То, что Собор Святой Софии в Стамбуле снаружи похож на турецкую баню не удивляет. Возможно, ты помнишь, как в июле 2020 года власти страны вернули Айя-Софии статус мечети после долгих лет работы в качестве музея.
Собор Святой Софии
Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма. Вход внутрь собора через не особо примечательную внешнюю паперть из которой вы попадете в нартекс. Здесь уже можно лицезреть невероятно красивую мраморную облицовку стен, а также золотистые мозаики на потолке.
Их оставили! Тут вам нужно будет расстаться с обувью и попасть в сам храм, либо через центральные императорские ворота, либо через менее помпезные соседние двери. Кстати, обувь можно оставить и не прямо у входа, а в других шкафчиках, что расположены внутри храма.
Пусть это и мечеть, но для нас то ведь это же храм! То, что собор представляет собой 3-х нефную базилику замечают лишь немногие. Отчетливо это стало заметно сейчас, когда в боковые двери перестали пускать.
Крайние двери и входы предназначены для женских молитв. Что можно увидеть в храме Итак, 2-й этаж с его мозаиками и мраморными дверьми нам не доступен. Нельзя осмотреть и чудные галереи.
Кстати, любимая китайскими «паломниками» Колонна желаний с отверстием для выкручивания большого пальца, также находится в запретной для туристов зоне. А что же посмотреть сегодня? Прежде всего это чудесные колонны из разноцветного мрамора.
Они были завезены в Константинополь из Бальбека, Ливана. Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.
Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона — Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара. Раньше для осмотра был доступен весь мраморный пол, выполненный из огромных плит. Сегодня куски мрамора не укрыты коврами лишь на входе мраморный порог и в центре собора — Императорское место.
Это «Пуп Земли», где стоял император во время коронации. По бокам в малых кругах ютились приближенные. Еще одна примечательная деталь, бросающаяся в глаза — это отделочные панели по сторонам.
Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги. Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3 мм в день. Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо — урна духовного очищения.
Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, подробнее об этом городе в облаках читайте здесь. Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте».
Это работа наждаком как минимум а они тогда были?
Юстинианова базилика. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. По мнению С. Иванова, храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением «малой Софии», послужившей прообразом нового собора. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Собор во время Византийской империи.
Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Внутренний вид сводов собора Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую.
В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница, в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова, многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора.
Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс: Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти.
Такое название улица получила после повторного взятия Багдада Мурадом IV в 1638году. Улица находится в Стамбуле, каждый день здесь проходит тысячи людей. Стамбул, Турция 08. В разных точках этой престижной улицы много магазинов на любой вкус. Здесь предоставлены всевозможные варианты для шопинга: центры, магазины, множество кафешек, где можно весело и непринужденно провести свободное время.
Старый портовый район, с причалами для пассажирских паромов и морским пассажирским портом, в котором швартуются белоснежные круизные лайнеры. В прошлом Каракёй особо славился обилием питейных и увеселительных заведений, расположенных рядом с причалами и не без успеха искушавших правоверных мусульман из всех районов. Площадь Беязит была построена по распоряжению императора Феодосия в 393 году до н.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
В 2010-е светский статус святой Софии оказался под вопросом. Премьер-министр а затем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган многократно давал понять, что выступает за передачу здания верующим. Решающие события развернулись в 2020-м году, когда сначала Высший административный суд, а затем Госсовет Турецкой республики дали согласие на превращение Айя-Софии в мечеть. Архитектура, убранство Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI века. Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота.
Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью.
Facebook Twitter Telegram Собор Айя-София, Босфор и мечеть, построенная Эрдоганом — фотоколлекция из Стамбула Стамбул — прекрасный город, окруженный морями с чистейшим воздухом круглый год полон туристов. Город, который долгие годы был столицей Византийской империи, а затем перешел в руки османов, за тысячи лет сохранил свою древность и стал еще краше. Здесь вас поразит храм Святой Софии, построенный 1,5 тысячи лет назад, и Османский дворец, построенный в 19 веке.
Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит».
Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия. Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года. Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам.
Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится. И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» «Тень птицы», 1907. Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится.
Заседание Госсовета страны по данному вопросу состоялось в начале июля этого года и длилось 17 минут. В пятницу, 10 июля, Эрдоган подписал указ о присвоении храму статуса мечети. Глава государства сообщил , что мусульмане смогут совершать поклонения в соборе Святой Софии с 24 июля.
Он отметил, что вход будет бесплатным для всех, включая иностранцев и представителей других религий.
10 фактов о соборе Святой Софии
Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле. в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма. В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Только необычайная красота собора не позволила туркам разрушить его. После падения Константинополя, более пятьсот лет назад, Святая София была потеряна для православного мира. Крест на куполе Святой Софии заменен на полумесяц и по бокам собора построены четыре минарета, древние мозаичные шедевры варварски были заделаны штукатуркой. По всей видимости, необходимо, как можно чаще обсуждать и ставить на повестку возможность возвращения Святой Софии в лоно православной церкви. Возвращение Софии к ее первоначальному предназначению, скорее будет возможным благодаря улучшению политических, экономических и военных отношений между Турцией и Россией. Еще совсем недавно Турция, которая является членом НАТО, закупила у России самый передовой в мире зенитный ракетный комплекс С-400 , несмотря на крайнее недовольство и раздраженность США. Президент Турции назвал соглашения о поставке С-400 «важнейшим соглашением» в современной истории своей страны. Казалось бы, подобные торговые сделки, никак несовместимы и невообразимы с членами НАТО, но это произошло.
Также, по проекту «Росатома» строится самая крупная атомная электростанция в мире «Аккую». Турция благодаря России присоединилась к клубу стран с атомной энергетикой и стала обладательницей технологий мирного атома. Готовится операция по продаже - закупки газа в Европу, через предложенный Россией проект газового хаба в Турции. Страна становится серьезным и крупнейшим газовым транспортным узлом для Европы вместо Германии. Пути Господни неисповедимы, что невозможно было произойти веками, более 500 лет, может произойти на наших глазах.
Красота собора, по преданию, предопределила выбор в пользу восточного христианства - то есть православия. Это резкий антихристианский выпад, последствия трудно прогнозировать, но ничего хорошего нет. Это скажется на отношении к Эрдогану, Турции, поток туристов из России резко сократится. Если бы передо мной стоял выбор, поехать или нет, в прошлом году я бы поехал, в этом - нет, раз такое отношение", - отметил протоиерей РПЦ отец Александр Ильяшенко. Вот и политологи в один голос утверждают: своим решением Эрдоган не "восстанавливает справедливость", а, наоборот, открывает ящик Пандоры, выпуская на волю целую серию скандалов, грозящих обострением и так неспокойной обстановки на Ближнем Востоке и в мире в целом. На наш взгляд, история здесь глубже, мы наблюдаем внимание Вашингтона к Православной церкви. Все те церкви, которые находятся на территории восточной южной Европы, все контролируются или пытаются контролироваться Госдепартаментом, всем известна история с представлением Томоса, расколом", - говорит замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев. Ну, а пока наибольшую заинтересованность в изменении статуса Айя-Софии проявили сотни местных жители и совсем немногочисленные туристы.
В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся осаде крестоносцев, а собор был разграблен и осквернён. Османы добавили к зданию минареты и другие исламские элементы, включая михраб и минбар. Мечеть служила главным местом поклонения для мусульманской общины Стамбула более 500 лет. В 1935 году турецкое правительство под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка решило превратить Айя-Софию в музей. Это решение было принято для того, чтобы сохранить историческое и культурное значение здания и сделать его доступным для посетителей со всего мира. С августа 2020 года собор Святой Софии снова был преобразован в мечеть. Вид на Айя-Софию с улочек Стамбула Как добраться В Стамбуле действует эффективная система общественного транспорта, которая с легкостью доставит вас к Святой Софии. Ближайшая трамвайная остановка — Султанахмет, которая находится всего в минуте ходьбы от этой достопримечательности. До Султанахмет можно доехать на трамвае линии T1 из разных частей города, включая аэропорт. Если вы остановились в старом городе, прогулка пешком до Святой Софии может стать отличным вариантом. Вы сможете исследовать узкие улочки и переулки Стамбула, пока будете добираться до достопримечательности. Это отличный способ приобщиться к местной культуре и почувствовать атмосферу города. Достопримечательности Вид на собор Святой Софии Первоначально построенная как христианская церковь в 537 году во времена Византийской империи, собор Святой Софии был спроектирован известными милетскими архитекторами. При строительстве здания использовались самые передовые строительные технологии того времени, в том числе уникальная смесь кирпича и камня, которая позволила этому сооружению достойно выдержать землетрясения и другие стихийные бедствия. Что делает собор Святой Софии таким особенным, так это его уникальная архитектура.
Иисус Христос, а по обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI. Мозаика императрицы Зои в соборе Святой Софии. Впечатлиться было от чего. Собор Святой Софии — это классическая базилика с прямоугольным основанием. У неё два уровня - нижний этаж и галерея. Первый ярус был предназначен для представителей духовенства и императора, а также для прихожан-мужчин. Женщины должны были находиться наверху. В здании храма девять выходов. Главный — это знаменитые Императорские ворота. Расположены они с западной стороны. Легенда гласит, что созданы ворота из остатков Ноева ковчега. Их использовали только по большим праздникам, а проходить через них имели право лишь правители и патриархи. План собора Святой Софии. Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты. Многие расценили его, как попытку укрепить централизованную власть. Религиозные деятели и политики заявляют о том, что данное древнее сооружение — это часть мирового наследия. Оно принадлежит всему человечеству. Турция в ответ попросила «не указывать». Это похоже на ещё один шаг к тому, чтобы светское государство превратилось в религиозное. У нынешнего президента хорошая поддержка в лице религиозных консерваторов и турецких националистов.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. А увидеть Айя София это повод для следующей поездки. Ведь сколько в Стамбул не летай, его все равно мало поистине город, в который влюбляешься с первого раза. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма. В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле. Мечеть Айя София была мечетью, ещё раз это подчеркнём, на протяжении более полутысячи лет!
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора.