Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград.
"Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. По указанию И.В. Сталина операция по прорыву блокады получила название «Искра». Снятие блокады Ленинграда. Ленинградско-Новгородская операция. Блокада Ленинграда началась спустя два месяца после нападения Германии на СССР.
18 января 1943 года - прорыв блокады Ленинграда. Полное освобождение Ленинграда от блокады
Замысел операции сводился к тому, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить группировку противника в шлиссельбургско-синявинском выступе и таким образом прорвать блокаду Ленинграда. Прорыв Блокады Ленинграда. Да, прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Операция «Искра» ― подготовка к прорыву блокады. Приближалась вторая блокадная зима.
Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда
До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). Замысел операции сводился к тому, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить группировку противника в шлиссельбургско-синявинском выступе и таким образом прорвать блокаду Ленинграда. Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра». Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота и.
Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра»
Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно.
За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область.
Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда.
Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек.
Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти.
В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю.
Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей.
Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому.
Подготовка к операции и ее задачи Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции. В результате было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная.
Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков. Советское командование, размышляя о разных методах и совершая ошибки, на протяжении долгого времени искало место прорыва и приняло решение наступать в самом узком месте гитлеровской обороны — в "бутылочном горле" у Ладоги. Именно в этом месте всего 14 километров разделяли блокадное кольцо с Большой землей. Суть операции заключалась в следующем: было необходимо встречными ударами сил Ленинградского — с запада, и Волховского — с востока фронтов разбить группировку немецких войск, что нашим бойцам и удалось. Важной задачей сопротивления было выдавить противников с выступа шириной 12—16 км, который упирался в Ладожское озеро и замыкал звено блокады. Для наступления сформировали ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов. Вместе они насчитывали 303 тысячи солдат и офицеров, 4900 орудий и миномётов, 600 танков, 809 самолетов — самые крупные силы за всю историю операций под Ленинградом. Затем прорвать сильнейшую вражескую оборону, которая совершенствовалась 16 месяцев.
Кроме того, нам предстояло наносить лобовой удар — по условиям обстановки манёвр исключался". Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Прорвать оборону врага получилось в районе рабочих поселков недалеко от Синявинских высот. Тогда же был освобожден город Шлиссельбург, который стоит у истоков Невы.
На портале Президентской библиотеки размещены электронная коллекция « Память о Великой Победе », где собраны официальные документы, фото- и кинохроника, газеты военного времени, книги, воспоминания участников сражений и тружеников тыла, фотографии и открытки, а также коллекция « Оборона и блокада Ленинграда », сохранившая хронику этой трагической страницы в истории нашей страны. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Немецко-фашистские войска захватили Шлиссельбург, и Ленинград оказался отделен от всей страны. Сообщение с городом поддерживалось только по воздуху и по Ладожскому озеру.
Взяв Ленинград, гитлеровские войска смогли бы ликвидировать основные базы Балтийского флота, вывести из строя военную промышленность города, а также помешать контрнаступлению на немецкие войска, движущиеся к Москве. В планах Гитлера был не просто захват города, а его полное уничтожение. Однако жители Ленинграда не думали сдаваться. За короткий срок была сформирована армия народного ополчения. В самом городе во всех домах были созданы группы самозащиты местной противовоздушной обороны зданий, большинство в которых составляли женщины и дети. Они должны были сбрасывать с крыш попадавшие в дома зажигательные бомбы, оказывать помощь пострадавшим. Голодные и обессиленные ленинградцы вопреки всему берегли памятники архитектуры и знаменитые скульптуры своего города. Крупные монументы, например, Медный всадник и памятник Николаю I, были укрыты мешками с песком и деревянными щитами.
На ней показано, как укрывали лесами знаменитый памятник Петру I. С началом блокады Ленинград подвергался регулярным бомбардировкам.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
К концу дня, сломив сопротивление 170-й пехотной дивизии противника, советские войска сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм шириной около 6 километров и глубиной до 3 километров. Сразу же после этого инженерные части приступили к постройке переправы в районе Марьино для средних и тяжелых танков, которая была закончена только к 14 января. Менее удачно развивалось наступление на флангах. В 11:15 перешла в наступление 2-я ударная армия, а в 11:30 — части 8-й армии.
Поскольку артиллерия не сумела подавить все огневые точки, а торфяные болота даже зимой оказались труднопроходимыми, наступление развивалось с большим трудом. На левом фланге наступления успеха добилась лишь 327-я стрелковая дивизия, которая сумела овладеть большей частью опорного пункта в роще «Круглая». Оборона частей 1-й немецкой дивизии сломлена не была и дальнейшего развития наступление на этом участке не получило до конца операции.
Уже в первый день советского наступления немецкое командование было вынуждено усилить свою оборону, введя в бой части 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий, а затем два полка 61-й пехотной дивизии «группа генерал-майора Хюнера». Бои 13—17 января 13—17 января бои приняли затяжной и ожесточенный характер. Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны.
Для окончательного перелома в ходе сражение советское командование уже со второго дня операции начало вводить в бой вторые эшелоны армий. Несколько дней на подступах к Шлиссельбургу вели ожесточенные бои 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады. Наступление на город также поддерживали 34-я лыжная бригада на правом фланге и 55-я стрелковая бригада, наступавшая по льду Ладожского озера.
К вечеру 15 января советские части вышли к окраинам города. Немецкий гарнизон Шлиссельбурга оказался в критическом положении, но продолжал удерживать город. На правом фланге 67-й армии наступление 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий успеха не имело.
Кроме того, немецкие войска, получив в подкрепление части 5-й горнострелковой и 96-й пехотной дивизий постоянно предпринимал яростные контратаки, в том числе, при поддержке 502-го тяжелого танкового батальона. К 20 января советские войска, несмотря на ввод в бой на этом участке 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад и неоднократные атаки сумели только блокировать 2-й Городок и 8-ю ГРЭС с востока. В последующие дни командование 2-й ударной армии продолжило наращивать ударную группировку главным образом на участке от рощи «Круглая» до Гайтолова, введя в бой 11-ю, 191-ю, 239-ю стрелковую дивизию, 13-ю лыжную и 122-ю танковую бригады.
Однако попытки расширить фронт прорыва к югу закончились практически безрезультатно. В район Липки, которую по-прежнему удерживал противник, в поддержку 128-й стрелковой дивизии была направлена 12-я лыжная бригада с задачей обойти Липку по льду Ладожского озера и атаковала противника с тыла. Прорыв блокады Ленинграда.
Бои 18—20 января К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Чуть позже в этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады полностью очистили от противникаШлиссельбург, а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
Вскоре командование 18-й армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий. Продолжение наступления. Жуков доложил И.
Сталину план операции «по овладению Кировской железной дорогой» «Мгинская операция» , который был подготовлен после совещания с Л. Говоровым, К. Мерецковым и К.
Планировалось, что 20 января 67-я и 2-я ударная армии начнут общее наступление на юг и, «закончив с противником в районе Синявино» и выйдя к реке Мга, 26 января приступят ко второму этапу операции. Однако рассчитывать на успех в создавшейся обстановке было тяжело. Противник прочно занимал новую оборонительную линию силами до 9 дивизий.
Кроме того, немецкая группировка была значительно усилена артиллерией и авиацией. Практически все атаки закончились безрезультатно — удалось только продвинуться в сторону Синявино на 2 километра и перерезать железную дорогу юго-восточнее 1-го Городка. Несмотря на неудачу, командующий Ленинградским фронтом принял решение продолжить наступление для чего 67-й армии были переданы из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады.
Развить успех должна была подвижная группа 220-я танковая и 34-я лыжная бригады , которой предстояло овладеть Мусталово и отрезать пути отхода немецкой группировки в районе 1-го и 2-го Городков. Однако прорвать оборону противника не удалось. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, 67-й армии развить наступление так и не удалось.
Не сумела выполнить поставленную задачу и 2-я ударная армия. Не имея возможности для манёвра, советские войска наступали по торфяным болотам, без должной поддержки артиллерии и танков. Последняя была взята частями 80-й стрелковой дивизии 29 января.
Развивая наступление, 31 января дивизия сумела овладеть Синявино, но были выбиты оттуда яростной контратакой противника. На остальных направлениях соединения армии продвижения не имели и занимали прежние рубежи. Ворошилов в своем докладе И.
Сталину от 27 января констатировал: «без захвата синявинских позиций нельзя приступить к осуществлению вашего приказа по освобождению Невы и Кировской железной дороги». Таким образом, было очевидно, что развить сходу наступление в южном направлении советским войскам не удалось и план дальнейшего наступления нуждался в корректировке. Корректировка наступательных планов В официальной российской историографии 30 января является датой окончания операции «Искра».
Несмотря на то, что боевые действия 67-й и 2-й ударной армий в конце января успеха не имели, советское командование не собиралось отказываться от первоначального замысла и не приостановило наступление под Ленинградом, а лишь скорректировало план второго этапа операции. При этом войска 67-й и 2-й ударной армий были должны, «не ожидая этих фланговых ударов, путем охвата Синявинских высот и района Городков 1-й и 2-й продолжать уничтожение противника и захватить район Синявино, Городок 1-й и 2-й». Согласно окончательному плану наступления, начиная с 8 февраля, «фланговые удары» наносили 54-я армия Волховского фронта из района Смердыни в направлении Васькины Нивы — Шапки и 55-я армия Ленинградского фронта из районов Ивановское и Рождествено в направлениях Мги и Тосно.
В конечном итоге советские войска, окружив и уничтожив мгинско-синявинскую группировку противника, должны были выйти на линию Ульяновка — Тосно — Любань. Наступление с целью разгрома «мгинско-синявино-шапкинской группировки противника» являлось частью общего наступления на Северо-Западном направлении операция «Полярная Звезда» и должно было способствовать успеху советских войск в Демянской наступательной операции. Несмотря на масштабность планов, времени на подготовку «фланговых ударов» отводилось крайне мало.
Командованию двух фронтов было необходимо в короткие сроки разработать детальный план предстоящего наступления, организовать ударные группировки, провести большие перегруппировки частей между армиями, обеспечить наступающие части боеприпасами, горючем, продовольствием. Серьёзные опасения вызывало и продолжение наступления 67-я и 2-я ударной армий, которые уже понесли большие потери. К началу февраля из-за больших потерь в предыдущих боях и переброски ряда частей на другие участки фронта численность 67-й и 2-й ударной армий сильно сократилось: всего обе армии насчитывали с частями поддержки и обеспечения около 150000 солдат и офицеров.
С другой стороны, советское командование не без основания полагало, что наступление в январе заставило командование немецкой 18-я армии стянуть все резервы в район Мги и ослабить фланги.
В результате нее враг был отброшен на 220—280 километров от города, прекратились артиллерийские обстрелы Ленинграда, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены. Планы германского командования уничтожить город, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. В честь полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года в городе был дан праздничный салют. День 27 января, согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России», является днем славы России как «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками 1944 год ».
Блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллионов человек. В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года он был назван в числе первых городов-героев. В мае 1965 года это звание Ленинграду было присвоено официально и вручена медаль «Золотая Звезда».
Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и багров, закрепляли там лестницы. В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танк «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения. А сколько подвигов совершили в те дни защитники Ленинграда! Вспомним лишь несколько эпизодов из многих. Герои прорыва Штурмовая группа, в которую входил красноармеец-стрелок Дмитрий Молодцов, 13 января должна была обойти тяжелую артиллерийскую батарею немцев с фланга и захватить ее. Бойцы ползли по глубокому снегу. Путь им преградил пулеметный огонь с высоты, которую красноармейцы называли Подснежником.
Молодцов не растерялся, с тыла подполз к немецкой огневой точке и попытался забросать дзот гранатами. Тщетно: немцы продолжали обстрел. Тогда Молодцов бросился своим телом на вражеский пулемет, приняв огонь на себя. Его товарищи бросились в атаку и захватили батарею. Вскоре его подвиг повторил командир пятой роты 533-го полка 128-й стрелковой дивизии старший лейтенант Яков Богдан. Группа штурмовиков Ил-2 в воздухе Фото: waralbum. Их встретил огонь зениток. Ил-2, которым управлял летчик Иван Пантелеев, загорелся. Пламя подбиралось к кабине, но пилот вместе со стрелком Петром Сологубовым продолжали атаковать вражеские позиции. Они хладнокровно сбросили по целям все снаряды, а потом Пантелеев направил пылающий Ил-2 в гущу вражеских машин.
Вместе с бойцами Орлов заставил замолчать огневую точку гитлеровцев. Его не остановило ранение. После боя Орлова нашли на огневой позиции вражеского пулемета. Он и мертвый не выпускал из рук оружия. Советский санитар несет раненого бойца с оружием во время прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. На этом участке гитлеровцы в плен не сдавались, сражались до последнего патрона, выдерживали суровые рукопашные бои. Врач трудился практически без прикрытия в 100 м от вражеских автоматчиков. Осколком ему оторвало два пальца на руке. Все санитары погибли. Доктор сам перевязал себе кисть и, стиснув зубы, продолжал работать под обстрелом.
Его вынесли с поля боя со сквозной раной в стенке легкого. Восемь месяцев Краснопеев потом провел в госпиталях — не доктором, а пациентом. Но войну закончил в Берлине. Кстати, большую помощь врачам и сестрам милосердия оказывали в тех сражениях собаки.
А качестве мемуаров от участников событий у нас есть три тома воспоминаний участников попыток прорыва блокады, собранных навсегда ушедшей от нас в марте этого года Изольдой Анатольевной Ивановой , врача-хирурга и одной из тех, кто стоял у истоков поискового движения Ленинградской области, одной из инициаторов первой Ленинградской Вахты Памяти, автора многих книг о войне. И если исторические исследования смотрят на события немного отстраненно, то вот в этих записях сугубо "окопная правда", например обилие свидетельств вчерашних курсантов, ведь летом 1942-го года, когда судьба государства висели на волоске, иногда буквально за десяток дней до выпуска поднимали курсы лейтенантов и бросали под Сталинград или под Ленинград рядовыми, где выживал один из шести или десятка так и не ставших командирами юношей. Вообще, пережитое довлело над людьми до конца их дней, трудно оставаться спокойным, когда из бригады в 6. Или семеро из полка, вышедших из окружения, каждых один из вышедших помнит поименно.
Ветераны как правило выхватывают из памяти какие-то отдельные эпизоды, человеческая память не держит день за днем отчаянных боев, но хранит моменты, когда был на волосок от гибели, когда около тебя приземлился тяжелый снаряд, в чью воронку на твердой земле помещается автомобиль, но тут — чвакнул в трясину и не взорвался... И напоследок — великолепная книга о забытом морском сражении в июле 1942 года: Схватка на острие ножа, или забытое сражение у острова Соммерс. После серии сражений за острова в восточной части Финского залива зимой-весной 1942 года советские войска потеряли позиции на Гогланде и оставили Большой Тютерс. Теперь финны могли наблюдать за советскими кораблями на выходе из Кронштадта и ставить минные заграждения чуть ли не у главной базы Балтфлота. В этих условиях командование базы во главе с опальным адмиралом Г. Левченко, разжалованным за Крым-41, решило провести "самостийную" десантную операцию по захвату островка Соммерс, лежавшего на расстоянии артиллерийского выстрела с Лавенсаари, нашей передовой позиции в Финском заливе. Итогом стало четырехдневное сражение с участием боевых кораблей и авиации, в котором боевая удача склонялась то к нашим морякам, то к финнам с немцами, но в итоге более организованный противник одержал победу. Прекрасно изданное исследование на мелованной бумаге с обилием схем и фотографий, в том числе сделанных финнами непосредственно во время боев, и написанная с привлечением практически всех существующих документов всех трех сторон участников сражения, включая как детальные рассказы о действиях сторон, так и выводы авторов о причинах неудач.
Авторы любят ограниченные во времени и месте события, это позволяет им до максимума детализировать свое описание, лишь бы сохранились документы. Вот эта книга стала очень хорошим примером кропотливейшего исследования и сверки источников в попытке разобраться в реальных деталях малоизвестного сражения и причинах поражения советских моряков.
"Спас сотни тысяч людей от голодной смерти": военный историк о прорыве блокады Ленинграда
До замыкания кольца блокады был создан ряд бригад, которые активно участвовали в боях к северу и к югу от Ленинграда. Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года. Юрий Левитан — Прорыв Блокады Ленинграда 18 января 1943 год. По указанию И.В. Сталина операция по прорыву блокады получила название «Искра».
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра» | Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). |
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение. |
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. За высокое искусство в руководстве войсками при проведении операции по прорыву блокады Ленинграда и достигнутые боевые успехи генерал-полковник Л.А. Говоров был награжден полководческим орденом Суворова 1-й степени. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда.