1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. 1 февраля 2024 года Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отметила 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
15 лет назад состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла
Вопрос об избрании 16-го Предстоятеля встал после кончины 5 декабря 2008 года приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, возглавлявшего Русскую Православную Церковь более 18 лет. Это больше не немощная, не слабая Церковь… потому что Церковь — вместе со своим народом, потому что духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды, — сказал в те дни будущий патриарх Кирилл, а тогда — митрополит Смоленский и Калининградский. Именно митрополит Кирилл был избран Местоблюстителем Патриаршего престола на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 6 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкине. После этого, вплоть до начала Архиерейского Собора, митрополит Кирилл посетил множество храмов, монастырей и духовных школ, где совершал богослужения, произносил проповеди и общался с верующими. Последний начал свою работу 25 января. Все его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол.
Каждый из голосовавших должен был отметить 1 имя.
До начала восстановительных работ дом находился в аварийном состоянии. При использовании, в том числе, современных материалов, строители постарались сохранить старинный облик дома. В марте 2022 года началось воссоздание интерьера жилых комнат в здании дома-музея священника Василия Гундяева. В первых двух комнатах дома-музея представлена обстановка прошлых лет. В открытой библиотеке будут представлены труды Предстоятеля Русской Церкви, духовная литература, книги для детей. Старинную дореволюционную мебель собирали совместно с краеведами у местных жителей города Лукоянова. В зале, где воссоздан интерьер жилой комнаты семейства Гундяевых, располагается шкаф для посуды, комод, люстра начала 1920-х годов, а также сервиз посуды, изготовленный знаменитой на всю Россию фабрикой Матвея Кузнецова.
В зале, где располагается экспозиция, посвященная иерею Василию Гундяеву, в двух витринах выложены экспонаты, посвященные истории храмов Лукоянова. Неоценимую помощь в подготовке выставки оказали местные краеведы. В издательском отделе Вознесенского Печерского монастыря сверстаны баннеры с изображениями жизненного пути иерея Василия Гундяева. В экспозицию добавлены несколько витрин с экспонатами, посвященными теме «Изъятие церковных ценностей и голод 1922 года». В Нижегородском епархиальном ателье специально для музея была пошита форма машиниста начала ХХ века. Для этого в антикварных магазинах была приобретена амуниция — пуговицы, кокарда и прочие знаки машиниста конца XIX — начала XX веков. Были созданы также витрины, посвященные истории Свято-Тихоновского Лукояновского женского монастыря и Покровскому собору города Лукоянова и его строительству. По прибытии Святейший Патриарх Кирилл осмотрел памятник основателю Нижнего Новгорода благоверному князю Георгию Всеволодовичу и его наставнику святителю Симону Печерскому, епископу Владимирскому и Суздальскому.
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Архангельский собор. Далее Предстоятель Русской Церкви перешел к смотровой площадке, где губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал Его Святейшеству об истории города и проводимых в Нижегородском кремле археологических и реставрационных работах. Вечером этого же дня в ходе визита в Нижегородскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. Также в этот день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил возрожденный собор в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, — главный храм Николаевского женского монастыря города Арзамаса Нижегородской области. При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна. Другие материалы за день.
Обычное дело: еще при покойном Патриархе Алексие иногда можно было вдруг услышать в храме приватные разговоры духовенства, обсуждающего в алтаре дела насущные : К Горнему месту понесли патриарший саккос.
Через несколько минут митрополита Кирилла переоблачат. А потом трижды посадят на синтрон — что и будет, собственно, считаться актом поставления в Патриархи. Любопытный факт: покойного Патриарха Алексия посаждали на синтрон два Филарета, Киевский Денисенко который, расстрига нынешний и Минский. Кто-то из архиерев аккуратно, как прилежный ученик, следил за чином по специально отпечатанной брошюре. Но, разумеется, лучше всего рассмотреть момент интронизации удалось тем шустрым иподиаконам, которые заняли наиболее выгодные места у кабинки комментатора в галерее. Благо, к этому моменту проскомидия уже закончилась. Мне всегда было интересно: кто съедает хлеб-соль, оставшиеся после торжественных встреч?
Эх, надо было отщипнуть на память кусочек.. А тем временем на хорах жизнь текла своим чередом. Телевизионщики у мониторов сладко спали, а у них за спиной толпилась любознательная публика. Оно и понятно: вся трансляция — вот она, перед тобой; а звук — вживую, прямо из храма. Кое-кто из хористов хористок? Получился почти что табор. Техника была задействована надежная и опробованная на самых рейтинговых проектах, судя по наклейкам на кофрах : То же самое касалось и осветительного оборудования.
Оговорюсь: в смысле техники. Отец Матфей, конечно, злился на вездесущих журналистов, но старцу пришлось-таки смириться, и он регентовал буквально в окружении пишущей и снимающей братии. На хорах было красиво и даже просторно. И не просто просторно, но даже как-то покойно. Настолько, что у меня даже возникла мысль поднять голову и посмотреть вверх чего в обычной нашей суете мы делаем крайне редко, согласитесь. А вверху была красота. Между тем служба продолжалась.
Диакона готовились внести в алтарь допонительные жертвенники для причащения почти двухсот архиереев. У кабинки комментатора фанатеющая публика пыталась снять на камеры мобильных теелфонов через стекло вдобавок! Сегодня я увидел рекордное количество архиерейских митр единовременно. Да еще и расставленных аккуратными рядами на полу. Будет что вспомнить. Патриарх Кирилл долго принимал поздравления от архиереев. Кто-то даже в этой сумасшедшей сутолоке умудрялся найти возможность для молитвы.
Между тем служба продолжалась. Диакона готовились внести в алтарь допонительные жертвенники для причащения почти двухсот архиереев. У кабинки комментатора фанатеющая публика пыталась снять на камеры мобильных теелфонов через стекло вдобавок! Сегодня я увидел рекордное количество архиерейских митр единовременно. Да еще и расставленных аккуратными рядами на полу. Будет что вспомнить. Патриарх Кирилл долго принимал поздравления от архиереев. Кто-то даже в этой сумасшедшей сутолоке умудрялся найти возможность для молитвы. А суматоха всё усиливалась. Подтянулось духовенство, и в алтаре стало невозможно передвигаться.
Первое причащение в сане Патриарха. Мантия, куколь и посох еще стоят в сторонке. Они будут вручены Патриарху Кириллу в самом конце службы. Привычный силуэт... И непривычное пока лицо нового Патриарха. Белый клобук все-таки здорово смотрится. Светское руководство честно отстояло всю Литургию до конца. Медведев в этот момент пошел поздравлять нового Патриарха. Александрийский Патриарх Феодор приветственное слово прочитал по-русски. Молодец, получилось.
Лаврские монахи преподнесли Патриарху образ преподобного Сергия. Однако на отпусте титул Патриарха прозвучал как «... Символ нашего времени: атрибуты патриаршего богослужения и вездесущая телевизионная камера. Первое Первосвятительское слово Патриарха Кирилла слушали и в храме, и в алтаре. Посох святителя Петра отправили обратно в Кремль не сразу. К нему прикладывались архиереи, духовенство, миряне; но после этого все в обязательном порядке еще и фотографировались рядом со святыней. Служба почти закончена. Напряжение спало. Последние поздравления.
Святейший Патриарх
РИА Новости, 1920, 01.02.2024. Предлагаем вашему вниманию фильм о Первосвятительском служении Святейшего Патриарха Кирилла, который вышел к 15-летию интронизации Его Святейшества. Сергей Собянин поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 10-летием со дня интронизации. Интронизация Патриарха Кирилла. Уход в мир иной Алексия II в 2008 году поставил перед религиозной общественностью вопрос – кто займет пост местоблюстителя престола патриарха. Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-летием со дня интронизации.
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2025
Многие из нас читали это послание и этот отрывок много раз, но в том-то и сила Слова Божия, что одна фраза, одно предложение вдруг начинает блистать такими гранями, отражать такой силы духовный Божественный свет, что оторваться от него невозможно. Вот и сегодня апостол, говоря о ветхозаветных отцах, об Аврааме, Исааке и Иакове, о примере их веры, переходит к Моисею и говорит: «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо был тверд, как бы видя Невидимого». Так ведь в этих словах содержится все, что нужно каждому человеку, тем более архиерею и тем паче Патриарху! Что такое Египет для Моисея, для еврейского народа? Это страна, где они жили, не имея свободы, но зато в сытости, так что даже, уйдя в пустыню, они вспоминали котлы с мясом. А Моисей, воспитанник фараона и его супруги? Он мог бы быть вторым или третьим во всей этой огромной языческой египетской империи. Чего ему не хватало? Все было! Но он от всего этого отказывается, потому что все это второстепенно и даже третьестепенно.
Не для этого человек живет, и Моисей понял это, и подвиг его отказа был велик. Но это было не просто проявление мужества, связанное с отказом от земного богатства и процветания. Моисей не убоялся гнева царского, а фараону было на что гневаться. Воспитанник фараона и его жены не просто выступает против фараона — он народ свой выводит из Египта. А ведь народ, как сейчас говорят, умножал общенациональный продукт, и его уход вел к утрате части могущества Египта. Каким же мужеством нужно было обладать, чтобы не просто разорвать узы, связывающие тебя с теплым, обеспеченным, почетным местом в жизни, но и отказаться от поддержки своего царя, учителя, воспитателя во имя высшей цели — спасения народа! Все эти слова помогают нам понять и подвиг Церкви, и подвиг каждого архиерея, тем более Патриарха. Ни образ жизни, ни любые материальные блага не могут и не должны затмевать для нас самого главного — возглавить движение своего народа, этот великий метаисторический исход, навстречу Богу и Его Божественному Царству. Конечно, не всегда и не всем хватает сил, терпения и мужества.
Но совершенно очевидно и то, что Господь распятый и Воскресший, основавший Церковь Свою, — вместе с нами, Его последователями, в том числе и в этой эсхатологической драме борьбы добра со злом. Мы не одни, и мы опираемся в своем служении не только на наши знания, полученные через образование, на какие-то силы и способности, которые Бог вложил каждому в его естество. Мы основываемся в первую очередь на той великой миссии, которую Бог через Сына Своего вручил Церкви, а значит, в первую очередь, епископату, а через него духовенству, а через них — всему народу в освящение и спасение рода человеческого. И потому не наши способности и силы играют здесь первенствующую роль, но благодать Божия, которую получаем мы в Таинстве рукоположения и которая сопутствует нам во вся дни жизни нашей.
Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком.
Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение».
Это действительно некое соборное делание — вот как можно было бы охарактеризовать не имеющее прецедентов в истории возрождение религиозной жизни. Нигде и никогда ничего подобного не происходило, как нигде и никогда не происходило таких страшных гонений, какие имели место на нашей земле, ведь ни один народ, ни одна Церковь не прошли через то, через что прошли наши отцы и деды. А это означает, что с нашей Церковью — сила Божия, Святой Дух, и мы молимся и просим Господа, чтобы Он и впредь пребывал с народом и Отечеством нашим, особенно сейчас, в очень непростых и опасных условиях. Возвращаясь к нашей внутренней церковной жизни, хотел бы еще раз поблагодарить наших мирян-активистов, молодежных лидеров, приходских работников, ведь в каждом приходе сейчас организованы и образовательная, и социальная работа, и многие другие направления, не буду все перечислять. Получая отчеты о деятельности приходов, я радуюсь тому, что не на бумаге, а в реальной жизни осуществляются наказы Архиерейских Соборов, решения Синода и пожелания Патриарха. За все это я вас сердечно благодарю, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, и это самый замечательный подарок, который каждый из вас, вложив частицу своих трудов, преподнес мне сегодня, в этот важный для меня день. Верим, что Господь будет с нами, с нашей Церковью и народом. От нас же требуется укрепляться в вере и верности Господу и Церкви, в способности не жалеть живота своего, коль мы встали на путь служения Господу.
А нашим благочестивым мирянам также желаю помощи Божией, благословения в их личной, семейной, трудовой жизни, чтобы, приходя в храм, они укреплялись силой Духа и это помогало им и за пределами храма достойно осуществлять свое жизненное призвание и радоваться присутствию благодати Божией в своих сердцах. Пусть сегодняшний замечательный день еще и еще раз поможет нам осознать нашу общность, наше единство и то, что мы, объединенные единой верой и молитвой, продолжаем великое дело, совершаемое нашими героическими святыми предками. В заключение хотел бы еще раз всех вас, мои дорогие, поблагодарить за все то, что вы совершаете, каждый на своем месте, и за то, как вы разделяете с Патриархом его труды. Многая всем и благая лета! Фото свящ.
Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета; с 2009 г. Шевченко; с 2011 г. Ломоносова; с 2012 г. Петровского РАМН; с 2014 г. Плеханова; с 2016 г.
Приглашался для чтения лекций в Рим 1972 г. Выступал с докладами на многих российских и зарубежных конференциях, симпозиумах и форумах. Святейший Патриарх Кирилл — автор следующих книг: Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере. Как отвечает на них Православная Церковь. Бог и человек. История спасения. Les valeurs de la Tradition dans la societe laique. Права человека и достоинства личности. Сборник проповедей на Украине. Патриарх на Украине.
Книга бесед со Святейшим Патриархом Кириллом. Великопостные проповеди 2001-2011. Великопостные проповеди 2001-2014. Собрание трудов. Серия I. Серия II. Изданы циклы телепередач с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика часть 1 , Церковь, личность, общество часть 2 , О вере и спасении часть 3 , Есть ли будущее у России часть 4. Созданы и выпущены на дисках десятки видеофильмов, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, избранию и интронизации Его Святейшества, с записями богослужений, проповедей, встреч и выступлений в прямом эфире, состоявшихся в ходе визитов в российские епархии, на Украину,в Беларусь, Эстонию и Армению, а также выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла на российском телевидении. Циклы проповедей Его Святейшества и записи ряда встреч с молодежью изданы также на аудионосителях.
15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Так же, как его отец и дед, не боится выступать против антирелигиозной политики СССР, за что, по некоторым источникам, в 1986 г. В 1991 г. После кончины Патриарха Алексия II в 2008 г. Священный Синод избирает митрополита временно исполняющим обязанности Патриарха. Через 2 месяца, 25 января 2009 г. На богослужении присутствовали зарубежные высокопоставленные гости, высшие должностные лица РФ, архиереи РПЦ — всего около 2 тыс. Митрополита Кирилла облачили в патриаршие одежды, возвели на Горнее место и старейшие митрополиты трижды посадили на синтрон, с соответствующим молитвословием. Этим актом было совершено поставление в Патриархи.
И потому не наши способности и силы играют здесь первенствующую роль, но благодать Божия, которую получаем мы в Таинстве рукоположения и которая сопутствует нам во вся дни жизни нашей. Не мы, но Христос действует в нас... Самый важный урок, который я лично вынес за эти четыре года, заключается в словах, сказанных не мною: все могу об укрепляющем меня Господе Иисусе см. Потому что не я, не мы, но Христос действует в нас. А для того чтобы было так, нам нужно только сердце свое открывать Ему через покаяние, через молитву, через свершение добрых дел — настолько, насколько мы можем в силу своей человеческой ограниченности эти добрые дела совершать.
Это поразительное заявление. А вот благочестивый и гордый человек, продолжает святой Ефрем, разрушает все плоды своей добродетели. Конечно, эти слова не стоит понимать так, что если ты грешен и смиряешься, то вообще не должен ничего делать. Но эти слова говорят о смирении и сокрушении о грехах своих как о высочайшей добродетели человека, превышающей совершение добрых дел. Мы знаем, что добрые дела иногда и от гордости совершаются, чтобы как можно больше стало известно об этих добрых делах.
Вот такой человек, будучи гордым и использующим добродетель, чтобы поддерживать это свое греховное состояние, ее разрушает. А смирившийся грешник, исповедующий свои грехи перед Богом, даже не нуждается в добрых делах. Что же произошло в сознании мытаря? Он просто подавил в себе всякую самоуверенность, желание самооправдания, он посмотрел внутрь себя критическим взглядом и понял, что ему ни о чем не нужно Бога просить — ни о помощи в работе или семейных делах, ни о том, чтобы поправить, может быть, материальное свое положение или получить повышение по службе. Ничего этого в голову не пришло мытарю, он сказал самое главное: будь, Господи, милосерден ко мне грешному.
В этих словах сказано все. Когда мы говорим о церковном служении, и особенно о том служении, на уровне которого принимаются решения, касающиеся человеческих судеб, касающиеся очень многих людей, тогда особенно нужна способность тех, кто принимает эти решения, к самокритичному взгляду на самих себя. Потому что самоуверенность так же опасна, как и неуверенность. Гордый человек всегда самоуверен, через самоуверенность и проявляется его гордыня. А слабый человек, даже, может быть, и гордый, он неуверен, он боится ошибиться, чтобы обстоятельства и последствия его ошибки не нанесли урон его гордыне.
Поэтому смирение людей, принимающих решения, касающиеся других, есть непременное условие достойного служения. Это в первую очередь относится к Патриарху. Лично я никогда не относился к годовщине своего Патриаршего служения как к протокольной дате, потому что каждый год Патриаршего служения — это год, о котором можно написать огромный том, а может, и несколько томов.
Видео встречи российского лидера и главы Русской православной церкви РПЦ опубликовала пресс-служба Кремля. Спасибо вам за ваш труд», — сказал российский лидер патриарху. В ответ глава РПЦ поблагодарил президента и отметил высокий уровень церковно-государственных отношений, которые выстроились за 15 лет его патриаршества.
А еще меня удивляет, какое внимание он уделяет при посещении наше больницы больным и раненым, несмотря на то, что ограничен временем и жестким протоколом. Это настоящее человеческое общение. У нас в Больнице бывает много священников, в том числе и с опытом больничного служения, но Патриарх среди них все равно на первом месте. Он находит удивительно теплые слова и всегда неформально внимателен.
Больница святителя Алексия митрополита Московского
1 февраля 2009 года, 10 лет назад, состоялась Интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Христа Спасителя в Москве. Ровно 15 лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл. Дата рождения (день и год). Под руководством патриарха Кирилла находятся 150 епископских харитоний. День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 1 февраля —памятная дата.
Два патриарха свободной церкви
патриарх, интронизация, 10 лет со дня интронизации, Патриарх Кирилл. Патриарх Кирилл в день интронизации, 1 февраля 2009 г. 1 февраля – годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Фото: Патриарх Кирилл
- Русская Православная Церковь отметила 14-летие интронизации своего Предстоятеля
- Что такое интронизация
- Патриаршее служение
- Экуменическая и общественная деятельность
- Биография Патриарха Кирилла
1 февраля – день интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
1 февраля 2009 года в Москве в храме Христа Спасителя прошла интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводилась в Храме Христа Спасителя. Президент РФ Владимир Путин поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 13-й годовщиной интронизации. Сегодня Русская православная церковь празднует 13-ую годовщину интронизации патриарха Кирилла. Патриарх Кирилл в день интронизации, 1 февраля 2009 г.
Русская православная церковь отметит 13-ю годовщину интронизации патриарха Кирилла
В 1989 г. С 1998 г. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады. С 1992 г. Другим документом, к разработке которого митрополит Кирилл приложил немало усилий, были « Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека ». Принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах , в том числе в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г.
Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах 1993-2008 гг. В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Разработал и представил на утверждение Священного Синода « Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами » в 1994 г. С 1995 по 2000 гг. Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. Цюрихе Швейцария в марте и дважды в апреле 1996 г.
Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии Вена, май 1999 г. Осло Норвегия в ноябре 1999 года. Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» Москва, 2001 г. Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций.
С 1971 по 1977 гг. Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания Шамбези, 1976 г. В 2005 г. Межхристианские отношения и сотрудничество В 90-х гг. Задача православных христиан — восстановление единства Вселенской Церкви на основах неповрежденной истины, то есть в Православии. Диалог Русской Православной Церкви с инославными строился по нескольким направлениям. Первое: изучение проблем богословского характера, где Русская Православная Церковь выступает как хранительница апостольского и святоотеческого Предания Православной Церкви, учения Вселенских и Поместных Соборов.
Второе: совместная работа в сфере служения обществу, там, «где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой... Третье: безусловный отказ от прозелитизма со стороны традиционных конфессий и недопущение миссионерской деятельности сект. В 2000-е годы основное внимание было сосредоточено на совместном свидетельствовании о христианской основе европейской цивилизации, миротворчестве, защите прав христиан и их нравственных принципов и т. Этими принципами определялась многовекторная богословская и церковно-дипломатическая деятельность ОВЦС и его председателя в диалогах с инославным миром как в форме двусторонних отношений, так и в работе межхристианских организаций. Патриаршая интронизация 5 декабря 2008 г. Избрание Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Кирилла, занимавшего 5-е место среди постоянных членов Синода по старшинству хиротонии, было обусловлено в том числе его деятельностью на посту председателя ОВЦС, личным курированием наиболее сложных направлений во взаимоотношениях Церкви с внешним миром в течение всего периода Патриаршества Святейшего Алексия II. Будущий Патриарх Кирилл так охарактеризовал Первосвятительское служение своего предшественника: «Святейший Владыка принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений...
Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший Патриарх, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил нам совсем другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь... Святейший Владыка понимал, что Русская Православная Церковь — единственная, кто сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси» 9 декабря митрополит Кирилл с собором епископов совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Путин, Президенты Белоруссии, Молдавии, Армении, главы дипломатических представительств десятков государств. На отпевании, говоря о своем предшественнике, особое внимание митрополит Кирилл уделил единству православных народов, окормляемых Русской Церковью. Избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси происходило в атмосфере беспрецедентной открытости.
В течение всего периода между кончиной Патриарха Алексия II и избранием митрополита Кирилла на Патриарший престол в средствах массовой информации велась оживленная дискуссия по кандидатурам. Архиерейский и Поместный Соборы показали, что митрополит Кирилл — единственный архиерей, способный сплотить абсолютное большинство епископата, клира, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. После благодарственного молебна митрополит Кирилл в ответном слове на приветствие его в качестве новоизбранного Патриарха сказал: «Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение, - сказал Святейший Патриарх Кирилл в тот день. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет... Предстоятели Церкви несут [этот крест], хотя он не по силам одному человеку. Они его несут потому, что вместе с ними его несут архипастыри, пастыри, народ Божий.
Сама Церковь несет этот Крест вместе с Патриархом». Патриаршее служение Межправославные отношения С самого начала своего Предстоятельского служения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл видел важнейшей задачей в области межправославных связей поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей. Также он дважды посетил Святую Гору Афон: в 2013 году с паломническим визитом и в 2016 году, возглавив в Пантелеимоновом монастыре торжества, приуроченные к 1000-летию русского присутствия на Святой Горе. В годы Предстоятельского служения Святейшего Патриарха Кирилла продолжилась подготовка к Всеправославному Собору, начатая за полвека до этого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году. По результатам ряда подготовительных совещаний было принято решение провести Собор с участием всех общепризнанных Поместных Православных Церквей в июне 2016 года. Однако незадолго до этого времени стало известно об отказе ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви в ранее установленные сроки. В связи с этим Русская Православная Церковь выступила с инициативой провести в оставшиеся до запланированной встречи дни провести срочные межправославные консультации, однако это предложение было отвергнуто Константинопольским Патриархом.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию, Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление с призывом поддержать предложение Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Церквей о переносе сроков Всеправославного Собора. Тем не менее, 18-26 июня 2016 года на острове Крит состоялся Собор, в котором приняли участие делегации десяти Поместных Православных Церквей. Оценивая его результаты, участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви подчеркнули, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса и проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус. На встречах Предстоятелей Православных Церквей в рамках предсоборного процесса Патриарх Константинопольский Варфоломей обещал, что им не будут предприняты никакие шаги, чтобы легализовать раскол на Украине. В частности, на Собрании Предстоятелей в Шамбези январь 2016 г. Патриарх Варфоломей в присутствии Предстоятелей и представителей всех общепризнанных автокефальных Церквей заявил, что признает присутствовавшего на собрании митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви на Украине. Однако на деле Константинопольский Патриархат приступил к действиям, прямо направленным на разрушение единства Русской Православной Церкви.
Несмотря на все усилия по возобновлению братского диалога, предпринятые Святейшим Патриархом Кириллом, прибывшим для встречи с Патриархом Варфоломеем в Стамбул 31 августа 2018 г. Священный Синод благословил возносить во всех храмах Русской Православной Церкви за Литургией особые усердные моления о единстве Святого Православия.
Этот документ расширит возможности Церкви для оказания помощи больным и медицинскому персоналу в больница», — подчеркнул владыка Пантелеимон. Редакция портала «Милосердие. Многая и благая лета Вам, Ваше Святейшество! Благодарим Вас за отеческую заботу и доброе архипастырское окормление и молимся за Вас!
Но он от всего этого отказывается, потому что все это второстепенно и даже третьестепенно. Не для этого человек живет, и Моисей понял это, и подвиг его отказа был велик. Но это было не просто проявление мужества, связанное с отказом от земного богатства и процветания. Моисей не убоялся гнева царского, а фараону было на что гневаться. Воспитанник фараона и его жены не просто выступает против фараона — он народ свой выводит из Египта. А ведь народ, как сейчас говорят, умножал общенациональный продукт, и его уход вел к утрате части могущества Египта. Каким же мужеством нужно было обладать, чтобы не просто разорвать узы, связывающие тебя с теплым, обеспеченным, почетным местом в жизни, но и отказаться от поддержки своего царя, учителя, воспитателя во имя высшей цели — спасения народа! Все эти слова помогают нам понять и подвиг Церкви, и подвиг каждого архиерея, тем более Патриарха. Ни образ жизни, ни любые материальные блага не могут и не должны затмевать для нас самого главного — возглавить движение своего народа, этот великий метаисторический исход, навстречу Богу и Его Божественному Царству. Конечно, не всегда и не всем хватает сил, терпения и мужества. Но совершенно очевидно и то, что Господь распятый и Воскресший, основавший Церковь Свою, — вместе с нами, Его последователями, в том числе и в этой эсхатологической драме борьбы добра со злом. Мы не одни, и мы опираемся в своем служении не только на наши знания, полученные через образование, на какие-то силы и способности, которые Бог вложил каждому в его естество. Мы основываемся в первую очередь на той великой миссии, которую Бог через Сына Своего вручил Церкви, а значит, в первую очередь, епископату, а через него духовенству, а через них — всему народу в освящение и спасение рода человеческого. И потому не наши способности и силы играют здесь первенствующую роль, но благодать Божия, которую получаем мы в Таинстве рукоположения и которая сопутствует нам во вся дни жизни нашей. Не мы, но Христос действует в нас... Самый важный урок, который я лично вынес за эти четыре года, заключается в словах, сказанных не мною: все могу об укрепляющем меня Господе Иисусе см. Потому что не я, не мы, но Христос действует в нас. А для того чтобы было так, нам нужно только сердце свое открывать Ему через покаяние, через молитву, через свершение добрых дел — настолько, насколько мы можем в силу своей человеческой ограниченности эти добрые дела совершать. Это поразительное заявление. А вот благочестивый и гордый человек, продолжает святой Ефрем, разрушает все плоды своей добродетели. Конечно, эти слова не стоит понимать так, что если ты грешен и смиряешься, то вообще не должен ничего делать. Но эти слова говорят о смирении и сокрушении о грехах своих как о высочайшей добродетели человека, превышающей совершение добрых дел. Мы знаем, что добрые дела иногда и от гордости совершаются, чтобы как можно больше стало известно об этих добрых делах.
Монастырь как раз переживал время активной реконструкции, деньги выделялись, но не всегда осваивались, были сложности с тендерами и взаимодействием строительных компаний. Кроме того, археологи вели раскопки и не давали что-то строить по музейным соображениям. Оказалось, что выделенные средства не так просто освоить. Мне было очень интересно наблюдать, как патриарх обращал свое пастырское слово к самым разным людям - монахам, чиновникам, строителям, археологам. Мне запомнились два надгробных слова патриарха - на отпевании людей, которых я знал лично, - писателя Валентина Распутина и моего друга священника Михаила Васильева, ставшего Героем России посмертно. Меня поразило, как патриарх находит нужные слова в момент трагедии, представляет, если можно так сказать, духовный смысл жизни человека. Я также вспоминаю его встречу с философами и политологами. Беседовавший с нами более двух часов, из которых он полтора часа слушал нас и реагировал на реплики. Не было одной специальной темы для разговора, каждый говорил о чем хотел. Но патриарх мастерски провел эту встречу, показав недюжинный талант коммуникации. Он говорил с нами на нашем языке. Предпочитал слову "теолог" или "богослов" слово "религиовед", вспоминал советского религиоведа Мирана Петровича Мчедлова, которого он знал лично. У него не было позиции: вот мы вводим теологию, а все другие дисциплины, занимающиеся религией, должны замолкнуть. Он понимал и понимает важность и философии, и религиоведения. Мы гордимся, что на 80-летие философского факультета получили от него поздравительный адрес. Протоиерей Петр Гриценко, окормляющий паству в зоне СВО: Меня Святейший патриарх поражает образованностью, своими знаниями и решительностью. Он ничего не откладывает "на потом". Как сельский человек, я благодарен ему за то, что священникам из бедных сельских приходов разрешили работать на земле, чтобы прокормить свою семью. Я, занимаясь сельским хозяйством, смог восстановить один и построить другой храм, прокормить пятерых детей, проводить детские фестивали для детей со всей России и плюс еще оказывать значительную гуманитарную помощь Донбассу. Мы почти на 100 процентов снабжали батальон Георгия Победоносца и помогали социальным учреждениям в нескольких городах Донбасса.
Святейший Патриарх
Патриарх Кирилл Торжественное возведение на престол (интронизация) состоялось в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 года. 1 февраля 2024 года Русская Православная Церковь отмечает 15-ю годовщину со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Ровно 15 лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Дата хиротонии: 14 марта 1976 г. Дата пострига: 3 апреля 1969 г. День ангела: 24 мая Биография: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев). Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В марте 2009 года, вскоре после интронизации патриарха Кирилла, многие обратили внимание на тот гигантский кредит доверия, который новый глава РПЦ предоставил Алфееву, приехавшему в Москву из Вены, где руководил епархией.
Экуменическая и общественная деятельность
- Поделиться
- Экуменическая и общественная деятельность
- Читайте также
- Сегодня, 1 февраля - День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла