За 19 лет его миссионерской деятельности (1876-1895 гг.) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более 500 человек. Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. Позднее, став на сторону ариан, Константин активно и очень жестоко преследовал православие, в том числе и Св. Афанасия. это не маг и колдун, это именно человек, но человек достигший таких высот святости, что по его молитве совершаются чудесные исцеления и спасения людей в казалось бы самых безвыходных ситуациях.
Почитание императора Константина в России
Краткая молитва святому Константину на каждый день. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице. это важные фигуры в истории христианства, которые оставили свой след в мире и помогли распространению веры.
Святые Константин и Елена: иконы и портреты
Когда Константин узнал, что против него объединились цезари Максенций и Максимин, он двинулся на Италию, где накануне решающего сражения под Римом увидел на небе сияющий Крест со словами «В сем знамение победы». Он приказал сделать боевой штандарт с изображением креста и именем Иисуса Христа. На следующий день он и его войска атаковали и одержали впечатляющую победу. Он с триумфом вошел в Рим и в 312 году был провозглашен Сенатом «Императором Запада». Востоком правил его шурин Лициний. Вскоре после этого он издал свой «Миланский эдикт», согласно которому христианство впервые было официально терпимо, а гонения на христиан прекратились. Многие ошибочно полагают, что Эдикт сделал христианство единственной законной религией; фактически он провозгласил свободу вероисповедания по всей Империи. Какой Церковный праздник 7 декабря 2024 года по православному календарю Лициний, хотя и делал вид, что принимает эдикт, вскоре начал преследовать христиан в своих владениях. В ответ Константин сразился с ним и победил его в 324 году, став единоличным императором всей Римской империи. В 324 г.
Для этого он отправил свою мать, царицу Елену, на Святую Землю. Ее сопровождали священнослужители, в числе которых был сам Патриарх. Поиски Креста были похожи на сказание. На Голгофе было найдено три креста, но который из них Христов? Для того чтобы это определить, они решили возложить все три креста по очереди на покойника, которого несли на захоронение в то время. Процессия остановилась, после прикладывания к покойнику одного из крестов, мертвец воскрес! Тогда Патриарх стал высоко поднимать Животворящий Крест Христов, а все люди кричали: «Господи помилуй! Так был установлен церковный праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября. За эту заслугу Церковь причислила царицу Елену к чину равноапостольных святых. Вручив святыню Патриарху, святая взяла часть Креста для того, чтобы принести ее в дар своему сыну, Константину.
В этот день верующие посещают церковь и молятся, чтобы получить благословение от Святых Константина и Елены. Также принято освящать воду и праздновать крещение в этот день. В некоторых храмах проводятся торжественные богослужения и процессии. Традиционно, в этот день приготавливают особые блюда, такие как куличи и красное яйцо, которые символизируют радость и победу над смертью. Также принято дарить подарки и поздравлять друг друга с праздником.
И даже через несколько столетий после этих событий современники называли Херсонес «городом Климента». Автор текста: заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический» Т. Поделиться Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте.. Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса… Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями... Максим Горький Русский писатель Здесь были заложены основы нашего государства. Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви. Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира. Иннокентий Борисов Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать.
День святого Константина и святой Елены 21 мая (3 июня)
Во время следующего допроса некий медник, который до этого уже выступал в качестве мучителя при казни мч. Георгия Хиосского, вызвался пытать Константина. С диавольской изобретательностью он соорудил металлический шлем, который раскалил на огне и надел святому на голову. Затем он привязал ему свинцовые пули ремнем к вискам так, что глаза вылезли из глазниц. Несколькими днями позже, вновь представ перед судом, Константин попросил, чтобы его развязали. Он широко перекрестился и сказал: "Смотрите, кто я! Не надейтесь, что я изменю свои убеждения! На него надели тяжелые цепи. В течение дня его ноги были забиты в колодки, а на ночь святого подвешивали за кандалы.
Кроме того, сатана искушал его различными видениями. Но Константин держался стойко — одни мальчик-школьник проник в тюрьму и подбадривал его, описывая подвиги мучеников Христовых, а все христиане Кидонии собирались в храмах и молились о том, чтобы Господь укрепил Константина в исповедании веры. Однажды ночью ему явилась Божия Матерь.
В этот день верующие посещают кладбища, чтобы почтить память своих умерших близких и помолиться об упокоении их душ. Название "Радоница" связано с тем, что этот день является символом радости о Воскресении Христа, которая распространяется и на усопших. Поминовение усопших в Радоницу является выражением православной веры в бессмертие души и в то, что смерть не разлучает верующих с Христом. Церковные посты Многодневные: 18 марта — 4 мая — Великий пост.
Сплошные седмицы недели, в которых нет поста в среду и пятницу : 6—11 мая — Пасхальная седмица. Календарь церковных праздников в мае 2024 года 1 мая, среда: День памяти преподобного Иоанна Солунского Фессалоникийского , ученика преподобного Григория Декаполита.
Публичные гладиаторские игры были прекращены в 325 году. Раннехристианские Библии[ править править код ] В 331 году Константин поручил Евсевию доставить пятьдесят Библий для Константинопольской Церкви.
Афанасий записал около 340 Александрийских писцов, готовивших Библии. Было высказано предположение, что это могло послужить мотивацией для списков канонов и что ватиканский и синайский кодексы являются примерами этих Библий. Вместе с пешиттой и александрийским кодексом это самые ранние дошедшие до нас христианские Библии [30]. Догматические вопросы[ править править код ] Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права.
Императоры считали себя ответственными перед богами за духовное здоровье своих подданных, и после Константина они были обязаны помогать Церкви определять православие и поддерживать православие. Церковь обычно рассматривала определение вероучения как ответственность епископов; роль императора состояла в том, чтобы проводить вероучение в жизнь, искоренять ересь и поддерживать церковное единство. Император гарантировал, что Богу должным образом поклонялись в его империи. Церковь же определяла в чём состояло истинное богослужение православие , доктрины и догматы. Константин стал поклоняться христианскому Богу, но он обнаружил, что существует много мнений о вере и о том, кем и чем был Бог.
В 316 году Константина попросили вынести решение по североафриканскому спору о секте донатистов , которая возникла из-за отказа повиноваться епископам, которые каким-либо образом поддавались гонениям, позже считая всех епископов, кроме их собственных, совершенно осквернившимися. Что ещё более важно, в 325 году он созвал Первый Никейский Собор , который получил статус первого вселенского собора. Никейский Собор — первая крупная попытка христиан определить православие для всей Церкви. До Никеи все предыдущие церковные соборы были местными или региональными синодами, затрагивающими только части Церкви. Никейский собор имела дело прежде всего с арианскими спорами.
Сам Константин разрывался между арианским и тринитарным лагерями. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан, епископы Евсевий Никомедийский и Феогн Никейский [en] , а в 330 году осуждён и сослан один из главных противников арианства, епископ Евстафий Антиохийский. По приказу Константина в 335 году был созван собор в городе Тир, на котором Афанасий Великий был осуждён и сослан в Трир. По мнению некоторых современных историков, поражение Афанасия стала результатом не доктринальных разногласий, а его ненадлежащее поведение в Египте.
Святой Константин, которого православные христиане чествуют 19 марта, был одним из 42-х великомучеников, живших в Амморее. Согласно преданиям, они были знатными людьми, проповедовали православие и пострадали за веру во Всевышнего. Сарацины, осадившие город Амморею, который находился в Византии, взяли в плен воинов. Их отправили в Сирию, где они находились семь лет. Все это время их мучили, пытали и заставляли отказаться от православной веры. Поняв, что ничего добиться не удастся, сарацины казнили пленников. Народный календарь: Константиновы круги Народный праздник, посвященный великомученику Константину Амморейскому, на Руси называли «Константиновы круги», а также «День кругов вокруг колодца». Название продиктовано старинной традицией, которую связывают с водой. В давние времена 19 марта 6 марта по старому стилю крестьяне ходили вокруг колодцев, втаптывая снег. Это делали, чтобы грязная вода, начиная таять, не попадала в них. Причем первый круг полагалось сделать мужчине, юноше или мальчику по имени Константин. Существовал специальный обряд. Константин подходил к колодцу и начинал кругами ходить возле него, втаптывая снег. При этом он произносил следующее: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться». Народ считал, что после такого ритуала колодезная вода будет вкусной, чистой и прозрачной. Считалось, что в день празднования Константиновых кругов она особенно полезная.
Мученики Константин и Феофил: какой праздник 19 марта и чего нельзя делать
Эти святые известны по всему миру, благодаря своему великому вкладу в дело развития православия. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице. Известно, что святая равноапостольная царица Елена 60 лет своей жизни была язычницей и стала христианкой лишь под влиянием сына императора Константина.
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Неписаная конституция Римского Государства с начала его существования основывала свою легитимность на согласии государственных структур и государственной символики с народными верованиями. Однако, несокрушимое развитие Христианства, несмотря на все гонения, выбивало эту легитимность из-под ног Римского Государства. Кроме того, если и был «консенсус» для превращения императорской диктатуры в монархию, то такой «консенсус» для слияния фигур монарха и «божества» для значительной части населения был абсолютно невозможен. Подлинная историческая заслуга Константина Великого заключается в том, что он ясно увидел необходимость разделения между этими двумя категориями: монарха и «божества», с упрочением первой категории и с ликвидацией второй. В таком разделении, затем подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула верховного жреца, можно видеть корень православной конституционной доктрины симфонии при отделении Церкви от государства, окончательно оформленной Святым Юстинианом Великим через двести лет, в 530 году. Константин Великий имел видение Креста Господня с надписью «Сим победиши». Он мгновенно переменил символику своего войска, выдвигая перед ним новое Знамя с изображением Креста.
С этим победным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй. Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое. Вскоре это понятие фиксируется навсегда Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» Христолюбимое воинство. Рядом Царских Указов, Константин Великий провозглашает и устанавливает основные христианские конституционные принципы. Миланский эдикт предписывает: «Каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу или религии. Кроме сего, относительно христиан, мы постановляем, чтобы те места в которых прежде они обычно имели собрания...
Это подтверждается и тем, что Миланский эдикт был затем дополнен в этом смысле рядом других Царских Указов. Например, через несколько лет, император Константин запретил метить калённым железом лица осуждённых, ибо «на всех человеческих лицах отражается небесная красота». Он также ясно и кратко определил основную православную норму: «В вопросах веры, каждый должен следовать велениям своего сердца». Однако, было бы неправильно думать, что в результате воздвижения этой новой символики уже совершилось преобразование Империи, из языческой в христианскую. Исторические процессы никогда не бывают мгновенными. Они всегда являются весьма длительными, и лишь отдельные вспышки на тех или иных поворотах этих процессов бывают мгновенными.
Константин Великий в 313 году даровал Христианской Церкви и христианам лишь свободу наравне с другими верованиями. Но процессы дальнейшего вырождения языческих элементов в тогдашней цивилизации продолжались еще долго. Коренная перемена заключалась в том, что процессы возрождения получили свободу для своего развития. Так, тогда началась открытая борьба между процессами вырождения и процессами возрождения, или, вернее, процессами преображения.
Read the Privacy and Cookie Policy I accept День святого Константина и святой Елены 21 мая 3 июня Этот праздник установлен церковью в честь римского императора Константина I и его матери — императрицы Елены. По утверждению богословов, Константин и Елена имеют особые заслуги перед христианской церковью и поэтому носят звание «равноапостольных» равных апостолам святых, иными словами, они приравнены церковью к ближайшим ученикам Христа. В период правления императора Константина I 306—337 гг. Христианство больше, чем все другие религии того времени, соответствовало социальным условиям разлагавшегося античного общества и, таким образом, как указал Энгельс, «соответствовало экономическому, политическому и духовному состоянию Рима». Константин не только понял новую роль, значение и возможности христианской религии, но и оказался настолько дальновидным и ловким политиком, что сумел использовать христианскую церковь в своих интересах. Вместе с соправителем Лицинием Константин издал летом 313 г. Определяем, чтобы христианам возвращены были конфискованные в казну или частным лицам отданные имущества, также, чтобы были вновь отданы места их собраний». Допустив этим эдиктом христианство в качестве равноправной религии, Константин начал всячески поддерживать его и постарался привлечь на свою сторону прежде всего высшее христианское духовенство. Для начала христианскому духовенству были предоставлены такие же права, как жрецам других религий, т. Осмелевшее христианское духовенство начало широко пользоваться полученными правами, стремясь в то же время захватить в свои руки большие богатства языческих храмов. Этот грабеж языческих храмов осуществлялся при фактическом покровительстве правительства. Однако всячески поддерживая христианскую церковь и даже превратив позднее христианство в господствующую религию, Константин проводил свою религиозную политику весьма тонко, гибко, дальновидно. Он прекрасно понимал, что в условиях, когда большинство населения Римской империи придерживалось старых национальных религий, а к христианству относилось враждебно, нельзя было силой насаждать христианство. По-этому он проводил политику постепенного слияния старых, языческих религий с христианством, политику, направленную на поглощение этих религий христианством. Он установил, например, в качестве еженедельного государственного и христианского праздника день солнца — воскресенье.
История говорит, что христианство он принял перед смертью. Интересно, что именно он председательствовал на одном из первых соборов, хотя при этом не был христианином. В любом случае церковь отмечает заслугу императора в том, что он избавил верующих от гонений, ведь перед этим было две «тяжелые волны» гонений. Но был и обратный эффект — христиане стали быстро «набирать жирок» и уже не имели прежней духовной силы, как во время гонений. Кто такая святая Елена царица По одной из версий Елена была христианкой и привела к этой вере сына, а по другой она стала верующей под воздействием сына. Женщина была из простых людей и работала в трактире, где и познакомилась с Констанцием. Она была или его женой, или сожительницей, что и тогда считалось нормальным. Через 20 лет после рождения сына с Еленой Хлор разошелся. Около 12 лет о ней не было никаких вестей, пока в 305 году не началось возвышение ее сына. Считается, что христианкой она стала в 60 лет, когда уже была в Риме. В 324 году сын назвал ее царицей и отдал в ее распоряжение казну.
Христианство для всех Понятно, что в таких условиях не приходилось и говорить о какой-либо проповеди «всему миру». Ведь, во-первых, одни люди боялись проповедовать, а другие — слушать их проповеди. Во-вторых, государственные гонения мешали проповедникам свободно перемещаться по миру, создавать и размножать письменные труды, строить храмы. В-третьих, проверка на верность новых членов общины занимала много времени. И, в-четвёртых, тайные собрания в катакомбах и пустынях и преследования со стороны государства придавали христианству некий маргинальный флёр в глазах обращаемых. И вот это серьёзнейшее второе искушение помог преодолеть как раз равноапостольный император Константин. Когда он пришёл к власти в своей области империи, его мать Елена, уже бывшая тайной христианкой, своим авторитетом стала влиять на сына. Затем Господь чудесным образом помог Константину в битве с язычником Максенцием, после чего святой император ещё крепче уверовал во Христа. Через некоторое время Константин издал «Эдикт о веротепимости», уравняв христианство в правах с язычеством, а спустя несколько лет и вовсе провозгласил первое государственной религией Римской империи. Более не боясь преследований, миллионы подданных империи хлынули в храмы, где их умы и сердца были буквально покорены стройностью христианского богословия и высоким нравственным посылом Евангелия. Под покровительством императора Константина Великого христианство стало в разы быстрее распространяться по огромной территории Средиземноморья. Строились новые храмы. Создавались новые епископские кафедры. Христианские иерархи стали активнее развивать богословские школы и готовить катехизаторов для объяснения основ веры оглашенным.
Православный календарь 3 июня. Святая царица Елена и ее сын император Константин.
24 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Зарайского Константина в сан митрополита. Святые Отцы о духовной жизни. Святые благоверные князья Феодор, Давид и Константин являются одними из Небесных покровителей города Ярославля и его жителей. В тот день Святой равноапостольный Константин был еще достаточно далек от принятия Православия, но первые проблески Веры уже коснулись его. ? В этом выпуске Вы узнаете о жизни и служении Константина Великого, воспитанного великой матерью – императрицей Еленой. Формирование гуманитарной помощи военным в храме святых равноапостольных Константина и Елены идет практически в непрерывном режиме.
Епископ Зарайский Константин возведен в сан митрополита
Император гарантировал, что Богу должным образом поклонялись в его империи. Церковь же определяла в чём состояло истинное богослужение православие , доктрины и догматы. Константин стал поклоняться христианскому Богу, но он обнаружил, что существует много мнений о вере и о том, кем и чем был Бог. В 316 году Константина попросили вынести решение по североафриканскому спору о секте донатистов , которая возникла из-за отказа повиноваться епископам, которые каким-либо образом поддавались гонениям, позже считая всех епископов, кроме их собственных, совершенно осквернившимися.
Что ещё более важно, в 325 году он созвал Первый Никейский Собор , который получил статус первого вселенского собора. Никейский Собор — первая крупная попытка христиан определить православие для всей Церкви. До Никеи все предыдущие церковные соборы были местными или региональными синодами, затрагивающими только части Церкви.
Никейский собор имела дело прежде всего с арианскими спорами. Сам Константин разрывался между арианским и тринитарным лагерями. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан, епископы Евсевий Никомедийский и Феогн Никейский [en] , а в 330 году осуждён и сослан один из главных противников арианства, епископ Евстафий Антиохийский.
По приказу Константина в 335 году был созван собор в городе Тир, на котором Афанасий Великий был осуждён и сослан в Трир. По мнению некоторых современных историков, поражение Афанасия стала результатом не доктринальных разногласий, а его ненадлежащее поведение в Египте. По мнению английского историка Церкви В.
Френда, в связи со своим значением для будущих взаимоотношений Церкви и государства, Тирский собор может быть поставлен в один ряд с Никейским [31]. Незадолго до своей смерти в мае 337 года Константин был крещен в христианство. До этого времени он был катехуменом большую часть своей взрослой жизни.
Он верил, что если будет ждать крещения на смертном одре, то меньше рискует осквернить свою душу грехом и не попасть на небеса. Он был крещён своим дальним родственником арианским епископом Евсевием Никомидийским. Во время пребывания Евсевия Никомедийского при императорском дворе Восточный двор и главные посты в Восточной церкви занимали ариане или сочувствующие арианам [32].
За исключением короткого периода затмения, Евсевий пользовался полным доверием Константина и Констанция II и был наставником императора Юлиана Отступника [33]. После смерти Константина его сын и преемник Констанций II был Арианином, как и император Валент [ источник не указан 326 дней ].
Сражаясь под этим знаменем, Константин ни разу не потерпел поражения. Музеи Римского Капитолия 2. Константин решил, что новому христианскому государству нужна и новая столица взамен прежней, роль которой после Рима исполнял Милан. Сначала его переименовали в Новый Рим, а позже — в Константинополь.
Византий и дал название государству Византия; впрочем, называть так «государство ромеев» стали лишь после его падения под натиском турков-османов в 1453 году. Около 326 года по приказу Константина в окрестностях Иерусалима, еще не восстановленного после римских разрушений I—II века и утратившего даже свое имя, провели раскопки и нашли Честное Древо Креста Господня — то самое, на котором за 300 лет до этого был распят Спаситель. Руководила поисками Креста мать Константина, святая равноапостольная Елена. На месте его обретения император построил Храм Гроба Господня. Константин вернул городу имя Иерусалим и повелел восстановить его христианские святыни. Во главе Первого Вселенского собора — Константин Великий.
Убежденный христианин, Крещение император Константин принял только перед смертью. Крестившись раньше, он подчинился бы, согласно тогдашним законам, одной из римских корпораций — христианской Церкви, что ограничило бы его власть как императора. Тем не менее Константин называл себя сослужителем архиереев и «епископом внешних». Как монарх, он считал себя ответственным за распространение христианства среди всех народов империи, в основном еще языческих. У своего отца, князя Святослава Черниговского, он испросил себе в удел город Муром, желая просветить его жителей, в большинстве своем язычников, христианской верой. Князь послал к муромцам своего сына Михаила, но того убили.
Тогда Константин вошел в город сам с военной дружиной. Но лишь после того, как во время осады княжеского дома князь бесстрашно вышел к толпе с иконой Богородицы, сердца горожан смягчились и они приняли Крещение.
Ему молятся, если вера и церковь в опасности, если нет покоя в душе и нужна опора. Если благополучие семьи, фирмы в опасности. Если нужно переезжать из города в город, страны в страну, святой поможет сделать так, чтобы переезд и путешествие были благополучными. Поможет икона святого Константина и в решение геополитических вопросов. Молитва Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Константине, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие.
Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Житие святого Константина Чтобы полнее представить себе подвиг императора во имя веры, нужно понимать, в какое время он жил. Это была эпоха нечестивых римских царей, которые жестоко истребляли христиан. Мы хорошо знаем их имена - Диоклетиан и Максимиан. Множество христианских святых в то время либо приняли мученическую смерть либо пострадали при них: Дмитрий Солунский , Георгий Победоносец , Николай, Архиепископ Мирликийский. Именно Константин, будучи прямым наследником жестоких царей по политической линии, стал настоящим спасителем веры: прекратил гонения, строил храмы, и вместе с матерью вернул миру главные христианские святыни. Тем более удивительно, что, делая благие дела, он до самой смерти оставался язычником. Да, времена были сложные. Римская империя делилась на четыре части и правили ею четыре императора, два цезаря и два августа.
Иерархия шла от августа к цезарю, причем властью человек облачался не по знатности или преемственности хотя было и такое. Царем мог стать даже человек низшего сословия, - лишь бы у него была поддержка армии. Таковым, кстати, и был один из самых больших врагов христианства Диоклетиан - грубым, необразованным мужланом. И семья у Константина, кстати, тоже не была простой. Отцом его был военачальник Констанций Хлор бледный , а мать, будущая царица Елена, была дочерью трактирщика. Однажды Констанций проезжал в тех краях, девушка приглянулась ему и он забрал ее с собой. Вскоре у пары родился мальчик и тогда Констанций женился на Елене, но Константина долгое время считали незаконнорожденным.
Отец Константин не принадлежал к какому-либо политическому движению и не выражал желания примкнуть к нему.
Он не призывал оказывать гражданское или военное сопротивление большевикам, его проповеди были полны призыва к покаянию и к отказу от участия в жестокостях того непростого времени. Решающим в противостоянии иерея Константина Верецкого, призывавшего к традиционным христианским ценностям, и части его паствы, поддерживавшей большевиков, стало послание Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России , от 19 января 1 февраля 1918 года «Об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры в Церкви Православной» [11] , в котором прозвучали слова Святейшего, вызвавшие особое озлобление большевиков: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной» [12]. Иерей Константин, и ранее призывавший своих прихожан к покаянию, следуя своему священническому долгу, как свидетельствовал его отец, священник Александр Верецкий, зачитал в храме послание Святейшего Патриарха Тихона: «Сын мой читал в церкви грамоту патриарха Тихона и повторил слова об анафеме. Он знал, что большевики злы на него, но от них и не думал прятаться» [13]. Выраженная позиция священника Константина Верецкого, основанная на послании Святейшего Патриарха Тихона, стала причиной особой ненависти тех, кто поддерживал большевиков. Отец Константин неоднократно получал угрозы в свой адрес со стороны местных большевистских ячеек.
Однако, выполняя свой пастырский долг, он не покинул Ростов-на-Дону вместе с отступавшей в 20-х числах февраля 1918 года Добровольческой армией Деникина. Расправа 10 23 февраля в Ростов-на-Дону вошли части красногвардейцев под командованием Р. Красноармейцы жаждали убийств и готовы были убивать, о чем свидетельствовал в своих воспоминаниях меньшевик А. Локерман [14]. Особую ненависть у красногвардейцев вызывало православное духовенство. Недовольные проповедями отца Константина прихожанки донесли новому правительству о непокорном священнике. Далее, по свидетельству супруги отца Константина Евлампии Ивановны Верецкой, события развивались так: «10 февраля пр[ошлого] то есть 1918-го. Муж мой, Константин Александрович Верецкий, священник церкви Всех святых, без сопротивления вышел с ними на улицу, где была толпа, состоявшая главным образом из женщин.
Толпа была враждебно настроена и потребовала, чтобы мужа повели прямо в степь на расстрел. На улицу я из квартиры не выходила, но когда в квартире спросила у солдат, за что арестовывают мужа, то получила ответ, что за проповеди против большевиков. Мужа повели по Братскому пер[еулку] по направлению к степи и там в квартале между Кузнецкой и последней улицей его расстреляли. На теле мужа было несколько пулевых и штыковых ран, и, кроме того, был размозжен череп, по-видимому, ударом приклада ружья» [15]. Агрессивное поведение женщин Нового поселения, питавших ненависть к Церкви и духовенству, неудивительно. Известный специалист по проблемам Гражданской войны на Юге России доктор исторических наук профессор А. Венков считает, что «здесь же проявилась оборотная сторона женской эмансипации. Подстрекаемые революционерами бороться за свои права, многие женщины при низком уровне политической и общей культуры также участвовали в проведении политики террора и провоцировали убийства неугодных им людей» [16].
Об этом же писал меньшевик А. Локерман: «Публика, заполнявшая тротуары и улицы, требовала немедленной расправы. Особенно неистовствовали женщины, проявлявшие какую-то изумительную кровожадность» [17].
7 интересных фактов о святых Константине и Елене
Протоиерей Владислав Цыпин Константин Великий Один из самых значимых по своим последствиям актов всемирной истории стал Миланский эдикт , изданный 1700 лет назад Римским императором Константином. Четверть столетия спустя после его издания, в 337 году, император Константин тяжело заболел и скончался. Незадолго до смерти он, по словам Евсевия, «подумал, что пора уже очиститься ему от прежних прегрешений, ибо веровал, что всё, в чем он согрешил как смертный, будет снято с души его силой мистических молитв и спасительным словом крещения» [1]. Для совершения над ним таинства Крещения Константин перебрался во дворец Никомидии, близлежащей к созданной им новой столице империи Новому Риму — Константинополю, в которой ранее устроил свою резиденцию император Диоклетиан. В Никомидию приехали епископы окрестных городов. Евсевий так передает слова, с которыми император обратился к собравшимся у его одра епископам: «Пришло то желанное время, которого я давно жду и о котором молюсь как о времени спасения в Боге. Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться спасительной благодати. Я думал сделать это в водах реки Иордан, где во образ нам, как повествуется, принял крещение Сам Спаситель, но Бог, ведающий полезное, удостаивает меня этого здесь. Итак, не станем более колебаться, ибо если Господу жизни и смерти угодно будет и продлить мое существование, если однажды определено, чтобы отныне я присоединился к народу Божиему и, как член Церкви, участвовал в молитвах вместе со всеми, то через это я подчиню себя правилам жизни, сообразным с волей Божией» [2].
Облачившись в белые ризы, он более уже не надевал на себя багряные одежды, подобающие императору. Епископы во главе с местным правящим архиереем Евсевием, в последние годы самым приближенным из них к императору, совершили крещение, после чего, как пишет другой Евсевий, Кесарийский, «удостоившись Божественного запечатления, он ликовал духом, обновился и исполнился света Божиего от переизбытка веры, душевно радовался и живо поражался действием силы Божией» [3]. Как пишет его биограф, «в ту же минуту дорифоры и вся стража, разодрав одежды и повергшись на землю, начали ударяться головами, огласили дворец плачем, рыданиями и воплями и именовали Константина своим владыкой, господином, василевсом, и не столько владыкой, сколько отцом… Таксиархи и лохаги называли его своим спасителем, хранителем и благодетелем, а прочие войска… скорбели, как бы покинутые стада, о своем добром пастыре, народ, блуждая по городу, выражал душевную скорбь криками и воплями, многие от печали, казалось, объяты были ужасом» [4]. Римский сенат причислил скончавшегося императора к лику бессмертных богов, поставив его, таким образом, в один ряд с Цезарем, Августом, Веспасианом, Траяном и некоторыми другими принцепсами. Тело святого Константина, положенное в золотой саркофаг, покрытый пурпурным покрывалом, было доставлено в Константинополь и поставлено на высоком постаменте в большом зале дворца. Саркофаг находился там в течение трех с половиной месяцев, чтобы проститься с императором могли не только его близкие и сановники, но и его генералы, офицеры и солдаты, имперские чиновники и римские граждане, жившие в Константинополе, Риме и других городах. Из дворца саркофаг был перенесен в храм 12 апостолов и помещен между гробницами самовидцев Слова. Место погребения Константина способствовало тому, что он стал почитаться Церковью как исапостолос — равноапостольный, чему не помешало ни его крещение от арианствующего епископа — Евсевия Никомидийского, ни удаление им из Александрии самого ревностного и искусного в слове защитника Никейского символа святителя Афанасия Великого.
Память святого Константина была установлена на день его блаженной кончины — 21 мая по юлианскому календарю. Подвигом Константина не только открылась новая эпоха в истории Рима: изданный им Миланский эдикт и последовавшее за ним созидание шаг за шагом симфонических отношений между Церковью и государством обозначили рождение новой христианской цивилизации на пространстве Средиземноморья, распространившейся потом на всю Европу и за ее пределы. Величие этого подвига и сделало Константина истинным равноапостолом, а поставление его саркофага между гробницами, уготованными для мощей 12 учеников Христовых, послужило всего лишь поводом для прославления его в этом чине. Впрочем, Западная церковь не почитает его в сонме святых, хотя в отдельных регионах Запада, в разных местах Сицилии и Сардинии — одним словом, в тех странах, которые долгое время находились под властью императоров Нового Рима, сохранился его культ. Память святого Константина в Православной Церкви соединена с памятью его матери Елены.
На Голгофе было найдено три креста, но который из них Христов? Для того чтобы это определить, они решили возложить все три креста по очереди на покойника, которого несли на захоронение в то время. Процессия остановилась, после прикладывания к покойнику одного из крестов, мертвец воскрес!
Тогда Патриарх стал высоко поднимать Животворящий Крест Христов, а все люди кричали: «Господи помилуй! Так был установлен церковный праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября. За эту заслугу Церковь причислила царицу Елену к чину равноапостольных святых. Вручив святыню Патриарху, святая взяла часть Креста для того, чтобы принести ее в дар своему сыну, Константину. Устроив после богатую трапезу для бедных, Елена вернулась домой, где вскоре предала свою душу Богу. Заслуги Константина Святой царь ревностно боролся с ересями: Ария; донатистов; новациан. По его повелению был создан Первый Вселенский собор.
За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель и клирики собора. По уставу Церкви, литургия свт. Василия Великого служится по воскресеньям Великого поста. На ней происходит освящение Даров, которыми верующие причащаются за литургиями Преждеосвященных Даров в течение последующей седмицы.
Речь идёт об известном юридическом акте, провозглашённом императорами тогдашней Римской империи Константином и Лицинием, впоследствии получившем название Миланского эдикта Edictum Mediolanensium. Эдикт уравнивал все религии в Римской империи в правах. Он не только положил конец кровавым гонениям на христиан, но и заложил основы относительно мирного сосуществования различных религий, местных языческих верований и восточных культов. Как бы сказали сегодня, это был эдикт мультикультурализма, толерантности и веротерпимости. Сведения о Миланском эдикте мы знаем из двух основных источников о политике Константина, написанных его приближенными: латинского сочинения "О смертях преследователей" XLVIII домашнего учителя будущего императора, христианского ритора Фирмиана Лактанция и греческой "Церковной истории" X, 5. При этом греческий текст был переведен с латинского, а латинский сохранился в единственном экземпляре и был опубликован только в 1679 году в Париже. Вообще Константину досталось очень сложная в кровавой истории роль. Дело в том, что в его царствование, законодательно империю представляла очень многочисленная партия язычников-сенаторов. Когда Константин, чувствуя сопротивление все еще грозной языческой партии Рима, принял решение о переносе Римской столицы на восток от Италии на берега Босфора Восток в это время начинает определять ход большой истории , то здесь на месте маленького греческого городка Византия, он начал строить столицу будущей Византийской Империи — нового Рима. И все же, в новом Риме религиозная атмосфера начала отличатся от древнего Рима: после торжественного освящения города в 330 г. Новой столице Константина суждено было сыграть грандиозную роль, как во всей последующей истории Европы, так и христианства. А теперь самое интересное, Константин в знак торжества и начала новой христианской эпохи, поставил в Константинополе огромную колонну со статуей на ее вершине, соединявшей в себе изображения солнца: Спасителя и императора. Что же, вполне закономерно и традиционно для тогдашнего представления о божественности великого императора. Из православной публики мало кто знает, что торс фигуры представлял Аполлон, голова принадлежала Константину, а над ней, в виде сияния, были прикреплены гвозди, которыми Христос был пригвожден к Кресту. По типу статуя Свободы в Штатах. Они были найдены незадолго до этого, матерью Константина, Еленою первым библейским археологом вместе с Крестом в Иерусалиме. Помимо строительства новой столицы, стоит отметить возведение в Дакии в Суцидаве "Константинова моста" через Дунай, который был открыт лично императором в июле 328 года.
Равноапостольные Елена и Константин в России
После Никейского Собора святой Константин продолжил активную поддержку Церкви. Святые мученики Прокесс и Мартиниан первоначально были язычниками и исполняли должность надзирателей в Мамертинской темнице. В Москве состоялся церковный суд над иереем Иоанном Ковалем, который заменил слово победа на слово мир в молитве О Святой Руси, которую патриарх Русской православной церкви Кирилл благословил. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Константин (Юрганов) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.