Создание и функционирование СЭВ имело важное значение для развития международных экономических отношений.
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
Создание Секретариата было предопределено еще в заявлении о создании СЭВ в январе 1949 г. Однако это было только до седьмой Сессии Совета в мае 1956 г. (СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Содержание
- СЭВ: забытые заветы Сталина / Территория истории
- Правила комментирования
- Самороспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): ed_glezin — LiveJournal
- Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
- Легендарный СЭВ: matveychev_oleg — LiveJournal
- Создание СЭВ. Немного истории
В Израиле создали квантовый компьютер
С середины 1970-х в эту организацию также стали вступать государства на правах наблюдателей. В 1975 году новыми участниками Совета стали Ирак и Мексика. В 1976 году — Ангола, где шла гражданская война, но при этом власти декларировали строительство социализма. В 1985—1986 годах к организации на правах наблюдателей присоединились: Мозамбик;.
Существует точка зрения, что СЭВ — это неудавшийся ЕЭС, и если рассматривать его под таким углом, то придется согласиться. Но если посмотреть на цели, которые ставили перед собой Совет экономической взаимопомощи и Европейское экономическое сообщество, то можно увидеть различия. В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла. И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед. Он в первую очередь был не наднациональной структурой, а очень важным форумом, который позволял вообще существовать социалистическому лагерю.
В его рамках многим странам было дозволено, скажем так, «выпускать пар» — проявлять инициативу и даже демонстрировать диктат малых стран над Советским Союзом, которому не раз приходилось жертвовать своими интересами ради сохранения единства. Чем занимался Совет экономической взаимопомощи? Как отмечают исследователи, в первое десятилетие после создания СЭВ главной формой экономического сотрудничества стран-участниц Совета была внешняя торговля, в которой СССР выступал в качестве основного экспортера топливных, сырьевых ресурсов и зерна.
Совет экономической взаимопомощи был распущен в 1991 году. Остальные ответы Максим Ю. Comecon — межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 г.
Формально СЭВ был распущен в 1991.
Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции.
Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее.
Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.
В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз [8]. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы.
Холодная война: СЭВ и ОВД
СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз. Кризисные 80-е и распад СЭВ Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. СССР и его партнеры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники.
Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал.
Позже оно составило основу разливного "Жигулевского". И все благодаря переводному рублю, общей валюте стран социализма. Большинство этих марок умерли вместе с СЭВ, а его штаб-квартиру в Москве - "открытую книжку" на Новом Арбате - заняла столичная мэрия. Но некоторые социалистические бренды благополучно пережили эпоху перемен. Первый в этом ряду - венгерский автобус "Икарус" - еще живая легенда СЭВ. После упразднения СЭВ и разделения фирмы на две - венгерский "Икарус" и турецко-венгеро-американскую корпорацию "Ikarus Special Factory Ltd", мало что изменилось. Правда, есть одно "но". Для бывших партнеров по соцлагерю "Икарус" делал продукцию по старым лекалам и менее экологичную, а для США, Кувейта, Катара, Китая и Гонконга - круче и безопаснее, но не такую востребованную как в "золотые годы" СЭВ. Что постепенно вытеснило легендарный автобус сначала с рынка России и СНГ, а затем и мирового. Но осталась "гармошка" имени "Икаруса".
В рамках СЭВ российские конструкторы усовершенствовали "Икарус", таким образом, что он стал вместимее за счет пристегиваемой "гармошки". За эту идею бренду "Икарус" дали Серебряный кубок принца Монако и Серебряный кубок французской ассоциации автобусов.
Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» — всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон. Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой... Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее — в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации — ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н. Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель — «Икарус-280».
Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию. Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат — «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью — за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» — 415 и 284, но дальнейшего распространения несмотря на все свои достоинства они не получили. Мотоциклы JAWA. Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов. Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации. Так появились единичные вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией «Явы» на полях России. А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели.
В 1948 году была выпущена «Ява-350» — с двухцилиндровым двухтактным двигателем. Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям советских мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист порядка сорока тысяч человек ездил на чехословацкой «Яве». Но самый бум приобретения «Яв» начался на несколько лет позже... Можно смело сказать, что тогдашняя «Ява» не уступала по престижности современному «Харлею». Именно на «Явах», с ветерком ездили эдакие Волки из «Ну, погоди!
Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс.
Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…». В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны. Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество ЕЭС. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства. Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии.
Реформы в отношениях со странами — участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР.
Создан СЭВ
- "Космополиты,предатели,враги!!!"
- Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ): andrey_krasniy — LiveJournal
- Создан СЭВ
- Валентин Катасонов: СЭВ - уникальный опыт, который не раз еще пригодится
- Журнал Международная жизнь - Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего
В Израиле создали квантовый компьютер
СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, был создан в 1949 году и просуществовал до 1991 года. Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. В январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – организация экономического сотрудничества социалистических стран. В 1975 г. принят Согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий стран – членов СЭВ, предусматривавший совместное строительство объектов и создание. Недавние исследования румынской исследовательницы Елены Драгомир показывают, что Румыния сыграла довольно важную роль в создании СЭВ в 1949 году.
Навигация по записям
- Валентин Катасонов: СЭВ - уникальный опыт, который не раз еще пригодится
- Опыт Совета экономической взаимопомощи для ЕАЭС: взгляд из Беларуси | Евразия эксперт
- В Израиле создали квантовый компьютер ::Первый Севастопольский
- Совет экономической взаимопомощи. Большая российская энциклопедия
Легендарный СЭВ
Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий таких, например, как производство микропроцессоров и биотехнологий[ источник не указан 1484 дня ][ уточнить ], а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии.
Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.
За 10 лет 1964-1973 гг. За эти годы МБЭС предоставил краткосрочные кредиты на общую сумму 22 млрд. Самый знакомый для всех, конечно, "Икарус". С него и начнём. Даже с пуском в производство ЗИЛа-168 автобусов на маршрутах катастрофически не хватало — стоились новые микрорайоны, подмосковные поселки превращались в города. К 1960 году количество городских автобусных маршрутов приблизилось к 90, а пригородных достигло 66. Начиная с 1956 года делались пробные закупки иностранных автобусов и их тестирование на считавшемся образцово-показательным 55 маршруте.
В ноябре 1956 года на нем прошли предварительное тестирование первые "иностранцы": французский автобус Шоссон, венгерский Икарус и немецкий Бюссинг. Первые Икарусы, появившиеся на советских улицах в 60-е годы, были модели 55 и 66 люкс, обслуживающие междугородние и туристические линии. На 66-том стоял движок мощностью всего 125 л. За эту скорость, обтекаемую, непривычную для тогдашних автобусов-коробочек форму и продольные молдинги эти автобусы называли "ракетами". Это был один из самых удачных вариантов Икаруса, выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет. Партии Икарусов-180 так называемая сочлененная модель, или «гармошка» стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны. В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек!
Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» — всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон. Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой... Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее — в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации — ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н. Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель — «Икарус-280».
И в общем, наверное, та ситуация, которая сложилась во всех объединениях, требует определенной корректировки, точно также, как потребовал в свое время СЭВ, но это вовремя не было сделано, и это, думаю - одна из причин того, что он, к сожалению, приказал долго жить", - сказал журналистам президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. При этом, по его словам, за время существования СЭВ накоплен огромный опыт интеграции: строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Братство". Шмаль отметил, что сейчас нужно учитывать опыт организации и строить отношения на взаимовыгодной основе.
СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах. По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года.
Проблемами международного сотрудничества занимались научные институты СЭВ. В ведении первого находились теоретические проблемы экономической стандартизации, а второй институт вел консультативную деятельность по проблематике организации мировой социалистической системы и взаимодействия в ее рамках. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что рост институциональной структуры СЭВ в середине 60-х гг. От весьма незамысловатой и простой структуры в 50-х гг. Вместе с ростом структуры СЭВ, расширялась и нормативно-правовая база, регулирующая как отношения внутри организации, так и между странами-участницами и другими международными организациями. И, несмотря на то, что страны Восточной и Центральной Европы со временем имели все больше возможностей получить информацию друге о друге и осознать, что образуя единый фронт, они могут в значительной степени смягчить силу главенствующей роли СССР и отстаивать свои личные интересы, СЭВ продолжал развиваться. Это, в свою очередь, значительно повысило статус организации и сделало ее одной из ключевых в экономической, политической и правовой жизни Восточной и Центральной Европы. Литература 1.
Альтушер А. Сотрудничество социалистических государств. Расчеты, кредиты, право. Киш Т. Проблемы социалистической интеграции стран СЭВ. Международные экономические организации. Онненгейм Л. Международное право. Полутом I. Основные принципы международного социалистического разделения труда.
Смирнов А. Международные валютные и кредитные отношения СССР. Советское государство и право. Советский ежегодник международного права. Фадеев Н. Совет Экономической Взаимопомощи. References 1. Sotrudnichestvo sotsialisticheskikh gosudarstv. Raschety, kredity, pravo. Kish T.
Problemy sotsialisticheskoy integratsii stran SEV. Mezhdunarodnyye ekonomicheskiye organizatsii. Oppengeym L. Mezhdunarodnoye pravo. Po-lutom I.
Решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) (1949 г)
28 июня 1991 года - в Будапеште тихо и буднично прекратил свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). От упразднения этой организации неожиданно выиграли московские власти, которые получили в собственность великолепную штаб-квартиру СЭВ на Новом Арбате, 36. К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным.