О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. Достоевский умер 9 февраля 1881 года, ему было 59 лет. 📚Рубрика "НеИзвестный Достоевский" 📚 Смерть писателя В конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского. После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем.
Смерть Достоевского
В цикле «Смерть замечательных людей» поговорим о смерти Федора Михайловича Достоевского. Как умирал Достоевский В цикле «Смерть замечательных людей» поговорим о смерти Федора Михайловича Достоевского. Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в. В некрополе Александро-Невской лавры сегодня вспоминали великого русского писателя Фёдора Достоевского.
Французский посол в Санкт-Петербурге о смерти великого писателя
- И жизнь, и скорбь, и смерть пророка / Литературная газета
- Комментарий отправлен на модерацию
- Смерть Достоевского
- Федор Достоевский и смертная казнь: "Нет, с человеком так нельзя поступать!"
- Достоевский, Фёдор Михайлович - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Федор Достоевский: биография, жизнь и творчество, фото и смерть писателя
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка
Какой была смерть Достоевского? | Эта молодая женщина выдержала все – смерть двоих первенцев, отчаянное материальное положение, в котором постоянно оказывался Достоевский, соединивший непрактичность. |
Достоевский, музыка, Толстой | Достоевский умер 9 февраля 1881 года, ему было 59 лет. |
Память Федора Достоевского почтили в Санкт-Петербурге
Ссылка Сначала он был арестован за участие в заговоре против правительства, затем последовало заключение и приговор к расстрелу. К счастью, приговор был отменен, но Достоевского лишили дворянства, чинов, денег и отправили на каторгу в Сибирь на четыре года. Когда брат Михаил скончался, для Достоевкого это стало страшным ударом, он был очень привязан к Михаилу. Тогда он написал свое самое известное произведение — «Преступление и наказание», затем последовали «Идиот» и «Бесы». Анна Сниткина стала ему настоящим другом и соратником. Она помогала ему вовремя сдавать произведения, занималась его финансовыми делами, приведя их в порядок, помогла избавиться от пристрастия к азартным играм. В это же время он приобрел самую большую популярность за всю свою жизнь. Смерть и похороны Смерть Достоевского наступила 28 января 1881 года. Анна Достоевская с детьми Любовью и Федором Линия жизни 30 октября 1821 г. Поступление в Инженерное училище.
Окончание училища, зачисление на службу в офицерском звании. Выход романа «Бедные люди».
Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя.
Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н.
Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г.
Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью.
Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке.
С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг.
Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г.
После рождения сына Михаила, в 1821 году увольняется с военной службы и поселяется с семьёй в Москве. Несмотря на очень низкий оклад, начинает работать в Мариинской больнице для бедных. После наполеоновского нашествия потерял все своё состояние. Биографы писателя предполагают что, имя Фёдор выбрано было по имени деда по матери [7] [8]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь родителей …», — вспоминал Достоевский [7]. В семье царил патриархальный уклад [7]. Вся жизнь семьи подчинялась службе отца.
Одним из воспоминаний стала ежевечерняя молитва вместе с братом перед образами в гостиной [9]. В конце 1822 года родилась сестра Варвара, тогда в семье появилась няня Алёна Фроловна, о которой у писателя остались самые приятные воспоминания. Она упоминается в романе « Бесы » [10] [8]. После рождения в 1825 году брата Андрея , семья перебирается в левый флигель больницы. Это была небольшая квартира, состоящая из двух небольших комнат, передней и кухни. Для старших детей отгородили часть передней [11] [12]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар- птицу», «Алёшу Поповича», «Синюю бороду» и другие [13] [14]. Летними вечерами всей семьёй гуляли в Марьиной роще, ездили в Троице-Сергиеву лавру [15] [16]. Начало учёбы Усадьба «Даровое», Зарайский район Уклад, царивший в доме Достоевских, благоприятствовал развитию воображения и любознательности [17]. Достоевский в своих воспоминаниях называл родителей «лучшими, передовыми людьми» [18].
Особенно запомнилось маленькому Фёдору чтение отцом « Истории Государства Российского ». В десять лет он уже знал главные эпизоды русской истории [19] [20]. Детей начинали обучать с четырёхлетнего возраста, начинали с легких лубочных сказок [17]. Весной 1827 года Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора [18]. Летом 1831 года заплатив 30 тысяч рублей ассигнациями приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии. Это было бедное, худородное село с одиннадцатью крестьянскими дворами [21] [22]. Тем не менее летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Полученные в ходе этой поездки впечатления нашли отражение в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [23] [24]. После возвращения в Москву для старших Михаила и Фёдора начинаются годы учёбы. Сначала была домашняя учёба — Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И.
Хинковский [25] [26]. Каждый день ездили учить французский язык к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который содержал пансион [27] [26]. Сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки [28]. Латыни учил детей сам Михаил Андреевич. Он купил «латинскую грамоту Бантышева» и каждый вечер занимался с Михаилом и Фёдором латынью. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Михаил и Фёдор Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений Москвы [27] [29]. Обучение в этом пансионе стоило дорого, но помогала семья старшей сестры мамы Куманины. Режим в пансионе был очень строгий.
Ученики занимались практически весь день, начиная с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на молитву и приём пищи. Курс состоял из трёх классов по одиннадцать месяцев каждый. Тут изучали почти все предметы: математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Атмосфера в пансионе была домашней, Леонтий Чермак относился к своим ученикам как к собственным сыновьям, следил за здоровьем, входил в их нужды [30] [31]. Как вспоминают учившиеся в то время, Фёдор Достоевский был серьёзным, вдумчивым молодым человеком, который играм в рекреации предпочитал книги. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [32].
Директор Музея Ф.
Достоевского Hаталья Aшимбаева отметила, что на кладбище собралось много людей, и это значит, что память о писателе жива в их сердцах: — Она всегда была жива — даже когда в городе не было ни музея Достоевского, ни памятника ему, образы его произведений всегда были с нами. Сразу вспоминается цитата Достоевского: «Душа исцеляется рядом с детьми», — сказал президент благотворительного фонда Грачья Погосян. Также он поблагодарил за содействие реставрации памятника Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, председателя городского Комитета по культуре Константина Сухенко и директора Музея городской скульптуры Владимира Тимофеева. Для Грачья Погосяна этот день оказался особенным еще и потому, что 9 февраля — день рождения прославленного юриста Анатолия Кони, могилу и памятник на месте захоронения которого также реставрировал известный петербургский меценат. При жизни Анатолий Кони дружил с Федором Достоевским и 140 лет назад, на этом же месте, присутствовал на его похоронах. В своем приветственном слове она напомнила о совместном с благотворительным фондом Грачья Погосяна проекте: — Культурный марафон к 200-летию со дня рождения писателя продлится целый год. Запланирован цикл лекций, поездка на место его ссылки в город Семей в Казахстане и общероссийский диктант.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Какой была смерть Достоевского?
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
В Петербурге отметили 140-лет со дня смерти Достоевского
Сегодня петербуржцы традиционно вспоминают величайшего русского писателя Федора Михайловича Достоевского, который 142 года назад, 9 февраля 1881 года, тихо умер в своей. Смерть Достоевского переживалась каждым русским, как национальный траур и личное горе. В ночь с 25 на 26 января, работая в своем кабинете, Достоевский начал кашлять кровью. Достоевский, уже в возрасте, писал об этом так: «Мы заражены были идеями тогдашнего теоретического социализма.
Федор Михайлович Достоевский
- Несостоявшаяся казнь
- СМЕРТЬ ДОСТОЕВСКОГО
- Новости и некрологи от городской ритуальной службы
- И жизнь, и скорбь, и смерть пророка / Литературная газета
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Смерть Ф. М. Достоевского
Опять загадка: смерть Достоевского
Когда-то они заронили в сердце чувство соприкосновения с Родиной, ее святыней. Этим дышал мир детей в семье Достоевских. В доме часто вспоминали московский пожар, Бородино. Это давало ему волю к тому, чтобы в падших людях искать сопричастность к той силе и глубине, которыми он и сам был заворожен еще ребенком, бывая в Кремле и в старинной лавре — Сергиевом Посаде. Освобождение Достоевский был выпущен из каторги не в срок, а на 2,5 месяца позже — писарь забыл занести его имя своевременно в регистрационную книгу.
Вот он, рядовой отдельного сибирского корпуса, а через два года — унтер-офицер во внимание к хорошему поведению и усердной службе, всемилостивейшим повелением императора и самодержца всероссийского Александра II. С Богом славная минута, сколько мук я претерпел от того, что не мог в каторге писать, а внутренняя работа кипела. Более чем когда-либо я знаю, что не зря буду бременить собою землю. Свобода, новая жизнь воскресение из мертвых».
Будто и не было этих 20 лет, и едет он юный поступать в инженерное училище, в яве видит себя за окнами Михайловского замка. Лучшая часть жизни его протекала в то время не с товарищами, а в общении с писателями на страницах их книг. После испытаний каторгой он остался гуманистом, но сердце его стало мудрее. Со страниц книг молодой писатель шагнул в народ и оказался в самой глубине его страдания.
С братом Михаилом они осуществили давно задуманное — стали издавать свои литературные журналы «Время» и «Эпоха». Россия вновь услышала голос Достоевского. Жизнь и творчество после каторги Из недоговоренностей и намеков соткан его сложный художественный мир. Под насущным видимым заключается другая действительность, подспудная, невысказанная.
Корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. После Сибири Достоевский глубоко исследует тему преступления. Он все еще пытается сложить с себя часть вины, как низкие потолки и тесные комнаты ум теснят. Теперь я знаю, кто много посмеет, тот у них и прав, кто на больше может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и правее.
Так доселе велось и всегда будет». Может быть, прав Раскольников, может, не на нем одном вина? Виноваты и общество, которое толкнуло его на преступление, не подсказало иного пути и ясных целей, надежд. Значит, оно само преступное, больное?
Кто же осветит хотя бы часть этого хаоса? Кто может определить законы этого разложения и нового созидания, кто их подметил, и кто их укажет? Люди-маски окружают Раскольникова и сам город, словно огромная декорация. Мрачные истории сбываются под тяжелым Петербургским небом, но наткнулся на нищую, отдал последний пятак, а в ответ — сохрани тебя Бог!
Словно зерно упало в землю и стало зреть. Еще не раскаяние, нет, но предчувствие его. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Я себя убил, а не старушонку!
Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я... У Достоевского особый способ мышления, оно проникнуто чувствами. Всё, даже самое неопределенное, воспринимается, как мысль.
Ничего я так не любил, как лес с его грибами, белками, сырым запахом перетлевших листьев, — из дневника Ф. Село Даровое, имение родителей, было маленькое и не замечательное место, но оно оставило во мне глубокое впечатление на всю жизнь. Правда, не в тебе и не за морем где-нибудь, а прежде всего, в твоем собственном труде над собою». Свои чувства Достоевский передал через Алешу Карамазова: «В отчаянии он пал на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом».
Таинственная вещь — сердце человеческое — постоянно в нем дьявол с богом борются, вдруг накатит наваждение дойти до пропасти, заглянуть в самую бездну, и, дойдя до последней черты, содрогнуться от презрения к себе и возжаждать самосохранения и покаяния. Алеша Карамазов — изображение к роману «Братья Карамазовы» «Сложен всякий человек и глубок, как море, — писал Достоевский. И нигде мировая гармония, если ты первый ее не достоин и требуешь жизни даром, даже не предполагая, что за нее надо платить». Роман «Преступление и наказание» был окончен в срок, назначенный издателем, а также и роман «Игрок» благодаря приглашенной стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной.
Через год Федор Михайлович сделал ей предложение, они обвенчались и уехали за границу. Для меня игорные волнения были еще неизвестны. Сегодня я прихожу к убеждению, что это было что-то кошмарное, вполне захватившее в свою власть моего мужа и не выпускавшее его из своих тяжелых цепей». В письме к Аполлону Майкову Достоевский признавался: «Натура моя подлая и страстная.
Во всем до последнего предела дохожу, бес тотчас же сыграл со мной штуку, словно бы истончилась грань между искусством и жизнью, и писатель отчасти повторил судьбу своего персонажа». Анна Григорьевна Сниткина «Сначала мне представилось странным, — пишет Анна Григорьевна в своих записках. Мне казалось это даже некоторым унижением его возвышенного характера, но вскоре я поняла, что это не простая слабость воли, а нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо было смириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств.
Единственный способ борьбы — это бегство». Федор Михайлович не мог утерпеть и проиграл все. Мы сидели без денег и придумывали, что бы такое предпринять, чтобы не думать больше о выигрыше и уехать, наконец из этого ада. Мне стоило много усилий обратить его внимание и мысли на что-нибудь другое.
С выездом из Баден-Бадена закончился бурный период нашей заграничной жизни. К игре Федор Михайлович больше не возвращался никогда», — из дневника Анны Григорьевны.
Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал».
Достоевский Ф. Достоевский, 1861 г. Сам же он получил от критиков своеобразное звание русского Данте, который сошёл в каторжную жизнь как в преисподнюю. Любимая няня и прототип Настасьи Филипповны Эпизодов и деталей из собственной жизни Достоевский описал в своих произведениях достаточно много.
И не все они были ужасны — к примеру, в романе «Бесы» упоминается любимая няня будущего писателя и его братьев и сестёр. Женщина по имени Алёна Фроловна была с будущим классиком и другими детьми семейства Достоевских с младенчества, она рассказывала им множество сказок, всегда была добра и весела и оставила у Фёдора Михайловича самые приятные воспоминания. Природа села Даровое, уютная роща и близлежащий лес также запечатлелись в памяти писателя самыми тёплыми и яркими картинками. Настолько, что даже в ссылке и в тюрьме он с наслаждением вспоминал покос, поля и лучи солнца, ярко описывая всё это в тех же «Бесах», своём первом романе, принёсшем ему оглушительный успех, «Бедных людях» и «Дневнике писателя».
Образ невероятной, не соответствовавшей никаким нормам, прекрасной и притягательной женщины Достоевский также взял из реальной жизни. Настасья Филипповна из романа «Идиот» и Полина из романа «Игрок» частично списана с возлюбленной писателя — Аполлинарии Сусловой. Свободолюбивая женщина посещала лекции в университете что на тот момент было довольно смело , имела множество поклонников и даже отказала Достоевскому, когда он сделал ей предложение после смерти первой жены. Письма писателя Аполлинария сожгла, так что, каким на самом деле был роман Фёдора Михайловича и взбалмошной красавицы, нам не узнать.
Но писатель называл её «больной эгоисткой», хоть и признавался, что любит её даже после разрыва. Культура ПисателиИстория.
Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами.
Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым.
С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы?
Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался. Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника".
Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения. Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов.
Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей. А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений. Великие мастера оценивали его труды по-разному. Набоков и Бунин считали, что он не умел писать. Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым.
Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах. Многими исследователями Достоевский рассматривается как предтеча и вдохновитель экзистенциализма — одного из самых влиятельных философских течений ХХ века. В западном мире он считается одним из двух главных русских писателей наряду с Толстым и является неотъемлемой частью также и общемировой культуры, о чём красноречиво говорит огромное количество экранизаций, театральных постановок и переизданий Достоевского. В России у наследия Достоевского была более сложная судьба.
При жизни он был признанным гением и великим мастером, но случившаяся в ХХ веке революция спутала карты. Для большевиков Достоевский, начинавший как революционер, а закончивший как христианин и консерватор, был раздражителем. Ленин ужасно не любил его творчество. Достоевский с его взглядами совершенно не вписывался в эту компанию и особой популярностью не пользовался. Второе рождение Достоевского состоялось уже при Хрущёве.
В послевоенные годы мировой кинематограф испытал новый виток интереса к писателю. В 1951-м году Куросава экранизирует "Идиота". В 1956-м французы снимают "Преступление и наказание" с тогда уже великим Жаном Габеном. В 1957-м Висконти снимает "Белые ночи" с Мастрояни в главной роли и получает награду Венецианского кинофестиваля. В 1958-м американцы снимают "Братьев Карамазовых", фильм входит в десятку лучших фильмов года.
В СССР, разумеется, не могли не заметить всплеск интереса к писателю и рассудили, что негоже отдавать товарища Достоевского в лапы буржуев. Один из самых статусных советских режиссёров, Иван Пырьев, снимает сначала "Идиота", а затем "Братьев Карамазовых". Одновременно начинается переиздание работ Достоевского невиданными ранее тиражами в сотни тысяч экземпляров.
Как только известие о смерти писателя распространилось по Петербургу, его дом был буквально осаждён толпой, организовавшей нечто вроде внушительной манифестации. Имел ли здесь место спонтанный взрыв народного чувства, или это произошло по сигналу комитетов, искусно организованных журналистскими кругами? По всей вероятности, можно говорить и о том, и о другом. В день похорон писателя провожал кортеж численностью до 20 тысяч человек. В первых рядах шла студенческая молодёжь, слушательницы Высших женских курсов. Рядом можно было видеть, как уважаемых представителей официальных властей, литературного и научного сообществ, так и адептов нигилизма, мужчин и женщин...
Общественный порядок сохранялся во всё время этого многолюдного шествия, но всем было очевидно, что значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя. Представители городских низов высыпали на улицы скорее из любопытства, не обнаруживая желания присоединиться к манифестантам. Идеи писателя пока ещё не затронули эти слои общества". Поведение министра внутренних дел графа М. Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодежи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. На панихиде, отслуженной на кладбище, присутствовал министр народного просвещения в парадном мундире, окружённый высокопоставленными чиновниками. На гражданской панихиде в первых рядах стояли видные славянофилы; выступавшие много говорили о национальном чувстве писателя.
Необходимо учитывать, отмечал далее посол, что "в России долгое время царила тишина", там никогда не было открытых политических дискуссий. Поэтому голос писателя в защиту обездоленных и оказался востребован обществом; именно это - "его требования в пользу отверженных - и привели многотысячную толпу на могилу Достоевского". В Москве и провинции, продолжал генерал, петербургская манифестация "у одних она вызвала энтузиазм, у других - беспокойство". Генерал проиллюстрировал эту мысль сравнением похорон Достоевского с прошедшими в тот же день похоронами видного сановника и дипломата барона Андрея Фёдоровича Будберга 1817-1881 : "В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Одна газета осмелилась подчеркнуть очевидный контраст, поместив на своих страницах вызывающее утверждение, явно адресованное властям: "Покажите, если сможете, гроб одного из ваших, который сопровождало бы столько людей, сколько провожали тело Достоевского". Похороны Достоевского Шанзи связал и с пробуждением политической активности студентов, с волнениями в Санкт-Петербургском университете 8 20 февраля 1881 года во время заслушивания ежегодного отчёта в общем собрании профессоров и студентов.
«Не теряйте надежды на Господа». История посмертного портрета Ф.М. Достоевского и его похорон
После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем. За что Достоевского приговорили к смерти? Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Смерть Достоевского переживалась каждым русским, как национальный траур и личное горе. Достоевский был признан виновным в чтении и распространении письма Белинского Гоголю, высказываниях против цензуры и недонесении на других членов кружка. Смерть Достоевского переживалась каждым русским, как национальный траур и личное горе.