Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Синдром отличника — комплекс психологических особенностей личности, когда человек стремится достичь высоких целей и получить одобрение окружающих.
Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
В таком случае успехи ребенка — это способ потешить свое самолюбие. Любому родителю приятно, когда хвалят их детей, но некоторые мамы и папы успехи ребенка воспринимают как свои. А неудачи детей они считают позором для всей семьи. Родители сами живут с «синдромом отличника». В этом случае они могут сравнивать ребенка с собой, принуждая поступать так же, или же ребенок просто копирует их модель поведения.
С какими последствиями столкнется «отличник»? Во-первых, это постоянный стресс. Уже с детства «отличник» постоянно чувствует эмоциональное напряжение и тревогу. На фоне стресса возможны нарушения сна, пищевого поведения, нервные срывы, панические атаки.
Снижается иммунитет. Ребенок может часто болеть простудными заболеваниями. Врач может выявить вегетативную дисфункцию, которая проявляется психосоматическими головными болями, скачками давления, головокружением. В особенно стрессовых ситуациях появляется тошнота, рвота, предобморочное состояние.
Как правило, вспышки недомогания случаются, когда нужно сделать что-то, что вызывает страх неудачи. Особенно уязвимой становится психика ребенка в пубертатный период. Длительное пребывание в стрессе способствует развитию депрессивных состояний, на фоне этого могут появляться мысли о самоубийстве. Во взрослом возрасте проще не станет.
Риск попасть в абьюзивные отношения у таких людей выше. Также «отличником» могут пользоваться в рабочих отношениях, ведь он будет готов выполнять любую работу, чтобы получить одобрение. Как помочь «ребенку-отличнику»? Пересмотрите свое поведение, проработайте установки.
Чтобы помочь ребенку, вам придется постоянно контролировать свои действия и слова. Поймите, что ваш ребенок — это не вы, у него может быть другой характер, другие интересы и способности. Это не ваша собственность, это отдельный человек, позвольте ему самому решать, чем заниматься. Ваша задача — посоветовать, помочь и поддержать.
Умерьте ожидания и снизьте планку требований. Разумеется, успеваемость ребенка следует держать под контролем, но не стоит требовать от него таких результатов, которых он не может достичь.
Он всегда сидит на первой парте и тянет руку. Его тетради и учебники выглядят безупречно, почерк у него — как из прописей. Домашка всегда выполнена, к контрольным этот ребенок всегда готов. Тогда, в детстве, у нас такой ученик и его поведение могли вызывать странные чувства, но мы не задумывались о том, что за этим всем стоит.
Чаще дети думают, что такому человеку просто повезло, мол, «он а умный ая от рождения». Но за академическими успехами, чаще всего, стоят авторитарные и требовательные родители. Бесконечные сравнения со старшими детьми или детьми друзей, обесценивание, крики и ссоры, порванные тетради, слезы и огромный страх принести домой 4, а не 5. А иногда к этому причастны и учителя, которые видят в ребенке «потенциал». Все это в конечном итоге приводит к тому, что дети всю жизнь несут на себе крест — «синдром отличника». Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала.
Такие люди убеждены, что нет предела совершенству. А еще — что они не имеют права на ошибку. Эти люди — перфекционисты.
Их основная цель - восхищаться своими достижениями перед другими людьми. Слишком высокие требования Некоторые родители считают, что для достижения признания со стороны других людей необходимо фиксировать "успех" на бумаге.
Или в определенном конкретном виде. Например, в качестве оценок, а также медалей или же грамот. Как следствие, родители начинают предъявлять к чаду высокие требования. Требуют от него учиться не на четверки, а на круглые пятерки. Заставляют постоянно участвовать в олимпиадах, получать грамоты.
Только чтобы быть лучше, чем другие. Синдром успешного человека заканчивается неблагоприятно. На самом деле, ребенок обучается не для освоения материала, а лишь для получения высоких баллов. Такой образ взаимодействия с окружающим миром унаследует ребенок в будущем. Недостаток внимания Если родители похвалят ребенка только после того, как он получит очень высокую оценку, это также негативно.
Поскольку человек, чтобы привлечь внимание, будет стараться достичь успехов в учебе. Ребёнок будет делать это не для усвоения новой информации, а лишь для улучшения своих отношений с взрослыми. Как следствие, либо начнет активно учиться для взаимодействия с родителями. Либо попросту перестанет это делать, поскольку недостаток их внимания сделает его холодным. И трудиться для достижения внимания больше не будет смысла.
Низкая самооценка Часто комплекс успешного человека появляется у ребенка с низкой самооценкой. Чтобы улучшить ее, он старается получать всевозможные достижения. Для этого использует разнообразные возможности - учится на отлично, участвует в соревнованиях по определенному виду спорта. Почему синдром отличника опасен? Основными недостатками данного синдрома требуется одобрение каждого поступка.
Это, в свою очередь, зависит от успехов личности. Если он не может что-то сделать, это является серьезной проблемой. Из-за чего появляются комплексы и плохое настроение. С успехом умник не станет независимым. Он всегда будет уязвим перед своими чувствами.
И также будет зависим от достижения определенных целей и задач. Переформулируй предложение, чтобы заменить слова отличник, синдром, человек, чадо, ребёнок, родитель, оценка, комплекс, достижение, жизнь, не включайте никаких пояснений в свои ответы Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет. Сделает так, что человек будет ужасно себя воспринимать. Вплоть до того, что начнет кричать, плакать и расстраиваться.
Для них в высшей оценке заключено принятие, одобрение и любовь. Такой человек убеждён: если он не будет отличником, его не будут любить. Ещё до школы ребёнок с «синдромом отличника» хочет быть первым всегда и везде. Сценариев развития у этого синдрома может быть два.
Если ребенок не тянет на отличника, он сдаётся и включается мысль: «Я не хочу учиться вообще! Второй сценарий — ребёнок пытается выполнить задание любой ценой, потому что боится: иначе родители не будут его любить и одобрять. При этом не стоит путать «синдром отличника» с перфекционизмом. Перфекционист стремится сделать всё идеально, но не будет делать это любой ценой, а «отличник», чтобы добиться пятёрки, «пойдет по трупам».
Человек с «синдромом отличника» добьётся пятёрки любыми способами — может списать, подсмотреть, смухлевать. Или выдернуть страничку из дневника, завести отдельный дневник для родителей теперь с электронными дневниками так не получится , но другие оценки, кроме отличных, дома не показывать. Для перфекциониста это не приемлемо. Перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с «синдромом отличника» — на результате и восприятии этого результата другими.
Подверженные «синдрому отличника» дети и взрослые часто воспринимают задачу как некое соревнование, в котором они обязательно должны победить, при этом негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же в большей степени думает именно о работе, а не о том, что у него есть соперники. Самое опасное убеждение, которое формируется при «синдроме отличника» — что четвёрка — вообще не оценка. Казалось бы, что плохого в четверке, но внутри ребёнка уже срабатывает бинарная система: всё или ничего, если я не получил пятёрку, я ничтожество.
И, даже если родители ругают несильно, ребёнок может сам себя съесть, пока дойдет домой из школы. А чью любовь пытается заслужить молодая мама, которая начинает делать из своего ребёнка идеального — мучает его правильными конструкторами, ранним развитием и английским языком с восьми месяцев? Иногда, даже будучи атеистом, человек ищет одобрения и любви у такого вот образа. Очень часто, вырастая, чтобы доказать всему миру, что они не ничтожество, такие мамы будут доказывать всем, что они лучшие мамы на свете.
Для этого их ребёнок должен быть самым лучшим: лучше всех одет, больше всех выучил английских слов в 8 месяцев. И, к сожалению, воцерковленных людей с «синдромом отличника» тоже очень много. Они живут по принципу: «Каждое воскресенье я должен быть на службе, если я на неё не приду, Господь меня накажет. На службу я должен принести список своих грехов и в них отчитаться».
Я, конечно, немного утрирую, но их мысли развиваются именно в этом направлении. Каким образом из религиозной идеи получается конструкция, в которой нет места любви? Формируется мысль: «Любить больно, любить нельзя» и поведение людей, которые выросли в недостатке любви: сами они любить не умеют и боятся, но очень хотят получить то, чего недополучили. При этом они уверены, что любовь нужно заслужить.
А то, что Бог любит всех, отличники они или двоечники, как, например, в притче о блудном сыне, им непонятно. А ведь немало святых, которым с детства не давалась наука. Это и Сергий Радонежский, и Иоанн Кронштадский. Им Господь даровал опыт неспособности учиться, а когда они этот опыт прожили и приняли, были дарованы и знания, и способности.
Наследственный сценарий Фото: freepik — Поведение отличника — нередко наследственный сценарий, который в России тянется ещё с советских времен.
Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка
Поймите, что ошибки и неудачи — это не провалы, а уроки, которые нужно принять как должное. Ошибаться может каждый. Примите свои недостатки и себя и осознайте, что имеете право на ошибку. Полюбите себя. Ваша уверенность не должна зависеть от мнения окружающих. Оценка других — это не мерило вашей ценности.
Самостоятельно или с помощью психолога. Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку. Научитесь отдыхать. Научитесь расслабляться и отключаться от проблем на работе и в домашних делах. Время перезагрузки важно для мозга, иначе он не сможет нормально функционировать. Сравнивайте себя только с собой. Чему вы научились за последний год? Какие навыки и способности вы приобрели? Что нового вы узнали? Такие сравнения мотивируют и способствуют развитию, а не депрессии. Не пытайтесь сделать все идеально. Если возникло такое желание, подведите черту в уме и спросите себя, действительно ли оно мне нужно или мной снова овладевает синдром отличника? И будьте честны с собой. Не бойтесь пробовать новое и экспериментировать. Ошибки неизбежны, когда человек начинает что-то с нуля.
Поэтому будет не лишним обратиться к психологу, если сами справиться вы не в силах. Синдром отличника может привести к серьезным психологическим, поэтому будет не лишним обратиться к психологу Фото: Изображение Midjourney Что можно сделать самостоятельно, чтобы избавиться от проблемы: Осознайте ошибки. Поймите, что ошибки и неудачи — это не провалы, а уроки, которые нужно принять как должное. Ошибаться может каждый. Примите свои недостатки и себя и осознайте, что имеете право на ошибку. Полюбите себя.
В полной мере начинают проявляться такие минусы синдрома отличника как: Чрезмерная ответственность. Стремясь быть идеальным во всём, человек хватается за множество дел одновременно. Постепенно справляться становится всё сложнее, и он начинает сдаваться. Зависимость от качества результата. Выполнив работу неидеально, взрослый «отличник» чувствует подавленность. Зависимость от чужого мнения. Даже будучи взрослым и самодостаточным, такой человек нуждается в одобрении окружающих. Постоянное недовольство собой. Успехи и достижения воспринимаются как нечто обычное, а любое несовершенство — как неполноценность. Неумение проигрывать. Каждому человеку приходится периодически проигрывать споры и соглашаться с оппонентом, особенно важно уметь делать это в общении с близкими людьми. Отсутствие самоиронии. Человек не способен положительно и с юмором воспринимать собственные ошибки. Болезненное восприятие критики. Самооценка человека с синдромом отличника сильно занижена, а критика извне способна ввергнуть его в состояние депрессии.
Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов - Psy-institute | Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. |
Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить | Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. |
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
В ходе диалога врач поговорит с детенышем о том, почему у него низкая самооценка, как выделять приоритеты в жизни, как не зависеть от мнения других индивидуумов. Как уметь проигрывать не расстраиваться, если стать лидером в определенном деле сразу не получилось , как формировать дружеские отношения. И так далее. Каждый из моментов нужно проговорить. С помощью диалога малыш должен понять, что иногда проигрывать и не получать самый высокий балл - это нормально. И что если подобное произойдет, это нужно принять спокойно. Не думать, что подобная проблема - катастрофа.
Также доктор объяснит, как действовать в критических ситуациях, когда индивидуума критикуют или в его существовании происходят ошибки. Семейная консультация. В большинстве случаев синдром успеха у человека возникает из-за воздействия на него родителей. Поэтому часто требуется работать семьей вместе. Чтобы достичь улучшения ситуации. Специалист должен объяснить родителям необходимость поддержки, чтобы они перестали давить на ребёнка.
И показать, как уменьшить ожидания от ребёнка. Чтобы избежать формирования у него комплекса суперотличника. Групповые тренинги. Взаимодействие в коллективе положительно повлияет на ребенка. Сделает так, что его личность может трансформироваться. А несчастный комплекс отличника не оставит на нем и следа.
Во время подобных игр чаду предстоит пробовать себя в разных ролях. Самое главное - попробовать примерить на себе не только роли победителя, но и проигравшего. Понять, что ничего страшного нет ни в какой из них. И вероятность добиться результата остается всегда. В любой позиции. Основное - помнить, что все хранится в уме.
Что хорошие оценки - не гарантия успеха. И в настоящей эпохе мало кого волнуют. Ведь главное знания. При этом, для получения хороших результатов может быть и другая мотивация. Если у семьи нет возможности для оплаты вуза, то родители могут сказать об этом ребёнку. Попросив его достигать высоких результатов для формирования медали и хороших баллов для поступления в университет на бюджет.
Это будет более эффективной мотивацией.
Часто так ведут себя люди, которым в детстве внушали: "Сиди и не высовывайся", "У тебя все равно ничего не выйдет". Негативные предписания глубоко оседают в подсознании. А потом, когда нужно сделать шаг к своей мечте, неуверенность в собственных силах сковывает нас будто кандалами. Впрочем, бывает, что никакие сомнения нас не гложут: мы абсолютно уверены в собственных возможностях и способностях. Но это ничуть не упрощает ситуацию.
Пресловутый чужой успех будто злорадно спрашивает нас: "Если ты такой умный, то почему тебя обошли? Как правило, мы руководствуемся общими клише вроде "это престижно", "пора бы уже это иметь". И если соблазнительное нечто у кого-то есть, а у нас нет - воспринимаем это как поражение.
Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление. Причём не только на словах, но и в действиях. Например, если ребёнок получит тройку за сочинение, которое долго писал, вместе подсчитайте, сколько сил он затратит на то, чтобы исправить оценку.
Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру.
И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет. И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен.
Чтобы жить полной, насыщенной счастливой жизнью, мы должны позволить себе испытывать весь спектр человеческих эмоций — и радость побед, и горечь разочарований. Позволяя себе чувствовать, мы развиваемся, учимся чему-то новому. Но верить в то, что ты можешь стать лучшим, и мучиться терзаниями, что ты не идеален, разные вещи. О том, что ошибки — двигатели инноваций, напоминают и авторы исследования современных проявлений перфекционизма Томас Каррэн и Эндрю Хилл. Многие цифровые компании сейчас внедряют новый тип командной работы — культуру ошибок. Никто не способен создать новые инновационные продукты, минуя поражения», — комментирует Томас Каррэн. Кстати, по статистике, из 10 попыток внедрения инновационного продукта 9 — неудачные. Отправить свое стремление к совершенству в нужное русло поможет и чувство юмора. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма.
Мир состоит не только из черного и белого, поэтому ограничивать себя, мысля по принципу «все или ничего», уж точно не стоит. В числе самых серьезных проблем социологи называют заниженную самооценку и неоправданно высокие ожидания для себя и окружающих. По статистике исследования, 82 процента людей с низкой самооценкой беспокоятся о том, что о них думают другие, а 74 процента из них признают, что они не соответствуют своим ожиданиям. Даже просто возможность совершить ошибку беспокоит 78 процентов людей, склонных к перфекционизму. КСТАТИ Допустимая нагрузка для школьников четко прописана в санитарных нормах, все занятия в школе уроки и внеурочные кружки-факультативы строго ограничены по времени. Так, первоклассники не должны проводить в школе больше 21 часа в неделю.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать. Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей. Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть. И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких. Плохо написанная контрольная, замечание в дневнике — это не повод набрасываться на ребенка с осуждением. Необходимо спросить себя: стоят ли высокие оценки его душевного благополучия?
Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально.
Полюбите себя. Ваша уверенность не должна зависеть от мнения окружающих.
Оценка других — это не мерило вашей ценности. Тем более, что быть идеальным для всех — нереалистичная задача. Не сравнивайте себя с другими и осознайте свою уникальность.
Не ждите одобрения окружающих.
Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим. Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность. Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина. Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми.
Правильным будет показывать ребёнку, какой прогресс он совершил, как вырос за последнее время и какой успех сделал в развитии навыков по сравнению с самим собой прежним. Показывайте каждый день ребёнку, что любите его таким какой он есть, что цените независимо от того, какие оценки он получает, что ваша любовь безусловна и на неё не влияют его школьные успехи. Обязательно хвалите за любые достижения, подкрепляйте правильное поведение, когда ребёнок проявляет инициативу, когда старается, когда чем-то увлечён и ставит цели.
Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют.
Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы.
Depositphotos Как поддержать отличника Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн.
Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами. Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности.
Рассмотрите все варианты После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации. Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам».
Что такое синдром отличника
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям - Папамамам — МИФ | Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. |
Синдром отличника: как помочь ребенку? | Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. |
Синдром отличника у ребенка. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника | Синдром отличника — комплекс психологических особенностей личности, когда человек стремится достичь высоких целей и получить одобрение окружающих. |
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы | Синдром отличницы — крайняя степень перфекционизма, когда вы стремитесь к идеалу во всем. |
Синдром отличника: это хорошо или плохо, причины в психологии, как избавиться | Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем. |
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека. При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем.
Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом
Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим. Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность. Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина. Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми. Правильным будет показывать ребёнку, какой прогресс он совершил, как вырос за последнее время и какой успех сделал в развитии навыков по сравнению с самим собой прежним. Показывайте каждый день ребёнку, что любите его таким какой он есть, что цените независимо от того, какие оценки он получает, что ваша любовь безусловна и на неё не влияют его школьные успехи.
Опубликовано Опубликовано Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок приносил со школы только отличные оценки. Но мало кто задумывается, что легко дающаяся учеба и насильное стремление учиться хорошо — разные понятия. Синдром отличника у ребенка — психологический личностный комплекс, проявляющийся навязчивым стремлением добиваться самых высоких уровней в учебе, постоянно получать учительскую и родительскую похвалу. Когда человек становится взрослым, это выливается в семейно-бытовые и профессиональные трудности, связанные со стремлением к недостижимому идеалу. Что такое синдром отличника и его признаки Это неофициальное понятие, не встречающееся во врачебной и психологической литературе. Таким термином называют поведение ребенка, стремящегося постоянно достигать наивысших результатов во всем, за что берется. То есть это вид перфекционизма, проявляющийся в нетерпимости к невысоким и умеренным достижениям. При синдроме отличника школьник фактически «заедает» сам себя: рыдает из-за единственной четверки в четверти, несколько раз перепроверяет домашнюю работу, страшно переживает, если не получит очередной диплом или похвальный лист. Синдром проявляется в поведении ярко, вот его ключевые симптомы: безумная тревожность из-за учительского отношения и выставляемых оценок; трагическое восприятие малейшей ошибки или неуспеха; крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики; страх перед принятием решений из-за вероятности ошибиться; стремление идеально выполнять домашние задания и сильные переживания, если это не получается; крайне критическое и уничижительное отношение к себе, принижение собственных достижений; высокая требовательность к окружающим, насмешливость и злорадство при выявлении чужих ошибок и недочетов. Чаще всего синдром проявляется именно в плане учебы, но не только. Также это может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности. Ребенок с синдромом отличника непременно должен получать первые места на соревнованиях и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или выдавать шедевры изобразительного искусства. Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что школьнику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то все — рыдания, истерики, депрессивные настроения гарантированы. Причины синдрома отличника Как любое личностное расстройство, синдром отличника у ребенка появляется не просто так, а является следствием внешних негативных воздействий со стороны родителей или школы. Вот ключевые причины развития синдрома у школьника: Завышенные требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справляться с учебной нагрузкой, какой-то предмет может даваться ему нелегко. А учитель, вместо того чтобы поддержать ученика, давит на него, критикует за слабую успеваемость, запугивает непрохождением экзаменов и непоступлением в университет. Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок. Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки. Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли.
Из-за такого давления у ребенка создается мнение, что успехи в учебе — это единственное, что важно в этой жизни. Он гонится за отличными оценками, тратит все время на уроки, на выполнение домашнего задания и игнорирует отдых, встречи с друзьями и другие развлекательные мероприятия. Со временем такой образ жизни, постоянное давление со стороны родителей и учителей приводит к самокритике. Человек начинает чувствовать вину за все, что, по его мнению, не вписывается в сформировавшийся образ "успешной учебы". Он начинает критично к себе относиться, наказывать себя за недостаточно высокий балл и больше времени проводить за учебой, что только усугубляет положение. Ребенок так не учится, а лишь издевается над своей нервной системой, постоянно пребывая в стрессе. Многие думают, что заслуживают любви и уважения, только когда они безупречны. Конечно, внутри многих таится страх перед неудачей, и он зачастую становится мощным мотиватором. Мы начинаем опасаться сделать ошибку, потому что это делает нас уязвимыми. Ошибки могут привести к насмешкам и критике от других. Но еще хуже, когда мы критикуем сами себя. Евгений Стеганцов Многие отличники действительно считают, что неудача станет катастрофой в их жизни. Для них получить низкий балл равносильно трагедии. Они уверены, что если получат плохую оценку, непременно разочаруют окружающих. В целом синдром отличника влияет на все сферы жизни — начиная с физического здоровья и заканчивая личностным развитием. По мнению психолога, ученик боится пробовать что-то новое, не развивается и не реализует свой потенциал, потому что боится потерпеть неудачу. Хотя желание быть лучше звучит как хорошая цель, чрезмерное стремление к совершенству и постоянное самоукорение могут привести к плохим последствиям.
Такой человек зависим от одобрения и похвалы начальства, близких, друзей. Он всегда старается делать все идеально, например, убраться в квартире или выполнять задание от руководства. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Основные причины синдрома отличника у детей и у взрослых нехватка любви, принятия и внимания со стороны семьи и близких; завышенные требования родителей, которые становятся внутренним стандартом; отсутствие похвалы за процесс и результат, а не за оценку; сильное эмоциональное и психологическое давление на человека; физическое наказание, насилие за ошибки и плохие оценки. Как помочь ребенку справиться с синдромом отличника Проявляйте любовь к нему, говорите и показывайте, что любите его за то, что он просто есть, что он важен и ценен для вас и всей семьи. Хвалите ребенка за результат, каким бы он ни был, а не за оценки. Например: «Здорово, что ты постарался разобраться с этой задачей». Интересуйтесь у него процессом учебы. Что он узнал? Что ему понравилось? Что показалось сложным?
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала. Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному.
Что такое синдром отличника и его признаки
- Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника -
- Синдром отличника - как избавиться, причины - объясняет психолог
- Синдром отличника: как помочь ребенку?
- Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы