Повстанцы-хуситы, считающиеся мощной военной силой в Йемене, рискуют втянуть себя и свою и без того разоренную междоусобицей страну в очередную петлю эскалации, которая приведет к возобновлению с новой силой боевых действий на йеменской земле. Хуситы успешно уничтожали технику просаудовских сил в Йемене. На севере Йемена, подконтрольном хуситам, идет мобилизация, бойцов могут отправить в сектор Газа для участия в конфликте с Израилем на стороне ХАМАС.
Высокотехнологичные повстанцы. Кто такие хуситы и почему они смогли бросить вызов Западу
Сергей Серебров: Главная цель хуситов, на мой взгляд, состоит в том, чтобы выйти из этой войны в образе победителя в глазах максимальной части населения Йемена. Хуситы – шиитские повстанцы, которые на данный момент представляют собой весьма могущественную силу в Йемене. Сейчас образованный хуситами Верховный политический совет контролирует практически весь так называемый Северный Йемен, населенный в основном шиитами.
Рискуют выйти из-под контроля: кто такие хуситы и какую угрозу они несут миру
Противники хуситов считают, что они пытаются возродить зейдитский имамат, существовавший на территории Северного Йемена до революции 1962 года[2]. Этот конфликт длится до сих, а хуситы продолжают контролировать обширные территории Йемена. Международно признанное правительство Йемена также обвинило хуситов в нападении на рыбаков, находившихся вблизи этого судна, в результате чего погибли и пропали без вести несколько рыбаков.
Начнут ли США военную операцию против йеменских хуситов
Первое столкновение с американцами уже произошло в самом конце прошлого года. При этом хуситы вооружены гораздо лучше сомалийцев. Более того, им уже идут фактически на уступки: некоторые компании успели заявить, что прекращают связи с Израилем. Также во времена сомалийского кризиса не было даже близко перенаправления торговых потоков в таком масштабе, особенно нефтяных танкеров. При этом путь вокруг Африки на четверть длиннее, чем через Суэцкий канал, что работает на повышение цен. Пока все, что удалось сделать созданной США коалиции, — это потопить несколько катеров хуситов и сбить несколько десятков дронов и ракет. Проблемы это никак не решает.
Встает вопрос о нанесении ударов по позициям хуситов, ряды которых насчитывают десятки тысяч бойцов в самом Йемене. Вашингтон пока что максимум может решиться на нанесение ударов с воздуха, что будет лишь немногим эффективнее, чем из пушек по воробьям. Еще меньше взволнует хуситов причисление их движения к террористическим группировкам. При этом по сравнению с любой сколько-нибудь масштабной наземной операцией в Йемене не очень успешная для Америки война в Афганистане покажется средней сложности военными учениями.
Тогда, двадцать лет назад, казалось, что они обречены на поражение. Америка находилась на пике глобального могущества — ее войска только что оккупировали Ирак и установили свой контроль над Ближним Востоком. А зейдитское ополчение действительно не располагало в то время ничем, кроме устаревшего стрелкового оружия, знаменитых йеменских кинжалов-джамбия и несокрушимого боевого духа. Однако в ситуацию вмешался Иран, который оказывал своим единоверцам военную и политическую поддержку. Кроме того, лидеры зейдитов перенимали опыт ливанской шиитской партии «Хезболла» — они занимались реализацией различных социальных программ, чтобы завоевать себе широкую популярность, и проводили пропагандистскую работу среди соотечественников-суннитов. Со временем хуситские силы росли, и в 2015 году они заняли Сану — столицу Йемена, потребовав преобразовать его в федеративное государство с равными правами для всех общин. Эта победа стала мировой сенсацией и неприятной пощечиной для США. Потому что в Вашингтоне понимали: успехи хуситов серьезно усиливают Иран, позволяя ему контролировать стратегически важные коммуникации в Красном море. Суннитские арабские страны организовали военную коалицию под руководством Саудовской Аравии, чтобы остановить шиитское наступление. Иностранные войска вошли на территорию Йемена, рассчитывая на быструю победу. Но неожиданно для всех завязли в кровопролитных боях с хуситами. Саудовская армия располагала новейшими американскими вооружениями, включая военные корабли, истребители, танки и ПВО. Однако хуситы успешно противопоставили этой силе тактику партизанской борьбы, широко применяя в ней оружие из Ирана.
О повреждениях американского корабля не сообщается. В «Ансар Аллах» объяснили, что атака на американских военных моряков стала ответом на нападение на хуситов 31 декабря. Тогда они попытались подняться на борт контейнеровоза под флагом Сингапура, открыв огонь с четырех небольших лодок. В ситуацию вмешались американские ВМС. В результате 10 членов «Ансар Аллах» были убиты. Международные перевозчики стали страдать от нападения хуситов в Красном море на корабли в конце октября. Повстанцы утверждают, что наносят урон лишь тем судам, которые связаны с Израилем, но по факту обстреливают корабли практически без разбора. Кто такие хуситы Хуситы представляют собой группировку шиитов-зейдинов. В 2014 году они смогли свергнуть правительство Йемена и взять под контроль столицу страны Сану. Коалиация стран, возглавляемых Саудовской Аравией, в 2015 году попыталась дать отпор хуситам. Этот конфликт длится до сих, а хуситы продолжают контролировать обширные территории Йемена. Повстанцев активно поддерживает Иран и партия «Хезболла».
В 2004 году подняла вооружённое восстание против правительства Йемена, постепенно захватив контроль над некоторыми южными территориями страны. Хуситы приняли участие в йеменской революции 2011 года, в результате которой ушёл в отставку президент Али Абдалла Салех. С начала 2015 года, после захвата столицы Йемена Саны и создания Революционного совета, является де-факто правящей организацией в Йемене. Президентом Революционного совета является Мухаммед Али аль-Хуси.
Пушки готовы стрелять: в Йемене снова раскручивается спираль войны
Хуситы базируются на северных территориях Йемена — ближневосточного государства, находящегося на юге Аравийского полуострова по соседству с Саудовской Аравией и Оманом. Перемирие в Йемене сорвалось, саудиты вновь готовы сцепиться с хуситами в смертельной схватке. "Недавняя эскалация безрассудных атак хуситов из Йемена угрожает свободному потоку торговли, подвергает опасности невинных моряков и нарушает международное право. Хотя и потирают бока, поскольку хуситы знатно намяли бока ваххабитам, их идейным союзникам и вышвырнули их с территории Йемена.
Кто такие хуситы и зачем они атаковали американские эсминцы в Красном море
Также в рядах хуситов воюют подразделения бывшей йеменской армии, перешедшие на их сторону. Кроме пехоты, хуситы располагают танковыми, ракетными, артиллерийскими и инженерными частями. Имеется небольшая военно-воздушная группировка из 20-30 боевых самолётов и вертолётов. Особый упор сделан на средства ПВО, бронетехнику и ракетно-артиллерийские войска. Таким образом, несмотря на недостаток тяжёлых вооружений, хуситы представляют собой силу, с которой приходится считаться всем участникам конфликта в Йемене. Их фанатичность, знание местности, и готовность к жертвам уравновешивают технологическое превосходство саудовской коалиции. Однако, как заявляют наши «западные партнёры», — многочисленные факты свидетельствуют об обратном.
У хуситов и Ирана сложились тесные идеологические, политические и военные связи. Так, иранские инструкторы из корпуса стражей Исламской революции регулярно проводят тренировки личного состава вооружённых группировок хуситов. Поставки иранских ракет и беспилотников позволили хуситам начать атаки по территории Саудовской Аравии. Поддерживая хуситское движение, Иран преследует свои геополитические цели в регионе. Он стремится не допустить усиления саудовского влияния в Йемене и создать у своих границ опорный пункт в лице хуситов. В будущем это может привести к фактическому разделу Йемена на проиранский север и просаудовский юг.
Таким образом, без жёсткой внешней подпитки со стороны Ирана вряд ли хуситы смогли бы добиться тех военных успехов и политического влияния в Йемене, которыми они обладают сегодня. Этот факт необходимо учитывать для понимания природы йеменского кризиса и поиска путей его разрешения. По данным компании Ambrey, занимающейся морской безопасностью, формальным владельцем захваченного судна значилась компания Ray Car Carriers. Однако её материнской структурой владеет израильский бизнесмен Авраам Унгар. На момент инцидента Galaxy Leader было сдано в аренду японской судоходной компании. Таким образом, несмотря на использование «удобного флага», фактическим бенефициаром захваченного хуситами судна был израильский магнат.
Есть определенные выгоды у США, потому что сейчас мы видим, как они превращаются в поставщика энергоресурсов, а им не нужно проходить Суэцкий канал. У них есть прямой маршрут через Атлантический океан. Очень важный момент — это динамика отношений США и Ирана.
Мы видим, что обе страны подают сигналы, что они не хотят прямого столкновения, и поэтому ведутся полувоенные действия, где с одной стороны США обстреливают базы проиранских формирований на территории Сирии и Ирака, Иран напрямую не атакует американские корабли, а это делают проиранские формирования в Сирии и Ираке либо хуситы в Йемене». Аду Яо Никез, канд. В ряде стран во власть пришли новые лидеры.
Это имеет большое значение, поскольку если бы эти лидеры остались у власти, Израиль не мог бы вести себя так, как он ведёт себя сегодня, без соответствующего ответа со стороны этих лидеров. И без этих лидеров вопрос создания Палестинского государства фактически исчез из повестки дня и в регионе, и в ООН, и так далее. Хуситы с 2015 года воюют с арабской коалицией, в которую входят почти 15 государств, и хуситов не смогли победить.
Именно против хуситов в 2015 году начала свои действия Арабская коалиция, призванная экс-президентом Абд-Раббу Мансуром Хади. Хуситы являются по своей природе экстремистами и нередко прибегают к массовым убийствам тех, кого считают «неверными» или «недостойными». Они исповедуют зейдитское течение, являющееся ответвлением шиизма.
Примечательно то, что шиитский ислам является доминирующей религией в Иране. И соответственно, многие считают, что хуситы напрямую завязаны с иранскими спецслужбами. Йеменские зейдиты проживали на севере Йемена ещё со времён монархии.
Хуситами они назвали себя в честь их бывшего лидера Хусейна аль-Хуси, убитого йеменитами в 2004 году.
Если с моря поставлен заслон, а вся остальная прилегающая территория — это пустыня Руб-Эль-Хали, самая зловещая и безлюдная в Аравии, то очень сложно представить, откуда ещё это могло прийти, тем более в таких масштабах. Фёдор Лукьянов: Возвращаясь к задачам. Цели хуситов ограничиваются Йеменом?
Сергей Серебров: Главная цель хуситов, на мой взгляд, состоит в том, чтобы выйти из этой войны в образе победителя в глазах максимальной части населения Йемена. Этот образ необходим, чтобы затем использовать его в ходе участия в йеменском диалоге, который все политологи мира считают неизбежным для успеха устойчивого урегулирования йеменского кризиса. Образ успешного политического движения, способного позаботиться о независимости и суверенитете государства, может стать инструментом закрепления хуситов в списке ведущих политических сил страны. Я думаю, что это главная цель.
Роль монопольного лидера, по-видимому, останется для них недосягаемой в любом случае. Формально платформа хуситов была закреплена в Концепции строительства современного государства, опубликованной в 2019 году. Главной целью там обозначено прекращение войны, то есть ситуация, при которой сама Саудовская Аравия, объявившая о начале военной операции в марте 2015 г. Следующим этапом, по предложению хуситов, должен стать созыв инклюзивного йеменского диалога, где должны быть мирным путём решены сложные внутриполитические проблемы страна и до войны находилась в состоянии раскола при сохранении территориального единства страны.
Весь юг — бывшая территория Народной Демократической Республики Йемен — с 2009 г. Правда, у Совета не очень получается консолидировать юг, поскольку юг стал ареной острой геополитической конкуренции между Саудовской Аравией и Эмиратами. Реализовать проект объединения юга, например в рамках восстановления формата двух йеменских государств по состоянию 1990 г. Тем не менее хуситы считают, что все внутренние йеменские проблемы могут быть урегулированы только при жёстком соблюдении принципа отсутствия всякого иностранного влияния.
Такова позиция, и думаю, что ей можно доверять, не выискивая подводных камней. Фёдор Лукьянов: Последний, но важный на сегодня вопрос. С чем связано то, что сейчас происходит в Красном море — заявление о поддержке Палестины, акции, из-за которых уже заговорили о международной военной операции? Сергей Серебров: В хусизме палестинский вопрос занимает совершенно особое место.
В 2002 г. В нём он отразил не столько влияние хомейнизма и радикальных исламистских течений, сколько своё личное восприятие реакции США на террористические атаки 11 сентября в виде избирательных военных интервенций в разных странах Ближневосточного региона и установлением тотального контроля над спецслужбами суверенных государств в рамках их вовлечения в глобальную антитеррористическую кампанию под своим руководством. Он счёл новую стратегию США опасным проявлением экзистенциальной угрозы всему миру ислама со стороны Запада в интересах усиления Израиля. Тогда же основоположник хусизма сделал ежегодное празднование Дня Иерусалима и Дня Палестины главными политическими датами хуситского календаря, наряду с множеством исламских дат, присущих шиитскому календарю, но признаваемых также и большинством суннитов.
Все 14 провинций Йемена под властью Саны с 7 октября 2023 г. Многотысячные шествия, заполняющие улицы крупных городов с флагами Палестины проводятся несколько раз в неделю повсеместно. В Сане считают, что движение ХАМАС адекватно ответило на то давление и на те провокации, которые последние два года предпринимались Израилем — и в Иерусалиме, и в секторе Газа, и на Западном берегу. То, что хуситы стали демонстрировать свою активную позицию, нет ничего удивительного.
Собственно говоря, это заложено в стержне хусизма. Мне кажется, что и пуски ракет в сторону Израиля, и арест сухогруза, который принадлежит израильскому судовладельцу, и атаки судов, которые, по мнению хуситов, направлялись в Израиль и не подчинялись требованиям йеменских пограничников, являлись прежде всего демонстрацией неудовлетворенности хуситов решениями форума исламских и арабских государств в Эр-Рияде в ноябре, которые были ими охарактеризованы как «ответ первоклассника, а не серьёзной силы». Они заявляют, что 57 стран с населением почти 1,5 млрд человек могли бы придумать что-то посильнее, чтобы защитить жителей Газы. Сейчас хуситы пытаются выступать авангардом защитников дела палестинцев и исламских святынь в Иерусалиме, чтобы послужить катализатором перевода позиций арабских стран в более решительное и естественное для них русло.
Но, думаю, что и в этом новом элементе кризиса основная цель хуситов всё-таки лежит в решении внутренних проблем своей страны. Объявленное на днях министром обороны США Ллойдом Остином решение о создании новой морской военной группировки «Страж процветания» из десяти стран с натовским костяком в зоне Баб-эль-Мандебского пролива в качестве щита Израиля против хуситов объективно только помогает им укреплять свой внутренний и региональный статус в приоритетной для них сфере. Кроме того, данное решение создаёт стратегические угрозы суверенитету локальных государств, давших отказ от присоединения к этой военной группировке под командованием США. В неё вошли восемь стран НАТО, причём Испания не подтвердила участие, а Италия дала согласие только при условии сохранения собственного командования.
Дело в том, что в апреле 2022 г. В неё тогда вошло 39 стран, в том числе страны Красноморского региона и Залива. Казалось бы, почему бы не использовать эту готовую группировку для решения данной задачи? Очевидно, причиной стали разногласия с исламскими государствами, ранее включёнными в CTF-153.
Пришлось заменить на натовский состав, добавив для вида Бахрейн и Сейшелы. Какие это разногласия? Во-первых, конфликт в Йемене не прекращён. Саудовская Аравия остаётся участником конфликта.
Сейчас получается, если она примет участие в каких-то морских операциях против Йемена, она выступит на стороне противника — Израиля, что плохо может сказаться на внутренней ситуации в Саудовской Аравии. Думаю, этот момент был учтён. Во-вторых, юг Йемена пребывает в состоянии хаоса, там нет государственного легитимного с точки зрения самих йеменцев органа власти, как в Сане. Международно признанное правительство по-прежнему чаще остаётся в Эр-Рияде, чем в Адене.