20 августа 2021 года председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил чин освящения закладного камня на месте будущего строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» в Крыму. К 130-летию создания «Склада местных древностей» в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» прошла Всероссийская научная конференция «История и археология Северного Причерноморья в античную и средневековую эпохи». Музей-заповедник “Херсонес Таврический” В Севастополе реконструируют Античный проспект возле Херсонеса. Спектакль-феерию «Алые паруса» покажут в Государственном музее-заповеднике «Херсонес Таврический». Так, канал «Крымский ветер» заявил, что митрополит Тихон от имени РПЦ «возглавляет ограбление и уничтожение музея-заповедника "Херсонес Таврический"».
Исаакий по-крымски: музейщики Севастополя против возвращения РПЦ «Херсонеса Таврического»
Строительство историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический» находится на начальном этапе, финансирование работ будет продолжаться, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Здания, которые сейчас занимает музей-заповедник «Херсонес Таврический» передадут Свято-Владимирскому перворазрядному мужскому монастырю. За несколько лет после возвращения Крыма положение археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» упрочнилось и в правовом, и в административно-хозяйственном плане.
Читайте также
- Херсонес. Последние новости - РИА Новости Крым
- Херсонесу Таврическому 130 лет!
- Навигация по записям
- Херсонес – последние новости
- Ночные экскурсии по музею-заповеднику «Херсонес Таврический» продолжатся в июле
- Сотни обнаруженных в Крыму предметов пополнят коллекцию музея «Херсонес»
В «Херсонесе Таврическом» открылась выставка «Херсонес эпохи князя Владимира»
Характерно, что Иннокентий создал в Херсонесе киновию — то есть тот тип монастыря, который предполагает небольшие размеры и замкнутый образ жизни для монахов. И хотя в дальнейшем, в 1860-е годы, возрожденный после Крымской войны монастырь был причислен к монастырям первого ранга, а его руководитель иеромонах, а затем архимандрит Евгений настоял на строительстве большой двухэтажной церкви — Владимирского собора, вместо небольшого деревянного храма, имевшегося в киновии ранее, ощущение свободы и уединения от пространства древнего городища не исчезало. Важно обратить внимание, что у церкви как института длительное время отсутствовал интерес к Херсонесу, и то, что делал Иннокентий, а затем и Евгений, по отношению к древнему городищу в целом — было, по сути, их личной инициативой. А сделали они многое. Архиепископ Иннокентий имел в планах не только проводить раскопки Херсонеса, но и создать при монастыре небольшой музей, чтобы сохранить на этой земле память о ее древней истории.
Причем этот подход противоречил позиции частного археологического общества, возникшего в 1839 году и получившего разрешение от правительства проводить раскопки по всему Крыму, — Одесского общества истории и древностей, которое настаивало на том, чтобы вывозить находки либо в Одессу, либо отправлять в Эрмитаж. Архиепископ Евгений, будучи сам членом Одесского общества, добился самостоятельности в проведении раскопок древнего городища, чем и занимался на протяжении практически 15 лет вместе с монахами, сохраняя находки, в том числе и от расхищения. О том, что представлял собой неофициальный музей Херсонесского монастыря, созданный таким способом, говорит описание московской Политехнической выставки 1872 года — выставки, с которой находки в Херсонес не вернулись. Старый сайт музея «Херсонес Таврический» так пишет о коллекции, присланной в Москву из Херсонесского монастыря: «Среди них были, вероятно, и находки графа Уварова.
Было передано 143 экспоната, описанных очень кратко, например: капителей мраморных и известняковых — 13, надписей и надгробных памятников — 16, статуй обломков и барельефов — 4 … и т. Вещи из Москвы не возвратились, часть из них попала в коллекцию Исторического музея, основанного в том же 1872 году. Архимандрит Евгений жаловался в одном из писем, что музей, который посещался августейшими особами из многих стран, стоит теперь пустой». Именно в это время — 1870-е — 1880-е годы — окончательно оформляется альтернативная концепция трактовки Херсонеса: как «русских Помпей».
Обращает на себя внимание и подход, выбранный центральной властью, — проводить изучение городища силами местных энтузиастов. Именно к числу таких энтузиастов и относился Карл Косцюшко-Валюжинич, начавший систематические раскопки в 1888 году и основавший в 1892 году из многочисленных находок так называемый «Склад древностей». Карл Казимирович мечтал, конечно, о музее, причем желательно двухэтажном, но сама история как будто противилась этому. Только в годы Гражданской войны, спустя 11 лет после смерти Косцюшко-Валюжинича «Склад древностей» превратился в «музей», а «заведующий раскопками» — в его директора.
Сама идея «Склада древностей» — а не музея — кажется не случайной. В том, что делал на протяжении почти 20 лет Косцюшко-Валюжинич, будто бы отражалась всё та же суть Херсонеса, которую увидел в свое время архиепископ Иннокентий. Да, сам основатель «Склада древностей» находился в очень напряженных отношениях с монастырем, но важно то, что и для светских археологов-ученых либо энтузиастов, и для священнослужителей общим было восприятие Херсонеса как места уединенного, требующего к себе трепетного отношения, не принимающего по сути своей суеты и кардинального преобразования собственного пространства.
Фрески и россыпи смальты, представленные на выставке, наглядно свидетельствуют о былом великолепии храмов; изысканные изделия из золота и серебра, бронзы и кости, стеатита и керамики — рисуют картины повседневной жизни Приходите на выставку, прикоснитесь к истокам, погрузитесь в бессмертное, золотое наследие Византии, породившее традиции и образы древнерусской культуры и заложившее фундамент современного мира! Государственный историко-.
В перекрытии одного из саркофагов было использовано надгробие Касандры — дочери Антисфена, датируемое по шрифту рубежом эр. После снятия перекрытия погребальных камер и саркофагов было установлено, что захоронения совершались как по обряду ингумации, так и кремации, причем в последнем случае остатки погребального костра вместе с прахом умерших были помещены в восемь свинцовых и одну бронзовую урны, установленные исключительно в центральном саркофаге. В остальных камерах и саркофаге были найдены костные останки более десяти человек.
Как одна из версий наличия в одном комплексе разных погребальных традиций — скорее половые, а не этнокультурные различия погребенных, что станет более ясным после антропологического исследования костных останков. Погребенных сопровождал инвентарь, состоявший из набора посуды для погребальной трапезы: кувшинов, мисок, сосудов для питья, а также глиняные светильники, стеклянные бальзамарии, мелкие предметы быта из цветных и благородных металлов, ювелирные украшения и элементы декора одежды, гагатовые и сердоликовые бусы.
Чтобы найти место, где замедляется бег времени, рассыпаются калейдоскопом ненужные лица и события, обнажая суть вещей, открывая сокровенное — не обязательно убегать из города, медитировать в пустыне или подниматься на Эверест. Просто придите в музей. Прислушайтесь к музейной тишине.
Стартовал проект к 130-летию музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Послушники участвовали в раскопках, а ещё вели хозяйство — держали скот и ухаживали за огородами. Спустя век на этом же месте возрождают монашескую жизнь. Открытие обители ознаменовало богослужение в праздник Сретения Господня. И это знаменует возрождение Свято-Владимирского монастыря. Благословение на это нам дал святейший патриарх Кирилл. Как только совершилась божественная литургия, монастырь полноценно начинает своё существование. У нас около 10 монахов, братия, мы располагаемся сейчас, здесь есть ветхие такие домики для археологов, построенные где-то в 1960-е годы. Мы их отремонтировали 2 года назад, а сейчас ещё немножко подремонтируем, и мы будем там жить». В «Херсонесе Таврическом» уверены, что монастырь не потеснит музей-заповедник и не помешает его работе.
Он займёт именно те здания, в которых находился в XIX веке — бывший настоятельский корпус, две гостиницы, старую и новую трапезные, подсобные помещения и хозяйственные дворы. Археологические памятники останутся в ведении музея. Какие именно древние объекты будут открыты, а какие окажутся на территории монастыря, однако, пока не уточнятся.
Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса… Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Здесь были заложены основы нашего государства. Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы. Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир.
Ко Дню археолога приурочили открытие в малом зале античной экспозиции новой выставки «По следам Гермеса». Она рассказывает о торговых связях Херсонеса Таврического с другими городами Причерноморья. И Херсонес, поскольку он находился на берегу Чёрного моря, связан как раз с торговыми путями, которые проходили мимо Херсонеса. Поэтому сюда поступали различные товары — вино в амфорах, оливковое масло, посуда, стеклянные изделия, которые мы хотели представить в таком географическом пространстве».
Выставка «По следам Гермеса» открыта для посещения до 19 ноября. Вход свободный. Программа праздничных событий, приуроченных к Дню археолога, была подготовлена «Херсонесом Таврическим» совместно с фондом «Моя история».
Сотрудники Управления ознакомились с многовековой историей города Херсонес, а также посетили самые знаковые места музея под открытым небом.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации Статья 6 Федерального закона от 27.
Археологи из Петербурга нашли уникальное сооружение в Севастополе
В Херсонесе были свои гончарные мастерские, археологи обнаружили их во время недавних раскопок. После того как в огромном пифосе перевозили вино, его разбивали на мелкие кусочки и закладывали в черепицу либо использовали для отсыпки улиц. Мы предлагаем гостям сделать своими руками керамическое блюдо и слепить собственную маленькую амфору. Фото: Херсонес Таврический В программе также открытие выставки "По следам Гермеса", посвященной раскопкам хоры Херсонеса, выступление виртуоза игры на бокалах, выставка фотографий, сделанных археологами на раскопках.
Мероприятия проводятся совместно с фондом "Моя история". Мастер-классы будут проходить с 11 до 16 часов. Участие бесплатное, но нужно купить билет на территорию Херсонеса.
Для гостей полуострова он стоит 100 рублей, а местным жителям выдается бесплатно.
Коллектив музея-заповедника — также преимущественно археологи. Каким Вы видите будущее заповедника с точки зрения археологии? Для меня это совершенно понятно. Но мне бы хотелось в Херсонесском музее-заповеднике больше музея… Обычному, неподготовленному человеку многое из того, что восхищает профессиональных археологов, непонятно. Многие могут сказать — это просто камни. Поэтому надо суметь правильно подать археологический материал… Музей должен работать для людей — это непреложная истина! Mottl Базилика в Херсонесе Собственно, от такого восприятия Херсонеса до заполнения его территории «интерактивом», для которого нужны соответствующие «благоустройство» и «реконструкция», оставался только шаг. И если бы его не сделал фонд «Моя история», известный организацией интерактивных выставок и пространств в разных регионах России, в том числе в Москве, этот шаг сделал бы кто-то другой. Проблемы» издано в Тюмени в 2008 году , советского археолога Александра Формозова например, его статья « Алексей Уваров и его место в русской археологии ».
В первую очередь стоит сказать о том, что обе трактовки Херсонеса — и как «русских Помпей», и как «русского Афона» — исходили не только из самоценности, но и из уединенности самого места. Афон, как известно, — символ строгого монашества, отрешенного от мирской жизни даже географическим положением. И когда основатель монастыря на территории древнего городища архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий на рубеже 1840-х — 1850-х годов мечтал о «русском Афоне», очевидно, он опирался и на вот это ощущение уединенности и отрешенности, которое давал сам Херсонес и которое чувствовалось в нем вплоть до самого последнего времени, пусть и далеко не в той степени, как это было в дореволюционное время. Характерно, что Иннокентий создал в Херсонесе киновию — то есть тот тип монастыря, который предполагает небольшие размеры и замкнутый образ жизни для монахов. И хотя в дальнейшем, в 1860-е годы, возрожденный после Крымской войны монастырь был причислен к монастырям первого ранга, а его руководитель иеромонах, а затем архимандрит Евгений настоял на строительстве большой двухэтажной церкви — Владимирского собора, вместо небольшого деревянного храма, имевшегося в киновии ранее, ощущение свободы и уединения от пространства древнего городища не исчезало. Важно обратить внимание, что у церкви как института длительное время отсутствовал интерес к Херсонесу, и то, что делал Иннокентий, а затем и Евгений, по отношению к древнему городищу в целом — было, по сути, их личной инициативой. А сделали они многое. Архиепископ Иннокентий имел в планах не только проводить раскопки Херсонеса, но и создать при монастыре небольшой музей, чтобы сохранить на этой земле память о ее древней истории. Причем этот подход противоречил позиции частного археологического общества, возникшего в 1839 году и получившего разрешение от правительства проводить раскопки по всему Крыму, — Одесского общества истории и древностей, которое настаивало на том, чтобы вывозить находки либо в Одессу, либо отправлять в Эрмитаж. Архиепископ Евгений, будучи сам членом Одесского общества, добился самостоятельности в проведении раскопок древнего городища, чем и занимался на протяжении практически 15 лет вместе с монахами, сохраняя находки, в том числе и от расхищения.
О том, что представлял собой неофициальный музей Херсонесского монастыря, созданный таким способом, говорит описание московской Политехнической выставки 1872 года — выставки, с которой находки в Херсонес не вернулись.
На литургию, которую провел митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, собралось несколько десятков горожан. Городскую власть представляли губернатор Михаил Развожаев и спикер заксобрания Владимир Немцев. Честно отстояв на ветру два часа, представители мирской власти удалились. Митрополит же сначала обратился к собравшимся на литургию, а затем ответил на вопросы журналистов. Они всегда широко открывали двери — с добродушием и любовью ко всем, кто сюда приходил».
Выражая благодарность всем причастным к возрождению монастыря, митрополит перечислил широкий круг лиц — от Сергия Халюты, который долгое время был «ангелом-хранителем этого места», до сотрудников музея-заповедника и губернатора. Особого упоминания удостоился Владимир Путин. А мы лишь исполнители этого прекрасного замысла, который будет радовать не только наших современников, но и поколения и поколения русских людей, православных людей и многих прибывающих сюда», — рассказал митрополит, подразумевая строительство Нового Херсонеса. За этим последовал рассказ о грядущем «Неополисе» — так митрополит Тихон предложил называть то, что севастопольцы назвали Новым Херсонесом. А вот здания, принадлежащие музею сейчас и использующиеся как выставочное пространство, отойдут монастырю, который размещался в них 100 лет назад. Это митрополит подтвердил во время общения с журналистами.
Волею Злого гения она и ее подруги превращены в птиц. Лишь по ночам близ этих развалин лебеди могут принимать человеческий облик, но грозный повелитель — мрачный Ротбарт — неотступно следит за ними. Чары снимет лишь тот, кто полюбит Одетту беззаветной и самоотверженной любовью.
Принц клянется, что отныне не застрелит ни одну птицу. Очарованный красотой Одетты, он дает еще одну клятву — вечной любви. Зигфрида и Одетту окружают лебеди и вместе с ними радуются их счастью.
Скрываясь в развалинах, Ротбарт подслушивает разговор влюбленных. Церемониймейстер объявляет об их приезде. Входят претендентки на руку принца, но Зигфрид равнодушен к происходящему: все его мысли устремлены к Одетте.
Раздается звук трубы, и появляется новый гость. Это граф Ротбарт, с ним его дочь Одиллия и многочисленная свита. Зигфрид поражен сходством Одиллии с его любимой Одеттой.
Он решает, что это девушка-лебедь, неожиданно явившаяся на бал, и восторженно приветствует ее. Во время танца принца с Одиллией в окне появляется Одетта в образе лебедя, пытаясь предостеречь принца от коварства Злого гения, но увлеченный Зигфрид никого не слышит и не видит, кроме Одиллии. Владетельная Принцесса, видя интерес своего сына к дочери Ротбарта, объявляет, что она должна стать невестой Зигфрида.
Ротбарт просит принца торжественно поклясться в любви к Одиллии, и тот с готовностью делает это. Трижды повторят Ротбарт свой вопрос, и все три раза принц отвечает согласием. Внезапно зал погружается во мрак, и Зигфрид видит в окне Одетту.
С ужасом он понимает, что его жестоко обманули, но осознание вины приходит слишком поздно. Клятва нарушена, девушка-лебедь навеки останется по власти темных сил. Ротбарт и Одиллия исчезают.
Принц в отчаянии спешит к озеру лебедей. Берег лебединого озера. Подруги Одетты грустят, дожидаясь ее возвращения.
Вбегает в слезах и отчаянии Одетта: принц нарушил клятву и не выдержал испытания.
'+obj.error+'
Музей-заповедник «Херсонес Таврический» вошёл в топ-20 музеев России по упоминаемости за 2022 год, согласно данным компании «Медиалогия». В музее «Херсонес Таврический» прокомментировали попадание в рейтинг упоминаемости. РИА Новости. Музей-заповедник «Херсонес Таврический» впервые вывез золотые артефакты Византии на выставку в Великий Новгород. Глава минстроя РФ проинспектировал строительство объектов в парке "Херсонес Таврический" Правительство Севастополя.
Возрождение Херсонеса – долгий путь ради мира и единства
«Херсонес Таврический»: 2023 - год новых открытий. В студии – Елена Морозова - Радио Крым | Здания, которые сейчас занимает музей-заповедник «Херсонес Таврический» передадут Свято-Владимирскому перворазрядному мужскому монастырю. |
«Херсонес Таврический»: 2023 - год новых открытий. В студии – Елена Морозова - Радио Крым | Музей-заповедник Херсонес Таврический. Около 300 найденных и отреставрированных археологами при строительстве автодороги «Таврида» в Крыму предметов будут переданы в фонды музея-заповедника «Херсонес Таврический». |
РПЦ призвала передать ей заповедник "Херсонес Таврический"
И мы знаем из «Повести временных лет» о том, что Владимир принял крещение в Корсуне, именно отсюда распространилось христианство по всей территории Руси. Но, кроме письменных источников, кроме текстов, до нас дошли ещё миниатюры, то есть изображения, которые также здесь в репродукциях представлены. Конечно, хочется как-то перепроверить или подтвердить это археологическими находками». В экспозиции представлены экспонаты, датируемые Х веком, в конце которого, а именно в 988 году, 1035 лет назад князь Владимир и крестил Русь. Цель выставки — воссоздание при помощи разнообразных предметов далёкой эпохи атмосферы Херсонеса той поры.
Выражая благодарность всем причастным к возрождению монастыря, митрополит перечислил широкий круг лиц — от Сергия Халюты, который долгое время был «ангелом-хранителем этого места», до сотрудников музея-заповедника и губернатора. Особого упоминания удостоился Владимир Путин. А мы лишь исполнители этого прекрасного замысла, который будет радовать не только наших современников, но и поколения и поколения русских людей, православных людей и многих прибывающих сюда», — рассказал митрополит, подразумевая строительство Нового Херсонеса.
За этим последовал рассказ о грядущем «Неополисе» — так митрополит Тихон предложил называть то, что севастопольцы назвали Новым Херсонесом. А вот здания, принадлежащие музею сейчас и использующиеся как выставочное пространство, отойдут монастырю, который размещался в них 100 лет назад. Это митрополит подтвердил во время общения с журналистами. Ранее, как уже сообщал ForPost , в зданиях размещались архиерейский дом с церковью и монастырским общежитием. Восстановить на прежних местах планируется и хозяйственные постройки, без которых монастырь не обойдется. А берем, я не знаю — 3—4 тысячи квадратных метров. Вам жалко?
Ко всем археологическим памятникам будет свободным, а в чужой монастырь со своим уставом не лезь.
Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы. Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими, забравшими в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов, можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.
В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. В XVI веке польский посол Мартин Броневский пишет о Херсонесе: Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй… Государственный строй править Херсонесское государство представляло собой полис с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия. Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы.
Повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города. Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь грамматевс — на год. Так называемый царь василевс был эпонимом , то есть его именем назывался и датировался год. От древней высокой должности царя сохранились почётные, но только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов , позже их заменили архонты. Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовали народный суд и специальные должностные лица — дикасты судьи.
Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путём тайного голосования , как указано и в херсонесской присяге: «буду судить камешками по законам». Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведённых расходах. Агораномы наблюдали за порядком на рынке, астиномы — за точностью мер веса и объёма. Имена последних ставились на монетах и ручках амфор. Как и в других античных государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Здесь существовала особая должность гимнасиарха. Все эти должности были выборными — выборы производились либо хейротонией голосованием поднятием рук , либо по жребию.
К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки магистраты , характерные исключительно для аристократических и олигархических государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и прочее. Такая черта аристократического устройства связана с завоеванием и подчинением местного населения и необходимостью быть в постоянной военной готовности, когда большую роль играют представители наиболее состоятельных и знатных семейств, выступающих в качестве силы, укрепляющей и цементирующей вооружённые силы. Политическая история Херсонеса V—II веков до н. Пожалуй, только один, но зато очень важный период освещён в источниках очень полно. С III века до н. Разрозненные их племена постепенно переходят к оседлому образу жизни, земледелию наряду со скотоводством , образованию племенных союзов. Политическое их объединение завершается созданием крупного государства с центром в Неаполе Скифском.
Во главе его становится умный и энергичный вождь — царь Скилур. Скифская знать мечтает о богатствах греческих городов, стремится захватить в свои руки побережье с его заморской торговлей. Херсонес утратил демократическую форму правления и попал в зависимость от Рима.
Наша задача - ландшафт сохранить. Территория вся заросшая", - сказал Кованов. Выставка "Каменной могилы" в Севастополе Также в ближайшее время специалисты "Херсонеса Таврического" отправятся в Мелитополь, чтобы изучить фонды музея "Каменная могила". После этого выставку запорожского музея планируется показать в "Херсонесе Таврическом". А это и фондовая коллекция, имущество, территория, и мы будем понимать, с чего нам надо начинать нашу работу для того, чтобы с нами им было комфортно", - сказала Морозова.
Новости Крыма сегодня — агентство крымских новостей «9-й КРЫМ»
Официальный канал музея-заповедника "Херсонес Таврический". Херсонесский заповедник сегодня – это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, вла. Россияне разрушают музей-заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе, пишут украинские Telegram-каналы. Новости Крыма: Отдел развития Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический». Обзорная экскурсия «Херсонес – музей под открытым небом» проводится ежедневно при наборе группы от 5 человек в 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00.