Впервые ледоколы ФГУП «Атомфлот» выполняли операцию по проводке судна дедвейтом (грузоподьемностью) свыше 169 тысяч тонн с запада на восток.
70 лет назад началась так называемая «Челюскинская эпопея»
Отто Юльевич Шмидт (1891-1956), исследователь Севера, руководитель арктической экспедиции на ледоколе «Челюскин». Фото: РИА Новости. На трудных участках трассы планировалась проводка «Челюскина» с помощью ледоколов. Как много их собралось на борту парохода «Челюскин», который 2 августа 1933 года в Смотрите видео онлайн «Самое горячее место в Арктике. В акватории Северного морского пути у капитана атомного ледокола «Арктика» случился приступ аппендицита. Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений.
Новости Кронштадта
Welcome to nginx! | В течение более чем трех месяцев — с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола «Челюскин». |
В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые» | Сотрудники красноярской санитарной авиации оказали экстренную помощь члену экипажа атомного ледокола «Арктика» в зоне прохождения Северного морского пути. |
Медведицу с двумя малышами нашел экипаж атомного ледокола в Карском море | 3 августа состоялась встреча горожан с представителями экипажей парохода «Челюскин» и ледокола «Красин». |
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея | Сообщения об обнаружении легендарного советского ледокола "Челюскин" на дне Чукотского моря не соответствуют действительности и являются ложными. |
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода. В 1989 году состоялась гидрографическая экспедиция на судне «Дмитрий Лаптев» с участием журналиста и аквалангиста Сергея Мельникова.
После погружение он утверждал, что на дне видел «Челюскина» и сделал снимок, на котором было сложно разобрать название судна, говорится в книге "ТАСС уполномочен… промолчать" Николая Николаева. В 2006 году участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они обнаружили затонувший пароход. Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в судостроительную компанию.
В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, это фрагменты легендарного парохода «Челюскин», пишет wiki. Самое важное - в нашем Telegram-канале.
Однако судно было раздавлено льдами и затонуло в феврале 1934 года. Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал уже весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийсный арктический сериал «Челюскин. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. Пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт Кирилл Кяро. Судном управляет опытный капитан Воронин Дмитрий Куличков. На борту — полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Но великая идея обернулась трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну.
Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения. Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года.
Но он был и настоящим профессионалом, талантливым организатором прессы, говоря современным языком — пиарщиком. В то время он занимал кабинет главного редактора «Правды» и курировал пропагандистскую кампанию, развернувшуюся вокруг спасения челюскинцев. Получилось блестяще.
Едва ли не в каждом дворе дети играли в челюскинцев, в Ляпидевского и Водопьянова. Да что дети, весь мир смотрел на арктическую драму и ее счастливый финал глазами Мехлиса. Еще до конца 1934 года неслыханная оперативность! Книгу перевели на несколько европейских языков. Москва торжественно встречает участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин», 19 июня 1934 года Фото: РИА Новости Российские ученые впервые провели подводные исследования в арктических условиях «Что вы за страна!..
Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество! Его ирония всегда была обоюдоострой, но на сей раз она все-таки шла на пользу репутации СССР. Именно после спасения челюскинцев в мире поверили в Советский Союз. С державой, которая устраивает грандиозные научные экспедиции и может с помощью авиации вызволить своих граждан из ледового плена, приходится считаться... Трудно было отмахнуться и от того, что в этой операции достойно показали себя самолеты, сконструированные и произведенные не где-нибудь, а в СССР.
Это внушало уважение и к советской индустрии, и к Красной Армии. Эта эпопея является одной из величайших среди тех героических эпопей, которыми так богата история арктических исследований», — писала британская газета «Дейли Геральд». Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — вторили англичанам французские журналисты. Еще цветистее писали о советских полярных подвигах в Штатах.
Моряки горячо поблагодарили медиков за скорую помощь. Напомним, накануне бригада хирургов красноярского Кардиоцентра успешно удалила опухоль значительного размера из сердца 48-летней пациентки. Размер новообразования был сопоставим с кулаком взрослого человека.
Ранее по теме:.
Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!
Последняя запись штурмана Маркова в бортовом журнале: "Дрейфа нет. Грохот гигантского тороса нарастает. Ледяная гряда обняла нас полукольцом. Она безжалостно смыкает объятья" Корма Челюскина показала свой руль с винтом и быстро скрылась под водой. Сто пять человек остались на льду. Среди них десять женщин и два ребенка.
Покинуть корабль не смог лишь завхоз Борис Могилевич. За 2 часа экипаж выгрузил на льдину запас продовольствия, палатки, радио.
Папа - Васильев Василий Гаврилович, геодезист, сотрудник Всесоюзного арктического института ныне Арктический и антарктический НИИ , следовал на зимовку на остров Врангеля. Моя беременная мама - Доротея Ивановна - не хотела разлучаться с ним. Проконсультировалась у врача, можно ли ехать, получила разрешение. Предполагалось, что я появляюсь на свет уже на острове.
Получилось иначе, - рассказывает Карина Васильевна. Но цель - пройти по Северному морскому пути за одну навигацию - тогда не была достигнута. Это было ожидаемо, поэтому заранее на лед было вынесено все необходимое, чтобы в случае непосредственной опасности люди могли перебраться туда. На лед высадились 104 человека.
Сейчас состояние пациента удовлетворительное, угрозы жизни нет. Это далеко не первый случай, когда сотрудники красноярской санитарной авиации совместно с авиакомпанией "КрасАвиа" оказывают экстренную помощь людям в зоне прохождения Северного морского пути. Подписка Корабел. Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь Свежие новости.
По пути корабль зашел в датские доки компании «Бурмейстер и Вайн», здесь на корабле устранили ряд выявленных дефектов. Экспедиция должна была отработать схему доставки грузов по трассе северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках трассы планировалась проводка «Челюскина» с помощью ледоколов. На борту «Челюскина» находилось 112 человек, включая 53 члена экипажа, 29 человек из состава экспедиции, а также 18 зимовщиков острова Врангеля и 12 строителей. На судне имелись существенные запасы: 2995 тонн угля, 500 тонн воды и продовольствие, которого должно было хватить на 18 месяцев. Также корабль взял на борт трехгодичный объем снабжения для острова Врангеля. Поначалу плавание шло для экспедиции довольно успешно.
Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина"
Большая авантюра 1930-е годы были временем энтузиастов и авантюристов, и Отто Юльевич Шмидт, безусловно, принадлежал к этой когорте. В 1933 году Шмидт решил доказать, что по Северному морскому пути могут проходить не только ледокольные и специально подготовленные суда, а и обычные тяжёлые сухогрузы. Предполагалось в практических условиях отработать взаимодействие грузового судна и ледоколов. В качестве судна для экспедиции был выбран только что построенный в Дании по заказу СССР транспортный пароход «Лена», который был переименован в «Челюскин», в честь знаменитого русского исследователя Арктики. Капитан Владимир Воронин, изучив новое судно, обратил внимание на ряд существенных конструктивных недостатков, а также на то, что «Челюскин» не приспособлен к плаванию среди льдов. Но осторожные замечания Воронина не могли соперничать с энтузиазмом Шмидта. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев, к примеру, отправился в плавание с беременной женой.
Роковая ошибка Судно вышло из Ленинграда в Мурманск 16 июля 1933 года и по пути вынуждено было зайти в Копенгаген для проведения мелкого ремонта. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа. Оно было сильно перегружено, поскольку на борту находились грузы для зимовщиков, сборные дома для посёлка на острове Врангеля, а также гидросамолёт для проведения разведки с воздуха. Уже 15 августа, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. При этом пароход всё равно шёл под серьёзной нагрузкой, так как канал, пробиваемый «Красиным», был узок для тяжёлого сухогруза.
Однако экспедиция продолжалась, и без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, где был зажат многолетними льдами. Ввиду этого подойти к острову Врангеля, как было запланировано, «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол «Литке», который предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде.
И здесь Отто Шмидт допустил роковую ошибку.
Вдоль Чукотского полуострова моряки Северного флота изучают места побережья, доступные для высадки морского десанта и последующего проведения рейдовых действий. Такая работа североморцами проделана уже на архипелагах Новая и Северная земля, на полуострове Таймыр и побережье моря Лаптевых, а также в других районах Арктики. Лента новостей.
Мой герой Юра Набатов — смелый, отчаянный, упертый молодой человек. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», — рассказал актер Глеб Калюжный. В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски — ездовых собак, которых традиционно используют на севере. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова — это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», — отметила актриса Стася Милославская. Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий. В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине — живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре.
Экспедиция Нобиле 1928 год. Судно Малыгин. Экспедиция Нобиле 1928. Экспедиция Нобиле катастрофа. Экспедиция Умберто Нобиле на дирижабле достигла Северного полюса. Ямал экипажи. Атомный ледокол Красин. Красин ледокол, 1976. Ледокол Адмирал Красин. Вайгач атомный ледокол. Росатомфлот ледокол Вайгач. Вайгач ледокол, 1909. Вайгач судно. Экспедиция ледокола Сибиряков 1932. Ледокольный пароход Сибиряков 1932 год. Ледокол Громов 1985. Северный ветер ледокол 1969. Ледокол музей в Санкт-Петербурге. Ледокол Красин музей в СПБ. Пайлот ледокол Бритнева. Корабль ледокол 50 лет Победы. Мурманск атомный ледокол 50 лет Победы. Капитан ледокола Красин. Челюскин 1934. Великая Северная Экспедиция Челюскин. Ледокол Дежнев 1937. Круиз на Северный полюс на ледоколе. Экспедиция на Северный полюс на ледоколе. Экспедиция на Северный полюс на ледоколе 50 лет Победы. Ледокол 50 лет Победы круиз на Северный полюс. Ледокол Красин книга. Ледокол Красин в Архангельске. Книги история ледокола Красин. Ледокол Адмирал Арсеньев. Руаль Амундсен ледокол Красин. Ледокол Аляска. Байкал зимой ледокол. Российский ледокол спас китов. Советский ледокол спас китов.
Ученые 13-й экспедиции КНР по Северному Ледовитому океану возвращаются в Шанхай
90 лет с начала экспедиции ледокола «Челюскин» под руководством О.Ю. Шмидта 16 июля 1933 года из Ленинграда в Мурманск, к точке. В настоящее время ледокол Северного флота «Илья Муромец» направляется к острову Врангеля. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики во Владивостоке затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. В 1934 году весь мир следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море.
Затонувший ледокол "Челюскин" будет исследован российскими учеными
Сообщение о больном поступило в Сибирский авиационный поисково-спасательный центр город Новосибирск. Его сотрудники связались с красноярскими медиками и отделением санитарной авиации края. Врачи поставили предварительный диагноз «аппендицит» и приняли решение о немедленной эвакуации больного с борта ледокола.
Сибиряков», «Г. Седов», «Малыгин», «Русанов». Эти суда хоть и имели высокие для того времени ледовые качества, использовались либо как научно-исследовательские и гидрографические, либо как транспортные для снабжения полярных станций и доставки небольших объемов грузов, либо на зверобойных промыслах. В условиях недостатка ледоколов на трассе СМП их также привлекали для проводки судов. Другие грузовые, грузопассажирские суда, привлекавшиеся для транспортных операций в Арктике, не были судами ледового класса и не проектировались специально для работы в полярных морях. Особенности навигации 1933 года Для своей первой навигации 1933 года Главное управление СМП разработало обширные планы. В Карской экспедиции, проводившейся в августе-октябре 1933 года, участвовало 30 судов, в том числе лесовозы.
Их проводку осуществлял ледокол «Ленин». Центральным событием навигации 1933 года должен был стать повторный сквозной проход судна из Баренцева моря в Тихий океан. Центральным, но отнюдь не самым масштабным. А самой масштабной операцией, проведенной в навигацию 1933 года, стала Первая Ленская экспедиция, цель которой была проводка каравана грузовых судов из Архангельска в устье реки Лены через Карское море, пролив Вилькицкого и море Лаптевых, а затем обратно — в Архангельск. В состав грузового каравана вошли пароходы «Володарский», «Правда» и «Товарищ Сталин». В задачу экспедиции входила также проводка речного буксира и лихтера с Оби в устье Лены. Задача проводки экспедиции возлагалась на ледокол «Красин». Руководителем экспедиции был назначен Борис Лавров, начальником проводки — капитан Михаил Сорокин. Архив фотокорреспондента "Правды" С.
Нероты, притока р. У правого берега устья - суда Нижне-Ленской экспедиции на пути в бухту Тикси. Ленская экспедиция 1933 г. Известно, что ни одно из судов Ленского каравана не имело ледового класса. Экспедиция вышла из Архангельска 8 августа, 12 сентября прибыла в бухту Тикси. Однако дойти до Архангельска ему не удалось, суда попали в тяжелые льды и встали на зимовку у островов Комсомольской Правды. Эта экспедиция началась еще в 1932 году, но тяжелые ледовые условия в Восточном секторе не позволили ей выполнить поставленные задачи и она встала на зимовку. В ее состав сначала входили шесть грузовых пароходов из них три — серии «Анадырь»: «Анадырь», «Сучан» и «Север» и одна шхуна. Эти суда проектировались и строились для дальневосточных грузовых линий и не являлись судами ледового класса.
Но корпус выдерживал, и все грузили обратно. Так продолжалось до 13 февраля, когда после очередного сжатия корпус лопнул и «Челюскин» затонул в ледяных водах Чукотского моря. О последних минутах «Челюскина» вспоминает гидрограф Павел Хмызников: — Судно сильно дернулось носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Кто-то, как будто Саша Лесков, с тремя медными чайниками в руках выскочил из этой двери на палубу и перевалился через борт на лед. Корма идет вверх.
Раздалась команда: «Всем оставить судно! Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз… Оголяется руль, винт. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… Корма обволакивается дымом. Два столба буровато-белого цвета… Белая ледяная шапка выплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются. Волна спадает… Груда льда.
Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. Могилевич, только что стоявший спокойно с трубкой в зубах, видимо, поскользнувшись, прыгнул не на лед, а на палубу. Со льда, тревожно надрываясь, кричали: «Борис, Борис, прыгай скорее! Бочка сшибла его с ног. Больше Могилевича не видели.
Он остался на судне Михаил Марков2-й помощник капитана «Челюскина» Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период. Лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря Фото: РИА Новости И тогда товарищ Шмидт достал револьвер Официальная советская пресса представляла двухмесячную зимовку челюскинцев на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов. Личный секретарь Сталина и главный редактор газеты «Правда» Лев Мехлис писал: Десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-ученым товарищем Шмидтом. Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условии величайшей трагедии — гибели «Челюскина». Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Героические дела партии Ленина-Сталина выковывают героев.
В Советском Союзе воспитывается самый смелый отряд человечества. С новым общественным строем, когда каждый чувствует себя равноправным членом коллектива, героизм становится достоянием масс Личный героизм, коллективизм и железная дисциплина — все это действительно было проявлено челюскинцами, а в еще большей степени их спасателями. И идеология действительно сыграла здесь важнейшую роль. Об этом рассказывают в своих воспоминаниях Шмидт, Воронин, летчики Ляпидевский, Леваневский, Слепнев, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин и другие непосредственные участники экспедиции и их спасатели. Так проходила переправа через полынью, образовавшуюся между лагерем на льдине и самодельным аэродромом в пяти километрах от него Рисунок челюскинца художника Ф. Советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне.
Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие. Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть.
Ранее оружие ставили на гражданские ледоколы, что много проще, поэтому за рубежом не сильно верили, что у России получится построить военный корабль для Арктики с нуля. Или же их старательно кормили дезинформацией о том, как сложно идет процесс и насколько проект близок к провалу. Результат оказался закономерным — геополитические противники России потеряли время и теперь признают, что им не под силу наверстать упущенное. Если они сейчас возьмутся за создание своего полярного военного флота, Москва просто нарастит усилия и построит в несколько раз больше таких кораблей. А потому смысла в затее нет.
Это не означает, что битва за Арктику выиграна, как раз наоборот. Вместо полноценной войны нам грозит небывалая милитаристическая активность на границах и по всему простору Северного ледовитого океана. А для борьбы с мелким вредителями лучше подходят патрульные пограничные суда, чем крейсеры. Поэтому проект «Арктика» спешно упростили до «Ермака», а количество судов в серии снизили.
В ледяном плену: завершены съемки сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»
На льду шеренга людей, более 100 человек. Немного истории Задача освоения СМП как единой внутренней транспортной магистрали, не только соединяющей запад и восток России, но и объединяющей транспортные системы великих сибирских рек, была сформулирована в конце XIX века и выражена известной формулировкой адмирала Макарова о том, что Россия — здание, обращенное фасадом к северу. К выполнению этой задачи наша страна приступила в начале ХХ века, и первым решительным и важным шагом стала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана ГЭСЛО 1910—1915 годов. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Фотография мыса «Челюскина». Здесь следует отметить, что приписывать освоение CМП той или иной политической системе, с моей точки зрения, не слишком корректно. Стратегическая и геополитическая значимость этого пути ставила задачу скорейшего его освоения перед страной в целом, то есть перед любой политической системой власти и перед любой идеологией. Главсевморпуть: задачи и ресурсы В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина впервые в истории преодолел СМП в одну навигацию. Руководил экспедицией Отто Шмидт. В конце этого же года, а точнее 17 декабря, в СССР было образовано новое ведомство — Главное управление Северного морского пути Главсевморпуть, ГУСМП , приоритетной задачей которого стало «превращение Северного морского пути в постоянно действующую транспортную магистраль».
Новому ведомству была передана большая часть арктического флота, в него влился ряд уже существующих к тому времени организаций, в том числе акционерное общество «Комсеверпуть» со своей немногочисленной полярной авиацией. Отто Шмидт. Два ледокола: «Ленин» бывший «Александр Невский» и «Красин». Ледорез «Литке» в это время находился в подчинении Наркомвода. Ледокольные пароходы — «А. Сибиряков», «Г. Седов», «Малыгин», «Русанов». Эти суда хоть и имели высокие для того времени ледовые качества, использовались либо как научно-исследовательские и гидрографические, либо как транспортные для снабжения полярных станций и доставки небольших объемов грузов, либо на зверобойных промыслах. В условиях недостатка ледоколов на трассе СМП их также привлекали для проводки судов. Другие грузовые, грузопассажирские суда, привлекавшиеся для транспортных операций в Арктике, не были судами ледового класса и не проектировались специально для работы в полярных морях.
Особенности навигации 1933 года Для своей первой навигации 1933 года Главное управление СМП разработало обширные планы. В Карской экспедиции, проводившейся в августе-октябре 1933 года, участвовало 30 судов, в том числе лесовозы. Их проводку осуществлял ледокол «Ленин». Центральным событием навигации 1933 года должен был стать повторный сквозной проход судна из Баренцева моря в Тихий океан.
Развитие и использование Северного морского пути с царских времен до наших дней претерпело несколько этапов, и включало в себя как строительство и развитие портов, ресурсных баз и месторождений, военных баз, так и строительство ледоколов. Сейчас главный импульс развитию СМП дает добыча газа и нефти в Арктике, а общий грузооборот уже превысил рекордные советские показатели в несколько раз и составляет более 30 млн. Поэтому у России в последние 120 лет был самый большой ледокольный флот, самые мощные ледоколы, и на текущий момент — единственный атомный ледокольный флот в мире, который мы только наращиваем. Ниже представлена инфографика по ссылке крупнее с крупнейшими ледоколами мира мощностью более 10 000 л. Картинка от 2017 года, так что она немного устарела, к тому же это взгляд из США с их терминологией и данными. Тем не менее она позволяет увидеть принципиальную «расстановку сил». Половина из около 90 самых мощных ледоколов мира — в России. Красными рамками выделены ледоколы побывавшие на Северном полюсе. Крупнейшие ледоколы мира на 2017 г. И как я покажу позже, постройку многих ледоколов Россия заказывала за границей. Просто другим странам не всегда нужны ледоколы такой мощности и в таком количестве. Хотя интерес к Арктике растет и ситуация может меняться. США и Канада имеют или планируют построить неатомные ледоколы, сопоставимые по мощности с атомными. А Китай в ближайшие годы планирует построить свой первый атомный ледокол и очень интересуется "северным шелковым путем" в Европу. Рождением российского и мирового тяжелого ледокольного флота мы во многом обязаны вице-адмиралу Степану Макарову , исследователю, ученому, теоретику и практику ледоколостроения конца 19 века. Именно ему принадлежат слова: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану» и «Ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколько Россия». Макаров настоял на строительстве первого арктического ледокола в царской России, участвовал в его проектировании, сам ходил на нем в походы, мечтал покорить Северный полюс. Увы, не случилось. И это все помимо академических достижений и исследований, помимо военных заслуг Макаров погиб в русско-японскую войну. Не случайно один из старейших и лучших мореходных вузов России , где готовят в том числе и экипажи атомных ледоколов, носит его имя. Паровые угольные ледоколы Усилиями Макарова в 1899 году в Англии по заказу России был построен первый мощный арктический ледокол «Ермак». Конечно, Макаров при его разработке опирался на богатый практический опыт предшественников-полярников, начиная с поморских деревянных судов кочей, нансеновского «Фрама» и многочисленных изобретений и усовершенствований современников, в том числе предложений Дмитрия Менделеева. Великий химик помогал Макарову и в продвижении проекта строительства ледокола по нашим государственным кабинетам. В итоге заложенная Макаровым концепция ледокола оказалась довольно живучей — его ледокол «Ермак» стал прототипом многих поколений ледоколов и дедушкой российского ледокольного флота, в том числе атомного. Интересно, что по расчетам Макарова, ледокол для покорения Северного полюса должен был иметь мощность более 50 тыс. В каком-то смысле он окзался прав, так как первым добравшийся до полюса ледоколом стал атомный ледокол «Арктика» мошностью в 75 тыс л. Но технологии конца 19 века и экономические соображения повозлили создать первый русский ледокол мощностью лишь 10 тыс. Ледокол «Ермак» Основная концепция макаровского ледокола заключается в том, что ледокол — это мощная энергетическая установка внутри крепкого стального корпуса особой формы. Заложенные Макаровым элементы тяжелого ледокола присутствуют практически во всех современных судах этого класса. Огромная мощность и скошенный нос позволяют ледоколу наезжать на лед сверху и проламывать его своей массой. В случае, если с ходу лед брать не удается, можно работать ударами. Это накладывает особые требования на энергоустановку и ее маневренность, отличая ее от судов других типов. Схема и формы "Ермака" из книги Макарова Система дифферентных цистерн в носу и корме позволяет раскачивать ледокол, повышая усилие для ломания льда или выталкивая ледокол в случае, если он застревает. Яйцеподобная форма в поперечном и продольном сечениях спасают корпус от раздавливания льдами и позволяют двигаться как носом, так и кормой. В то же время, большая ширина ледокола по сравнению с его длиной обеспечивает ему высокую маневренность и большую ширину прокладываемого во льдах канала. Выемка в корме для упора носа другого судна позволяет усиливать мощь ледокола при работе парой с другим ледоколом по идее Макарова , но в современных условиях чаще используется для буксировки ведомых судов в тяжелой ледовой обстановке. Скошенный нос "Ермака" после модернизации. Первоначально впереди тоже был один винт. Таким образом, мощность, масса и форма — главные составляющие успеха ледокола. Длина ледокола была около 90 м, ширина 21 м. Изначальная мощность ледокола была около 12 тыс. После модернизации передний винт был убран, а мощность трех паровых машин для кормовых винтов составила 9000 л. В первую же навигацию «Ермак» спас многие затертые во льдах суда на Балтике, затем обеспечивал зимнюю проводку судов врядом с Санкт-Петербургом, так что затраченные на него деньги полтора милиона по тем временам окупились довольно быстро. Да и спасение военных кораблей и повышение их возможностей в зимнее время — задачка для северной морской державы немаловажная. Подробно о ледоколе можно почитать в потрясающе детальной книге самого Макарова «Ледокол Ермак». Ледокол прослужил более 60 лет и успел повстречаться с "внуком" — атомоходом «Ленин».
Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход — 6 мая 1933 года. В первый поход в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием «Лена». В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. В Мурманске в обязанности капитана вступил опытный полярник В. В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё раньше, а завхоз Б. Могилевич погиб во время затопления судна. Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.
На стене здания висит мемориальная табличка... Вообще Чукотка — это для нас, привыкших к Балтике и ее побережью, оказался совершенно другой мир. Другая природа, другое море... Мы видели плывущих китов, высаживались на остров Колючин, где наблюдали моржовые лежбища и огромные птичьи базары. Там же, на Чукотке, мы познакомились с совершенно потрясающими людьми. Вообще я бы сказал, что этот край имеет большую перспективу с точки зрения туризма. На островах, на побережье много построек, оставшихся от бывших полярных станций, военных объектов — ведь раньше освоение Арктики проводилось куда более интенсивно, чем сейчас. Мы шли до нужного места где-то в течение 12 часов. Поскольку это был август, море в том районе оказалось свободным от льдов. Мы выполнили первичную разведку с помощью эхолота и сделали несколько погружений. Ледокольный пароход лежит на небольшой глубине — примерно 50 метров. В день погружения была хорошая солнечная погода, хотя и небольшая волна — и первые 20 метров мы преодолевали в абсолютно прозрачной воде. Температура около пяти градусов по Цельсию, привычная нам по Балтике. Видимость шикарная! Но радость оказалась преждевременной — потому что глубже началась плотная полоса какой-то коричневой взвеси, и дальше нам пришлось двигаться уже практически наощупь. Медленно и осторожно мы приблизились к кораблю. Выяснилось, что пароход сильно оброс морской растительностью, покрылся донными отложениями.
Ученые 13-й экспедиции КНР по Северному Ледовитому океану возвращаются в Шанхай
Как много их собралось на борту парохода «Челюскин», который 2 августа 1933 года в Смотрите видео онлайн «Самое горячее место в Арктике. Группа участников экспедиции на ледоколе «Челюскина» у самолета, прилетевшего в лагерь Шмидта и забравшего 10 женщин и двоих детей. Ледокол новости. Спасение экипажа ледокола «Челюскин» стало уникальной операцией хотя бы потому, что никакой арктической авиации еще не существовало в мире. За год до "Челюскина" из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледокол "Александр Сибиряков".