Эта сфера является неурегулированной, поскольку предоставляющая право статья 134 ТК РФ декларирует возможность, но не устанавливает механизм реализации права. В соответствии со статьей 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Статья 134 ТК РФ (последняя редакция с комментариями). Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
О чем говорится в статье 134 ТК РФ?
от 05.04.2021 № 74-ФЗ (изм.). Трудовой кодекс РФ, Статья 134 ТК РФ. Поправки вносят в статью 134 Трудового Кодекса. Трудовой кодекс РФ, Статья 134 ТК РФ. Статья 134 ТК РФ (последняя редакция с комментариями).
Индексация зарплаты в 2023: процент, кого затронет, правила расчета
В соответствии со ст.134 ТК РФ работодатели обязаны проводить реальное повышение заработных плат работников. Статья 130 ТК регламентирует право официального работника на рост суммы финансовой стимуляции, 134 статья информирует о способе — индексация. В статье мы расскажем кто должен индексировать зарплату в 2024 году и как это сделать. Да, работодатели обязаны индексировать зарплату, чтобы обеспечить гарантии повышения реального содержания доходов (ст. 134 ТК РФ). По ст. 2 и 134 ТК индексация зарплаты проводится в отношении сотрудников, работающих по трудовым договорам.
Индексация зарплаты с 1 февраля 2024 года: как, насколько, какой штраф
Определять размер выплаты лучше с учетом официальных показателей - величины прожиточного минимума, индекса роста потребительских цен, уровня инфляции и др. Для исправления ситуации можно внести соответствующие изменения в коллективный договор, в соглашения, в локальные нормативные акты, в том числе и в том случае, когда порядок индексации заработной платы не был прописан в документах. В одном из указанных документов предусматривают отдельную главу, в которой описывают порядок проведения индексации. Второй способ исправления ситуации заключается в оформлении отдельного локального акта об индексации. С установленным порядком повышения зарплат всех сотрудников организации знакомят под роспись. Порядок индексации заработной платы. Конкретный размер повышения зарплаты определяют по статическим данным на инфляцию, по росту цен в конкретном регионе, изменению общей стоимости потребительской корзины. Если на организацию распространяются отраслевые соглашения, при определении индекса повышения нужно учитывать положения определенного отраслевого соглашения. При таком варианте нет необходимости определять самостоятельно коэффициент индексации процент индексации заработной платы. Если же на организацию не распространяются никакие соглашения, коэффициент индексации может соответствовать следующим показателям: - официально установленному индексу потребительских цен по стране или по региону по итогам соответствующего периода; - общей величине инфляции, зафиксированной в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете субъектов России, на территории которого функционирует организация; - общему росту прожиточного минимума для трудоспособного населения и так далее.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Статья 135.
Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Индексировать зарплату необходимо не только рядовым сотрудникам, но и гендиректору. Единственная особенность заключается в том, что допсоглашение к трудовому договору с директором будет заключать учредитель как представитель работодателя. А вот размер индексации будет такой же, как и у подчиненных. Можно ли так сделать? Нет, Роструд признает это нарушением. Размер индексации должен быть одинаков. Периодичность индексации Сроки и частоту проведения индексации в 2023 году работодатель определяет самостоятельно. Из последних разьяснений Роструда следует, что если не было индексации в течение календарного года, это расценивается как нарушение трудового законодательства. Хотя еще совсем недавно ведомство разрешало проводить индексацию реже — раз в три года или в 5 лет. И даже были разъяснения, что разным группам работников можно индексировать зарплату в разные годы. На наш взгляд, ежегодная индексация соответствует ее назначению — компенсировать уменьшение зарплаты из-за роста потребительских цен. Поэтому если есть ежегодная инфляция, должна быть и ежегодная индексация.
министерства труда и социального развития Краснодарского края
И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос — обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?
Но все же снова обратимся к содержанию ст. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен инфляции , поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.
Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла ст. То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать "плавающие" варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, "фрагментарной" постепенной индексации и т.
Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя — подтверждение подобной позиции. В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции роста цен. То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.
Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г. Что касается вопроса о "части" зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему.
Премии в соответствии со ст. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована "компенсация" падения реального уровня дохода, то есть "индексационная".
Проще говоря, функция индексации или иной "меры повышения" — в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или "основной" части зарплаты. Потому логичнее устанавливать либо повышение "основной" части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на "погашение" потери в доходе.
Срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности определяется коллегиальным органом управления организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, в соответствии с локальными нормативными актами данной образовательной организации и может быть неопределенным или определенным в пределах не менее трех лет и не более пяти лет. В случае, если трудовой договор между педагогическим работником, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, и данной образовательной организацией заключается для выполнения определенной работы, носящей заведомо срочный временный характер, допускается избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности на срок менее трех лет, но не менее чем на один год.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности определяется коллегиальным органом управления организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, в соответствии с локальными нормативными актами данной образовательной организации и может быть неопределенным или определенным в пределах не менее трех лет и не более пяти лет. В случае, если трудовой договор между педагогическим работником, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, и данной образовательной организацией заключается для выполнения определенной работы, носящей заведомо срочный временный характер, допускается избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности на срок менее трех лет, но не менее чем на один год.
ТК РФ Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Ст. 134 ТК РФ с комментариями и судебной практикой. Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ. Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет? Статья 130 ТК регламентирует право официального работника на рост суммы финансовой стимуляции, 134 статья информирует о способе – индексация. Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания. Статья 134 ТК Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы.
Спорные вопросы индексации зарплат работников
Статья 130 ТК регламентирует право официального работника на рост суммы финансовой стимуляции, 134 статья информирует о способе — индексация. Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания. Такая обязанность зафиксирована в ст. 134 ТК РФ, при этом периодичность индексации в указанной норме не установлена.
Индексация зарплат: как избежать ошибок в 2024 году
Порядок индексации следует прописать в локальных нормативных актах организации. Рекомендуется утвердить единое положение об индексации зарплаты, а затем, по мере необходимости, издавать соответствующие приказы. Непринятие мер по индексации зарплаты является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. В таком случае работники организаций, уклонившихся от проведения индексации, могут пожаловаться в трудовую инспекцию, прокуратуру или в суд.
Вы вроде бы и не повысили зарплаты, а закон соблюдаете. Только документы нужно оформить правильно. Если придет проверка, в первую очередь попросят именно бумаги. Но даже если документов не будет, вас не обязательно оштрафуют. На самом деле все эти новости только звучат угрожающе. У работодателей достаточно свободы и способов не повышать зарплату и избежать штрафов — нужно только разобраться в нюансах.
Конституционный суд это подтвердил еще в 2010 году. Есть такие сотрудники, которым несколько раз повышают зарплату, платят премии, а они потом идут в суд и требуют еще провести индексацию. Ссылаются на 134 статью трудового кодекса — работодатель же обязан. Суды им отказывают, потому что нечего требовать формальную индексацию, если зарплата и так росла.
Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно — законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится "волшебных" слов "вправе", "может" или т. Получается, принимать соответствующие "повышающие" меры работодатель обязан. Сейчас судьи все чаще соглашаются с тем, что если у работодателя нет специального акта, регламентирующего порядок проведения индексации, то это не лишает работников права на индексацию их зарплат. Право работника на индексацию зарплаты не зависит от усмотрения работодателя, и индексация должна проводиться независимо от того, закреплен ли порядок ее проведения в локальных актах или нет Определение КС РФ в определении от 28.
Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т. Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения — не может. Своя рука — владыка? Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве ст. Поэтому в ст. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для: государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений — трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами то есть законом ; для других работодателей — коллективным договором, локальными нормативными актами ЛНА , соглашениями. В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА, то вот со второй возникает серьезный вопрос, вернее даже два: обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
На первый вопрос ответ очевиден: в ст. Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. Этой же позиции придерживается и Роструд Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г.
Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов работников и работодателей Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 2-П. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий ее предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации определение Конституционного Суда РФ от 17.
Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна.