Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. Майя Плисецкая (род. 20 ноября 1925 года, Москва, СССР) — балерина, педагог, балетмейстер, хореограф, актриса. Романы Майи Плисецкой обсуждал весь Союз и не только: за одним из них внимательно следили сотрудники КГБ.
Раскрыты подробности встречи Майи Плисецкой с индийской публикой
В это время и появился номер всей ее жизни - «Умирающий лебедь», подготовленный для сборных концертов. Своим лучшим педагогом Плисецкая считала Агриппину Ваганову. После того как балерина заменила заболевших прим и станцевала отрепетированную с Вагановой роль Маши в «Щелкунчике», ей стали давать сольный репертуар. В 45-м она исполнила партию феи Осени в «Золушке» Прокофьева, затем главную роль в балете «Раймонда» Глазунова, после чего стало очевидным, кто в Большом прима-балерина. Через два года Плисецкая впервые танцевала партию Одетты - Одиллии в «Лебедином озере», одном из главных в ее творческой биографии.
На Майю Михайловну начали ходить - ее роль в «Лебедином озере» стала достопримечательностью практически наравне с самим Большим. На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина - «Конек-Горбунок» - стоит посвящение: «Майе Плисецкой». Роль Царь-девицы она исполнила в 1960 году. Посвящением ей открываются «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».
После письма Н. Хрущеву балерину выпустили на гастроли за границу. В США среди ценителей ее таланта оказалась и семья президента Кеннеди. А после ее парижского триумфа тогдашний мэр Парижа Жак Ширак наградил ее золотой медалью столицы.
Одним из ее зрителей был Пьер Карден. Он был представлен Плисецкой, и с тех пор началась их дружба. Карден делал костюмы для ее балетов. До конца 80-х Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра.
В ее репертуаре была и классика - неподражаемая Китри из «Дон Кихота» и новаторская «Кармен-сюита». Но из-за разногласий с руководством Плисецкая оставила главную сцену страны. С конца 1987-го по 1990-й она работала в Испании, руководила мадридской балетной труппой. К 1991 году вместе с супругом Майя Михайловна обосновалась в Мюнхене.
Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. В память о ней снят этот фильм... Она появилась на свет рыжая, как морковка, и зеленоглазая, как маленькая нимфа.
Еще ранее он озвучивал завещание супруги, в котором она просила соединить их прах, а после развеять его над Россией. Теперь же супруг ждет своего последнего часа, чтобы их наследники выполнили волю Майи Плисецкой. Прах балерины находится у Щедрина, а ее могилы нет ни в России, ни в Мюнхене, где артистка скончалась. Как писал ранее Topnews , Родион Щедрин вспомнил, как в последние дни перед смертью Майю Плисецкую мучила боль, но она была спокойна, не жаловалась.
И хотя это была крохотная партия в «Русалке», но свою единственную реплику маленькая Плисецкая долго репетировала перед зеркалом. Девочка произнесла ее с чувством и мастерством, достойным опытного актера. Тогда уже в очаровательной головке юной Майи зрела мечта о балетном училище. Эксперты, оценивавшие потенциальных воспитанниц, были восхищены пластикой, гибкостью, легкостью и грацией девочки. Ради Майи комиссия даже поступилась своими принципами и правилами. Девочку приняли, хотя до нужного возраста не хватало целого года. Майя Плисецкая в «Щелкунчике» Когда в стране началось трудное время с репрессиями и арестами, первыми жертвами стали родители Плисецкой: отца расстреляли, беременную мать отправили на поселение в глушь. Майю приютила тетя Суламифь. В эвакуации в Свердловске Плисецкая впервые станцевала в постановке «Лебединое озеро», одной из создательниц которой была ее легендарная тетушка. Партию умирающего лебедя за свою жизнь балерина исполнила почти 800 раз. В труппе Большого театра успех к начинающей артистке пришел не сразу. Дядя, руководивший учреждением искусства, принципиально не ставил девушку на главные роли, и Майя прозябала в кордебалете. Но спустя короткое время оказалось, что ее талант скрывать нельзя. Вскоре зрители стали ходить «на Плисецкую», чтобы увидеть ее фирменный длинный прыжок. Майя Плисецкая в молодости Природные данные позволяли не изнурять себя тренировками, а любая роль доставляла Плисецкой истинное наслаждение. Наверное, в этом и состоял успех великой балерины. На представлениях с участием знаменитости всегда был аншлаг, а видные деятели страны считали моветоном не следить за ее творчеством. Специально для нее была поставлена «Кармен». Этот спектакль стал главной вехой в ее творческой биографии и прославил танцовщицу на весь мир.
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Актриса, балерина Майя Михайловна Плисецкая в роли Бетси на съемочной площадке фильма «Анна Каренина» режиссера Александра Григорьевича Зархи по одноименному роману Льва Николаевича Толстого. Актриса, балерина Майя Михайловна Плисецкая в роли Бетси на съемочной площадке фильма «Анна Каренина» режиссера Александра Григорьевича Зархи по одноименному роману Льва Николаевича Толстого. Майя Плисецкая: почему «неправильная балерина» всю жизнь не могла заснуть ночами. Когда Майя Плисецкая начала регулярно бывать за рубежом, она стала заказывать наряды у Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него.
Скончалась балерина Майя Плисецкая
Далее мы хотим показать вам редкие фотографии Майи Плисецкой. Нью-Йорк 1966 год.
Для меня самая поразительная особенность Плисецкой — это то, что она всю свою жизнь всегда и во всем была не исполнителем, а автором, причем даже чужих идей. Она как художник подходила к любым событиям, бытовым в том числе. Работая над проектом, я пыталась создать портрет Майи Плисецкой. Мне не хотелось, чтобы это была статичная иллюстрация, поэтому получилась серия образов: я соединила цитаты из книги с абстракцией. Между номерами балерины есть видеовставки, которые описывают временной контекст.
Кстати, модели телевизоров тоже все разные: для демонстрации 40-х подобрали аппарат с лупой. Напротив каждого экрана — стул, тоже артефакт из представленной эпохи. На самом деле это салон, посвященный любимому мужу Плисецкой — Щедрину. Здесь играют исключительно его произведения, часть из которых посвящена Майе Плисецкой. Хотя композитор не раз повторял, что все его творчество — одно большое послание жене.
Это Плисецкая потешалась над балеринскими "брови домиком", не забывая при этом пахать в балетном классе до седьмого пота потому до последнего дня держалась в форме, не смотря на кучу мелких болячек и крупных травм. А еще именно Плисецкая первой из советской балетной касты стала своей среди отечественных и не только интеллектуалов.
Да, Татьяне Вечесловой и Галине Улановой поэты слагали стихи, но только Плисецкая влетела кометой в столичный круг шестидесятников и оказалась там своей. Благодаря витальности, уму да умению не лезть в карман за словом она стала олицетворением всего яркого и живого, что было в балете одной шестой части суши. Она стала Майей. Она прекрасно знала, что публика ее любит. Обожала раскланиваться: по театральной легенде дирижер Юрий Файер поперек оваций стучал по пюпитру, обуздывая Плисецкую-Китри: "Майка, уйди! Майка, задерживаешь спектакль! Расстрелянный в 38-м отец, сосланная в печально знаменитый Акмолинский лагерь мать, чудовищная история вызволения ее и младшего брата тетей Суламифь Мессерер.
Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал смерть балерины великой трагедией. Мы готовились отмечать ее 90-летие. Она была великой балериной, великой актрисой, великой женщиной, великой женой — ее брак с Родионом Щедриным был образцовым явлением семейного счастья», — отметил экс-министр.
Вместе с ней нас покинула целая эпоха — в балете, в искусстве, в культуре. Гениальная балерина, новатор и художник, свято поддерживающий великие традиции русского балета, она всю свою жизнь посвятила служению ему, с 1943-го года выступала на сцене Большого театра. Для всех нас она останется несравненным лебедем, страстной и нежной Кармен, неподражаемой Анной Карениной, легкой Китри», — говорится в телеграмме министра культуры РФ.
Мединский выразил соболезнования родным и близким Майи Михайловны, в первую очередь ее мужу и партнеру в искусстве Родиону Щедрину, ее коллегам, ученикам, всем поклонникам ее необыкновенного таланта. Но плеяда созданных ею неподражаемых образов навсегда останется и в сокровищнице балетного искусства, и в сердцах всех почитателей ее таланта, всех любителей русского балета», — заключил министр культуры? Похороны балерины пройдут в России, добавил Владимир Урин.
Страница в социальной сети в Вконтакте уже наполняется отзывами и сожалениями: «Как же мне плохо! Это невозможно представить! Очень тяжелый момент для меня и Всего мира.
Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни
Но среди покоренных ею зрителей, по признанию самой Майи Михайловны, был один главный. Это ее муж Родин Щедрин. Раньше считалось, что в 30 лет балерина должна закончить карьеру и уйти на пенсию, но Плисецкая изменила это негласное пенсионное законодательство. Когда она танцевала «Кармен» в Большом театре, ей уже было 42 года. В 47 она исполняла главную партию в балете «Анна Каренина». И в 60, и даже в 70 Майя Плисецкая продолжала блистать на сцене.
Автор статьи приводит цитаты из мемуаров и выступлений Плисецкой, после которых у меня на душе стало скверно, и теперь я больше не могу думать чисто и светло не о прекрасном теле и грации движений балерины - нет, тут она на высоте - но о Плисецкой, ненавидящей Россию и людей. Гений и злодейство несовместимы? Примеров - масса.
Это был, если мне не изменяет память, наверное, 63-й год. Вы не представляете, что творилось у касс, в фойе перед началом! А на спектакле! С правой кулисы на сцене шла высокая лестница, с которой она и должна была спускаться. И когда она с веером только появлялась там, в зале раздался шквал аплодисментов, как на стадионе! И дальше 45 минут, то есть весь первый акт, аплодисменты не стихали! И дирижер Файер потом говорил, что весь первый акт он не слышал, что играет: «стоял стон, публика орала!!! В 1950-м году день рождения Сталина отмечали в Георгиевском зале Кремля. На торжество пригласили выступить и молодую балерину Плисецкую. Однако вариация Уличной танцовщицы из «Дон Кихота», которую она должна была танцевать на концерте, кому-то из комиссии, утверждавшей репертуар, не понравилась, и её решили переделать. Сказано - сделано: пианистка играла прыжковую вариацию из «Лауренсии», а Плисецкая «дважды пропрыгала из «Дон Кихота». Вот описание в Кремле события с участием Сталина и Мао: «В первом ряду спиной к сцене за длинным праздничным столом вполоборота ко мне размытое моим страхом и ярким светом усатое лицо императора. Встаю в препарасьон, звучит рояль. Ну, Господи пронеси! Далее аплодисменты… «Кланяюсь, натужно улыбаюсь и, как приказали, не задерживаясь, ныряю в бело-золотую дверь. Ловлю себя на мысли, что опустила при реверансе глаза в пол. Признаюсь через годы — встретиться взглядом со Сталиным мне было просто страшно. Сталин что-то говорит Мао, а в утренних газетах краткое коммюнике ТАСС о праздничном концерте с упоминанием фамилии Плисецкой. Эти строчки и «молва о вощеной сцене Георгиевского зала Кремля», которая «докатилась до балетных ушей труппы» и сыграла роль в том, что Плисецкая смогла, наконец, получить партию Китри. Даже гении, как известно, совершают ошибки. Были они на дебюте и у Майи в «Дон Кихоте». Спустя много десятков лет в воспоминаниях она честно и скрупулезно перечислила все свои неудачи: в первом акте, заканчивая в вариации туры по диагонали, потеряла равновесие и в финальной точке оказалась идеально в музыку на полу. В сцене «Сон» на восемь тактов опоздала с выходом, в финальном па-де-де двадцать восемь фуэте прокрутила идеально, а «на последние четыре повело в сторону. Финальная поза пришлась не на центр». С фуэте у современных балетных звезд такое случается сплошь и рядом, но они даже «не заморачиваются» на этом. Плисецкая же помнила об этом всю жизнь. А после спектакля в гримерку к ней заглянула оживленная и взволнованная Уланова и подарила Майе книжку о Марии Тальони, надписав на титуле: «Майе Плисецкой желаю большой жизни в искусстве»… Если Плисецкая не ошибается в подсчетах возраста, то был на этом спектакле и еще один зритель - тринадцатилетний Рудольф Нуреев… Правда, в биографиях танцовщика о его приезде в Москву не сообщается. Но мало ли что не смогли разыскать дотошные исследователи. Когда петербургские друзья Плисецкой позднее рассказали ей об этом, балерина поинтересовалась его реакцией. Я не плакал, а рыдал. Рыдал от счастья. Вы устроили пожар на сцене!.. Этот балет мог мимо Майи Михайловны запросто проскочить, не пойди она, с большой неохотой на гастроли кубинского балета, что проходили тогда в Лужниках. Как пишет в своих воспоминаниях сама балерина: «Дело было зимнее. Снег, темень, гололед. Но я все ж выбралась. Шел балет, поставленный Альберто Алонсо. С первого же движения актеров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала словно на раскаленном стуле. Это её язык Кармен. Эта её пластика. Её мир. В антракте я бросилась за кулисы. Для меня? А для Москвы того времени приглашение иностранного хореографа было делом немыслимым. Майя делала все, чтобы получить разрешение. И добилась его, не смотря на огромные трудности. Шарм Кубы подействовал» - пишет в своих недавно вышедших воспоминаниях брат Майи Азарий Плисецкий. Затем начались поиски художника и композитора. Поначалу предложили оформить постановку Тышлеру, потом Левенталю. В конечном итоге выбор пал на родственника - Бориса Мессерера, который сочинил идеальную условную сценографию. Сцена представляет собой арену для коррииды, огороженную дощатым забором. Над ней огромное полотнище с изображением быка.
Радунский 1961 - Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 1962 - Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон 1963 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского 1964 - Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. Власов 1965 - Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович 1967 - «Прелюдии и фуги» на музыку И. Баха, балетмейстер Н. Касаткина 1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо 1971 - Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Щедрина, Треплев - А. Богатырев 1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Малера, балетмейстер Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. Пети 28 декабря 1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Равеля, балетмейстер М.
Скончалась балерина Майя Плисецкая
30-летним он наложил на себя руки, повесившись на водопроводной трубе унитаза в туалете своей квартиры», — писала балерина в мемуарах «Я, Майя Плисецкая». В Москве в день рождения Майи Плисецкой прошло торжественное открытие сквера имени прославленной российской балерины. 2 мая 2015 года скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая. Сегодня о Майе Плисецкой на страницах нашего журнала вспоминает ее двоюродный брат, знаменитый театральный художник Борис Мессерер.
Майя завораживала весь мир, но учителям дерзила с первых же уроков
Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Майи Плисецкой. Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. Несмотря на последнюю волю балерины, почитатели Плисецкой грезят о том, чтобы великую танцовщицу символично похоронили и поставили кенотаф — надгробие на каком-нибудь из кладбищ. Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. 2 мая на 90-м году жизни в Германии скончалась знаменитая русская балерина Майя Плисецкая.
Плисецкие-Мессерер из рода литваков
А я танцевала для тирана несколько раз. Он таращил на меня свои желтые волчьи глаза из-за пиршеского стола на своем семидесятилетии в Кремле. Это время ее сформировало: как человека, как личность, как борца... Правда, кто-то говорит о любвеобильности балерины, о ее многочисленных романах: мол, Щедрин на все закрывал глаза. Ну так земля всегда полнится слухами. Однако о симпатии и даже взаимной знаменитого Роберта Кеннеди известно доподлинно. В 1962 году Большой театр гастролировал в Америке.
По случаю приезда в советском посольстве был устроен прием - там они и познакомились. Выяснили, что родились в один день - 20 ноября 1925 года. С тех пор в день рождения Плисецкую то и дело поджидали неожиданные сюрпризы. То в гостиничный номер посыльный приносил ей букет белых роз, то ящик вина, то элегантную коробочку с золотым браслетом. А потом и позвонил... Во время редких встреч они обнимались и расцеловывались как старые добрые друзья.
В один из приездов Кеннеди повел ее осматривать Нью-Йорк. Балерине намекали, что Роберт слывет заядлым ловеласом, но она не придавала этому значения. Что-то нас взаимно влекло друг к другу. Мы были друг другу интересны». В 1968-м они должны были увидеться снова - Большой в очередной раз приехал в Нью-Йорк. Роберт позвонил Майе, извинился, что не может встретить лично из-за предвыборной поездки, просил оставить для него вечер 11 июня...
А 5-го в Калифорнии его застрелили. Днем позже во время концерта в «Метрополитен-опера» зрителям было объявлено: «В знак траура по Роберту Кеннеди Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя». Зал встал... На молодого композитора ему тогда едва стукнуло 25 балерина произвела неизгладимое впечатление - рыжая, зеленоглазая, стройная как тростинка, длинношеяя... Его совершенно не смутила разница в возрасте - Майя была старше на семь лет. Щедрину, как обладателю собственного авто, выпала обязанность развезти почетных гостей по домам.
Окончательно же Щедрин влюбился, когда ставил балет «Конек-Горбунок» в Большом театре. Тогда впервые он увидел Плисецкую на репетиции в балетном зале.
Власов 1965 - Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович 1967 - «Прелюдии и фуги» на музыку И.
Баха, балетмейстер Н. Касаткина 1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо 1971 - Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М.
Плисецкой совместно с Н. Щедрина, Треплев - А. Богатырев 1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Малера, балетмейстер Р.
Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. Пети 28 декабря 1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Равеля, балетмейстер М. Донн , балетмейстер М. Орика, хореография С.
Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. Гранеро 1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж 1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М.
Кисть руки заканчивалась у нас удлиненно, напоминая виноградную гроздь. По этим признакам опытный балетный глаз всегда мог отличить воспитанниц Гердт в самом массовом кордебалете. Мы, ученицы Гердт, свято следовали ее наказу перемещать руки из позиции в позицию, никогда не показывая внутреннюю часть ладони. Майины руки завораживали зрителей всего мира, однако она не признавала в этом заслуги Елизаветы Павловны, которой начала дерзить с первых же уроков. Гердт с М. Плисецкой в классе солистов Фото с сайта dancelib. В это время Агриппина Яковлевна жила в Москве и четыре месяца вела в Большом театре класс совершенствования для солистов балета. Майя пребывала в твердой уверенности, что уроки Вагановой за столь короткий срок дали ей гораздо больше, чем годы занятий под руководством Гердт. До конца дней Майя жалела о том, что не решилась бросить столицу, когда Ваганова позвала ее в Ленинград. Я же всегда считал, что она взяла от Агриппины Яковлевны ровно столько, сколько ей было необходимо. Продлись их совместная работа дольше, Ваганова непременно задавила бы ее своей авторитарностью. Она воспитывала технически безукоризненных балерин, но немногим ее воспитанницам удалось сохранить свою индивидуальность. Предполагаю, что Ваганова, добиваясь от Майи технического совершенства, столкнулась бы с ее эмоциональным и спонтанным характером. Майя не обращала внимания на мелкие огрехи и не находила в себе желания их исправлять. Асаф Мессерер говорил, что разбросанность и бесшабашность юной Майи — это от стихийности натуры, от огромности дара, который — придет время! Но едва ли это устроило бы строгую и педантичную Ваганову. И тут уже не выдержала бы Майя, которая умудрялась конфликтовать даже с робкой и незлобивой Елизаветой Павловной Гердт. Незадолго до ухода Майи, когда мы вместе были в Вербье, на юге Швейцарии, мы снова коснулись этой темы. Я ей тут же возразил: — Слава Богу, что ты этого не сделала! Ваганова обязательно постаралась бы укротить тебя, и вы бы наверняка поссорились. Прислушивающийся к нашему разговору Щедрин, как ни странно, поддержал меня: — Азарий прав. У меня то же самое было с Шостаковичем. Если бы я еще какое-то время оставался рядом с Дмитрием Дмитриевичем, он бы задавил меня своим величием. Но переубедить Майю было невозможно, настолько горячо она всегда отстаивала свои убеждения. Однажды наш кузен Азарий Мессерер заявил в ее присутствии, что Иосиф Бродский по таланту выше Вознесенского. Что тут началось! Майя, дружившая с Андреем и обожавшая его поэзию, страшно разгневалась и в запальчивости чуть не прогнала нашего бедного кузена.
Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала. Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая» В 1941 году Майя Плисецкая танцевала на выпускном вечере училища: участвовать можно было и младшим классам. На концерте была и Рахиль Мессерер, которую к тому времени освободили. Плисецкая не могла заниматься и играть на сцене: в Свердловске не было ее педагогов, здесь не ставили балеты. Но вскоре в эвакуацию приехала Суламифь Мессерер с идеей спектакля «Лебединое озеро». В ее балете Майя Плисецкая вновь исполнила партию Умирающего лебедя. В следующем году на выпускном экзамене в училище она на «отлично» исполнила роль Повелительницы дриад из балета «Дон Кихот». И вскоре ее приняли в труппу Большого театра. Первое время девушке не давали главных ролей: она была артисткой кордебалета и получала минимальную зарплату. Успех пришел к Плисецкой, когда она сыграла в балете «Шопениана». Я за две репетиции с лёта выучила прыжковую мазурку в «Шопениане» и станцевала ее с громовым успехом. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу. Успех был взаправду большой. На следующие «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел «на Плисецкую». В следующем году она впервые исполнила партию Китри в «Дон Кихоте», которая стала одной из самых известных в репертуаре балерины. На этой премьере присутствовал 13-летний Рудольф Нуриев. Спустя годы он вспоминал: «Я не плакал, я рыдал. Рыдал от счастья. Вы устроили пожар на сцене». Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре Много лет Майе Плисецкой не повышали зарплату. Она часто гастролировала по СССР и за рубежом. В 1953 году вместе с другими артистами Большого театра артистку отправили в Индию. Плисецкая общалась с иностранцами, в том числе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, а за ней, как тогда было принято, следили сотрудники КГБ. Когда балерина вернулась в Москву, то поняла, что стала «невыездной»: ее не взяли на гастроли в Швейцарию, Францию, Голландию, Китай и другие страны. Майя Плисецкая писала чиновникам, звонила в Министерство иностранных дел, но так и не получила разрешение на выезд: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Позже Плисецкой рассказывали, что в 1958 году в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на разведку Великобритании. В 1958 году, когда большая часть труппы Большого театра уехала в Лондон, Майя Плисецкая осталась в Москве и решила поставить «Лебединое озеро». В этом спектакле она впервые была балетмейстером и хореографом одновременно. Все билеты на премьеру раскупили: «Что было в конце актов и после последнего закрытия занавеса — описать невозможно. Извержение Везувия», — писала Плисецкая в своей автобиографии. Балерина вспоминала: «Спектакль… даже Хрущева расшевелил. Раскраснелся Никита Сергеевич, улыбается, из ложи не уходит, приветы на сцену шлет». Плисецкую не выпускали из СССР до апреля 1959 года. Американцы встретили знаменитую балерину с восторгом. Партии Майи Плисецкой были построены на новаторских приемах, и публика, которая привыкла к традиционной пышной хореографии этого спектакля, встретила его прохладно. На премьере мы ах как старались!
Дочь врага народа без права на выезд: жизнь Майи Плисецкой под присмотром КГБ
Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, Германия, от тяжелого сердечного приступа. Майя Плисецкая и Алексей Степанюк, режиссер-постановщик оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник», на сцене Концертного зала Мариинского театра. «Правмир» печатает отрывок о его сестре – балерине Майе Плисецкой. Новости моды Майя Плисецкая: 15 лучших образов. Солисты балета Государственного академического Большого театра СССР Майя Плисецкая и Марис Лиепа на репетиции.1970-е. С балериной Майей Плисецкой Щедрин познакомился благодаря ее голосу.
Майя Плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной
Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. Баха, балетмейстер Н. Касаткина 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина 1971 — Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М.
Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Щедрина, Треплев — А. Богатырёв 1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П.
Кардена Гуров — Б. Малера, балетмейстер Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. Пети 1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Равеля, балетмейстер М. Донн , балетмейстер М. Орика, хореография С. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. Гранеро 1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р.
Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж партнёр — П. Дюпон призы и награды Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой : Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени 20 ноября 2005.
До последних дней жизни эта потрясающая женщина прекрасно выглядела и была полна энергии. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать — актриса немого кино Рахиль Мессерер.
После того как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию. Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, изменив изначальный вариант хореографа Михаила Фокина, в котором балерина Анна Павлова выходила на сцену лицом к залу. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных. Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту», — объяснила позже Мессерер. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск.
Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость…» Балерина критично относилась к своим первым выступлениям и считала, что в нынешнее время ее бы даже не приняли в балетную школу: «Непродавленная коленка и подъем средненький». Плисецкая была самой гламурной балериной страны. Ее образы обсуждали с не меньшим интересом, чем ее легендарные роли. Со своих гастролей она привозила костюмы, о которых в советское время никто не мог и мечтать.
Вечно», — так композитор Родион Щедрин подписывал посвященные жене партитуры. Среди див российского балета Майя Плисецкая остается недосягаемой. Хотя сравнение звезд — дело заведомо обреченное, каждая светит по-своему, но свет Майи Михайловны манил особенно.
И манит по сей день. Дед по линии матери — особо уважаемый в еврейской традиции зубной врач, к которому на поклон выстраивалась чуть ли не вся Москва. Его многочисленные дети, названные библейскими именами, в большинстве своем стали людьми искусства. Мужчины в семье сплошь умны, женщины — сплошь красивы: мама Майи Плисецкой, Рахиль Мессерер — звезда немого кино. Голова у Рахили, однако, работала исправно, и вместо положенных шумных романов и морганатических историй она приняла предложение руки и сердца от востребованного инженера, специалиста по разработке природных ресурсов, крепко стоящего на ногах Михаила Плисецкого. Михаил Эммануилович привез семью на Шпицберген, где разрабатывал месторождение, а затем служил консулом. Очень быстро его репрессировали по надуманному обвинению, и красавица-жена очутилась в лагере для жен изменников Родины с третьим крошечным ребенком двух старших разобрали родственники, чтобы те не попали в детский дом. Майя досталась тете Суламифи Мессерер, балерине Большого театра.
Шансов разминуться с балетом было мало: в неполные восемь девочку приняли в хореографическое училище, признав очевидный талант. Сцена из балета Меликова «Легенда о любви». В роли Мехменэ Бану Майя Плисецкая. В итоге комплекс недоучки остался с ней навсегда. Уже будучи звездой, она приезжала в Ленинград, напрашивалась в класс знаменитой Агриппины Вагановой и смиренно потела у станка. Притом что московское училище она все-таки окончила в 1943 году у Елизаветы Гердт, наследницы императорской балетной династии и преподавательницы старой закалки. Данные, образование, влиятельные артисты Суламифь и Асаф Мессерер — все это помогло Майе сразу после школы поступить в труппу Большого театра. Собственные талант и характер сделали ее звездой.
Юная в Большом Москва, как по щелчку, начала ходить в Большой «на молодую Плисецкую».
После ресторана они решили поймать такси, чтобы добраться до своего отеля. Но когда вышли на улицу, начался проливной дождь. Они остановили такси, но тут выяснилось, что ни Плисецкая, ни Щедрин не помнят адрес. Раздраженный таксист, приняв супругов за пьяных, уехал, на прощание окатив Майю Михайловну водой. В результате великая балерина и великий композитор шли в вечерних нарядах под проливным дождем через Сену пешком — визуально они расположение отеля помнили. Потрясающую историю об одном концерте с участием Майи Михайловны мне рассказал Андрис Лиепа : «В 1984 году в Нью-Йорке отмечали 90-летие легендарной американской танцовщицы Марты Грэм. Я тогда танцевал в труппе Михаила Барышникова, и мне дали пригласительный. В юбилейном вечере участвовали все живые легенды мирового балета: и Барышников, и Нуреев, и Плисецкая...
Можете себе представить, на бенефисе Марты Грэм три раза бисирует Плисецкая! Это было вне всяких театральных правил, но зритель ее не отпускал. А вот Рудольфу Нурееву места за главным столом не досталось. Он очень обиделся и сел за другой стол, где его соседом оказался какой-то критик. Не замечавший раздражения Нуреева, критик беспрестанно ему на ухо что-то дудел. Тогда Рудольф рукой зачерпнул лед из ведерка с шампанским, высыпал этому бедолаге за шиворот, встал и ушел…» К Майе Михайловне Нуреев относился с большим пиететом — в 13 лет он впервые попал на ее спектакль в Большой театр и был зачарован ее искусством. Перед началом концерта в своей гримерке она обнаружила фигурку лебедя, выполненную из белых лепестков роз. Спросила, от кого такой царский подарок, ей ответили: «Это привет от Нуреева»… «Энергетика, пластика и выступления Плисецкой поражали зрителей. Ее воздействие на публику было гипнотическим.
Как только ее не называли: инопланетянкой, богиней танца, кометой, даже ведьмой…» В балетной миниатюре «Умирающий лебедь». А Коко Шанель устроила в своем Доме моды специальный показ. И после попросила Плисецкую дать мастер-класс по походке своим манекенщицам. Ее грация так восхитила Шанель, что она подарила балерине три наряда. Но совершенно особые отношения связывали Майю Плисецкую и Пьера Кардена. Последние десятилетия она носила исключительно его одежду, он создавал и костюмы ко всем ее балетам, которые написал Родион Щедрин по русской классике: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»... Это при том, что Карден работал для этих спектаклей бесплатно! Концертные костюмы для последних юбилеев Плисецкой тоже придумал Пьер Карден. У Плисецкой была только одна слабость Ко всему материальному Майя Плисецкая если и не была совсем равнодушна, то точно относилась без пиетета.
Награды, деньги, драгоценности, недвижимость, деликатесы совершенно ее не занимали. А вот к чему Майя Михайловна имела слабость, так это к туфлям. Говорила, что всю свою жизнь вела поиски идеальной обуви на каблуке, в которой ее ноги бы не уставали. Поэтому в каждой стране и в каждом городе она обязательно отправлялась в лучшие обувные магазины и покупала несколько пар туфель. Любимой стали серебристые туфли, подаренные художницей Надей Леже в Париже аж в 1977 году. Майя Михайловна их очень берегла, так как считала идеальными точнее, так ей подсказывали ноги , и надевала лишь по особым случаям. Например, для исполнения балета «Ave Майя», поставленного к ее 75-летию Морисом Бежаром. Она исполняла «Ave Майя» вплоть до последних лет, и всякий раз зал взрывался от восторга! В любом возрасте энергетика, пластика и выступления Плисецкой производили огромное впечатление на зрителей.
А что творилось в годы ее молодости! В 50-е в Большом театре шла опера «Фауст», во втором акте которой в сцене «Вальпургиева ночь» Плисецкая танцевала Вакханку. Так вот, в первом отделении зал филиала Большого театра был полупустым. Основной зритель приходил в антракте, чтобы посмотреть только сцену с Плисецкой. Как только Майю Михайловну не называли в течение жизни: инопланетянкой, богиней танца, кометой, даже ведьмой… Так ее фактически назвал лауреат Нобелевской премии Петр Капица. Посмотрев «Болеро», он сказал: «Майя, если бы вы родились в Средние века, вас бы сожгли». На концерте с Мстиславом Ростроповичем. Фото: Юрий Феклистов Что обычно просят поклонники у прославленных балерин? Но к моменту нашего знакомства Майя Михайловна уже раздала на сувениры и благотворительные аукционы всю свою сценическую обувь.
Однажды я был у нее дома — в очередной раз показывал какие-то фотографии. И Майя Михайловна на мой вопрос о пуантах сказала: «Так как пуантов нет, я подарю тебе кое-что другое. Подойди к полке, видишь красный корешок книги? Достань… В красном твердом футляре оказался шикарный фотоальбом Плисецкой на французском языке, изданный Пьером Карденом. В Москве такой альбом у меня один. Меня, конечно, будут ругать, если узнают, что я его подарила. Но в Мюнхене у меня есть еще несколько штук…» И подписала своим аккуратным крупным почерком серебряным маркером: «Пашеньке на добрую память. В последний раз мы виделись в апреле 2015 года. На другой день мы созвонились с Майей Михайловной, обсудили фотографии, которые отобрали с редактором для переиздания книги.
Майя Плисецкая: 7 малоизвестных фактов из жизни легендарной балерины
В библиотеке Дома культуры "Белая Дача" (мкр. Белая Дача, д.3) состоялся тематический вечер, приуроченный к Международному дню танца и посвященный биографии выдающейся русской балерины Майи Михайловны Плисецкой. В библиотеке Дома культуры "Белая Дача" (мкр. Белая Дача, д.3) состоялся тематический вечер, приуроченный к Международному дню танца и посвященный биографии выдающейся русской балерины Майи Михайловны Плисецкой. Майя Плисецкая еврейка история жизни Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье.
Майя завораживала весь мир, но учителям дерзила с первых же уроков
История жизни Майи Плисецкой | Когда Майя Плисецкая начала регулярно бывать за рубежом, она стала заказывать наряды у Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него. |
Скончалась великая балерина Майя Плисецкая | Несмотря на последнюю волю балерины, почитатели Плисецкой грезят о том, чтобы великую танцовщицу символично похоронили и поставили кенотаф — надгробие на каком-нибудь из кладбищ. |
СМИ: скончавшуюся 6 лет назад Майю Плисецкую до сих пор не похоронили | Смотрите онлайн видео «Выпуск 2. Балерина Майя Плисецкая» на канале «ГБУ "Центр"» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2022 г. 11:11 длительностью 00:03:54 на видеохостинге RUTUBE. |