это слово, которое имеет несколько значений и используется в разных контекстах.
Что такое лыко?
ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина). Лыко -, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) лыко? Заморивший сына блогер отправился за решетку, Ивлееву обвинили в дискредитации ВС РФ: главные новости 16 апреля. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Такое правило распространяется и на волчье лыко, хотя в народе оно получило славу исключительно ядовитого растения, которое следует уничтожать или хотя бы обходить десятой дорогой.
Что такое лыко и как оно использовалось в крестьянском хозяйстве кратко
ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Уфы - Лыко не вяжет — так сейчас говорят о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям или ленивом, избегающем работы.
Что такое лыко?
Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла. Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной. Деревья подбирают не старше десяти лет. Снимают кору приблизительно трех аршин длины.
Это около двух с небольшим метров. После удаляют верхнюю корочку, лыко вымачивают, сушат и пускают в дело.
Словарь Даля добавляет определение: лыко — это неокрепшее подкорье.
Ткань дерева, размещенная непосредственно под корою, называется луб. За ним расположена молодая древесина. Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола.
Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла.
Удачи вам! Есть в России деревня, где живут люди редкой древней профессии — мочальники. Я стою на скользком помосте и стараюсь не вдыхать глубоко: пахнет гниющим деревом.
Алексей, мужчина лет тридцати пяти, помогает мне выбраться, а сам остается в воде по пояс. Он достает из пруда притопленные под грузом свертки древесной коры, а затем расстилает их на земле, наподобие ковров. Фотограф Марина Маковецкая фиксирует каждое движение Алексея.
Мы с Мариной в Нижегородской области — в деревне Букалей с населением 43 человека. Алексей показывает нам, как добывает средства к существованию для семьи. Вот он руками сдирает внутренний слой «ковров» — белые древесные волокна — и развешивает их сушиться на заборах.
Чем он занят? Еще век назад любой наш соотечественник сразу ответил бы на этот вопрос. Букалейцы — одни из последних людей, живущих древнейшим русским промыслом — мочальным.
Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет. У китайцев был шелк, у англичан — шерсть, а у русских — мочало. Этот материал сыграл в судьбе России такую важную роль, что его без преувеличения можно было отнести к национальным символам наравне с собольим мехом.
Но о мочале, как только необходимость в нем исчезла, позабыли. Сегодня даже значение этого слова известно в России не каждому. Мочалом называлась замоченная в воде и высушенная внутренняя часть липовой коры — луб он же лыко, или подкорье.
Из него крестьяне в промышленных масштабах изготавливали десятки необходимых вещей: лапти, морские канаты, кисти для побелки, банные мочалки теперь понятно, почему они так называются , кровлю для крыши, сита для муки и рогожу — дешевую ткань, которая шла на одежду и мешки. Рогожа, как самый ходовой товар, частично поставлялась на экспорт. Вплоть до начала XX века липовая кора «кормила» минимум половину крестьян в Центральной России — в основном жителей северного Поволжья.
Как сообщает перепись Императорского лесного института, только в 1912 году было заготовлено 2,8 миллиона пудов, то есть 44 тысячи тонн мочала. В России оно было незаменимым материалом — таким же, как в наши дни ПВХ или полиэтилен. Если бы не мочальный промысел, жителям деревни Букалей грозило бы самое настоящее натуральное хозяйство: они и так едят в основном собственные продукты — мясо и овощи, яйца и молоко.
Фото: «Удить», «карябать», «чесать», «вязать» — не просто слова из Толкового словаря Даля — это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее. Людей, зарабатывавших на жизнь заготовкой мочала, называли мочальниками. В 1840 году географ Петр Кеппен только в восьми поволжских губерниях насчитал сотни тысяч изготавливавших мочало крестьян.
Масштаб промысла был столь огромен, что, обеспокоенное состоянием липовых лесов, Министерство государственных имуществ отправило Кеппена в двухлетнюю экспедицию для подсчета ущерба. Сведения, представленные Кеппеном в 60-страничном отчете «О мочальном промысле», уникальны: например, только у него есть информация о том, что в Крыму мочало делали из волокон финикового дерева. Марина Маковецкая узнала про деревню мочальников, когда делала съемку для другой статьи в соседнем с Букалеем селе Полх-Майдан, где из липы делают матрешек: тогда Марине объяснили, что кору забирают себе букалейцы.
Недолго думая, мы направились в Нижегородскую область, вооружившись книгой Кеппена и самоучителем «Как заготавливать мочалу» 1912 года издания. В предисловии автор — некто Пермяк — уверял, что освоить «легкое и доходное ремесло» может любой желающий. Но уже с первых страниц стало очевидно, что мочальный промысел был весьма экстремальным занятием.
Самым опасным этапом мочального дела была заготовка липовой коры. Рубить и «драть липу» крестьяне уходили целыми семьями в начале мая: в это время в деревьях начинается движение сока, и кора легче отстает от древесины. Мочальники вместе с женами и детьми жили в болотистых лесах несколько недель.
С молодых лип кору — зубами, по свидетельству Кеппена, — драли на лапти, большие деревья валили и обдирали топором. Иногда ради скорости кору снимали прямо со стоячих деревьев. В таких случаях на дерево лыкодеры поднимались без лестницы — с помощью веревок из того же мочала.
Пока рубили лес, нередко гибли лошади, из-за сырости и болезней умирали люди. В 1913 году профессор Императорского лесного института Николай Филиппов назвал условия работы мочальников «бесчеловечными и суровыми». Впрочем, Петр Кеппен о трудностях мочального промысла писал с лаконичной строгостью: «Все это естественно и не служит поводом к жалобам».
Сегодня в Букалее сложности добычи коры сведены почти к нулю: кору сдирают в Полх-Майдане с уже срубленных деревьев. Работать в лесу букалейцы не смогли бы при всем желании: почти все деревенские — одинокие женщины за шестьдесят. Молодых семей в деревне только две.
Познакомиться с местными жителями нам помогла Нина Белова — фармацевт из Нижнего Новгорода, которая когда-то давно уехала из Букалея учиться. Нина хорошо помнит, как в детстве по ночам «чесала» мочало — помогала матери с работой в артели. По словам Беловой, в Букалее большинство занимается мочальным промыслом в силу привычки, укоренившейся у людей со стародавних времен.
Из мочала плели рогожу, делали из нее мешки и матрасы; до сих пор в каждом доме стоит станок для рогожи, я покажу вам», — рассказывает наша сопровождающая по дороге в деревню. Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков.
Мы въезжаем на главную и единственную улицу Букалея: по ней гуляют коровы, но не видно ни души. Нина в шутку напоминает, что название деревни переводится с чувашского как «долина быков». С первого взгляда на старинные дома понятно, что Букалей — место, где люди живут прошлым, почти оторванные от современной цивилизации.
Раз в сутки сюда заезжает автобус из районного центра, раз в три дня — продуктовая лавка. Электричества и водопровода в деревне нет. Мы идем к первому дому — здесь живет одна из самых старых жительниц Букалея — Евдокия Федоровна Климакова.
Во дворе я на секунду останавливаюсь: в нос ударяет очень сильный специфический аро-мат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Евдокия Федоровна, как и все жители Букалея, этого запаха уже не чувствует — от ее одежды пахнет еще сильнее. Аромат сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками.
Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда — высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем. Букалейцы производят из мочала два типа изделий — малярные кисти и банные мочалки. Индивидуальных предпринимателей в деревне нет — женщины по старинке, без каких-либо счетов и накладных, продают кисти и мочалки перекупщикам.
Неожиданное словосочетание в устах восьмидесятилетней женщины из глухой деревни, но она знает, о чем говорит: перекупщики действительно реализуют липовые мочалки — по высокой, к слову, цене — в элитных спа-салонах. Евдокия Федоровна с трудом ходит, но ловко выхватывает из горы подлубья кусок и показывает, что значит чесать мочало. Раз пятнадцать она проводит мочалом по гребенке из гвоздей, прибитой к полу, и за несколько секунд скручивает полученные волокна узлом — «восьмеркой».
Настоящая русская мочалка готова. Фото: Кисть из российской глубинки белит украинскую хату — товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой.
За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен 140 рублей против 25. Фото: Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки — не менее двадцати в день.
Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской — и так весь год, кроме больших праздников. Темное мочало используем для кистей, белое — для мочалок», — отвечает женщина.
Век назад такая технология не работала. Лучшую липу крестьяне выбирали заранее, еще до наступления весны. Лучшей считалась липа среднего возраста диаметром 5 вершков немногим более 20 сантиметров , растущая на песчаной почве в еловом или пихтовом лесу.
Автор бестселлера «Как заготавливать мочалу» объясняет: «Луб, снятый с дерева, растущего на хорошей песчаной почве, весит больше. От старых деревьев луб отстает с трудом, и цвет у него темный». Чтобы посмотреть на замочку липовой коры , мы с Ниной направляемся к семье Лены и Алексея — в Букалее у всех свои мочища.
В отличие от других, пожилых жителей деревни, эта пара производит мочало большими объемами. В семейном деле участвует даже дочка Лены и Алексея — второклассница Ира. Сразу после весеннего сбора липовую кору замачивают и оставляют в воде до осени, чтобы луб стал мягким и легко отставал от внешней коры.
К счастью, современным мочальникам не нужно думать о доставке коры до мочищ. Раньше транспортировка сырья к реке или запруде была сопряжена со множеством проблем. Телеги застревали в болотистых лесах, и крестьянам приходилось придумывать нестандартные способы перевозки тяжелого груза.
Самоучитель мочальников описывал экстравагантную методику, о которой нельзя не упомянуть: изготовление «на скорую руку » салазок из елей. Но как-то справлялись — мама нашей провожатой Нины Беловой, бросившая промысел всего несколько лет назад из-за проблем со здоровьем, помнит, что подобные салазки делал ее дед. Мы стучимся в дверь дома Лены и Алексея, и минут через пятнадцать нам открывают ворота.
Проходим двор, задний двор, огород и, наконец, оказываемся перед мочищем, которое напоминает пруд c картины «Аленушка». Я и представить не могла, что через несколько минут окажусь в нем. Уже знакомый нам запах из сарая Евдокии Федоровны здесь достигает кульминации.
Семья заготавливает сырье все лето: кора этого года остается в воде до осени, а Алексей тем временем достает из мочища прошлогоднюю кору. Вы молодые люди, в артели не работали. Вам никогда не хотелось заняться чем-то более современным?
Мой интерес кажется ей странным. По словам Алексея, мочалом заниматься выгодно. Это позволяет работать только пять месяцев в году, а зимой можно найти работу в городе.
Личные мочища появились у букалейцев десять лет назад, когда работавшие рядом с деревней нефтяники выкопали жителям пруды в качестве платы за постой. Раньше кору замачивали в реках или ручьях в лесу — там же, где и сдирали. Иногда один ручей запруживали через каждые десять метров.
Мочалу нужна именно стоячая вода, запруда, и тому есть две причины. Во-первых, в этом случае луб точно не унесет течением. Во-вторых, поясняет самоучитель мочальников, «чтобы луб не почернел от воздуха».
Осенью кору вынимают из воды и отделяют подкорье. Раньше для этого в Букалее использовали русский инструмент с забавным названием — кочедык его еще называют лапотным шилом — без кочедыка лапти не сплести. Но со временем в деревне растерялись все кочедыки, а найти новые в современной России оказалось непросто.
До сих пор в Букалее рассказывают, как еще в советское время несколько деревенских мастеров поехали за кочедыком в ГУМ, но не нашли там ничего подобного и очень расстроились. Теперь Алексей справляется и без инструмента: отделяет мочало руками, впиваясь ногтями в кору. В нос ударяет очень сильный специфический аромат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов.
Он сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Евдокия Федоровна с одной липы получает больше пуда сырья. В Букалее по-прежнему используют эту меру веса — еще одна частичка прошлого, которое здесь стало настоящим.
В доме сестры Евдокии Федоровны, Татьяны, мочало взвешивают на настоящих пудовых весах 1903 года. Два мастера в Букалее до сих пор занимаются плетением лаптей — но делают это не регулярно, а «когда захочется».
Сейчас во времена триумфального шествия предметов сделанных вручную на банную полку так и просится мочалка своими руками созданная, а не приобретенная по акции в ближайшем супермаркете бытовой химии. Ну что? Оценим возможности и рассмотрим варианты? У современной промышленности, как и в Греции - есть все. То есть, практически любой предмет обихода может быть изготовлен по заданным требованиям и в достаточном количестве. Единственная проблема - себестоимость и как следствие, конечная цена для потребителя. Массовый недорогой продукт не всегда и не совсем отвечает чаяниям и ожиданиям пользователя, да и в современных реалиях делать продукт с характеристиками чуть выше одноразовых не выгодно.
Производственные мощности должны быть загружены, а покупатель ходить за новыми товарами как на работу. Эксклюзивные вещи делать промышленникам просто не выгодно. Значит, сделаем сами. Вопрос, из чего. Полипропиленовая нитка Мочалка для бани из нее - наиболее близкий вариант к образцам, изготовленным в промышленных условиях. Такой материал обладает: Низкой степенью водопоглощения; Имеет достаточно хорошие санитарные свойства, поскольку на таком материале нетак активно размножаются микроорганизмы; Очищает такая поверхность кожу достаточно хорошо, умерено оказывая эффект пиллинга; Расцветки, формы и сечения нитей могут быть самые разнообразные. Выбирай - не хочу; Наконец, плетение мочалок из такого материала может происходить самым примитивным способом - методом путанки. Чем такой материал может не устраивать пользователя? Прежде всего, он синтетический, изготовлен химической промышленностью для самых разнообразных нужд народного хозяйства, начиная от изготовления мешочной тары, сантехнических труб и заканчивая пластиковыми стаканчиками, так хорошо известными завсегдатаям городских наливаек.
Насколько он уместен в обиходе традиционной бани - решать конкретному пользователю и собственнику. Шерсть О свойствах этого материала в бане мы уже рассказывали, когда обстоятельно касались темы. Чем хороша шерсть: Это натуральный продукт , обладающий определенным позитивным потенциалом и энергетикой. С этим постулатом вряд ли кто будет спорить; Она хорошо обрабатывается и человеку, обладающему даже начальными навыками вязания спицами или крючком, не составит особого труда решить проблему, как сплести мочалку своими руками, а если быть уж совсем точным, то связать; Обладает хорошими очищающими качествами, мягко воздействует на кожу, оказывает терапевтический эффект по улучшению микроциркуляции крови и лимфы, как в поверхностных слоях кожи, так и в более глубоких. Отлично способствует регенерации эпидермиса. В прикладном аспекте изделия из нее удобно использовать в виде шерстяной рукавицы; Устойчива к воздействию воды и повышенных температур , обладает достаточным запасом механической прочности на разрыв; Наконец, выбор сырья достаточно велик и разнообразен, а цена не пугает. Шерстяные изделия после использования необходимо хорошо высушивать, поскольку способность к удержанию влаги и природное происхождение сырья могут инициировать размножение микрофлоры различного характера, следствием чего может появиться неприятный запах, как наименьшее из зол. Мешковина Относиться к перечню материалов, при которых вопрос как сплести мочалку не стоит в принципе, поскольку все уже сплетено до нас. Наша задача состоит в том, что бы из мешковины оформить мешочек удобного размера, как правило, квадрат со стороной не более 180 мм.
Края должны быть обработаны оверлоком, а при его отсутствии - прошиты мелким двойным швом. Самопроизвольное распускание края ткани такого типа одна из самых серьезных проблем. В полость мешочка можно закладывать моющий состав, в том числе и приготовленный собственноручно. Удобно использовать мыло на основе березового дегтя, поскольку мешковина будет удачно скрадывать проявление грязного цвета в результате вымывания следов дегтя на поверхность. Для удобства использования такого предмета гигиены необходимо приторочить к одной стороне резинку, собранную гармошкой. Обслуживание такой мочалки может заключаться в периодическом вскрытии полости и замене моющего состава новым. Следует помнить, что материал такого рода уступает шерсти по механической прочности и синтетическим волокнам по износоустойчивости. Вполне очевидно, что уход за мочалками такого рода так же заключается в их периодическом просушивании. Для проявления ароматических качеств некоторые практики наполняют такие подушечки мелко измельченным травяным сырьем мяты, мелиссы, полыни горькой, чабреца и душицы по отдельности или в смеси в равных пропорциях по объему.
Соотношение наполнения: 7 частей моющего состава к 3 частям ароматизатора. Следует не забывать, что при применении составов на основе дегтя никакой ароматизатор его запах не перебьет. Растительные волокна С ними придется повозиться. Есть, конечно, вариант когда природа сама дарит нам практически готовое изделие , о нем мы в свое время рассказывали в. Но у нас она не произрастает, а то что имеется, требует предварительной обработки. Что же мы имеем в наличии? Прежде всего - луб, тонкий волокнистый подкорный слой дерева или волокна крапивы, конопли, льна. Кроме перечисленных культур технического растениеводства он характерен и для многих лиственных пород деревьев. Но наиболее применим следующий: Дубовый - отличается хорошей прочностью, однако тяжело отделяется, редко удается снять в виде длинных равномерных волокон.
Обладает характерным, очень стойким пряным ароматом; Вязовый - во многом похож на предыдущий однако, сильный аромат ему не присущ; Березовый - для производства мочала слишком жесткий, требует сложной последующей обработки или использования в качестве сырья совсем молодых деревьев с толщиной ствола не более 60 - 80 мм; Липовый - наиболее широко применимый и самый заслуженный вариант; Помните выражение: «Ободрать как липку»? Технология выделки луба для получения мочала Еще в середине 1980-ых на рынках и в хозяйственных магазинах СССР имелись толстые малярные кисти из древесного волокна, которыми тогдашние хозяйки любили белить известью стволы деревьев и бордюры. Во время коммунистических субботников их иногда выдавали как орудие производства, в результате чего они благополучно перемещались из народного хозяйства в личное. Основные технологические приемы можно выделить следующим образом: Липа может давать сырье как со взрослых, так и с молодых деревьев. Основное период заготовки приходиться на период от Благовещенья до Троицы. С молодых деревьев кора снимается посредством продольных надрезов длиной не более 100 см, в количестве не более 4 на один ствол. Большие деревья окоряются с двух сторон, и кора снимается с помощью подбоев - деревянных клиньев, которые загоняются между подкорком и непосредственно стволом дерева. Отделенные части снимаются в виде двух желобов. Очень важная часть подготовительных работ - вымачивание.
Оно осуществляется в неглубоком, до 0,5 м водоеме с твердым ровным дном и проточной водой. В результате волокна приобретают необходимые качества, в первую очередь пластичность и легко отделяются от несущей подложки. Продолжительность процедуры - показатель весьма неопределенный и напрямую зависит от конкретных условий произрастания и качества материала. На практике, в большинстве случаев, может колебаться от 2 до 7 недель. Вымачивания можно избежать, если в работу идут совсем молодые деревца подкорный слой которого не огрубел в достаточной мере. После вымачивания волокно снимается, распределяется и очищается с помощью вычесывания примитивной гребенкой. Далее начинается сушка под навесом с хорошим протоком воздуха и постоянным контролем сырья, поскольку, как и любой органический материал с достаточным уровнем влажности, оно подвержено гниению. Словечко от Бывалого! После сушки традиционная технология подразумевала «золочение», то есть вязки лыка выставлялись на прямое солнце, в результате чего поверхность покрывалась насыщенным соломенно-золотистым цветом.
Скажем прямо, что эта финишная процедура характерна скорее для производства лаптей, нежели мочалок, поскольку воздействие ультрафиолета делает лыко более жестким. Из готового сырья мочалки делались примитивным способом кручения, когда слой материала примерно 80 - 100 мм толщиной перехватывается жгутом в двух местах и утягивается для сохранения формы. В этом контексте более справедливо выражение не как плести мочалки, а как их вязать. Визуально и более наглядно с процессом изготовления можно ознакомиться в прилагаемом видеоматериале. Срок службы такой мочалки редко превышает 5 - 8 процедур и она подвержена поражению микроорганизмами, что вполне естественно для натурального продукта. Правильно решить вопрос, как плести мочалку для бани это еще далеко не все, немаловажно, как ее правильно использовать. Перед употреблением такое изделие необходимо предварительно распарить, в течении 5 - 7 минут в умеренно горячей воде, а после тщательно прополоскать в прохладной. Заключение Изготовление мочалки своими руками творческий и интересный процесс. Возможности современного мира открывают для такой деятельности широкие перспективы.
Обилие различных материалов , технологий, способов реализации позволяют получить качественный продукт с заранее заданными свойствами. Скажем откровенно. Лыковая мочалка не самый практичный вариант. Да, безусловно, она обладает отличным запахом и фактурой, однако срок ее реальной эксплуатации весьма не долог. В крестьянских семьях обычно парой мочалок мылась вся большая семья, после чего ее просто выбрасывали и в следующий поход в баню заменяли новой. Сам по себе мочальный промысел существовал как дополнение к основному, когда изготавливали лапти и короба, а на мочалки шли отходы производства, не кондиционный материал. Если в вашем распоряжении традиционная баня, выполненная по всем канонам строительного искусства и обладает сильным, а возможно и уникальным духом, то такая мочалка будет несомненным ярким акцентом и уместным дополнением в общем банном ансамбле. В иных случаях, мочалку можно связать из шерсти. А что?
Натурально, доступно, эффективно и никакого лесного браконьерства. Немного поразмышляем — какую мочалку лучше всего купить. Согласитесь, что ни в баньке, ни в городской квартире — под душем, не обойтись без такой помощницы. Казалось бы, чего уж проще — купить мочалку. Однако, и в этом деле есть над чем задуматься. Мочалки все разные — одна едва мылится, другая кожу снять может одним неосторожным движением. Попробуем разобраться — какая мочалка лучше всего и сколько их нужно Мочалка может быть либо из синтетического волокна, либо натуральная. Цвет и размер — дело второстепенное. Мочалки из натуральных материалов Одна из старинных мочалок — из лыка Лыко заготавливали весной, срезая с молоденьких деревьев мягкую кору.
А липовое лыко — внутренняя сторона коры, его подвергали дополнительной обработке, вымочив в воде. После этого оно становилось более мягкое и гибкое. Ранее мочалка из лыка представляла из себя пучок волокон, расползающихся в разные стороны. Сейчас делают уже более симпатичные, но и то это большая редкость. Лыковая мочалка способна глубоко очистить поры, хорошо снимает отмершие клетки. Способствует убивать микробы которые еще не смылись водой за счет выделения фитонцидов. Минусы такой мочалки — не создает обильной пены, срок службы — короче синтетики, сохнет тоже не очень быстро. Мочалка из морской губки Такая мочалочка для «банных гурманов». Эта мочалка-губка сделана из скелета морского примитивного существа.
Печально немного, тем не менее, эти существа продолжают и после жизни приносить пользу людям. Такая мочалка очень нежная, не вызывает аллергии. По сему, её отнесли к разряду очень полезных. Она дает хорошую пену и подходит для ежедневного применения. А еще ей не очень удобно самому себе тереть спину. Мочалка из сизаля Сизаль — натуральное и очень грубое волокно. Его получают из свежих листьев агавы путём разминания листьев отделяются волокна, которые промывают, просушивают, а потом делают разные крепкие вещи: канаты, тросы, щетки, мешки, сети и мочалки. Мочалка из сизаля может применяться и в сухом виде — для удаления загрубевшей кожи на пятках, к примеру. Для тела в мокром виде мочалку нужно использовать аккуратно, без нажима.
Иначе, если ваша кожа нежная и тонкая, её можно будет даже поранить. Мочалка из сизаля улучшает микроциркуляцию крови и тонизирует кожу. Но необходимо иметь еще одну мочалку — более мягкую, для частого применения. Берестяная мочалка Поистине, мочалка с русской душой. Береста березовая кора — очень ценный материал для мастеров. Как и любая ручная работа , такая мочалка считается дорогой, относительно многих других. Берестяная мочалка хорошо массирует кожу, глубоко ее очищает. Береста, как и лыко, содержит антибактериальную силу! Перед банькой или душем такую мочалку надо опустить в горячую воду минут на 15, чтоб стала помягче.
Рекомендуют при целлюлите и угревой сыпи.
«Не лыком шит» — что такое лыко и как появилась эта фраза?
Что такое лыко Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. Лыко - Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола. луб. Что такое лыко Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина). поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора. Не всякое лыко в строку (погов.) — нельзя всякую ошибку ставить в вину, в упрек.
ЛЫКО - что это такое? значение и описание
Лыком на Руси называли особую прослойку на стволе лиственного дерева, которая находилась прямо под корой. что это такое? значение и описание» на канале «Строительные Мотивы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 19 августа 2023 года в 16:38, длительностью 00:00:29, на видеохостинге RUTUBE. Не всякое лыко в строку (погов.) — нельзя всякую ошибку ставить в вину, в упрек. поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора.
Из чего делали лапти из лыка, а лыко что такое?))
Смотреть что такое «ЛЫКО» в других словарях: ЛЫКО — ЛЫКО, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс).
«Не лыком шит» — что такое лыко и как появилась эта фраза?
Методика раннего развития детей Не лыком шит Интересное выражение, относится к тем фразеологизмам, по словам которых сразу непонятно, о чем идет речь. Для начала посмотрим в словаре, что такое лыко. Лыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье дерева. Применяется для изготовления рогожи и плетения лаптей, корзин и т. Итак, лыко, это та субстанция, которая расположена между корой и стволом дерева. Если вам приходилось снимать кору даже со свежесломанной ветки, вы наверняка замечали такую тонкую прослойку меж самой корой и стволом. Это и есть лыко. Самое хорошее лыко получается из липы.
Это самое лыко использовалось для плетения корзин, циновок, изготовления мочалок и кистей, но самое распространенное применение лыка было изготовление лаптей. Обувь в стародавние времена была дорогим удовольствием, крестьяне не могли ее себе позволить, поэтому плели лапти из лыка.
Первоначальное значение фразы становится очевидным при понимании, что такое то самое лыко. Лыком называли кору дерева: из него делали посуду, домашнюю утварь, а также лапти — основную обувь крестьян, составляющих подавляющее большинство населения России вплоть до XX века.
При понимании этого факта становится понятно, о чем говорили наши предки, бросая в адрес другого: «Не лыком шит! Еще интересное про русский язык.
Уже тогда этот материал и предметы из него собирали с крестьян в качестве дани. Процесс изготовления лыка был довольно долгим.
Сначала деревья срубали, убирали с них ветки, обдирали кору. Только затем полосками срезали само лыко, которое начинали обрабатывать. В разных регионах это делали по-разному. Например, на севере Руси лыко вымачивали, очищали, выдерживали на солнце.
После этого оно становилось прочным и легко гнулось. Из лыка плели короба и корзины для хранения, а также мебель — столы, стулья и кресла. Из этого же материала изготавливали рогожу — грубую хозяйственную ткань, из которой затем шили мешки и половики. Из лыка делали и волосы для деревянных детских игрушек.
А еще вплоть до XV века его использовали для плетения кольчуг и щитов для русских воинов. Самым популярным изделием из лыка стали лапти. Они были дешевле любой другой обуви даже несмотря на то, что на одну пару лаптей уходило три-четыре срубленных дерева. Во время работы в поле лапти быстро изнашивались.
Поэтому крестьян с детства обучали работать с лыком и чинить свою обувь самостоятельно. Почти каждый умел плести из лыка или вязать — заменять испортившиеся детали предмета или соединять их с новыми. Кроме того, вещи из лыка можно было делать очень быстро, в перерывах между работой.
Хоть лыком шит, да сосед.
Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется.
Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют. Хуже лапотного лыка. Лыка не вяжет, пьян без языка.
Не всякое лыко в строку. Не все лыком, да в строку. Пропадай собака и с лыком, лишь бы не судиться! С избы лык не надерешь.
Пока лыки дерутся, пота и с детками в лес.