15 марта на 90-м году жизни скончался известный актер театра и кино Александр Ширвиндт.
Что еще почитать
- Читайте также по теме:
- «Взяли из сострадания»: что думал отец Ширвиндта о его поступлении в Щукинское | 2023-09-06
- Видео с участием Александра Ширвиндта
- Яркие цитаты Ширвиндта: чем запомнился народный артист
- Ширвиндт скончался в больнице — давно смирился с неизбежным
- Умер актёр Александр Ширвиндт
Народный артист России Александр Ширвиндт умер в больнице
Фото Дмитрия Рожкова Со слов, вынесенных в заголовок, могут начинаться мемуары любого «выдающегося деятеля». Ключевым здесь является слово «еще». Казалось бы, человек оставил после себя блестящее наследство: роли, фильмы, стихи, музыку, песни, картины и т. В них выразил, что хотел, и удачно, потому его и запомнили.
Однако всегда остается нечто, невидимое публике. И вот то, что десятилетиями было спрятано от посторонних глаз, доверяется наконец «воспоминаниям и размышлениям». По этому пути идет и Александр Ширвиндт — любимый многими и мною актер, а также «режиссер, сценарист, руководитель...
Не сразу, а только на 173-й странице автор отчасти объясняет тягу состоявшихся людей к мемуарам: «Нет сил ничего не делать... Сочетать это не получается, потому что не успеваешь привыкнуть». Важная особенность «Отрывков...
Почти каждому тезису рано или поздно находится антитезис, любой мысли — развитие, всякому о б суждаемому явлению — пример. Так, авторские наблюдения над тем, какими способами писатели обычно увеличивают объем книг «листал прекрасно изданную мемуаристку, где на каждой странице — одна фраза или даже одно слово» , в «Отрывках... Каждый абзац, представляющий собой и отдельную мини-историю «обрывок» , и часть тематической главы «отрывка» , отбивается от предыдущего междустрочным интервалом.
А тут — сын. Он настолько расстроился, что слухи о его «беде» распространились даже в театре. Когда об этом узнал актер Леонид Марков, считавшийся в артистической среде Дон Жуаном, он прочел Ширвиндту короткую лекцию — объяснил, что тот должен быть счастлив, что родился именно сын. Монолог Маркова звучал так: «Представь себе, что у тебя дочурка.
Проходит каких-нибудь семнадцать лет, ты сидишь дома, уже несвежий, лысеющий Шурик, и ждешь с Таточкой свою красавицу Фиру. А Фиры нет. Она пошла пройтись. Ее нет в двенадцать, в час, в два.
Ты то надеваешь, то снимаешь халатик, чтобы куда-нибудь бежать, и вдруг — звонок в дверь. Вы с Таточкой бросаетесь открывать. На пороге стоит лучезарная, счастливая Фира, а за ней стою Я! Ты втаскиваешь ее в дом и в истерике излагаешь все, что ты обо мне знаешь и думаешь!
И я вхожу в твой дом. Малыш, тебе это надо? В конце 50-х Ширвиндт был почти неизвестен массовому зрителю его карьера в кино складывалась скромно , но столичная публика его знала хорошо. Особенно та ее часть, которая посещала популярные в те годы «капустники».
На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран.
Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался «В гостях у Михаила Жарова». В начале 60-х творческая активность Ширвиндта продолжала набирать обороты — он трудился сразу на трех поприщах: в «капустниках», в театре и в кино. В репертуаре Ленкома Ширвиндт был занят в нескольких спектаклях: «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!
Балтера, «Колесо счастья» братьев Тур, «Когда цветет акация» Н. Винникова и др. Однако ни одна из этих ролей за исключением Джона Данкера в «До свидания, мальчики! Вообще Ленком в те годы откровенно лихорадило.
После ухода из театра Гиацинтовой и Бирман к его руководству пришли совершенно случайные люди, которые ввергли Ленком в пучину безвкусицы. На фоне другого столичного театра — «Современника» — Ленком выглядел каким-то мастодонтом. Вспоминает Ширвиндт: «Имелся у нас знаменитый спектакль «Семья», пьесу написал Попов, секретарь Ленина. Я там в заключительной сцене был задействован.
На явке. То ли в подземелье, то ли еще где-то. Все в основном соратники, а в углу лежит куча меньшевиков. В пенсне.
Меньшевикам дают достойный отпор. Вот одним из тех, кому отпор, я и был. В финале на сцену, как раз над Лениным, сверху спускалось знамя. Этим у нас занимался рабочий сцены, замечательный мальчик.
Но — даун. Зато он мог проделать все, что от него требовали. В «Семье» требовалось на колосниках зацепить знамя за огромный крюк и придерживать полотнище, чтобы оно не скомкалось. Но он заснул.
Прямо там, на колосниках. А в зале как раз комиссия по госпремиям. И вот представьте: после слов Ленина о грядущей победе под бравурную музыку над его головой возникает огромный ржавый крюк. Из зала было очень похоже на виселицу.
Премию мы не получили, мальчика уволили…» Между тем в 1964 году ситуация в Ленкоме стала меняться в лучшую сторону — на должность главного режиссера пришел Анатолий Эфрос до этого он работал в Центральном детском театре. Эфрос дебютировал в Ленкоме спектаклем «В день свадьбы» В. В нем Ширвиндту досталась эпизодичесмая роль колхозника. Кстати, еще одним колхозником в спеккпсле был бессменный партнер Ширвиндта по «капустникам» Михаил Державин.
И хотя роли им достались мизерные, однако они сделали все от них зависящее, чтобы зрители их запомнили. Например, прибегли к следующей хитрости. В сцене, где они были заняты, свадебные столы ломились от всевозможных яств, естественно, не настоящих, а бутафорских. Однако Ширвиндт с Державиным на каждое представление приносили с собой настоящие яблоки и смачно хрустели ими на сцене, доводя публику до голодного спазма — яблочный аромат мгновенно заполнял весь театр.
Эфросу это не нравилось, но ничего поделать с «шутниками» он не мог. Не заставлять же их хрустеть бутафорскими фруктами! Между тем Ширвиндт постепенно завоевывал в творческих замыслах Эфроса место одного из ведущих актеров. Благодаря этому он сыграл целый ряд замечательных ролей: Тригорина в «Чайке» А.
Чехова, Гудериана в «Каждому свое» С. Что касается кино, то здесь Ширвиндту не очень везло — большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям. За двумя исключениями. Зритель этот фильм, конечно же, хорошо помнит: Ширвиндт играл «Станиславского», а Белов — «Немировича-Данченко».
Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта — героя «капустников». Второе исключение — фильм все того же Е. Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам. В 1965 году Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в шаменитую высотку на Котельнической набережной.
Этому событию предшествовали следующие обстоятельства. До этого Ширвиндт — с семьей и с родителями — занимал две комнаты в «многосемейной» квартире в Скатертном переулке. Его супруга таким положением, естественно, была неудовлетворена и прилагала все силы к тому, чтобы благополучно разъехаться. Менялись две комнаты в Скатертном и однокомнатная квартира в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру.
Вариант, как казалось Ширвиндту, безнадежный. Видимо, поэтому в этом обмене он принимал самое скромное участие. А его жена разрывалась между работой, магазинами и обменным бюро. И Всевышний, видимо, оценил ее старания.
На их вариант «клюнул» некий сын покойного генерала КГБ, проживающий в элитной высотке в этом доме жили и до сих пор живут: Л. Зыкина, Н. Богословский, Л. Смирнова, К.
Лучко, Н. Мордюкова и другие знаменитости. Сын генерала жил не один, а с двумя! Естественно, на этой почве у женщин постоянно возникали скандалы, которые ни к чему хорошему привести не могли.
В конце концов сын генерала решил разъехаться с бывшей супругой и в поисках удобного варианта набрел на ширвиндтовский. На новом месте Ширвиндт зажил лучше прежнего, хотя ностальгия по местам, где он провел свое детство и юность, изредка посещала его. Но проживание в элитном доме сняло множество проблем.
Действительно, есть много вещей, которые «всерьез делать невыносимо». Кроме того, вязкий ширвиндтский сарказм во многом позволяет увидеть его обладателя не в качестве архивной карточки раздела «драматургия и кинематография», а как живого человека. Иногда мысли Ширвиндта спорны. Иногда наоборот — автор настолько прав, что не может кого-то не повторять. Когда он пишет, например, сколько сил в России отвлекается на охрану всего ото всех «шлагбаумизация страны приобретает размеры катастрофы» , сразу вспоминается его коллега режиссер Юрий Любимов, который еще в 2012 году в одном из интервью печалился, что «в стране миллион триста тысяч охранников, здоровенных мужиков и парней, которые ничего не умеют делать... И здесь — трагедия... Себя как писателя автор ставит «где-то посредине между рекламой дешевых проституток и «клинописью» Пушкина и Толстого».
Чем не повод для раздумья. Где А — расстояние от писателя до упомянутой рекламы, а В — до Толстого. Отрицательное итоговое значение означает неимение таланта. Положительное — его наличие, а само число — величину. Дело за малым: определить точное расстояние между «рекламой проституток» и Толстым, единицу измерения в этой системе координат и параметры, по которым мы располагаем там конкретную точку... Автор «Отрывков…» — человек, говоря его же словами, «весь в себе, и ему с собой интересно».
В возрасте 89 лет артист скончался в больнице после долгой борьбы с сердечными заболеваниями. Сообщается, что здоровье Александра Анатольевича ухудшалось на протяжении последних лет. В 2019 году ему был установлен кардиостимулятор, а следующие годы омрачились серьезными болезнями, включая пневмонию, вызванную COVID-19, и стенокардию. Несмотря на все проблемы со здоровьем, Ширвиндт оставался активным и жизнелюбивым, продолжая радовать своих поклонников выступлениями и появлениями в социальных сетях.
С трудом ходит и говорит шепотом: пронзительные кадры с 89-летним Ширвиндтом
Именно у Эфроса он показал свой безграничный потенциал психологического артиста высшей категории. А в Сатире… Да, Сатира — дом, и все его полюбили, начиная с Плучека, главного. Но играл он там мало. А как начинал — граф Альмавива, помните? Ушел Гафт, позвали Ширвиндта, и вот его Альмавива был лучше гафтовского. Все так говорили.
Иногда он ставил. Вот «Маленькие комедии большого дома». Ширвиндт сидит за пианино и исповедуется сыну. Вы помните, как исповедуется? Вот где смех и слезы.
А если о телевидении… Есть очень много кадров, к нашему удовольствию. Пленка и это запечатлела, оставила навсегда. Совсем молодые Ширвиндт и Державин ведут это безобразие. Все диалоги он придумывал сам, от начала до конца, и щедро делился с другом Державиным. Год 82-й, двадцать лет «Кинопанорамы».
Ширвиндт и Державин — главные гости, вишенка на торте. Ширвиндт — Закадр Внекадрович Неснимаемый. Это гомерически смешно. Хохочут Гафт, Глузский, Гурченко, улыбается Лановой а все еще такие молодые! Шура опять «в маске», как бы безразлично: «Летят утки.
И два гуся. Интересная мысль». А вот Ширвиндт с Державиным в «Утренней почте», ведущие. Одного взгляда Шуры достаточно, чтобы пасть со стула. Его шутки — словно импровизация.
Хотя на самом деле они прекрасно подготовлены. И какое преклонение перед Роксаной. Вообще женщины и Ширвиндт — отдельная песня. Бенефис Людмилы Гурченко. Ну и кого она приглашает?
Но «шельмец» продолжал сидеть и читать. И такая картина повторялась через день. А что сделаешь?
Для Саши Ширвиндта только туалет в коммуналке был спасением! Родители намучились! Зато талант клоуна проявился с первого класса.
Потому что предки звезды по папиной линии из Пруссии, города Ширвиндт, где была еврейская община. Саша родился в Москве, в июле 1934 года. В семье скрипача Большого театра Теодора Гдальевича Ширвиндта, поменявшего немецкие имя и отчество на Анатолия Густавовича, и главного редактора концертного отдела Московской филармонии и Раисы Самойловны, в девичестве Кобыливкер.
Жили в центре в девятикомнатной квартире, где обитали еще шесть семей. Я ребенок поздний. Когда появился, маме и папе было по 38.
У них была дочь Сусанна, но она прожила всего девять лет. И они вынуждены были родить что-то еще — и получился я. Бабуля и нянька всю жизнь — лет эдак 40 — сидели на кухне нашей коммунальной квартиры нос к носу и язвительно общались.
Компромиссов не было.
У меня было огромное количество ролей с ним. Узнала о его смерти, когда вышла со спектакля. Настолько это неожиданно, хотя было и ожидаемо… Но мы всё равно надеялись, что он еще поживет и дотянет до 100-летия, еще и сыграет. К сожалению, господь Бог так распорядился, — рассказала MSK1. Также о смерти деятеля искусств высказалась дочь Анатолия Папанова, Елена. Они с Ширвиндтами долгое время дружили семьями. С большим чувством юмора, талантливый. Что можно сказать?
Уже «Последний из могикан», я считаю. Замены нет таким людям и не будет. Всё, что он делал — это с таким юмором, так это всё позитивно и иронично, но в то же время очень по-доброму. Последний раз я его видела в мае 2023 года. У нас был спектакль в Театре Сатиры, посвященный истории папы. RU Папанова. Я даже не знаю, кто из современных актеров может приблизиться к нему.
В их старом доме в Скатертном переулке нередко бывали выдающиеся деятели искусства, в частности пианист Яков Флиер, актёры Василий Качалов и Ростислав Плятт, певец Леонид Утёсов. В 1952 году Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.
Щукина сейчас — Театральный институт имени Бориса Щукина на курс Веры Львовой, окончил которое в 1956-м с отличием. До 1970 года артист служил в «Ленкоме» и Московском драматическом театре на Малой Бронной сейчас — Театр на Бронной , а после вошёл в труппу Театра сатиры. На сцене ставшего впоследствии родным театра Александр Ширвиндт исполнил порядка 30 ролей, в частности он играл графа Альмавиву в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Добчинского в «Ревизоре», Молчалина в «Горе от ума», Мольера в одноимённом спектакле, Гектора в «Доме, где разбиваются сердца» и многих других. Помимо актёрской карьеры, Ширвиндт практически с первых дней службы в Театре сатиры начал реализовывать себя как режиссёр и сценарист. В 1970 году вместе с Марком Захаровым он поставил спектакль «Проснись и пой! Дьярфаша, а в 1985-м создал постановку по собственному сценарию «Молчи, грусть... В 2000-м Ширвиндт стал художественным руководителем театра. В кино Александр Ширвиндт дебютировал в 1957 году, исполнив роль в комедии «Она вас любит». В фильмографии артиста немало культурно значимых и известных лент, среди которых «Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Помимо кино, эстрады и театра, Александр Ширвиндт увлекался и литературой.
Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
«Имущество просто поделят пополам». Какое наследство оставил Александр Ширвиндт | В Москве 15 марта умер художественный руководитель столичного академического театра сатиры, народный артист России Александр Ширвиндт. |
Александр Ширвиндт-последние шутки | В советский период Александра Ширвиндта стали активно приглашать на телевидение. |
Александр Ширвиндт: биография, фото - «Кино » | Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, писатель Александр Ширвиндт умер 15 марта в больнице. |
Ширвиндт, Александр Анатольевич — Википедия с видео // WIKI 2 | Очередные трагические новости потрясли театральный мир — скончался советский и российский актер и режиссер, народный артист России и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. |
«С его именем связана целая эпоха»: скончался народный артист РСФСР Александр Ширвиндт | читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Урну с прахом Александра Ширвиндта захоронили на Новодевичьем кладбище Похороны Александра Ширвиндта состоятся 14 апреля на Новодевичьем кладбище. |
На телеканале "Культура" выходит цикл "Ушедшая натура" об Александре Ширвиндте
Происшествия Народный артист России Александр Ширвиндт умер в больнице. 15 марта на 90-м году жизни умер артист, режиссер, телеведущий, многолетний художественный руководитель и президент Театра сатиры Александр Ширвиндт. Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Александр Ширвиндт на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте
Александр ШИРВИНДТ
Рязанов часто приглашал Александра в свои фильмы. Замечательно он сыграл роли второго плана в фильмах «Вокзал для двоих» 1982 , «Забытая мелодия для флейты» 1987. Александр Ширвиндт в картине «Ирония судьбы, или с легким паром! Последние десять лет Ширвиндт уже совсем не снимается в кино, а все свое свободное время отдает театру.
Режиссерская карьера Александра Ширвиндта В театре Сатиры Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым, а потом уже и самостоятельно. Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи…», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль». На фото: художественный руководитель театра «Сатиры» Александр Ширвиндт перед началом спектакля «Укрощение строптивой» в постановке В.
Плучека на сцене Московского академического театра Сатиры, 2009 год. Популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Его голос невозможно было не узнать.
Публика также была в восторге от выступления дуэта Ширвиндт-Державин. Их миниатюры, остроумные и тонкие не оставляли равнодушными телезрителей. На фото: художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт и актер Михаил Державин слева направо в рабочем кабинете А.
Ширвиндта, 2007 год. Он опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами. Он и сейчас продолжает писать: в 2018 году вышли его новые мемуары «В промежутках между», которые пользуются популярностью среди читателей.
Он мог играть всё, что угодно. Как Вахтангов всегда говорил: «стань другим, оставаясь самим собой», вот он в каждой своей роли перевоплощался, но каждый раз оставался Александром Анатольевичем Ширвиндтом, — заключил он. По его словам, Ширвиндт всегда оставался на стороне студентов и верил в них больше, чем кто-либо. Знаете, вот когда собирались отчислять или когда у кого-то не складывалось, он на кафедре актерского мастерства всегда громче всех отстаивал студентов, потому что еще неизвестно, как сложится. Вдруг он будет звездой, а не тот, который получает пятерки. Его обожали студенты, всегда у него брали в долг, никогда не возвращали. Он всем прощал, махал рукой. В этом отношении был человек абсолютно свободный, никогда ни о чем не жалел, — делится с MSK1. RU Житинкин.
Также режиссер пожелал сил супруге Александра Анатольевича — Наталье Белоусовой. Они пробыли в браке 67 лет. Только одна Таточка Наталья. Он без конца шутил, вся страна передавала его шутки, они стали афоризмами. Но сколько свалилось на его голову — как он подхватил Сатиру, когда не стало Плучека, будучи уже в возрасте. Надо понимать, что он до последнего остался президентом.
Круг друзей Андрюши при его всенародной любви был очень узкий - Кваша, Горин, Захаров, я", - рассказывает Александр Ширвиндт. Документальный цикл "Александр Ширвиндт. Ушедшая натура" в эфире до 27 апреля, в 18. Предыдущие выпуски можно посмотреть на сайте телеканала "Культура".
Напомним, Александр Ширвиндт скончался в Москве в марте 2024 года.
Чем не повод для раздумья. Где А — расстояние от писателя до упомянутой рекламы, а В — до Толстого. Отрицательное итоговое значение означает неимение таланта. Положительное — его наличие, а само число — величину. Дело за малым: определить точное расстояние между «рекламой проституток» и Толстым, единицу измерения в этой системе координат и параметры, по которым мы располагаем там конкретную точку... Автор «Отрывков…» — человек, говоря его же словами, «весь в себе, и ему с собой интересно». Хорошо в данном случае , что читателя тоже вовлекают в этот процесс. Таких, как Александр Ширвиндт, действительно осталось мало.
Уходит прекрасная, ужасная, во многом уникальная и прямо влияющая на сегодняшний день эпоха. Пока «новая шелупонь раздражается от остаточного присутствия недовымерших авторитетов», есть еще возможность внимательно вглядеться в них. И если уж Ширвиндт, постоянный автор журнала «Театрал», где он выступает в жанре «личностных некрологов», советует после своего ухода следующее: «... Мало того, книга Ширвиндта снова убеждает читателя в том, что и мемуары вообще не типовое развлечение знаменитостей, когда по специальности работать поздно, а умирать рано. Это эпизод биографии, от которой уже не отнять определение «творческая».
Умер Александр Ширвиндт
Дольше всех у могилы провела время ученица Александра Ширвиндта актриса Анна-Мария Даниленко. Александр Ширвиндт — советский и российский актер, телеведущий, режиссер, сценарист, кино и театра. 15 марта 2024 года) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и сценарист. Проститься с Александром Ширвиндтом пришел его друг композитор Вячеслав Моцардо. Подробная биография Александра Ширвиндта на портале «RUS ». Последние новости о персоне Александр Ширвиндт новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое.
На телеканале "Культура" выходит цикл "Ушедшая натура" об Александре Ширвиндте
Последние новости о персоне Александр Ширвиндт новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Народный артист РСФСР, президент Театра сатиры Александр Ширвиндт умер в возрасте 89 лет. Александр Ширвиндт покидает пост худрука Театра сатиры. Алекса́ндр Анато́льевич Ши́рвиндт — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, писатель-мемуарист, юморист. Александр Ширвиндт – народный артист, актер кино и театра, режиссер театра, профессор, сценарист и телеведущий. Александр Ширвиндт: «В 80 сквозить ветерком – подозрительно».
Умер в больнице народный артист России Александр Ширвиндт
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой назвал Ширвиндта неповторимым и уникальным человеком. Он отметил, что не хочет верить в эту огромную для России утрату. Швыдкой заявил, что артист олицетворял собой великую силу жизни, пишет ТАСС. По ее словам, он обладал особой статью и харизмой. Соболезнования в связи со смертью актера выразил мэр Москвы Сергей Собянин. Они восхищались его творчеством и потрясающим чувством юмора. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Сейчас понимаю, что это самое главное в романе. Я красивый старик, боящийся стать беспомощным.
В общем, диагноз — «старость средней тяжести». О внуках и правнуках У меня в последнее время масса всего народилось. У моей внучки Саши двойня. Близнецов привозили к нам на дачу на смотрины, и я с трех метров в маске разглядывал смешных правнуков. Один на ладошке помещался, а другой — здоровый такой.
Только отвезли их с дачи в Москву, как у моего на тот момент 61-летнего сына Миши, молодожена, родился сын. То есть у Михаила Александровича родились двое внуков и одновременно он родил этим внукам дядю. И дядя на месяц младше племянников. Чтобы позволить себе в период карантина и вселенского кошмара приобрести сразу трех новорожденных, нужно иметь наглость, смелость, нахальство и, конечно, чувство юмора. Через каких-нибудь 20 лет эти три мужика будут говорить, что родились в 2020 году во время самоизоляции.
Какое начало биографии! Еще и имена дают непростые. У меня есть Элла, Рина, Семен и Матвей. И надо знать, какое имя кому принадлежит. Недавно у Миши был день рождения, и он сказал: «Ничего праздновать не будем, а просто соберемся по-семейному, в узком кругу».
Этот узкий круг — уже за 25 человек: от года до 87 лет. У меня есть ползающие внуки и правнуки, потом постарше — ходящие, потом Эллочка — думающая. Она очень витиевато и грамотно говорит. Например: «Вообще-то, когда нет родителей, я засыпаю не в десять, а в районе одиннадцати. Но это в порядке исключения».
Как-то в приватной беседе во время засыпания она мне сказала: «А поговаривают, что в молодости ты был красивым». Спрашиваю: «Кто это поговаривает? У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
И пришедший на спектакль зритель попадает в зону риска. Не скажу, что это подвиг, но во всяком случае чувство единения. Как сохранить верность традициям классического театра и при этом быть популярным у зрителя? У каждого театра есть аншлаговые спектакли и менее востребованные постановки. Причем иногда успех спектакля у зрителя не зависит от его качества и значимости. Зал в театре «Сатиры» рассчитан на 1230 мест. И каждый день собирать аншлаг — проблематично. При этом конкуренция высокая.
Театральные залы сегодня, как мне кажется, должны быть на 400-500 человек. Это оптимальный вариант. Видел, пользователи сети интересуются, почему? В нашем театре таким был спектакль «Гнездо глухаря», где играл Анатолий Папанов. Он ушел из жизни и вместе с ним ушел спектакль. Если говорить на языке театралов, ввести другого актера в этот спектакль было невозможно. А мне его в свое время рекомендовал Эльдар Рязанов. Спектакль действительно был очень популярным среди зрителей. Мы его сыграли, по-моему, раз четыреста.
В его основе пьеса Жана Ануйя «Орниф, или Сквозной ветерок». По сюжету этот Сквозной ветерок не может остановиться в своих любовных похождениях. Если до 50 лет я еще как-то справлялся с ролью, то в 80 сквозить ветерком — подозрительно. Зритель подумает, что я сошел с ума. А какую картину считаете самой удачной? У меня действительно было много работ разного масштаба. У того же Эльдара Рязанова я сыграл в десяти картинах. Это были эпизодические роли, но они мне очень дороги. Работа с ним всегда была подарком.
Любимая роль? Когда-то устраивали встречи со зрителями. Актер приходил, садился в кресло, остроумно и находчиво отвечал на вопросы поклонников. Помню, на такую встречу пригласили Костю Райкина. И один из зрителей задал ему точно такой же вопрос. На что он ответил: «Еще не сыграна». Конечно, не сыгранные роли — самые любимые. Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!
Александр Ширвиндт — пример правильного и интеллигентного человека. Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой : Не могу и не хочу в это верить. Александр Анатольевич олицетворял собой великую, убедительную силу жизни. Он был совершенно неповторимым человеком, уникальным. Он был символом убедительности жизни и на сцене, и на телевидении, в дружбе и любви. Потому что театр существует не только благодаря премьерам и спектаклям, но еще и благодаря тем людям, которые способны создавать атмосферу театральной жизни, ее радостного и неисчерпаемого оптимизма. И в этом смысле Ширвиндт с его замечательной манерой комментирования реальности, в чем всегда было место самоиронии, был, конечно же, знаком нескольких поколений какого-то невероятного блеска закулисья, блеска околотеатрального быта, в котором места для проявления таланта не меньше, чем на сцене. Его герой — чуть-чуть усталый, печальный, ироничный, умный — был так необходим советскому кино 1970-х, начала 1980-х годов. Потому что это кладезь мудрости, спокойствия. Для меня он — великий актер. Таких нет, могу сказать точно. Его стиль, его эстетика, его вкус, с которым он жил, вызывают огромное уважение. Ему хочется подражать, но уже такого не будет, к сожалению. Я на него смотрел, как на Бога. Потому что его шутки, остроумие и при том абсолютно нейтральное — это вызывает такое уважение. Это такая эстетика, такой вкус.
Александр ШИРВИНДТ
Летом прошлого года Ширвиндту поставили диагноз стенокардия. На мероприятии, посвященном 100-летнему юбилею Московского академического театра сатиры, он едва передвигался. Однако в беседе с агентством помощница Ширвиндта сообщила, что артист чувствует себя хорошо. Источник фото: Фото редакции В апреле прошлого года актер якобы нелицеприятно отозвался обо всех покинувших страну на фоне спецоперации артистах.
Арканова и А. Ширвиндта 2001 и др. С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой! Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария.
Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам - 50» совместная постановка с М. Микаэляном, 1974 и «Концерт для театра с оркестром» 1982 , а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи... Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей. Александр Ширвиндт и Михаил Державин В 2000-м Ширвиндт был назначен худруком Театра Сатиры, продолжая и режиссёрскую работу, и игру на подмостках этого театра.
Александр Ширвиндт в кино Александр Ширвиндт много снимался в кино. Первым успехом можно считать фильм «Приходите завтра» Евгения Ташкова, в котором он играл лже-Станиславского. Затем были многочисленные работы в других фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» 1967 , «Еще раз про любовь» 1968 , «Крах» 1968 , «Какая у вас улыбка» 1974 , «Небесные ласточки» 1976 , «Инкогнито из Петербурга» 1977 , «Мнимый больной» 1980. Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт - Андрей Миронов - Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» 1979. Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова.
В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» - чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» - референта министра. Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Он сыграл обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Среди других заметных работ Ширвиндта - Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе». Много работал на озвучке мультипликационных фильмов.
Начав с чтения закадрового текста в мультфильме для взрослых под названием «Машинка времени», снятом в 1967 году, актёр, например, дважды озвучивал Чеширского Кота в мультфильмах по классической сказке Льюиса Кэрролла. Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимался преподавательской деятельностью. С 1958 года преподавал в Высшем театральном училище имени Б. Щукина с 1995 года - профессор. Александр Ширвиндт на протяжении многих лет был постоянным участником целого ряда телевизионных программ.
Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи». Полюбились зрителям и выступления тандема Александр Ширвиндт - Михаил Державин.
Ленинского комсомола. В 1957 году зачислен в штат киностудии «Мосфильм». С 1970-го — актер Московского академического театра сатиры.
На фото: спектакль "Ревизор" по одноименной комедии Н. Гоголя постановка Валентина Плучека. В 70-е годы он продолжал активно сниматься.
Александр Ширвиндт был великолепен в фильмах «Двенадцать стульев», «Инкогнито из Петербурга», «Небесные ласточки». Хитом с его участием стала комедия «Трое в лодке, не считая, собаки», где появилось великолепное трио своего времени — Александр Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин. Да и в роли одного из друзей Лукашина в рязановском фильме «Ирония судьбы, или с легким паром! Рязанов часто приглашал Александра в свои фильмы. Замечательно он сыграл роли второго плана в фильмах «Вокзал для двоих» 1982 , «Забытая мелодия для флейты» 1987. Александр Ширвиндт в картине «Ирония судьбы, или с легким паром! Последние десять лет Ширвиндт уже совсем не снимается в кино, а все свое свободное время отдает театру. Режиссерская карьера Александра Ширвиндта В театре Сатиры Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым, а потом уже и самостоятельно.
Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи…», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль». На фото: художественный руководитель театра «Сатиры» Александр Ширвиндт перед началом спектакля «Укрощение строптивой» в постановке В. Плучека на сцене Московского академического театра Сатиры, 2009 год. Популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Его голос невозможно было не узнать.