованию этой информации.
В целом правила не изменились по сравнению с прошлой редакцией, однако есть и несколько нововведений. Так, из правил исключили пункт о том, что руководители органов госвласти, Росатома и Роскосмоса сами определяют, какие сведения относятся к гостайне, и несут за эти решения ответственность. Новые правила вступят в силу с 1 января 2022 года.
За семью печатями
Депутаты Государственной Думы на сегодняшнем пленарном заседании приняли законы о невнесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, составляющих государственную тайну. 14 июля 2022 года президент России Владимир Путин утвердил закон о наказании до семи лет лишения свободы за несогласованный выезд из России граждан, допущенных к государственной тайне. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой государственной тайны в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Путин подписал закон о служебной тайне в области обороны
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 О государственной тайне (в редакции от 05.12.2022) | Госдума в среду приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в законы о государственной тайне и о порядке въезда в РФ и выезда из. |
Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2052 | Защита государственной тайны – это мощнейшее средство обеспечения суверенитета государства, отметил парламентарий. |
Обзор изменений в законодательстве за март 2023 / Хабр | Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2023 № 1784 "Об утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны". |