Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов.
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
Строгих мам-консерваторов с их вечным «нельзя» становится сильно меньше, в тренде мамы либеральные. Самые передовые из них действуют по принципам продвинутых учебников по психологии: много разрешать, но выбор за ребенка делать самим, заранее. Для примера: «Будешь грушу или яблоко? Надо отметить, что отношения в такой семье всё равно отличные, потому что малыш убежден: его мнение имеет значение. Как правило, на детей не оказывают ощутимое давление, как это делали раньше, поэтому они не чураются родителей.
Это совсем не авторитарные отношения, а скорее дружеские, взаимовыгодные. Точка зрения на все, что касается современного воспитания и воспитания в СССР, меняется с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. И это правда. Но поскольку воспитание детей не является точной наукой, а мир не стоит на месте, заваленные новостями и информацией в социальных сетях, современные родители сталкиваются с гораздо большими требованиями, чем во времена Советского Союза.
Это ни хорошо, ни плохо. Просто в силу доступности технологий, стал возможен переход из более суровых в комфортные бытовые условия. А вместе с этим и приобретение совершенно иных педагогических принципов. Понравилась статья?
Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя. Время другое и воспитание должно быть другим. Нужно учиться на одни 5-ки Многие, кто жил в Советское время, хорошо помнят, что родители ругали их не только за 2-ки в дневнике, но и за оценки, которые чуть повыше 3-ки. А что самое интересное — родители испытывали стыд, если их Машенька или Пашенька плохо учились. И никто не собирался вникать, что у ребенка просто может быть гуманитарный или технический склад ума. Всегда нужно слушаться старших В СССР детей учили смотреть на старших, слушаться их и выполнять все их требования.
Социализация Считалось, что детей надо отдавать в дошкольные учреждения как можно раньше, в грудном возрасте, чтобы дети привыкали жить в обществе, чувствовать себя его частью, а мамы могли спокойно работать на благо своей страны. Коллективная ответственность Коллективная ответственность воспитывает сознательного члена общества, который отвечает не только за себя, но и за товарищей. Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу.
Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена.
Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».
Участники круглого стола: - Священник Павел Бибин, магистр богословия, клирик Свято-Троицкого храма г. Москва - Ирина Пономарева, преподаватель рус. Архангельск - Татьяна Авилова, кандидат физико-математических наук, основатель группы «История рода в истории страны», г. Москва - Анна Антипова, организатор генеалогического клуба "В поисках рода", г.
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали.
Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
Только так, считала Крупская, ученики смогут понять произведения, написанные в основном выходцами из «господствующих классов». Читайте также: От новаторства до лженауки и извращения: взлёт и крушение педологии в советских школах Почему комплексный подход не взлетел На первый взгляд, комплексный подход приблизил школьное образование к реальной жизни. Но на деле он не давал системного усвоения знаний, школьники получали лишь фрагментарные представления о мире. В результате, как пишет Е. Балашов в статье «Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917—1941 годы», дети не могли нормально освоить самые простые базовые навыки, которые им должны были дать школы первой ступени, — письмо, чтение, счёт. Связи между различными науками и разделами внутри предметных комплексов зачастую были притянутыми за уши. При этом и сами темы порой не соответствовали возрасту школьников. Например, первоклассникам предлагалось следить за заболеваемостью в семье. В итоге программы представляли собой ворох разрозненных знаний, которые толком не закреплялись, а дети учились одновременно всему и ничему. Низкий уровень базовых знаний у школьников не позволял вести преподавание на основе межпредметных связей и в старших классах.
Тот факт, что новые программы не обеспечивают должный уровень подготовки, вынуждены были признать делегаты Первого всесоюзного съезда учителей, состоявшегося в 1925 году, и Луначарский. Даже самые ярые сторонники программ ГУСа стали признавать, что реализовать их не удалось. В Наркомпросе осознали, что нужно что-то менять. Кроме того, большинство учителей не умели работать с комплексным методом. Они попросту не успевали освоить со школьниками всю схему. Поэтому многие педагоги на самом деле преподавали как раньше, посвящая комплексным темам лишь несколько занятий в конце года и составляя два учебных плана — реальный для себя и «правильный» для отчётности. Школы же ограничивались формальными отписками в духе «работаем по схемам ГУСа», но что там конкретно делали, никто толком не проверял. Недовольными новой программой оказались и родители. С 1925 года они стали жаловаться, что дети стали хуже считать, читать и писать, и требовали сначала обучить школьников этим навыкам.
В учебных программах 1925 года вернули разделение на предметы. Тем не менее учителя всё равно должны были опираться на общую для всех схем комплексную тематику. Однако и такой подход в советском образовании не задержался. Уже в 1926 году Наркомпрос значительно расширил самостоятельность учителей-предметников. А в следующем году наряду с перечнем комплексных тем ведомство составило перечень конкретных знаний по грамматике, орфографии и арифметике, которыми должен был обладать ученик. Елатомская Единая трудовая школа Фото: « Литературное обозрение» Кстати, с политическим воспитанием школьников дела тоже шли не гладко. Политическую грамоту учителя преподавали в основном кто в лес, кто по дрова, да и в целом относились к ней формально, порой и вовсе игнорировали. Например, согласно сводке по губерниям 1924 года, в провинции такие занятия практически не велись. В итоге для преподавания политграмоты приходилось привлекать студентов-коммунистов старших курсов или комсомольцев либо вовсе переносить обществоведческие занятия в специальные кружки.
Как в школах ввели проектный и бригадно-лабораторный методы Провалы Наркомпроса в первые послереволюционные годы не прошли бесследно. В 1929 году власти развернули волну критики в адрес ведомства в прессе. Это была подготовка к масштабным перестановкам — большая часть высших руководителей Наркомпроса покинула свои посты. В том числе и его руководитель Анатолий Луначарский. Смещение наркома привело к тому, что в стране начала активно распространяться теория «отмирания школы» Виктора Шульгина и принявшей его идеи Марии Крупениной. Шульгин в свои 28 лет возглавил Институт методов школьной работы, исследовал взаимоотношения школы и социальной среды, условия формирования личности и её ценностей. Он считал , что традиционная школа отмирает, а её функции берёт на себя социальная среда. Поэтому он настаивал на том, что необходимо обратиться к переходной модели школы — «школе-производству» и «школе-колхозу». В его проектах ребёнок со школьной скамьи готовился к специализации, а образование сливалось с производством.
Свои педагогические взгляды Шульгин продвигал с 1920-х годов, но сначала против его идей активно выступал Луначарский и не давал им хода. Когда же нарком покинул пост, теория «отмирания» обрела популярность и в Наркомпросе. Согласно ему, школьники должны были обучаться самостоятельно. Сам метод был известен давно, но в СССР его модифицировали в соответствии с советскими реалиями: школьники выполняли проект в коллективе, а не индивидуально. Так родился бригадно-лабораторный метод обучения. Фактически он предполагал отказ от классно-урочной системы. Вместо того чтобы, сидя за партами, слушать учителя, ученики теперь выполняли задания по проектам. В ходе их подготовки школьникам нужно было провести несколько наблюдений и опытов, таким образом соединяя теоретические знания сразу с практикой. Большое влияние на бригадно-лабораторный метод оказала концепция Дальтон-плана американской исследовательницы Элен Паркхёрст.
Согласно ей, школьники сами выбирали уровень нагрузки в начале года: минимум или максимум. Программа делилась на месяцы-подряды, в течение каждого из которых ученики выполняли задания. По ходу обучения они могли индивидуально консультироваться с учителем. Кстати, большой сторонницей этого метода была Надежда Крупская. В «классе-лаборатории» учитель давал детям задание раз в неделю.
Но, конечно, и до этого первый учебный день был важной темой для авторов открыток и плакатов.
Поэтому зачастую детей с открыток провожали в школу и подбадривали знакомые литературные герои. В этой работе также обращают на себя внимание молоток и пила, которые понадобятся в учебе не меньше, чем букварь и глобус. Трудовое воспитание было неотъемлемой частью советского образования. Упитанный, скромно, но аккуратно одетый и причесанный, веселый — такой малыш символизировал собой собирательный и идеальный образ ребенка Страны Советов», — пишет кандидат исторических наук Елена Теплова в работе «Визуальные образы советского детства». Задача образцового советского учителя — дать детям необходимые знания и, что самое важное, привить любовь к труду», — цитата из исследования «Образы детей в советском плакатном искусстве от военного времени до 1980-х». Ребята должны были привыкать и уметь работать руками, а не только головой.
На плакате также отображено представление о преемственности между старшими и младшими школьниками и необходимости передачи навыков с малых лет. Умение не только чинить порвавшуюся одежду, но и самостоятельно шить вещи представлялось в СССР важным навыком. В условиях, когда выбор вещей в магазинах был несопоставимо скромнее, чем сейчас, это действительно помогало советским женщинам и их детям сохранять и обновлять свой гардероб. Однако Стране Советов нужны были не одни только рабочие и колхозники, ученые и инженеры.
Постановлением Совета министров СССР от 25 января 1962 года допризывная военная подготовка в школах была отменена, военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы. Документ сокращал срок действительной военной службы на год до двух лет в сухопутных войсках и возвращал НВП.
Она проводилась с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы - в общеобразовательных школах начиная с 9 класса , средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях профтехобразования; на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, учреждениях, организациях, совхозах и колхозах; в учебных организациях ДОСААФ. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов. С 1967 года в пионерских лагерях также проводилась всесоюзная пионерская военно-спортивная игра "Зарница" для учащихся с 4-го по 7-й классы, еще не охваченных программой НВП. В дальнейшем появилась схожая игра для старшеклассников - "Орленок".
В организациях ДОСААФ, где имелись военно-технические школы и аэроклубы, желающих бесплатно обучали вождению мотоциклов, грузовых автомобилей, гусеничной техники, прыжкам с парашютом, управлению спортивными самолетами, радиотехническому делу и другому. Преподавателями НВП военными руководителями, военруками , как правило, становились офицеры запаса, имевшие высшее или среднее военное образование.
Месяцев с 2-3 кормили манкой. Сейчас у современных бабушек при взгляде на баночки с детским питанием загораются глаза! Сегодня Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать прикорм с 6 месяцев, а детей на грудном вскармливании не допаивать водой вообще: все есть в мамином молоке. Что касается прикорма, то сейчас выделяют два вида: педиатрический баночки или самостоятельная готовка с вводом продуктов по схеме и педагогический микропробы с общего стола. Раньше с малолетства и до зрелого возраста детей учили, что «тарелка любит чистоту» и «пока не съешь, из-за стола не выйдешь».
Сегодня это называют пищевым насилием и крайне осуждают такой подход: пусть лучше ребенок научится понимать, когда он сыт, а когда — голоден, чем тупо съедает все, что не приколочено, а потом страдает от лишнего веса. Не совершайте ошибок в воспитании , которые ломают судьбы. Иди в угол, а то получишь ремня Раньше тему наказаний нечего было и обсуждать: были понятные приемы. Поставить в угол, выбросить раскиданные игрушки, отлупить ремнем. Кажется, и тогда они не слишком-то работали, а только учили детей хитрить и врать родителям, чтобы избежать порки. Сегодня физические наказания осуждаются буквально всеми — от педагогов с психологами до прокуратуры да, бить детей запрещено законом. На смену им приходит осознанность, принятие и диалог.
Почитайте нашу статью о том, как быть, если ребенок не слушается, а бить нельзя. Будь хорошим... Об руку с этими требованиями идет манипуляция виной и стыдом, начиная от «за маму, за папу... Будешь так себя вести — сдам в детский дом! Современные родители стараются быть внимательными к потребностям детей, деликатно обращаться с их чувствами и самооценкой, беречь их границы. Но это настолько непривычно и нелегко, что развилось в родительский невроз и тревожность — об этом мы напишем в следующих статьях, так что подписывайтесь! Трудовая дисциплина Труд и образование гарантировали человеку профессию и кусок хлеба.
Нынешние бабушки начинали работать по распределению, у них не было риска оказаться нетрудоустроенными. Отсюда установка: надо учиться школа и обязательно вуз , а то станешь дворником или проституткой.
Как воспитывали детей в СССР
Принцип второй. Все — для коллектива «Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко. В советском коллективе изгоями становились дети, которые искали в первую очередь выгоду для себя, избегали общественных обязанностей и работ. А вот загнать детей на бесплатные сельхозработы в каникулы считалось нормой — им прививалось трудолюбие под лозунгом «помощи нашим советским колхозникам».
Справедливости ради скажем, что многим детям «общественная нагрузка» действительно была по душе. Сейчас именно те, кто стараются защищать свои интересы, обречены на успех. Жить в пользу коллектива в наше время — значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все — сначала одноклассники, а потом и начальство с коллегами по работе.
Принцип третий. С детьми надо построже Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы — по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей. Двухмесячный малыш плачет в кроватке?
Ни в коем случае не подходить! Воспитываем характер! Ребенок клянчит игрушку?
Не покупать — разбалуется!
Жесткое проведение реформ Фурсенко и Ливановым без терпеливого обсуждения смысла и целей привели к жесткому противостоянию в обществе, сняли традиционный барьер уважительности перед школой, учителем. И теперь школа живет в условиях постоянной критики, которая далеко не всегда обоснована и оправдана.
Новообразование российской государственности послесоветского разлива — образ люмпенизированной Марьванны. Авторитет по факту статуса «учитель» исчез. Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе.
Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось. По факту не было и нет. Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности.
Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны.
Но образование происходит внутри человека. Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы.
Система должна это сделать. Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы.
Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет. Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной. Традиционная схема «Ввести в школу новый предмет» вроде бы уже выходит из практики пугающих «новаций».
Мы неизбежно идем к разбиванию учебных курсов на уровни, чтобы сбалансировать востребованность и нагрузку. Является ли это чем-то новым, нетипичным для «лучшей советской школы»? Для честного человека — нет.
Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость. Подобные утверждения я встречал не раз от уважаемых в своем деле людей при полном благосклонно-уважительном отношении окружающих к их учителям, которые смогли проявить понимание и не искалечили формальным подходом таланты. Через ЕГЭ такой душевный подход не пройдет.
Но и барьер прохождения через ЕГЭ ниже плинтуса. Учили думать, а не натаскивали на единый экзамен Многое, сказанное против ЕГЭ, надумано. Многое справедливо, но не всегда с адекватными выводами.
Хочу напомнить, что экзамен типа ЕГЭ — независимый и внешний — был мечтой огромной страны и был предметом жесточайших обсуждений в прессе. С введением ЕГЭ явно опоздали в нашей неповоротливой инерции. Учили ли в советской школе думать?
Не меньше и не больше, чем в современной. Подавляющее большинство и тогда, и сейчас готовят к экзаменам. Экзамен и тогда был ориентиром практически всех.
То, что экзамены были разные, позволяет рассуждать, что тогда не натаскивали. Но не на единый общий формат, а на разные — и потому не так наглядно. С чем можно согласиться — теперь это более наглядно и более цинично.
Но сейчас все более наглядно и более цинично, потому что потребительские стандарты поведения, а не ценностные. Они и тогда не для всех были ценностные, но тогда надо было все упаковывать в правильную ценностную форму. Возврат в старый формат экзамена — самое глупое, что можно было бы предпринять.
Отменять ЕГЭ надо, но сознавая причины его неудачи и иначе решая задачи, которые он решает, в том числе совсем их исключая, заменяя на новый вариант процессов. В частности, формат внешнего независимого экзамена было бы предельно полезно расширить на все предметы и вывести проверку освоения за рамки учебного процесса на всех этапах. Это бы позволило сдавать необходимые учебные курсы в любое время по желанию, независимо от места и способа обучения.
В «приличных семьях», оберегая уши собственных детей. Но уже не во всех. Когда я пришел в школу учителем — а это середина 80-х — мы уже начали попадать под огонь публичной критики. Часто заслуженно. Но адекватно воспринимали критику те, кто и так был адекватен.
В массе учителя были в шоке от факта низвержения с пьедестала небожителей. Уже широко известна модель «двойного негативного отбора» педагогов: в педвуз идут те, кто никуда больше не смог попасть, а в школу из педвуза, когда никуда больше не взяли. Модель игнорирует тех, кто целенаправленно идет в педагоги, но не лишена оснований в остальном. А из тех, кто осознанно идет в педагоги, довольно много весьма инфантильных выпускников, которые морально не готовы искать себя в новых сферах, считая, что школьную среду они уже хорошо знают и не хотят ее покидать. Естественно, это не осознанный выбор, а подсознательный, но суть от этого не меняется.
Пиетет перед учителем формировался тогда, когда он в массе был на голову более образован, чем все вокруг. Примерно после войны этот разрыв уже не был столь разителен и стремительно сокращался. Сегодня учительство в массе нельзя считать самым образованным слоем граждан. Жесткое проведение реформ Фурсенко и Ливановым без терпеливого обсуждения смысла и целей привели к жесткому противостоянию в обществе, сняли традиционный барьер уважительности перед школой, учителем. И теперь школа живет в условиях постоянной критики, которая далеко не всегда обоснована и оправдана.
Новообразование российской государственности послесоветского разлива — образ люмпенизированной Марьванны. Авторитет по факту статуса «учитель» исчез. Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось. По факту не было и нет.
Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности. Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека.
Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать. Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы.
Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет. Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной. Традиционная схема «Ввести в школу новый предмет» вроде бы уже выходит из практики пугающих «новаций». Мы неизбежно идем к разбиванию учебных курсов на уровни, чтобы сбалансировать востребованность и нагрузку. Является ли это чем-то новым, нетипичным для «лучшей советской школы»?
Для честного человека — нет. Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость. Подобные утверждения я встречал не раз от уважаемых в своем деле людей при полном благосклонно-уважительном отношении окружающих к их учителям, которые смогли проявить понимание и не искалечили формальным подходом таланты. Через ЕГЭ такой душевный подход не пройдет. Но и барьер прохождения через ЕГЭ ниже плинтуса.
Учили думать, а не натаскивали на единый экзамен Многое, сказанное против ЕГЭ, надумано. Многое справедливо, но не всегда с адекватными выводами. Хочу напомнить, что экзамен типа ЕГЭ — независимый и внешний — был мечтой огромной страны и был предметом жесточайших обсуждений в прессе. С введением ЕГЭ явно опоздали в нашей неповоротливой инерции.
Здоровье и питание малышей, дизайн, шоппинг, одежда, обустройство детского быта и досуга, праздники и будни, немного психологии и медицины. Наши видеоролики обо всем, с чем сталкивается каждая мама каждый день!
Подборка авторских блогов, серия мастер-классов и советов грамотных специалистов, и, конечно же, самые лучшие сериалы и развивающие мультфильмы. Все это на нашем канале.
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
Но дело в том, что советский подход к воспитанию сейчас совершенно неактуален. В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. 17 установок советского воспитания, которые уже давно устарели, но многие так и не могут от них отказаться. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель.
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+. Бытует мнение, что советское образование и сопутствующее ему воспитание было «правильным», по сравнению с тем, что наблюдаем в постсоветском периоде».
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
Еще по теме Госдума обязала школьников трудиться без согласия родителей Следующее поколение уже как аксиому приняло этот метод. И только открытие правила, что дети, перенесшие насилие в детстве, с высокой степенью вероятности захотят «отыграться» во взрослом возрасте, заставило пересмотреть этот метод воспитания. Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас. Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет». Что делать? Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами. Вещи важнее человека Психолог дала советы по общению с неприятными людьми Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец.
В итоге кнопки заклинило. Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница. Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь. Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить. Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища.
У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать. Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка? Общественное важнее индивидуального Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм. Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер. Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность.
При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются. Обратная сторона «счастливого советского детства» Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами — послевоенное поколение, кто их этому учил? В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших.
Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным!
Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже. О пище духовной. Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании. Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям. Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения. Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник».
Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В. Крапивина, В. Катаева, В. Осевой, странные персонажи из стихов Д. Хармса и Ю. Мы слушали потрясающе интересные музыкальные спектакли про Али-Бабу и сорок разбойников, про Алису в Стране чудес, про Пеппи Длинныйчулок, в которых узнавали голоса самых популярных актеров и музыкантов. Пожалуй, старания всех этих людей и наполняли наше советское детство счастьем. Это благодаря им мы верили в добро и справедливость, а это дорогого стоит.
И теперь школа живет в условиях постоянной критики, которая далеко не всегда обоснована и оправдана. Новообразование российской государственности послесоветского разлива — образ люмпенизированной Марьванны. Авторитет по факту статуса «учитель» исчез. Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось. По факту не было и нет. Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности.
Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека. Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать.
Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы. Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет. Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной. Традиционная схема «Ввести в школу новый предмет» вроде бы уже выходит из практики пугающих «новаций». Мы неизбежно идем к разбиванию учебных курсов на уровни, чтобы сбалансировать востребованность и нагрузку. Является ли это чем-то новым, нетипичным для «лучшей советской школы»?
Для честного человека — нет. Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость. Подобные утверждения я встречал не раз от уважаемых в своем деле людей при полном благосклонно-уважительном отношении окружающих к их учителям, которые смогли проявить понимание и не искалечили формальным подходом таланты. Через ЕГЭ такой душевный подход не пройдет. Но и барьер прохождения через ЕГЭ ниже плинтуса. Учили думать, а не натаскивали на единый экзамен Многое, сказанное против ЕГЭ, надумано. Многое справедливо, но не всегда с адекватными выводами.
Хочу напомнить, что экзамен типа ЕГЭ — независимый и внешний — был мечтой огромной страны и был предметом жесточайших обсуждений в прессе. С введением ЕГЭ явно опоздали в нашей неповоротливой инерции. Учили ли в советской школе думать? Не меньше и не больше, чем в современной. Подавляющее большинство и тогда, и сейчас готовят к экзаменам. Экзамен и тогда был ориентиром практически всех. То, что экзамены были разные, позволяет рассуждать, что тогда не натаскивали.
Но не на единый общий формат, а на разные — и потому не так наглядно. С чем можно согласиться — теперь это более наглядно и более цинично. Но сейчас все более наглядно и более цинично, потому что потребительские стандарты поведения, а не ценностные. Они и тогда не для всех были ценностные, но тогда надо было все упаковывать в правильную ценностную форму. Возврат в старый формат экзамена — самое глупое, что можно было бы предпринять. Отменять ЕГЭ надо, но сознавая причины его неудачи и иначе решая задачи, которые он решает, в том числе совсем их исключая, заменяя на новый вариант процессов. В частности, формат внешнего независимого экзамена было бы предельно полезно расширить на все предметы и вывести проверку освоения за рамки учебного процесса на всех этапах.
Это бы позволило сдавать необходимые учебные курсы в любое время по желанию, независимо от места и способа обучения. Исчезает поле для обязательных программ, если нужно сдать по заранее известным условиям заранее известные учебные курсы.
Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.
Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.
Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена. Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать.
В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг.
Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека. Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.
Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам. Моральные ценности Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса.
Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы.
Трудовое воспитание
К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста. С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике. Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
И вот я здесь! Но это не значит, что ребёнок должен воспитываться в атмосфере моральной вседозволенности». АиФ «Часто приходится слышать словосочетание «потерянное поколение». Мы констатируем это, не анализируя, на каком этапе мы его «потеряли». На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности», — из письма в редакцию нашего читателя, ветерана педагогики Павла Михалёва. Какие принципы воспитания были на самом деле пересмотрены и что думают по этому поводу наши читатели и эксперты? Было: учиться надо только на «хорошо» и «отлично». Сегодня: оценка - не главное, важнее, чтобы ребёнок смог раскрыть свои способности.
В советских семьях оценка была критерием успешности ребёнка в школе. Хорошая успеваемость должна была быть по всем предметам. Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали». Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла. Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне.
Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое.
Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена. Приучение к труду и самостоятельности С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания.
В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию.
В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько.
Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена». Приучение к труду и самостоятельности Детей готовили к самостостельности с раннего возраста, они помогали старшим в домашних делах. В школах на уроках трудового обучения обучали простым трудовым премудростям: мальчики работали на станках, девочки шили,вязали, готовили.
Школ было много и постоянно появились новые, однако ответственность за организацию обучения и бОльшая часть затрат на содержание лежала на отдельных регионах - уездах и губерниях. Все решали этот вопрос по-своему, а единой системы контроля не было. Не было и единой школьной программы и каждый учитель, в зависимости от своего опыта и образования, сам решал чему и как учить. От яслей до школы - государственная система образования Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. То, как и в каких условиях растет ребенок, перестало было делом семейным, но стало делом государственным. Ведь воспитывался новый член советского общества, будущий строитель коммунизма. Ему должны были быть привиты правильные ценности, он должен быть здоров, образован и работоспособен, чтобы трудиться на всеобщее благо в будущем. Ученики на перемене.
И даже раньше - ведь первый в мире отпуск по беременности и родам был введен именно в СССР. Работодатель должен был выплачивать женщине пособие до и после родов, при этом не допускать ее до работы, чтобы не навредить здоровью ни матери, ни ребенка. После того как ребенку исполнялось 1 или 2 месяца в разные годы срок меняли, в конце 1960-х он достиг года , женщина возвращалась на работу, где ей был положен перерыв каждые три часа на кормление прямо при заводах и фабриках находились ясли для младенцев, и кормящие мамы ненадолго отходили из цехов к своим детям, где им давали теплое питье с молоком и еду перед каждым кормлением. Тогда это были невероятно благоприятные условия для работающей женщины, ведь до этого из-за рождения ребенка вынужденно должна была оставить работу, хотя бы это и означало для нее полную нищету. Советская власть таким образом боролась с детской смертностью, вела профилактику различных заболеваний как ребенка, так и матери. После яслей с трех лет детей отдавали в бесплатный детский сад, а с шести лет - в школу. Впервые в России именно после революции, в 1918 году, был принят закон об обязательном и бесплатном школьном образовании для детей. Родителей, которые не водили детей в школу, ждало административное наказание вплоть до того, что социальные службы могли забрать ребенка.
Советская власть стремилась дать каждому ребенку самые нужные знания, чтобы он стал полноправным членом общества.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего.
Вы точно человек?
5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так | Femmie | К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. |
Воспитание в СССР | Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. |
Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил | дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. |