Если же деньги «по недосмотру» банков попадут к мошенникам — они будут обязаны в течение 30 дней вернуть их клиентам. Кроме того, счета, на которые совершались подозрительные переводы, будут включены в специальную базу Центрального Банка России. В частности, нововведения коснутся критериев, согласно которым операцию по переводу денежных средств со счета клиента банка можно считать подозрительной и в каких случаях банки будут нести ответственность. Мошенник. В правительстве предложили внести поправки в закон «О национальной платежной системе», которые будут касаться возврата клиентам банков денег, украденных мошенниками со счетов (или тех, которые клиенты передали мошенникам добровольно).
«Многие в таких случаях махнули рукой»: клиент отсудил у банка украденные жуликами деньги
Если при переводе денег имеется хотя бы один из них, банк обязан приостановить операцию на 5 дней и выяснить ее суть. В итоге суд решил взыскать с Райффайзенбанка сумму в полном объеме — 118,8 тысячи рублей, а также штраф 58,4 тысячи рублей. Отказано лишь в неустойке на 1,5 миллиона рублей. В начале октября банк вернул Родиону Жекову украденные мошенниками деньги.
Как ситуацию объяснили в банке 74. RU направил официальный запрос в Райффайзенбанк с просьбой прокомментировать, почему после обращения клиента банк не приостановил операцию и не уточнил, действительно ли она проведена самим клиентом и с его согласия. Также мы попросили рассказать, как сейчас кредитное учреждение борется с подобными фишинговыми сайтами.
На момент публикации комментарий банка не поступил в редакцию. Мы опубликуем его, как только получим. Банки проверят подозрительные переводы Наряду с телефонным мошенничеством преступники продолжают использовать фишинг и почтовый спам для хищения чужих данных и списания денег.
При этом, по словам юристов, очень редко можно доказать, что операция совершена без согласия клиента. Это действительно хороший случай. Сейчас закон требует возвращать похищенные деньги, если банк не проверил перевод и не совершил действия по приостановке подозрительных операций, — отметил адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.
А банкам, которые будут пренебрегать этими обязанностями, придется возвращать людям украденные деньги, добавил эксперт. Также с 1 октября в России начал действовать минимальный размер страховой выплаты по банковским картам — не менее 100 тысяч рублей. На эту сумму может рассчитывать пострадавший от мошенников.
На выплату дается 30 рабочих дней. Правда, речь идет о добровольном страховании банковских карт.
Володин уточнил, что после принятия закона банки и другие операторы обязаны будут не только тщательнее проверять подозрительные переводы, но и принимать меры, чтобы средства граждан к мошенникам не попадали. А тем банкам, которые будут пренебрегать этими обязанностями, придётся возвращать людям украденные деньги. Деньги должны быть возвращены в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а в случае трансграничного перевода — в течение 60 дней. Причём речь идёт об операциях, совершённых без добровольного согласия клиента.
Кроме того, известны истории, когда клиенты даже после нескольких предупреждений со стороны кредитной организации об опасности сделки шли на поводу у мошенников. В таком случае вся ответственность ложится на самого человека.
Эксперты признают, что суммы, которые теряют граждане России, исчисляются миллионами. Именно поэтому со следующего года граждане смогут оформить на себя ограничения по выдаче кредитов.
Для возврата денег банк должен точно знать, что перевод осуществляется в пользу мошенников и это происходит не по желанию клиента. Фото: 1MI Как же банк будет предотвращать злоупотребление доверием? Ведь большинство мошеннических предполагают обман и запугивание людей, чтобы они сами передавали деньги мошенникам. Для этого в законопроекте предусмотрен двухдневный «период охлаждения», в течение которого банк не сделает перевод сомнительному получателю и сообщит об этом клиенту. Два дня дают возможность разуму победить, а операцию можно отменить. Однако, если человек после этого времени настаивает на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги», — пишет издание.
Банки будут возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
На банки могут наложить обязательство возвращать россиянам деньги, которые были похищены мошенниками. Банк-отправитель должен будет вернуть клиенту все украденные с его счета средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента. Деньги вернут в следующих случаях. Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Российские банки начнут возвращать своим клиентам похищенные мошенниками деньги по обновленной схеме: в течение 30 суток с момента получения соответствующего заявления от владельца счета, а также в установленных законом случаях. Банки, которые не будут исполнять новые обязательства, отмечается на сайте Госдумы, должны будут вернуть россиянам украденные мошенниками средства.
«Сбер» начал возвращать украденные мошенниками деньги
Банки, которые не будут исполнять новые обязательства, отмечается на сайте Госдумы, должны будут вернуть россиянам украденные мошенниками средства. Если мошенники списали деньги без согласия клиента, кредитные организации обязаны их вернуть в полном объеме. Возместить клиенту деньги придется в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. С 25 июля 2024 года вступает в силу закон, по которому банки будут обязаны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возвращать украденные мошенниками деньги, сообщили в РБК. Мошенники похитили — банки возместили: как будет работать закон о возврате денег, украденных со счета.
Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме
Соответствующие поправки внесли в закон «О национальной платежной системе». Они закрепляют обязанность операторов возвращать клиенту сумму перевода или восполнять остаток денег на карте в полном объеме, если оператор получил информацию о ЦБ о том, что операция была выполнена без согласия клиента. Сроки возмещения средств — до 30 дней. Если заявление о возмещении подал клиент-физлицо, срок увеличивается до 60 дней.
Речь идет о случаях телефонных аферистов, которые получают доступ к счетам граждан и выводят с них средства. Как сообщил депутат Госдумы от Волгоградской области Алексей Волоцков, закон вступит в силу в 2024 году. На сегодня проверкой операций на предмет мошенничества закон обязывает заниматься только банк плательщика.
Теперь проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России, будет и банк получателя денежных средств.
Также банк будет приостанавливать операции, которые отличаются от типичных операций того или иного клиента. Например, если деньги отправляют с новой локации или сумма перевода слишком велика. Что будет, если перевести деньги мошенникам По новым поправкам в закон финансовые организации смогут блокировать денежные переводы на счета, вызывающие подозрение. Но только на два дня. При этом клиент, с чьего счета были переведены деньги, получит уведомление от банка о подозрительных манипуляциях с его средствами. В течение двух суток человек сможет подтвердить либо опровергнуть информацию о переводе, а банк удостовериться, что клиент не находится под влиянием мошенников.
Что будет, если перевести деньги мошенникам Фото: 1MI Такой алгоритм действий поможет защитить граждан от мошенников, которые придумывают всё новые меры схемы обмана. Например, часто злоумышленники оказывают психологическое влияние на жертву, настаивая на немедленных действиях — переводе денег на свой счет.
По его словам, в законах всё прописано и предусмотрено, но главная проблема — найти нужные пункты и убедить суд в своей правоте. Родион Жеков потратил целый год, чтобы создать новую правоприменительную практику. Многие пострадавшие в таких случаях махнули рукой.
Моя позиция: банки должны платить, — объяснил Родион Жеков. Он нужен для обращения к финансовому уполномоченному, а потом для иска в суд. Мне полгода бумагу не давали, пока не пожаловался в прокуратуру и Центробанк. Конечно, скриншот переписки в чате можно заверить у нотариуса. Но вы знаете, сколько сейчас стоит такая услуга?
Главный акцент в иске юрист сделал на том, что операция по списанию средств была нетипичной и проведена без согласия клиента. В законе «О национальной платежной системе» есть три признака такой операции. Если при переводе денег имеется хотя бы один из них, банк обязан приостановить операцию на 5 дней и выяснить ее суть. В итоге суд решил взыскать с Райффайзенбанка сумму в полном объеме — 118,8 тысячи рублей, а также штраф 58,4 тысячи рублей. Отказано лишь в неустойке на 1,5 миллиона рублей.
В начале октября банк вернул Родиону Жекову украденные мошенниками деньги. Как ситуацию объяснили в банке 74. RU направил официальный запрос в Райффайзенбанк с просьбой прокомментировать, почему после обращения клиента банк не приостановил операцию и не уточнил, действительно ли она проведена самим клиентом и с его согласия. Также мы попросили рассказать, как сейчас кредитное учреждение борется с подобными фишинговыми сайтами. На момент публикации комментарий банка не поступил в редакцию.
Госдума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства
Калугин уверен: одного цифрового контроля недостаточно. Нужны более жёсткие меры для защиты граждан. Депутаты Госдумы уже отреагировали на запрос снизу. На этой неделе в третьем чтении они приняли закон, который обязует банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства. Читайте также по теме: Кредитный шок: россиянам предрекли массовое банкротство Закон есть, а толку мало? Согласно закону, если денежные средства были списаны без согласия клиента, то банк обязан их вернуть в течение 30 дней после подачи соответствующего заявления. Если деньги были похищены при помощи трансграничного перевода, то на их возврат отводится 60 дней. Новый закон также обязует проверять финансовые операции на мошенничество не только банк отправителя, но и банк получателя. Кредитным учреждениям дали право «не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента», — написано в пояснительной записке к закону. Максимальная сумма возврата похищенных денежных средств не установлена. В законе сказано: «Если банк не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без добровольного согласия клиента, то похищенная сумма должна быть возвращена в полном объёме».
Изучив новый закон, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян пришёл к неутешительному выводу: государство всю ответственность переложило на банки. Они оказались крайними в решении проблемы с мошенничеством и будут исполнять новый закон только в том случае, «если потерпевший не совершал глупость — не передавал мошенникам персональные данные, не устанавливал подозрительные программы, с помощью которых похищались денежные средства». Иллюзий таких быть ни у кого не должно», — сказал ForPost Тосунян. Несмотря на все «но», отметил он, логика в принятии закона всё-таки есть. Ряд механизмов уже отработан. Банки должны их использовать», — сказал Тосунян.
Также банк-получатель теперь может приостановить использование клиентом электронного средства платежа, который находится в базе данных о попытках переводов без согласия клиента. Отключение дистанционного обслуживания банком мошенника предусматривается при наличии информации от МВД о возбужденном уголовном деле или записи в книге учета состава преступлений. Как отметил глава Департамента информационной безопасности Центробанка Вадим Уваров, такие сведения будут транслировать всем кредитным организациям, и они обязаны будут отключать электронные средства платежа. Получается, что в распоряжении банка-отправителя будет база счетов, которые используют злоумышленники. Если банк не сделает этого и человек потеряет деньги, организация обязана будет возместить клиенту средства в полном объеме. То же касается и перевода финансов без согласия клиента.
Недавно появилась новая схема, при которой жертве приходит приглашение на прием от якобы Центробанка. При этом адрес отправителя имитирует реальный домен Банка России — cbr. В письме используются имя, фамилия и реальный адрес получателя, чтобы вызвать доверие и в дальнейшем выманить данные карты и смс-пароль. Мошенники также используют криптовалюты, добавляет криптоинвестор и финансовый консультант Руслан Захаркин. Как будут возвращать деньги Для возврата денег банк должен точно знать, что перевод осуществляется в пользу мошенников и это происходит не по желанию клиента. Эти вопросы вызывают большие трудности, рассказывает Олег Матюнин, управляющий партнер Адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры».
Кроме того, под действие закона подпадают случаи, когда клиент потерял карту и сообщил об этом в банк, а ею впоследствии без его ведома воспользовались третьи лица. Помимо этого, кредитные организации смогут на два дня блокировать переводы на подозрительные счета. В течение 48 часов клиент должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймёт, что находится под влиянием мошенников. Кстати, лишь за третий квартал 2023 года российские банки смогли вырвать из лап мошенников космическую сумму на клиентских счетах.
Банки вернут украденные мошенниками деньги — новый закон
Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме. Государственная Дума РФ приняла во втором и третьем чтении закон, который обязывает банки в течение 30 дней возмещать россиянам деньги, похищенные с их счетов мошенниками. Думаете банки начнут украденные деньги возвращать? Добавят строчку в пользовательское соглашение, в духе "Любое списание средств со счета пользователя, считается добровольным согласием пользователя на списание средств.
Банки начнут возвращать деньги, украденные мошенниками
Согласно принятому закону, оператор по переводу денежных средств будет обязан возместить сумму операции, совершенной без добровольного согласия клиента, в течение тридцати дней после получения заявления клиента - физического лица о возмещении суммы операции, совершенной без добровольного согласия клиента, а в случае трансграничного перевода денежных средств - в течение шестидесяти дней, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без добровольного согласия клиента. Сумма должна быть возвращена в полном объеме. Как говорится в пояснительной записке, для улучшения действующих механизмов "антифрода" anti-fraud, "борьба с мошенничеством" - ИФ предлагается обязать не только банк плательщика, как это установлено сейчас, но и банк получателя средств проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России.
По словам представителя Центробанка, цель изменений заключается в противодействии мошенническим схемам, которые основываются на методах социальной инженерии. Клиенты смогут рассчитывать на полный возврат похищенных средств в том случае, если банк допустил отправку денег на занесенный в специальную базу ЦБ мошеннический счет, или в том случае, если банк не уведомил клиента о транзакции без его согласия. Помимо этого, как указывается, кредитные организации обязаны будут вернуть деньги в том случае, если человек потерял карту или ее использовали без его ведома, при условии, что о пропаже он сообщил заранее.
RU - Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, который обязует банки в течение 30 дней возместить гражданам похищенные средства, если они были переведены без добровольного согласия клиента. Согласно принятому закону, оператор по переводу денежных средств будет обязан возместить сумму операции, совершенной без добровольного согласия клиента, в течение тридцати дней после получения заявления клиента - физического лица о возмещении суммы операции, совершенной без добровольного согласия клиента, а в случае трансграничного перевода денежных средств - в течение шестидесяти дней, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без добровольного согласия клиента. Сумма должна быть возвращена в полном объеме.
Напомним, что ранее Госдума приняла закон о внедрении цифрового рубля, который определяет правовой статус и правила использования цифровой валюты.
С июля банки будут возвращать отправленные мошенникам деньги в досудебном порядке
Банки начнут возмещать похищенные мошенниками средства. За последние девять месяцев 2023-го банки отбили свыше 20 млн попыток похитить деньги клиентов и спасли от кражи 3,3 трлн рублей, но вскоре им придется компенсировать средства, которые всё же удалось увести. По закону банки не обязаны возвращать деньги гражданам, которые подвергшись психологической обработке мошенников, собственноручно переводят на их счёта свои средства. Но тем не менее небольшую преграду новый закон устанавливает и здесь. Вернуть средства пострадавшим при этом удалось всего в 4,4% случаев. Банки будут проверять все денежные переводы физических лиц и в течение 30 дней возмещать похищенные средства, если они были переведены без согласия клиента. Идея нововведений проста: если счет клиента был использован мошенниками для перевода денег без его согласия, то банк несет ответственность за эту операцию и должен вернуть клиенту все потерянные средства.