Во время войны отец Дорониной был призван на воинскую службу и воевал на Ленинградском фронте. Действительно, Доронина в течение двух с половиной лет жила припеваючи в элитном санатории в сосновом бору.
Актриса Татьяна Доронина госпитализирована с поражением легких
Сообщество «Татьяна Доронина» ВКонтакте — публичная страница, Москва | Легендарная советская, российская актриса Татьяна Васильевна Доронина попала в больницу с коронавирусом. |
Одиночество королевы: почему Татьяна Доронина бросала своих мужей | в фильмах Георгия Натансона «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь». |
Что на самом деле случилось с Татьяной Дорониной? | Народная артистка СССР Татьяна Доронина последние годы живет в геронтологическом центре. |
Ни родных, ни близких, ни сцены. Как встречает 90-летие Татьяна Доронина?
Актриса неоднократно снималась на телевидении. Снималась в фильмах "Доходное место", "Незрелая малина", "Женитьба Бальзаминова", "Страшная мысль", "Теневой партнер", "Галина", "Тридцать седьмой роман".
Татьяна Доронина В своей автобиографии она намекнула, что первый муж был ей неверен: "Съемки Олега… За столом, когда мы вошли, сидели актер и актриса, несколько возбужденные застольем и друг другом. Пикантность обстановки была очевидна. Клеймо с названием "все дозволено" Олег носил, еще стесняясь, не чувствуя изнутри, не понимая серьезности болезни, которой он был заражен. Двусмысленные взгляды актера, цинизм его юмора усугублялись ласковостью ко мне актрисы. Ласковость трусливой суки, которая боится, что ее выгонят, а главное — имеют право выгнать". Доронина и Басилашвили прожили в браке восемь лет.
Вторым мужем актрисы стал театральный критик Анатолий Юфит, который влюбился в нее, как только увидел на сцене. Их брак распался, когда Татьяна Васильевна встретила писателя Эдварда Радзинского. Этот союз длился всего пять лет, но после расставания бывшие супруги остались приятелями. Доронина до сих пор считает Радзинского одним из близких людей в своей жизни. После расставания с ним актриса вышла замуж за работника главка нефтепрома Роберта Тахненко. Доронина познакомилась с ним в садоводческом обществе, когда хотела купить дачу. Супруги прожили вместе три года, а в 1985 расстались. Больше актриса замуж не выходила.
С каждым из них я честно отбывала по семь лет", — говорила Татьяна Васильевна в одном из интервью.
Чехова , Лушка в « Поднятой целине » М. Шолохова , Надя в пьесе «Моя старшая сестра» А.
Володина и Наташа в пьесе Э. Радзинского , известной под названием «Ещё раз про любовь» [14]. Последние две роли актриса позже с таким же успехом сыграла и на экране — в фильмах « Старшая сестра » 1966 и « Ещё раз про любовь » 1968.
В 1966 году актриса покинула театр причиной стал переезд в Москву, связанный с новым замужеством. Горького , на сцене которого выступала до 1972 года. Театр в послевоенные годы переживал кризис — возглавивший его осенью 1970 года О.
Ефремов столкнулся с проблемами, которые многим казались неразрешимыми [15] , и актриса, сыграв заглавную роль в дебютном спектакле О. Ефремова «Дульсинея Тобосская», в 1972 году перешла в Театр имени В. Маяковского , где плодотворно сотрудничала с А.
В 1983 году, по приглашению О. Ефремова , вернулась во МХАТ. В 1981—1987 годах играла в спектаклях Московского драматического театра «Сфера».
Горького , проведя театр через сложный период. До 4 декабря 2018 года являлась его художественным руководителем и директором, а в настоящее время занимает пост президента театра — должность, специально созданную для неё Министерством культуры Российской Федерации [16]. Одним из последних управленческих решений в должности художественного руководителя — директора МХАТа им.
Горького стал перевод всей труппы театра на бессрочные трудовые договоры, чтобы защитить артистов от увольнений, инициированных новым руководством театра. Большинству актёров труппы, за исключением народных артистов и тех, кто имеет социальные льготы, будут предложены срочные контракты [17]. Горького не появляется [19].
Личный помощник артистки заметил в комментарии KP. RU, что Татьяна Васильевна не разрешает давать никакую информацию, но в целом "все нормально с ней". Татьяна Васильевна в адекватном состоянии", - заявил помощник, тем опровергая ранее прозвучавшие в СМИ сведения, что Дорониной дают седативные препараты.
Как Татьяна Доронина живет после изгнания из театра
Однако сама Татьяна Васильевна на сможет присутствовать на мероприятии. По словам Лидии Матасовой, после перенесенного коронавируса у нее возникли проблемы со здоровьем — с ногами. Легкие поражены на 20 процентов: Татьяна Доронина угодила в больницу с коронавирусом «Но книгу Татьяна Васильевна читала. Ей все понравилось, сказала, что Ореханова как всегда на высоте», - отметила Лидия Матасова в разговоре с Teleprogramma. По словам собеседницы, Татьяна Доронина по-прежнему находится в Геронтологическом центре «Юго-Западный», куда ее привезли еще в конце 2022 года.
Татьяна Васильевна составила завещание. Так как детей у нее нет, Доронина оставила все, что нажила, некоему Игорю. По словам Кехмана, Игорь — это помощник Дорониной. И актриса действительно считает его близким человеком. Но о завещании гендиректор МХАТ ничего не слышал.
И в какой-то момент, если помните, от отчаяния написала письмо нашему президенту с просьбой спасти МХАТ. В этом письме Дорони на сообщ ила, что у нее осталось очень мало сил... Кто-нибудь обратил на это внимание? Она очень просила поскорее решить проблему - ей хотелось уверенности в том, что будущие поколения станут приходить в тот театр, который исповедовала она. А она была приверженицей системы Станиславского и психологического театра. Все это она отстояла. И с чувством удовлетворения восприняла то решение, которого и добивалась. Добивалась не для себя! Она сделала на этом акцент. И акцент был еще на том, что у нее силы на исходе. А она лучше всех знает свое состояние. Поэтому - да, в театр не ездит. Она уже многие годы проживает в очень хорошем санатории в Барвихе.
Брак продержался семь лет, после чего распался. Вторым супругом Дорониной стал театровед Анатолий Юфит, однако и с ним отношения не сложились. Третий брак актрисы был заключен с писателем Эдвардом Радзинским. Союз продержался пять лет. По неподтвержденным данным, причиной разрыва стал влюбленный в артистку поклонник — актер Борис Химичев. Тот ради Дорониной пришел на пробы в одном из спектаклей, но в ее присутствии не смог справиться с волнением и отказался от съемок. Позднее Химичев все же стал супругом актрисы. Я очень благодарна судьбе, потому что фактически с каждым из них я честно отбывала по семь лет.
Татьяна Васильевна Доронина
Совсем плоха: прикованная к постели Татьяна Доронина составила завещание | Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). |
Где сейчас живет пропавшая актриса Татьяна Доронина | Знаменитости с фото и видео | Т. Товары и услуги сообщества "Татьяна Доронина" по выгодной цене в социальной сети ВКонтакте. |
Татьяна Доронина - актриса, театральный деятель - биография - советские актрисы - Кино-Театр.Ру | Татьяна Доронина сегодня как живет: последние новости где она что с ней после изгнания из театра. |
Татьяна Доронина
дорогом, комфортабельном пансионате в подмосковной Барвихе. Краткая справка о знаменитой актрисе. Т. Товары и услуги сообщества "Татьяна Доронина" по выгодной цене в социальной сети ВКонтакте. © РИА Новости. В фильме 1975 года «На ясный огонь» по повести Михаила Зощенко «Возмездие», Доронина сыграла горничную Анну Касьянову. Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Последние новости о персоне Татьяна Доронина новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое.
«С каждым мужем я честно отбывала по 7 лет»: жизнь и одиночество Татьяны Дорониной
Островского реж. Ануя реж. Доронина Софья — «Зыковы» М. Горького реж. Морозов Кручинина — «Без вины виноватые» А. Горького: «На дне» М. Горького 1987, возобновление спектакля, поставленного К. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко «Три сестры» А. Чехова 1987, 1998, возобновление спектакля, поставленного Вл.
Немирович-Данченко «Зойкина квартира» М. Булгакова 1989 «Французский квартал» Т. Уильямса 1990 «Полоумный Журден» М. Булгакова 1991 «Белая гвардия» М. Булгакова 1991 «Лес» А. Островского 1993 «Мы идём смотреть «Чапаева» А. Белова 1993 «Мадам Александра» Ж. Ануя 1993 «Доходное место» А. Островского 1994 «Тёркин жив и будет!
Твардовского 1995 «Версия «Англетер» А. Яковлева 1995 «Дама-невидимка» П. Кальдерона 1997 «Одна любовь души моей» А. Пушкина 1999 «Без вины виноватые» А. Островского 2000 «Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского 2000 «Прощание в июне» А. Вампилова 2004 «Русский водевиль» Ф. Сологуба, Н. Некрасова 2005 «Женитьба Белугина» А.
Островского 2006 «Комедианты господина... Булгакова 2008 «Уличный охотник» А. Цветаевой и С. Моноспектакль Татьяны Дорониной режиссёр Е. Еланская, ассистент режиссёра П. Тихомиров 1984 — Она Настёна «Живи и помни" В. Распутин Постановка Е. Еланской, режиссёр-ассистент П. Тихомиров Концертный зал им.
Чайковского: 2006 — Исполнитель «Россия моя, Россия…» по произведениям М. Есенина Моноспектакль режиссер П. Тихомиров 2012 — 2013 гг.
Согласно этому документу, Бояков отстранен от должности директора МХАТа, но в его ведении остаются творческие вопросы, в частности, репертуар.
Во главе же театра встает новый директор временно эта должность закреплена за драматургом Олегом Михайловым , а также президент, которым и является Доронина. Бояков, правда, утверждает, что в его работе ничего особенно не поменялось, как и в статусе Татьяны Васильевны. Татьяна Васильевна как была президентом театра, так им и остается, ни на какую другую должность ее не назначили. Просто подготовили новую редакцию устава, и мне предложили заключить новый пятилетний контракт», — уточнил художественный руководитель.
Что известно про личную жизнь Татьяны Дорониной? Как известно, Доронина живет одна и, хоть она пять раза была замужем, детей у нее нет. Сейчас с ней продолжают поддерживать связь некоторые сотрудники МХАТа, но известия о Дорониной у них все больше тревожные.
Грибоедова, 1962 Лушка — «Поднятая целина» М. Шолохова, 1964 Наташа — «Ещё раз про любовь» Э.
Радзинского; режиссёр Ю. Аксенов, 1964 Маша — «Три сестры» А. Чехова, 1965 Настасья Филипповна — «Идиот» Ф. Достоевского, 1966 Лоллия — «Римская комедия» Л. Зорина спектакль не разрешен МХАТ им.
Горького: Грушенька — «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского режиссер Б. Ливанов Глебова — «Ночная исповедь» А. Арбузова режиссер Б. Ливанов Настя — «На дне» М.
Горького возобновление, постановка К. Станиславского и Вл. Радзинского режиссер Б. Львов-Анохин Маша — «Три сестры» А. Чехова возобновление, постановка Вл.
Володина 1971, режиссер О. Ефремов Актриса — «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского режиссер Р. Виктюк Она — «Скамейка» А. Гельмана 1984, художественный руководитель постановки О.
Ефремов Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского режиссер В. Станицын Московский академический театр им. Маяковского: Дульсинея — «Человек из Ламанчи» Ф. Вассермана Липочка — «Банкрот, или Свои люди - сочтёмся» А.
Болта Ксантиппа — «Беседы с Сократом» Э. Радзинского Маргарет — «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса Сонька — «Аристократы» Н. Охлопков Подруга — «Она в отсутствии любви и смерти» Э. Радзинского реж.
Портнов Аркадина — «Чайка» А. Чехова реж. Вилькин Аэлита — «Приятная женщина с цветком и окном на север» Э. Радзинского театр Эстрады, режиссер Е. Лазарев Настена — «Живи и помни» по В.
Распутину 1983, театр «Сфера», режиссер Е. Еланская Михалева — «Спортивные сцены 1981 года» Э. Радзинского 1986, театр им.
Партнером Дорониной по фильму стал О.
Поклонники актрисы не давали ей прохода, ее караулили, дарили охапки цветов, гонялись за автографами, и ждали новых работ. Доронина не обманула ожидания, и в 1968-м вышла еще одна мелодрама с ее участием — «Еще раз про любовь». Сценарий фильма написал Эдвард Радзинский , вторую главную роль исполнил Александр Лазарев. После этого фильма Доронина стала настоящей звездой советского кино, а Лазарев получил много хороших предложений от режиссеров.
Картина побила все рекорды прокатов. Это было невероятно, но ее посмотрели 40 миллионов жителей страны Советов. Казалось бы, большего триумфа ждать уже не приходится, но в карьере актрисы Дорониной была еще одна работа, которая, по мнению критиков, стала самой выдающейся ее ролью. Татьяна сыграла Шуру Олеванцеву в картине «Мачеха», и преодолела предыдущий успех.
Эта мелодрама стала настоящим лидером проката и собрала 59 миллионов просмотров. Картина была удостоена международной премии Тегеранского кинофестиваля. Последней работой актрисы в прошлом веке стала картина «Валентин и Валентина», которая вышла в 80-х годах. Снял ее тот же режиссер Натансон, дав Дорониной стать доброй, но эгоистичной матерью, которая своей любовью ломает жизнь родной дочери.
Роль дочери досталась молодой актрисе Марине Зудиной , которая только недавно начала сниматься в кино. Поклонники актрисы преклоняются перед ее мастерством, тонкой игрой и, конечно же, песнями. Ее голос нельзя спутать ни с каким другим. Во всех картинах Доронина поет сама, и без ее душевного исполнения картина бы многое потеряла.
Не отказывалась Татьяна Доронина и от съемок в документальном кино. Она прожила долгую жизнь в кинематографе, со многими легендарными актерами была близко знакома, поэтому часто выступала в таких проектах рассказчиком. Так, в 2008-м вышел документальный фильм об Иннокентии Смоктуновском , в 2015-м сняли документальное кино о картине «Мачеха». Заслуги актрисы Татьяны Дорониной были оценены правительственными наградами.
Но самой неожиданной, а потому очень приятной наградой, стало присвоение ее имени одному из астероидов, который открыли ученые Крымской обсерватории. Личная жизнь В личной жизни Татьяны Дорониной было пять браков. Первым мужем стал актер Олег Басилашвили, они расписались в 1955 году. Свадьба была комсомольская, без фаты и обручального колечка.
Семья просуществовала всего восемь лет. Это была любовь с первого взгляда, мужчина словно летал на крыльях, несмотря на то, что он был старше ее на восемь лет. Они очень красиво смотрелись вместе, но их отношениям суждено было продлиться всего 3 года. В 1966-м супруги расстались В том же 1966-м Татьяна влюбилась в драматурга Эдварда Радзинского.
Влюбленные поженились и прожили вместе пять лет, после чего расстались. Супругам удалось сохранить нормальные отношения и спокойно общаться после развода.
Народная артистка СССР Татьяна Доронина отмечает юбилей
ТРАГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ЗВЕЗДЫ ФИЛЬМА "Д`Артаньян и три мушкетера" МИХАИЛА БОЯРСКОГО.В МИРЕ КИНО УТРАТА. Коллеги Дорониной сообщили, что актриса была рада, услышав эти новости, и подтвердила: в скором времени она планирует приступить к работе. Татьяна Доронина рассказывает о себе последние новости Сейчас почти весь свой досуг народная артистка посвящает чтению. После десятого класса Татьяна Доронина из принципа подала документы во все столичные театральные вузы, всюду поступила и выбрала снова Школу-студию МХАТ. Кехман назвал причину отказа Дорониной от госпитализации. «Ее физическое состояние было ужасным»: Татьяну Доронину перевезли в геронтологический центр.
Стало известно, куда пропала Татьяна Доронина после увольнения из театра
Впервые Татьяна Доронина всерьёз увлеклась ещё будучи студенткой. в фильмах Георгия Натансона «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь». Великая актриса с собственной неповторимой интонацией, русская красавица с сильным сексуальным началом. Великие роли в кино и в театре — других нет. Великая мятежница. Действительно, Доронина в течение двух с половиной лет жила припеваючи в элитном санатории в сосновом бору.
Татьяна Доронина - биография, новости, личная жизнь
Вторым супругом Дорониной стал театровед Анатолий Юфит, однако и с ним отношения не сложились. Третий брак актрисы был заключен с писателем Эдвардом Радзинским. Союз продержался пять лет. По неподтвержденным данным, причиной разрыва стал влюбленный в артистку поклонник — актер Борис Химичев. Тот ради Дорониной пришел на пробы в одном из спектаклей, но в ее присутствии не смог справиться с волнением и отказался от съемок. Позднее Химичев все же стал супругом актрисы. Я очень благодарна судьбе, потому что фактически с каждым из них я честно отбывала по семь лет.
Я не порхала от одного к другому, это все сделано было без страшного греха.
При грубом подсчете получается: за два с половиной года, она заплатила цену, примерно равную трехкомнатной квартире в центре Москвы. За эти деньги ее кормили с золотой ложки черной икрой?
Питанием хорошее, но обычное. И уход, по ее представлению, слишком стандартный: пришел терапевт - померил давление. Пришла медсестра — раздала таблетки и градусники.
Ничего особенного, а Татьяне Васильевне требовалось внимание, которое персонал уделить ей не мог. Не предусмотрено должностными обязанностями. В феврале актриса заболела ковидом.
Владимир Кехман устроил ее в Центральную клиническую больницу. Доронина находилась там примерно в то же время, что и Владимир Жириновский. И после выздоровления вернулась в Барвиху.
Но ковид отразился на ее самочувствии: ноги стали ходить хуже. Она требовала еще большего внимания.
Многих это раздражало, многих очаровывало. Но ее голос, который ни с кем не спутаешь, — это своего рода отблеск далекого ХIХ века. На сцене и в интервью — это два разных человека. Доронину нужно видеть на сцене. Важно не что она говорит, а как она это делает. Банальная фраза, которую она произносит в "Аэлите" - "ем мало, переживаю много, все равно толстею" - в ее исполнении звучит как загадка.
Татьяну Доронину нельзя назвать актрисой какого-то режиссера. При ее абсолютной актерской амплитуде его и быть не могло. У любого режиссера Доронина была звездой. Она сама срежиссировала свою театральную карьеру и всю свою жизнь. Но там им работы не нашлось — пришлось вернуться в Ленинград, где оба были приняты в труппу театра имени Ленинского комсомола. В этом театре вместе с Басилашвили Доронина проработала три сезона. А в 1959 году ее пригласил главный режиссер Ленинградского БДТ имени Горького Георгий Товстоногов - так получилось, что он не смог найти в своей труппе актрису на роль Надежды Монаховой в горьковских "Варварах". В дальнейшем этот спектакль на несколько сезонов стал визитной карточкой Ленинградского БДТ, а сама Татьяна Доронина - примой у Товстоногова.
Товстоногов вместе с Татьяной Дорониной пригласил к себе в театр и ее супруга. Но в тот период театральная карьера у него не складывалась, и в 1963 году Доронина и Басилашвили развелись. Самое удивительное, что ни во время брака, ни после они никогда не играли вместе на сцене и всегда отзывались друг о друге предельно уважительно. Горького в Ленинграде.
Но о завещании гендиректор МХАТ ничего не слышал. Персонал разбегался: за что Доронину вышвырнули из элитного санатория в Барвихе Примечательно, что о здоровье актрисы заботится не помощник, а Владимир Кехман. Именно он нашел учреждение, в котором сейчас находится Доронина. Он же добился, что бы звезде кино разрешили жить с ее любимыми кошками. Татьяна Васильевна уже давно чувствует себя плохо, не встает с кровати, животные — единственная радость в ее жизни.
Актриса Татьяна Доронина госпитализирована с поражением легких
Среди лучших ролей, сыгранных актрисой на этой сцене, - Софья в «Горе от ума», Маша в чеховских «Трех сестрах», Лушка в «Поднятой целине» по М. Шолохову, Надя в пьесе А. Володина «Моя старшая сестра» и Наташа в пьесе Э. Радзинского, известной под названием «Еще раз про любовь». Последние две роли Татьяна Доронина позже с таким же успехом сыграла и на экране - в фильмах Георгия Натансона «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь». За роли в этих фильмах она была признана лучшей актрисой 1967 и 1968 годов по опросу журнала «Советский экран». Также стала лучшей актрисой 1973 года за картину «Мачеха». Татьяна Доронина в кино На экране и на сцене Татьяна Доронина создавала образы женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Ее исполнение всегда отличали драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность, любовь к жизни. Первую известность ей принесла роль Полины в социальной драме 1965 года «Рабочий поселок» режиссера Владимира Венгерова по одноименной повести Веры Пановой.
Настоящей звездой она стала спустя год, исполнив роль Нади Рязаевой в драме Георгия Натансона «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина о двух сестрах, старшая из которых отказывается от своей мечты и делает все, чтобы младшая стала актрисой. Далее последовали не менее успешные работы в популярных мелодрамах «Три тополя на Плющихе» режиссера Татьяны Лиозновой по рассказу Александра Борщаговского и «Еще раз про любовь» режиссера Георгия Натансона о любви «самой красивой девушки Москвы и Московской области» и очень занятого молодого человека по имени Электрон. По сюжету в семью Павла Олеванцева Леонид Неведомский неожиданно приходит известие, что осиротела его дочь от другой женщины. О существовании девочки Павел не знал, но принял решение принять ребенка в свою нынешнюю семью. Героине Татьяны Дорониной приходится приложить немало усилий чтобы расположить девочку к себе, вернуть ей радость детства и веру в то, что она не одинока и живет в полноценной семье.
Он даже надел туфли на платформе, чтобы выглядеть в кадре чуточку повыше Татьяны Дорониной. Не получилось. Известный актер и поэт на фоне яркой и чувственный роскошной звезды выглядел, мягко говоря, неубедительно. Ситуацию исправит жгучий и статный красавец Александр Лазарев.
Вместе с Дорониной он составит на экране пару, который восхищался весь Советский Союз. На счету звездной актрисы — пять браков. С каждым из них я честно отбывала по семь лет», — это слова самой Дорониной. Она редко откровенничает с журналистами, но про тех, кто был частью ее жизни, говорит только хорошее. Признается: выходила замуж всегда по сильной любви и честно уходила, когда чувство гасло. Рядом с Дорониной всегда были самые яркие и волевые мужчины. Но даже они не могли тягаться силой с этой женщиной. Ее первым мужем стал актер Олег Басилашвили — познакомились они в школе-студии МХАТ, на втором курсе поженились и провели вместе 8 счастливых лет. Это был брак, в котором Доронина могла стать мамой.
Она даже переехала за ним в Волгоград, хотя ее после выпуска звали в труппу столичного театра. Брак разрушила его измена. Такую «нечистоплотность», как это называла Доронина, она простить не смогла. Собрала вещи, уехала и...
Актриса будет похоронена на Троекуровском кладбище", - говорится на сайте. Доронина умерла на 56-м году жизни, не дожив двух дней до своего дня рождения. Доронина родилась 2 января 1955 года в семье актеров Малого театра Виталия Доронина и Констанции Роек.
В Маяковке Татьяна Васильева продержалась дольше, чем с Химичевым. О несдержанности режиссера Гончарова ходят легенды, почти все работавшие с ним актеры любят подчеркнуть: я, дескать, был единственным, на кого Андрей Александрович никогда не орал. Дорониной в этом смысле веришь беспрекословно.
Если они ругались, как на репетициях «Банкрота», Гончаров снимал с роли Бориса Петровича. Спектакль еще не был закончен, когда актрису пригласили в поездку за границу. Гончаров забушевал, но она, конечно, улетела. А Андрей Александрович начал репетировать с вступавшей в звездные права Натальей Гундаревой. Липочку сыграли обе. Но Гундарева тоже была не лыком шита, в противостоянии двух выдающихся актрис искры высекались будь здоров. Два года назад, например, Татьяна Васильевна неожиданно рассказала, что однажды прямо на сцене Гундарева влепила Дорониной пощечину, и они чуть ли не сошлись врукопашную. Андрей Александрович занимал Татьяну Васильевну достаточно. И она не отказывала ему в таланте. В золотом фонде останется спектакль «Да здравствует королева, виват!
Но ее раздражали обманутые ожидания. Гончаров обещал, что она будет играть госпожу Бовари — не случилось. Она выучила все зонги из «Трехгрошовой оперы» — постановку отменили. Режиссер манил Островским, а на деле принимался за Боровика. Последним «прости» Дорониной стал спектакль «Кошка на раскаленной крыше» — вроде бы Гончарову донесли, что она хочет приезжать на репетиции только своих сцен. А уже на прогоне Андрей Александрович трижды отправлял ее со сцены, чтобы сняла ненавистный ему парик. Доронина — большая любительница париков — всякий раз выходила в новом. На премьеру Гончаров не пришел. Горького В труппе ко второму пришествию Дорониной отнеслись неоднозначно. Однако на худсовете к Ефремову обратился лишь Иннокентий Смоктуновский, игравший с Татьяной Васильевной еще в БДТ: «Олег, не буду подробно объяснять, но прошу тебя: не делай этого».
Но такими актрисами не разбрасываются. На проведенном голосовании за Татьяну Васильевну было подано 17 голосов при 14 «черных шарах». Она, конечно, начала требовать себе роли. Но поступила под начало режиссера, который мечтал возродить завещанное отцами-основателями «товарищество по вере» и всеми доступными способами выжигал премьерство. Ефремов взял Доронину «на слабо»: если «пробьет» пьесу Александра Гельмана «Скамейка» — тащить на академическую сцену «эту грязь» не позволяли — сыграет главную роль. Дорониной пьеса совсем не нравилась, но министра она уговорила и следующие несколько лет играла в «Скамейке» на пару с Олегом Табаковым. А уже через три года, в 1987-м, произошел тот самый знаменитый раздел МХАТа, ставший прообразом развала страны и испепеливший как сам театр, так и великую актрису Доронину. От того времени остался документальный фильм Марины Голдовской, рефреном в котором звучит песенка Айболита в исполнении Олега Ефремова: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Что ж, тогда так казалось. Вдохнув ветер перемен, Ефремов увидел последний шанс реформировать архаичный и неповоротливый Художественный театр.
В разросшейся труппе к тому времени было полтораста человек, часть которых годами не выходила на сцену. Ефремов предполагал организовать две труппы внутри одного коллектива: «его» актеры должны были переехать на историческую сцену в Камергерский, которая открывалась после ремонта-долгостроя, и работать на основе хозрасчета. Остальные артисты отправлялись в филиал на улицу Москвина теперь это Петровский переулок и там Театр Наций и продолжали существовать по старинке — на зарплате. Кто из актеров в какую группу попадет, было не известно. Хотя все понимали, что Ефремов заберет самых востребованных. Неудивительно, что попытка реформы вылилась, по Булгакову, в «гнусный, свинский, соблазнительный скандал». В дело пошли «коллективки» с прозрачными намеками на «неуставного» в быту и антисоветского в душе Олега Николаевича. Все происходило, ко всему прочему, в эпоху первичного накопления гласности, и на театральных капустниках распевали: «Он сломал подруге руку, плюнул в девичье лицо, и ребята написали друг на друга письмецо». До сих пор непонятно, почему именно Татьяна Васильевна выдвинулась тогда на передний план во всеоружии своей пассионарности. Хотя Ефремов ценил Доронину и хотел с ней работать, она всегда была мнительной.
Впрочем, нет никаких поводов отказывать Татьяне Васильевне в искренности. У нее всегда было цеховое сознание, она верила в «его величество актера» и вступилась за тех, кого, как была уверена, выбрасывают на обочину. Доронина: «Примерно за год до переезда в Камергерский артистам объявили, что туда перейдет только часть труппы. Волей руководителей будет составлен специальный список. Но это было смерти подобно! На Москвина — лишь прокатная площадка, там негде хранить декорации, ничтожные гримерные, вообще нет помещения, пригодного для мастерских. Однако Олег Николаевич Ефремов на все возражения отрезал: «Мне все равно. Пусть едут хоть в клуб «Каучук». Половина труппы, люди, проработавшие в театре по 30 лет, должны отправляться в клуб, а не в свой родной дом? Я сочла такое небрежение неприличным».
В результате труппа была разрезана пополам. Как шутили острословы, «враги сожгли родную МХАТу». Актриса Светлана Коркошко вспоминала о том времени: «Татьяну Васильевну с ее характером в труппе не любили. Но так как она могла открыть ногой дверь в любой кабинет и не боялась начальников, решили: давайте сделаем ее художественным руководителем, потому что она «крыша», иначе нас закроют». Спектакль «Кошка на раскаленной крыше» на сцене театра им. Театр на Тверском Татьяна Васильевна отбила. Кстати, его строительство начинали еще в начале 1950-х, и студентка Доронина любила бродить по расчерченному абрису здания и не доведенному до ума цокольному этажу. Позднее она часто высказывалась о режиссерской несостоятельности Ефремова, да и актеров, мол, видала получше. Но в те годы друг о друге оба главрежа публично не высказывались. Татьяна Васильевна не выходила из образа и при редких встречах называла оппонента не иначе как Олеженькой.
Был, правда, неприятный эпизод, когда в одном из заокеанских интервью она рассказала, что Олег Николаевич якобы предрек: старые артисты МХАТа «сами передохнут». Ефремов взвился, хотел подавать в суд, но отговорили. Каждый пошел своим путем. На 1998-й пришлось столетие Художественного театра. И Доронина, и Ефремов посылали друг другу приглашения, но никто никуда не пришел. На Тверском труппу в вечерних туалетах рассадили на сцене полукругом, как на старинных мхатовских фотографиях. У Олега Николаевича присутствовали столики, за которыми выпивали. Тогда демократ Никита Михалков пришел в Камергерский, его отец-патриот — на Тверской. Говорят, через год уже тяжело больной Ефремов все-таки заходил во вражеский стан на премьеру спектакля по Виктору Розову. Это вызвало переполох, в антракте Олегу Николаевичу передали приглашение за кулисы.
Он отказался. Хоронили Ефремова под звучащую по всем телеканалам пронзительную доронинскую «Нежность». Когда на смену Дорониной-актрисе пришла Доронина-гражданка, умный Радзинский предупреждал: «Ты должна понять, что амплуа бывает не только на сцене, но и в жизни. Ефремов стал реформатором Петром, а твоя роль отныне — царевна Софья, непрогрессивная и реакционная. Готовься, родная». И правда: Татьяну Васильевну пылко обличали в перестроечной прессе, затем насмешничали, с годами она превратилась в синоним ретрограда. Сказать честно, она сама постаралась. Сошлась с коммунистами, проводившими на Тверском один из своих съездов, сама пламенно выступала на их собраниях. И это Доронина, которая никогда до этого не выказывала общественного темперамента, не интересовалась политикой — в КПСС, правда, в гончаровские времена вступила, но мало ли какие были причины, — не играла не только в кондовых, но даже в производственных пьесах. Она наговорила много лишнего, например называла компьютер дьявольским изобретением.
То опускалась до антисемитизма, то приглашала тогда еще немедийного Сергея Кургиняна ставить булгаковский «Батум» о Сталине. Неудивительно, что для демократически настроенной интеллигенции актрисы Дорониной больше не существовало. Режиссеры со стороны чурались ее репутации, а если приходили, то надолго на Тверском не задерживались. Не обладая режиссерским опытом, Татьяна Васильевна много ставила сама. И играла сама, тем более что являлась чуть ли не единственной звездой труппы. Но даже доброжелательно настроенные отмечали, что без равновеликого режиссера в ее манере начали превалировать мелодраматизм и выспренность, проявился плохой вкус, о котором предупреждал еще Товстоногов, а прежде обаятельный пафос стал казаться фальшивым. Спустя годы пресса если и писала о «женском» МХАТе, то называла бесполезным ископаемым, сбросившим себя с корабля современности. Звучали и откровенные призывы найти вместительной кунсткамере на Тверском бульваре лучшее применение. Она таких не знала: Фоменко — камерный, Някрошюс — авангардист, Гинкас вообще истерик, следующее имя, пожалуйста. Многолетняя оборона никому не идет на пользу.
С годами самолюбивая, избалованная поклонением Татьяна Васильевна становилась все более нетерпимой. Еще в первый год ее руководства в труппу пришла вчерашняя студентка Евгения Добровольская. Во МХАТе было принято, чтобы актрисы одевались строго и женственно, а нищая Добровольская ходила в джинсах и растянутых свитерах. Доронина собственноручно купила ей новые туфли и юбку на закрытой распродаже Добровольская, впрочем, все равно быстро ушла — не видела перспектив. А Татьяна Васильевна через десятилетия увольняла артисток просто за то, что замешкались с ней поздороваться. Рассказывали, что актеры для встречи с главным режиссером должны были записываться у секретаря.