Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Как готовят кутью, рецепты Для приготовления поминальной кутьи надо запастись следующими продуктами: зерном, сладостями, сухофруктами, ядрышками орехов. Что символизирует кутья? Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. Жители Благовещенска неоднозначно отреагировали на появившиеся в городе баннеры, где рядом с призывами в обязательном порядке носить медицинские маски разместили надгробия и поминальную кутью.
Что символизирует?
Получив благословление своего духовника, можно приступать к обряду. Как правильно читать молитву Существует три варианта произнесения священных слов. Первый — достаточно сложный для восприятия и произношения — церковнославянский вариант: Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Читайте также: Виды надгробных памятников на могилу: из чего их делают Второй вариант более прост для произношения и для запоминания: Создатель и Творец человеческого рода! Податель духовной благодати, податель вечного спасения! Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь. Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех, кто желает ею пользоваться. Да будет она сильна для спасения тела и заступничества и помощи через Иисуса Христа, Господа нашего. Есть еще и третий вариант.
Он самый короткий: Благословляется и освящается вещь сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Все варианты прочтения являются правильными, просто кому-то удобнее воспринимать и воспроизводить текст на современный лад, другие придерживаются «канонического» текста. Третий вариант удобен, потому что самый короткий и легко запоминается. Что потребуется мирянину для чтения молитвы Для освящения любой вещи, будь то одежда, предметы обихода или украшения из драгоценных металлов понадобятся: Святая вода Икона с изображением своего Святого, или икона Николая Угодника Церковная свеча Для обряда разрешается использовать и так называемые «Иерусалимские свечи», они обладают очень мощной энергетикой. Их пламя помогает очистить любую вещь от всякой нечисти, дурных помыслов, сглаза или порчи. Очищение огнем считается одним из самых сильных обрядов. Его великая сила помогает освящать жилье, от любых проявлений темной энергии. Огонь и святая вода помогут навсегда изгнать бесов и иных сущностей, которые мешают человеку спокойно жить.
Как проводить обряд Предмет или еду трижды окропить святой водой и столько же раз произнести молитву. Самый простой способ — это перекрестить предмет или пищу. Иногда этого вполне достаточно. Православный никогда не приступит к трапезе, не перекрестив свою пищу. Так можно освятить любое свое действие: выход из дома по какому-то поводу, предстоящую дорогу, свое авто перед тем как сесть за руль. Какие вещи необходимо освящать в первую очередь и почему Дом, автомобиль, пищу и даже новые, не бывшие в употреблении вещи нужно освящать. Стоит отдельно остановиться на покупках. Многие считают, что одежда, купленная в магазине, не нуждается в освящении, но это не так.
Мы не можем знать о том, с какими помыслами и кто к ней прикасался. В каком настроении были люди, которые ее изготовили, упаковали и привезли в магазин. Кроме того, если речь идет об одежде, то ее до нас обязательно кто-то надевал. Нет гарантии, что платье, куртку или костюм не мерил человек, практикующий темное колдовство. Примерив вещь, колдун может «зарядить» ее на неудачу, «скинуть» с себя свои проблемы на того, кто будет надевать ее в следующий раз. Это своеобразный «подклад» — его используют в своей работе темные маги.
При этом, поминки — скромная трапеза, блины готовятся из расчета: 1-2 блина на каждого пришедшего. Кисель Кисель завершает поминальную трапезу. Он бывает двух видов — кислый зерновой и сладкий фруктово-ягодный. Кислый зерновой кисель является традиционным поминальным блюдом. Овсяный, ржаной или пшеничный кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком. Сладкий фруктово-ягодный кисель — это напиток, который тоже можно подать на поминки. Напитки Алкоголь на поминках неуместен. Иногда даже сильно напиваются. Что об этом говорит Православная Церковь? Поминки — это милостыня, которую мы раздаём людям за усопшего. То есть ту милостыню, которую он не успел сделать при жизни. В своей жизни мы должны принимать людей в своём доме, кормить, делать добрые дела. Но жизнь заканчивается, и чтобы увеличить количество добрых дел, которые не успели сделать наши ближние, мы делаем это вместо них. Есть ли какая-то милостыня в том, чтобы кому-то налить водку? Если ты дал нуждающемуся человеку кусок хлеба или деньги, или покормил его — это милостыня. Водка — это не милостыня. Спиртные напитки — это абсолютно лишнее на поминках. Не надо поминать усопших спиртным». Священник Игорь Сильченков Для скорбной трапезы больше подходят безалкогольные напитки. Узвар из сухофруктов, морс, компот — лучший выбор для поминального стола. Самое главное — напитки не должны быть очень сладкими, лучше сделать выбор в пользу кислых плодов и ягод. Сыта — особый род поминального напитка. Он представляет собой мёд, смешанный с водой. Сытой можно заправить кутью или полить ею блины. Порядок поминальной трапезы В комнате, где приготовлена поминальная трапеза, нужно предусмотреть наличие икон и горящей лампады. Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму Псалтири и молитву «Отче наш…». Во время вкушения блюд гости осеняют себя крестным знамением и читают краткую поминальную молитву об усопшем. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы. По окончании трапезы читаются благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…», «Достойно есть…». Затем присутствующие молятся о всех усопших сродниках и усопших православных христианах и трижды поют «Вечная память…».
Когда человек пьет, он жалеет себя, пытается уберечься от психотравмы. Алкоголь — это наркоз. Но наркоз не решает саму проблему. Саму проблему с помощью алкоголя не решишь, смерти не познаешь и от психологической травмы не уйдешь. Душе покойного этим нем более не поможешь. И не секрет, что зачастую питие на поминках ведет еще и к антиобщественным проявлениям. Вроде все тихо-мирно садятся за поминальный стол, а потом выпьют, что-то припомнят друг другу, поругаются. Наши страсти не позволяют терпеть мнение другого человека, обязательно нужно свой взгляд на вещи высказать, обязательно нужно кого-то осудить. А если человек еще и алкоголем свой язык развязал, то последствия поминок могут быть совсем неожиданными. И вот когда все должны вроде объединиться в общем молитвенном воздыхании и помощи усопшему, ради которого-то и собрались, всё получается наоборот: разругались, осудили друг друга, а то и подрались. И это вполне естественное следствие, ведь пьянство — это добровольное безумие… Надо ли говорить, что душе усопшего через такие «поминки» доставляется не радость и утешение, а величайшая скорбь. Хотелось бы сказать и по поводу поминального меню. Яства на столе — повод для удовлетворения собственного тщеславия. И ничего более. Часто мы пытаемся из кожи вон вылезти, выложиться так, как будто принесем этими явствами пользу усопшему, но это ему не нужно совсем. По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья — сладкое, зерновое чаще рисовое блюдо. Крупа — это символ будущего возрождения, а ее сладость в кутье символизирует сладость будущей вечной жизни. Над кутьей читается особая молитва. С нее обычно начитается поминовение усопшего: дается по ложечке всем, кто присутствует на поминках. Дальнейшая часть трапезы не имеет обязательного характера, кроме, конечно, времени поста, который и на поминках желательно не нарушать. Очень важно, чтобы в постное время на столе была постная трапеза. Это очень важно. Соблюдение поста — одна из заповедей Божьих. И когда мы исполняем заповеди Божии, усопшему Господь дает утешение, видя, что ради любви к нему люди приносят жертву а пост — это тоже жертва. И Господь принимает эту любовь. Но даже если поминки не выпали на время поста, какие-то кулинарные изыски все равно не только не нужны, но и вредны. Помните, что поминки — это повод для молитвы, как мы говорили, а не повод для чревоугодия, лакомства. Разнообразие блюд, деликатесы отводят от молитвы, простая же пища настраивает на нее. Именно поэтому пост благоприятствует молитве, потому что в это время мы едим более простую пищу. Другими словами, если мы хотим помочь усопшему, а не удовлетворить свои страсти, то поминальная трапеза должна выстраиваться по таким правилам: минимум алкоголя; в постные дни желательно постная пища; в другие дни наиболее простая пища.
Затем крупу выкладывают в кастрюлю с толстыми стенками и заливают холодной водой, так, чтобы рис был закрыт на полпальца. После закипания огонь убавляют и ждут, пока вся жидкость испарится. Во время варки риса успевают готовить «добавки». Изюм хорошенько моют и заливают на 10 минут кипятком, после чего откидывают на сито. Также поступают с курагой и орехами. После высыхания миндаль дробят, а сухофрукты кроме изюма режут мелкими кубиками. В сваренный рис кладут мед и ждут, пока он полностью впитается в кашу, затем добавляют дробленый орех и сухофрукты. Перед подачей на стол блюдо можно украсить кусочками сушеных и свежих фруктов. Кутия на пшенице Для приготовления этого старинного рецепта вам понадобится: пшеничное зерно — 1 стакан; сладкий изюм без косточек — 100 г; миндальный орех — 100 г; мак — 50 г; мед — 2 ст. Пшеницу замачивают на 3-4 часа, лучше на ночь. Затем ее промывают, кладут в кастрюлю с толстым дном и заливают водой таким образом, чтобы зерна были закрыты минимум на 1 см. Кашу варят до мягкого состояния, пока не испарится вся вода. Миндальный орех ошпаривают, чистят и дробят до мелкого состояния. Изюм заливают горячей водой на 5-10 минут, а затем сушат, отбросив на сито. Мак кладут в глубокую чашку, добавляют кипяток и закрывают сверху крышкой. После набухания мак остужают и протирают при помощи кофемолки.
Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
пошаговый рецепт с фото. Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена Организация поминок Рецепты кутьи для поминок Наиболее распространёна сейчас традиционная кутья из риса. Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом.
Как правильно организовать поминки по усопшему?
Считается, что следует делать по своему усмотрению: если покойный при жизни не употреблял спиртное, в стакане должна быть вода, компот. Также ставят рюмку с алкогольным напитком на могиле. Поминальный обед Что делать с подношением на 9 и 40 день после смерти Существует несколько вариантов: стакан вместе с содержимым и хлеб ставят после поминок, убирают через три, девять или сорок дней; оставленное подношение должно храниться до момента, когда душа умершего вознесется на небеса — через 40 дней. Есть мнение, что можно доливать водку, если она испаряется. Другие считают это неприемлемым. Когда алкоголь полностью испарится, будет проще решить, куда деть стакан и хлеб. Запрещается ставить стакан с водкой перед иконами, т.
Куда деть воду и хлеб после поминок Не следует выбрасывать продукты, которые предназначались для покойника, вместе с остальным мусором. Это проявление неуважения к умершему родственнику. После смерти все предметы, а также пища и растения, которые были в контакте с мертвым телом, впитывают негативную энергетику, поэтому необходимо узнать, куда девать оставшиеся продукты так, чтобы они не навредили живым. Эзотерики запрещают употреблять продукты, оставленные для покойника, это может стать причиной серьезной болезни, другой беды. Скармливание хлеба птицам Из каких ингредиентов можно готовить кутью? Самым распространенным вариантом блюда является кутья из риса с изюмом.
Чтобы разнообразить вкус яства, можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты. Поминальная каша подается в небольших пиалах по всему столу, чтобы каждый гость мог без труда дотянуться до яства. Благодаря тому, что существует множество версий приготовления блюда и разнообразность ингредиентов, можно выбирать наиболее предпочтительные продукты. Также допускается проявление фантазии, и добавление отдельных продуктов. Рецепт классической кутьи может состоять из таких продуктов: Пшеница. Очищенные и готовые к приготовлению цельные зерна можно приобрести на рынке.
Также можно использовать быстро разваривающийся булгур, который представляет собой твердые сорта пшеницы. В некоторых магазинах можно найти уже готовые смеси для приготовления кутьи или колива. Обязательный ингредиент поминального блюда. Специалисты советуют использовать именно гречишный мед, который имеет дивный аромат и сладкую горчинку. Если меда нет, можно использовать сахарный сироп. Частый ингредиент в поминальном блюде.
Иногда, в качестве одежды для похорон хранили предметы венчального костюма. Некоторые собеседники помнят, что люди старшего поколения шили на смерть рубаху вручную. О приготовлении гроба к смерти упоминают редко, порою это является запретом. На случай чьей-либо смерти собирали и берегли в течение года «троецкую траву». Под «троецкой» травой может пониматься как трава, лежавшая во время праздника Троицы дома, так и трава с приятным запахом: мята, чабрец. Собирают волосы, для того, чтобы потом их поместили в подушку, которую кладут в гроб.
Подушку шьют вручную после смерти человека родственники умершего. В представлении станичниковб о скорой смерти кого-то из близких говорят внезапные разрушения, появляющиеся в доме: падение иконы, лопнувший стол, треск в стене, разбитое окно. Животные, предчувствуя несчастье, ведут себя по-особому в том дворе, где оно скоро случится: собака воет, курица вдруг закричит по-петушиному, сыч кричит. Во время молебна перед уходом на службу конь казака, которому не суждено вернуться, стоит, опустив голову. У человека, близкого к смерти, заостряются черты лица, пальцы, синеют ногти, сам он «делается черный» - говорят: «земля упала». Пожилая женщина начинает часто «чипурится» - поглаживать себе лицо, платок поправлять.
О таких говорят: «домой собирается», «край подходит». Нередко больного соборовали. На тех, кто после этого выздоравливал, народная традиция накладывает ряд запретов и предписаний: «... Чувствуя приближение смерти, станичники старались испросить друг у друга прощение. Умирающий давал последние распоряжения и наставления. Нередко они касались распределения имущества и совершения обряда.
Последнее стало особенно актуально после революции, когда началось активное разрушение традиционных норм и обычаев. Готовь обед скромный, шоб мяса не було вообще». Смерть понимается как разделение души и тела. Для того, чтобы облегчить человеку последние минуты, близкие зажигали свечу. Иногда отмечают, что лучше, чтобы это была «четверговая» свеча свеча, с которой присутствовали в церкви на службе при чтении двенадцати Евангелий в страстной четверг перед Пасхой. Бывало, умирающий просил, чтобы его положили на землю.
Считалось, что на земле умирать легче. День смерти После того, как человек скончался, телу его давали полежать около двух часов. В это время посылали кого-нибудь в церковь сообщить о смерти, и по колокольному звону в станице узнавали о новопреставленном. Одежду, в которой умер человек, снимали с него, разрывая, после сжигали или закапывали. Постель белье , на которой умер человек, или сжигали, либо, если смерть была легкой, без болезни, стирали и после использовали или отдавали кому-либо. Предметы мебели - кровать, лаву, в последнее время диван - могли вынести на время из дома.
Обмывают покойного, как правило, посторонние, но могли и родственники. Собеседники отмечают, что прежде мужчины обмывали мужчину, а женщины - женщину, но в последнее время женщины обмывают и мужчин. Воду после обмывания выливали где-нибудь в таком месте, «где не ходят»: под веткой «неродючева» дерева или в «глухом» углу. Мыло и тряпочки, которыми пользовались при обмывании, старались либо закопать там же, либо сжечь. Усопшего одевали в то, что было приготовлено, или «лишь бы чистое». На казака одевали бешмет и черкеску.
Встречаются упоминания о том, что одежду на покойном не застегивали, платок женщине не завязывали. Если усопший мужчина, то тот, кто одевает, и побреет его. Обрезанные ногти и волосы клали в гроб или сжигали. Однако фиксируется и запрет на подстригание волос и ногтей умершему. Волосы женщине укладывали под платок, но прическу не делали. В том случае, когда на умершую одевали сохранившуюся венчальную одежду, то «цветы» - венок не одевали, а клали их рядом в гроб, сбоку, там же и венчальная свеча.
Тем, кто обмывал и одевал, давали полотенца или платки. В настоящее время в кубанских станицах сохраняется обычай хоронить девушек в свадебном наряде. В одной из станиц было выявлено описание, относящееся к 90-м годам XX в. Воронежской подругам умершей просватанной девушки тоже цепляли цветы, но не красные, как на свадьбе, а белые восковые. Гроб украшали цветами. Часть расходов на похороны брала на себя семья жениха.
Упоминания о том, что умершего парня хоронили как жениха, прикалывая к его одежде цветы, встречаются реже. Иногда необходимым элементом одежды воспринимается пояс. В настоящее время под «поясом» может пониматься и пояс на брюках, и резинка, верёвочка в юбке и лента с написанными на ней псалмом 90 и молитвой «Да воскреснет Бог». Обязателен пояс и для умерших маленьких деток, потому что «Маленьким дава «Там» яблочко, оно у пазух кладе. А як не пидвязано, оно пада по долу». Когда тело обмыто и одето, покойнику связывали ноги, руки и подвязывали челюсть, что бы они не расходились.
Перед тем как закрыть гроб навсегда, внимательно следят, чтобы все это было развязано, иначе «на там свете будет связанный. Правую руку покойного клали сверху - «чтобы мог крестится. Незакрытые глаза умершего воспринимались признаком скорой смерти кого-то из родственников. Повсеместно на Кубани с покойным кладут деньги: «на дорожку», «грехи выкупать», «место выкупать». Мелкие монетки завязывают в платочек и кладут мужчинам в карман, а женщинам подмышку или цепляют к поясу. В комнате располагали усопшего на лаве головою к иконам, ногами к дверям, вдоль стены.
В некоторых станицах покойного могли положить в центре комнаты, но так же головой к иконам. У икон зажигали лампаду. Она горела до сорока дней. В ряде станиц около покойного вешали рушник. Сразу после того, как человек умер, приглашали читать Псалтырь. Рядом с тем местом, где лежал покойный, устанавливали стол для того, кто будет читать.
Чаще это была женщина, но есть упоминания о том, что Псалтырь читали мужчины. На стол ставили икону, клали хлеб, кутью, стаканчик с пшеницей, в котором стоит свеча, воду, мед, иногда здесь же могли оказаться лук и яйца. Для того, чтобы читалке было удобно читать, Псалтырь клали на сито, обернутое полотенцем, если умер мужчина, или платком, если умерла женщина. После чтения читалка забирала хлеб и платок или полотенце себе. Воду после похорон переставляли на окно. Мед использовался для приготовления кутьи, а все остальное раздавалось как помин.
В некоторых станицах на этот стол ставят тарелочку, на которую приходящие кладут деньги - кто сколько может. После эти деньги используются для заказывания поминальных служб в церкви, либо их отдаются читалке. Информаторы отмечают, что Псалтырь не читают над детьми, умершими до семилетнего возраста, так как «они безгрешные», а также в период от страстной пятницы до «родительского дня». Для того чтобы дать читалке отдохнуть и не разговаривать на посторонние темы, поют духовные стихи - «псалмы». Исполнять могли любую псальму из имеющихся в местном репертуаре по желанию присутствующих. В наших полевых материалах отмечается необходимость чтения Псалтыри для души умершего, тогда как пение псальмов происходило только «для настроения».
Поэтому в некоторых станицах псальмы не поются над телом усопшего. Их исполняют только на поминках за столом в поминальные дни. Здесь же отметим, что на Кубани было принято причитывать за покойным. Тексты причитаний - импровизация. В них вспоминался ушедший, описывалось горе родных, присутствовали мотивы дороги, нового жилища. Да что ж тебе заставило туды ложится.
Да везу ш я тебя куда, да в дальнюю далинушку, да в глубокую сырую могилушку». Как правило, читалка читала до 11-ти, 12-ти часов ночи. Её и всех, кто присутствовал при чтении, обязательно кормили ужином. После рядом с покойным оставался кто-то из родственников и соседей. Лицо умершего на ночь закрывали покрывалом. Утром открывали и «умывали» - протирали платочком, тряпочкой.
Все время, пока покойный в доме, калитку оставляли открытой.
Изюм надо подготовить: залить его горячей водой на 15-20 минут. В готовую кашу добавить мёд и масло, затем изюм с орешками. Перемешать все ингредиенты и остудить — кутья готова. Кутья из риса Быстро готовится и получается вкусной кутья из риса. Рис не требует предварительного замачивания, но его надо промыть несколько раз в холодной воде.
Чтобы рис не пригорел, надо взять кастрюлю с толстым дном, воду в ней довести до кипения, посолить по вкусу и всыпать промытый рис. Медленный огонь и постоянное помешивание уберегут рис от пригорания. Проверив рис на готовность, воду слить, рис хорошо промыть холодной водой. Затем в рисовую кашу влить подогретый мёд с размягчённым сливочным маслом, засыпать предварительно замоченный в кипятке изюм, можно добавить дроблёные орешки. Как подают и едят кутью Поминальная трапеза всегда начинается с кутьи, это первое и главное блюдо на столе — символ вечной жизни, символ возрождения. Кутья не является блюдом, которое подаётся индивидуально каждому присутствующему на поминках.
Её раскладывают в красивые небольшие мисочки или пиалы, которые расставляют во всю длину стола по центру. Это символическое блюдо, поэтому достаточно небольшой горстки этого поминального угощения.
В них содержится много углеводов и множество полезных элементов. К ним можно отнести: витамины В, которые способствуют укреплению нервной системы, а также клетчатку, необходимой для выведения токсинов из организма. Поможет улучшить пищеварение мак, ведь он богат углеводами и полезными ненасыщенными жирными кислотами. Придаст энергии и улучшит жизненный тонус мед, обладающий противовирусными и бактерицидными спектром свойств. Поможет побороть болезни щитовидной железы грецкий орех, в котором содержится много йода. В изюме очень много содержится калия, который улучшает работу сердца и почек, укрепляет нервную систему и действует подобно хорошему успокоительному.
Читайте также.
Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
Что готовят на поминки в день похорон Меню поминального обеда после похорон не имеет строгих ограничений. Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины. Остальные кушанья выбираются по желанию родственников. Главное правило — еда должна быть простой и сытной, без изысканных деликатесов.
Меню поминального обеда в день похорон дома зависит также от сезона и церковного календаря. В постные дни на столе не должно быть мяса и рыбы. Исключаются яйца в том числе в блинном тесте.
Летом и осенью на поминальном столе могут быть салаты из свежих овощей помидоров, огурцов. Зимой или весной на закуски готовят свекольные салаты или оливье. Традиционные первые блюда — борщ, щи или лапша.
В некоторых регионах к столу подают поочередно два первых блюда. Супы должны быть горячими. На второе присутствующим можно подать картошку с мясом, плов, фаршированные перцы, котлеты или тефтели с гарниром.
Десерт — чай или компот. На поминальном столе расставляют тарелки с мясными и сырными нарезками, конфетами, печеньем, булочками, а также блюда с блинами и плошки со сметаной для борща и блинов. Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности.
Старинные названия блюда — сочиво, коливо.
Последнюю подавали на стол трижды — на Коляды, Рождество и Крещение. Соответственно, готовилась бедная постная кутья, затем богатая щедрая и голодная водяная.
Чем гуще получалась каша, тем богаче и дружнее должна была жить семья в следующем году. Но вернемся к тому, как готовится и подается кутья на поминки. Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды.
Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. После кутьи гостям предлагались постные поминальные блины и медовый кисель. По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками.
Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось. Интересно, что в Беларуси существовал и до сих пор практикуется такой обычай: отпраздновав День поминовения или Дзяды , принято вывешивать из окна полотенце и ставить на него тарелку с кутьей или колевом и блинами. Считается, что это порадует духов наших усопших предков.
В чем заключается польза поминальной кутьи Кутья — это не только очень вкусное, но и полезное блюдо. Основа его — это зерна пшеницы, богатые углеводами и содержащие массу полезных веществ. Это витамины группы B, укрепляющие нервную систему, и клетчатка, необходимая для вывода токсинов из организма и препятствующая превращению углеводов в жир.
Мед известен своими бактерицидными, антивирусными и противогрибковыми свойствами. Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус.
Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство. Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот. Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки вкусны, полезны и питательны Рецепт кутьи Готовить поминальную кутью необязательно — можно сделать соответствующий заказ в столовой или кафе для поминок и самостоятельно окропить ее освященной в церкви водой. Если же вы хотите сделать все сами, рецепт приготовления кутьи несложен. Прежде всего, необходимо подготовить основу: Крупу с небольшим количеством воды необходимо истолочь в ступке, чтобы отделить питательную часть от семенной и плодовой оболочки.
Полученную кашицу замочить в воде на несколько часов лучше на ночь Отварить зерна до мягкого состояния — в воде постная кутья или молоке. Для приготовления желательно использовать кастрюлю с толстым дном. Затем переходим к заправке. Она готовится из перетертого мака или орехов. Вам снова понадобится ступка. Перетирайте в ней мак или орехи до появления белой жидкости. Дополните заправку предварительно замоченным изюмом или сухофруктами, цукатами или мармеладом.
Смешивать оба ингредиента рекомендуется непосредственно перед подачей на стол — чтобы ничего случайно не подбродило и не потеряло вкус, особенно если блюдо готовится заранее. Перед смешиванием кашу рекомендуется немного подогреть. А вот как готовится кутья из риса: Возьмите стакан риса, тщательно промойте его и отварите в двух стаканах воды до рассыпчатого состояния. Слегка подсолите кашу и добавьте в нее немного сахара.
Подается кутья к рождественскому столу обычно уже остывшей. С нее и начинают, по традиции, праздничную трапезу. Как варить пшеницу на кутью, чтобы она была мягкой Отваривать можно пшеницу без замачивания, а можно часа на 4 залить холодной водой чтобы покрыла крупу. Ингредиенты: 200 грамм пшеницы 600 мл. Пшеницу залить водой примерно на 4-5 часов, так крупа быстрее свариться, но можно варить пшеницу без замачивания, просто вариться будет чуть дольше. Купить крупу можно на рынке или в магазине, на пакетах так и написано «крупа или пшеница для приготовления кутьи». Затем воду сливаем, крупу промываем проточной водой. Всыпаем в кастрюлю, и заливаем водой. Если говорить о пропорциях пшеницы и воды, то нужно брать 1:3. Если у вас стакан крупы, то вливаем 3 стакана воды. Ставим на плиту и включаем огонь. Доводим до кипения и снимаем пенку. Огонь убавьте на минимальный, но чтобы продолжался процесс кипения. Пенку снимаем обязательно, и следим, чтобы при кипении «не побежало через верх», особенно когда закрыта крышка. Крышку обязательно накройте, и продолжайте варить до готовности, обычно на это уходит минут 30, и 40, если вы не замачивали водой. Но в любом случае, пробуем на вкус. Она может быть жесткая, но не сырая. Пшеница сварилась, вот так она выглядит. После чего огонь выключаем, и накрываем плотно крышку, оставляя еще минут на 15 под закрытой крышкой. Дополнительно даем «напариться» крупе, чтобы она стала мягче. После чего вареную кашу следуем остудить. Можно пересыпать в другую емкость, или вынести кастрюлю на улицу, на балкон. Или оставить остывать в комнате. Античная предыстория По своему происхождению слово «кутья» греческое, обозначавшее «варёную пшеницу» — ритуальную пищу ещё языческих, античных времён. Сакральный смысл древнего угощения состоял с том, чтобы приобщиться к вечному циклу бытия, где во взаимном переходе замкнуты жизнь и смерть.
если уронили кутью
Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности. Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса.
Похоронно-поминальные обряды на Кубани
Кутья из риса с изюмом и медом поминальная. Кутья уходит корнями в языческий культ предков восточных славян, однако прочно вошла в православную традицию. Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период.
Как похоронить и поминать своего близкого?
Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям с солью, огнем и др. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом. История возникновения ритуального блюда Происхождение слова «кутья» уходит корнями в древние времена. Считается, что оно появилось от греческого «бобы», что, в свою очередь, является производным от «зерно». Блюдо стали готовить еще в древности — во времена язычества. Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами. Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т.
Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т. Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл. Когда раздают вещи умершего человека Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано.
Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего. Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон.
В этот день родственники и друзья собираются вместе, чтобы помолиться за усопшего, помянуть его и вспомнить добрые моменты, связанные с ушедшим. Как правило, поминки в 9-й день проводятся в домашней обстановке или в церкви, где служат особые молитвы и поминальные обряды. Участие в таких поминках помогает родным пройти через процесс скорби, а также подтверждает важность памяти и вечной жизни души перед Богом. В период между 9-м и 40-м днем душа находится в Аду, свидетельствуя о страданиях грешников. В соответствии с верованиями, если душа не обрела покой, то она остается навечно в доме, так как путь на небеса для нее закрыт. Символика числа "40" имеет важное значение в православии. Это число встречается множество раз в Священном Писании и связано с различными духовными событиями. Верующие считают, что поминки через 40 дней от смерти человека отражают символичность этого числа и укрепляют связь с духовными традициями. Поминки на 40-й день являются также временем для родных и близких вновь собраться вместе и вспомнить ушедшего, поделиться воспоминаниями и утешить друг друга. Это также позволяет принять утрату и начать процесс исцеления после тяжелой потери. Обычно поминки через 40 дней проводятся в церкви, где служат специальные поминальные молитвы, и благодаря этому верующие могут помочь душе покойного в ее духовном пути и помянуть его перед Богом. Отметив поминания через 1 год, верующие проводят окончательное прощание с усопшим и позволяют его душе отправиться на вечный покой. Проведение поминок через 1 год после смерти имеет глубокий символический смысл. Этот срок отражает длительность человеческой жизни и является временем, когда верующие проходят через весь цикл скорби и траура. С годами скорби люди учатся жить с утратой и находить в себе силы и надежду на вечную жизнь души ушедшего. Такие поминки также помогают близким и родственникам вспомнить о добрых моментах, связанных с покойным, и сохранить его память в сердцах. Особенно важно помнить о добродетелях и достижениях усопшего, чтобы восхищаться его жизнью и примером для других. Подготовка к поминкам Подготовка к поминкам — это неотъемлемый этап торжественного обряда, в котором родные и близкие усопшего тщательно готовятся к проведению молитвенных поминовений. Место проведения Варианты места проведения поминок могут быть разнообразными, и каждый из них несет свой смысл и символику. Поминки дома. Проведение поминок в домашней обстановке является наиболее распространенным выбором для многих верующих. В доме, где усопший проживал и где его жизнь связана с теплыми моментами семейного счастья, проводятся поминания в кругу близких и родственников. Домашние поминки создают душевную атмосферу и позволяют участникам более тесно связаться с памятью усопшего. Поминки в кафе или ресторане. Некоторые семьи предпочитают организовать поминки в кафе или ресторане, особенно если семья большая или если усопший был человеком, который любил многолюдные мероприятия. Это позволяет приглашенным собраться в уютной обстановке и вместе вспомнить о покойном. Поминки в церкви. Церковные поминки проводятся в священной обители и являются особым духовным событием. Поминальные молитвы и обряды, которые совершаются в церковной обстановке, придают мероприятию особую сакральность. Участие в церковных поминках укрепляет веру и связь с духовными традициями. Выбор места проведения поминок зависит от предпочтений семьи, традиций, и культурных особенностей. Независимо от места, поминки олицетворяют заботу и любовь к памяти ушедшего, а также являются временем для поддержки и солидарности родных и близких в период скорби. Меню и блюда Приготовление особого меню на поминки является проявлением заботы о гостях и усопшем.
Рис, сухофрукты Разнообразит вкус помина и придаст ему оригинальность присутствие сухофруктов. Компоненты для блюда: рис шлифованный и сухофрукты — по 1 стакану; жидкий мед вместе с сахаром — около 3 ст. Пошаговая схема приготовления: Рис предварительно подготовить. В емкость налить воду, в нее добавить немного соли, всыпать крупу, поставить на огонь. Зерна после промывки засыпать в кастрюлю. Сухофрукты подержать в кипятке четверть часа. Жидкость слить, порезать фрукты на дольки и добавить в блюдо. Для сиропа мед с сахаром соединить в стакане, добавить воды. Состав перемешать. Все компоненты перемешать. Кутью украсить. Рис, цукаты Нередко в рецептуру включат цукаты. Эти ингредиенты придают готовому блюду оригинальный вкус и визуальную привлекательность. Для создания этой вариации помина понадобятся следующие компоненты: зерна риса — 0,5 стакана; цукаты, орехи и изюм — по 100 г; мед — 3 ст. Процесс приготовления: Подготовить сухофрукты — залить их на треть часа холодной водой. Затем всю жидкость слить, к изюму добавить немного воды, поместить на огонь, проварить продукты минимум 5 минут. При использовании засахаренного мела его следует растопить. Цукаты нарезать, чтобы получить мелкие их фрагменты.
Прежде чем поставить на поминальный стол, кутью положено освящать. Если нет возможности сделать это заранее в церкви, можно попросить благословить ее священника, приглашенного для проведения молебна на поминках. Если батюшка не был приглашен, можно со взятого ранее благословения своего духовника освятить это ритуальное блюдо самостоятельно, трижды окропив его святой водой. Рецепты поминальной кутьи В некоторых районах отдают предпочтение только версии, приготовленной по традициям, идущим из древности, из пшеничных зерен. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Для этого блюда можно выбрать и другое зерно ячмень, чечевицу, перловку и др. В традициях одних областей принято готовить на поминки «богатую кутью» с множеством разнообразных ингредиентов курага, чернослив, миндаль, фундук, грецкие орехи и др. В других считают более целесообразным простой строгий вариант, максимально схожий с древними рецептами, содержащими только вареное зерно и мед, добавляя к ним немного мака и изюма. Заправка «богатой» постной кутьи, кроме сладкой составляющей, может иногда содержать льняное, кунжутное или другое растительное масло. В некоторых скоромных версиях присутствует сливочное масло. Как правильно сварить рис с изюмом Никаких особенных секретов в приготовлении простейшего варианта из риса с изюмом нет. Важно только выбрать подходящий сорт этого зерна, чтобы каша, составляющая основу блюда, получилась не клейкой, а достаточно рассыпчатой. Для этого некоторые сорта рисовых зерен перед варкой замачивают на пару часов. Изюм непременно нужно выбирать без косточек, чтобы не подвергать опасности зубы поминающих. Перед готовкой его важно промыть, чтобы избавить от пыли. Чтобы дать сухим ягодам напитаться водой, их на несколько минут заливают кипятком. Варить изюм не нужно, ведь при этом получатся несладкие безвкусные ягоды. Традиционно кутью готовят с изюмом и медом. Но и в этом моменте есть расхождения. Упрощающий и ускоряющий готовку современный рецепт позволяет заменить мед сахарным сиропом. Изюм встречается практически в каждом варианте кутьи, но есть версии и обходящиеся без него. Чтобы ритуальное яство несло положительную энергетику, его важно делать с чистыми помыслами, с добрыми воспоминаниями об усопшем. А еще лучше прочитать над этим кушаньем специальную молитву. Классический рецепт Как следует из названия блюда, классический старинный вариант — это кутья из пшеницы. Но поправки, внесенные в традиционный рецепт современностью, сделали версию из риса с изюмом и медом почти такой же общепризнанной классикой. Кроме того, в большинстве случаев каждая хозяйка хранит свой особый семейный рецепт, именно его считая наиболее правильным и традиционным. Каких-либо особенно строгих ограничений по количеству и подбору ингредиентов не существует. Не принято только добавлять в это ритуальное яство кусочки шоколада и конфеты.
Традиции православных поминок
Традиционная поминальная еда на похоронах в разных деревнях края может отличаться впрочем, как и остальные приметы с обычаями. Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов. С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций.
Как правильно организовать поминки по усопшему?
Практика-П 28. По этому рецепту готовится поминальная кутья из риса с мёдом и изюмом. Продукты на 4 порции Изюм без косточек - 1 стакан Мед - 100 г Сахар по желанию - 1-1,5 ст. Как приготовить кутью поминальную с изюмом: Сварить рис в большом количестве подсоленной воды.
Обжаривать нужно всего пару минут, чтобы сахар приобрел карамельный вкус. Снимите с огня изюм. В готовый рис добавьте сладкий изюм с маслом.
Тщательно перемешайте кутью. Оценить рецепт Кутья из риса с изюмом "Поминальная" 5.
Во время движения похоронной процессии соблюдался и сохраняется до сих пор ряд запретов: переходить дорогу перед покойным, идти навстречу покойному, смотреть на процессию из окна. В некоторых станицах участникам похоронной процессии запрещается идти на босу ногу: для мужчин в любую погоду обязательны носки, для женщин - чулки. В частности, это соотносят с участившимися смертями молодых. В некоторых станицах под ноги участникам похоронной процессии клали рушники на воротах при выносе со двора и при входе на кладбище поперек движения, и на перекрестках по ходу. Этот рушник забирал кто-нибудь из участников похорон, идущих в конце процессии. На протяжении всего пути могли сыпать пшеницу, в которой стояли свечи, в этом случае оставшуюся пшеницу высыпали в могилу. Могила была ориентирована по сторонам света.
Гроб опускали в могилу таким образом, что усопшего полагали ногами на восток, головою на запад, для того, чтобы «когда он будет вставать, молится получалось лицом на восток». Опускали при помощи веревок или рушников. Такие рушники были длиной около шести метров, не вышитые. Затем их разрывали и отдавали тем, кто опускал. Если казаки хоронили своего боевого товарища, то во время спуска гроба стреляли вверх. Первыми кидали землю в могилу родственники, за ними все остальные. Крест ставился в ногах. После того как засыпали могилу, раздавали кутью. Кладбища — «гробкы», «могилки» были освященной, огороженной и особо ухоженной частью станичного пространства, В зависимости от величины и расположения станицы кладбище могло быть не одно.
Членов одной семьи хоронили рядом. Могилы не ограждались. Обязательным элементом в оформлении могилы был крест. Современные памятники не находят одобрения у пожилых станичников: «Не положено памятники ставить. Как говорят: «на тот свет идти - там каждая иголка тяжела. Крест надо нести, что ты натворил, а еще этот памятник. Поэтому раньше не ставили, только крест один и больше ничего. Упал, второй не ставят, хоронили всех в одном месте, похоронят - поставят». В локусе станицы могли быть и другие места захоронений.
Особо отличившихся казаков и казачьих офицеров могли похоронить в церковной ограде. Братская могила вне кладбища становилась памятником казакам, погибшим во время военных действий. По традиции вне кладбища хоронили умерших «нехорошей смертью» - утопленников и самоубийц. Креста на месте такого захоронения не ставили. Самоубийцы лишались какого-либо церковного поминовения, хотя по народным представлениям таких умерших поминают в четверг или субботу перед Троицей. В настоящее время их хоронят на кладбище, но отдельно от остальных - слева, с краю, в углу кладбища. Судя по описаниям, стремление хоронить самоубийц внутри кладбищенской ограды появилась в предреволюционные годы. Особое отношение бытовало к некрещеному умершему младенцу. Если ребенок умер во время родов, и в это же время умерла роженица, то их хоронили в одном гробу.
Если ребенок рождался слабым, и его не успевали ни окрестить, ни «погрузить», ответственность за происшедшее ложилась на мать, её грехом. Прежде таких деток хоронили в огороде, на меже, в саду под деревом, под глухой стеной дома, под порогом дома, у входа на кладбище. В последних двух случаях считалось, что люди входящие крестятся и «выкрещивают» ребенка. Сейчас некрещеных младенцев хоронят на могилах кого-нибудь из родственников. Возвращение с кладбища Для тех, кто возвращался с кладбища, во дворе ставили ведро с водой и вешали полотенце для мытья рук. Вместе со всеми с кладбища приходил священник. Он благословлял стол и, помянув усопшего, уходил. В настоящее время обед благословляется кем-нибудь из родственников или читалкой. За столом для покойного отводится место в святом углу.
Здесь кладут ложку, хлеб, ставят стакан с водой, иногда тарелочку с кутьей. Иногда ложку покойному кладут под скатерть. Кутью на поминках могут называть кануном. Эти названия бытуют параллельно, но кутью кануном называют только на поминках. Это первое блюдо и обязательное. Особо подчеркивается необходимость горячего: борща или лапши, «чтобы пар пошел». Начинают обед родственники. По традиции во время поминального обеда не пользуются вилками и ножами. Оговаривается запрет употреблять спиртное за поминальным столом, но соблюдается он редко.
В некоторых станицах на следующий день после похорон близкие родственники несут «завтрак» на кладбище. Среди продуктов обязательна кутья, остальное - по желанию поминающих. Эти продукты едят и раздают на кладбище или на обратном пути. Домой их не несут. Поминальная обрядность на Кубани Поминки по покойнику Выделение особых поминальных дней связано с представлениями о посмертных странствиях души и ее определении. Ей показывают Рай и плохэ показывают. Потом опять ее отпускают, душу, говорят она дома. Потом на дэвятый дэнь, а после дэвятого дня она проходэ всэ мытарства. Водят ей по палатах, яки мытарства, задают вопросы - она отвечает...
Соответственно поминки устраивают на третий похороны , девятый и сороковой день после смерти. В некоторых станицах как поминальный выделяют еще и двадцатый день. Действия, совершаемые в эти дни, направлены на то, чтобы облегчить душе прохождение мытарств и помочь, если это возможно, обрести лучшую долю на «том свете». В эти дни заказывают службу в храме, приглашают читать Псалтырь. Большой обед устраивают на третий и сороковой день. На девятый и двадцатый за поминальным столом собираются близкие. Для соседей и раздачи помина в церкви пекли пирожки, пышки, булочки. Нередко они имели свои названия: кныши, бурсачки. В иных станицах на 40 дней пекут лесенки из дрожжевого теста: сдобного или постного.
У такой лесенки обязательно три «проножки» - перекладины. Её ломают, подают на блюде, и едят в первую очередь с медом. Поминовение совершается также в полгода, год. Иногда упоминают и три года. Родительские субботы Помимо обычных дней поминовения на Кубани, выделяются несколько поминальных дней из православного календаря Пять дней Вселенского поминовения усопших : - Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»; - Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого Поста; - Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы; - Дмитриевская родительская суббота — суббота ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Дмитрия Солунского. Особо, ряду дней поминовения, выделяется отмечание Радоницы Радуницы во вторник, на 9-й день после Пасхи. Воинские поминовения Многих убитых воинов-казаков не могли похоронить и помянуть, как положено, поэтому естественно для них существовали особые общие поминки. Эти поминки носили особый смысл, смерть казака в бою почетна и в этом значении может сравниться с другими видами святых смертей при родах, во время грозы и др. Отвечая на вопрос о том, кто были его родители по происхождению, собеседник на Кубани может сказать так: «И атец и дет на конях воивали, на конях и погибли — чистыи казаки были».
Воинский акцент просматривается в существовании особого рода поминальных мероприятий, таких как войсковые общинные панихиды по погибшим и умершим от ран воинам. Наиболее известный календарный срок проведения такой панихиды — день Покрова Пресвятой Богородицы. Так же широко на Кубани отмечают поминовения, приведем краткую историю наиболее известных из них. Широко известны поминовения, связанные с историческими датами: Кавказской войны, Великой Отечественной войны и др. Это Тиховские , Липкинские , Кущевские поминовения. В 1811-м году отряд полковника Тиховского преградил путь на станицу Ивановскую закубанским горцам, в неравном бою и сам полковник, и полторы сотни его казаков погибли, не пропустив черкесов. На месте их могилы еще в 19-м веке был поставлен памятник, чудом сохранившийся до наших дней. Теперь здесь каждой весной на высоком берегу Кубани местные и жители, и казаки отмечают очередную годовщину. В советское время поминовения были запрещены, но многие старики тайком продолжали собираться здесь в Красноармейском районе Краснодарского края.
На поминовении служится молебен, принимают присягу на верность Кубани молодые казаки, выступают творческие народные коллективы. Под Новороссийском в августе каждого года проходят Липкинские поминовения, также связанные с кавказской войной. В 1863-м году небольшой казачий полк был окружен черкесами и, отказавшись сдаться, казаки сгорели в огне.
Для начала следует уделить внимание цветовой палитре на одежде. Стоит придерживаться темной цветовой гаммы. Голова женщин должна быть обязательно покрыта.
На кладбище во время прощания с левой стороны от гроба стоят родственники умершего, а справой - друзья и знакомые. Преподносить венки и цветы сначала должны близкие родственники, а затем друзья и коллеги. Нельзя на похоронах громко разговаривать, смеяться, сплетничать и обсуждать присутствующих. После того, как гроб опустят в землю, все присутствующие кидают по горсти земли. Затем гроб закапывают. Покойного провожают молчанием.
Затем на свежий холмик ставят свечи и кладут цветы. В день похорон нельзя посещать могилы других умерших. Считается, что все души приходят встречать новопреставленного к его могиле, поэтому, если вы захотите совместить похороны и посещение могилы другого родственника, то вас там ждать никто не будет. Что делать на следующий день после похорон? На следующий день после похорон родственники должны вновь посетить кладбище. Принято приезжать на кладбище утром, до обеда, чтобы пробудить Душу.
С собой принято приносить легкий завтрак: конфеты, печенье, бутерброды, чай. Часть еды оставляют на могилке усопшего, а часть оставляют на бесхозных могилках. С кладбища ничего нельзя забирать домой, поэтому всё, что вы приготовили, нужно оставить на кладбище. Чай или воду также наливают и оставляют рядом с поминальным завтраком. Выйти с кладбища нужно не позднее 12 часов дня. Если обстоятельства складываются так, что родственники не в состоянии приехать на кладбище на следующий день или не успевают добраться до него до обеда, то помянуть усопшего можно в его доме.
Зачем на второй день ездить на кладбище? Душа покойного еще не адаптировалась к новым условиям своего пребывания. И приезд родственников поможет ей в этом. Близкие люди наводят порядок, поправляют или расставляют венки, цветы, завтракают с покойным и просят у Бога защиты и упокоения для Души раба Божьего. Этот ритуал помогает родственникам сохранить связь с покойным, успокоиться и смириться с невосполнимой утратой. Также во время посещения могилки, только что похороненного человека, можно читать молитвы, зажигать свечи, вспоминать умершего.
Когда еще следует посещать кладбище? Посещение кладбища на следующий день после похорон считается обязательным. В другие свои посещения родственники могут приходить без поминального завтрака, но желательно читать молитвы за упокой души. Помолиться за усопшего можно и в церкви. Визит на кладбище совершают на девятый и сороковой день после кончины, поскольку с этими датами в православии связаны важные этапы перехода Души в загробный мир. Эти сакральные даты считаются днями поминовения.
Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
Православная поминальная трапеза. Общество - 17 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок.
Похоронные обряды и поминки у народа мари
Похоронные обряды и поминки у народа мари | | Жители Благовещенска неоднозначно отреагировали на появившиеся в городе баннеры, где рядом с призывами в обязательном порядке носить медицинские маски разместили надгробия и поминальную кутью. |
Почему на поминках едят кутью, символизм каши? | Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. |
Поминки: зачем русские едят на кладбище — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Готовя кутью на похоронах, люди выражают свою скорбь и готовность помочь умершему в его последнем пути. |
Поминки у православных: на 9, 40 дней и 1 год — правила проведения | Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события. |
Кутья поминальная | Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. |