Описывать этот «венец творения» Врубеля бессмысленно: в картине сплелось много всего, её нужно видеть лично. Как и в Софийском соборе, масляной живописью Врубель стремится передать мозаичный эффект.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи | Михаил Врубель (1856–1910) — русский художник, скульптор, театральный декоратор. |
Врубель: 200 рисунков и холстов под крышей Русского музея | И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля | | 2890живопись Михаил Врубель символизм художник. |
10 шедевров Михаила Врубеля
На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья. Главный герой картины похож на сказочного лешего, в руке он держит свирель — атрибут пастухов, чтобы с помощью звуков собрать разбредшихся животных. Его взгляд зоркий, но добрый. Он следит за всем, что происходит, леший охраняет болота, но людям не причиняет вреда. Михаил Александрович прочитал книгу «Святой Сатир» Анатолия Франца, и вдохновился на создание картины «Пан», которая была написана всего за несколько дней. Жемчужина Врубель получил подарок от Волошина — морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины. Подарок напомнил художнику о море — он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно.
Но сделать это было не так просто — раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета — розовые, лиловые, голубые, зеленые. Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями — морскими царевнами. Сирень Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину. Зритель видит чудо — на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени. Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.
Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.
К концу жизни страдал психическими расстройствами, в последние годы ослеп. Фантастически работал с цветом. Произведения не поддаются однозначным трактовкам. Часто не завершал картины. Участвовал в реставрации Кирилловской церкви в Киеве, многое почерпнул у византийского искусства. Начал с иллюстраций к поэме М. Лермонтова, написал «Демона сидящего», «Демона летящего», «Демона поверженного».
Делал скульптурные изображения головы Демона. Под впечатлением от опер Римского-Корсакова написал серию картин на мифологические, фантастические сюжеты: «Пан», «Сирень», «Царевна-лебедь» и другие.
Выставка заполняет два этажа здания Русского музея и включает в себя многие известные произведения Врубеля, такие как «Демон сидящий», «Царевна-лягушка» и многие другие. На выставке также представлено несколько работ, которые не были показаны ранее. Если вы остановились в отеле на Невском, то обязательно посетите Русский музей.
Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения. Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения.
Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия. В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества. Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов. Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы.
Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым. Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними.
Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона».
Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ. Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически. При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков. Задачей экспозиции этого центрального зала было найти равновесие между центростремительными и центробежными силами, возникающими между тремя материализациями Демона.
Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них.
Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненная хула сменила обожествление художника в последние годы жизни. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений, и он был попросту забыт «комиссарами от искусства». Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Но только в 80-е годы выходят исследования, дающие объективную оценку творчества великого художника.
Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог ночи напролет гулять с приятелями, обсуждая темы музыки и живописи. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским , который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен. Все более настойчиво в голову Врубеля стучалась мысль о том, что свои лучшие году он тратит впустую, осваивая глубоко безразличную ему дисциплину. Ценителя живописи не прельщала карьера юриста, пусть даже блестящая. Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств. Узнав о том, что сын пошел наперекор его воле, отец страшно расстроился. Отношения с растоптавшим семейные традиции отпрыском были безнадежно испорчены. Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина , Васнецова и Сурикова , мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии. Творчество Первую награду — малую серебряную медаль — студент получил за кропотливо выполненную работу «Обручение Марии с Иосифом». Для подсвечивания рисунка автор использовал эффект сепии, что позволило передать тончайшую градацию света и тени. Картина излучала особую атмосферу одухотворенности библейских персонажей. Позже высокую оценку получил и рисунок «Пирующие римляне», героями которого стали юные гуляки, потешающиеся над перебравшим вина Патрицием. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения. После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: «Христос Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий». В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса. Интересный факт: для изображения лиц святых художник использовал образы своих знакомых, сохранившиеся в памяти.
Потом они стали появляться и на московских выставках. На рубеже веков в его судьбе как бы запахло грозой. В 1899 году Врубель потерял отца, которого преданно любил. В его поведении знакомые стали замечать странности: он вырастал в собственном мнении, ни в грош ни ставя своих бывших приятелей и соратников. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен. Ценителей искусства Врубеля к началу ХХ века было мало, а поношений - много. Одним из самых тяжелых стал отзыв влиятельнейшего русского критика В. Тот раздраженно обзывал его картины нелепым декадентским хламом, говоря: "В своих "Демонах" Врубель дает ужасающие образцы непозволительного и отталкивающего декадентства". В такой атмосфере в 1900 году Врубель начал работу над давно замышлявшимся "монументальным Демоном" - самым патетическим своим творением. В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын, в честь Мамонтова его называют Саввой. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - "заячьей губой", - что произвело на художника тягостное впечатление. Примерно в это же время, после целой серии графических, скульптурных работ, посвященных Демону, художник начинает еще одно живописное полотно, страшное в своей обреченности, которому придает особое значение. Он называет его "Демон поверженный". Художник работал запоем, по 17 часов в день, иногда ночи напролет, работал напряженно и мучительно. Бенуа вспоминал, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. Картина ещё висела на выставке, когда ее автора пришлось поместить в одну из московских психиатрических лечебниц. В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь сухотка спинного мозга , которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. В течение полугода его состояние было настолько тяжёлым, что к нему никого не допускали, даже сестру и жену. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом - после эйфорического подъёма, которым сопровождалась работа над "Демоном", наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, себя он считал теперь ни на что не годным. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы в феврале 1903 года и поехал на отдых в Крым. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. Неожиданно заболел ребёнок - маленький Саввочка, только начинавший говорить. Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались приступы болезни. После смерти сына Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Он был грустен, слаб, беспомощен и физически совершенно истощен, так как ничего не ел, желая уморить себя голодом. К началу 1904 года он почти умирал. Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно. Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями. Неведомый голос нашептывал ему в ухо, что он - ничтожество, не художник, горе своих близких. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа, и Демона. Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. Усольцева в окрестностях Москвы. Там произошло его последнее возвращение к жизни. Он стал есть и спать, прояснились мысли, стал много, с прежней увлеченностью рисовать - и через несколько месяцев вышел из лечебницы здоровым человеком. Самыми замечательными среди рисунков, сделанных в больнице, являются несколько портретов - доктора Усольцева и членов его семьи. Карандашный портрет Усольцева по красоте и твердости техники и по выразительности психологической стоит на уровне лучших работ Врубеля. В 1904 году он едет в Петербург, поближе к жене, работавшей в Мариинском театре. Начинается последний период творчества. Помрачение рассудка еще сменялось периодами ясности, он работал. Новый герой вытеснил прежнего Демона: в 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью. Он то карающий, готовый наказать пророка за бесцельно растраченный дар, то словно способный дать исцеление. Под кистью Врубеля еще появятся несколько прекрасных вещей, но все они будут написаны как бы на пути в мир иной. И портрет маленького сына, и кладбищенские сцены из "Ромео и Джульетты", и "Шестикрылый Серафим" явились Врубелю уже теряющему разум. В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. Весной 1905 года Врубель снова ощутил симптомы приближения недуга. Теперь, собираясь опять вернуться в клинику, он, как вспоминала его сестра, "прощается с тем, что ему особенно близко и дорого". Он пригласил к себе перед отъездом друзей юности, а также своего старого учителя Чистякова; посетил выставку "Нового общества художников", которому симпатизировал; отправился в сопровождении жены и вызванного из Москвы Усольцева в Панаевский театр, где впервые увидел Забелу.
В итоге Врубель написал не один, а целых три варианта Надежды с напарницей по театру Татьяной Любатович. На выставке есть и знаменитая «Сирень», созданная по фотографии с Надеждой Забелой, и сценические образы жены, как «Снегурочка» или «Царевна Волхова». Супруга стала не только основной моделью художника, но и верным другом на протяжении всей жизни, разделив в годы болезни судьбу мужа. А когда Врубель ослеп, голос Забелы-Врубель стал для него единственной связью с миром. Еще одним интересным пунктом на выставке стал Ренессансный зал, где кураторы смогли собрать три панно и три плафона, созданные Врубелем для дома инженера К. Дункера и Е. Дункер, дочери известного коллекционера Д. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло. К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху.
Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События
Русский модерн: на пути к синтезу искусств | Еще ни разу творчество Михаила Врубеля не было представлено с такой исчерпывающей полнотой, с таким экспозиционным размахом, с таким безупречным вкусом и совершенной сценографией. |
Михаил Врубель: порыв к тайнам мироздания - Российский Национальный Музей Музыки | Как и в Софийском соборе, масляной живописью Врубель стремится передать мозаичный эффект. |
Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля | Фотография первоначального эскиза картины «Демон поверженный», раскрашенная Врубелем / Фото: Алёна Абрамова. |
10 шедевров Михаила Врубеля
Выставка произведений Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) / Гос. Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. «Получил свое» Михаил Врубель от молодого репортера «Нижегородского листка» Алексея Пешкова. К 165-летию Михаила Врубеля тут собрали почти все его хрестоматийные работы от «Царевны-лебедь», «Демона сидящего» и «Пана» до «Шестикрылого серафима», «Сирени» и.
Врубель: 200 рисунков и холстов под крышей Русского музея
Его изображения Христа полны строгой красоты и мистичной загадочности, но не верится, чтобы это был Христос. Собственное непонимание или вековое недоразумение отторгло Врубеля от Христа. Он сам, как кажется, не «доверял» ему. Бесплотность христианских церквей служила вероятно и для него непреодолимым камнем преткновения. Ближе для него был Князь мира сего, Люцифер, красавец-ангел, не Карамазовский Чёрт — «приживальщик», а прекрасный, хотя и лживый, близкий, нежный к людям, хотя и жаждущий их мучений Демон — такой же надломленный и гордый, такой же трагический, как сам Врубель. В картине Врубель захотел изобразить свою мечту о Нём, свое виденье Его. И, глядя на эту картину, на эти картины ибо неоднократно брался он за Эту тему, долго бродил он вокруг своего предмета, со всех сторон присматриваясь к нему , глядя на них, веришь, что Князь Мира позировал ему.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах... Но Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти «сеансы» были сплошным издевательством и дразнением.
Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов.
В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов.
Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы.
Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами. Михаил Врубель, "Демон поверженный", 1902 Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902 Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к "Демону" М.
Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя "демонической" темы, был сыном негероического времени. У "Демона" Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия.
Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу.
Мальчик появился на свет с раздвоенной верхней губой. Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи ее главы. Врубель стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное. Психиатрическая больница В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В минуты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, рисовал.
Уже во время болезни он создал полотна "Шестикрылый Серафим", "Роза в стакане", "Жемчужина".
Демон и Тамара А затем была опера А. Рубинштейна «Демон».
Для Михаила Врубеля, потрясённого дивными голосами певцов и самой постановкой, это стало рубежом, через который он с лёгкостью перешагнул. Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик.
Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый» Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным. Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной.
Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности. Мир Врубеля. Демон сидящий.
И написанная плоть оживала, наполнялась реальной силой. Демон на глазах всё рос и рос, придвигался к краю картины, заполнял собой весь холст, не умещался на холсте, и Врубель собственноручно подшивал новые куски. Но Демон перерос и увеличенный холст — верхняя часть его головы кажется срезанной.
Темное лицо, лиловый рот, чёрная масса волос, красные отблески в глазах и за ухом — признаки демонической натуры. Никто и никогда до Врубеля не сумел так поразительно сочетать холодные и тёплые плоскости красок, как это было сделано в «Демоне сидящем». Мазки, точно стёклышки калейдоскопа, сверкают на полотне, сливаясь в объёмные фигуры.
Своей кистью Врубель открыл двери мёртвого мира. Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон". Голова Демона на фоне гор Кавказа И не случайным, а вполне закономерным и даже, наверное, неизбежным стал полученный Врубелем заказ на иллюстрирование готовящегося к изданию собрания сочинений М.
Демон, живший до сего момента лишь в поэтических строчках, обрёл, наконец, свою красочную плоть. Демон Врубеля абсолютно соответствовал Демону Лермонтова в последнем варианте поэмы.
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023
Еще один сюрприз – световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Описывать этот «венец творения» Врубеля бессмысленно: в картине сплелось много всего, её нужно видеть лично. Картины Михаила Врубеля трудно перепутать с работами других художников.
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника
Речь идет о картинах «Автопортрет» и «Мужской портрет» (репродукция с рисунка Врубеля «Портрет врача Левицкого»). И картины «киевского периода», когда Врубель увлекся религиозными сюжетами и иконами. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон — дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,... Для Александра Блока в этом образе воплотилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке. Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме. Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок.
Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями.
Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик — знак рока и фатума. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны.
На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи.
Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта.
Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный.
В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан 1899 , Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень все 1900 , пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты К. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы — в Третьяковской галерее. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон акварель, белила, 1890—1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург , — в картинах Демон 1890 и Демон поверженный 1902; обе работы — Третьяковская галерея. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством Жемчужина, 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906 , — работ, переходных от модерна к авангарду.
Общество не принимало его творчеством, называло декадентским или вовсе уродливым. К психическим проблемам добавились физические - в 50 лет Врубель фактически оказался прикован к коляске.
Он подолгу лежал в больницах, и после недолгих проблесков улучшения, снова и снова угасал все больше с прочной репутацией сумасшедшего. Врубель умер в 1910 году и на похоронах его поклонник, большой поэт Александр Блок, произнес речь, назвав его «вестником иных миров». Давайте окунемся в эти миры Врубеля. Демон сидящий, 1890 Третьяковская Галерея Идею и образ Демона Врубель вынашивал несколько лет, и это одна из первых работ в типично врубелевском «кристаллическом» стиле. Крупные мазки специальным шпателем привносят ощущение, словно это не живопись, а мозаичное панно - на технику и повлияли мозаики киевских соборов, где он работал. Работа навеяна романтической поэмой «Демон» Михаила Лермонтова. Падший ангел скитается по свету, нигде не находит себе покоя. У Врубеля было свое понимание образа - не злобного, но страдающего и при этом величавого.
К поэме Лермонтова Врубель написал также целую серию акварельных иллюстраций. Суд Париса, 1893 Третьяковская Галерея В 1889 году Врубель переехал жить в Москву, и здесь состоялась его судьбоносное знакомство с крупным промышленником, меценатом и поклонником искусств, Саввой Мамонтовым. Модерниста и новатора Врубеля в обществе еще не принимали, но Мамонтов обладал тонким художественным чутьем и стал заказывать художнику оформление своего особняка в Москве. Вскоре Врубель стал востребован и среди других любителей искусства. Так для дома семейства Дункер в Москве Врубель исполнил невероятный триптих «Суд Париса», который заказчики, однако, почему-то отвергли. Принцесса Грёза, 1896 Третьяковская Галерея Огромное полотно Врубелю заказал Савва Мамонтов для оформления павильона на всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Картину до выставки не допустила комиссия из Академии Художеств, случился целый скандал читайте подробнее тут.
Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души.
Михаил Врубель
Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в его работах. Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Петербурге и других городах. В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет.
Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге. Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога. Тогда же он знакомится с Ильей Репиным, который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно. Художник много занимается акварелью, рисуя по 10-15 часов в сутки.
Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г. Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Талантливый живописец создает росписи и пишет лик ангела для Софийского собора.
Художник много занимается акварелью , рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г. Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Михаил Врубель. После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма.
Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина, произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает своё полотно. Шестикрылый Серафим. Сербского, стала вершиной его творчества. Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела — яркие символы борьбы противоположностей. Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями — «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом». Портрет Брюсова. Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля. Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов. Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен. Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь. Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
Практически каждый год здесь выставляются картины великого мастера. На этот раз здесь представлены более 150 работ Михаила Врубеля — это картины, графика, живописные композиции, иконы и даже театральные костюмы и декорации. Выставка охватывает период творчества художника с начала его карьеры до последних лет жизни.