При организации бикамеральных парламентов в заслугу верхним палатам ставится присущее им консервативное начало.
27 апреля отмечают День российского парламентаризма
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят: а по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа; б Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; в не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи.
Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом , запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
В седьмом созыве спикером Государственной Думы назначен Вячеслав Володин, который занял место Сергея Нарышкина, председателя думы шестого созыва.
Таким образом, в данный момент абсолютное число голосов в думе принадлежит партии «Единая Россия». В целях оптимизации в Государственной Думе Российской Федерации сократилась численность комитетов. Произошло объединение нескольких комитетов. Например, единым комитетом стали два различных ранее комитета по строительству и транспорту, произошло слияние комитета науки и образования, комитеты природных ресурсов, земельных отношений и собственности также были объединены. В России власть разделяется не только на ветви, но и на уровни, в зависимости от административно-территориальной принадлежности. Разделяют уровень федеральный, региональный, муниципальный.
Мы хорошо понимаем, что сегодня, когда Россия проходит очень ответственный, в буквальном смысле слова поворотный исторический этап, такая сплоченность приобретает особое значение", - говорится в поздравлении, текст которого распространила пресс-служба Совфеда. По мнению спикера верхней палаты парламента, за последние тридцать лет законодателям федерального и регионального уровней удалось сформировать "современную, надежную и эффективную" нормативную правовую базу, которая позволяет решать стратегические задачи. Напомним, 27 апреля ежегодно отмечается День российского парламентаризма.
СФ на первом месте в международном рейтинге открытости верхних палат парламентов
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а федерального бюджета; б федеральных налогов и сборов; в финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е войны и мира. Статья 107 1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Статья 108 1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Статья 109 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Среди депутатов кроме православных были мусульмане, иудеи, буддисты. В РФ в отличие от Российской империи религиозные объединения отделены от государства, поэтому законодательство несравненно в меньшей мере затрагивает конфессиональную тематику. Важнейшим актом стал принятый 26 сентября 1997 г.
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» , вызвавший острую дискуссию на стадии его разработки и после принятия. В 1994 г. Совет под руководством проф. Алексеева существовал до 1997 г. Статус Русской Православной Церкви затрагивал и ряд других законов РФ, принятие которых проходило через Государственную думу. В 1995 г.
В него были внесены изменения, утвержденные Советом Федерации и подписанные Президентом Б. В редакции от 12 июля 1995 г. Федеральный закон «Об образовании» предусматривал возможность получения религиозного образования в следующих формах: обучение в образовательной, в т. Православные образовательные учреждения в соответствии с п.
Наладить работу этой структуры за короткое время не представлялось возможным, поэтому даже в настоящее время парламент в России находится на этапе становления. Название нашего парламента — Федеральное Собрание. Особенности Федерального Собрания в РФ Парламент Российской Федерации обладает основными чертами: является представительным органом должен выражать интересы и волю народа в целом, а не только граждан, которые принимают участие в выборе депутатов. Парламент представляет собой срез общества, поскольку население осуществляет выбор тех, кому оказывает доверие в представлении своих интересы; является законодательным органом принятие законов и бюджета представлено основной задачей ; представляет собой постоянно работающий орган, в котором депутаты осуществляют работу на профессиональной основе для депутатов предусмотрены длительные летние каникулы и короткие зимние, то есть участие в работе парламента — это их основная работа ; может состоять из 2 палат, включающих Совет Федерации и Государственную Думу первый осуществляет утверждение или отклонение законов, которые принимает вторая, поэтому часто его могут называть верхней палатой. Конституция РФ не разграничивает, тем не менее, палаты на верхнюю и нижнюю; заседание раздельно с Госдумой вместе заседают с целью заслушивания президентских посланий, посланий Конституционного Суда и выступлений руководства зарубежных государств.
Оно отличается от Госдумы, которую часто справедливо называют органом, представляющим в парламенте всех людей России. В первую очередь Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ. В его состав включены по два представителя от каждого российского субъекта.
Согласно той же статье, в состав верхней палаты РФ входит по два представителя каждого субъекта государства. Нижняя палата Российского Парламента называется Государственная Дума. Это орган, состоящий из 450 депутатов.
Структура Федерального Собрания и его палат. Способы их формирования и функции
- Сколько палат в российском парламенте?
- Литература
- В ЦИК рассказали, сколько мест в Госдуме получат партии по итогам выборов
- Аппарат Федерального Собрания
Палаты госдумы
Государственная Дума — создается из 450 избранных депутатов сроком на 5 лет ст. Стать депутатом Госдумы могут граждане РФ старше 21 года. Для избранных членов Думы данная работа является основным местом трудоустройства, они не могут работать в других организациях или заниматься бизнесом. Исключение составляют занятия наукой, преподаванием и творчеством. Глава страны вправе распустить Госдуму до истечения срока ее полномочий в следующих случаях: если данный орган три раза подряд не утвердил кандидатов на пост Председателя Правительства, предложенных Президентом; если депутаты трехкратно отклонили кандидатов на должности заместителей главы Правительства и министров, предложенных Председателем Правительства; если Дума на протяжении 3 месяцев два раза выразит недоверие Правительству но не в течение первого года работы Госдумы конкретного созыва. Основные организационные моменты деятельности Федерального собрания: функционирует на постоянной основе; палаты проводят заседания в открытом режиме отдельно друг от друга иногда совещания закрытые и или совместные ; решения по большинству решаемых вопросов принимаются большинством голосов; сенатор или депутат ФС обладает правом личной неприкосновенности на все время работы в этом органе. Это значит, что его нельзя арестовывать, задерживать, обыскивать за исключением ситуации, если его застигли на месте преступления. Функции федерального собрания Российской Федерации Палаты Федерального Собрания наделены разными правами и обязанностями.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а федерального бюджета; б федеральных налогов и сборов; в финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е войны и мира. Статья 107 1.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания. Статья 108 1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания. Статья 109 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Читайте также Как часто поливать авокадо в горшке? Что делают в парламенте? В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены полномочиями принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента.
Сколько всего депутатов в Государственной Думе? Как называется нижняя часть парламента? Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации и Советом Федерации верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации.
Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Статья 100 1.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации. Статья 101 1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей.
Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Статья 102 1.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Статья 103 1.
К ведению Государственной Думы относятся: а утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации; а. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации; ж объявление амнистии; з выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Парламент РФ, как называется орган власти в Российской Федерации
В прошлом году из-за массовых протестов правящая партия Грузии отказалась от принятия аналогичного законопроекта об иностранных агентах, однако сейчас решила вернуться к его обсуждению. Эксперты полагают, что прозападная оппозиция снова попытается добиться снятия законопроекта через уличные акции. Документ вводит новые правила учёта военнообязанных, штрафы и санкции за их нарушение. Также документ не предусматривает демобилизацию после 36 месяцев службы, хотя норма широко обсуждалась и была включена в версию, принятую в первом чтении.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации , достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации. Совет Федерации Совет Федерации формируется на 4 года по плюральной избирательной системе по двухмандатным округам в каждом субъекте Российской Федерации. Данная избирательная система предполагает, что для избрания в Совет Федерации кандидатам необходимо набрать наибольшее число голосов в округе — двое наиболее популярных кандидатов в регионе попадают в Совет Федерации Правом самовыдвижения обладают беспартийные граждане, а политические партии могут выдвигать не более двух кандидатов в одном округе.
Такая избирательная система со временем привела к возникновению так называемой «трёх с половиной партийной системы», которая приводила к тому, что в Совет Федерации избирались представители 3 крупнейших партий и небольшая группа кандидатов от «малых партий». Сенатором Совета Федерации может быть избран житель не менее 5 лет оседлости субъекта федерации в котором он избирается, достигший 30 года и имеющий право участвовать в выборах. В августе 1991 года под его стенами собирались тысячи людей, которые были не согласны с Августовским путчем. Именно здесь и произошла самая знаменитая речь Ельцина на башни танка.
А с принятием новой Конституции в 1993 году и избранием первого созыва Федерального Собрания там начали работу Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральный центр Идея строительства в Москве нового парламентского центра обсуждалась с начала 2000-х годов.
Согласно задумке, Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию. Однако Булыгинская Дума так и не была созвана. Дальнейшие революционные события заставили Николая II расширить полномочия будущего органа власти. В нее вошли избранные голосованием представители земледельцев, горожан, крестьян, рабочих, казаков, а также инородцев. Выборы в Госдуму были непрямыми и не равными. В них не участвовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности.
Население было представлено непропорционально. Например, один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, а в рабочей — на 90 тысяч.
В 2002 г.
Это объединение привело к образованию устойчивого проправительственного большинства в Думе. Абсолютное большинство голосов досталось фракции «Единая Россия» во главе с министром внутренних дел Б. Председателем Думы был избран Грызлов, а Комитет по делам общественных и религиозных организаций возглавил депутат от «Единой России» С.
В октябре 1993 года накануне выборов в Государственную думу, Священный Синод Русской Православной Церкви запретил священнослужителям баллотироваться в депутаты Государственной думы и Совета Федерации. Не подчинившийся этому решению и проявивший явное неповиновение Священноначалию священник Глеб Якунин был лишен сана. Среди депутатов кроме православных были мусульмане, иудеи, буддисты.
В РФ в отличие от Российской империи религиозные объединения отделены от государства, поэтому законодательство несравненно в меньшей мере затрагивает конфессиональную тематику. Важнейшим актом стал принятый 26 сентября 1997 г. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» , вызвавший острую дискуссию на стадии его разработки и после принятия.
В 1994 г. Совет под руководством проф. Алексеева существовал до 1997 г.
Федеральное собрание — парламент Российской Федерации
Федеральное Собрание РФ и законодательные органы государственной власти очень важны для всего народа. Одна из двух палат парламента, в которую входят представители народа, выбираемые на выборах. Парламент РФ является федеральным собранием, состоящим из двух палат. В России уже реализован двухпалатный парламент, и это компрометирует саму идею двухпалатного парламента, создавая ощущение, что вторая палата является антидемократическим органом. Верхней палатой российского парламента является Совет Федерации.
Становление парламентаризма в России
- Федеральное собрание — Википедия
- Сколько палат в российском парламенте? - Ваша онлайн-энциклопедия
- Федеральное собрание — парламент Российской Федерации
- Что такое Федеральное Собрание РФ?
- День российского парламентаризма отмечают сегодня
Последние новости о парламенте в России и мире
27 апреля отмечается День российского парламентаризма. В 1906 году начала работу Государственная дума, которая стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. 27 апреля в России ежегодно отмечается памятная дата – День российского парламентаризма. Заседания верхней палаты российского парламенты обыкновенно проводятся не реже двух раз в месяц, однако при необходимости могут собираться и чаще. Его первое выступление перед палатами парламента в 2000 году было и самым кратким — 5 146 слов. Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации[2]. ↑ Сколько получает и от чего зависит зарплата депутата РФ (неопр.).
СФ на первом месте в международном рейтинге открытости верхних палат парламентов
Дмитрий Гончарук Обе палаты Федерального Собрания и законодательные органы регионов действуют как единый слаженный механизм, считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Такое мнение она высказала в поздравлении с Днем российского парламентаризма. Мы хорошо понимаем, что сегодня, когда Россия проходит очень ответственный, в буквальном смысле слова поворотный исторический этап, такая сплоченность приобретает особое значение", - говорится в поздравлении, текст которого распространила пресс-служба Совфеда.
Для сравнения отметим, что к полномочиям верхних палат парламентов часто относятся вопросы, связанные с выборами главы государства либо с отрешением его от должности Германия, Россия, США. Однако верхним палатам за рубежом присущи и иные, помимо участия в формировании, полномочия в отношении глав государств.
Сенат Испании совместно с Конгрессом депутатов решают вопросы назначения Регентского совета, наставника несовершеннолетнего монарха, признания неспособности Короля выполнять свои обязанности. Могут отстранить от престолонаследия лицо, имеющее на это право, но нарушившее запрет на вступление в брак, установленный Королем и кортесами. Первая палата Нидерландов в составе Генеральных штатов на пленарном заседании совместно со второй палатой принимает закон о даче разрешения на вступление в брак наследника Короля или самого Короля; большинством не менее двух третей участвовавших в совместном заседании палат Генеральных штатов принимается закон о недопущении наследования трона лицом, имеющим на это право от рождения; назначается регент, в случае отсутствия наследника; принимается закон об опекунстве. Сенат Таиланда, если палата представителей Национальной ассамблеи распущена, учреждает регента, порядок престолонаследия.
Если работают обе палаты, решение этих вопросов проходит в пленарном заседании. Сенат Колумбии может объявлять о стойкой физической нетрудоспособности Президента. Сенат Колумбии разрешает бывшим Президентам Республики оставлять страну в течение года после того, как они закончили срок пребывания в должности. Сенат Парагвая дает Президенту Республики разрешение покидать территорию страны на срок более пяти дней.
Сенат Уругвая выполняет судебные полномочия: может судить Президента; обладает исключительной компетенцией разрешать Президенту покинуть страну более чем на 48 часов. Председатель Сената Италии выполняет функции Президента Республики в промежуточный период в случае неспособности последнего делать это. Сенат Ирландии, в лице Председателя Сената, совместно с Председателем палаты представителей и Председателем Верховного Суда, если возникает вакансия Президента страны, создают Комиссию, выполняющую полномочия и функции последнего. Председатель Сената Казахстана в случае преждевременного прекращения Президентом своих обязанностей или его смерти выполняет его обязанности до срока действия полномочий.
В Италии Председатель Сената выполняет функции Президента Республики в промежуточный период в случае неспособности последнего делать это. В Польше временное исполнение Председателем Сената обязанностей Президента Республики возможно, если Председатель Сейма не может выполнять эти функции. Следует отметить, что во многих странах ответственность главы государства имеет форму американского импичмента: обвинение Президенту формулирует и принимает нижняя палата, а решение об отрешении от должности принимает Сенат. В некоторых странах например, во Франции, в Польше парламент только принимает обвинительное заключение, а судит Президента особый суд.
Действующая Конституция РФ устанавливает такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Проблематика процедурного регулирования и реализации норм по отрешению Президента России от должности рассматривалась неоднократно [86]. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности только в результате весьма сложной процедуры, в которой участвуют обе палаты Федерального Собрания и два высших федеральных судебных органа РФ — Верховный Суд и Конституционный Суд. Инициирующей стороной в постановке вопроса об отрешении Президента РФ от должности выступает Государственная Дума, которая может выдвинуть обвинение против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституция РФ устанавливает закрытый перечень преступле ний, за совершение которых Президент может быть отрешен от должности, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. Получается, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, по крайней мере Конституция этого не исключает.
При этом, наверное, предполагается, что такого Президента все-таки заставят подать в отставку. Но что делать, если этого не произойдет? Очевидно, в период грядущих конституционных реформ в России придется более четко решить вопрос об основаниях отрешения Президента от должности [87]. В процедуре отрешения Президента от должности находит выражение особый порядок привлечения Президента к ответственности.
Согласно ст. Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности. Согласно ч. По ст.
Далее, согласно Регламенту ГД ст. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, заместителя председателя и 13 членов комиссии. Члены Комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком. В действующем Регламенте говорится о пропорциональном представительстве депутатских объединений в Комиссии.
Обвинение против Президента было выдвинуто в 1998 г. Предложение об отрешении Президента от должности подписали 246 депутатов Государственной Думы. Специальная комиссия по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ, образована постановлением Государственной Думы от 19 июня 1998 г. В 1998 г.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение Специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. Далее принимается постановление ГД о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения. По итогам обсуждения ГД двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума принимает постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ, которое, за подписью Председателя Государственной Думы, направляется в Совет Федерации, а также Президенту РФ.
Данное постановление является окончательным и подлежит официальному опубликованию. Государственная Дума обсуждала вопрос о выдвижении обвинения против Президента РФ 13—15 мая 1999 г. Если предложение о выдвижении обвинения против Президента было поддержано квалифицированным большинством, то начинается второй этап процедуры отрешения Президента от должности. Второй этап процедуры отрешения Президента от должности включает подтверждение решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда России.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в Регламенте 1998 г. Согласно прежней редакции Регламента предложение о выдвижении обвинения Государственная Дума направляет на заключение не только в Специальную комиссию — для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, но и в Верховный Суд РФ — для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления. Соответственно после заслушивания доклада уполномоченного от группы, выдвинувшей обвинение, и содоклада Специальной комиссии предусматривалось заслушивание заключения Верховного Суда РФ. Теперь же Государственная Дума обсуждает рассматриваемый вопрос не обращаясь в Верховный Суд.
Юридическое основание такого изменения Регламента содержится в ч. О том, что Государственная Дума перед принятием своего решения должна получить заключение Верховного Суда РФ, не сказано. Правда, иметь заключение этого органа требует ч. Следовательно, у Совета Федерации обязательно должно быть заключение Верховного Суда.
И не случайно в Регламенте указано, что постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения направляется не только в Совет Федерации, но также в Конституционный Суд и в Верховный Суд для получения их заключений. Сроки, отводимые на дачу заключений обоих судов, установлены ст. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса. Таким образом, очевидно, что заключение Верховного Суда РФ дается в рамках месячного срока со дня принятия решения Государственной Думой, поскольку текст заключения также направляется Конституционному Суду.
Третий, завершающий этап процедуры отрешения Президента от должности состоит в принятии Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Вместе с постановлением Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в Совет Федерации направляются заключение Специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, и стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации. К сожалению, норма исходит из прежнего Регламента Государственной Думы, согласно которому именно Государственная Дума запрашивала заключение Верховного Суда и препровождала его вместе со своим постановлением в Совет Федерации. Сейчас было бы логично установить, что Верховный Суд наряду с постановлением Государственной Думы получает и запрос от Совета Федерации, которому и представляет свое заключение.
Это следует отразить в Регламенте Совета Федерации. После получения из Государственной Думы документов Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и все связанные с этим обвинением документы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству. Одновременно созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации. Вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности без обсуждения и голосования включается первым в повестку дня заседания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
На заседание Совета Федерации приглашаются также члены специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации. Рассмотрение вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда Российской Федерации для оглашения заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда Российской Федерации для оглашения заключения Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.
Президенту Российской Федерации либо его представителю предоставляется слово по его желанию. Наряду с этим в Конституции специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинения, выдвинутые против Президента, считаются отклоненными.
Отрешение Президента от должности также не состоится в случае принятия Советом Федерации до истечения трехмесячного срока решения об отклонении обвинения против Президента. Следует отметить, что отрешение Федеральным Собранием Президента от должности не исключает возможности его уголовной ответственности за совершение преступления, которое послужило основанием отрешения от должности. Нельзя не поддержать А. Авакьяна, который ставит один существенный вопрос: как на деле выполнить решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности?
Представим, например, что Президент считает решение Совета Федерации принятым с нарушением правовых процедур. Ждать ли решения Верховного Суда или же постановление Совета Федерации надлежит немедленно исполнять? При обращении в Верховный Суд Президент сохраняет свои полномочия до вынесения решения этим органом. Следует определить срок, в течение которого Верховный Суд РФ обязан рассмотреть данный вопрос.
Необходимо предотвратить ситуацию, когда постановление Совета Федерации об отрешении выполнено, президентские обязанности перешли к Председателю Правительства, а после этого Верховный Суд РФ отменяет постановление Совета Федерации. Кроме того, на практике возникнут некоторые вопросы даже при нормальном ходе выполнения постановления Совета Федерации: как реально передать исполняющему обязанности Президента «ядерную кнопку», резиденцию, дела и т. Все они также требуют нормативно-правовой регламентации.
Сейчас в Госдуме 450 мест, а в Совфеде 170. Для этого необходимо, чтобы были сформированы административные округа», — рассказала Ковитиди. Материалы по теме:.
Наладить работу этой структуры за короткое время не представлялось возможным, поэтому даже в настоящее время парламент в России находится на этапе становления. Название нашего парламента — Федеральное Собрание.
Особенности Федерального Собрания в РФ Парламент Российской Федерации обладает основными чертами: является представительным органом должен выражать интересы и волю народа в целом, а не только граждан, которые принимают участие в выборе депутатов. Парламент представляет собой срез общества, поскольку население осуществляет выбор тех, кому оказывает доверие в представлении своих интересы; является законодательным органом принятие законов и бюджета представлено основной задачей ; представляет собой постоянно работающий орган, в котором депутаты осуществляют работу на профессиональной основе для депутатов предусмотрены длительные летние каникулы и короткие зимние, то есть участие в работе парламента — это их основная работа ; может состоять из 2 палат, включающих Совет Федерации и Государственную Думу первый осуществляет утверждение или отклонение законов, которые принимает вторая, поэтому часто его могут называть верхней палатой. Конституция РФ не разграничивает, тем не менее, палаты на верхнюю и нижнюю; заседание раздельно с Госдумой вместе заседают с целью заслушивания президентских посланий, посланий Конституционного Суда и выступлений руководства зарубежных государств. Оно отличается от Госдумы, которую часто справедливо называют органом, представляющим в парламенте всех людей России. В первую очередь Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ. В его состав включены по два представителя от каждого российского субъекта.
СФ на первом месте в международном рейтинге открытости верхних палат парламентов
2 нижняя и верхняя палаты. Госдума (Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации) — нижняя палата российского парламента, высшего органа законодательной власти в стране. палаты ФС Российской Федерации. Его первое выступление перед палатами парламента в 2000 году было и самым кратким — 5 146 слов.
Для тех, кто ценит свое время
- Что такое федеральный закон
- История Госдумы: как и почему появилась нижняя палата парламента РФ - Справки - Новости
- Судебная практика по статье 95 Конституция РФ:
- Высшие органы государственной власти РФ
- Может ли одно лицо являться одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?