в этом году 25 февраля; о блудном сыне - 3 марта; о Страшном суде или мясопустная - 10 марта. Пост не может начинаться со дня воскресного, поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья. Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. Великий пост предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы.
Град Креста. Подготовительные недели Великого поста
«» рассказывает, какого числа начинается и заканчивается Страстная седмица в 2024 году и как правильно провести последнюю неделю Великого поста. Чтобы приготовить верующих людей к подвигу Великого поста, Святая Церковь установила три подготовительные недели, в каждую из которых вспоминаются Евангельские притчи, настраивающие на предстоящий подвиг Святой Четыредесятницы. Подготовительные недели к Великому Посту Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва. «» рассказывает, какого числа начинается и заканчивается Страстная седмица в 2024 году и как правильно провести последнюю неделю Великого поста. На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. Таковой цели служат несколько подготовительных недель к Великому посту.
Великий пост и Федорова неделя: что нужно сделать в первую седмицу, которая завершится 5 марта
Часто, к сожалению, мы не уделяем должного внимания подготовительному периоду к Великому посту, воспринимая это глубокое в богослужебном плане время как последнее (накануне воздержания) право на расслабление. В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Первая неделя Великого поста (18−24 марта в 2024 году) посвящена окончательной победе над еретиками-иконоборцами. 11 марта 2024 года Русская Православная Церковь вступила в Сырную седмицу (неделю), или Масленицу — последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. Чтобы приготовить верующих людей к подвигу Великого поста, Святая Церковь установила три подготовительные недели, в каждую из которых вспоминаются Евангельские притчи, настраивающие на предстоящий подвиг Святой Четыредесятницы.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ
Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1 святой четыредесятницы и 2 страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста. Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней.
По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа.
Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста.
В течение этой недели можно есть мясную пищу, за исключением среды и пятницы. Неделя о Страшном Суде Последняя неделя подготовки к Великому посту, во время которой вспоминается конец всеобщего бытия. Как известно, при кончине мира сего настанет воскресение мертвых, а затем всех людей, мертвых и живых ждет Суд. Он называется «Страшным» по причине своей глобальности. Вслед за ним следует только вечность.
Как говорится в евангельской притче, вспоминаемой в эту неделю, Господь при кончине века разделит всех людей на две группы, одну из которых поставит справа от Себя, а другую — слева. Справа будут те, которые отправятся в вечное блаженство, а слева — которые пойдут в вечное мучение. И определяющим моментом будет тогда сердечное милосердие. В течение этой недели нет постов, она сплошная. Но запрещено уже вкушение мясной пищи. В конце этого недели бывает воскресенье, последнее перед Великим постом, которое называется «прощеным».
В этот день все верующие просят прощения друг у друга, священнослужители и даже сам Патриарх в том числе. При этом в церкви все встают на колени. В прощеное воскресенье некоторые предпочитают принимать участие в проводах масленицы. Однако, это — не православный праздник, а древний языческий. Особенно неблагочестивым обычаем является сожжение чучела на костре. Немногие знают, что это — колдовской ритуал, во время которого раньше происходили многие непристойные вещи.
Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста. Святитель Афанасий Сахаров пишет: "Как нарушители воли Божественной, как грешники безответные, мы весьма нуждаемся в покаянии. Поэтому усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние". Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу. На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских". Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом.
В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы. Седмица после Недели о блудном сыне называется мясопусной, потому что после нее уже прекращается вкушение мяса "мясопуст" - мяса "отпуст", прекращение вкушения мяса. Суббота мясопустной седмицы называется Субботой мясопустной и посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан. В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения. Это люди, которые скончались внезапно на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях или нищие и бедные.
Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде. Утреня этого дня заупокойная, на ней вместо "Бог Господь" поется "Аллилуия" с заупокойными стихами. Также поются "Непорочны" 17-я кафизма на две статии, а после них заупокойные тропари. В этот день также положено служить великую панихиду.
В этот период многие уделяют больше времени молитве и медитации, чтобы научиться лучше понимать себя и свою душу. Церковь рекомендует также заниматься благотворительностью и другими добрыми делами, которые помогут верующим на пути к Божественной любви.
Что нельзя делать во вторую седмицу Великого поста В этот период священники рекомендуют не только ограничить себя в еде, но и избегать бесполезных разговоров и пустословия. Это связано с памятью о святителе Григории Паламе, ведь его подвиг святого был именно в молчании. Кроме того, верующим следует избегать развлечений, которые могут отвлечь от духовной практики и укрепления веры. Телевизор, компьютерные игры, социальные сети и другие виды развлечений могут отнять время, которое можно было бы уделить молитве, чтению священных текстов или благотворительности. Также правила поста запрещают говорить бранные слова и думать о других людях плохо. Церковь не советует приглашать гостей в дом, кроме близких родственников.
Это поможет избежать шумных застолий и сохранить духовную чистоту.
Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери». Подготовительные недели к Великому Посту Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва. Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной.
Подготовительные недели к Великому Посту
Шестая неделя Великого поста известна как Вход Господень в Иерусалим. Публикуем расписание подготовительных недель к Великому посту, 2 из них сплошные. Подготовительные недели к Великому посту. За три седмицы до наступления Великого поста Святая Церковь, снисходя к нашей немощи, начинает постепенно подготавливать нас к подвигу Святой Четыредесятницы. Пост не может начинаться со дня воскресного, поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья.
Подготовительные недели к Великому посту в 2024 году
О богослужении подготовительного периода к Великому посту — Красовицкая в «Литургике». Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля, но ему предшествует подготовительные Недели (воскресенья) и Седмицы. На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи.
Как подготовиться к Великому посту
Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за стол? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей.
Об этом говорится и в песнопениии: «Тщеславие отщетевает наносит убыток богатство правды, смирение же расточает рассеивает страстей множество». Начиная с Недели о мытаре и фарисее, в богослужении происходят некоторые изменения. В частности, на утрене воскресения добавляются стихиры и канон Постной Триоди. А главное, начинает исполняться песнопение «Покаяния отверзи ми двери…».
Кроме того, в знак обличения горделивого, неправедного поста фарисея в среду и пятницу этой седмицы отменяется пост сплошная седмица. Вторая подготовительная Неделя к Великому посту На воскресном богослужении читается евангельская притча о блудном сыне Лк. Отсюда и название — Неделя о блудном сыне. В притче повествуется о юноше, получившем от отца часть причитающегося ему наследства и ушедшем из дома, чтобы получить независимость, узнать настоящую жизнь. В результате сын теряет имение. Осознав свою нищету, он со страхом возвращается домой. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принимает его с радостью и милосердием.
Притча эта глубоко символична. Под отцом здесь разумеется Бог, а блудный сын — кающийся грешник. На такого сына похож всякий человек, который душой удаляется от Бога и предаётся своевольной жизни, грехами он губит свою душу и все дары жизнь, здоровье, способности , полученные от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу покаяние, со смирением и надеждой на Его милосердие, Господь прощает ему все беззакония и возвращает свои милости и дары.
В конце этого недели бывает воскресенье, последнее перед Великим постом, которое называется «прощеным». В этот день все верующие просят прощения друг у друга, священнослужители и даже сам Патриарх в том числе. При этом в церкви все встают на колени. В прощеное воскресенье некоторые предпочитают принимать участие в проводах масленицы. Однако, это — не православный праздник, а древний языческий.
Особенно неблагочестивым обычаем является сожжение чучела на костре. Немногие знают, что это — колдовской ритуал, во время которого раньше происходили многие непристойные вещи. Многие святые предостерегали чад своих от участия в подобных масленичных торжествах. Не стоит также в эти дни предаваться чревоугодию и пьянству. Важно помнить, что цель этих дней — подготовиться достойно к Великому посту. Поэтому эти языческие мероприятия могут сильно повредить душе, после участия в которых, она охладевает, расслабляется и не может достойно встретить грядущий серьезный духовный подвиг. Особенности Богослужения В эти подготовительные недели постепенно изменяется порядок Богослужений. Например, в неделю о Страшном Суде не положено служить Литургии в среду и пятницу. А, начиная со среды, на вечерни уже читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами «Господи и Владыка живота моего».
Со второй приготовительной недели о блудном сыне и до поста после Полиелея на всенощной поется песнопение «На реках Вавилонских». Это — псалом 136, который повествует о пленении евреев и переселении в Вавилон. Довольно печальная страница истории Ветхого Завета вспоминается перед Великим постом как аллегория — пленение души страстями, врагами рода человеческого.
Предваряют Великий пост — святую Четыредесятницу — неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная мясо-отпустная , неделя и седмица сыропустная сыро-отпустная, сырная, масленица. В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.
Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» Флп. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть — «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение надмевание мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне.