В глубокой древности праздник Красногора-Масленицы носил также название Комоедицы, ибо после этого дня медведи начинали пробуждаться от спячки. Название «Масленица» появилось от слова «масло», которое произошло от «мазало» и обозначало сливочную массу, получаемую при сбивании молока.
Почему Масленица называется Масленицей? История праздника Масленица
По другой версии, Масленица восходит к языческому празднику в честь бога Велеса. Четверг на масленичной неделе носит само за себя говорящее название – «Разгуляй». Название пятого дня масленичной недели — Тещины вечерки. Масленица — Масленая неделя, Масленица просторечное название Сырной седмицы последней перед Великим постом недели. Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта.
Почему Масленица так называется?
Это древнее название Масленицы, правильное, связано с пробуждением Природы, а не просто блины с маслом. СодержаниеИстория праздника Происхождение названия Когда отмечают Масленицу в России Масленичная неделя Традиции и обычаи Проводы зимы Где отмечать Москва Никола‑Ленивец. «У нас неделя масленичная особо ответственная.
Неделя Масленицы в 2024 году: как называются дни, их значение
Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом. Празднуют Сырную седмицу (другое название Масленицы) каждый год в разное время, поскольку дата привязана к дню Пасхи, а он не фиксирован. По другой версии масленичные гуляния возникли благодаря празднованиям в честь славянского бога земледелия и скотоводства Велеса. Раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия.
Традиции празднования русской Масленицы
Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [10]. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы [4] [11].
Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил время его на 8 дней [12]. На Пёстрой неделе Основная статья: Пёстрая неделя Малая масленица В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей Пёстрой недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное!
Соху, борону — И пахать пойду! Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу? В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день , первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей.
Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище [13] , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины, умерших в доме родственников. Щепихино, Калужского района [14]. И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье.
А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол.
Всю неделю с чучелом вместе веселились, а в конце недели сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке. Основное угощение в это время - блины. Эта традиция существует еще с времен поклонения языческим богам, с времен Древней Руси. Для того, чтобы прогнать зиму язычники призывали бога солнца Ярило, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.
Существовал и особый порядок приготовления блинов: первый блин всегда был за упокой, его отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Каждый день на масленичной неделе имеет свое особое название, подразумевающее то, чем нужно заниматься в этот день. Понедельник -"встреча". В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки, утром делали соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Вторник - "заигрыш".
В этот день начинается всё веселье.
Большинство россиян не знают, почему масленичная неделя также называется Мясопустной. Дело в том, что само название "масленица" возникло потому, что на протяжении всей праздничной недели, согласно православным традициям, христиане уже должны исключать из пищи перед постом, а молочные продукты еще можно было употреблять. Оттуда и идет другое название праздничной недели - Мясопустная. В стародавние времена неотъемлемой частью праздника были различные развлекательные мероприятия: катания на лошадях, в которых непременно участвовали все молодые пары, собиравшиеся жениться, катание с ледяных гор, прыжки через костер.
Сама по себе Масленица была ярчайшим театральным представлением. Всю неделю в местах публичного скопления людей устраивались сценки, в которых участвовали персонажи из ряженых - "Масленица", "Воевода" и многие другие. Главный смысл Масленицы заключается в том, чтобы проводить зиму и встретить весну, разбудить природу после зимней спячки. А главным символом Масленицы всегда было чучело из соломы, обряженное в женские одежды. Всю неделю с чучелом вместе веселились, а в конце недели сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Основное угощение в это время - блины.
Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение. Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу «первый блин комом», указывая последнее слово как «комам», то есть «медведям». Однако, более правдоподобной выглядит иная версия происхождения данной пословицы — «первый блин кому», то есть покойнику. Это обусловлено тем, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших. Но стоит обратиться к источникам.
Сохранилось всего одно достоверное письменное свидетельство о Комоедице в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал ее в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Частичная перепечатка статьи Нечаева этнографом Шейном впоследствии сделала популярной версию о Комоедице как о предшественнице Масленицы. Обратимся к тексту оригинальной статьи. Первое, что обращает на себя внимание — дата празднования. Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю.
Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Есть и иные версии происхождения названия.
Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях.
Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться.
Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда.
Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму.
Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах.
В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти.
Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в.
Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить.
Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически.
При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
Неожиданные версии о Масленице Блин не олицетворяет Солнце. Блины и Масленица могут быть вовсе не связаны. Историки до сих пор не могут прийти к общему мнению относительно того, является ли это угощение исконно масленичным. Есть распространенная версия о том, что блины стали традицией около 200 лет назад. В древности это было поминальное блюдо. Сжигание чучела — это не проводы зимы. В древности это скорее был обряд жертвоприношения. Чучело клали в гроб и возили по деревне, а затем сжигали. Тем самым, призывая богов к помощи и благословению на успешные пахотные работы. Считалось, что, если этого не сделать, почва будет менее плодородной.
А скоро — и Пасха Великий праздник Пасхи не имеет четкой даты: год от года день празднования Воскресенья Господня отсчитывают по специальному церковному календарю. Между Масленицей и Пасхой всегда — определенное количество недель. В 2021 году православные христиане будут праздновать Пасху 24 апреля. Международный день блина Не только у славян есть традиция провожать зиму, устраивая пир на весь мир. В Дании, например, во время подготовки к Великому посту принято готовить булочки с изюмом и цукатами, а в Норвегии — бутерброды с маслом. В Англии тоже пекут блины, но праздник у них длится всего один день.
Их пекли в каждом доме, хозяйки хвалились своим кулинарным мастерством.
Обязательно ходили в гости и звали гостей к себе, не забывали угощать нищих и стариков. Помимо блинов, на стол подавали традиционные оладьи, пирожки со всевозможными начинками. Среди любимых блюд праздника были рыбные расстегаи и другие виды выпечки. Продолжались народные гуляния, массовые катания на санях, всюду звучало пение и смех. Одной из широко распространенных традиций стало катание на санях вокруг деревни, причем катались обязательно «по солнышку» — по часовой стрелке. Еще одной массовой народной забавой была оборона и взятие снежной крепости, в ней принимало участие все взрослое население. Зять отправлялся к теще на блины, а она старалась как можно лучше встретить и угостить его. В этот день отправлялись в гости к родне, а невестки обязательно приглашали в гости сестер мужа с семьями.
Прощеное воскресенье — одна из традиций православной церкви. В последний день перед началом Великого поста следовало обязательно попросить прощения у родных и близких, а также самому простить все обиды. В церкви проводилась специальная служба, а в деревнях и городах устраивали проводы Масленицы. Этот обряд чаще всего сопровождался ритуальным сжиганием чучела или его похоронами. В праздновании Масленицы тесно переплетены христианские и языческие традиции, и это не мешает ей оставаться по-настоящему народным любимым праздником. Ее с удовольствием отмечают дети и взрослые, а для хозяек это отличный повод порадовать близких вкусными блинами. Для этого уже давно не нужно стоять у жаркой русской печи: современные блинницы с антипригарным покрытием позволяют творить настоящие кулинарные шедевры, используя десятки рецептов. Интересные масленичные традиции в разных регионах страны Хотя существовали общероссийские традиции, в каждом регионе было принято отмечать Масленицу по-своему.
Коляда масленая, Каровiна i конскае свята, укр. Сырная неделя. Сущность обрядов празднования «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Маковский , 1869. Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у многих народов является началом нового года [3] типичный пример — Новруз. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего.
С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба кулачные бои , взятие снежного городка , направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Веснянок , когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права. С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [4]. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом.
Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.
Слово пришло от слова масло! Праздник придумали из того, потому что блины то символ солнца! Похожие вопросы.
Костры и кулачные бои: какой языческий праздник заменила Масленица
В глубокой древности праздник Красногора-Масленицы носил также название Комоедицы, ибо после этого дня медведи начинали пробуждаться от спячки. Это время перед постом, масленичная неделя, еще есть название “сырная”. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. Это древнее название Масленицы, правильное, связано с пробуждением Природы, а не просто блины с маслом. немецкая масленица, немецкую масленицу справлять.
Отличия христианской Масленицы от древнего праздника Комоедицы
Масленица-2024 в России: язычество и православие – традиции праздника в фактах | Раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. |
Провожаем зиму и встречаем Масленицу: все традиции праздника - видео | Осн. содержание масленичных обрядов – возобновление плодородия в начале хозяйств. года. |
Славянский Праздник Масленица | третий день, среда - Лакомка, остальные названия и значения периода, когда в России пекут блины и сжигают чучело. |
Костры и кулачные бои: какой языческий праздник заменила Масленица
Это название произошло от запрета женщинам всю масленичную неделю заниматься шитьем, прядением, тяжелыми работами по дому. немецкая масленица, немецкую масленицу справлять. В других странах проводы Масленицы и начало весны тоже празднуют. Это древнее название Масленицы, правильное, связано с пробуждением Природы, а не просто блины с маслом. До XVII века масленица праздновалась 2 недели, позже она стала включать в себя лишь 7 дней, каждый из которых имел определенное название и предполагал выполнение тех или иных обрядов.