Гродненская епархия Приход храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба г. Гродно. File:Grodno From Wikimedia Commons, the free media repository. Новости Гродно и Гродненского региона на канале Беларусь 4 Гродно. Вечером 8 июня в Гродно пройдет традиционный крестный ход верующих католической конфессии. С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой.
Будь готов
- Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов
- Пасху в Беларуси 31 марта отмечают более 1,5 млн верующих
- Православная молодежь г. Гродно посетила приходы Брестской епархии .
- Причина №1: полюбоваться архитектурой в стиле барокко
- Ксендз-вокалист, сделавший парафию более «белорусской»
- Пасху в Беларуси 31 марта отмечают более 1,5 млн верующих
В Гродно строят «вторую Коложу»
Хелский, начальник главного управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета Л. Кеда, председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области А. Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь на запричастном стихе произнес протоиерей Александр Железный. По окончании Божественной литургии было совершено славление Коложскому образу Пресвятой Богородицы. Архиепископ Антоний обратился с приветственным словом к митрополиту Вениамину и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. С приветственным словом от имени региональной власти обратилась председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Патриарший экзарх обратился к верующим с архипастырским словом и в память о торжествах преподнес архиепископу Антонию факсимильное издание Жировичского Евангелия.
При проведении исследований было доказано, что часы в Гродно старше часов в Праге, которые до этого считались самыми старейшими в Европе. Часы в Праге со знаменитыми курантами и движущимися элементами имеют полностью современный механизм, так как старинный не сохранился. А в часах на башне костела Святого Ксаверия установлен и работает старинный механизм.
До того как часы установили на башне костела, они находились на деревянной башне коллегиума иезуитов, который был построен в XVII веке. Позднее башня обветшала, часы были перенесены на каменную башню собора Святого Франциска Ксаверия. В каком веке это произошло сказать точно нельзя, но есть росписи костела, сделанные в конце XVIII века, на которых часы уже установлены на башне.
Следует отметить, что в XIX-начале XX веков часы считались ратушными, по ним сверяли время во всем городе Гродно, их содержание и обслуживание оплачивал магистрат. В начале Первой Мировой Войны массивные часовые колокола были увезены в Германию. После чего много лет часы стояли.
Только в апреле 1989 года часы были восстановлены, жители Гродно вновь услышали звон колокола на бахне костела. И по настоящее время, несмотря на свой почтенный возраст, часы в Гродно идут точно — секунда в секунду. Механизм часов находится на виду, ничего не скрыто, всё крутится, тикает, двигается.
Работа механизма часов осуществляется под действием 70-килограмовой гири, которая опускается на 15 метров в течение 36 часов. Гиря, отвечающая за бой часов имеет вес 150 кг, имеется маятник длиной 2 метра, царственно качающийся из стороны в сторону. Циферблат часов имеет диаметр 2 метра, стрелки часов длиной 1 метр — часовая и 1м 15см — секундная.
К часам ведет крутая лестница с 132 ступеньками. Слышен бой в колокол 1 раз, когда минутная стрелка показывает 15 минут, 2 раза на 30 минут, 3 раза на 45 минут и 4 раза отбивает каждый час. Интересные факты фарного костела До недавнего времени считалось, что механизм в часах в Гродно изготовлен в XV веке, но первое упоминание о часах на башне зафиксировано в 1495 году в актах о «Гродненских привилегиях», где о часах повествуется как «допотопных», что значит древних.
В 1995 году при проведении реставрационных работ в часах был обнаружен интересный артефакт — двухклиновое соединение, которое применялось в эпоху XII века и считалось утраченным. Легенды о костеле францисканцев в Гродно В годы Великой Отечественной Войны в фарный костел в Беларуси попал фашистский снаряд, пролетел рядом с иконой, упал, но не взорвался. Гродненцы считают, что именно эта икона и спасла костел от неминуемого разрушения от взрыва.
Священники храма Святого Ксаверия Кс. Денис Бразинский.
Graduated from the Belarusian State Academy of Music in accordion class, qualified as an artist, orchestra leader and conductor. Has a long teaching experience as a teacher at the Grodno State Music College. Many of its graduates continued their education in the leading music universities of the Republic of Belarus.. For some time he was engaged in scientific activities, studying at the postgraduate course at the Belarusian State Academy of Music with Professor, Doctor of Arts Chaban V. Repeatedly participated in international scientific conferences, has a number of publications. Coming in2014 year in the Musical Theater "Rada" as an accordion artist, over time, he began to combine artistic activity with administrative work as an assistant to the artistic director, and then the head of the troupe. WITH 2017 years to the present successfully combines work as a director and an accordion artist, actively performing together with the team in all concert programs of the theater. During2021 Graduated from the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus with a degree in Innovation Management, qualified as a manager-economist.
Впрочем, в тех же санузлах установлено самое современное оборудование. Что по ценам? Номер на одного обойдется примерно в 160 рублей за сутки. Но подробности лучше уточнять в официальном инстаграм-аккаунте комплекса. Чуть дальше на берегу пруда разместился гостевой дом. Внутри есть не только номера для отдыха, но и баня. Напротив расположился ресторан с пивоварней. Прямо здесь варят пиво по уникальным рецептам.
За процессом можно наблюдать через большое окно на первом этаже пивоварни.
Королевская баня, каплица и покои секретаря: что посмотреть в новых залах Старого замка Гродно?
Облисполком На коллегии подвели итоги работы за 2022 год. Об итогах работы организаций в сфере культуры области в прошлом году и задачах на 2023 год говорили сегодня на заседании коллегии управления культуры облисполкома. Участие в мероприятии приняли заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк, председатель областного Совета депутатов Елена Пасюта, начальник управления культуры облисполкома Елена Климович, начальник управления культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь Ирина Карпович, заместитель председателя Комитета государственного контроля Гродненской области Татьяна Слабыш, а также заместители председателей райисполкомов, представители сферы культуры. Начнем с трехдневного фестиваля национальных культур, который вернулся в Гродно спустя определенное время и порадовал всех жителей города, его гостей и всех тех, кто принимал в нем участие. Яркое событие запомнилось нашим туристам зрелищными красивыми постановками, выступлениями артистов, незабываемой атмосферой и, конечно же, сувенирами, которые они увезли с собой. Открылась экспозиция в Старом замке, реконструируются церкви, объекты материального и нематериального наследия вносятся в туристические маршруты… И сегодня туристы, которые приезжают на Гродненщину, могут купить сувениры, посмотреть, как мастера изготавливают рушники, лепят из глины посуду, плетут соломку, угоститься белорусскими блюдами, — сказал заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк. Он отметил, что сегодня особенно важно уделять внимание закреплению молодых работников сферы культуры на местах. Мы требуем от районных исполнительных комитетов соблюдения всех социальных гарантий. Важно, чтобы молодым специалистам была предоставлена интересная работа, имелась возможность творческого роста.
Сейчас этот пост исправлен — Бондарева оставила тот же текст, но заменила фото с Grodno. Редакция Reform. Пост о выставке до и после суда. Скриншот из телеграм-канала Ольги Бондаревой Издание Hrodna. Пропагандистка сетует, что портал опубликовал афишу студенческого мероприятия «в стиле лесбиянок» — с иллюстрацией, изображающей двух девушек в обнимку.
Встреча посвящена теме: «С заботой о здоровье» о медицинских работниках. В проведении очередного этапа ШАГа также принимали участие представители администрации, педагоги и учащиеся гимназии. В своих выступлениях священнослужители отметили, что здоровье и сама жизнь — это бесценный дар Божий людям, который они должны беречь и сохранять, а нерадение о них, с позиции христианской нравственности — грех.
В годы Первой Мировой Войны 3 колокола, в том числе самый главный, были увезены в Германию. Лишь в 1938 году появились новые колокола на башнях костела Ксаверия. Во время богослужений в соборе играет орган, который является самым большим историческим органом в Белоруссии. Деревянный алтарь — главная достопримечательность костела, его высота достигает 20 метров, что сравнимо с высотой семиэтажного дома. Алтарь был возведен польским мастеров Яном Смита в 1736 году из дерева, позднее его тонировали под цвет мрамора. Алтарь был установлен на пожертвования супружеской пары Лозовых, в благодарность их скульптуры были установлены в алтарной композиции. Алтарь имеет несколько ярусов, его украшают редкие скульптуры святых, апостолов, меценатов, докторов католической церкви. В центральной части первого яруса располагается скульптура небесного хранителя костела Святого Франциска Ксаверия. На боковых консолях установлены скульптуры меценатов супружеской пары Лозовых. На втором ярусе по центру располагается скульптура Христа, по бокам 4 скульптуры апостолов: Марка, Матвея, Иоанна, Луки, 4 фигуры великих докторов католической церкви: Святых Григория, Августина, Иеронима, Амвросия. Венчает композицию «Глория», которая провозглашает победу добра над злом. Она окружает витражное окно, над которым изображен Святой Дух. С обеих сторон изображены женщины, олицетворяющие 4 континента, они приклоняют колено. Помимо главного алтаря в костеле расположено 12 боковых алтарей, на которых располагаются иконы Божьей матери, Святой троиц, Михаила Архангела, Святого Иосифа и другим святым католической церкви. В костеле установлен бюст Стефана Батория, именно этот великий король Речи Посполитой пригласил иезуитов в город Гродно, резиденция в котором была его любимым местом. Стефан Батория пожертвовал в XVI веке 10000 золотых на строительство храма Святого Ксаверия, который возвели уже после его смерти. Одной из жемчужин в кафедральном соборе является икона Божьей Матери Студенческой Конгрегатской. Этот образ польский дворянин Жалеровский подарил студентам гродненского коллегиума, после чего икона Богоматери прославилась своей чудотворностью и исцелениями. Каждый год 5 августа в Гродно празднуется день в честь Святой Богоматери Студенческой. Композиция с множеством скульптур в старинном алтаре, монументальные опорные столбы, оформленные колонками иконостасов, придают внутреннему убранству особую красоту и величие. Иезуиты при украшении храма не пожалели сил и золота: удивительная резьба по дереву, фрески, редкие статуи и фигуры. Фресковая роспись на сводах, в нишах храма датируется 1752 годом, состоит из множества сюжетных композиций, образов евангелистов. Пожар в костеле в 2006 году В 2006 году в храме из-за короткого замыкания случилось возгорание главного алтаря, сильно пострадал уникальный деревянный шедевр.
Пасху в Беларуси 31 марта отмечают более 1,5 млн верующих
- ФОТОФАКТ: Крестный ход в честь праздника Божьего Тела прошел в Гродно
- 1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022 - Смотреть видео
- Правила посещения театра
- Гродненский диоцез — Что такое Гродненский диоцез
- Выбор редакции
- Актуальная аналитика
Православная молодежь г. Гродно посетила приходы Брестской епархии .
Новости Гродно. 19.04.2024. Нынешней весной в Неман выпустят две с половиной тысячи особей различных видов рыб. Новости епархиальных монастырей Архиепископ Новогрудский Гурий поздравил настоятельницу Рождество-Богородичного монастыря в Гродно с днем тезоименитства 8 апреля 2023 года. Кафедральный собор — собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно, имеющий почётный статус «малой базилики». С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой. Новости Республиканского центра управления и реагирования на ЧС.
Правила посещения театра
- КВИЗ в честь 120-летия профсоюзного движения Беларуси: игра знаний и памяти
- Правила посещения театра
- Please wait while your request is being verified...
- Фарный костел (собор) святого франциска ксаверия
Королевская баня, каплица и покои секретаря: что посмотреть в новых залах Старого замка Гродно?
YouTube. государственной филармонии выступит с концертной программой в Новом замке в Гродно! Новости Гродно. Гродно – первый белорусский город, приветствующий Вифлеемский огонь в канун католического Рождества.
Рараты 2023
Новости Гродно и области в Одноклассниках. Grodno Katedra. Новости 2023 года. День Октябрьской революции празднуют в Гродно. Главные события на сегодня в режиме онлайн. Новости Гродно, страны, мира. Криминальные новости, люди, рыбалка, такси, секонды, коронавирус.
"ДоМиСоль-ка"
Праздничное богослужение из Фарного костела Гродно будут транслировать в прямом эфире | Гродненская правда — Новости Гродно и Гродненской области. |
Grodno Katedra - YouTube | Перажываем III Вялікодную Нядзелю. У наступным тыдні успамінаем: 1. У нядзелю 21 красавіка, Нядзеля Добрага Пастыра. Тыдзень малітвы аб пакліканні да Божай службы у Касцеле. |
В Гродно католики отметили праздник Божьего тела — как это было | Гродненская правда — Новости Гродно и Гродненской области. |
Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра
Яйца красим, дети участвуют, помогают. Это для нас общая традиция, которая передается из поколения в поколение. Всем католикам счастливой Пасхи! А через девять дней после праздника по традиции встретят Радуницу. В календаре православных верующих Пасха на несколько недель позже.
Он проходит ежегодно на праздник Божьего тела. В связи с этим в центре временно ограничат движение. Франциска Ксаверия пройдет служба. После литургии начнется евхаристическая процессия, которая пройдет по улицам традиционным маршрутом между костелами города.
Ренессансно-готический облик храм имел во времена наивысшего значения города. Храм непрерывно имел облик ренессансно-готического собора более трёх сотен лет. В общей сложности храм имел облик ренессансно-готического стиля и приближённого к нему более трёхсот пятидесяти лет и только немногим более двадцати обладал обликом псевдорусского собора. Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора. Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля. Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ. Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде. После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия. Из этого следует, что Фара Витовта более трёхсот лет подряд имела черты ренессансно-готического храма. В конце XIX века храм был реконструирован в псевдорусском стиле. Однако уже в 1919 году здание вернули католикам, и ещё через некоторое время оно снова было реконструировано и вновь приобрело готические черты. В 1961 году храм был подорван. Из почти четырёхсотлетнего периода существования здания, оно находилось в облике значительно отличном от первоначального лишь немногим более двадцати лет. Это, разумеется, может быть аргументом в пользу восстановления храма в первоначальном виде. Аутентичные части здания сохранившееся на прежнем месте — его основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Наконец эстетика, чьи категории, конечно, весьма условны, может быть мерилом для определения формы здания. Псевдорусский собор, по мнению специалистов, плохо гармонирует с архитектурной средой главной площади Гродно, да и сам стиль как таковой считается многими исследователями «слабым». Что же касается других отличных от изначального облика версий храма, то они, по сути, являются лишь более или менее удачными репликами первообраза Фары. Вопрос 2. Кто имеет больше прав на храм? Короткий ответ: Католики 1. Храм был построен как католический и пришёл на смену ещё более раннему католическому собору. Католики владели каменным храмом более двухсот тридцати лет, православные только менее ста двадцати. Предшественница каменного храма — деревянная Фара Витовта, упоминается уже в XIV веке, данные о существовании на этом месте более раннего православного храма не известны широкому кругу исследователей. Место храма можно считать принадлежащим католикам исконно. Храм был забран у католиков против их воли, согласия католической общины никто не спрашивал. Справедливо было бы его вернуть представителям этой религии. Аргументация: Храм был построен как католический и принадлежал католикам намного дольше, чем православным, если же учесть, что храм, построенный в XVI веке, являлся своего рода преемником католического храма, упоминание о котором относят к XIV столетию, то можно утверждать, что католики владели Фарой в несколько раз дольше, а само место храма исконно принадлежало католической общине. Какие-либо достоверные данные о существовании на этом участке более раннего православного храма не известны широкому кругу историков. Но главный аргумент это то, что храм был отнят если не сказать украден у католиков, соответственно, с точки зрения морали, храм должен быть возвращён законным владельцам. Можно провести следующую аналогию… Есть и ещё один храм символ Гродно — Коложская церковь. Достаточно представить, что храм частично разрушился бы, был бы передан властью католикам, без согласия православной общины, перестроен в костёл, а через некоторое время взорван. Правильным ли было бы Коложу восстановить именно в первозданном виде, как православную церковь XII века, и после восстановления передать православным? Ответ, думается, вполне очевиден. Автору случалось слышать контраргумент, что, мол, католики не протестовали против передачи храма. Во-первых, этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, а во-вторых, как остроумно заметил белорусский историк Дмитрий Дрозд «можно было попротестовать — только сразу котомку в Сибирь заготовить». Вопрос 3. Кому стоит отдать храм? Короткий ответ: Храмом может владеть город, католическая община или же православная, а также обе эти общины совместно. Тезис: 1. Наибольшие права на храм, безусловно, имеют католики, но во избежание межконфессиональных разногласий он, теоретически, может принадлежать городу или же быть в совместном владении двух конфессий. Аргументация: Имеет смысл уточнить, что автор считает опасность спора верующих несколько надуманной. Знакомство с вышеизложенными фактами приведёт большинство людей к убеждению, что здание по праву может принадлежать католикам. Аргументы же подобные такому: «у католиков костёлов полно, давайте построим православным церковь напротив! Если православным не хватает храмов, то их можно построить, в том числе и в центре, но легендарный католический храм должен, по крайней мере, быть восстановлен в изначальных формах, и иметь более ценный, в архитектурном и историческом планах, облик, а не наружность казённого псевдорусского стиля. Однако из ответа администрации на очередной вопрос о восстановлении храма следует, что там всё же опасаются конфликта. Что ж… Храм мог бы принадлежать и православным, но облик его должен соответствовать изначальному. Выше уже аргументировано это утверждение. Логичным компромиссным решением, было бы решение оставить здание городу, в качестве концертного зала и или галереи. Очевидно, однако, что администрация не горит желанием вешать такое здание на баланс. Кроме того, сама структура храма открывает путь к совместному, так сказать компромиссному, владению Фарой. Храм имел часовню, принадлежавшую роду Халецких. Построив аналогичный объём с противоположной стороны, можно отдать одну из построек в собственность православной, а другую во владение католической общины, основное помещение храма можно при этом оставить концертным залом. Есть и пример подобного решения. Сходным образом решён вопрос собора в Калининграде, где действуют евангелическая и православная часовни, а сам храм является концертным залом. Есть и другой пример совместного владения — Храм Гроба Господня в Иерусалиме. История Фары Витовта даже слегка смахивает на историю этого великого восточного храма. Допустимы некоторые элементы других эпох. Здание может принадлежать городу и быть концертным залом картинной галереей, музеем и т. Возможно и даже желательно совестное владение храмом, то есть он может принадлежать общинам этих двух конфессий. Гражданам Беларуси следует взять пример с соседей, восстановивших свои национальные символы. Пока же горожане и гости города над Неманом могут осмотреть памятный знак на месте костёла и апсиду костёла бернардинцев, с готическими окнами — образцом для неё послужила апсида Фары Витовта. Как-то автор высказывал на своей странице в соц. Эти вещи можно было бы разместить в символической могиле Батория, созданной в восстановленной Фаре Витовта. Подобным образом поляки перезахоронили последнего короля Станислава Августа, перенеся фрагменты его вещей из Волчина в Варшаву. Само тело короля не было найдено и осталось в белорусской земле. Подобный символический шаг в отношении Батория, который хотел быть похороненным в Гродно, был бы весьма уместен, ведь это не только выдающийся монарх, но и единственный великий князь ВКЛ, прямо выразивший желание быть похороненным в одном из городов будущей Беларуси. При создании могилы Батория, впрочем, можно обойтись и без неких вещей короля. Можно создать символическую могилу — кенотаф, на подобие того, который создали родственники Антония Тизенгауза в иезуитском храме. Быть может и целый ряд символических могил великих людей умерших в Гродно, но похороненных в иных местах, мог бы разместиться в возрождённом храме. Родственники Антония Тизенгауза определённо понимали, что его символическая могила уместна в величайшем барочном храме города, то есть в костёле иезуитов. Об этой выдающейся святыне и кенотафе Тизенгауза пойдёт речь ниже. Храмы иезуитов Прежде, чем рассказывать об иезуитском костёле Франциска Ксаверия, стоит поговорить об иезуитском строительстве в целом. Строительство иезуитов в Гродно, на момент публикации книги, утопает в противоречивой информации, несмотря даже на значительную историческую важность событий связанных с этим интереснейшим католическим орденом. Первым иезуитским храмом, как уже было сказано выше, должен был стать храм известный позднее как Фара Витовта. Стефан Баторий прилагал большие усилия для организации иезуитского коллегиума в Гродно. Король даже писал Папе Римскому, чтобы решить этот вопрос. Несмотря на все усилия, увидеть в Гродно филиал ордена иезуитов королю не удалось. Баторий, согласно данных Юзефа Иодковского, завещал членам «Общества Иисуса» 10 000 злотых и скончался в гродненском Старом замке. Новая попытка создать в городе иезуитский филиал была предпринята в первой половине XVII века. Авторы в публикациях называют Станислава старостой Гродно, но его имя отсутствует в списке людей, занимавших эту должность. Первоначально иезуиты якобы жили в доме Мосальского. Первые годы они действовали при Фаре. Считается, что они служили в часовне Халецких, пристроенной к фарному храму. Долгое время данные о завершении строительства собственной иезуитской церкви в 1663 году считались абсолютно точными, пока не были поставлены под сомнение Ежи Пашендой, который указывал на то, что предполагаемый строитель храма — епископ смоленский Франтишек Далмат Исаковский, умер в 1654 году, сбежав из Смоленска, на который наступали московские войска. Даты постройки храма в 1647 и 1667 годах появляются в литературе, согласно Пашенде, благодаря конституциям сейма, которые утверждают фундации иезуитом. Однако следует отметить, что неучастие Исаковского в завершении строительства костёла не опровергает утверждение о строительстве иезуитского храма в 60-х годах XVII века. Конституция Сейма 1647 года указывает на то, что храм иезуитов ещё не построен: «должны быть построены церковь и коллегиум…» Ревизия гродненской экономии от 1650 года, перечисляет здания иезуитов, но не упоминает костёл. Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов. Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом. Гродно был очень сильно разрушен. После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий. В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно. В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года.
О том, что происходило в этом филиале ада на Земле, Марина Чеславовна рассказала «Перспективе». Однако Великая Отечественная война перечеркнула все планы советского руководства. Там же базировались части Общих СС. В конце июня 1941 г. А примерно через месяц немцы распорядились привезти с лесозавода столбы длиной 4,5 м и заставили еврейских мужчин копать ямы. Сваи установили между мостом и домами по улице Гродненской со стороны озера Кань, по улице Рыбацкой и вдоль берега водоема. В августе или сентябре 1941 года на огороженный колючей проволокой и обнесенный рвом пятачок согнали 1370 евреев как из Озер, так и из соседних деревень и местечек: Нового Двора, Поречья, Василишек, Эйшишек и Петкова. Желтая лата Отныне жизнь узников гетто подчинялась многочисленным правилам. Например, самовольно покидать территорию евреям строго-настрого запрещали. Тем, кого обнаруживали за пределами периметра без соответствующего пропуска, грозил расстрел на месте или смертная казнь через повешение. И всё же некоторым удавалось незаметно выскользнуть из гетто. Одна из жительниц Озер Любовь Качан вспоминала, как к ним на лодке несколько раз приплывал знакомый еврей Лейб и родители давали ему картофель, крупы. Их обязали носить белые повязки с голубой шестиконечной звездой.