Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. Венчание на царство Иоанна IV свт.
Восемь фактов о венчании на царство русских правителей
При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь.
Содержание
- Биография Ивана Грозного
- Содержание
- Иван Грозный — биография
- 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим
- Навигация по записям
- Кто был первым русским царем
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство
Иван IV Грозный Детские годы запомнились юному монарху бесконечными дворцовыми переворотами, интригами, насилием, жесточайшей борьбой за власть. Такая обстановка не смогла не отразиться на характере молодого человека, он становился все более жестоким. В то время его попечители не считали нужным обращать внимание на наследника престола, они вели свою игру, сводили счеты с его друзьями, самого Ивана держали в «черном теле». Он жил практически в нищете, у него не было вдоволь еды и необходимой одежды. Именно это породило в нем задатки жестокости и агрессии, которая сразу проявлялась в его расправе над животными, а впоследствии и с русским народом. В то время бразды правления страной были в руках князей Шуйских и Бельских, у дворянина Михаила Воронцова и родни по линии матери — Глинских. Во время их правления разбазаривалось госимущество, и это было отчетливо понятно даже несовершеннолетнему Ивану.
Первый раз опекуны увидели нрав престолонаследника в 1543-м, когда он отдал приказ убить Андрея Шуйского. С тех пор они начали серьезно его опасаться, страной правили в основном Глинские, а они постарались втереться в доверие наследнику и поддержать в нем звериное начало. Несмотря на такую обстановку при дворе, Иван много учился, читал книги, и впоследствии он получил статус самого начитанного правителя того времени. И в то же время он сам ничего не решал, по-прежнему находился в заложниках у правителей страной. Это сказалось в ненависти ко всему миру, и желанию любой ценой заполучить власть, причем полную и неограниченную, которая по его мнению не нуждалась ни в каких моральных законах и кодексах. Правление После достижения совершеннолетия в 1545 году Иван полноправно мог царствовать.
Первое политическое решение молодого царя было в желании венчаться на царство, и после этого он мог единовластно править страной и следовать традициям православия. Кроме этого наличие царского титула очень благотворно сказалось на внешней политике России, потому что теперь она приобретала совершенно другой статус в плане дипломатических отношений со странами Западной Европы и выходила в лидеры среди других государств Европы. С приходом к власти молодого царя он начал реформы и изменения, которые одобрила Избранная рада, Россия постепенно переходила к самодержавию, когда власть сосредотачивалась в руках одного монарха. На протяжении последующих десяти лет Иван Грозный занимался глобальным реформированием. Он стал инициатором земской реформы, стал основателем нового судебника, который ужесточал жизнь низшего сословия, ввел в действие губную реформу, которая должна была перераспределить полномочия наместников, отведя основную роль дворянству. В 1550-м Грозный выделил поместья лучшей тысяче дворян из Москвы.
Они располагались на расстоянии 70 км от столицы. Этот же год стал годом образования стрелецкого войска, которое получило на вооружение огнестрельное оружие. В этом же периоде крестьяне еще больше попали в крепостное рабство, и европейским купцам запретили въезжать в Россию.
Новый титул возвысил Ивана Васильевича над всеми боярами и княжатами.
Теперь он был не просто старшим из князей, но и царём. Этот титул на Руси и в Европе считали равным императорскому. Так называли византийский императоров. Все переведённые на русский язык византийские поучения призывавшие чтить царя, стали относится и к московскому государю.
Царь со своими приближёнными переждал пожар на Воробьёвых горах. В поджоге Москвы народная молва обвинила Глинских. Этот слух дал толчок народным волнениям. Один из Глинских - Юрий был убит, а дворы их родственников и сторонников сожжены и разграблены.
После погромов москвичи двинулись к царю на Воробьевы горы, и потребовали для дальнейшей расправы, выдачи Глинских. Ивану IV с великим трудом, не скупясь на посулы, удалось уговорить восставших разойтись по домам. Восстание очень напугало царя. Но восстание в Москве было далеко не единственным.
Выступления против произвола властей произошли и в других городах: Коломне, Опочке, Пскове и Устюге Великом. Народные волнения хотя и были жестоко и быстро подавлены, но всё же повлияли на ход дальнейших исторических событий, так как во - первых сделали очевидным сильное социальное напряжение в обществе, вызванное чиновничьим произволом, и во - вторых убедительно показали юному царю, что страна нуждается в реформах по централизации власти и укреплении государственности. С этого момента Иван IV приступает к подготовке и проведению реформ. Курбского название «избранной рады», состоявшей из представителей придворной администрации, знати и духовенства.
Самыми известными членами Избранной рады были думный дворянин А. Адашев, священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, князь, А. Курбский, митрополит Макарий, писатель и публицист И. Пересветов, глава посольского приказа И.
Висковатый, будущий руководитель опричнины Малюта Скуратов, воевода А. Басманов, князь М. Поскольку многие члены кружка входили в состав Боярской думы, возглавляли приказы и обладали реальной властью, то сложившийся кружок, несмотря на то, что он и не имел официального статуса, можно смело назвать правительством, которое помогало царю в управлении страной. Деятельность избранной рады продолжалась одиннадцать лет 1449-1560.
За эти годы рада разработала и осуществила ряд серьёзных реформ направленных на централизацию государства. Период правления избранной рады был отмечен проведением местной и судебной реформы, военной реформой, созывом земского собора 1449 , изданием нового судебника 1550 , созывом стоглавого собор 1551 , а также присоединением Казани 1552 и Астрахани 1556. Речь об этих событиях пойдёт ниже. Историки считают период совместного правления Ивана IV с избранной радой самыми счастливыми и демократичными годами его правления.
Но уже начиная с 1553 г. Причиной ухудшения отношений послужила тяжёлая болезнь Ивана IV. Не надеясь выздороветь, царь завещал престол своему сыну Дмитрию, который был ещё грудным младенцем. По этой причине многие из придворных отказались присягнуть Дмитрию, в качестве своего кандидата на престол они выдвинули двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича Старицкого.
Однако вопреки всеобщему ожиданию Иван IV поправился. Он великодушно объявил о прощении своего родственника и приближённых, но судя по всему явленное государем великодушие не было искреннем. В годы опричнины Иван Грозный свёл счёты не только со сторонниками своего двоюродного брата, но и с самим Владимир Андреевичем, заставив его выпить яд. После выздоровления царя избранная рада продолжала свою работу ещё целых семь лет.
Но в 1560 г. Её смерть стала поводом для возобновления конфликта. В смерти супруги государь обвинил бояр, якобы отравивших Анастасию. Действительно ли царь в это верил, или это был надуманный предлог, чтобы разогнать раду, сказать наверняка трудно, но так или иначе избранная рада после этого прекращает свою деятельность и Иван IV становится уже единоличным правителем.
Целью земского собора было прекращение политических раздоров, снижение недовольства вызванного социальной несправедливостью накопившегося в народе за все годы боярского правления, и установление гражданского мира и согласия в обществе. Об этом говорит и речь царя, с которой он выступил перед собором. В ней государь обличил злоупотребления бояр времён своего малолетства, но в тоже время призвал забыть взаимные обиды и начать совместную работу на благо страны. Поэтому другое название первого Земского собора — Собор примирения.
Собор наметил программу реформ, обсудил проблему отмены кормлений и пресечения злоупотреблений наместников, принял решение о разработке нового судебника и утвердил право царя следить за его подготовкой. Созыв первого Земского собора имел большое историческое значение, так как стал важным шагом в становлении сословно-представительной монархии в России. Правовой основой при его составлении разработчикам послужили совместные решения Ивана Грозного, бояр и высшего духовенства, а также судебник 1497 г. По сравнению со старым судебником, новый был существенно расширен за счёт новых статей и лучше систематизирован, в него вошли многие статьи из предыдущего судебника, но в пересмотренной и переработанной форме.
Составителями в судебник были внесены, прежде всего, изменения связанные с усилением центральной власти. В нём впервые в русской истории было введено наказания за взяточничество для государственных служащих. Уже первая статья судебника запрещала судьям брать за производство суда и ходатайств взятки, и решать дело несправедливо руководствуясь чувством мести или дружбы с одной из сторон. Выдача боярином, окольничим, дворецким, казначеем или дьяком без надлежащего разбора дела в суде правовой грамоты признавалась недействительной.
Если судья получал взятку и выносил неправовое решение и этот факт подтверждался, то он должен был уплатить истцу сумму иска и в тройном размере, и возместить ему судебные издержки в полном объёме. Если дьяк за взятку подделывал список, или записывал дело, не так как было в суде, то за это он подвергался штрафу и тюремному заключению. В тоже время за ложное обвинение во взятке, если этот факт подтверждался, клеветник наказывался битьём кнутом на торговой площади и тюремным заключением. По новому судебнику за преступление своих крестьян теперь отвечал помещик, что усилило их личную зависимость от него.
Судебник так же достаточно подробно регламентировал положение холопов. Холопом считался человек, принявший ключничество в селе по докладной грамоте, родившийся от рабы или вступивший в брак с рабой. Холоп, принявший ключничество без докладной грамоты, не считался рабом и был свободным. Свободными признавались и дети, если они родились до продажи своих родителей в холопство и при этом живут отдельно или у другого владельца.
Таким образом, составители попытались ограничить распространение холопства. Судебник 1550 г. Плата за пожилое при этом увеличивалось. Этим был сделан ещё один шаг к закрепощению крестьян.
Кроме того, Судебник ввёл новую пошлину за «повоз», которая уплачивалась, если крестьянин отказывался перевезти с поля урожай землевладельца. Судьям, отныне все дела предписывалось рассматривать по новому судебнику и принимать решения в соответствии с ним. По новым делам не отражённых в статьях судебника, решения должны были приниматься по указанию царя и приговора боярской думы, и затем дописываться в судебник. Судебник имел большое историческое значение.
Он упразднил судебные привилегии удельных князей, и этим увеличил роль центральных государственных органов власти. Впервые в истории России единственным источником права провозглашался закон. Название Стоглавого собор получил потому, что принятые им решения были записаны в сборнике, разделённом на сто глав. Собор одобрил проведение реформ Иваном IV и принятие судебника 1550 г.
В тоже время собор провёл важные преобразования во внутрицерковной жизни. Из числа почитавшихся в отдельных русских землях святых был составлен единый общерусский пантеон. Унифицировалась и упорядочивалась церковная обрядность. Искусство подлежало регламентации.
Новые произведения должны были создаваться по утверждённым образцам. Были приняты меры по улучшению морально-нравственного облика духовенства. Собор запретил монахам пить водку. Дозволив им пить только виноградное вино, пиво и мёд.
Протопопам вменялась в обязанность следить, чтобы священники не дрались, не сквернословили и не заходили в церковь пьяные. В целях повышения образовательного уровня священнослужителей и правильного исполнения ими своих обязанностей предусматривалось создание училищ для подготовки священников. Собор провозгласил неприкосновенность церковного имущества и отменил подсудность духовных лиц царю, теперь они полежали только суду церковному. По вопросу о церковном землевладении было принято решение оставить в руках церкви земли, приобретённые ею ранее, но в дальнейшем церковь имела право покупать земли и получать их в дар только с царского разрешения.
Таким образом, в вопросе о церковном землевладении наметилась линия на его ограничение. Одной из причин начала реформы стали неудачные походы на Казань 1547-1550 гг. Военная реформа началась с того, что в 1550 г. Иван IV из «детей боярских» и дворян выбрал 1070 «лучших слуг» и пожаловал им земли в 60-70 км от Москвы.
Так образовался особый разряд «дворян московских» занесённых в специальную «тысячную книгу» и поэтому названных «Избранной тысячей». Из дворян, вошедших в «избранную тысячу» был создан специальный полк, который составил основу дворянского ополчения и стал основным поставщиком командного состава для русского войска. Именно из «избранной тысячи» в основном назначались наместники, полковые командиры и другие военнослужащие должностные лица. В том же году Иван Грозный реорганизовал старые отряды пищальщиков, которые теперь стали называться стрелецкими.
Всего по приказу царя было создано шесть стрелецких полков по 500 человек в каждом. Каждый полк делился на сотни. Стрельцы набирались из вольных людей. За службу, которая была пожизненной и наследственной, они получали жалование и земельные участки.
Для материального обеспечения стрелецкого войска вводился специальный налог — «пищальные деньги». Стрельцы были вооружены пищалями, бердышами и саблями. В военное время они отправлялись в походы, в мироне охраняли города, а в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей. В стрелецких полках впервые в России были введена система воинских званий: стрелецкий голова, полуголова, воевода, сотни, пятидесятник, десятник, стрелец.
Каждый полк и сотня имели своё специальное знамя. Стеллецкие полки были постоянно функционирующими формированиями, и это даёт основание считать их первым шагом на пути к созданию регулярной армии. При Иване IV так же значительно была усилена артиллерия, которая наряду с дворянским ополчением и стрелецкими полками была третьим основным родом войск. В русских артиллерийских войсках насчитывалось до 2000 орудий, которые обслуживали квалифицированные пушкари.
У пушкарей и стрельцов часто проводились совместные боевые учения, на которых отрабатывалось взаимодействие между ними. Однако, ход военной реформы, начатый Иваном IV, тормозило местничество, суть которого заключалось в том, что назначение должностных лиц на высшие руководящие посты государственного управления и армии производилось не по способностям и заслугам, а исключительно по знатности рода. Причём потомки знатных родов находились в тех же самых служебных отношениях, равенства или подчинения, что и их предки. Такое положение дел служило причиной вражды и сословных споров, как в мирное время, так и во время, военных походов, что лишало армию оперативного руководства и разлагающим образом влияло на ратных людей.
Таким образом, местничество было одним из самых вредных пережитков феодальной раздробленности. Поэтому в целях упорядочения военной службы Иван Грозный обсудив эту проблему с митрополитом Макарием, своим братом Юрием Васильевичем Угличским[2], двоюродным братом Владимир Андреевичем Старицким и боярами был вынужден издать в 1550 г. Этот указ определил строгую субординацию между воеводами разделив их на первых и вторых. При назначении на военную должность теперь стали учитываться личные качества и военные заслуги, а не только знатность рода Молодых представителей знатных родов стали назначать на невысокие должности, чтобы они постепенно набирались опыта.
Ещё одним нововведением стало издание в 1555 г. Уложение установило единый порядок прохождения военной службы для дворян и вотчинников обязательной и наследственной, а также определило их нормы службы в зависимости от размера земельного участка. Все дворяне и дети боярские должны были выставлять со 150 десятин земли полностью обеспеченного снаряжением война на коне. Тот кто выставлял людей больше нормы получал существенное денежное вознаграждение, тот кто меньше напротив подвергался штрафу.
Военная служба для дворян теперь начиналась с 15 лет. Тот кто уклонялся от исполнения своей воинской обязанности и не являлся на службу или военный смотр без уважительной причины, подвергался телесному наказанию и даже мог лишиться своего поместья. Установленный и закреплённый уложением строгий порядок прохождения военной службы для всех светских феодалов способствовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от несения военной службы. Военная реформа Ивана Грозного затронула так же и проблему охраны и обустройства внешних границ государства.
В 1571 году под руководством воеводы Н. Воротынского был разработан первый в истории России военный устав, полное название которого «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Устав приказывал воеводам приграничных городов посылать для несения дозорной службы только специально обученных людей. Впервые на государственном уровне к охране границ было привлечено казачество, которое теперь официально становилось военным служилым сословием.
Обязанностью станичных казаков с этого момента стало несение сторожевой, пограничной, и курьерской службы. Военный устав стал показателем зрелости военно-теоретической мысли того времени. Военная реформа, проведённая Иваном Грозным, установила принцип обязательной военной службы, определила строгую субординацию военных начальников, упростила руководство боевыми подразделениями, и самое главное создала боеспособную национальную армию, пригодную как для защиты страны, так и для проведения активной внешнеполитической деятельности. Причинами, проведения реформы местного самоуправления, явились рост государства, усложнение общественного порядка, недовольство населения городов и волостей несовершенной и изжившей себя системой кормления произвол местной власти, обременявший народ бесконечными поборами и взятками.
Поэтому целью данной реформы было ликвидация кормлений и повсеместное введение органов земского самоуправления. Реорганизация органов местного самоуправления началась с губной реформы. В 1555 г. В результате этой реформы из компетенции наместников и волостелей были изъяты и переданы губным старостам, уголовные дела по разбою.
А несколько позже, о второй половины XVI в. Избирались губные старосты из сословия дворян или детей боярских, всеми слоями местного населения. Обязательными требованиями к губному старосте были грамотность и определённый материальный ценз. Выбранный губной староста должен был явиться в Москву для принесения присяги.
В осуществлении возложенных на него обязанностей губному старосте помогали целовальники[3], и дьяк, составлявшие «губную избу», которая являлась постоянным местом присутствия губного старосты и центром всего губного управления Губные учреждения стали главными органами уездного управления. В их ведении находилось, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах губах , составление кабальных книг.
И она тоже связана с венчанием на царство. Наперстными крестами были награждены императором Николаем II все русские православные священники по случаю его коронации 14 мая 1896 года. Скромный характер церемонии венчания на царство Ивана IV объяснялся отсутствием устойчивой традиции, которая только зарождалась, и, в частности, банальным отсутствием каких бы то ни было письменных документов, регулирующих процедуру. Венчание же сына Ивана IV царя Федора совершалось по книге, присланной константинопольским патриархом, вместе с грамотой о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV. В отличие от церемонии венчания предшественника, где присутствовали только вельможи и высшее духовенство венчание на царство Федора Ивановича проходило при большом скоплении народа. Основным местом также был Успенский собор. Но в этот раз храм был специально богато украшен. Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом.
Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением. Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни. Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью.
В то время бразды правления страной были в руках князей Шуйских и Бельских, у дворянина Михаила Воронцова и родни по линии матери — Глинских. Во время их правления разбазаривалось госимущество, и это было отчетливо понятно даже несовершеннолетнему Ивану. Первый раз опекуны увидели нрав престолонаследника в 1543-м, когда он отдал приказ убить Андрея Шуйского. С тех пор они начали серьезно его опасаться, страной правили в основном Глинские, а они постарались втереться в доверие наследнику и поддержать в нем звериное начало.
Несмотря на такую обстановку при дворе, Иван много учился, читал книги, и впоследствии он получил статус самого начитанного правителя того времени. И в то же время он сам ничего не решал, по-прежнему находился в заложниках у правителей страной. Это сказалось в ненависти ко всему миру, и желанию любой ценой заполучить власть, причем полную и неограниченную, которая по его мнению не нуждалась ни в каких моральных законах и кодексах. Правление После достижения совершеннолетия в 1545 году Иван полноправно мог царствовать. Первое политическое решение молодого царя было в желании венчаться на царство, и после этого он мог единовластно править страной и следовать традициям православия. Кроме этого наличие царского титула очень благотворно сказалось на внешней политике России, потому что теперь она приобретала совершенно другой статус в плане дипломатических отношений со странами Западной Европы и выходила в лидеры среди других государств Европы. С приходом к власти молодого царя он начал реформы и изменения, которые одобрила Избранная рада, Россия постепенно переходила к самодержавию, когда власть сосредотачивалась в руках одного монарха. На протяжении последующих десяти лет Иван Грозный занимался глобальным реформированием. Он стал инициатором земской реформы, стал основателем нового судебника, который ужесточал жизнь низшего сословия, ввел в действие губную реформу, которая должна была перераспределить полномочия наместников, отведя основную роль дворянству. В 1550-м Грозный выделил поместья лучшей тысяче дворян из Москвы.
Они располагались на расстоянии 70 км от столицы. Этот же год стал годом образования стрелецкого войска, которое получило на вооружение огнестрельное оружие. В этом же периоде крестьяне еще больше попали в крепостное рабство, и европейским купцам запретили въезжать в Россию. Завоевание Казани Во внешней политике Ивана Васильевича преобладали многочисленные войны, которые проходили весьма успешно. Войско выступало под его командованием, и воодушевленные присутствием царя и предварительной, грамотно проведенной, военной организацией похода войска вскоре заняли Астрахань и Казань, а после этого в составе государства российского появились сибирские земли. В 1553-м Иван Грозный приступил к налаживанию торговых отношений с Англией, а в 1558 году пошел войной на Великое княжество Литовское, но вышел оттуда не только с громким поражением, но и остался без части земель русских. После такого сокрушительного поражения, монарх пытался найти виновных в фиаско, прекратил сотрудничество с Избранной радой и действовал по принципу самовластия. В это время и начались репрессии, казни и опала для всех, кто был хоть немного не согласен с его политикой.
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. Венчание Ивана Грозного на царство. Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство.
Православный взгляд. Царь Иван Грозный
В 1556 г. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица будущая Запорожская Сечь. Московский царь принял челобитную казаков. По указанию государя Ивана Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они привезли запорожским казакам щедрое царское жалованье и грамоту их предводителю — князю Дмитрию Вишневецкому, позже воспетому в малороссийских песнях-думах за смелую борьбу против восточных орд. Московские деньги и оружие помогли Сечи окрепнуть. И когда в 1557 г. Тульская область.
Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя. Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен. Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок. Например, в 1576 запорожцы под предводительством гетьмана Богдана Ружинского приняли участие в походе царских войск на Крым, за что получали царское жалованье и помощь оружием. Создание и поддержка Запорожской Сечи "украинофобом" Иваном Грозным сыграла значительную роль в отражении набегов восточных кочевников от "украинных городов" Руси, позже ставших именоваться "украинскими". Если бы не эти усилия первого русского царя, то немалая часть современных украинцев просто не появилась бы на свет, поскольку их предки были бы убиты или уведены в рабство татарами, натиск которых он сдерживал. Конечно, и у него бывали неудачи, но в целом это был один из самых эффективных правителей России, причем активно привлекавший к управлению страной специалистов из народа и поощрявший местное самоуправление.
При нем начался созыв Земских соборов, был составлен Судебник 1550 года. Были проведены реформы военной службы, судебной системы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне. Заложенные государем Иваном IV основы казачьей службы государству российскому просуществовали на протяжении четырех столетий. Он усмирил и присоединил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Башкирию и земли Ногайской орды. К завершению его царствования Россия стала больше всей остальной Европы. Тут стоить отметить еще такой важный факт, что сейчас РФ во многом живет именно за счет земель, присоединенных Иваном IV, поскольку они оказались очень богатыми, в том числе на ископаемые ресурсы. Иван Грозный также основал более полутора сотен городов, в том числе такие важные, как Уфа, Белгород 1593 г.
Сам Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. В 2000 году появились доказательства, что Иван IV, вероятно, был прав: в останках царицы обнаружили ртуть, мышьяк и свинец в количестве, которое не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики, которая содержала ядовитые вещества. После смерти Анастасии царь ожесточился, стал подозрительным и гневливым. Тогда-то на смену ангелу и пришла демоница: черкешенка Мария Темрюковна. Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи.
Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом. Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой. После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях.
В отличие от Анастасии Мария не пыталась укротить буйный нрав мужа — наоборот, только разжигала его жестокость и подозрительность. Единственный ребенок Марии, царевич Василий, умер в двухмесячном возрасте. Сама царица скончалась в 1569 году. Бояре, дворяне и простой люд оплакали женщину, «показывая горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна». Грозный привычно объявил, что его жену сжили со свету, но в этот раз, по словам Карамзина, лишь для того, чтобы подготовить Россию к «ужаснейшим исступлениям своей ярости».
Скульптурная реконструкция С. Никитина по черепу Марфу Собакину, которую вся страна запомнила благодаря легендарной фразе из фильма Гайдая: «Марфа Васильевна я», — Иван Грозный и женой-то не считал. Причины для этого у него действительно были: его супругой Собакина пробыла лишь 15 дней. Всего собрали две тысячи девушек, из них выбрали 24, потом отсеяли половину, оставив 12 претенденток. Иван «долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину».
Знай они, что их ожидает, то вряд ли радовались бы — скорее, бежали из столицы со всех ног. Марфа Собакина сразу после помолвки захворала: девушка «сохла» без видимых причин, у нее начались припадки.
Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек.
В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри.
Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий.
В историю первый русский царь вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV значительно расширил границы Руси — покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов. В его правление началась торговля с Англией.
16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство
Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство.
Купите товары, связанные со статьёй
- Кто являлся инициатором венчания на царство?
- О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России
- Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
- Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство - РОССИЯ — НОЕВ КОВЧЕГ
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного
Венчание создавало отношения преемственности между властью русского царя и властью византийских императоров. С идеологической точки зрения главной задачей царствования Ивана Васильевича становились в перспективе утверждение «единственной истинной веры» — православия, защита его чистоты и обеспечение «истинного спасения» душ своих подданных. Позднее в 1564 году в первом послании к князю А. Курбскому царь рассматривал себя как преемника императора Константина Великого и выражал убеждение, что по отношению к людям, мешающим ему выполнять свои обязанности перед Богом, оправдано применение любых, самых жестоких мер, что его власть всеобъемлюща и никому, кроме Бога, не подконтрольна. Подробную информацию о главной государственной церемонии — обряде поставления нового государя — можно узнать на сайте Музеев Московского Кремля.
Кроме того, благодаря виртуальному туру можно «посетить», не выходя из дома, и сам Успенский собор, где проводилась эта церемония.
Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает.
Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще.
Считается, что была отравлена.
По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным. Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская. Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в. Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным. По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить.
История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале. Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини. В 1580 г. Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой.
В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени. Хотя к тому моменту ребенка уже не было в живых, его убили в восьмилетнем возрасте. Из восьмерых детей Ивана Грозного шестеро умерли в детстве. Старший наследник Иван Иванович погиб 19 ноября 1581 г. Версия убийства в ходе ссоры с отцом не имеет никаких реальных доказательств, но увековечена талантливой кистью Ильи Репина и по-прежнему популярна. Картина И.
После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. РСТВО — торжественный обряд принятия русским монархом власти. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими». Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха». При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г. После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г. С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. РИЙ в миру — Михаил 1482— 30. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным.