Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации.
Проблемы эвакуации жителей
Приобрести его не сложно, а вот доставить наверх — да. Три или четыре попытки они предприняли. И это был первый музыкальный инструмент, который оказался в этом посёлке», — отметил куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. В основу выставки легли документы, фотографии, справки и личные воспоминания Ханны Гершенок. Записи сохранила её внучка. Специалисты три года изучали историю детского дома номер 51. В музее подчеркивают, это только начало большого исследовательского проекта. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Нам очень интересно установить процесс и выявить некую системность. Потому что мы слышим часто, что эвакуация была очень хаотичной, неорганизованной. Но тем не менее, системный подход был.
Поэтому это целое исследовательское направление», — отметила директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.
За февраль — апрель 1942 года 167 поездов доставили в город на Волге 300 тыс. Напомним, Петербургский международный экономический форум проходит 14—17 июня. В рамках форума запланировано более 150 мероприятий. Своё участие в мероприятии подтвердили более 17 тыс.
В дальнейшем, чтобы покинуть город, ленинградцы должны были получить особое разрешение в Городской эвакуационной комиссии, которая выдавала подобные документы до 1 апреля 1943 года, когда официально была прекращена переброска населения из Ленинграда. По расчётам историков к 1 мая 1943 года в культурной столице СССР оставалось около 640 тысяч человек. Привилегированные В работе «Неизвестная блокада» исследователь Николай Ломагин полагает, что власти, проводя эвакуацию, в первую очередь они занимались переброской в безопасные регионы сотрудников важных для обороноспособности страны предприятий и учреждений. Историк Даниил Коцюбинский утверждает, что первоочередной задачей, стоявшей перед руководством СССР и Ленинграда, был вывоз из окружённого города базировавшихся в нём военных частей со всем их личным составом. Не желая допустить попадания в плен около 500 тысяч матросов Балтийского флота и солдат Ленинградского фронта, власти в первую очередь организовали их переправу в ущерб интересам мирных граждан. Не принимая в расчёт вывоз детей, Н. Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц». Предполагая, что они при первой возможности могут перейти на сторону гитлеровских войск и начать среди горожан антикоммунистическую агитацию, власти удалили их из города.
Воды не было... На шестом этаже жили, мать с чердака снег доставала. Топили его и питались этим», — поделился Юрий Георгиевич. Позже оба его брата скончались, добавил он.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
Блокада Ленинграда
- Начало блокады
- Предпосылки блокады
- Прорыв блокады Ленинграда
- 8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда - Российское историческое общество
- Официальные сетевые ресурсы
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел. Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову, Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом. Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили.
Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить». Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось. Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта.
В настоящее время архивная служба Санкт-Петербурга работает со многими регионами, обсуждая их участие в важном для людей и сохранения памяти Проекте: это Архангельская, Вологодская, Новосибирская, Нижегородская, Тверская, Свердловская области, Пермский, Алтайский край и Горный Алтай, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Адыгея и многие другие. Проект позволит раскрыть ранее неизвестные факты об эвакуации из блокадного города, пребывании в местах переселения теперь это не только регионы России, но и другие государства и возвращении домой. Презентация электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: «Сплоченные войной» намечена на 2024 г.
В том случае, когда для эвакуационных целей привлекался порожняк автомобильного транспорта подвоза, кузов застилался толстым слоем соломы, сена или же ветвями сосны, ели, а поверх этой подстилки набрасывались плащ-накидки, затем размещались раненые, укутанные в теплые одеяла и снабженные химическими грелками. Замыкал такую колонну санитарный автомобиль с сопровождающим медицинским персоналом, который доставлял обратно одеяла для их повторного использования. Через каждые 6-10 км ледовой трассы в утепленных палатках были оборудованы перевязочно-обогревательные пункты. В каждом из них находились фельдшер, 2 санитарных инструктора и 2 санитара. Эти пункты снабжались всем необходимым для обогрева эвакуируемых и оказания им доврачебной помощи. Довольно частыми на трассе были снежные бураны.
В этих сложных условиях личный состав перевязочно-обогревательных пунктов обязан был нести патрульную службу на своих участках трассы для своевременного обнаружения пострадавших, оказания им медицинской помощи и их доставки на перевязочно-обогревательный пункт. Вход в ледяной домик. Из коллекции Военно-медицинского музея Вход в ледяной домик. Из коллекции Военно-медицинского музея Третий этап эвакуации находился на восточном берегу Ладожского озера. Здесь часть граждан размещалась в поселках Кобона и Лаврово, а другая часть — на станции Жихарево. Далее эвакуация шла в глубь страны. На 19 октября 1942 в городе оставались не эвакуированными около 8 тыс. Однако 22 октября 1942 Ленгорисполком принимает решение о прекращении эвакуации с 1 ноября 1942 г.
До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной.
Тем не менее, первые поезда с эвакуированными людьми покинули Ленинград уже 29 июня, через неделю после начала войны. Первая волна эвакуации Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями: Нежеланием жителей уезжать из города; Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград. Вторая волна эвакуации Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро. В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек. Третья волна эвакуации С мая по октябрь 1942 г.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. 27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. В Лычково поезд подвергся бесчеловечной бомбардировке Первая волна эвакуации жителей Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. Как я пережила блокаду, эвакуацию и вернулась в Ленинград. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”».
Поездом, по воздуху, по воде и льду
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников - Кубанские новости
- Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
- Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
- Оборона Ленинграда
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. «Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)».
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года.
А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года.
Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок.
Гожева картина первых часов после его прибытия предстает перед нами довольно обыденной, но при этом будящей сочувствие: «В Кыштым приехали ночью. Пошли в город, в педагогическое училище. Целых два километра вещи несли на себе. Вещей было не так уж много, но сил у людей было ещё меньше. Два классных помещения были отведены под жильё. Расположились прямо на полу, пока каждой семье не удалось подыскать себе квартиру в городе» [22]. Материально-бытовое положение и местных жителей, и эвакуированных граждан в военные годы значительно ухудшилось. Тем не менее, из рассказа мемуариста мы видим, что, несмотря на проблемы, с которыми неизбежно столкнулись эвакуированные, местные власти помогали вырвавшимся из тисков блокады ленинградцам: «Физические силы, подорванные блокадой, нужно было восстанавливать. Нам выдавали мясной бульон, а вернее говоря, воду, в которой отваривали колбасы или кости на местном мясокомбинате».
Эвакуированным привозили «мелкую плотву» от рыболовецкой артели, они самостоятельно покупали картофель в окрестных деревнях, поскольку в самом городе его купить было тяжело. Весьма подробно профессор Гожев рассказал и о решении топливной проблемы, а также об ощущении пронизывающего холода из-за нехватки зимней одежды у эвакуированных сотрудников института: «Дрова приходилось возить из леса самим на саночках. Однажды была осуществлена организованная доставка дров. Мы участвовали в погрузке дров на железнодорожные платформы и из привезённых в город дров каждый участник «субботника» получил свою долю. Для института было выделено некоторое количество полушубков, но их получило очень незначительное число людей. Все остальные ходили в осенних пальто и куртках, что при жестких морозах было весьма ощутимо». В начале ноября 1941 года в Челябинскую область «дополнительно» эвакуировали 12 тысяч детей из города Ленинграда, что потребовало в течение трех дней освободить и подготовить для прибывших детских домов помещения, обставить их мебелью, снабдить топливом, мылом, керосином, детской одеждой и обувью, всех детей требовалось помыть, поставить необходимые прививки и госпитализировать заболевших [23]. Для преодоления трудностей в приеме ленинградских детей и «осуществления оперативного руководства всей учебно-воспитательной и хозяйственной деятельностью эвакуированных детских учреждений» в структуре Челябинского областного отдела народного образования 15 декабря 1941 года создан «специальный сектор по руководству всеми типами детских учреждений, эвакуированных в нашу область» [24]. К 25 января 1942 года в Челябинской области находилось 225318 человек, в том числе 33591 человек прибыли вместе с детскими учреждениями. В апреле 1943 года в области находилось 128,7 тысяч эвакуированных детей, намного больше, чем в других уральских областях [25].
Приём эвакуированных детских учреждений в Челябинской области возглавила заместитель председателя облисполкома Мария Дмитриевна Ковригина [26]. Мария Дмитриевна, оставила очень яркие воспоминания о встрече эшелонов с эвакуированными ленинградскими детьми [27]. Положение детских учреждений, размещённых в Челябинской области, оставалось в зоне внимания облисполкома и после возобновления их работы [28]. В фонде Челябинской областной плановой комиссии имеется список детских домов за 1942 год, который содержит данные о размещении эвакуированных детских домов в Красноармейском, Каракульском, Кочердыкском, Уксянском, Шатровском районах [30].
Для реализации этой идеи взяты экспонаты из музеев ПАО «Мотовилихинские заводы», АО «ОДК-Пермские моторы», ЗАО «Лысьвенский металлургический завод», личные вещи и документы из собраний частных коллекционеров, ветеранов ВОВ, тружеников тыла, живопись, дизайнерские инсталляции, мультимедийные и интерактивные арт-объекты.
Только представьте, сколько нужно было ресурсов, чтобы взять и обеспечить всем удвоившееся население нашего города. Мы заходим с Мариной в первый зал и подходим к расположившимся в углу санях и длинному, прямо на всю высоту стены, свитку, где мелким-мелким почерком нанесены воспоминания из дневников тех страшных дней. Перед вами лента воспоминаний — это реальные события, описанные Софией Островской. Эту ленту можно развернуть, и мы увидим историю воспоминаний от первого дня блокады до последнего. Если мы вчитаемся, то поймем, какой должна быть сила духа у человека, и при этом узнаем очень трогательную историю.
Инсталляция с санями воспроизводит фотографию, которая висит тут же на стене и отображает перед нами катастрофу города в то время: когда не было ни отопления, ни водоснабжения, ни продуктов, жители вынуждены были идти на Неву за водой. Приходилось топить печки-буржуйки остатками комодов, деревянными ведрами, дубовым паркетом и проч. Мы разворачиваемся к другой стороне стены и перед нами уже множество оружий, мешки с песком для обороны и лыжи. Наверно, мало кто знает, что из Перми отправляли лыжную бригаду — группу лыжников, которые должны были прорвать блокадное кольцо.
Первое спасение пришлось на первый год блокады.
Голодные жители съели всех домашних животных, в том числе и кошек, что спасло их от голодной смерти. Но в дальнейшем отсутствие кошек в городе привело к повальному нашествию грызунов. Под угрозой оказались продовольственные запасы города. После прорыва блокады в январе 1943 года в одном из первых составов поездов было четыре вагона с дымчатыми кошками. Именно эта порода лучше всего ловит вредителей.
Запасы измученных жителей города были спасены. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Для оповещения граждан о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Сигналом об авиаударах был звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой, а на улицах писали "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".
Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда. Три волны эвакуации За годы войны советским военным удалось осуществить три волны эвакуации местного населения из осажденного и голодного города. За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города. Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года. Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем.
Другие новости
- Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда - Российская газета
- Твои дети, Ленинград
- Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга
- Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город