Новости о чем опера хованщина

Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением. Нам, нынешним слушателям и зрителям «Хованщины», в год 185-летия со дня рождения композитора даже и верится с трудом, что опера непостижимыми путями и невероятными усилиями мирового масштаба мастеров.

М. Мусоргский. Хованщина

Вся же остальная роль — это просто жирная свинья, а не Хованский. Поёт же Бедлевич невозможно скверно». По его мнению, стоило найти «переходную степень от одного костюма к другому» [103]. Премьеры в государственных театрах[ править править код ] Страница журнала « Искра », посвящённая постановке оперы в Мариинском театре 1911 После того как в Париже опера «Борис Годунов» вызвала огромный интерес, государственные театры стали задумываться о том, чтобы показать «Хованщину» [91]. Премьера оперы на сцене Мариинского театра состоялась 7 20 ноября 1911 года [35] , режиссёром был Фёдор Шаляпин, который, как и четырнадцать лет назад, исполнял партию Досифея. Его постановка не отличалась новаторскими идеями; своей целью он считал создание единого целого из элементов спектакля.

Музыковед Исай Кнорозовский в журнале «Театр и искусство» писал, что грим у Шаляпина — такое же художественное произведение, как декорации Васнецова и Нестерова. Дирижёр Альберт Коутс тесно сотрудничал с Шаляпиным и соглашался на необходимые, по его мнению, оттенки [108]. Дирижёр Даниил Похитонов вспоминал о работе Шаляпина над постановкой оперы в Мариинском театре как о «самом замечательном периоде его артистической и режиссёрской деятельности». В спектакле были задействованы такие известные исполнители, как Иван Ершов , Павел Андреев , Василий Шаронов , и при этом в процессе постановки не возникло ни единого конфликта между ними. В декабре 1912 года «Хованщина» была поставлена в Большом театре.

Работу поручили режиссёру Петру Мельникову. Процесс постановки не оказался таким дружеским, как в Мариинском. Конфликт возник между Шаляпиным, прибывшим в Москву за неделю до премьеры для проведения генеральных репетиций, и дирижёром Вячеславом Суком , который отказался следовать свободному толкованию партитуры, в результате чего хор сильно разошёлся с оркестром. Сук утверждал, что хор слишком сильно увлекается драматизмом, «теряя палочку дирижёра», и требовал «статичного» пения, что, по мнению Шаляпина, было немыслимо. В результате последний вызвал из Петербурга Даниила Похитонова , который вместе с Коутсом дирижировал постановками в Мариинском театре.

Он справился со своей задачей, и премьера прошла успешно.

Это, конечно, игра с восприятием зрителя, у которого слабеет абстрактное мышление, который не может делать обобщения. А классическая экранизация рассказывает о событиях 1604 года. Народ — яркий, красочный, бояре выписаны очень выпукло, мы сразу вспоминаем «Женитьбу» и то, как объемно там даны персонажи. Этот навык Мусоргского расцвел в «Борисе Годунове».

Как выглядит мир для людей во власти, как это все в нем устроено, потрясающие контрасты, где все так искусно сплетено, что каждая следующая ступень усиливает воздействие предыдущей. Шаляпин был великим артистом, но не надо забывать об огромной силе воздействия Мусоргского. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» из оперы М. Единственный любовный дуэт в польском акте между Мариной Мнишек и самозванцем. Опера «Борис Годунов».

Давайте поговорим об этой опере, о том, как ее восстановили, чем интересна ее музыка, а начнем с того, что обсудим историческую основу, сюжет. В опере нет исторической достоверности, стрелецких бунтов было несколько, и Мусоргский собирает их все в один. У него очень хорошо получается передать дух смутного времени мы не имеем в виду исторический термин , передать атмосферу неизвестности, перемен, того времени, когда вдруг какие-то силы, которые были в полуактивном состоянии, выходят на арену. В апреле 1682 года царь Федор Алексеевич умирает, и у него не остается прямых наследников. Есть два брата: Иван и Петр, который потом станет Петром I.

Эскиз декорации к опере «Хованщина» Аполлинария Васнецова 1897 Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского. Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии, но для этого необходимо было иметь партитуру, разрешение на постановку и сопутствующую помощь, ради чего он и обращался к Стасову [93]. Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл.

Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94]. Для постановки «Хованщины» был привлечён художник Аполлинарий Васнецов , а также Константин Коровин и Сергей Малютин [95] и в качестве консультанта по постановке планировали назначить Владимира Стасова, но из-за разногласий с Мамонтовым этого не произошло [96]. Последний отмечал, что в проводимых перед репетициями беседах принимали участие художники, работавшие над постановкой.

На самой первой беседе Аполлинарий Васнецов рассказал, что на Рогожском старообрядческом кладбище многое сохранилось с давней старины [96]. Шкафер вспоминает, что Савва Мамонтов на одной из репетиций предложил сходить к старообрядцам в Преображенское. Ныне входящее в состав Москвы, село в те времена состояло из «маленьких домишек, незамощённых грязных улочек и огромных пустырей».

Также в год постановки «Хованщины» на сцене Частной оперы общественность широко обсуждала погребение заживо в знак протеста двух групп старообрядцев в Тираспольском уезде. Эта трагедия изучалась и психиатрами, и врачами, и историками [98]. Афиша премьеры в Русской частной опере 1897 В постановке Частной оперы принимал участие Фёдор Шаляпин в роли Досифея, который поразил Шкафера искусством фразировки и дикции [К 10] [95].

В других спектаклях «Хованщины» была задействована Варвара Страхова , окончившая Петербургскую консерваторию по классу Ферни-Джиральдони , однако её драматические способности были гораздо более сильными, чем певческие, и её по «степени художественного толкования» сравнивали с Шаляпиным [99]. Дирижировал оркестром Эудженио Эспозито, при этом критики и те, кто работал над постановкой, считали, что он равнодушен к «боли и трагедии народа», что накладывает отпечаток на музыку. Об этом знал и Мамонтов, но лишь признавал это, хотя и хотел привлечь другого, русского дирижёра, например, Сергея Рахманинова.

Однако сделать это не удалось по ряду причин, одной из которых является ремонт театра Солодовникова, помимо этого имели место различного рода разногласия [100]. Премьера и отзывы[ править править код ] Премьера в Москве состоялась 12 24 ноября 1897 года в недавно отремонтированном театре Солодовникова [101] [37].

Опера «Хованщина» в Мариинском театре Опера «Хованщина» в Мариинском театре Народная музыкальная драма Легендарной без всякого преувеличения постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра.

Операманами она по праву считается академичной, точно реализующей замысел композитора — как музыкальный, так и драматический. Режиссёр не пытается перенести сюжет, основанный на исторических событиях, в другую эпоху, не выбирает нарочито провокационные костюмы или сценические ходы, словом, следует за партитурой.

Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»

О постановке «Хованщины» в Частной опере известно из воспоминаний певца Василия Шкафера и племянника Саввы Мамонтова. «Хованщина» — произведение столь неоднозначное, что каждый режиссер может трактовать оперу по-своему. Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков. подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра.

Оперы. Краткие пересказы

  • Премьера балета «Пиковая дама»
  • Что слушать этой зимой: блокбастер в Большом и премьера оперы «Война и мир» - Ведомости.Город
  • Опера «Хованщина»
  • Khovanshchina
  • Премьера балета «Пиковая дама»

Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»

Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа. Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей.

Ему поверяет Марфа свое отчаяние. Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских. В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый. Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть!..

Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов. Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам. Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление.

Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается. Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы.

В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет — поберечься. Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине?

Он велит схватить гонца и выпороть на конюшне. Хованского гнетет тоска. Чтобы развлечься, князь требует к себе танцовщиц-персидок. Приход Шакловитого прерывает пляску персидок.

Шакловитый передает Хованскому приглашение царевны Софьи явиться на великий совет. Хованский, польщенный приглашением, велит подать себе лучшие одежды и княжеский посох. Под величальную песню сенных девушек князь идет к выходу. Но в дверях один из слуг Шакловитого бросается на него и убивает ударом ножа.

А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере.

Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы!

Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое.

Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах. Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением. Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать.

Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы. И это — урок нам. И этот урок отнюдь не одинок — просто он наиболее показателен, так как исходит от авангардиста того времени. Как раз примерно тогда же русские композиторы стали, будто напоказ, обращаться к музыке прежних времён. Римский-Корсаков, тоже сперва яростный «кучкист», сам, по своей инициативе заново проходит школу обучения написания музыки в стиле прежних лет — а затем… многое что случается в его творчестве, вплоть до насквозь ретроспективной оперы «Моцарт и Сальери» по Пушкину.

Про «не-кучкистов» и говорить нечего.

Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю».

Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна. Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое. Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей. Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой. Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена.

Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать. Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм!

Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально. Считалось, что Моцарт — композитор «сухой» и «детский», Бах же — «музыкальная машина». Некий Бороздин на кучкистских вечерах потешал публику выплясыванием под фуги Баха: под один голос двигалась одна рука, под второй — другая, потом вступала нога — и со временем потешник наворачивал всем, чем можно и нельзя. По поводу таких фокусов Римский-Корсаков сформулировал своё блестящее, не утратившее и сегодня своего значения определение: «передовое мракобесие». И вот в этой атмосфере, усугубляемой ещё неистовствами Стасова, Мусоргский творил свои злохитрости, долженствующие натуралистически передавать разные, часто неприглядные, стороны жизни. Однако, натворив их немало к сугубому стасовскому ликованию , композитор начал мало-помалу отходить от писания такого типа музыки.

Уже в его поздних романсах заметно некоторое упрощение гармонии в своё время это прекрасно описал Ю. И, в конце концов, он захотел написать высокую музыкальную драму — не столько с кошмарами, ужасами, руготнёй и прочими натуралистическими житейскими подробностями, сколько с истинно трагическими коллизиями. А теперь ещё раз посмотрим, где же использованы в «Хованщине» архаизмы.

За такой долгий срок спектакль не разболтался — ни музыкально, ни сценически. Так может быть, дело в добротной режиссуре Леонида Баратова 1952 , выдающегося мастера сцены, работавшего в крупнейших музыкальных театрах страны? Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность, монументальность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие, раскрыв неоправданные купюры. Реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, продолжившего в советское время традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина.

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. Хованщина Опера.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно. В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину». 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым.

Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский

«Хованщина» явление вполне исторически конкретное: конец 17-го века, непосредственно перед царствованием Петра Первого.
Большой театр • Хованщина Видеоурок по музыке для 4-го Для благодарных зрителей.
ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. "Хованщина". Опера для политиков | АиФ Архив В операх Мусоргского движения от музыки у Чернякова очень мало. Основой режиссерских решений в дилогии является философская концепция.
Опера Хованщина 2023 в Мариинском театре, Санкт-Петербург Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий