Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Здесь руководители восстания, построив полк, зачитали перед строем прокламацию, носящую название. В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян. Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края.
«Союз спасения. Время гнева» обосновался в этнокомлексе «Кумжа»
Особые судебные комиссии, рассматривавшие дела солдат, участвовавших в восстаниях, приговорили 178 человек к наказанию шпицрутенами, 23 - к палкам и розгам. Из остальных участников восстания сформировали сводный полк в составе 4 тыс. Первое революционное выступление в России произвело глубокое впечатление на правящие круги России, в первую очередь на самого Николая I, который всегда вспоминал "моих друзей четырнадцатого" имея в виду декабристов. На своей коронации, принимая иностранных послов, он заявил о подавлении восстания декабристов: "Я думаю, что оказал услугу всем правительствам". Европейские монархи, поздравляя Николая с этой "победой", писали ему, что тем самым он "заслужил... Сосланные на каторгу и в ссылку декабристы не изменили своим убеждениям; поставленные в "каторжных норах" вне политического бытия, они тысячью нитей были связаны с Россией, всегда были в курсе всех общественно-политических событий как в России, так и за рубежом. Велик был их вклад в развитие просвещения и культуры в целом русского и частью нерусских народов Сибири. Эта деятельность декабристов после 1825 г.
И по возвращении после амнистии из ссылки многие декабристы нашли в себе силы активно включиться в общественную жизнь страны: они выступали в печати со своими воспоминаниями, публиковали ученые труды, участвовали в подготовке и проведении крестьянской и других реформ в качестве членов губернских комитетов по крестьянскому делу, мировых посредников, земских деятелей. В 1825 году на юге страны ситуация дошла до вооруженных беспорядков, а именно — до восстания Черниговского полка. Роты Черниговского полка всего их было шесть после освобождения Муравьева-Апостола вступили в Белую Церковь. Однако их настигла конная артиллерия. Приказ Муравьева идти вперед без выстрела в надежде перехода правительства на его сторону не увенчался успехом. Черниговский полк не ожидал, что все произойдет именно так. Их растерянностью и воспользовались правительственные войска.
Кто возглавил: Сергей Муравьев-Апостол. Как известно, накануне этого события было организовано декабристское восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Хронология событий Организатором событий конца декабря-начала января стало Южное общество. После событий, произошедших четырнадцатого декабря, командир полка приказал арестовать Муравьева-Апостола, который непосредственно был в связи с выступающими. Но 29 декабря офицерами Плехановым, Соловьевым, Сухиновым и Щепилло было произведено освобождение арестанта. Произошло это в селе с названием Трилесы. Однако просто так совершить им свое дело не удалось, они напали и даже пытались уничтожить Гебеля, полковника, командира полка.
Гебель, не собиравшийся освобождать Муравьевых и объяснять причины ареста, был заколот штыками, сильно ранен в живот. Но полковник все-таки был спасен от декабристов. Уже тридцатого декабря повстанцы оказались в Василькове. Там они завладели оружейными запасами и всеми денежными средствами полка. Сумма была немаленькой — примерно десять тысяч рублей бумагами и семнадцать тысяч — серебряными монетами. На следующий день декабристами была занята Мотовиловка. В селе декабристы сплошь и рядом грабили местных жителей.
Кроме того, рядовые все чаще стали пьянствовать. Первого января повстанцы покинули Мотовиловку. После выхода их Василькова роты планировали попасть на Житомир. Там они хотели воссоединиться с членами Общества соединенных славян. Однако понимая, что противник армия правительства имеет огромное превосходство над ними, декабристы решили повернуть на Белую Церковь город в восьмидесяти километрах от Киева. К тому же среди рядовых появлялось все больше дезертиров. Наконец, третьего января 1826 года близ Устимовки декабристы были разгромлены армией правительства.
Сам Муравьев-Апостол приказывал своим идти вперед, буквально «на смерть», при этом не стреляя. Пушки противника на глазах истребляют восставших, значительно уменьшая размер войска. Ранили и главу восстания. Наказания и расплата Муравьева-Апостола арестовали, как и 895 солдат и шесть офицеров. Около сотни солдат были телесно наказаны, а восемьсот сосланы на Кавказ. Сергея Муравьева-Апостола казнили 13 июля 1826 года. При повешении его тело сорвалось с петли, поэтому пришлось вешать его повторно.
Кстати, ошибочно считать, что нельзя второй раз исполнить смертную казнь. Причины разгрома декабристов Отсутствие четких целей и задач. Это подтверждается их нерациональным маршрутом. Не достигнув одной цели, армия Муравьева-Апостола переходила к другим. Кроме того, многие участники восстания не осознавали, что от них требуется, да и в ряды повстанцев попадали случайно. Их завлекали деньгами, насильно, обманным путем, обещаниями лучшей жизни. В рядах декабристов властвовало пьянство и разбой.
Наконец отправился и к третьему посессору и там, отыскивая для себя добычу, нашел штоф ликера, называемого брусиловским. Сладкий напиток пришелся ему по вкусу и, выпив его больше, чем следовало, по дороге, направляясь за дальнейшей добычей, упал с коня совсем без сознания. Крестьяне его стерегли, пока он очнется. Однако после первых его посещений дали уже знать в Умань. Заседатель, наскоро собравши вооруженную шляхту, поспешил на место, нашел авантюриста спящим и взял его. Крестьяне же, которые помогали авантюристу, оправдывались: теперь берут и везут панов, он показывал нам царский указ с печаткой, потому мы послушно и выполняли то, что он приказывал. А крестьянки утешали посессорских жен, что, быть может, даст бог, их мужья вернутся, если они невиновны, так как теперь одинаково берут и виновных, и невиновных. Такие-то и им подобные события и происшествия нагнали панический ужас на жителей: шляхту, ксендзов и евреев, которые припомнили ту страшную уманскую резню, что произошла в 1768 г.
По этой причине много богатых панов выхлопотало себе воинскую охрану. Иные обеспечили себя ночной охраной, составленной из чиншевой шляхты. Другие, которые имели много оружия, вооружили своих дворовых людей, которые были большей частью из собственных крестьян. А зажиточная чиншевая шляхта свою защиту на случай всеобщего бунта крестьян видела в собственной силе. Когда об этом только и говорили, то ясно, что крестьяне, православное духовенство, а также так называемые поповичи для большего устрашения распространяли басни и пугали уже назначенными сроками общего призыва к резне. Такими днями должны были явиться: «сорок мучеников», Благовещение, Верба, Пасха и Фомина неделя. Когда же они, одни за другими, проходили, то это еще не уменьшало общей тревоги, пока со временем они все не миновали. Сообразительный украинский народ понял, что он может быть грозным для высших сословий.
Но в то время как одни, возможно, были готовы восстать на призыв какого-либо смелого человека, другие, более осторожные, обратили это дело в шутки, остроумные и смешные, которые, однако, не влекли за собой ответственности. В селе Сидорах Васильковского повета один молодой украинец просил совета у старого солдата прежнего польского войска, который теперь был сапожником, что ему следует делать, когда настанет время резни. Солдат ему посоветовал, чтобы он этому не верил и молчал. Когда же украинец не хотел слушать совета и продолжал дальше, то сапожник предупредил эконома, молодого человека, очень напуганного общими россказнями о резне, которая должна вскоре начаться. Тот немедленно поспешил уведомить об этом управляющего Пиотровского, жившего в селе Устимовке. Этот приказал ему вернуться в экономию. Эконом, опасаясь крестьянского бунта, приказал своему кучеру, чтобы тот сидел в экипаже и держал вожжи в руках. Когда собрался сход, то эконом стал допрашивать обвиняемого и, признавши его виновным, приказал скинуть с него одежду и выпороть его.
Тогда несколько почтенных крестьян выступили с просьбой простить на этот раз виновного. Эконом, не ожидая, что они ему скажут, вскочил в экипаж и как можно скорее поспешил к управляющему с донесением, что сход бросился на него и что он едва успел убежать. Управляющий в то же мгновение уведомил земскую полицию в Белой Церкви. Однако, пока исправник с заседателями и шляхтой прибыли на лошадях в Устимовку, управляющий, поставив казаков возле экономии, застал на том же месте крестьян, которые и разъяснили ему все дело. Но, несмотря на это, лживый слух быстро и широко разошелся во все стороны. Чем больше украинский народ замечал страха и тревоги среди шляхты, тем более смелел. На многолюдных собраниях, особенно в шинках, когда там был кто-нибудь из незнакомых проезжих, раздавался голос из среды беседующих, который выкрикивал такие слова: «Бог и царь - этого нам достаточно. Зачем нам эти паны, панки и подпанки?
Зачем нам судебные взяточники и евреи? Обойдемся без них. Это особенно сильно пугало и тревожило. Когда приблизился самый главный срок ожидаемого восстания - день предпасхального воскресенья, называемого в народе Вербным, то уманский маршалок, перепуганный этими слухами, обратился к дивизионному генералу, квартировавшему в Уманском повете, в местечке Соколове, чтобы тот принял предварительные и решительные меры для обеспечения спокойствия и безопасности. В результате генерал уведомил об этом главнокомандующего Второй армией князя Витгенштейна, находившегося в Гульчине. А тот через курьера уведомил главнокомандующего Первой армией и донес об этом царю и Великому князю Константину, который командовал польской армией. Тогда все армии вооружились и полки собрались на тесных квартирах. Во время этих приготовлений, которые были и в Василькове, и в Белой Церкви, особенно же в Василькове, где стоял Черниговский полк, наново созданный из батальонов иных полков, этот полк неожиданно собрался на тесные квартиры в субботу перед Вербным воскресеньем.
Испуганные васильковские евреи и мои арендаторы, несмотря на шабаш, приходивший к концу, прибежали ко мне с известием, что в Москве началась большая революция, что князь Константин нас защищает и что он поставил такую охрану, что солдат смотрит на солдата от Варшавы до Ярмолинец. Меня рассмешила эта выдумка, и я сказал: «Посмотрите на небо, не стоят ли и там в воздухе солдаты, так как этого не может быть. Успокойтесь и ожидайте, должна быть какаято иная причина подобной предосторожности». На следующий день, в самое Вербное воскресенье, вечером приехала моя жена, которая возвращалась из другого нашего имения - Галаек Таращанского повета. Когда она проезжала через Белую Церковь и остановилась, чтобы покормить лошадей, то видела ужасную тревогу среди еврейского населения, вызванную тем, что полк внезапно выступил и батальон с заряженным оружием упражнялся на выпасе под самым городом, в то время как множество ярмарочного люда собралось на обычный торг на рынке. Однако все было тихо и спокойно до самого отъезда моей жены из Белой Церкви. Такие известия вместе с другими вызывали предположения, что должны действительно произойти важные события. Тем временем быстро выяснилось, что все это было результатом чрезмерного страха маршалка.
Еще следует вспомнить событие, которое произошло в то время в Махновецком повете вследствие того же общего переполоха 64. Шляхтич, проживавший на Волыни, ехал на светлый праздник к своему брату, посессору, с Уманщины. По дороге он наслушалея рассказов, что в пасхальную ночь, когда ударят в колокола на «Христос воскресе», это будет сигналом для всеобщего восстания крестьян. Когда же он случайно задержался в дороге, то он в полдень Великой субботы остановился в местечке Белиловке, чтобы там пробыть первый день праздников и помолиться в приходском костеле. Однако, обеспокоенный, спросил у тамошних людей, что также были встревожены: «Почему вы сидите так спокойно? Разве не знаете, что сегодня ночью хлопы начнут резню во всем крае? Так мне везде говорили, где только я проезжал». Потом, увидев сторожа из корчмы, спросил: «Что приказал вам поп в Страстной четверги - «А приказал всем собраться.
И больше не сказал ни слова». Евреи, напуганные такими словами сторожа, не ожидая конца шабаша, поспешили скорее в Махновку, верст двадцать от Белиловки, просить дивизионного генерала, чтобы обеспечить их военной силой. Дивизионный генерал, князь Сибирский, был в давних дружеских отношениях с маршалком Махновецкого повета Дионисием Хоецким, который выехал тогда на праздники, чтобы навестить свою мать в Дедовщине, в десяти милях от Махновки. Поэтому генерал пригласил к себе секретаря маршалка и приказал ему написать официальное заявление от имени маршалка, чтобы иметь письменный документ. На основании его генерал дал приказ четырем ротам пехоты немедленно занять местечко Белиловку, а маршалка известил, чтобы он поскорее возвращался в Махновку. Это извещение маршалок получил перед полуднем и на другой день праздника направился в Махновку. Четыре роты, что пришли в Белиловку, нашли там все в полном спокойствии. Тогда земская полиция взяла панка и сторожа, чтобы произвести следствие и допрос.
Сторож, когда его спросили, ответил, что поп объявил, чтобы все вместе собрались на всенощное богослужение, а шляхтич пояснил, что о предстоящем нападении ему всюду говорили. Крестьянина немедленно отпустили, а шляхтича задержали до губернаторской резолюции, и он высидел в Махновке несколько недель. В то время в епископских поместьях Фастовщины, а именно в Веприке и Скриголове, что находились в лесах, поселилось, пользуясь хорошим местоположением, много шляхты, по преимуществу небогатой, обер- и штаб-офицеров прежнего войска Речи Посполитой, и все они жили там на чиншевом праве. Здесь-то перепуг достиг наивысших пределов. Немного было смельчаков, что хотели остаться и обороняться в собственных домах, больше оказалось таких, что в Великую субботу в начале ночи оставили свои поселения и разошлись по лесам, скрываясь там от ожидаемого нападения, в то время как крестьяне, спокойные и послушные своим экономическим властям, не обнаруживали ни малейшего признака бунта, но были довольны, что их боятся, и хорошо сознавали, что они могут быть грозными. И в Белой Церкви также немало тревоги среди жителей и многочисленных экономических служащих сделала остроумная шутка старого украинца, несмотря на то, что полк и квартира дивизионного генерала были здесь, и около тысячи человек шляхты тут же проживали. И было их немногим меньше, чем крестьян.
От гибели майора спасло лишь заступничество Муравьёва-Апостола. Между тем в руках мятежников оказались полковые знамёна и казна — около 27 тыс.
Но плана действий у них не было. Идеи Муравьёва-Апостола о восстании в Киеве носили теоретический характер. Вожаки мятежа хотели разного: Бестужев и братья Муравьёвы планировали дождаться присоединения других полков, а Щепило, Сухинов, Кузьмин и Соловьёв требовали немедленного выступления в сторону Киева, предлагая по пути привлекать на свою сторону местных крестьян. В итоге решили ждать и пошли в сторону Мотовиловки, чтобы там встретиться с Алексопольским и Ахтырским полками. Но те бунтовщиков не поддержали. Тогда мятежники отправились в сторону Белой Церкви, там они надеялись получить поддержку со стороны бойцов 17-го егерского полка. Эту поддержку Муравьёву-Апостолу обещал прапорщик Александр Вадковский, полагавший, что сможет убедить несколько рот присоединиться к мятежу. Но Вадковского арестовали сразу по прибытии в расположение полка. Полковник Николай Муравьёв-Карский, по некоторым сведениям, сам сочувствовавший декабристам, на деле мятеж не поддержал.
Тогда было решено идти к Житомиру. Из-за изменений в планах перемещения полка были хаотичными. Это хорошо видно, если посмотреть на карту и нанести на неё маршрут движения мятежников.
Восстание было разгромлено. Планы рухнули. Видимо, именно поэтому Пестель так и не отдал приказа о выступлении.
Конечно, ему нужна была весть не просто о победившем восстании, а хотя бы о начавшемся и продолжающемся, еще не побежденном восстании. Но крах восстания был для него ясен. Самыми деятельными членами Южного общества, в руках которых после ареста Пестеля оставалось большое число организационных нитей, были руководители Васильковской управы - Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. Членам тайного общества было необходимо послать в столицу своего гонца для связи в столь ответственный момент. Сергей Муравьев-Апостол со своим братом Матвеем выехали 24 декабря из Василькова в Житомир к корпусному командиру генералу Роту под предлогом поздравления его с праздником; настоящей же причиной была необходимость выхлопотать у корпусного командира отпуск другу Муравьева-Апостола - Бестужеву-Рюмину, поручику Полтавского полка, стоявшего в тот момент в Бобруйске. Бестужев-Рюмин приехал для этого к Муравьеву-Апостолу в Васильков.
Именно он намечался связным в столицу. Бывшим семеновским офицерам в армии отпусков не давали, и получить его для Бестужева Сергей Муравьев-Апостол надеялся только в порядке исключения был и предлог: у Бестужева-Рюмина в Москве только что умерла мать, и ему нужно было повидаться с отцом. При въезде в Житомир Муравьевы-Апостолы узнали важнейшую для них весть: 14 декабря в Петербурге произошло восстание. Им сообщил об этом сенатский курьер, развозивший присяжные листы. Это известие было бы бесспорным сигналом к южному восстанию, если бы речь шла о восстании, еще не подавленном. Но курьер сообщал не вообще о восстании, а о разгроме восстания правительством Николая I.
Правда, Сергей Муравьев-Апостол и ранее всегда расходился с Постелем в оценке места восстания. Он полагал, что начинать можно и не в столице, а в любом месте. Тем не менее в создавшейся обстановке сразу принять решение было трудно. Сергей Муравьев-Апостол колебался. Из Житомира оба брата поехали в Троянов, оттуда- в Любар к Артамону Муравьеву, члену Южного общества, командиру гусарского Ахтырского полка, который давно обещая поднять свой полк первым в начале восстания. Кавалерийские войска были особенно нужны для восстания.
Артиллерией Южное общество располагало: большинство «славян» были артиллеристами. Черниговский же полк был пехотным; кавалерийским прикрытием артиллерии должен был командовать Артамон Муравьев. Но разгром столичного восстания спутал все карты: большинство членов Южного общества стало отказываться от выступления. Предложение Муравьева-Апостола не встретило поддержки. Тем временем в Василькове события приняли новый оборот. Среди многочисленных военных, чиновников и членов их семей на балу присутствовали и командиры 2-й и 3-й мушкетерских рот Черниговского полка - Соловьев и Щепило, решительные и жаждавшие действия члены Общества соединенных славян.
Внезапно на балу появились два прискакавших во весь опор жандарма; они привезли Гебелю приказ об аресте и опечатании бумаг подполковника Сергея Муравьева-Апостола и его брата Матвея. Бумаги Сергея Муравьева были немедленно забраны при обыске у него на квартире, где в то время находился и Бестужев-Рюмин. Сейчас же после обыска на квартиру Сергея Муравьева пришли узнавшие о приезде жандармов члены Общества соединенных славян - офицеры Черниговского полка И. Сухинов, А. Кузьмин, М. Щепило и В.
Они почувствовали, что настал момент неизбежного выступления, иного выхода они не видели. Первым решением «славян» было арестовать немедленно командира полка Гебеля, собрав для этого преданных солдат. Но по случаю рождества солдаты были отпущены и разбрелись по деревням; немедленно собрать их было невозможно. Решено было, что Бестужев-Рюмин помчится в Житомир, приложи г все усилия, чтобы обогнать поскакавших туда с Гебелем жандармских офицеров, и предупредит Сергея Муравьева-Апостола об обыске и грозящем аресте. С их стороны не было по этому вопросу никаких колебаний: они всегда стояли на точке зрения целесообразности восстания даже при условии разгрома выступления тайного общества в столице. Испанская революция тоже началась на окраине государства.
Сдаваться без боя «славяне» не хотели и, по-видимому, надеялись, что выступление на Украине еще может оказаться призывом к новому восстанию. По свидетельству «Записок» Общества соединенных славян, мысль о восстании подало «славянам» именно «известие о неудачном происшествии 14 декабря в Петербурге: зная несчастные следствия оного, они хотели произвести новое восстание на юге и тем спасти тайное общество от конечной гибели». Действительно, Бестужеву-Рюмину удалось обогнать жандармов, настичь С. Муравьева-Апостола с братом в Любаре у Артамона Муравьева и сообщить им о готовящемся аресте. Сергей Муравьев, по собственному признанию, хотел доехать до своего полка и, «скрывшись там, узнать все обстоятельства... Доехав до деревни Трилес, где находилась квартира командовавшего 5-й ротой Черниговского полка поручика Кузьмина члена Общества соединенных славян , братья остановились.
Бестужев-Рюмин направился в соседний Алексопольский полк, на который имел большое влияние бывший командир, находившийся еще при полку, Повало-Швейковский, член Южного общества, обещавший оказать решительную поддержку восстанию. Из Трилес в тот же вечер С. Муравьев-Апостол послал в Васильков записку членам Общества соединенных славян - Кузьмину, Соловьеву и Щепило с просьбой приехать немедленно в Трилесы и обсудить положение. Гебель с жандармами мчался между тем по следам Муравьевых-Апостолов, не находя их ни в Житомире, ни в Любаре. По дороге он съехался с жандармом Лангом, имевшим приказ арестовать Бестужева-Рюмина. Остановившись в Трилесах, Гебель пошел на квартиру поручика Кузьмина погреться и узнать, не проезжали ли здесь Муравьевы, и...
Они не оказали сопротивления при аресте, сдали оружие. Наступало утро. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. С этой целью они послали из Василькова гонца для извещения этих полков о начале восстания; гонцом был избран член Общества соединенных славян Андреевич 2-й. Узнав о восстании в Петербурге, он сам приехал 26 декабря в Васильков из Киева, где состоял при арсенале, и отправился сразу в Радомысль - к члену тайного общества полковнику Повало-Швейковскому-поднимать на восстание Алексопольский полк. Тем временем, получив записку С.
Они быстро заручились согласием стоявших в карауле солдат освободить арестованных Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Нет сомнения, что «караул» был распропагандирован ими раньше. С помощью караульных солдат они с оружием в руках освободили из-под ареста Муравьевых, ранили Гебеля. В этих условиях Сергей Муравьев, освобожденный из-под ареста, принял решение начать восстание. Дата его начала-утро 29 декабря 1825 г. Маршрут восстания сложился следующим образом: первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах.
Вечером того же 29 декабря она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой ротой того же полка - 2-й гренадерской. Ранним утром 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие -роты Черниговского полка. Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе. Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий.
Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания. Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка.
Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра- зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Подоспевший С. Муравьев приказал арестовать майора Трухина.
Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу. Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна - все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник».
Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов. Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим? Ответ: Такое, где нет царей.
Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина - с другой.
Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания. Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать.
УРОКИ ДЕКАБРИСТОВ
Большое внимание декабристы уделяли теоретическому обоснованию своих планов. все новости чемпионатов. На следующий день декабристами была занята Мотовиловка. Неуверенные в своей стратегии, лидеры повстанцев разбили лагерь в Мотовиловке, в то время как правительство перехватило инициативу и мобилизовало свои силы для преследования.
Восстание Черниговского полка
Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьёв-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненого им Гебеля, а всё высшее руководство физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что, присягнув Константину Павловичу, армия должна сделать всё возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение подполковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов[ править править код ] Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения.
Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой. Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетёрской роте. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Последствия восстания[ править править код ] Пленные мятежники содержались в Ковалёвке под прицелами 2 заряженных картечью орудий, окружённые пехотой генерала Гейсмара.
Однако уже 29 числа их соратники Анастасий Кузьмин, Михаил Щепило, Иван Сухинов и Вениамин Соловьев с верным караулом освободили невольников и чуть не убили Гебеля он получил 14 штыковых ран и выжил лишь чудом. Тем же утром началось открытое восстание. Собрать верных солдат в те дни офицерам было нелегко. Полковой праздник совпал с рождеством — многие рядовые разошлись по своим деревням. Тем не менее, разрозненные отряды соединились в Василькове. Там подчиненных попытался образумить оставшийся лояльным властям майор Трухин: «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгновенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, разорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». В руках восставших оказались полковые знамена и казна. Гибельными для южных декабристов стали споры о дальнейших действиях.
Сухинов, Щепило, Кузьмин и Соловьев считали необходимым быстрый марш-бросок на Киев с привлечением местного крестьянства и некоторых городских частей. Братья Муравьевы и Бестужев-Рюмин не соглашались, собираясь выжидать и надеясь на поддержку их выступления в соседних полках. Так подпоручик Александр Вадковский обещал поднять свой 17-й егерский полк в Белой Церкви. План провалился, мятежника арестовали при въезде на заставу. Возобладал план Мураева — дождаться присоединения соседних полков Алексопольского и Ахтырского.
Междуцарствие, наступившее после смерти Александра I, однако, продолжалось, а вестей из Петербурга все еще не было.
Пестелю так и не пришлось возглавить восстание на юге. Начальство вызвало полковника из Линьцов в Тульчин и 13 декабря [далее даты по старому стилю] арестовало его. На следующий день произошли петербургские события. Планы декабристов рухнули, но для подполковника Муравьева-Апостола мало что изменилось — он и раньше считал, что восстание на юге можно поднять без оглядки на столицу. Сергей Муравьев-Апостол Тем временем 25 декабря на бал командира Черниговского полка Густава Гебеля в Васильков город неподалеку от Киева прибыли жандармы. Они потребовали арестовать Муравьева.
На его квартире прошел обыск. Сам подполковник находился в Житомире. Декабристы, узнавшие об обыске, поспешили опередить жандармов и предупредить Муравьева об облаве. Некоторые из этих офицеров были членами Общества объединенных славян. Член Южного общества Михаил Бестужев-Рюмин действительно обогнал жандармов и предупредил Сергея Муравьева, а также его брата Матвея о преследовании. Братья поспешили скрыться.
Там их совершенно случайно нашел полковник Гебель, который пошел на квартиру поручика Кузьмина с надеждой разузнать что-нибудь о Муравьевых. Декабристы были арестованы.
Майор Трухин старший офицер полка после бегства Гебеля и мятежа Муравьева был захвачен, избит и под угрозой оружия принужден издать полковой приказ о сборе всех полковых рот в полном снаряжении в Мотовиловке. Утром следующего дня в Мотовиловке состоялся торжественный молебен с участием полкового священника позднее он был расстрижен за это, хотя и утверждал, что его принудили к молебну силой , после чего солдат привели к присяге.
Не все солдаты поняли, что вообще происходит, поэтому им объяснили, что законный император Константин силой свергнут с престола, и они, как и большинство верной законному императору армии, выступают против злодеев и негодяев, поправших права государя. Во всяком случае наблюдавший восставших в Мотовиловке Иосиф Руликовский именно так описывал происходившее. Тем временем число восставших уменьшилось. Фельдфебель гренадерской роты понял, что происходит что-то странное, и сумел убедить Муравьёва вернуть гренадеров на квартиры, чтобы забрать забытое снаряжение.
Гренадеры ушли в Белую Церковь и более не возвращались. За это они позднее были вознаграждены переводом в лейб-гвардии Московский полк. Никакого хотя бы условного плана у восставших не было. Из Мотовиловки они двинулись на Житомир, но передумали и пошли на Белую Церковь, однако из-за ошибочных сведений не решились атаковать поселение, думая, что там есть превосходящие силы.
Видимо, первоначальный расчёт был в том, что восстание спровоцирует последовать этому примеру и ряд других частей. Тем более что у Южного общества имелись неплохие связи с Обществом соединённых славян, которое действовало на Украине и, как считается, поддерживало идею независимости всех славянских государств с потенциальным преобразованием в республиканскую федерацию. К юбилею Адама МицкевичаРодившийся 24 декабря 1798 года в Виленской губернии Российской империи Адам Мицкевич, в Польше считается польским поэтом, в Белоруссии — белорусским, а в Литве — литовским Ряд наиболее активных членов общества в тот момент находились неподалеку: в Киеве, Житомире и Новограде-Волынском. Однако на помощь восставшим никто не пришёл, не со всеми удалось установить контакт, кто-то даже не знал о спонтанном восстании Муравьёва, иные посчитали затею обречённой на провал и устранились.
Вместо Белой Церкви они вновь повернули на Трилесы, но, не дойдя до квартир, наткнулись на правительственные войска под командованием генерала Гейсмара. Никакого сражения не получилось. Войска дали сначала залп ядрами, затем два картечью. Поняв, что по ним стреляют всерьез, солдаты попросту кинулись врассыпную.
Причем Муравьёву-Апостолу помешали бежать его же солдаты.
УРОКИ ДЕКАБРИСТОВ
Во всяком случае наблюдавший восставших в Мотовиловке Иосиф Руликовский именно так описывал происходившее. Тем временем число восставших уменьшилось. Фельдфебель гренадерской роты понял, что происходит что-то странное, и сумел убедить Муравьева вернуть гренадеров на квартиры, чтобы забрать забытое снаряжение. Гренадеры ушли в Белую Церковь и более не возвращались. За это они позднее были вознаграждены переводом в лейб-гвардии Московский полк. Никакого хотя бы условного плана у восставших не было. Из Мотовиловки они двинулись на Житомир, но передумали и пошли на Белую Церковь, однако из-за ошибочных сведений не решились атаковать поселение, думая, что там есть превосходящие силы. Видимо, первоначальный расчет был в том, что восстание спровоцирует последовать этому примеру и ряд других частей. Тем более что у Южного общества имелись неплохие связи с Обществом соединенных славян, которое действовало на Украине и, как считается, поддерживало идею независимости всех славянских государств с потенциальным преобразованием в республиканскую федерацию.
Ряд наиболее активных членов общества в тот момент находились неподалеку: в Киеве, Житомире и Новограде-Волынском. Однако на помощь восставшим никто не пришел, не со всеми удалось установить контакт, кто-то даже не знал о спонтанном восстании Муравьева, иные посчитали затею обреченной на провал и устранились. Вместо Белой Церкви они вновь повернули на Трилесы, но, не дойдя до квартир, наткнулись на правительственные войска под командованием генерала Гейсмара. Никакого сражения не получилось. Войска дали сначала залп ядрами, затем два картечью. Поняв, что по ним стреляют всерьез, солдаты попросту кинулись врассыпную. Причем Муравьеву-Апостолу помешали бежать его же солдаты. Погибли 24 человека, в том числе и брат Муравьева-Апостола.
Сам предводитель восстания был ранен в шею.
Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой. Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетёрской роте.
Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Последствия восстания [ править править код ] Пленные мятежники содержались в Ковалёвке под прицелами 2 заряженных картечью орудий, окружённые пехотой генерала Гейсмара. Верховный уголовный суд по делу декабристов приговорил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 года.
Вместе с ними казнены лидер Северного общества Рылеев , убийца генерала Милорадовича Каховский и руководитель Южного общества Пестель. Для рассмотрения дел «участвовавших в мятеже или к оному прикосновенных» офицеров 18 января 1826 года в Могилёве была организована комиссия особого военного суда под председательством генерал-майора И. Соловьёв , Сухинов , Быстрицкий и Мозалевский были приговорены к пожизненной каторге. Над ней не велено было ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице.
Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию — пропущены сквозь строй. Впоследствии полк был переформирован. Сохранившая верность присяге гренадерская рота в полном составе была переведена в гвардию — в Лейб-гвардии Московский полк.
Были свидетельства массового пьянства солдат и грабежей местного населения. Те желали им удачи, но к восстанию не присоединялись. В конце концов, декабристы направились к Трилесам — исходному пункту восстания. Сергей Муравьев-Апостол был уверен, что отряд примет их сторону. Однако Гейсмар приказал заманить восставших в засаду. Подпустив полк на расстояние выстрела, генерал велел артиллеристам открыть огонь на поражение. Залпы картечи посеяли панику среди солдат, но большинство офицеров шли за своим командиром. Я привел роты, мною водимые, в порядок, приказал солдатам не стрелять, а идти прямо на пушки, и двинулся вперед со всеми оставшимися офицерами. Солдаты следовали нашему движению, пока попавшая мне в голову картечь не повергла меня без чувств на землю. Когда же я пришел в себя, нашел батальон совершенно расстроенным и был захвачен самими солдатами в то время, когда хотел сесть верхом, чтобы стараться собрать их. Захватившие меня солдаты привели меня и Бестужева к Мариупольскому эскадрону, куда вскоре привели и брата, и остальных офицеров», — рассказывал Сергей Муравьев-Апостол. Считается, что один из солдат попытался добить его, назвав обманщиком, но Соловьев закрыл раненого собой. По другой версии, рядовой убил штыком лошадь Сергея Муравьева-Апостола, решив, что он хочет скрыться на ней с поля боя. Было арестовано 869 солдат и пять офицеров восставшего Черниговского полка. Брат Муравьева-Апостола Ипполит, только что прибывший из Петербурга вестником северного восстания, застрелился на поле боя. Щепилло был убит. Сухинов бежал. Сергей Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были арестованы на поле боя с оружием в руках. Раненый Кузьмин скрыл в рукаве пистолет и застрелился в первой корчме, где остановился его конвой». Сергея Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина приговорили к смертной казни. Нескольких человек, в том числе Соловьева и Сухинова, отправили из Киева пешком в Сибирь на каторжные работы.
Гравюра А. Афанасьева У Александра I не было сыновей, и официально после его смерти императором должен был стать его младший брат Константин Павлович 1779—1831 , бывший цесаревичем наследником престола. Когда пришло известие о смерти Александра I, книготорговцы в витринах своих лавок выставили портреты Константина. Министр финансов Е. Канкрин приказал выпустить монеты с изображением императора Константина. Константин не захотел занимать трон и от престола отказался. Дело в том, что ещё в 1823 г. Александр I составил завещание, по которому престол переходил Николаю I 1796—1855 , третьему сыну Павла I. В престолонаследии произошёл династический кризис, то есть нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников. Причиной, послужившей отказом от престола Константина, стала его любовь к польской аристократке Иоанне Грудзинской, не принадлежавшей ни к одной из правящих династий того времени. Таким образом, их брак был неравный, и это не позволяло Константину Павловичу наследовать престол. Николай же был женат на прусской принцессе, в православии получившей имя Александры Фёдоровны. Александр I по поводу того, кто будет править страной после его смерти, не поставил в известность никого, кроме нескольких доверенных лиц. Составленное им завещание хранилось в двух экземплярах: один в Москве, другой в Петербурге. На них значился гриф «Хранить в Успенском соборе с государственными актами, до востребования моего, а в случае моей кончины открыть московскому епархиальному архиерею и московскому генерал-губернатору, в Успенском соборе, прежде всякого другого действия». Александр I доверился только своей матери Марии Фёдоровне, московскому архиепископу Филарету, у которого хранилось завещание, и своим единомышленникам А. Аракчееву и князю А. Членов Государственного совета о существовании завещания оповестил А. Голицын после смерти Александра I. Секретное завещание, а также то, что о его содержании в точности не знал даже сам великий князь Николай Павлович, послужили поводом к ситуации междуцарствия 1825 г. Междуцарствие — династический кризис в Российской империи, во время которого российский престол оказался без императора. Междуцарствие длилось со дня смерти императора Александра I 19 ноября 1825 г. После смерти Александра I начались переговоры с целью выяснения обстоятельств наследования престола. Состояние усугублялось огромными расстояниями между Таганрогом, где умер Александр I, Варшавой, столицей Царства Польского, где в тот момент находился Константин в качестве наместника, и Петербургом, где жил Николай Павлович. Портрет Николая Павловича Романова. Сверчков После получения известия о смерти Александра I Николай сам присягает Константину и приводит к присяге дворцовые караулы. Константин Павлович провозглашается императором. Николай ещё не знал о существовании завещания. Его знакомят с содержанием последнего, и он узнаёт, что теперь он император. Николай Павлович ждёт от Константина Манифест об его отречении от престола, то есть официальный документ о добровольном отказе от власти, чтобы не было сомнений в истинности притязаний Николая на престол. Манифест был получен, и переприсяга назначена на 14 декабря 1825 г. Узнав о грядущей переприсяге, члены Северного общества решили воспользоваться обстоятельствами в полной мере. С точки зрения членов Северного общества, переприсяга, которая для них так же, как и для всей страны явилась полной неожиданностью, открывала путь к свержению самодержавия и задуманным заговорщикам реформам. Восставшие надеялись, что солдаты гвардейских полков не поймут и не примут переприсягу. Действительно, нелегко было объяснить солдатам, которые считали что «всякий царь от Бога», почему Константина вдруг лишают престола. Переприсяга при живом и вполне законном царе легко могла быть воспринята как государственный переворот в пользу непопулярного среди солдат-гвардейцев Николая. Члены Южного и Северного обществ давно готовились к военному выступлению, но оно должно было произойти позднее, по их замыслам, в мае 1826 г. Узнав о его скоропостижной смерти и сумятице вокруг наследника престола, члены Северного общества решили вывести 14 декабря на Сенатскую площадь Петербурга Московский и Гренадерский гвардейские полки и Гвардейский морской экипаж. По их замыслам, войска должны были отказаться от присяги Николаю Павловичу, а Государственный совет должен был провозгласить Манифест к русскому народу об уничтожении самодержавия, крепостного права, введении гражданских свобод для всего населения России и созыве Учредительного собрания.
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм
Легла Мотовиловка на полпути между Киевом и Житомиром. Схема восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Цит. по: Национальный атлас России. Сумма была немаленькой – примерно десять тысяч рублей бумагами и семнадцать тысяч – серебряными монетами. На следующий день декабристами была занята Мотовиловка.
7. Первый еврейский погром
Восстание на юге, так же как и в Петербурге, не опиралось на народ. Во время восстания Черниговского полка были допущены те же тактические ошибки, что и на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Содержание: 1. Создание Австро-Венгерской империи.
Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX века. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев.
Украинские национальные и общественно-политические движения на западноукраинских землях во второй половине XIX столетия. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. Москвофильство русофильство.
Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель 8 февраля 1867 г. Австрийская империя была превращена в двуединое дуалистическую государство , получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.
Некоторые изменения произошли и в положении западноукраинских земель, входивших в состав империи. Хотя Галичиной руководил австрийский наместник из числа польских магнатов, край получил ограниченную автономию. Еще в 1861 г.
Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирательное право право избирать и быть избранным в Галицкий сейм имели и украинцы, в частности крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование - разделить Галичину на две административные единицы - украинскую Восточная Галичина и польскую Западная Галиция. Как и до 1867 г.
Внутреннее самоуправление было предоставлено также Буковине , однако доступ украинцам в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы. Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в.
Несмотря на промышленный переворот, начавшийся в Австрийской империи еще в 30-х - 40-х гг. Австро-Венгрия оставалась одной из отсталых стран Европы с многочисленными феодальными пережитками. Развитие промышленности и рыночных отношений в различных областях Австро-Венгрии проходило неравномерно.
Наибольшего промышленного развития достигли Чехия и Австрия, а Галичина, Буковина, Закарпатье, а также Словакия, Босния и Герцеговина и некоторые другие области ощутимо отставали в своем социально-экономическом развитии. Развитие экономики на западноукраинских землях все больше определялось интересами крупной фабричной промышленности западных и центральных провинций империи. На протяжении 70-х - 80-х гг.
XIX в. На этих предприятиях стали широко применяться паровые двигатели. Но в экономической структуре Австро-Венгрии западноукраинским землям отводилась роль рынка сбыта готовых товаров и источника поступления сырья и рабочей силы в индустриально развитые провинции.
Западная промышленность не могла выдержать конкуренции дешевых товаров и начался упадок. Имперское правительство фактически не принимало мер для развития промышленности в Западной Украине. Западноукраинским предпринимателям не предоставлялись налоговые льготы, которыми пользовались в западных провинциях.
Доступ западноукраинским товарам на рынки Австро-Венгрии и соседних стран был фактически закрыт. В то же время существовали льготы для вывоза из края сырья и полуфабрикатов. Провозглашенная в 1848 г.
Правительство сделало все, чтобы потери помещиков были минимальными и чтобы они получили все необходимое для приспособления к новым условиям хозяйствования. После реформы Западная Украина оставалась краем помещичьих латифундий. Крупным землевладельцам, которые имели 5 и более тыс.
Несмотря на большие остатки крепостничества, сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. К концу XIX в. Все шире применялась сельскохозяйственная техника, углублялась специализация районов.
В конце XIX в. Для крестьянского землевладения этой эпохи было характерно увеличение количества крестьянских хозяйств в результате дробления, которое сопровождалось прогрессирующим уменьшением земельных наделов. На этой почве остро встала проблема аграрного перенаселения в западноукраинских землях и началась массовая трудовая эмиграция западных украинцев.
Основными причинами массовой трудовой эмиграции стали: Обнищание большинства крестьян, нехватка земли, поиски спасения от голодной смерти; - малые заработки или полное отсутствие их; Страх еще не разоренных крестьян перед будущей нищетой; Бремя национального гнета и политического бесправия. Ища выход из критического положения, западноукраинские крестьяне начали выезжать за границу - в Канаду, США, Аргентину, Австралию, Бразилию и т. В дальнейшем этот процесс имел тенденцию к росту.
Но в целом трудовая эмиграция западных украинцев всего до Первой мировой войны за границу выехало свыше 1 млн человек лишь частично решала проблему аграрного перенаселения и смягчало ситуацию на селе. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в. В западноукраинских землях украинское национальное и общественно-политическое движения приобрели больший размах после конституционных реформ в Австрийской империи в 60-х гг.
Эти реформы создали прочный фундамент для активизации национальной и общественно-политической жизни всех народов империи, и в частности украинского. Утверждение парламентаризма постепенно меняло общественную психологию. Массы населения с молчаливых подданных превращались в доверяющих власти, граждан.
Декларирование, хоть и формальное, равенства всех народов империи пробуждало национальное достоинство - первое необходимое основание национального возрождения. В 60-е гг. Но галицкое украинство раскололось на москвофилов и народников, которые соперничали между собой.
Основателями и лидерами москвофильства Предпосылками возникновения москвофильства были: потеря украинским народом собственной государственности; многовековое иностранное порабощение; раздробленность и обособленность отдельных земель; денационализация образованной элиты; низкий уровень национального сознания масс. Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России.
Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П.
Кулиша, Н. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.
Лидерами народников были Василий Барвинский, Ю. Романчук, В. Навроцкий, А.
Огоновский, А. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г.
Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. Шевченко, которое в 1892 г. Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г.
В 1890 г. Романчук, С. Сембратович, О.
Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа.
Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. В 1899 г.
Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях.
На другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава. Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир , стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь.
Усиливается дезертирство рядовых. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания.
В общем, пять рот построились и двинулись в расположенное в нескольких километрах село Мотовиловка, где встали на дневку. Согласно традиционному объяснению, Муравьев-Апостол ждал вестей от других членов общества.
Дождался он лишь Бестужева-Рюмина, который прибыл с вестью, что «кина не будет». Более никто поддерживать авантюру не собирался. Но, возможно, Муравьев-Апостол просто хотел поднять дух солдат, которых он втравил в это дело. Вот тут-то и пригодилась прихваченная полковая касса. Закупили спиртное. По свидетельству очевидцев, за сутки пребывания в селе восставшие около 1000 человек выпили 184 ведра[21] вина «вином» тогда называли водку. Несложный расчет показывает: на каждую солдатскую душу пришлось около 2,2 литра ее, родимой. Результаты сказались довольно быстро.
Борцы за свободу стали вести себя, как какая-нибудь банда атамана Козолупа, почти на столетие предвосхитив стиль поведения всех армий времен Гражданской войны. Для начала развлекались тем, что срывали с офицеров эполеты и били им лица, а потом началась настоящая гульба. Пошли по домам, прихватывая все, что плохо лежит. Начали, понятное дело, с евреев. Их слегка пограбили и поколотили, пару девушек изнасиловали. Так что первый еврейский погром на территории России устроили не черносотенцы, а декабристы. Потом дошла очередь и до православных.
Там восставших обещал поддержать член Южного общества Ф. Однако он оказался уже под арестом и тогда восставшие возвратились в с. Пушки открыли огонь картечью и сразу часть черниговцев пала убитыми и раненными...
Тогда Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, командовавший полком, во избежание его неминуемой гибели, приказал поставить ружья в козлы, сам был тяжело ранен в голову. Сопротивление черниговцев подавили картечью. Были арестованы 5 офицеров и 869 солдат. Младший брат Сергея Муравьева-Апостола - Ипполит застрелился. Сразу же, в ночь с 14 на 15 декабря 1825 г. Офицеров посадили отдельно от солдат. Задержанных доставляли к царю в Зимний дворец. Оттуда их, уже арестантов, с записками Николая I отправляли в казематы Петропавловской крепости. Заточение было длительным и скучным. Высочайшим указом от 17 декабря был создан тайный Следственный комитет под председательством военного министра А.
Следственные комиссии работали также в отдельных полках городов: Могилёва, Белостока, Варшавы и Белой Церкви. Из 579 чел. Из них 61 чел. Из указанного числа декабристов 121 , только 12 чел. Помимо Петропавловской, декабристы содержались и в Шлиссельбургской крепости, а также в других тюремных замках страны. Они были лишены общения друг с другом и родственниками. Многим запрещалось даже читать и писать. Мало кто из декабристов держался стойко и с достоинством, не выдавая товарищей. К ним относятся - М.
Декабристы и прикосновенные к ним ч. 8
В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян. Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края. Легла Мотовиловка на полпути между Киевом и Житомиром. Восстание Черниговского исты в Мотовиловке. Сергей Иванович Муравьев-Апостол (1796-1826) — декабрист, подполковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Восстание Черниговского исты в Мотовиловке Смотреть что такое "Восстание Черниговского полка" в других словарях.
Сериал "Союз Спасения"
Черниговского полка восстание, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). 2 января 1826 года офицеры-черниговцы кое-как вывели солдат из села Мотовиловка, где последние потребовали остановиться для празднования Нового года. Схема восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Цит. по: Национальный атлас России. Восстание Черниговского исты в Мотовиловке. Долгое время в официальной советской историографии держался взгляд на декабристов как на первых дворянских.
Воля, водка, ерунда. Чем обернулось восстание Южного общества декабристов
Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» 12. Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» 29 декабря 1825 года 10 января 1826 года, далее даты по старому стилю взбунтовался Черниговский пехотный полк, расквартированный в сёлах Васильковского уезда Киевской губернии. Мятеж, организованный офицерами, состоявшими в Южном обществе, стал продолжением попытки переворота 14 декабря 1825 года в Петербурге. Первоначально в планах заговорщиков выступление на юге империи значилось как вспомогательное: первым должен был выступить Петербург, выступление «южан» предполагалось лишь после сигнала оттуда хоть о каком-то успехе. Но всё пошло наперекосяк, и не только в столице: ещё за день до событий там, 13 декабря 1825 года, в штаб-квартире II армии в Тульчине был арестован полковник Павел Пестель, командир Вятского пехотного полка, фактический глава Южного общества.
Уцелевшие нити заговора оказались в руках подполковника Сергея Муравьёва-Апостола, батальонного командира Черниговского полка, а также его старшего брата Матвея, подполковника в отставке. Историк Оксана Киянская привела данные медицинского освидетельствования Гебеля: «Получил 14 штыковых ран, а именно: на голове 4 раны, во внутреннем углу глаза одна, на груди одна, на левом плече одна, на брюхе три раны, на спине 4 раны. Сверх того, перелом в лучевой кости правой руки». Но о провале восстания в столице братья узнали лишь 24 декабря на въезде в Житомир, куда направлялись для встречи с командирами Ахтырского и Александрийского гусарских полков, полковниками Артамоном и Александром Муравьёвыми.
В свете свежих известий «переговорный процесс» сорвался, гусарские полковники, да и большинство других заговорщиков к идее мятежа охладели и смысла в выступлении уже не видели. Тем временем командиру Черниговского полка подполковнику Густаву Гебелю поступил приказ произвести арест братьев Сергея и Матвея Муравьёвых-Апостолов.
Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что они совершают, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненного им Гебеля, а все высшее руководсто физически уничтожено.
Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что присягнув Константину Павловичу армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшим приказ, чтобы Муравьев прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергей Муравьев-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчиненных, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Звезда масонского счастья 14 26 декабря 1825 года произошел масонский мятеж на Сенатской площади Санкт-Петербурга, известный в российской истории как восстание декабристов.
В общественном сознании имена этих людей окутаны романтическим ореолом «рыцарей без страха и упрека», правда, «страшно далеких от народа», «разбудивших Герцена» и т. По означенной схеме о них писались книги, снимались фильмы. Достаточно назвать в этой связи «сказку» «Звезда пленительного счастья», весьма далекую от исторической правды. О том, что все руководители и главные участники неудавшегося декабристского заговора были масонами, попросту замалчивалось. Иначе бы стали понятны истинные причины событий на Сенатской площади в декабре 1825 года.
Масонство — это международная сеть официальных и тайных организаций, существующих под разными названиями. Провозглашая официально утверждение всевозможных «общечеловеческих ценностей», в действительности же они тайно ведут борьбу с христианством и готовят условия для соединения всех государств и наций в единую империю, то есть приход и воцарение на земле лжемессии — антихриста. Обычно рядовые члены масонских организаций даже не подозревают об истинных целях этой самой мощной и самой влиятельной тоталитарной секты на планете. Именно масоны были тайной причиной дворцовых интриг, свержения христианских монархических династий в Шотландии, Англии, Голландии, Швеции, Франции, России февраль — март 1917 года — масонами были все члены так называемого Временного правительства. И как только рушилась монархия, в государствах начинались гражданские войны.
Таким образом, обманутые народы расплачивались за прогресс и всеобщее братство, духовное совершенство и прочие «общечеловеческие ценности», которые служили и служат лишь ширмой, скрывающей истинные цели масонства — разрушение традиционного уклада жизни государств, развращение народов и уничтожение христианства. К сожалению, не зная всей подоплеки масонского движения, в его организации попадает немало людей умных, честолюбивых, искренне желающих изменения жизни к лучшему. Таковыми были и большинство участников декабристского мятежа. Может быть, не столько вина, сколько беда их заключалась в том, что с раннего детства они воспитывались в развращенной аристократической среде, практически утратив веру в Бога. Вот как описывал в мемуарах свой социальный круг один из наиболее заметных представителей декабристов — князь, генерал и масон Сергей Волконский: для него, этого круга были характерны «общая склонность к пьянству, к разгульной жизни, к молодечеству», «картеж и беззазорное б…во».
Да, большинство декабристов были патриотами своей страны, но патриотами… ловко управляемыми представителями масонских лож Англии, Франции, Австрии. Они наивно полагали, что, свергнув царя одни предлагали полностью уничтожить царскую династию Пестель , другие — резко ограничить власть монарха и провозгласив свободы, Россия заживет счастливо и сытно. Увы, так полагали многие из тех, кто готовил и претворял в жизнь масонские революции в Западной Европе , а после с ужасом наблюдал, к каким последствиям — рекам крови народной — они приводят если, конечно, был совестливым человеком или сам не погиб в жерновах послереволюционного террора. Кроме того, каждая! Своеобразной иллюстрацией того, к чему могла бы привести победа декабристов, стало так называемое в учебниках истории восстание Черниговского полка — мятеж декабристов на Украине.
Возглавив его, масон подполковник Сергей Муравьев-Апостол, по показаниям поручика Пегина, «поил солдат водкою и говорил им: «Служите за Бога и веру для вольности». В считанные часы бравый полк превратился в разбойничью шайку, поскольку слово «вольность» солдаты поняли как позволение безнаказанно грабить окрестные селенья. После того как в шинках была выпита вся водка, «войско» вообще утратило человеческий облик. В селе Мотовиловка «восставшие» напали на одну из хат, но нашли только мертвого старика, окончившего жизнь, имея более ста лет. Покойник по обычаю лежал на скамье, одетый в белую рубашку и покрытый новым полотенцем.
Обезумевшие от количества выпитого солдаты издевались над телом старика, всю одежду забрали и, «схвативши мертвое тело, тащили его танцевать». Грабежам подвергались не только богатые евреи — арендаторы питейных заведений, но и остальное местное население. И не только грабежам, но и физическому надругательству. И лидер «восстания» вынужден был с этим смириться. Из материалов следствия известно, что «раненный в голову картечью Сергей Муравьев-Апостол схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец.
Последний, вонзив штык в брюхо лошади, проговорил: «Вы нам наварили каши, кушайте с нами». Увидев разгром полка и тяжелое ранение брата, застрелился 19-летний Ипполит Муравьев-Апостол. Но главное, жертвами этого «восстания» стали простые солдаты, которых после угнали в Сибирь на вечную каторгу, не говоря уже о пострадавших жителях Васильевки и окрестных деревень. Он и еще четверо участников мятежа были приговорены к повешению — Сергей Муравьев-Апостол, Рылеев, Каховский и Пестель. Последний из них, уже, будучи на эшафоте, обратился к православному священнику: «Отец святой!
Я не принадлежу вашей церкви Пестель был лютеранином. Я впал в заблуждение, но кому оно не свойственно? От чистого сердца прошу вас: простите меня в моих грехах и благословите меня в путь дальний и ужасный! Таковою оказалась цена за звезду масонского счастья. Историю не перепишешь.
Но история этого декабристского мятежа должна вызывать не восторженные «ахи» у русских людей, а чувство глубокого омерзения оттого, что, утрачивая веру и соблазняясь чуждыми и противными Богу идеями, умные и совестливые люди зачастую оказываются пешками в чужой коварной игре. Будучи составной частью ранее разработанного плана гос. Пестеля и поражения северян 14 дек.
Олег Николаев, директор этнокомплекса «Кумжа» - Наше дело — предоставление площадки и решение инфраструктурных вопросов. Мы полностью предоставили территорию «Кумжи» для съемок.
Это наши декорации, которые были сюда перевезены из Старочеркасска со съёмочной площадки фильма об атамане Платове. Объекты этнокомплекса также стали гримерными, костюмерными, местом для переодевания артистов. Это наш вклад в кинопроизводство, в создание этого сериала. Проведение киносъемок на территории этнокомплекса — в целом для Ростовской области хорошая реклама. Я даже не помню, когда Первый канал последний раз снимал подобные масштабные кинопроекты в Ростовской области.
И тогда съемки проводились на севере Ростовской области. А этнокомплекс «Кумжа» находится на территории Ростова-на-Дону, в черте города. Здесь для съемок созданы все условия. Все настолько удобно расположено, так хорошо выстроена логистика всего съемочного процесса! Загримировался, переоделся — вышел на съемочную площадку.
Что немаловажно — сюда по асфальтированной дороге легко добираться из отеля, потому что все актеры живут в центре города. Для определения площадки съемок сериала летом сюда приезжала целая группа супервайзеров. И мы по 40-градусной жаре, под палящим солнцем целый день измеряли каждый курень, исходили каждый метр 10-гектарной территории. Снимали с квадрокоптера, потом загоняли в компьютер, смотрели, подойдет ли для съемок. Была проделана огромная работа еще летом.
В итоге все сошлось — и удобное месторасположение, и возможность быстро добраться до площадки, и вся инфраструктура: электричество, вода, ресторан, помещения для киношных задач. Говорят, что кинокластер в Ростовской области не состоялся. А он все же есть. Мы видим его второе рождение — в этнокомплексе «Кумжа». Он переехал сюда из Старочеркасска.
Никита Высоцкий, сорежиссер сериала «Союз Спасения. Время гнева»: - Мы выбрали этнокомплекс «Кумжа» для съемок - и все пока идет так, как должно было. Единственно, что погода слишком теплая. Это нормально, но мы всё-таки надеялись… Всегда хочется надеяться на лучшее.
Деньги солдаты брали охотно, но в поход и сражения «за свободу» не рвались, зато «просили дозволения пограбить, но подполковник оное запретил». Солдат это обескуражило ненадолго: просить дозволения они перестали, просто пошли по кабакам, стали грабить и насиловать. За какие-то три дня похода полк из сплочённой воинской единицы превратился в вооружённую буйную толпу, все помыслы которой были пожрать, напиться, подраться, пограбить и снасильничать. На всём протяжении своего «боевого пути» непросыхающая солдатня обошла и ограбила все питейные дома, вымогала у деревенских жителей деньги и водку, награбив у них же несметное количество сапог, шапок, исподнего, юбок, чулок, не обошлось без изнасилований. Документально зафиксировано, как «революционные» солдаты не погнушались даже раздевать новопреставленных покойников! А лишь в одном трактире в Мотовиловке «водки и прочих питий» употребили аж 360 вёдер!
Чему поначалу не поверили, но следствие установило: так и было, правда «солдаты не столько оных выпили, сколько разлили на пол», да ещё обильно поливали водкой друг друга. Всё закончилось 3 15 января 1826 года у села Устимовка, где поход мятежников, превратившийся фактически в пьяный рейд по кабакам, был остановлен картечным огнём артиллерии. Вусмерть упившиеся черниговцы побросали оружие, не сделав ни выстрела. Впрочем, как выяснилось, сражаться бунтовщики и не могли: осмотр ружей показал, что большая часть их «были не заряжены и имели деревянные кремни»! Иные же были заряжены весьма оригинально: «один был заряжен наоборот пулей внизу, а порохом сверху, а другой вместо заряда имел кусок сальной свечки».
Восстание Черниговского полка
декабристам, формированию мировоззрения декабристов, создания первых тайных организаций и деятельности Северного. Группа 2 «Организация выступления декабристов» Состав участников выступления на Сенатской площади. все новости чемпионатов. в Мотовиловке был не еврейский, а интернациональный погром.