Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Адаптация к уже наступившим последствиям изменения климата является нашей главной задачей.
Изменение климата: траты россиян возрастут
Вопрос о юридической силе документа вызывает споры среди юристов. Однако, как считает специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий, в Парижском соглашении "заложена идеология: не загонять в него, а стимулировать участие, создать такие условия, чтобы у стран не появилось желания не ратифицировать документ или выйти из него". Путин пояснил, что добиваться результатов необходимо за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий. Так, разработанная технология добавок на основе углеродных нанотрубок только в России снизит эмиссию углекислого газа к 2030 году на 160-180 млн тонн, сказал президент. Именно Путин предложил учесть в Парижском соглашении роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, что особенно важно для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами. По окончании конференции министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что в ближайшее время российская сторона приступит к работе по присоединению к соглашению путем разработки соответствующего федерального закона. По оценкам экспертов, суммарный потенциал альтернативных источников оценивается в объеме около 3 млрд тонн нефтяного эквивалента в год.
На стадии разработки и адаптации числятся в 4 регионах - Воронежская, Омская область, Удмуртия, Мурманская область. В 11 субъектах какая-либо информация о проводимой работе в данном направлении у нас отсутствует», - сообщил сенатор Геннадий Орденов. Мониторинг состояния вечной мерзлоты ведется на базе сети Росгидромета, но не дает полной картины этих процессов. Нужен еще и геотехнический мониторинг объектов, чтобы без ущерба для экологии и промышленной безопасности эксплуатировать здания в тех местах, где идет основная деградация вечной мерзлоты.
ВОЗ Специальный доклад об изменении климата и здоровье 11 октября 2021 года В специальном докладе, посвященном вопросам изменения климата и здоровья, предлагаются рекомендации мирового медицинского сообщества в отношении борьбы с изменением климата, основанные на растущем количестве исследований, которые устанавливают неразрывную связь между климатом и здоровьем. Доклад был официально представлен посредством открытого письма, которое подписали более двух третей работников мировой системы здравоохранения, а именно, 300 организаций, представляющих не менее 45 млн врачей и медицинских работников по всему миру. Они призвали руководителей стран мира и участников переговоров по климату к активизации действий, направленных на борьбу с изменением климата. Беспрецедентные экстремальные погодные явления и иные виды климатического воздействия оказывают все более пагубное влияние на жизни и здоровье людей. Все более частые «волны жары», штормы и наводнения уносят тысячи жизней и нарушают жизнь миллионов людей, а также ставят под угрозу функционирование систем здравоохранения и медицинских учреждений именно тогда, когда они нужны больше всего. Кроме того, изменения погоды и климата ставят под угрозу продовольственную безопасность и способствуют росту распространенности заболеваний, передающихся с пищей, водой, а также через переносчиков инфекции, таких как малярия. Последствия изменения климата также негативно сказываются на психическом здоровье. ВМО Состояние услуг в области климата в 2021 году: вода 5 октября 2021 года В новом докладе содержится призыв к мировому сообществу осознать надвигающийся водный кризис. Связанные с водой стихийные бедствия, такие как наводнения и засухи, усиливаются из-за изменения климата. Ожидается, что число людей, испытывающих дефицит воды, будет увеличиваться, что усугубляется ростом населения и сокращением ее доступности. Однако системы управления, мониторинга, прогнозирования и раннего предупреждения фрагментированы и неэффективны, а глобальные усилия по финансированию борьбы с изменением климата недостаточны. В докладе «Состояние услуг в области климата в 2021 году: вода» подчеркивается необходимость принятия срочных мер для улучшения совместного управления водными ресурсами, внедрения комплексной политики в области водных ресурсов и климата, а также наращивания инвестиций в этот ценный ресурс. Он является основой всех международных целей в области устойчивого развития, адаптации к изменению климата и снижения риска бедствий. ВМО Климатические показатели и устойчивое развитие: раскрытие взаимосвязей 22 сентября 2021 года Достижение Целей в области устойчивого развития к 2030 году во многом зависит от решения проблемы антропогенного изменения климата. В новом докладе освещается связь между состоянием климата на планете и достижением этих целей. В нем подчеркивается необходимость более широкого международного сотрудничества в интересах как достижения ЦУР, так и ограничения глобального потепления 1,5 градусами Цельсия. На сюжетной карте выделены семь климатических показателей, оказывающих влияние на достижение глобальных целей: концентрация углекислого газа, температура, закисление океана, теплосодержание океана, площадь морского льда, баланс массы ледников и повышение уровня моря. В докладе рассматривается значение последних данных и научных исследований о состоянии мирового климата для устойчивого развития, и подчеркивается, что климат уже меняется таким образом, что это может помешать прогрессу в достижении ЦУР. РКИКООН Определяемые на национальном уровне вклады по смыслу Парижского соглашения 17 октября 2021 года Обобщение информации, полученной из определяемых на национальном уровне вкладов, которые требуются в соответствии с Парижским соглашением, показывает, что, несмотря на явную тенденцию к сокращению выбросов парниковых газов с течением времени, странам необходимо срочно удвоить усилия по борьбе с изменением климата, чтобы предотвратить превышение глобальной температурой опасного порога в 1,5 градуса Цельсия. Новые или обновленные ОНУВ охватывают около 49 процентов мирового объема выбросов. Это важный шаг на пути к 45-процентному сокращению в 2030 году, необходимому для достижения цели в 1,5 градуса. Однако ОНУВ, представленные 191 Стороной, в совокупности предполагают значительное - на 16 процентов - увеличение мирового объема выбросов к 2030 году. Без принятия срочных мер это может привести к повышению температуры примерно на 2,7 градуса Цельсия к концу столетия. ВМО Атлас смертности и экономического ущерба в результате экстремальных метеорологических, климатических и гидрологических явлений 31 августа 2021 года В новом всеобъемлющем докладе отмечается, что за последние 50 лет в среднем каждый день происходило одно стихийное бедствие, вызванное опасным метеорологическим, климатическим или гидрологическим явлением; вследствие этого ежедневно погибало 115 человек, а ущерб достигал 202 млн долл. США в день. Количество стихийных бедствий увеличилось в пять раз; экономический ущерб вырос в семь раз. Однако совершенствование систем раннего предупреждения, предотвращения бедствий и ликвидации их последствий позволило снизить смертность почти в три раза.
Новые технологии нуждаются в дополнительной проработке и поддержке в продолжении всего жизненного цикла», — подчеркнула Ледащева. Ранее, 16 февраля, в Институте исследований государственной политики IPPR заявили, что человечество не устраняет причины изменений климата, борясь только с их последствиями. По словам специалистов, такое поведение — это «петля гибели» и стратегический риск для возможности трансформировать общество и избежать катастрофических климатических и экологических изменений. Пожалуйста, оцените материал:.
Изменение климата: к чему придется адаптироваться российским регионам
Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодное снижение выбросов углекислого газа вплоть до 2100 года должно составлять не менее 6,3%. Изменение климата: адаптация и сокращение выбросов Адаптация к изменению климата включает в себя создание инфраструктуры, которая способствует адекватному реагированию на изменения. Все ли регионы страны подготовили планы по адаптации к изменениям климата, выясняли сенаторы на заседании профильного Комитета Совета Федерации. Также антропогенные изменения климата за последние 50 лет замедлили рост продуктивности сельского хозяйства в средних и низких широтах.
Изменение климата Земли в 2024 году
Как России адаптироваться к этим рискам? Какие меры способны нивелировать климатические риски для страны? Что делать с изменением климата? Есть два больших направления, которые рассматриваются в научной литературе, и которые нашли свое отражение в международных климатических соглашениях, таких как Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Парижское соглашение. Перспективы «зеленого» перехода России в условиях санкционного давления стран Запада. Здесь речь в основном ведется о необходимости сокращения причины изменения климата, то есть о сокращении выбросов парниковых газов. Стоит задача сначала стабилизировать, а затем попытаться снизить атмосферные концентрации парниковых газов. Митигация — основополагающий метод борьбы с антропогенным изменением климата. В Шестом оценочном докладе МГЭИК ученые отмечают, что, принимая во внимание инерционность и естественную изменчивость климатической системы, реакция среднегодовой поверхностной температуры на сокращение выбросов парниковых газов будет отложенной во времени. То есть если мы сократим выбросы парниковых газов до нуля прямо сейчас, то температурный отклик мы получим только примерно через 15—20 лет. Есть определенное время «жизни» парниковых газов в атмосфере, поэтому потепление будет продолжаться некоторое время.
Соответственно, пока следует готовиться к тому, что температуры и все отрицательные последствия будут увеличиваться и усугубляться. Второе направление — адаптация к неизбежным изменениям климата, которые уже невозможно предотвратить. Подчеркну, что митигация и адаптация — два взаимосвязанных направления. Нельзя выбрать что-то одно и, например, заявить, что мы будем адаптироваться, но не будем заниматься сокращением выбросов парниковых газов. Однажды доступный потенциал адаптации экономики и природных экосистем будут исчерпаны, в следствии этого последующие меры по адаптации будут стоить либо совсем больших денег, чтобы минимизировать ущерб нарастающего изменения климата, либо социальные или природные экосистемы могут достигнуть критической точки. Поэтому митигация и адаптация взаимоувязаны друг с другом, компенсируют, а также усиливают друг друга и по отдельности практически не работают. Если сейчас отложить вопрос проблемы митигации и то, как Россия собирается с этим работать, то надо отметить, что в направлении адаптации у нас хорошо проработана нормативная база. Одним из первых климатических нормативных документов стал Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата. Пока он больше имеет ориентировочный характер и указывает на то, когда отрасли и регионы должны были разработать свои планы по адаптации. Мы видим, что многие отрасли уже утвердили свои планы по адаптации, многие регионы начали такую работу, поэтому данное направление в стране развивается хорошо и здесь можно только продолжать начатую работу.
Что касается того, как адаптироваться к тем рискам, о которых мы с вами говорили ранее, например, по поводу протаивания многолетних мерзлых грунтов, увеличения глубины протаивания — это прежде всего адаптация в отношении совершенствования и актуализации технологических и строительных норм. Во-первых, нужно провести ревизию жилого фонда и инфраструктурных строений, понять какие из них отслужили срок, запустить программу реновации. Исследовать распределение более и менее устойчивых зон мерзлоты и переселить людей из тех зон, где опасность аварийной ситуации выше. Во-вторых, необходимо менять строительные нормы для инфраструктуры линейных объектов, дорог, мостов и жилых домов. Применение новых технологий и норм может быть актуально и для остальной территории РФ, не только в зоне многолетнемерзлых грунтов. Это большое направление в области адаптации, которое активно прорабатывается. Если говорить о сельском хозяйстве, то здесь вопрос адаптации уже находится в критической зоне.
В океане почти нет такой фрагментированности, но изменения температуры и кислотности морской воды губительно повлияют на многие виды морских живых организмов например, при росте глобальной температуры на 1,5 град. О сокращении антропогенных выбросов парниковых газов В своем последнем докладе 2018 г. МГЭИК предсказала, что если не будет предпринято никаких мер и темпы глобального потепления останутся неизменными, то среднегодовая температура увеличится к 2030 или 2050 году минимум на 1,5 град. МГЭИК оценила потенциальные совокупные выбросы углекислого газа в будушем и представила расчеты, показывающие, насколько их надо сократить, чтобы ограничить рост температуры хотя бы величиной 1,5 град поскольку, как уже упоминалось выше, был сделан вывод, что изменения более чем на 2 град. Такое ограничение потребует незамедлительных изменений в землепользовании, энергетике, промышленности, транспорте, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений и пр. Для этого в том числе необходимо разработать план по переходу на возобновляемые источники энергии и «экологически чистые» технологии — для начала по постепенному закрытию угольных электростанций и прекращению использования в качестве топлива мазута. МГЭИК признает, что если сократить или даже полностью прекратить выбросы углекислого газа в энергетическом секторе, то быстро снизить его концентрацию в атмосфере не удастся — на это уйдут десятки лет. Поэтому Земля не сможет избежать роста глобальной температуры приземного воздуха к середине XXI века на 1,5, а то и на 2 град. При этом температура в большей степени поднимется в Северном полушарии, особенно в Арктике. И человечеству в любом случае придется приспосабливаться к жизни в новых условиях уже в ближайшие десятилетия. Но все-таки, если удастся замедлить потепление, то это снизит связанные с климатическими изменениями риски и даст людям и экосистемам больше времени на адаптацию. К применению других предлагаемых методов глобального воздействия на климат, или геоинжиниринга например, извлечения углерода из воздуха с его последующим захоронением, создания искусственного аэрозольного экрана в стратосфере, воздействия на облака с целью отражения части солнечного света в космос и др. Затраты могут оказаться слишком большими, а последствия — непредсказуемыми и опасными. Поэтому пока основные вопросы заключаются в том, как на деле достичь резкого сокращения антропогенных выбросов парниковых газов в мировых масштабах и кто за это будет платить. В этой связи противники борьбы с потеплением приводят, например, следующие цифры. А борьба с потеплением путем сокращения выбросов парниковых газов с целью ограничения потепления величиной 1,5 град. Встречается мнение, что даже полное прекращение антропогенной эмиссии парниковых газов при огромных экономических убытках для ряда стран практически не поможет замедлению потепления, а лишь продемонстрирует «верность мирового сообщества экологическим идеалам». Кроме того, противники сокращения выбросов напоминают, что природоохранные мероприятия, в том числе связанные с форсированным переходом на альтернативные источники энергии, также требуют производственной деятельности и расхода ресурсов и энергии, что, в свою очередь, может вызвать нежелательные экологические последствия. Вместо того чтобы тратить силы и ресурсы на борьбу с неизбежным, они советуют оценить, не будет ли дешевле и безопаснее просто приспособиться к переменам и даже постараться извлечь из них выгоду, например за счет возможного увеличения площади сельскохозяйственных угодий и сокращения отопительного сезона в северных странах, удлинения судоходных периодов для северных рек и Северного морского пути и т. Некоторые возможные отрицательные и положительные последствия глобального потепления [30] Подобные споры многократно усиливаются тем, что исследования и решения, связанные с глобальными изменениями климата, могут быть выгодны или невыгодны тем или иным сторонам. Например, компаниям, которые участвуют в развитии атомной энергетики, в производстве ветрогенераторов или солнечных панелей, потепление климата и сокращение антропогенных выбросов парниковых газов за счет перехода на новые технологии сейчас выгодно. А тем, кто добывает горючие полезные ископаемые особенно уголь и владеет тепловыми электростанциями, это не просто невыгодно, а разорительно. И вполне естественно, что представители бизнеса стараются влиять на решения чиновников, правительств, международных организаций и форумов и даже оказывать давление на ученых с целью искажения тех или иных научных результатов или сдерживания готовности работать в том или ином направлении подобные жалобы неоднократно поступали, например, от климатологов США. Отсюда и волны публикаций «за» и «против», в которых бывает очень трудно разобраться. И такая борьба интересов в целом негативно влияет на выработку и реализацию мер по смягчению последствий глобальных изменений климата. На возобновляемые источники энергии переходить все равно придется Сколько бы ни спорили о необходимости сокращения выбросов парниковых газов при сжигании ископаемых углеводородов, но на возобновляемые источники энергии, то есть к низкоуглеродной экономике, переходить все равно придется, даже если сегодня это кому-то невыгодно. И чем скорее, тем лучше, поскольку запасы нефти, газа и угля на Земле не бесконечны — их хватит максимум на 50 или 100 лет.
Не вся флора «любит погорячее» Сельскому хозяйству в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах потепление на руку: это позволит высаживать позднеспелые сорта зерновых. Они обычно урожайнее. Но в основных зерновых регионах усиливается засушливость. Поволжье может стать непригодным для пшеницы, а это основная продовольственная культура. Потепление двояко скажется и на животноводстве. При долгом периоде выпаса можно сократить расходы на заготовку кормов — но в засуху пастбища могут выгорать. Леса России составляют пятую часть мировых лесных площадей, и потепление увеличивает продуктивность лесов. Однако — смотря каких. Жара усиливает пожары, а перед ними особенно уязвимы хвойные леса. Вероятно, хвойные породы будут замещаться лиственными, менее ценными для лесной промышленности. Наконец, из-за потепления расширяются ареалы опасных вредителей, угрожающих и сельскому хозяйству, и лесам. Поделить воду Воду используют коммунальное хозяйство, промышленность, энергетика, сельское и рыбное хозяйства, водный транспорт, рекреационный комплекс. Россия — одна из стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами: 30,2 тыс. Но ресурсы распределены неравномерно. К середине века на большей части территории страны водообеспеченность может стать «катастрофически низкой». Одной из причин возможного дефицита пресной воды может стать миграция. Например, люди переселяются в комфортные по климату южные регионы России — и увеличивают нагрузку на водные объекты, с которыми и так есть проблема. Добыча полезных ископаемых: легче, но…труднее С одной стороны, с потеплением добывающая отрасль выигрывает: улучшаются условия работы на открытом воздухе. Деградация многолетней мерзлоты угрожает шахтам в Воркуте и Инте. А там, где добыча ведется открытым способом Мурманская область, Карелия, Ленобласть, Коми , карьерам могут повредить оползни. В Уральском округе это крупнейшая минерально-сырьевая база страны рост пожароопасности создает риски для добычи нефти и газа. То же ожидает добывающую промышленность ДВФО — вдобавок к разрушению мерзлоты и экстремальным осадкам. Лето станет энергозатратным Энергетика — один из самых климатозависимых секторов экономики. К примеру, чтобы охлаждать энергоблоки АЭС и ТЭС, нужна вода, а если она из-за повышения температуры воздуха нагрелась — выработка энергии падает. Этого стоит ожидать в Центрально-Черноземном районе, в зоне повышенных рисков — Ростовская и Свердловская области. Например, в Центральном федеральном округе он уменьшится к середине века на 15-20 дней. Казалось бы: прекрасная возможность сэкономить. Но этому мешает устаревшая инфраструктура. Котельные просто не могут подстраиваться под резкие колебания температуры, иначе можно повредить трубопроводы и оборудование. Поэтому в будущем возможны массовые «перетопы» перегревы и «недотопы» недогревы , то есть когда в домах будет слишком жарко или холодно. Уже сейчас во время волн тепла в регионах случаются пиковые нагрузки на энергосистему.
При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата. Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52. Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования. При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая: а подготовку научных кадров высшей квалификации; б обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства; в стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах; г подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, в вопросах изменения климата и его влияния на человека, экономику и окружающую среду является одним из важнейших факторов выработки и эффективной реализации климатической политики в интересах нынешнего и будущих поколений. Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменением климата и его последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, и воспитание у населения экологической культуры. Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменением климата и антропогенным воздействием на него, осуществляется на двусторонней и или многосторонней основе в целях выработки эффективных решений по проблемам изменения климата, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы государств. Формой международного сотрудничества Российской Федерации является ее участие в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам изменения климата, а также в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами изменения климата и смежными проблемами. Международные программы и проекты, связанные с изменением климата и реализуемые на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом интересов ее безопасности. Субъекты реализации климатической политики 64. Субъектами реализации климатической политики являются: а федеральные органы государственной власти; б органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в органы местного самоуправления; г общественные организации объединения и другие негосударственные некоммерческие организации; д средства массовой информации; е домашние хозяйства; ж граждане Российской Федерации. Ожидаемое изменение климата затронет сферы ответственности практически всех федеральных органов государственной власти. Задачами федеральных органов государственной власти при выработке и реализации климатической политики являются: а определение максимально широкого круга проблем, связанных с воздействием изменения климата на экономику, население и окружающую среду, а также определение приоритетов в решении этих проблем; б координация деятельности федеральных органов государственной власти в области климата в соответствии с их полномочиями; в включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации; г создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом и органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и бизнес-сообществом.
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
К 2100 году температура может подняться до такой степени, что в некоторых районах Индии и Центрального и Восточного Китая выйти на улицу на несколько часов — значит умереть даже для самых приспособленных и здоровых людей. Муссонные дожди, наводнения и тропические штормы обрушиваются на особо уязвимые районы, в которых проживают миллионы людей. Источник Мексика и Центральная Америка. Непрекращающиеся негативные обстоятельства: засухи, наводнения, банкротство и голод — заставляют местных жителей уезжать в США. Многие дети хронически голодны, невысокого роста для своего возраста, со слабыми костями и другими проблемами. Многие полузасушливые районы Гватемалы совсем скоро будут похожи на пустыню. По прогнозу, к 2070 году урожайность некоторых основных сельскохозяйственных культур снизится на треть. В самых экстремальных климатических сценариях более 30 млн мигрантов направятся к границе США в течение следующих 30 лет. Острова и береговые зоны.
При поднятии уровня Мирового океана первый удар возьмут на себя регионы, которые находятся рядом с водой. К 2100 году уровень моря на Мальдивах повысится примерно на 50 см, это означает, что 200 островов уйдут под воду, а остальные сильно пострадают. Страна уже пытается найти деньги на укрепление своих прибрежных зон. На это необходимо около 9 млрд долларов. К концу века 13 млн жителей прибрежных районов США мигрируют ближе к центру страны из-за затопления территорий. Островные государства Тихого океана уже страдают от приливов, катастрофических циклонов, продолжительных засух, повышения солености грунтовых вод, что делает невозможным выращивание сельскохозяйственных культур, и потери низменных островов из-за повышения уровня моря. Ситуация с Тихоокеанским регионом — пример климатической несправедливости. Исходя из данных по засухам, аномальной жаре и водному стрессу, в этом регионе также будет некомфортно жить.
Жара в Западной Европе в 2019 году установила новые региональные температурные рекорды в Германии, Франции, Бельгии и других странах. Регион Бордо во Франции — один из многих экономически и культурно важных винодельческих районов, которым угрожает усиление засух. Повышение температуры приводит к таянию вечной мерзлоты в Западной Сибири и увеличению риска пожаров в ее бореальных северных лесах. В Северном море глобальное потепление влияет на планктон и морскую пищевую цепочку, это всё усугубляется давлением перелова. Летние засухи угрожают некоторым из наиболее важных коммерческих водных путей Европы, таким как река Рейн, которая так сильно пересохла в 2018 году, что судоходство было закрыто.
Лучше рассмотреть для климатической миграции провинции Квебек, Онтарио или Британская Колумбия. Как и в Скандинавии, показатели загрязнения воздуха в Канаде самые низкие в мире. А еще там много территорий. И все равно во всех этих регионах будут случаться климатические аномалии и катастрофические природные разрушения. Есть ли надежда, что всего этого не будет? В угоду прогрессу, промышленности и безумному потреблению мы выкачиваем из Земли ископаемое топливо, топим лед, вырубаем леса, отравляем воздух и почву — и повышаем температуру планеты. У человечества всего два стратегических варианта действий без возможности проведения генеральной репетиции. Встать на экологический путь через боль, слезы и все стадии отрицания и попытаться замедлить необратимые последствия. Продолжать, как заведено, и самоуничтожиться. Климатический кризис — это не просто «климатические изменения». Это процесс не обратить полностью. Но мы можем замедлить его. Совместные экологические изменения потребуют фундаментальных преобразований во всех аспектах жизни общества: в том, что и в каких объемах потребляем, как выращиваем продовольствие, используем землю, производим упаковку, перевозим товары, перерабатываем отходы и приводим в действие нашу экономику. К примеру, Европейский союз стремится стать климатически нейтральным к 2050 году, то есть привести экономику к нулевым выбросам парниковых газов. Эта цель лежит в основе Европейской зеленой сделки документ, отражающий стремление стать первым климатически нейтральным континентом и плана по глобальным климатическим действиям — Парижского соглашения. Парижское соглашение — международный договор, принятый 196 сторонами 12 декабря 2015 года. Документ объединяет страны в борьбе с изменением климата и адаптации к меняющейся реальности во имя построения климатически нейтрального мира к середине XXI века. Пока что мы можем решить, какой дивный новый мир ждет нас в недалеком будущем. Изучение графиков, отчетов и цифр выводит из состояния отрицания: ясно, что от климатических катастроф не убежать в другой город или другую страну. А другой планеты у нас пока нет. И не будет, если мы не спасем эту для продолжения научного и технологического прогресса в принципиально новой форме. Так что запомните мир, каким он был в 2020-х годах: таким его мы больше не увидим.
Степень воздействия этого процесса на траты российских семей оценил эксперт М. Хачатурян в беседе с « АиФ ». Как отметил эксперт, соответственно изменятся и траты на отопление и охлаждение жилищ.
В начале саммита президент Барак Обама признал, что Соединенные Штаты как один из главных "загрязнителей" планеты должны нести ответственность за сохранение окружающей среды для будущих поколений. Однако в кулуарах встречи члены делегации США четко дали понять, что "за все платить не собираются" и что они рассчитывают на активную финансовую поддержку других стран, таких как богатые нефтяные монархии Персидского залива. Документ лишь предоставляет комиссии международных экспертов право проверять информацию, предоставляемую странами об их достижениях по сокращению выбросов СО2. Вопрос о юридической силе документа вызывает споры среди юристов. Однако, как считает специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий, в Парижском соглашении "заложена идеология: не загонять в него, а стимулировать участие, создать такие условия, чтобы у стран не появилось желания не ратифицировать документ или выйти из него". Путин пояснил, что добиваться результатов необходимо за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий. Так, разработанная технология добавок на основе углеродных нанотрубок только в России снизит эмиссию углекислого газа к 2030 году на 160-180 млн тонн, сказал президент. Именно Путин предложил учесть в Парижском соглашении роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, что особенно важно для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами.
Доклады по вопросам климата
Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата — 2023». Также антропогенные изменения климата за последние 50 лет замедлили рост продуктивности сельского хозяйства в средних и низких широтах. Последние новости. Основные причины изменения климата Земли в 2024 году с комментариями ученых. На данный момент, говорят авторы, положительного эффекта от сокращения выбросов почти нет — отказ от использования ископаемого топлива и переход населения к более экологичному образу жизни на данном этапе не влияют на изменения климата.
Изменение климата: к чему придется адаптироваться российским регионам
Главная» Новости» Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Цель бюллетеня «Изменение климата» – информирование широкого круга специалистов о новостях по тематике изменения климата и гидрометеорологии. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Изменение климата может привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, особенно в регионах мира, наиболее нуждающихся в продовольствии. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Согласно прогнозам, количество лесных пожаров, наводнений, засух и волн тепла будет увеличиваться, а сокращение выбросов и активизация мер по адаптации являются единственным способом.
Эколог рассказал о возможных последствиях изменения климата для России
Из-за каких отклонений продовольственная безопасность под угрозой? Где и почему Россия по климатической повестке находится в роли отстающей и кому выгодно такое положение дел? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью программе « Поздняков » ответила директор Института глобального климата и экологии Анна Романовская. В эфир НТВ программа выйдет в среду, 20 октября, в 23:55. На НТВ.
Специфическая география Литвы делает ее европейской страной, наиболее уязвимой к изменению климата; здесь уже три года подряд наблюдаются разрушительные неурожаи. Как вычислить потенциально приемлемые места для жизни на Земле будущего Попробуем спрогнозировать, какие локации в мире будут приемлемы для жизни в будущем, исходя из нескольких факторов: наличие земельных ресурсов, наличие воды для жизнедеятельности человека, неэкстремальная температура, наличие инфраструктуры или потенциальная возможность ее создать для жизни и экономической деятельности, экономический потенциал территории, отсутствие стихийных бедствий, отсутствие вредных промышленных производств. Помните, что думать об этом и активно пытаться спасти свою жизнь будете не только вы. И хотя мигрировать смогут только физически здоровые люди с какими-то ресурсами, их будет очень много.
При этом надо помнить, что на Земле нет континента «Ноев ковчег», на котором спасутся все. Топ-3 мест для жизни в эпоху климатического коллапса Абсолютно безопасного в экологическом смысле места на Земле в XXI веке не существует. Но постараемся выбрать лучшее из худшего! Парадокс в том, что сбегать придется сразу от всего: засухи, воды, гор, пожаров и холода. Но в то же время от воды человек далеко не убежит: она ежедневно нужна нам для жизни. Поэтому большинство городов и располагается на берегах рек или побережье морей и океанов. Получается, что надо быть где-то рядом, но не очень близко. Россия Россия кажется не самым плохим вариантом.
В РФ огромные территории, много воды, есть потенциал и место для реализации различных бизнес-проектов, пока не так много людей и не 365 дней в году экстремально жарко или холодно. Конечно, некоторые города и регионы не очень вписываются в концепцию умеренно безопасного будущего: Санкт-Петербург из-за большого количества воды , Москва из-за засухи и водного стресса. Москва вместе с Калькуттой и Тегераном вошла в тройку самых быстро нагревающихся городов мира. Якутия, Чукотка, часть Красноярского края из-за низких температур , промышленные города с ужасной экологией, например Красноярск , Челябинск или Нижний Тагил. Можно предположить, что медленнее других загибаться будут: Татарстан есть вода, развитое сельское хозяйство, потенциал к экономическому развитию региона, терпимая экологическая ситуация , Байкал и Республика Бурятия большой запас пресной воды, терпимая экологическая ситуация, есть потенциал к экономическому развитию региона, развитое сельское хозяйство , Алтайский край есть вода, терпимая экологическая ситуация, много земель, потенциал к экономическому развитию региона, развитое сельское хозяйство, близость к Республике Алтай с уникальной природой , Ярославская, Вологодская, Костромская области есть вода, терпимая экологическая ситуация, сельскохозяйственные территории и производства пищевой промышленности, транспортная доступность. Скандинавия Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия Предпочтение здесь стоит отдавать не крупным городам, находящимся на побережье, а маленьким городкам или деревушкам в глубине стран с доступом к воде. Проблемы с водой будут в Стокгольме, на втором месте — Хельсинки, затем Осло и Копенгаген. Экологическая обстановка в этих странах не такая токсичная, как в других.
Даже ситуация с воздухом обстоит гораздо лучше , чем у европейских соседей. Также есть территории, где можно вести экономическую и сельскохозяйственную деятельность, есть технологии и умение обращаться с отходами, развитая система возобновляемых источников энергии и повсеместное использование машин с электродвигателями.
На данный момент в план включено 23 актуальных для полуострова мероприятия, направленные на стабилизацию лесопожарной обстановки в лесах, а также защиту населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий от подтоплений, повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системный подход для реализации данного спектра вопросов в совокупности с научным подходом, современных технологий, практик даст толчок развития региона адаптации к климатическим изменениям», - сообщила заместитель председателя Совета министров Республики Крым-министр финансов Республики Крым Ирина Кивико. Это характеризуется ростом числа опасных метеоявлений, увеличением дней с повышенной температурой и засухой. Чтобы минимизировать последствия на территории Курской области, был разработан и утвержден план по адаптации к изменениям климата. Он предусматривает внедрение энергосберегающих технологий в организациях и учреждениях Курской области. В том числе строительство оросительных систем для полива сельскохозяйственных культур, подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно- климатическим условиям нашей области. Также развитие системы оборотного водоснабжения на предприятиях, перевод транспортных средств на газомоторное топливо, внедрение и активное использование возобновляемых источников энергии, использование новейших строительных материалов и технологий.
А борьба с потеплением путем сокращения выбросов парниковых газов с целью ограничения потепления величиной 1,5 град. Встречается мнение, что даже полное прекращение антропогенной эмиссии парниковых газов при огромных экономических убытках для ряда стран практически не поможет замедлению потепления, а лишь продемонстрирует «верность мирового сообщества экологическим идеалам». Кроме того, противники сокращения выбросов напоминают, что природоохранные мероприятия, в том числе связанные с форсированным переходом на альтернативные источники энергии, также требуют производственной деятельности и расхода ресурсов и энергии, что, в свою очередь, может вызвать нежелательные экологические последствия. Вместо того чтобы тратить силы и ресурсы на борьбу с неизбежным, они советуют оценить, не будет ли дешевле и безопаснее просто приспособиться к переменам и даже постараться извлечь из них выгоду, например за счет возможного увеличения площади сельскохозяйственных угодий и сокращения отопительного сезона в северных странах, удлинения судоходных периодов для северных рек и Северного морского пути и т. Некоторые возможные отрицательные и положительные последствия глобального потепления [30] Подобные споры многократно усиливаются тем, что исследования и решения, связанные с глобальными изменениями климата, могут быть выгодны или невыгодны тем или иным сторонам. Например, компаниям, которые участвуют в развитии атомной энергетики, в производстве ветрогенераторов или солнечных панелей, потепление климата и сокращение антропогенных выбросов парниковых газов за счет перехода на новые технологии сейчас выгодно.
А тем, кто добывает горючие полезные ископаемые особенно уголь и владеет тепловыми электростанциями, это не просто невыгодно, а разорительно. И вполне естественно, что представители бизнеса стараются влиять на решения чиновников, правительств, международных организаций и форумов и даже оказывать давление на ученых с целью искажения тех или иных научных результатов или сдерживания готовности работать в том или ином направлении подобные жалобы неоднократно поступали, например, от климатологов США. Отсюда и волны публикаций «за» и «против», в которых бывает очень трудно разобраться. И такая борьба интересов в целом негативно влияет на выработку и реализацию мер по смягчению последствий глобальных изменений климата. На возобновляемые источники энергии переходить все равно придется Сколько бы ни спорили о необходимости сокращения выбросов парниковых газов при сжигании ископаемых углеводородов, но на возобновляемые источники энергии, то есть к низкоуглеродной экономике, переходить все равно придется, даже если сегодня это кому-то невыгодно. И чем скорее, тем лучше, поскольку запасы нефти, газа и угля на Земле не бесконечны — их хватит максимум на 50 или 100 лет.
На рисунке 2 продемонстрировано, как быстро в некоторых странах увеличивается производство энергии без выбросов парниковых газов. Да и кто сказал, что для дальнейшего развития цивилизации не нужен переход на новые экологически ответственные технологии, даже если экономические преимущества получат их производители? Хотелось бы, чтобы и Россия наконец более активно подключилась к этому процессу. Рост производства электричества в некоторых странах без выбросов парниковых газов с использованием возобновляемых источников энергии за период 2006—2016 гг. И к ним человечеству в любом случае придется приспосабливаться. А для своевременной выработки мер по адаптации необходимы как можно более точные прогнозы хотя бы на несколько десятков лет вперед.
Однако последствия изменений климата будут широко варьировать в разных регионах, поэтому и мероприятия по адаптации там должны быть разными. Но, как ни странно, составлять климатические прогнозы на отдельные регионы гораздо труднее, чем в глобальном масштабе. Поэтому необходимо, чтобы климатические исследования как можно скорее привели к созданию климатических технологий и услуг для выработки наиболее надежных прогнозов и реализации наилучших мер по адаптации индивидуально для каждого региона. Все сводится к управлению рисками Игнорирование предупреждений климатологов недопустимо, поскольку возможный экономический ущерб от бездействия может оказаться гораздо больше, чем стоимость принятых мер. Таким образом, все сводится к управлению рисками, связанными с потеплением. Их поможет снизить существенное уменьшение антропогенных выбросов парниковых газов в сочетании со своевременной и грамотной адаптацией к изменениям климата и их последствиям.
То есть необходимо уделять должное внимание не только путям сокращения выбросов, но и разработке стратегий адаптации к переменам. Меры, связанные с деградацией многолетней мерзлоты Что касается деградации многолетней мерзлоты, то, как показывают расчеты, на ее дальнейшем развитии даже полное выполнение Парижского соглашения до середины XXI века практически не скажется. В силу значительной внутриландшафтной дифференциации реакций многолетней мерзлоты на современное потепление о которой мы писали в предыдущей части статьи [77] для территорий криолитозоны, охваченных человеческой деятельностью, особенно важно развивать методы регионального прогноза изменений климата и состояния мерзлых пород.
Глава Института глобального климата и экологии перечислила регионы России из зоны риска
Например, на программе АСИ «Адаптация регионов к изменениям климата» команда Ростовской области разработала Концепцию адаптации региона к изменениям климата. Для эффективной адаптации к изменению климата необходимы решительные меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и переходу к устойчивому развитию. Также антропогенные изменения климата за последние 50 лет замедлили рост продуктивности сельского хозяйства в средних и низких широтах. Выбросы CO₂ — главная причина антропогенного изменения климата.
Климатические проекты в России будут снижать выбросы парниковых газов
Планирование, организация и осуществление мер по адаптации, в том числе превентивных, проводятся в рамках климатической политики с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономику и государство. Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка: а уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям; б возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов; в возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата; г затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности в том числе экономической и практической осуществимости таких мер; д потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды. Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ. С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов. Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий. Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики.
Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата.
Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52. Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования. При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню.
Тиндалем и в конце того же столетия шведским физико-химиком С. О потеплении климата и антропогенном усилении парникового эффекта одними из первых начали говорить британский инженер Г. Каллендар 1938 г. Килинг 1958 г.
Будыко 1972 г. Сам термин «глобальное потепление» впервые был употреблен в 1975 году в статье американского геохимика У. Брокера, вышедшей в журнале Science. В 1977 году Национальная академия наук США опубликовала доклад «Энергия и климат», в котором был сделан вывод о том, что сжигание ископаемого топлива приводит к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, влияющему на повышение глобальной температуры. А в 1988 году американский климатолог Д. Хансен пришел в сенат своей страны и сообщил, что глобальное потепление действительно уже происходит. С тех пор раз в 5—6 лет МГЭИК критически обобщает текущие публикации по исследованиям изменений климата в рецензируемой научной литературе и представляет результаты анализа в своих оценочных докладах, которые рецензируются независимыми экспертами. В 2007 году МГЭИК была присуждена Нобелевская премия мира за усилия по накоплению и распространению более широких знаний о техногенных изменениях климата и по созданию основы для мер, необходимых для противодействия этим изменениям. Отметим, что в России учеными Росгидромета и Российской академии наук также выпускаются оценочные доклады по изменениям климата которые касаются в основном российских регионов , а секция метеорологии и атмосферных наук Национального геофизического комитета раз в 4 года составляет обзоры российских исследований атмосферы и климата.
В 1988 и 1990 годах были приняты резолюции Организации Объединенных Наций с одинаковыми названиями — «О защите глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества». В 1992 году на конференции ООН «Саммит Земли» в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная конвенция по изменениям климата, озвучившая необходимость стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, который мог бы предотвратить опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему. В 1995 году ООН официально признала ответственность человечества за глобальное потепление. А, например, на Китай, Индию и на прочие развивающиеся страны, подписавшие протокол, с самого начала не было наложено обязательств по сокращению выбросов. Выполнение обязательств в рамках Киотского протокола, по мнению многих, было сведено не к реальному суммарному уменьшению выбросов, а к реализации определенных коммерческих целей тех, кому это выгодно, и к перераспределению богатств на Земле. Действительно, большие экономические потери при сокращении выбросов вполне могли и могут в будущем привести к значительному перемещению производства в страны, которые не охвачены договором или не имеют по нему обязательств. В 2008 году чикагский Институт Хартленда США от имени группы ученых, сформировавших Международную неправительственную группу экспертов по изменениям климата NIPCC , составил доклад, в котором попытался оспорить идею о том, что глобальное потепление вызвано человеческой деятельностью, и провел на эту тему собственную международную конференцию, на которой 98 докладчиков, включая ученых-климатологов из крупных университетов, утверждали, что глобальное потепление скорее всего является исключительно естественным процессом. В 2009 году в Копенгагене Дания 114 стран подписали соглашение, призывающее к значительному сокращению выбросов парниковых газов, чтобы глобальная температура не поднялась в ближайцшее столетие более чем на 1,5—2 град. Альтернативное соглашение, заключенное в 2010 году в Боливии, призвало к еще большему сокращению выбросов.
На Рамочной конвенции ООН об изменениях климата, которая была подписана в Канкуне Мексика в 2010 году, в качестве основной цели принятия мер по замедлению потепления было утверждено ограничение роста глобальной температуры величиной 1,5—2 град. Возможные изменения выше 2 град. Поскольку упомянутый выше Киотский протокол не смог добиться какого-либо заметного сокращения выбросов парниковых газов в мире, а время его действия в любом случае подходило к концу, в 2015 году в столице Франции был утвержден проект нового соглашения по замедлению потепления путем сокращения выбросов парниковых газов. Начиная с 2016 года 196 стран, в том числе Россия и США, подписали это соглашение, однако в 2017 году президент США Трамп отказался от него, считая его несправедливым по отношению к развитым государствам, которым вновь придется нести основные убытки из-за сокращения выбросов. Конкретные обязательства по Парижскому соглашению будут приняты только в 2020 году на специальной конференции ООН по климату — после окончания действия обязательств по Киотскому протоколу.
Чтобы минимизировать последствия на территории Курской области, был разработан и утвержден план по адаптации к изменениям климата. Он предусматривает внедрение энергосберегающих технологий в организациях и учреждениях Курской области. В том числе строительство оросительных систем для полива сельскохозяйственных культур, подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно- климатическим условиям нашей области. Также развитие системы оборотного водоснабжения на предприятиях, перевод транспортных средств на газомоторное топливо, внедрение и активное использование возобновляемых источников энергии, использование новейших строительных материалов и технологий. И ряд мероприятий по снижению выбросов парниковых газов в атмосферный воздух», - прокомментировал заместитель губернатора Курской области Алексей Дедов. На промышленных предприятиях Волгоградской области активно внедряют наилучшие доступные технологии, реализуют экологические инвестпроекты. Масштабная работа идет по реабилитации Волго-Ахтубинской поймы и других водных систем региона.
Против этого выступали США. Как заявил неназванный дипломат, слова которого приводит агентство Associated Press, американская делегация настояла на том, чтобы в итоговом документе в разделе о показателях по сокращению выбросов в атмосферу слово "должны" было заменено на "следовало бы". Такая структура договора позволяет обойтись без ратификации документа в Конгрессе США, который настроен крайне скептично в отношении экологической политики Обамы. Конкретных обязательств нет Другим предложением РФ было разделение ответственности за выбросы между всеми странами. Однако против этого выступили развивающиеся страны. По их мнению, большая часть нагрузки должна ложиться на развитые государства, которые долгое время являлись основными источниками выбросов. Между тем, сейчас в первую пятерку "загрязнителей" планеты, наряду с США и ЕС, входят Китай и Индия, которые считаются развивающимися странами. Россия находится на пятом месте по уровню выбросов СО2.
Изменение климата
Все ли регионы страны подготовили планы по адаптации к изменениям климата, выясняли сенаторы на заседании профильного Комитета Совета Федерации. Главная» Новости» Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека (см. ответ на соответствующий вопрос). Здесь речь в основном ведется о необходимости сокращения причины изменения климата, то есть о сокращении выбросов парниковых газов. 35. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата.
Наши проекты
- Глобальные изменения климата. Часть 4. Что делать?
- Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата»
- Цель программы
- климатический хаос