Новости что такое вотчина кратко

Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси.

Что такое вотчина — определение и отличие от поместья

это особый вид земельного владения, который существовал в России в разные исторические периоды. В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. Вотчина — наследственное земельное владение. Владели и управляли вотчинами бояре, монастыри, церковные иерархи, но в то же время они считались всего лишь наследственными держателями земли (а не собственниками, как в Западной Европе). Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова. Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси.

Вотчина на Руси

Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси – земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр.

Что такое вотчина. опишите ее

ВОТЧИНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия Вотчина могла быть разной по размеру – от небольших участков земли до крупных земельных владений.
Вотчина в Древней Руси это… древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв.
Что такое вотчина и чем она отличается от поместья? Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми).

Что такое вотчина

Вотчина различалась по экономической структуре в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян , по величине, по социальной принадлежности вотчинников светские, в том числе королевские, церковные. В Древней Руси Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки.

После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять.

В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т.

Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи. Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри.

Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства.

Владельцы вотчины имели право собирать налоги с крестьян, которые проживали на их земле, что также способствовало укреплению их положения в обществе. Однако, с течением времени и вмешательством центральной власти, система вотчины начала меняться. В середине 19 века в России была проведена реформа, которая привела к отмене вотчины и переходу к системе общинной собственности. Это произошло в результате стремления государства к усилению своей власти и контроля над землей. Таким образом, исторический контекст вотчины связан с развитием феодализма и укреплением роли земельного владения в обществе. Она была особой формой собственности, которая передавалась по наследству только внутри определенной семьи и обеспечивала ее богатство и власть. Особенности вотчинной системы 1. Наследственность и неотчуждаемость. Вотчина передавалась по наследству, как правило, от отца к сыну. Она не могла быть продана или передана по дарственной или займной сделке. Это делало вотчинную систему наиболее устойчивой и способствовало сохранению власти и богатства в руках феодалов. Личная зависимость. Владелец вотчины, или вотчинник, был обязан выполнять определенные обязанности по отношению к сеньору — феодалу, от которого получал землю по некоторым условиям. Он должен был платить дань, боевую помощь и участвовать в военных кампаниях. Взамен сеньор гарантировал ему защиту и определенный уровень благосостояния.

На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать. Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к 10 веку. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11—12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13—15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин. С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть.

Вотчина (СИЭ, 1963)

Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. * * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. В словаре Синонимов. вид земельной собственности. Возникла в Древней Руси в X-XI вв. как наследственное владение. Широкое распространение.

Что такое вотчина история 6 класс кратко

термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. 1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. Если вы решили разобраться в чем разница между вотчиной и поместьем и узнать историю появления различных видов собственности, читайте статью. Существуют различные категории вотчин: родовые, купленные, дарованные князем или другими собственниками, что частично непосредственно влияло на возможность собственника свободно распоряжаться вотчиной.

Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?

Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы». Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы.

Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности. Многие бояре вели род от Рюриковичей например, Шуйские , литовских князей Гедиминовичей Голицины , татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь Юсуповы , старинных слуг московских князей Романовы, Салтыковы.

Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения. Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей. Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю.

Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска. Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно. В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой.

Данный надел становился вотчиной, которая передавалась по наследству в пределах княжеской или дворянской семьи. Владельцы вотчин обычно были освобождены от участия в государственных делах, но в то же время несли ответственность за защиту своих владений от внешних врагов. Также, владельцы вотчин имели самостоятельность в хозяйственной и финансовой деятельности, что приносило им значительную прибыль. Важно отметить, что вотчина не делилась на мелкие куски, а передавалась вся целиком по наследству. Это было причиной расслоения общества, поскольку большая часть крестьян и мелких землевладельцев были привязаны к этой земле, не имея возможности изменить свое положение.

Система вотчины играла значительную роль в формировании феодализма в России, поскольку она обеспечивала социальную и экономическую стабильность в стране. Однако, в 19 веке, совместно с другими изменениями в обществе, система вотчины была постепенно ликвидирована и заменена другими формами землевладения. Судьба вотчины в новое время В XIX веке с утратой крепостного права в России и забастовками история вотчин великого имения резко изменилась. Большинство владельцев усадеб понесло серьезные финансовые убытки, так как теряли крепостных крестьян, которые являлись основным источником дохода. Многие помещики смогли сохранить свои владения, превратив их в арендные имения. Они сдали землю в аренду богатым крестьянам или буржуазии, которые занимались коммерческой деятельностью и жили на вотчине, платя помещику арендную плату. Некоторые помещики потеряли свои вотчины из-за невозможности оплатить налоги или участвовать в торгах.

Новое указание на то, как эти распоряжения трудно связывать с первоначальной родовой собственностью, из которой некоторые ученые хотят вывести наш выкуп вотчин. Практика, судя по вышеприведенному выражению жалованных грамот, знала выкуп даже купель. В заключение обратим внимание на то, что Судебник не отметает и бытовой практики, по которой право выкупа выговаривали старые продавцы в свою пользу и в пользу своих детей. Он предоставляет продавцу вступать об этом в добровольное соглашение с покупщиком. Законное право выкупа установлено Судебником 1550 г. Вотчинникам принадлежало право сбора мостовых пошлин в пределах их владений. Это право возникало иногда на основании жалованных грамот, а иногда в силу обычая без всяких грамот. Мы уже знаем, что Федор Иванович в 1596 г. Михаил Федорович в 1642 г. С прикрепления крестьян к вотчинным правам присоединилось и право на крепостных. Вотчинники были свободными обладателями своих вотчин только до возникновения обязательной для них службы государству; с этого же времени по 1762 г. Великий князь Василий Иванович не дозволял уже отказывать вотчины в монастыри и продавать их в некоторых городах иногородцам без доклада себе А. Представим подробный анализ относящегося к двум последним ограничениям указа 1562 г. Указ говорит: 1 об исстаринных княжеских вотчинах; 2 о вотчинах жителей некоторых городов: Твери, Торжка, Ярославля, Рязани, Белоозера и Романова, и, наконец, 3 дает распоряжение о вотчинах служилых людей. Постановления его об этих трех видах вотчин неодинаковы. Важные ограничения в праве распоряжения установлены только для исстаринных княжеских вотчин. Князья не могут ни продавать их, ни менять, ни давать в приданое за дочерьми, ни завещать по своему усмотрению. Им предоставлено только право отказывать женам своим некоторую часть вотчины, небольшую. Если бы князь отказал жене всю свою вотчину и вотчина будет большая, такое завещание идет на усмотрение Государя; а если откажет часть, жена владеет ею до живота без особого утверждения Государя. В законном порядке исстаринные княжеские вотчины наследуются только сыновьями; при отсутствии сыновей вотчина берется на Государя. Из изложенного ясно, что постановления указа 1562 г. Что же касается княжеских купель, то эти ограничения на них вовсе не распространяются. Обладатели вотчин в уездах особо перечисленных городов сохраняют за собой все права распоряжения, за одним исключением: они не могут отчуждать их — иногородцам. Эти вотчины, следовательно, переходят в женские руки и подлежат дроблению. Наконец, общее постановление, относящееся ко всяким вотчинам, определяет только признак их выморочности. Они становятся выморочными, если о них не написано завещания и законных наследников не осталось. Законные же наследники ограничены ближним родом. Право распоряжения этими вотчинами ни в каком отношении не ограничено. Их можно продавать, дарить, закладывать, менять, завещать без всяких ограничений. К этому же вопросу относится и приговор 1572 г. Здесь речь идет о вотчинах, которые, в силу прежних указов, не подлежат свободному распоряжению владельцев. До сих мест приговор только повторяет прежние указы. Какие же это вотчины не давались в продажу? Это старинные княжеские, о которых речь шла в указе 1562 г. Какие же это боярские вотчины не давались в продажу, то есть не подлежали отчуждению? А у котораго в грамоте будет ему одному вотчина написана, и после его та вотчина на государя. Итак, здесь речь идет не о родовых вотчинах, а о вотчинах государского данья, то есть о жалованных. Жалованные вотчины, действительно, не всегда давались в продажу, мену и т. Распоряжение ими допускается в пределах прав, предоставленных жалованной грамотой. Были пожалования и с предоставлением полных прав распоряжения; но к таким вотчинам приговор 1572 г. Он относится только к таким боярам-вотчинникам, которым не было предоставлено право распоряжаться. Ввиду же разнообразия предоставляемых жалованными грамотами прав и самого способа пожалования, которое иногда происходило и без грамоты, приговор и нашел нужным разъяснить, когда вотчина, пожалованная без права распоряжения, возвращается к Государю. Итак, в приговоре 1572 г. Но приговор 1572 г. О каких вотчинах идет здесь речь?

Это была земля, передаваемая по наследству в роду и находившаяся в охранных руках провинционального боярина. Беглые или бедные люди могли обращаться за защитой к боярину, но у него было право вернуть или продать их в любой момент. Во временной период, феодализма в России владение землей было связано с обязательством служить государству, поэтому вотчина стала синонимом для земельной собственности, которая не подлежала продаже или обременению. Бояре управляли своей вотчиной, как частным имуществом, платили налоги властям и могли получать игристый доход: пожалуйста, набеги, мастерская и съем земли. Однако, со временем, Россия стала меняться, появилась новая экономическая система и вотчина превратилась в крепостную землю, отнимаемую у крестьян. Это привело к обострению социальной напряженности в обществе, и крестьянские восстания перевернули страну. В результате освобождения крестьян в 1861 году, вотчина стала устаревшим понятием и покинула историческую сцену России. Суть вотчины заключалась в том, что земля находилась в собственности феодала, который назывался вотчинником. Вся земля вотчинника была разделена на участки и распределялась между его подчиненными, называемыми крестьянами. Крестьяне обязаны были работать на земле вотчинника, платить налоги и повинности. Вотчина была формой феодального землевладения и являлась одной из основных форм экономического устройства Древней Руси. По мере развития экономики и образования новых социальных классов, вотчина стала уступать место другим формам землевладения, таким как общинная и государственная. Однако, вотчина оказала большое влияние на формирование культуры и образа жизни крестьянского класса в России. Вотчина стала символом свободы и независимости крестьян от государства. Она дала возможность крестьянам образовывать свои собственные общины и формировать свои традиции и обычаи. Преимущества вотчины: Надежность владения, так как земля принадлежала в одних руках; Возможность селиться на земле владельца и получения иных преимуществ. Недостатки вотчины: Отсутствие права на свободное перемещение; Обязательство работать на земле владельца; Высокая степень эксплуатации крестьян. Центры власти в Российском государстве В России существовали различные центры власти, отображающие актуальную политическую ситуацию и влияние в ней определенных лидеров и регионов. Данные центры меняли свое расположение и значение в зависимости от периода истории государства. Самым древним центром власти Российского государства является Киевская Русь, где в 862 году был создан первый значимый политический центр — Киев. Наряду со столицами важным центром власти являлась церковь. В средние века церковь была сильным и влиятельным институтом, чье мнение и рекомендации учитывались государством. Также в государстве существовали различные дворы — княжеский двор, боярский двор, царский двор и т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий