Основанный в 1858 году как пост Хабаровка, статус города Хабаровск получил в 1880 году. Он был назван в честь русского землепроходца Ерофея Хабарова. Город город Хабаровск назван в честь. Названа она в честь Геннадия Ивановича Невельского – русского адмирала, исследователя Дальнего Востока, открывшего множество новых территорий возле Амура. Однако всем известно, что Хабаровск был прифронтовым городом и вклад хабаровчан в Победу весьма существенен.
В каком году был создан Хабаровск?
И в 1897 г. После русско-японской войны идет сооружение Амурского участка Транссиба. А затем и Амурского моста строительство 1913-1916 гг. Его открытие стало последней точкой в этой величайшей стройке.
Город обрастает слободками. Они появляются сами по себе. Так сложилась Хохлацкая слобода за ул.
Барановской ул. Ленина , а за ней и Дальнехохлатская в районе 19-й школы. Обе решением первого городского Совета в 1918 г.
О них и сегодня напоминает название улицы Слободская в районе пл. Иначе рождалась Арсенальская слободка район завода "Дальдизель". Сюда в 1902 г.
Прикомандированные к нему рабочие с семьями, прибывшие из европейской части России, и сложили Арсенальскую слободку. Как железнодорожники - слободку, появившуюся за вокзалом станции Хабаровск-1. В начале века Хабаровск быстро обзаводится и полноценным городским хозяйством.
В 1900 году появляется телефонная станция. Число ее абонентов быстро достигает 900 номеров. В 1907 г.
Кроме непременного для больших гарнизонов Военного собрания, здесь было единое для горожан Общественное собрание. И улица Пушкина появилась одной из первых в России. А именование другой улицы именем опального графа Л.
Толстого, при его жизни и как бы в ответ на отлучение великого писателя от церкви, было, вообще, смелым шагом. Наиболее образованная и подвижническая часть горожан объединилась в рядах созданного в 1894 г. Приамурского отдела Русского географического общества.
Благодаря усилиям его членов, всего за два десятилетия были проведены 60 различных научно-исследовательских экспедиций, изданы 25 научных трудов, а на основе собранных ими экспонатов и книг были открыты краеведческий музей и общедоступная библиотека. Революционные события 1917 г. Сказалось долгое присутствие и влияние политических ссыльных.
Преобразования проходили мирно. С 25 декабря была провозглашена власть Советов. И лишь начавшаяся в 1918 г.
Гражданская война, осложненная тяжелой интервенцией, в первую очередь - кровавыми действиями и грабительской политикой японских интервентов, серьезно повлияли на городскую жизнь.
Атака немцев была успешно отбита, оставшаяся часть войск обратилась в бегство. Сам Василий Шелест погиб от осколка мины. Успел совершить 246 боевых вылетов, провести 56 воздушных бои сбить 27 самолетов противника. Капитан военно-воздушных сил РККА за время войны успел совершить 197 боевых вылетов на бомбардировку инфраструктурных объектов противника. В апреле 1944 года в Крыму при заходе на посадку самолет Кочнева не попал на взлетно-посадочную полосу из-за плохой видимости и разбился. Весь экипаж погиб при взрыве. Также в краевой столице есть улицы, названные в честь командующих и организаторов партизанских отрядов, действовавших в тылу врага.
В 1859 году по поручению Муравьёва в Хабаровку прислали навербованных переселенцев и штрафованных солдат. Первоначально в Хабаровке были построены здания военного назначения, но уже через 5 лет с момента основания было построено 167 строений, среди них — дом военачальника, казарма, склады, жилые дома и торговые лавки. В 1873 году в Хабаровске была открыта первая начальная школа, а к концу 19 века там уже был музей, библиотека, первое профессиональное техническое училище… С 1880 года Хабаровка становится городом, затем — административным центром Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 году город переименован в Хабаровск.
То есть смена названий коснулась не только тех, что имели действительно китайское или иное «азиатское» происхождение , но и производных от названия народа. Туда же можно отнести и пролив Японец, ставший в это же время Амурским между островами Рейнеке и Рикорда в Приморье. Название пролив получил в честь русского транспорта «Японец», который участвовал в работе экспедиции по обследованию побережья. И залив Америка стал заливом Находка. А ведь он тоже был назван в честь одного из русских транспортов, исследовавших эти места. Кампания по переименованию, затронувшая сотни объектов, длилась два года, в результате чего Дальний Восток в значительной мере утратил свою топонимическую идентичность. Хотя на карте все же сохранилось достаточно много исторических названий — Бикин, Уссури, Ханка. Шамора - живее всех живых И отметим, что хотя прошло уже полвека, некоторые новые имена так и не вытеснили старые. В разговорной речи все едут на Шамору, а не на Лазурную и взбираются на Пидан, а не на Ливадийскую. Шамора - живее всех живых Интересно, что под кампанию переименования не попала река Хуин, на которой стоит нанайское село Кондон в Солнечном районе. Ее переименовали в Девятку позже, из-за неблагозвучия. Почему Девятка — толком никто не знает. Самое вменяемое объяснение — в озеро Эворон впадает восемь рек, а эта единственная вытекает. Кстати, на картах Дальнего Востока по сей день достаточно странных названий. Вспомнить хотя бы реки Первая и Вторая Седьмая в Вяземском районе. Откуда идет отсчет, и где Пятая и Шестая, не говоря уже о Восьмой, сейчас уже никто объяснить не может.
Хабаровск в честь кого назван?
Что посмотреть в Хабаровске: достопримечательности города. Хабаровск был основан в 1858 году генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьёвым-Амурским как пост Хабаровка. Ерофея Павловича Хабарова. Это событие произвело большое впечатление на местных жителей, и в честь члена императорской фамилии назвали не только одну из улиц, но и открывшуюся вскоре первую школу, впоследствии ставшую Алексеевской прогимназией. В 1893 году Хабаровка была переименована в город Хабаровск. В честь кого назван город Хабаровск. 31 мая 1858 года генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев основал военный пост Хабаровка. Построим вот здесь военный пост, и назову я одну из улиц Линейной - в честь всех линейных солдат“.
В честь кого назван Хабаровск и почему?
География Город расположен на правом берегу реки Амур в южной части Среднеамурской низменности. До границы с Китаем — 8 км. До Москвы по прямой — приблизительно 6 100 км, по железной дороге — 8 533 км. Хабаровск находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Vladivostok Time Zone. Геральдика Нынешний герб Хабаровска — второй по счету. Утвержден Хабаровской городской думой в 1991 году. Автор — художник Сергей Логинов.
Из-за этого Ерофей Павлович повернул назад. В Якутский острог Хабаров вернулся не с пустыми руками. Им был составлен чертеж Даурской земли, отправленный затем в Москву. Этот документ оказался одном из тех, на основе которых создавались карты Восточной Сибири сначала в 1667, а затем — в 1672 году. Второй Амурский поход Хабарова начался 9 июля 1650 года. Теперь в его отряде было 117 добровольцев и 21 стрелец, выделенных Якутским воеводой. Хабарова заранее назначили приказным человеком Даурии. Перед ним поставили задачу — правитель государства Маньчжоу, простиравшегося по левом берегу Амура, должен принять русское подданство. Три года продолжался этот поход Хабарова. Во всех стычках с даурцами и прочими инородцами русские одерживали победы. Первую зиму отряд провел в небольшом поселении даурского князя Албазы. Весной 1651 года отряд Ерофея Павловича продолжил поход, сплавляясь по Амуру. И вновь победа следовала за победой. Это стало причиной того, что местные жители, ранее подчинявшиеся местным князьям, принимали российское подданство. Второй поход Хабарова закончился весной 1653 года. Тогда отряд вернулся к притоку Амура реке Зее и затем водными путями и волоками направился в Якутский острог.
Также отмечается, что сегодня в городе в честь героев-земляков называют городские школы, а в самих образовательных учреждениях реализуется проект "Парта Героя". Напомним, ранее губернатор Магаданской области объявил о том, что одна из улиц в столице региона будет названа именем Владимира Жоги.
Инфраструктура на уровне сельской. Транспортное сообщение плохое. Криминогенная обстановка оставляет желать лучшего. Цены тут сильно отличаются среднегородских, естественно, в меньшую сторону. Не случайно тут процент мигрантов как и на окраине базы КАФ — самый высокий в городе. Причем, неофициально. Если смотреть на окраины Южного глазами миграционных служб, то и тут многие люди — сущие привидения, которых по мнению науки не существует, живущие, к тому же на улицах разбитых фонарей — приметы хабаровских окраин. Вид на юг Хабаровска И теперь добавим кувшин меда в бочку дегтя — новостройки в Южном — это исключение. Здесь есть понятие элементарного уюта, удобств и инфраструктуры, население здесь очень разное по составу — не только средний класс, но и сумевшее при зарплате в 30 тыс. Пригороды Хабаровска — в цене уступают даже окраинам, но тут все зависит от близости реки. Если близко — это «курортный» вариант. Это дорого. В сухости, без озер, в пыли грунтовых дорого, вблизи птицефабрик, дымных производств, ТЭЦ — дешево. Учитывается степень удобств. Встретить в качестве соседей здесь можно кого угодно — от традиционных бабусек до новых русских, приторговывающих чем попало, включая наркотики. Бессмысленно приводить тут какие-то цены. От почти нуля до космических высот. Можно выразить такой фразой. Пример такого поселка — «River Park». Компанией «Уссури-Эко» возводится коттеджный посёлок в экологически чистом районе вблизи Хехцирского заповедника, на фоне берёзовой чащи и солнечной дубровки. СК «Эверест» — таун-хаусы с внутренней инфраструктурой, в черте города, 15 минут от центра. Авиасити»- Коттеджный поселок на окраине с. Строительство полностью контролируется кооперативом и его членами. Коттеджный поселок «Усадьба-2» располагается в престижном экологически чистом районе в непосредственной близости от чистейшего природного озера с зоной отдыха, всего в двадцати минутах от центральной площади г. Хабаровска им. Ленина, а подъездной путь проходит по центральной улице города — Карла Маркса. Несмотря на близость к городу коттеджный поселок «Усадьба-2» находится в стороне от шумной трассы, среди естественной природы. По сути дела это таун-хаус, но на природе, а не в городских кустах. Строительство коттеджей в Усадьбе-2 «Солнечная поляна»- новый район г. Хабаровска, причем район малоэтажной застройки. Самый дешевый вариант из всех, кроме ЖСК. Инфраструктура предполагается самой развитой из всех, так же ка и близость к центру и транспортная доступность. Чисто, но далековато. Цена ожидается на уровне самых низких. Коттеджный поселок «Лукашово» — закрытый коттеджный поселок почти в центре. Место пребывания элиты города. Так что срочно становитесь ею и пребывайте сколько хотите. Хотя все можно решить и не будучи вице- и зам- кого-то, а просто своими кровными деньгами. Очень большими. Цены на коттеджи зависят от очень многих факторов, и кроме того. Цена в среднем от 30-38 до 50-60 т. Инфраструктура и ЖКХ Инфраструктуру города кроме торговли можно скорее назвать бедной и проблемной, чем процветающей и насыщенной. Все развлечения сосредоточены в центре. В районах — развлечения такие, какие есть, выбирать тут не придется: дискотека, клуб, кафе, а ехать в Центр может быть дело неблизкое и хлопотное. Давки в транспорте — не редкость и главный минус Хабаровска — его растянутость. Небольшое метро городу бы не помешало. Дорога на работу и обратно, которую можно было бы проехать на велосипеде за 20-30 минут занимает на общественном транспорте с учетом его ожидания от 50-60 минут. Однако ездить по перегруженным и загазованным городским магистралям — дело нереальное. Не убьешься — так задохнешься. Велосипедных дорожек в городе нет, это вам не Европа. Основные виды транспорта — маршрутка, автобус, трамвай и троллейбус, курсирующий в аэропорт из центра города. Обшарпанные подъезды, текущие трубы, сосульки на крышах и некрашеные фасады — обычное дело. Но за все это безобразие еще и надо платить. И немало. ЖКХ в Хабаровске ценит себя непомерно высоко и за свое же собственное жилье с вас возьмут по дальневосточной расценке: 2415 руб. Кроме транспортной проблемы и растянутости города, вызывающих регулярные транспортные пробки есть и другие проблемы. Например, состояние дорожного покрытия вне центра города, нехватка детских садов, перенаселение в младших классах школ, некачественное медицинское обслуживание, скудность предложений интересного отдыха. Несколько театров и концертные залы , бары, кафе и рестораны, хоккейная арена — не решают эту проблему из-за отдаленности Хабаровска. Знаменитости, особенно иностранные, его не балуют и увидеть здесь концерты Элтона Джона или Мадонны не представляется возможным. То же и можно сказать насчет различных городских праздников: унылый советский горотдел культуры сквозит в каждом таком «проекте», проходящем под лозунгом «два притопа-три прихлопа». Дальше дело не идет. Поэтому народ тут, в основном, развлекает себя сам. Кто-то занимается спортом, кто-то баней и фитнесом, а кому-то по душе пивная атлетика — установка личных рекордов в пивбаре или пабе. Хабаровчане заядлые шашлычники — это здесь в крови. Доступность такого отдыха, наличие горячительного к основному блюду и душевный разговор — делают его очень популярным в летнее время. Гостиницами город не обделен, самые известные — Интурист, Чайка, Амур, Ерофей и др. Гостиниц много, но и народу в них — тоже. Краевой центр собирает много приезжих по делам и отдохнуть. В остальном — все как везде. Школы, больницы, поликлиники еще с советских времен рассчитаны примерно на такое население, какое есть — так что проблем с этим в плане их наличия или загрузки — нет. Имеющие возможность отдыха за пределами города — на море или за границей, с удовольствием такой возможностью пользуются. Тем более, что лето тут короткое, всего три месяца и поехать на море в январе или апреле — что может быть лучше? Предприятия и работа в Хабаровске Хабаровск — крупный транспортный узел. Это определяет его экономику. Железнодорожный, речной, автомобильный и авиатранспорт — основа экономики края. Добывающая и сырьевая промышленность характеризуется предприятиями, прежде всего лесной промышленности. ЖД Вокзал Хабаровска Причем приоритет тут не в разведении лесов, не в переработке древесины, а в варварской, бандитской вырубке лесов в пользу зарубежных соседей, скупающих ее так дешево, что им самим у себя ничего не надо вырубать, хотя у многих и вырубать нечего Япония, Корея. Рабочие места в городе есть и даже ощущается нехватка хороших специалистов. Главная газоснабжающая и газораспределительная организация — «Хабаровсккрайгаз».
Звезда по имени «Город Хабаровск»
Средняя плотность населения — почти 1,6 тыс. Значения в 2022 г. Миграционный приток населения на 10 тыс. Возрастной состав населения в 2022 г.
История Возникновение и развитие населённого пункта до 1880 г. Возникновение Хабаровска стало следствием подписания русско-китайского Айгунского договора 1858 г. Основан 3 15 июня 1858 г.
Муравьёв-Амурский как военный пост Хабаровка назван в честь Е. Хабарова солдатами 13-го Сибирского линейного батальона под командованием капитана Я. В 1858—1896 гг.
Поселение быстро развивалось благодаря выгодному географическому положению. В 1872 г. Развитие города в 1880—1917 гг.
С 1880 г. Административный 1880—1888 , окружной 1896—1902 и уездный 1902—1920 центр Приморской области, центр Приамурского генерал-губернаторства 1884—1917. Развивался как один из ключевых региональных центров Дальнего Востока.
В 1880—1890-х гг. В 1894 г. Открыто движение по прошедшим через город участкам Транссибирской магистрали Владивосток — Хабаровск 1897 и Куэнга — Хабаровск 1916.
Крупнейшими предприятиями города в начале 20 в. Плюснина позднее Кобецкого и Пюскюлля. В годы революций и Гражданской войны Советская власть установлена 6 19 декабря 1917 г.
Во время Гражданской войны 1917—1922 гг. Калмыкова и частями Чехословацкого корпуса при поддержке вступивших на российскую территорию в рамках иностранной военной интервенции американских и японских оставались в Хабаровске до 21 октября 1920 войск. В ночь с 21 на 22 декабря 1921 г.
Молчанова, подконтрольной белому Временному Приамурскому правительству. После успешной Волочаевской операции 14 февраля 1922 г. История в 1922—1926 гг.
В 1923 г. Краевой центр Административный 1926—1938 и окружной 1926—1930 центр, центр Хабаровской области 1934—1938 , Некрасовского 1926—1932 и Хабаровского 1932—1935, 1937—1938 районов, город краевого подчинения с 1930 Дальневосточного края. В 1930 г.
Институт инженеров железнодорожного транспорта основан в 1937; с 1993 Дальневосточная государственная академия путей сообщения, с 1997 Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Пущены судостроительный завод «Остон» 1932; с 1933 «Хабсудмех», ныне не работает , авторемонтный завод 1933; ныне «Дальэнергомаш» , нефтеперерабатывающий завод имени Орджоникидзе 1935; с 2002 под контролем компании «НК Альянс», инкорпорированной на Бермудских Островах. Постановлением Президиума Дальневосточного краевого исполнительного комитета от 3 ноября 1937 г.
С 1938 г. С июня 1940 г. Все предприятия города были переведены на выпуск продукции военного назначения и ремонт военной техники.
В 1943 г. С августа 1945 г. В 1958 г.
Сталинский район переименован в Индустриальный. Составлял муниципальное образование и являлся центром муниципального образования Хабаровский район 1996—2004 , образует городской округ и является центром Хабаровского муниципального района с 2004. В 2005—2015 гг.
В 2000—2018 гг. Указом президента РФ В. Путина от 3 ноября 2012 г.
Редакция отечественной истории Архитектура Город вытянут вдоль реки Амур и его протоки более чем на 35 км. Его центральная часть застроена по регулярному плану 1864 г. Панораму центральной части Хабаровска со стороны реки определяют пляж, парк имени Муравьёва-Амурского с лестницами, памятником графу Н.
Муравьёву-Амурскому заложен в 1888, открыт в 1891, скульптор А. Опекушин ; снесён в 1925, восстановлен в 1992 и зданием спасательной станции «Утёс» 1943, архитектор П. Стариков ; гостиница «Интурист» 1970—1977 , здания гарнизонного Военного собрания 1884—1887, инженер В.
Мооро; надстроено в 1914—1916; ныне концертный зал Хабаровской краевой филармонии и Дальневосточный художественный музей и управления Амурского речного пароходства 1933—1934, 1955 ; Успенский 2000—2002, архитектор Ю. Подлесный и Спасо-Преображенский 2001—2004, архитекторы Ю. Живетьев, Н.
Прокудин, Е. Семёнов соборы; Дом радио 1969—1991 , новые жилые комплексы. На улице Муравьёва-Амурского сохранились торговые дома Хлебниковых 1891, 1912—1913 , Пьянковых 1900 , Танцыревых начало 20 в.
Колмачевский; ныне здание Дальневосточной научной библиотеки , товарищества «Кунст и Альберс» 1905, предположительно архитектор Г. Юнгхендель; пристройки, 1906—1908 , здание городской думы в стиле модерн 1907—1909, архитекторы П. Бартошевич, Б.
Малиновский , дом Итидзи Такеути 1912 , гостиница «Эспланад» 1913; пристройка, 1928, архитектор Н. Перевалов; ныне гостиница «Дальний Восток» ; здание Дальневосточного банка 1927—1928 , Дом Советов 1928—1930, архитекторы И.
Play Pause Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Свой рассказ я начну фразой Альберта Энштейна… «Вы думаете, что все просто? Да, все просто. Но совсем не так!
В июле 1944 года в районе деревни Новинки, которая находится недалеко от Бреста, осуществлял руководство войсками по отражению вражеской пехотной и моторизованной контратаки противника. Он погиб в этом бою, но атака немцев была подавлена и советские войска перешли в наступление. В марте 1944 года младший сержант Паньков участвовал в наступлении советских войск в Украине.
Он одним из первых занял село Костоватое Николаевской области УССР, а уже на следующий день передал разведывательные данные о переднем крае немецкой обороны, которая была уничтожена артиллерийским огнем. Награжден золотой звездой Героя Советского Союза. В сентябре 1943 года при форсировании реки Днепр вместе со своим взводом захватил плацдарм.
Младший лейтенант Бондарь минометным огнем сумел отразить три атаки вражеских сил и дважды контратаковал до подхода основных сил полка.
Но совсем не так! Эта цитата определяет тему нашей небольшой экскурсии в самом центре Хабаровска. Здесь много мест, посвященных событиям и людям, создавшим город, который по историческим меркам совсем молодой. До сих пор ходят споры, кого же считать основателем Хабаровска — капитана Дьяченко, графа Муравьева-Амурского или адмирала Невельского?
Откройте свой Мир!
Этот город, называемый в некоторых источниках Тазовским, существовал на полуострове Таймыр уже в XVII веке и был первым русским поселением Заполярья. Этот город, называемый в некоторых источниках Тазовским, существовал на полуострове Таймыр уже в XVII веке и был первым русским поселением Заполярья. В честь замечательного землепроходца военный пост был назван Хабаровкой.
Павел - да не тот
Хабаровск один из крупнейших городов Дальнего Востока, однако, зачастую он скрыт под тенью более современного брата – Владивостока. В честь этого события уже в эти выходные в городе на Амуре состоялся XI Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны». В честь какого города назван астероид (1147), открытый Неуйминым в 1929 г. Хабаровск — город (с 1880 года) в России, административный центр Хабаровского края[5]. С 1880 года — город Хабаровск, административный центр Приморской области, с 1884 года — административный центр Приамурского генерал-губернаторства. Официальное принятие названия города Город Хабаровск был назван в честь казахского полководца И. Хабарова, который играл важную роль в истории русской колонизации Дальнего Востока.
В честь кого назван Хабаровск и почему?
История названия Название Хабаровка дано по инициативе графа Муравьева-Амурского. Выгодное место для закладки военного поста рекомендовал Муравьеву еще в феврале 1854 года Геннадий Иванович Невельской. Экспедиция под руководством этого выдающегося морского офицера в 1849 году открыла пролив между островом Сахалин и материком, а также установила, что устье Амура судоходно. Имена этих деятелей увековечены в достопримечательностях Хабаровска. В 1958 году к столетнему юбилею краевой столицы на привокзальной площади установили памятник Хабарову. Именем Невельского в Хабаровске названа центральная набережная.
Памятник выдающемуся флотскому адмиралу и исследователю Дальнего Востока должен появиться в краевой столице в ближайшем будущем. Настолько, что даже письма и газеты читались по нескольку раз — почта приходила дважды в месяц, да и то только зимой и летом, ведь «во время распутицы мы бывали отрезаны от мира почти 2 месяца». На протяжении второй половины XIX века и вплоть до вступления России в Первую мировую войну Хабаровск постепенно развивался и застраивался. Первые несколько лет существования Хабаровки вся жилая деревянная застройка велась хаотично, и официальных названий улиц не существовало. Вид на Среднюю гору с речки Плюснинки.
Конец XIX века. На вершине виден Успенский собор и триумфальная арка, построенная к визиту цесаревича Николая Александровича Побывавший в этот период в Хабаровке офицер и журналист П. Краснов записал в дневнике: «Город без плана, без рисунка. Всякий лепил свой дом, где хотел, отмежевав себе сколько угодно места…» В 1864 году военный топограф Марцелий Мартынович Любенский разработал план застройки поселения с перспективой превращения ее в торговый и промышленный город. Основой для городской планировки послужил естественный ландшафт.
Ключевыми элементами планировки города, стали выходящие к Амуру почти параллельные холмы. Иногда в литературе их называют дальними отрогами Сихотэ-Алиня. Градостроительный план включал регулярную сеть улиц, которая сегодня составляет основу исторического центра Хабаровска. Генеральный план Хабаровки землемера Приморской области Любенского 1864 года В 1872-м Хабаровка только начинала строиться и выглядела неприглядно. Жителей было немного, человек 500, «считая и солдат постовой команды».
Слухи о том, что Хабаровка станет городом, распространились еще в 1876-м. Из Николаевска сюда перевели артиллерийские склады и горный дивизион. В 1880 году столицу Приморской области переносят из Николаевска в Хабаровку. Поселок приобретает статус города, и в нем строится отдельное здание под резиденцию губернатора Приморской области. К этому моменту в населенном пункте насчитывалось около 2 тыс.
Из них всего 5 домов стояли на каменных фундаментах. Все прочие частные дома были типичными для царской России трущобами: хаотично настроенными «деревяшками» без нормальной инфраструктуры. В них проживали городские обыватели: мелкие ремесленники, торговцы и служащие. В 1884 году Восточно-Сибирское генерал-губернаторство разделено на две военно-административные единицы: Иркутское и Приамурское генерал-губернаторства. Столицей Приамурского генерал-губернаторства стала Хабаровка.
Здесь же находилось и управление Амурской областью. В этом году население юного города достигло 4 тыс. Из них: 3340 русских и 519 китайцев. Приобретение областного, а затем и губернского ранга вызвало в Хабаровке строительный бум. Именно в этот период в городе появились первые кирпичные здания.
Многие из таких домов, история которых ведется с конца XIX века, сохранились в Хабаровске до наших дней и охраняются как памятники архитектуры федерального значения. Каменные дома Хабаровска, построенные в конце XIX века. Некоторые из них надстроили в XX веке.
У него были и соляные варницы. На Русском Севере не было крепостного права. Будучи свободными людьми, северяне нередко пускались в рискованные путешествия, отправляясь в неизведанные земли. Целью таких походов становилось стремление разбогатеть, но свою роль играло и желание найти и освоить новые территории. Разумеется, такие путешествия были трудными, и опасными, но жители Русского Севера были способны переносить серьезные лишения, поскольку к этому они привыкали с детства. Вероятно, простая спокойная жизнь не удовлетворяла Хабарова, и около 1620 года отправляется он «за камень», то есть, в Сибирь. В качестве одной из причин этого называют и долги, которые к тому времени накопились у Ерофея. В городе Мангазее воевода Андрей Федорович Палицын, увидев, что Ерофей Хабаров отличается трудолюбием и смышленостью, предложил ему должность таможенного целовальника. Ерофей Павлович согласился и в течение некоторого времени исправно собирал таможенные пошлины. В это время, точнее, в 1629 году, Хабаров оказался в числе участников конфликта воевод Палицына и Кокорева, приняв сторону Палицына. Когда конфликт был улажен, Ерофей Хабаров с братом Никифором и племянником Артемием отправился на Енисей. Там, имея «приезжую грамоту», позволяющую доставлять груз в удаленные поселения, он вместе с 27 нанятыми работниками отправляется в Ленский край. В новое место Ерофей прибыл в 1633 году. Здесь он занимался сплавом по Лене товаров, которые приобретали местные жители. Кроме того, Хабаров стал первым, кто занялся в этих местах землепашеством. Отмечено, что в 1641 году он, привлекая наемных работников, выращивал хлеб на площади 26-и десятин около 30-и гектаров. В том же году, из-за трений с воеводой, Ерофей Павлович переселяется выше по течению реки и создает там заимку.
Население Центра в среднем более интеллигентное и состоятельное, хотя и основательно перемешанное: много пенсионеров, офицеров-военных, студентов — местных жителей, работников фирм, менеджеров высокого класса, множество горожан, получивших квартиры по наследству и не желающих покидать центр из-за большой разницы в жизни в нем и за его пределами. ЖК «Richeville» На некотором отдалении от Центра 20-30 мин. Здесь формируются поезда, происходят маневры и отстой вагонов, в общем — бесконечное движение и стук колес. Это Железнодорожный район Железка с примыкающим районом улицы Краснодарская. Главной улицей здесь является проспект 60-летия Октября, уходящий от заселенного района, примыкающего к ул. К Маркса, вглубь промзон. И Восточное шоссе, уходящее за пределы города. С другой стороны находится большой район с частным сектором и небольшим процентом крупнопанельных и кирпичных домов, с коттеджными участками. Здесь неплохим жильем является территория , примыкающая к военному аэродрому, находящемуся в черте города полетов выполняется крайне мало и шума нет , это квартиры новой планировки в 9-12 этажных домах, «хрущовки» немногочисленные «сталинки». Новые высотки в Хабаровске Здесь много магазинов, остановки транспорта, Дом офицеров и жилой военный городок где давно уже квартиры приватизированы и продаются-покупаются — ДОСы Дома офицерского состава — это сплошные «сталинки». В районе ДОСов и военного аэродрома ощущается присутствие военных, офицерского состава в этой части города. Чем дальше от аэродрома и от центра города вдоль железки — тем хуже. Магазинов меньше, грязи больше, промзоны уже попадаются на каждом шагу. Много транспорта — эта дорога объездная в Индустриальный район и забита бывает до предела. Цена частного сектора всюду по городу очень разнится — от наличия удобств и величины участка, близости дороги инфраструктуры. Где-то реально приобрести дом исходя из 20 т. Территория, примыкающая к аэропорту, через улицу К. Маркса, так и называемая в народе «Аэропорт», имеет недостаток — довольно сильный и постоянный шум от садящихся и взлетающих самолетов. Кроме того, некоторые части района, находящиеся вдалеке от ул. Маркса, ведущей из центра в аэропорт, имеют плохое транспортное обеспечение. Есть дома, где живут семьи работников Аэрофлота — бывших и теперешних. Здесь много «хрущевок», разбавленных новостройками и жильем новой планировки. Еще одна примета Хабаровских окраин — плохо контролируемое частное строительство, приводящее к соседству облезлых пятиэтажек, дворцов торговцев овощами и невероятных строений из чего попало, в которых ютятся те, кто не может найти себе работу с достойной оплатой, мигранты, китайцы и прочее приезжее население, которое не в состоянии сразу купить себе приличное жилье или находятся тут временно. Не так давно таких поселений на неофициальной карте Хабаровска именуемых «шанхаями» и «индией» было предостаточно. Теперь, в результате сноса и расселения они просто равномерно рассредоточены по окраинным районам так, что свои мини-шанхаи наблюдаются всюду, где только виден край города. Это касается всех районов, кроме центра. Район аэропорта имеет среднюю по степени развитости инфраструктуру, достаточно отдален. Цена же на немногочисленное бросовое жилье, в основном, ближе к Березовке которое еще век не будут сносить — исключительно договорная, и часто можно купить его чуть не даром — когда кто-то спешно уезжает, например. Однако убедиться в законности строительства такого жилья надо обязательно — ведь незаконное жилье если и снесут его когда-нибудь, то без предоставления нового пристанища. Преимущество этого района в том, что он компактен, находится по большей части близко к дороге. Район улиц Большая-Шелеста — своеобразная территория — смесь промзон, шумной, перегруженной транспортом улицы Большая и относительно тихих районов в глубине кварталов, правда с проблемами транспортного свойства, бедной инфраструктурой. Имеется многочисленный частный сектор, одно из мест его концентрации в городе. Цены здесь те же, что и в районе Аэропорта, хотя к центру тут немного ближе. Есть и новая планировка, и «хрущевки», есть и промзоны, но доминирование частного сектора тут налицо. Чрезвычайно разношерстного, разумеется. Следующие три района примыкают к Амуру, поэтому цены здесь выше, особенно на жилье, находящееся в непосредственной близости к реке. Жилье в Северном — мечта многих хабаровчан. Кировский-Тихоокеанская — наиболее престижный район после центра. Цены тут даже чуть выше указанной средней, есть «хрущовки» и «сталинки». Сочетание тихих небольших промзон с тихими уголками жилья, близость Амура. Транспортная инфраструктура, местами слаборазвита, но все относительно в порядке с магазинами, школами, имеется частный сектор — старые дома с угольно-котловым отоплением, новострой, коттеджи. Район Трехгорная-Тихоокеанская Трехгорка на третьем месте по количеству желающих в нем жить. Студенческий район города. Отличное транспортное сообщение, хотя и не без пробок и давки в часы пик, бедная инфраструктура по одну сторону ул Тихоокеанской, где находится студгородок, жилые районы «хрущовок» и новой планировки и частники, и развитая — по другую ее часть, где многоэтажки, рестораны, кафе, остановки. Это чистый и престижный район с относительно благополучной криминогенной обстановкой. Отсюда высокие цены на жилье, лишь немного уступающие предыдущему. В силу своей отдаленности и наличия массы примыкающих мини-шанхаев и частного сектор где кто только не живет:от русских бабусек до 30 китайцев в одном доме, криминогенная обстановка в районе повышенная, но чисто — как на улицах, так воздух. Промзон почти нет, есть военные части. Это лучше. Наилучшее место с точки зрения «цена-качество», но лишь для тех, кто готов мириться с 40 минутами езды в идеале до центра. Краснофлотский район — чистое, заселенное место, большинство зданий относятся к послевоенным стройкам,здесь находится база военного речного флота. А это значит, что проживает тут офицерский состав частей флота, служащие — в военных частях, причем как слесари-ремонтники, например, так и секретари — делопроизвоители, среди женщин. Но населения, живущего там где работают в Хабаровске мало и это его проблема — ежедневные миграции по трем лучам городского «скелета» многих тысяч людей дважды в день, плюс студенты,живущие вне студгорока. Студенческое население микрорайона больше плюс мало криминала , чем минус шумный народ. Отдельно надо выделить районы пос. Березовка, и пос. Многоэтажные деревни в черте города. Транспортное сообщение здесь удовлетворительное , но далеко от центра. Процент проживания сельских жителей и процент частного сектора тут высок,т. Это районы «на отшибе». Цены тут на 10-20 процентов ниже средних. Дорога до центра занимает о 40 минут. Близость ТЭЦ не красит вид из окна и запахи в пос. Горького — но это один из вариантов поиска дешевого жилья, участков под строительство. Еще большой способ сэкономить на жилье, в ущерб своему собственной настроению и самочувствию, это поселиться в Индустриальном районе Южный. Этот район растянут вдоль Амура и начало его близко к центру 20 мин. Инфраструктура слаборазвита. Бывает грязно, тяжелый воздух, если нет ветра с Амура. Частный сектор многообразен как в смысле удобств и престижа, так и смысле цен. Промзоны — беда Индустриалки-Южного. Вторая беда — растянутость района и, практически одна дорога в центр, кошмарно перегруженная, быстро приходящая в ужасное состояние после очередного фиктивного ремонта. Третья беда — криминогенная обстановка. Она тут худшая в городе. Спальные районы Южного Отсутствие сколько-нибудь развитой инфраструктуры на фоне этих бед — сущие мелочи. Окраина Индустриального Южного р-на за ул. Халтурина — наиболее отдаленный район промзон и окончание спальных районов, постепенно переходящих в пригороды, а точнее сказать в большую деревню под названием «окраина Хабаровска». Инфраструктура на уровне сельской. Транспортное сообщение плохое. Криминогенная обстановка оставляет желать лучшего.
К концу века там жили уже 15,5 тысячи человек. Сильно повлияло на развитие дальневосточного города строительство Транссибирской магистрали. Хабаровск — город воинской славы. В том числе, во время завершающего этапа Второй мировой войны, когда продолжалась борьба с Японией, он играл роль военно-политического центра.