Купец сколачивал свой капитал на разнице между закупочной и розничной ценой того или иного товара. Кто такие казаки купцы и чем они знамениты. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен.
Купечество
Еще одной важной привилегией гостей было освобождение от государственного тягла — денежной повинности и налогов товарами, продуктами, пушниной, которыми облагали крестьян и посадских людей. Судить гостей за провинности не мог никто, кроме царя. Позже такие же пути проложили и в восточном направлении, до Каспийского моря. На продажу везли пушнину и меха, воск и мед, а обратно привозили заморские пряности и благовония, шелковые и сафьяновые ткани, вина, украшения и драгоценные камни. Самым большим спросом пользовались изделия из жемчуга и золота. Из Волжской Булгарии, или Булгарского царства, купцы привозили янтарь, рыбу и орехи. Там же закупали кольчуги и мечи. В XV веке международным торговым центром стала Москва. Оптовая торговля расположилась в гостиных дворах, а мелкая, розничная — в торговых рядах. Здесь закупали меха польские и немецкие купцы.
Крупная торговля шла и с Великим Новгородом, к которому постепенно перешел статус главного центра торговли. Иноземные купцы закупали у местных выделанные кожи, медь, лен и хмель, лес для строительства и корабельную древесину для флота. А взамен поставляли полотно и сукно, жесть, олово и свинец для кровель и даже церковные колокола. Привилегий такие купцы имели меньше, чем гости. Представителям гостиной сотни нельзя было свободно выезжать за границу и покупать вотчины. Но звание члена гостиной сотни они могли передать по наследству, причем не только сыновьям, но и братьям или племянникам. Главным условием для наследования было ведение общего хозяйства. Государственные должности гости и люди гостиной сотни получали тоже по-разному: первых назначали царским указом, а вторые проходили через процедуру выборов. Гости были выше в иерархии, а люди гостиной сотни часто поступали к ним в помощники или назначались в товарищи.
За усердную службу член гостиной сотни мог подняться на ступень выше: лучших царь удостаивал жалованной грамоты и переводил в гостей. Социальный статус и достаток ее представителей был ниже, чем у гостей и гостиной сотни. В нее входили зажиточные посадские люди и крестьяне, которые занимались торговлей и ремеслом. Суконников на должность выбирали земства — органы местного самоуправления. Чаще всего члены суконной сотни были целовальниками на таможнях, денежных и кабацких дворах: они исполняли финансовые, судебные или полицейские обязанности. Название «целовальник» произошло от старой традиции. Заступая на должность, суконник обещал честно исполнять обязанности, а в подтверждение этой клятвы целовал крест. Царь вручал суконникам жалованные грамоты, которые давали разные льготы, например освобождали от подсудности местным властям, уплаты проезжих пошлин, постоя и подводной повинности — обязанности предоставлять повозки для государственных и местных нужд. По льготам суконники могли в любое время топить избы и держать в домах спиртное для собственного употребления.
Вплоть до XVIII века купцы гостиной и суконной сотен делились на перво-, средне- и третьестатейных — по имущественному признаку. Чтобы получить право на торговлю, каждый купец платил подушный оклад в размере 40 алтынов, то есть трехкопеечных монет.
Григорович, Корабль «Ретвизан». Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Чехов, Остров Сахалин. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т.
На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см. Купечество , со своим статусом и податями. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.
Но нажива как таковая не является конечной самоцелью. Цель купца — это материальное и духовное совершенствование себя, своей семьи в узком смысле и своего рода и народа в широком смысле через взаимодействие с материальными ресурсами. А это уже очень тяжёлый путь полный соблазнов. Это и ответственность, как за себя, так и за своих ближних и за свою державу. Ведь путешествовали русские купцы и в дальние заморские страны, где по ним судили обо всём нашем народе. Каждый поступок купца, каждое данное им слово, каждая заключенная сделка были наполнены глубоким осознанием ответственности за себя, своих работников, свою семью и свою державу.
Ошибка при заключении сделки могла иметь фатальные последствия: разорение, обречение семьи на голод и бедное существование, позор перед коллегами и товарищами. Купец строил благосостояние державы, каждый в отдельности и все в совокупности. Сегодня иметь собственное дело, свой бизнес — это тяжелейший путь, вставая на который никто не защищён от рисков, непорядочных конкурентов, потерь и кидков. Нет никаких гарантий, что всё получится именно так, как задумано. Но желание иметь собственное дело, работать на себя рождается в человеке не просто так. И оно никак не связано с жадностью или алчностью, как некоторые несведующие могут подумать. Это росток воли, борющейся против оков окружающего мира, это крик одиночки, который заявляет, что он готов противостоять, бороться и побеждать. Многие идут к этому годами, ходят на работу с 9. Если купец давал слово, то он должен был его сдержать. Пообещал поменять бочку белых сушёных грибов на 10 соболей в следующем году, будь добр, выполни.
И не важно, что грибы на следующее лето не уродились, и что за них ему прошлось самому отдать 20 соболей и не простых, а самых лучших. Это не важно. Важно другое. Несдержание слова было равно несмываемому позору. Купец, не сдержавший слова, переставал быть купцом.
Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии: mirtesen , smi2.
Кто такие купцы определение. Значение слова купец
Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной времена Древней Руси (см. Русь) купцом называли человека, занимающегося торговлей в городе. При получении документов на торговлю купец сам определял, к какой гильдии себя отнести. Новости Новости.
Кто такой купец?
Ганзейские купцы. Новгородские купцы. Волжские купцы. В России до 1917 г. Происходить из купцов. Я на этот товар не к.! О женихе в обряде сватовства. У моряков: торговое судно. Плавать на купце.
Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей. Пушкин, Сцены из рыцарских времен. С утра до вечера купец стоял за конторкой, открывал ящик и швырял в него деньги. Горький, Трое. В дореволюционной России: лицо, принадлежавшее к купечеству. Купец второй гильдии. Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Гиляровский, Москва и москвичи.
Никитин, Кулак. У моряков: торговое, купеческое судно. Григорович, Корабль «Ретвизан». Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Чехов, Остров Сахалин. Первые упоминания о К. В источниках по истории России встречаются 2 термина для обозначения К. Небольшая ч.
В 20-х гг. С 1775 К. Имевшие менее 500 руб. В 1785 нормы капитала в гильдиях были повышены. В 1-й пол. В 1863 3-я гильдия была упразднена, а оставшиеся две подразделялись так: оптовая торговля, розничная торговля и фабрично-заводская деят-ность. Купечество как сословие уже немногочисл. Купец в шубе.
Практический толковый словарь нарк. СПП 2001, 48; Мокиенко 1990, 153. Отвалиться от купца. Незаметно отойти с наркотиками от продавца, не заплатив ему. ТСУЖ, 123.
Но Островский как художник брал образцы яркие, типы людей выдающихся, характерных для этого отживающего строя.
Внизу длинное сараеобразное помещение, где в ящиках и связках лежали груды всякой обуви: мужские грубые сапоги, женские полусапожки с резинками по бокам… Во втором этаже, куда поднимались по широкой чугунной лестнице, было такое же, только немного более светлое, помещение с прилавками и полками, на которых лежала обувь более тонких сортов в картонных коробках. Оттуда дверь в контору, где за конторками на высоких табуретах сидели бухгалтер и конторщики и не отрываясь строчили что-то в огромных гроссбухах. За конторкой находился закуток дедушки, где он принимал посетителей и вел все деловые переговоры». В обоих воспоминаниях речь шла о московских купцах, специализировавшихся на продаже одежды и обуви, живших и работавших примерно в одно и то же время, может, даже на одной улице. Кустодиев "Купец" 1920 Еще с начала 19 века купцы неофициально делились на «бородатых» «серых» и «безбородых». Первые чаще всего занимались торговлей внутри страны, часто розничной, вторые имели связи и за рубежом, часто торговали оптом и в целом считались более «продвинутыми».
Очевидно, что влияло на образ мыслей не наличие или отсутствие бороды. Просто первые в основном были разбогатевшими крестьянами и сохраняли сельские привычки, а вторые — чаще всего уже потомственные купцы, имевшие возможность получить образование и расширить кругозор. Вистенгоф в книге «Очерки московской жизни» 1842 оставил довольно колоритное описание купцов: «Московское купечество составляет особенный класс людей в городе. Образование его в последнее время, приметным образом, продвинулось вперед; но оно еще остается совершенно неподвижным между раскольниками, которых в Москве, со включением мещан, считается около 12,000 человек. Три рода купцов в Москве: один носит бороду, другой ее бреет, а третий только подстригает. Высшая степень образования в купце подразумевается тогда, когда он бреет бороду; низшая, когда он ее носит, да еще занимается ею и гордится, оказывая явное негодование обритым; подстригающие составляют переход от последних к первым.
Само собою разумеется, что часто борода бывает так умна и знает так хорошо коммерческие обороты, что проведет десять обритых подбородков. Купцы, носящие бороду, ходят обыкновенно, в так называемом, русском; но некоторые из них, решившись одеться по немецкому, все еще ни как не могут расстаться с бородою. Эти люди представляют разительную бесхарактерность в своей одежде, на пример: они при густой, окладистой бороде, носят на курчавой голове, маленькую с козырьком фуражку, короткий, двубортный сюртук и длинные сапоги сверх исподнего платья. На это одеяние, в непогоду, надевается с большим воротником синяя шинель, иногда маленькая альмавива или самый коротенький плащ. Теперь, большая часть купцов разрешает своим детям уничтожение бороды. Между купеческими детьми есть и такие, которые уничтожив ее, или не дав разрастись на себе Русской купеческой бороде, имеют уже поползновение к отражению коротенькой бороды иностранной, называя ее алажен-франсе.
Замечательно, что купцы имеющие Русские бороды, смеются, более других, над иностранными бородками; иные даже их ненавидят и сильно преследуют на детях. Я был свидетелем, как однажды купец, давая наставление сыну, говорил: "ты у меня не шали и не блажи, я тебе дам мотать; ты у меня или носи бороду, или обрей ее совсем, а эту стрикулисную бородку я у тебя выщиплю да прокляну, а денег не дам тебе ни гроша, хоть репку пой"». К концу 19 века борода лопатой у купцов была уже редкостью. Еще одно клише — брюки, непременно заправленные в сапоги, явный отголосок крестьянско-мещанской моды, хотя к концу века многие купцы по своей одежде не отличались от дворян. Стереотипная купчиха — полная женщина, злоупотребляющая косметикой, щеголиха часто не имеющая вкуса с точки зрения дворянских снобов , любительница украшений, непременно с черными зубами из-за постоянного распития чаев со сладостями. Из очерка Вистенгофа: ««Жены их не щадят белил и румян, чтобы приправить личико, — свидетельствовал бытописец еще в 1840-х годах.
В воспоминаниях Е. Бальмонт купчихи немного симпатичнее. Чаепитие утром, днем и вечером, долгие сидения за кипящим самоваром, обильные жирные обеды и ужины, отдыхи днем, карты, приживалки, большой штат прислуги повара, кухарки, экономки, няньки, горничные, лакеи, буфетные мужики, кучера, конюхи, дворники. И выезды. Мужчины уезжали не торопясь в свои лавки, «амбары», фабрики, возвращаясь домой к обеду или раньше, чтобы успеть выспаться до обеда. Женская половина жила в свое удовольствие.
Пили, ели без конца, выезжали на своих лошадях в церковь, в гости, в лавки за покупками шляп, уборов, башмаков, но отнюдь не провизии. Это поручалось поварам или кухаркам. Когда готовились к большим праздникам, сам хозяин дома ездил в Охотный ряд присмотреть окорок ветчины, гуся, поросенка. Хозяйки этим не занимались. Они наряжались, принимали у себя гостей, большей частью родственниц, играли в карты, сплетничали.
Купечество и краеведение. Это тема купечества. Если по-простому, купец на современный лад, как считает Никита, и мы его поддерживаем, — это социальный предприниматель.
В духовных училищах Щетинкин с 1875 года состоял почетным блюстителем. На его средства было проведена реконструкция духовного училища и при нем построена домовая церковь, названная в честь мецената — во имя Павла Исповедника.
Он был основным попечителем Центральной крещено-татарской школы, выделяя на ее содержание крупные суммы. К 1870 году на его средства была построена и оборудована домовая церковь святителя Гурия. Помогал он и другим миссионерским учебным заведениям — Казанской учительской семинарии, директором которой был Н. Ильминский, Симбирской чувашской учительской школе. По воспоминаниям соратников Ильминского известно, например, что купец ежегодно снабжал одеждой и обувью многих выпускников этих учебных заведений, направляемых учителями в земские и братские школы. На его средства были построены три церкви в кряшенских деревнях Янцеварово, Никифорово, Ковали , а также — в Сокурах Лаишевского уезда. В 1902 году Павел Васильевич тяжело заболел, что и подвигло его построить по проекту известного казанского архитектора Малиновского величественный храм в селе Смолдеярове, соседнем с его усадьбой в Среднем Девятове. Строительство храма завершили в 1907 году. По своей архитектуре, стилю, нарядности, отделке новая церковь заметно выделялась среди сельских храмов Поволжья и Прикамья. На ее строительство было израсходовано свыше 125 тысяч рублей — огромные деньги по тому времени.
Этот храм сохранился и поныне и хорошо виден с дороги, ведущей из Казани на Сорочьи Горы. Также на средства Щетинкина была отстроена часовня при Спасской башне Кремля разобрали в 1930-е. Он же был ктитором от греч. Духосошественской церкви, расположенной в том же Казанском кремле более известная как Дворцовая церковь, примыкающая к бывшему губернаторскому дворцу, в котором ныне резиденция Президента Татарстана — Ред. Большие средства жертвовались купцом на отделку Благовещенского собора. Супруга Мария Петровна была попечительницей Николаевского детского приюта и татаро-крещенской школы, а Павел Васильевич — казначеем императорского Марии Александровны попечительского общества о слепых. Купец также выделял значительные средства на народное образование: строительство школ, оплату учителям, формирование библиотек и т. В 1884 году Павел Васильевич открыл в селе Среднем Девятове земскую школу, а в 1911 году — в селе Девликеево. В самой Казани он числился почетным попечителям целого ряда гимназий и училищ. Во многих учебных заведениях Казани утверждены стипендии его имени.
В 1899 году за неустанную благотворительность Павел Васильевич награждается орденом Святого Владимира 4-й степени и получает чин статского советника. Через пять лет, в 1904 году, ему жалуется звание коммерции советника. В 1911 году он — действительный статский советник, потомственный почетный гражданин. Купец был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, золотыми медалями на Станиславской и Аннинской лентах, в 1916 году получил личное дворянство. В годы Первой мировой войны Щетинкин предоставил свой дом на улице Георгиевской позднее — улица Свердлова, ныне Петербургская — Ред. В ноябре 1916 года купец пожертвовал на помощь беднейшему населению 6 000 рублей. В это же время он перечислил 1 000 рублей на строительство санатория при селе Высокая Гора. Союз увечных воинов и казанский губернатор в июле 1917 года поблагодарили Павла Васильевича за пожертвование в размере 1 000 рублей. Это был последний дар своим землякам известного благотворителя.
Лингвострановедческий словарь «Россия». Купец
Многие из купцов высших гильдий не вели торговли из-за недостаточности капитала, а купцы третьей гильдии занимались ремёслами, мелкой торговлей или работали по найму, в то время законно проживать в городах и заниматься торговлей дозволялось и образованной ещё в 1722 году сословной группе «торгующих крестьян». Лишь Жалованная грамота городам 1785 года предоставила купечеству монополию на торговую деятельность, что вызвало приток записавшихся в это сословие. Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами, и имели право свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Купцы второй гильдии могли владеть речными судами. Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом.
Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3,212 рублей, второй гильдии — 1,345 рублей, третьей гильдии — 438 рублей. Увеличивались и минимальные размеры объявляемого капитала: с 10,000 до 16,000 рублей в 1794 году для пребывания в высшей гильдии, и до 50,000 в 1807. Для пребывания во второй гильдии, эта сумма выросла с 1,000 до 5,000 в 1785, 8,000 в 1810 и 20,000 в 1812, а для третьей гильдии с 500 до 1,000 в 1785, 2,000 в 1810 и 8,000 в 1812. После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов.
Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале. При неспособности внести гильдейский сбор, купцам предписывалось переходить в мещанство. Многие мещане вели торговлю, не объявляя своих капиталов, и не уплачивая гильдевых сборов, что и стало причиной реформы 1824 года. Гильдейские пошлины были уменьшены в 1,4-2 раза, налогообложение купцов первой и второй гильдий вернулось к уровню 1812 года, составив соответственно 2,200 и 880 рублей, а третьей гильдии — к уровню 1807—1810 в 100—150 рублей. Налогообложение других торгующих сословий было увеличено.
Начался прирост купечества, в основном, за счёт третьей гильдии, в которую вступали мещане и крестьяне. Реформа министра финансов Канкрина 1824 года первоначально выделила отдельную категорию «торгующие мещане», но в 1826 году эта категория была упразднена. Количество купцов выросло с 107,300 в 1782 году до 124,800 в 1812, затем упало до низшей отметки в 67,300 в 1820, и выросло до 136,400 в 1840. После небольшого падения в следующем десятилетии, оно снова выросло до 180,300 в 1854, а к октябрьской революции 1917 года купечество выросло до 600 тысяч человек. Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи, поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости, в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятым в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ.
К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян».
Свидетельства на право торговли он не имел, что и подтвердил лично: "о таковой торговле и неимении торгового свидетельства, татарин Салеков подтвердил Присутствию Городской Думы, но от рукоприкладства то есть подписи своей рукой. В свою очередь Середин также подтвердил факт покупки им чая, а гласные - купцы Хилков и Ошаров - в присутствии полицейского чиновника и двух понятых нашли в квартире Салекова еще восемь мест кирпичного чая. Находку опечатали и передали на хранение в кладовую лавку гостиного двора4. Казалось, налицо очевидное нарушение закона, и городской голова сообщил о нем в Енисейскую казенную палату с просьбой наложить взыскание на виновного. Реакция Казенной палаты оказалась неожиданной: "Одного этого доноса недостаточно для обвинения Салекова, и нужны для этого письменные свидетельства на протоколе тех лиц, которым он продавал чай, и показание самого обвиняемого о причине, по которой он решился производить продажу без права на торговлю"5. Кроме того, в протоколе отсутствовала важная для Казенной палаты информация: место составления протокола, где, кем и когда обнаружено нарушение, место жительства обвиняемого, показания, замечания и возражения его и свидетелей, отсутствовала информация об отказе Салекова подписать протокол. Несмотря на то что в письме городского головы в Казенную палату есть все требуемые сведения, неправильное оформление протокола привело к тому, что "через такие упущения Казенная палата не находит себя вправе обвинить Салекова и подвергнуть его штрафу"6. Дума должна была вернуть Салекову чай, "с тем, что ежели он полагает производить в Красноярске торговлю, то взял бы на это установленное торговое свидетельство"7. Эта история показывает, как важна была именно правильная формальная фиксация нарушения, а не просто факт его обнаружения. Данный случай был не первым и не последним, а жалобы Казенной палаты на неправильное составление протоколов или журналов проверки появлялись регулярно. Обойти закон прибыли ради Надзор над торговлей был слабым: в 1881 г. В Ачинском округе местный надзор обнаружил три случая нарушений, чиновники же составили 38 актов8. Огромная разница в цифрах свидетельствует о том, что на местах не предъявляли жестких требований к торговцам. Свою роль играл личный фактор - входившие в торговые депутации торговцы смотрели сквозь пальцы на нарушения из-за хороших отношений с нарушителем. Но была еще одна пострадавшая сторона - честные постоянные торговцы. Так, ачинские торговцы хлебом жаловались, что они платят за места на площади, выбирают торговые документы, но появились конкуренты без документов, занимающие места бесплатно9. Взятие торгового свидетельства более низкого разряда было распространенной тактикой. Формально торговец имел необходимый документ на право торговли, но платил за него гораздо меньше. В Минусинске в 1900 г. В результате "складывалась ситуация, что и мелкий торговец, и крупный, получавший солидную прибыль - более 100 тысяч рублей в год, содержали свои предприятия по однородным свидетельствам второго разряда"10.
То есть человек, который приносит на территорию, где сам же и проживает, новые возможности и новые смыслы. Купечество — это не про не про косоворотку и картуз, хотя внешняя сторона тоже интересна, а про то, чтобы ассоциировать себя с городом и вкладываться в его развитие. Вот и Никита оказался таким человеком, который через краеведение узнал про местный старинный рецепт мыла на козьем молоке, решил сам сделать такое мыло, наладил производство, стал интересоваться историей купечества, сделал карту города для туристов с неочевидными секретами и сейчас участвует в формировании активного городского сообщества неравнодушных людей.
Жёны остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. Портрет купеческой семьи. Неизвестный художник, первая половина XIX века Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Купеческая семья к тому же была ещё и семейным предприятием — формой купеческой компании. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например « Товарищество А. Второва с сыновьями ». После смерти мужа купчихи зачастую продолжали его торговую деятельность, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни
Во времена Древней Руси (см. Русь*) купцом называли человека, занимающегося торговлей в городе. Дом» индустрия экологических услуг» Кто такой купец на Руси? Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Дом» индустрия экологических услуг» Кто такой купец на Руси? На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен.
КУПЕ́ЧЕСТВО
В домах также часто были склады, где хранились товары для продажи. Купцы часто имели прислугу, которая помогала им в быту и при обслуживании клиентов. Украшением домов купцов могла служить богатая резьба на деревянных особняках или толстые каменные стены при каменных домах. Такие дома были не только местом жительства, но и символом достатка и успеха в торговле. Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе.
Все сыновья достигли больших успехов в жизни и трудовой деятельности. Дмитрий Павлович, к примеру, закончил службу в звании полковника, вернулся в Кострому и стал заниматься промышленными заказами. Именно этот человек создал первый в России чугунно-литейный завод. Раньше данного вида продукция закупалась за границей, но костромской купец смог эту тенденцию изменить и нам можно только представить, какой это был тяжелый труд. Сначала завод Шипова выпускал станки для ткацкого производства, насосы для водокачек, редукторы, котлы. Есть интересный исторический факт. Знаменитый промышленник Третьяков вначале приобретал ткацкие станки в Англии, но они без конца рвали нитку, в продукции был частый брак. На мануфактуре Шипова высококвалифицированные специалисты смогли создать такую машину, равной которой не было. Возможно, именно благодаря станкам Шипова дела Третьякова пошли в гору.
Предприятие Дмитрия Павловича тоже развивалось, и в конечном итоге он наладил уникальное производство паровых двигателей для пароходов. Первые его пароходы «Кострома» и «Иван Сусанин» гордо бороздили воды Волги. В целом за свою трудовую жизнь он построил пятьдесят, а по некоторым данным шестьдесят пароходов. Сегодня возможность познакомиться с историей удивительной семьи Шиповых есть у каждого жителя города, а также его гостей. Экспозиция «Честное слово купца» ждет новых посетителей!
Владелицей фабрики числилась его жена Мария Терентьевна Солдатенкова-Дёмина. К слову, очень интересной, но совершенно скрытой от нас страницей являются взаимоотношения зятя и шурина — Ивана Никифоровича Дёмина и знаменитого Козьмы Терентьевича Солдатенкова 1818-1901 гг.
Важно отметить и то, что оба они были приверженцами старой церковной веры, вели достаточно спокойный образ жизни и принимали активное участие в жизни старообрядческого центра на Рогожском кладбище в Москве. Важно добавить и то, что старообрядчество в те времена считалось самым активным предпринимательским слоем русского общества. При этом, как свидетельствует размещенная на соответствующих сайтах информация, главной функцией Рогожской общины старообрядцев многие десятилетия была благотворительность. На территории Рогожского кладбища в ХIХ веке строились дома призрения для инвалидов и престарелых. На земле общины имелись приют для душевнобольных женщин, сиротский дом. Кроме богоугодных заведений строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих. В отдельном доме размещалось церковное училище.
На территории Рогожской слободы располагалось 5 женских монастырей, имелось и поддерживалось в должном порядке находящееся там кладбище инокинь и послушниц. Наверняка активно и плодотворно занимался благотворительностью в тот период и преуспевающий фабрикант И. Думаю, наверняка имеются документы о практической деятельности главного действующего лица этого исследования в качестве одного из директоров отделения тюремного комитета Бронницкого уезда. Но, к сожалению, автор этих строк ими не располагает. Не удалось обнаружить в сети и портретного снимка И. Дёмина есть только групповые — семейные. Хочется надеяться на то, что наши активные краеведы и историки когда-нибудь попытаются найти все это в столичных архивах.
Ведь принимая во внимание ответственную и деятельную натуру главного героя этой статьи, вполне можно предположить, что мера его участия в решении ведомственных хозяйственных вопросов была достаточно весомой. Важно и то, что период деятельности Ивана Никифоровича в нашем уезде на каком-то отрезке совпал с тем временем, когда председателем Бронницкой земской управы являлся Александр Александрович Пушкин — уездный предводитель дворянства, внук великого русского поэта. Он всегда умел находить общий язык с попечителями уездных учреждений, активно поддерживал любые добрые начинания, сам был инициатором многих полезных дел. Да и своих соратников умел на это сподвигнуть. По неточным данным, И. Дёмин умер от тяжелой болезни в июне 1895 года примерно в возрасте 66 лет. Похоронен он на подмосковном Ильинском кладбище семейный участок захоронения.
Надгробный памятник ему в своём первоначальном виде до наших дней, к сожалению, не сохранился. В советское время то место сильно пострадало: было изрыто, а значительное число памятников исчезло. Только в конце 80-х годах прошлого века уцелевшее надгробье купца было найдено и восстановлено. Уместно добавить, что о фабрикантах Дёминых среди старожилов тех мест, где они развивали текстильное производство, сохранилась в целом неплохая память. Рассказывали, что и сам Иван Никифорович и его сыновья были гораздо человечнее и добрее других тамошних фабрикантов. В Садки нанимались работать выходцы даже из дальних деревень, для которых гораздо ближе были предприятия, расположенные в деревнях Лопатино и Барановская. С благодарностью вспоминали многие старые фабричные служащие, рабочие, работницы и их дети Дёминские добрые дела — ощутимую помощь семьям погорельцев, строительство школы, больницы, устройство бесплатной бани и еще многое другое.
Вместе с тем, следует сказать, что герой нашей статьи все же был человеком своего времени. Прежде всего, он всегда думал о приумножении своего капитала. Так что сами условия труда на Садковской фабрике, особенно в первые десятилетия ее существования были, как и везде, достаточно тяжелые. Так что набирающая активность революционная пропаганда все же находила у многих тамошних рабочих соответствующий отклик. Тем более, что фабричный коллектив в начале прошлого века был уже довольно многочисленным и разнородным. В 1914 г. К слову, все сыновья Ивана Никифоровича Дёмина, как и сам отец-основатель, деятельно и слаженно работали на фабрике многие годы.
То есть налоги выбивали, и поэтому становилось нерентабельно и неинтересно заниматься торговлей. И вот мы подошли к последней случайности на русском престоле, которой, по выражению Ключевского, стала Екатерина II, замкнувшая эту цепь. Она, опять же по выражению Ключевского, «создала целую эпоху в нашей истории», провозгласила идею абсолютной ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Именно Екатерина провозгласила принцип «не запрещать и не принуждать». Калужский купец. Более того, скажем, Екатерина разрешила продавать товары не только в рядах и гостиных дворах, но и в собственных небольших лавках при домах. Но это недовольство Екатерина II компенсировала тем, что существенно улучшила правовое положение купечества. Во-первых, она освободила купцов от рекрутской повинности: вместо того чтобы ее отбывать, они получили возможность заплатить, сначала порядка 360 рублей за рекрута, а потом — 500. Еще одним важным шагом были городские реформы 1775—1785 годов, которые во многом изменили положение купечества и сделали его сословием в более строгом значении этого слова, позволили в дальнейшем четче контролировать его численность и состав.
Купцами становились те, кто получал гильдейские свидетельства. Согласно изданной Екатериной II Жалованной грамоте городам, каждый мог записаться в гильдию — в зависимости от объявленного капитала. В первую гильдию — при капитале от 10 до 50 тысяч, во вторую — от 5 до 10 тысяч и, наконец, в появившуюся третью — от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. Здесь очень важен следующий момент. И более того, жалобы или доносы на то, что купец записался в первую гильдию, на самом деле не имея достаточно денег, даже не принимались. В дальнейшем надо было стимулировать купечество не только записываться в гильдии, но и соответствовать своему статусу.
Иван Дёмин — купец, фабрикант, попечитель
Олег Хан вместе с Олегом Сотниковым был владельцем торговой сети «Купец». Именно купцам город обязан тем, что выглядит сегодня, как декорации к пьесам Островского или Лескова. Тегикупечество это в истории россии, купцы это в древней руси, кто такие купцы в древней руси. При получении документов на торговлю купец сам определял, к какой гильдии себя отнести.
Как называется купец в наше время?
это предприниматель, занимающийся куплей-продажей товаров, обладающий специальными правами и привилегиями в торговле. Из православного миропонимания и образовался особый тип предпринимателя – русский купец. устар. (устаревшее) то же, что покупатель В сем случае разсматривать, ежели купец, ведая, купил или кто ему по худобу сказывал, також ежели кто купит что тайно, то вина равная купца, как и продавца. Дом» индустрия экологических услуг» Кто такой купец на Руси? Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные.
Меценаты – купцы и промышленники
В это же время начинает развиваться гужевый транспорт знаменитая ямщицкая служба и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда ее заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте. Так в XIX в. Второв, родоначальника купеческой династии Второвых, который как и многие другие начал свое дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы.
Надо сказать, что все его указы — очень яркие тексты, потому что император писал как говорил, а говорил как хотел. Поэтому в его указы надо вчитываться. Указ 1711 года, по которому всем сословиям, кроме военнослужащих, разрешалось записываться в купечество, практически ликвидировал институт гостей. Следующий шаг — указ от 16 января 1721 года, который определил правовое положение купечества. В соответствии с указом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства и так называемых подлых людей, то есть чернорабочих, поденщиков, разделялось на две гильдии. Если сегодня пойти в знаменитые дворцы Петергофа или Ораниенбаума в пригороде Санкт-Петербурга, то можно увидеть целые залы, заполненные картинами. Они появляются именно в XVIII веке, когда становится модно покупать картины и украшать ими состоятельные дома. Живописцы, которых на Руси было мало, писали в основном иконы, а тут заказ был совершенно другой — пейзажи, портреты, и надо было стимулировать эту деятельность. Стимулировали таким образом: можно было записаться в первую гильдию, и если и картины художника продавались, то был шанс стать состоятельным человеком. Во вторую гильдию вошли все торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, то есть держатели кабаков, ремесленники и так далее. Теперь поговорим о судьбе реформ после смерти Петра I. Поэтому Ключевский делает вывод: «…внешняя торговля как была, так и осталась пассивной, в руках иноземцев Особенно это касалось англичан. То есть налоги выбивали, и поэтому становилось нерентабельно и неинтересно заниматься торговлей. И вот мы подошли к последней случайности на русском престоле, которой, по выражению Ключевского, стала Екатерина II, замкнувшая эту цепь. Она, опять же по выражению Ключевского, «создала целую эпоху в нашей истории», провозгласила идею абсолютной ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли.
Но Савва одолевает его в одну ходку: захлопывает дверь своего крестьянского домишки на заре - и к закату он уже в Первопрестольной. Дорога знакома: каждый месяц в любую погоду приносит Савва Васильевич в столицу товар - ажурные ткани ручной выделки и окраски. Мать с тетками ткут, семеро детей подсобляют, жена Ульяна красит в разные цвета. Да вот только, вернувшись домой и отдав ежемесячный откуп своему помещику Рюмину, хватается Савва за голову: кажется, и работали не покладая рук, и цена была хороша, а денег, как не было, так и нет! Где уж тут из крепостной неволи выкупиться. Постоялый двор у Никитской заставы гомонился всю ночь: суетились приезжие, заходили опрокинуть стопочку москвичи. Но Савва выспался всласть. Хорошего настроения прибавляли и вчерашние сделки - цена выше обычной. Видать, москвичи расщедрились на обновки. Савва пощупал на груди мешочек с денежками, завернутыми в чистую тряпицу, - весомый мешочек! Правда, предстояло еще потратиться на покупки: жена Ульяна два дня повторяла ему, что купить следует - писать-то они не обучены. И главное не забыть - особый наказ жены выполнить: "Пойдешь на базар и купишь самую маленькую иголку! Оберни бумажкой да не потеряй! Я за этот секрет старухе Талдычихе целый гривенник отвалила". Талдычиха слыла местной ворожеей и, стоит признать, дело свое знала. Так что Савва иголку купил и домой в Зуево принес. Да вот воротился не столь быстро, как обещал. Но ведь тоже из-за дела! Праздновал со скупщиками, встречался с ткацкими мастерами. Словом, домой вернулся только под вечер в среду. Жена уж на крылечке сидит - глаз гневный. Не мужа встречает - иголку заветную дожидается. Оказывается, в ночь на четверг надо ту иглу обязательно под подушку вколоть да и спать на ней. А утром чуть свет вдеть короткую красную нитку и вшить в отворот рубахи, в которой другой раз муж товар на продажу понесет. Иголку же потом в тайное место спрятать надо. Это все Ульяне Талдычиха насоветовала. Савва, конечно, только усмехался. Но спорить с женой не стал. И с той поры дела у него пошли в гору. Через пять лет, в 1820 году, откупился Савва Васильевич от помещика Рюмина за громадную по тем временам сумму в 17 тысяч ассигнациями, открыл фабричку в Зуеве, потом побольше -- в Богородске, а после- и в самой Москве. А уж внук его, Савва Тимофеевич Морозов, всем известным миллионщиком стал. История о промышленниках Рябушинских. Случилось это в конце 80-х годов XVII века. Предок Рябушинских - Яков сын Денисов - был тогда крепостным Пафнутьевского монастыря Ребушинской волости, что за три версты от города Боровска. Жили бедно. Яков резал на продажу поделки из дерева, а жена его Авдотья промышляла "отхожим промыслом" - скупала по деревням вязаные чулки-носки и перепродавала в Боровске. В тот вечер Авдотья припозднилась, возвращаясь.
В истории этого здания будет еще один пожар — в 1842 году. Гостиный двор вновь пострадал. Здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом, исчезли галереи, были утрачены рустовка стен и пилястры. Гостиный двор открылся после капитального ремонта, по сути — реконструкции, лишь в 1847 году архитекторы Ф. Крамп и И. Следующей реконструкции здание подверглось в конце XIX века. В начале 90-х годов в помещениях бывшего гостинодворческого трактира расположился городской ломбард. В 1894 году северо-восточный угол двора был отдан под помещение городского научно-промышленного музея. Здание с учетом нужд музея перестраивал архитектор И. Были увеличены окна, над центральным входом появился красивый шатер в стиле эклектика. Один из залов Андрея Лихачева музее, который берет свое начало с коллекций известного казанского краеведа Андрея Лихачева, лучше рассказать особо и в другой раз. Предмет нашего интереса — судьба самого здания. История создания и становления музея тесным образом связана с историей Казани. Как свидетельствует автор статьи в каталоге выставки «Древняя Казань» Г. Милашевский, своим рождением музей обязан инициативе профессоров Казанского университета, которые еще в 1879 году на общем собрании членов Общества археологии, истории и этнографии поставили вопрос о необходимости открытия городского общедоступного музея. В движении идеи к воплощению в реальность сыграли важную роль несколько событий того времени. Прежде всего две научно-промышленные выставки. Губернская работала в 1890 году, она стала крупным событием в истории Казани. Для нее специально были построены павильоны, и, как отмечали местные газеты, выставка превосходила все предшествующие экспозиции по размерам, количеству разделов и по числу посетителей. Затем в 1896 году была Нижегородская выставка, в которое активное участие приняли казанские промышленники и купцы. Фонды музея после этой ярмарки значительно увеличились. Инициатива городского головы С. Дьяченко положила начало сбору денежных средств, которые должны были пойти на обустройство музея. Затем последовал щедрый дар 500 тысяч рублей Ольге Сергеевне Александровой-Гейнс, которая была хорошо известна своей благотворительностью. Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс достойна того, чтобы сказать о ней несколько слов, воспользовавшись статьей о казанской благотворительнице, опубликованной в одиннадцатом номере журнала «Казань» за 2001 год. Она была единственной», — так написала об Александре Сергеевне ее автор — Галина Могильникова. Отец Ольги Сергеевны занимался торговлей чаем, а в 1850-х годах трижды был городским головой и председателем Общества содействия русской промышленности. Здание Гостиного двора в конце XIX века. Имея богатые капиталы, она постоянно делала пожертвования — на помощь малоимущим, православным и мусульманским общинам, детским приютам, была устроительницей и покровительницей общеобразовательных учреждений. В журнальной статье приводятся данные о пожертвованиях, сделанных в 1889 году: Ольга Александровна выделила 50 тысяч рублей на постройку здания Ксенинской женской гимназии, 10 тысяч — попечительскому совету этой гимназии, 100 тысяч — городскому голове на устройство городской больницы и детской лечебницы, 3 тысячи — архиепископу на устройство церкви во вновь учрежденном училище для девиц духовного звания, 1 тысячу — обществу земледельческих колоний, 2 тысячи — Братству святого Гурия на содержание одной из инородческих школ. За активную благотворительность ее портрет решено было поместить в «думской зале». Ольга Александровна предложила открыть музей в здании Александровского пассажа ныне улица Кремлевская , которое выкупила у своего брата. За такой щедрый дар она была удостоена городской Думой позолоченной доски с надписью о пожертвовании. Однако Пассаж оказался неприспособленным для размещения коллекций, и музей, с согласия благотворительницы, был открыт на той же Воскресенской улице, но чуть ближе к кремлю. Здание музея до революции. После открытия музея в 1895 году она по предложению совета музея была пожизненно избрана его Почетным членом и оставалась им вплоть до 1918 года. За благотворительную деятельность Ольга Сергеевна была удостоена звания Почетного гражданина Казани. В 1891 году казанцы узнали, что их земляк, вице-адмирал российского флота и известный деятель культуры Иван Лихачев пожелал передать в дар городу большое коллекционное собрание своего покойного брата — Андрея Лихачева, который умер в 1890 году. Андрей Федорович был известен как крупный коллекционер и исследователь в области археологии и восточной нумизматики. Коллекции Лихачева и послужили основой первого казанского музея. В советское время музей много раз менял свое название: с 7 декабря 1918 года —губернский музей, с 19 апреля 1921 гола — Центральный музей ТАССР, с 25 октября 1944 года — Государственный музей ТАССР, с декабря 1981 года — Государственный объединенный музей Татарии, с 23 марта 2001 года — Национальный музей Республики Татарстан. С годами росли фонды музея и открывались новые экспозиции. Уже в 30-х годах простое собирательство документов и предметов быта превратилось в организованную деятельность. Изменения во внешнем облике здания были не так заметны, разве что с годами оно стало стареть, чему в немалой степени способствовали многочисленные «квартиранты», подселенные к музею после 1917 года, когда Гостиный двор перестал использоваться как место городской торговли. Руководство музея не раз пыталось вытеснить из здания сторонние организации и учреждения, но это было трудным делом. Приходилось сосуществовать в одном здании.
Ухарь купец чего торговец? Загадка
В рамках проекта «Честное слово купца», который реализуется командой Музея костромского купца при поддержке Фонда президентских грантов, молодежь региона знакомится с деятельностью, бытом и укладом жизни известных костромских купцов. Одним из тех, кто успешно вёл торговлю мехами, был петербургский купец Василий Муравьёв: 90 тысяч годового дохода – это немалые деньги. КУПЕЦ это, что такое КУПЕЦ, значение слова КУПЕЦ, синонимы к КУПЕЦ, происхождение (этимология) КУПЕЦ, КУПЕЦ ударение, формы слова в других словарях. Первостатейный купец, именитый. Купчиной зовут также, для отлики, приказчика в отъезде, поверенного для закупок, от купца.